Ганс фон Аахен
Ганс фон Аахен. «Купание Вирсавии». 1612—1615. Музей истории искусства, Вена.
Вирсавия – героиня ветхозаветной истории. Царь Давид увидел купающуюся молодую женщину и возжаждал её. Своего он добился, но тут выяснилось, что женщина замужем, причём за одним из лучших его военачальников, Урией Хеттеянином. Отказаться от приглянувшейся ему красавицы Давид не cмог. И чтобы избавить её от брачных уз, отправил Урию на верную гибель.
Фон Аахен пишет, прежде всего, обнажённую натуру. Вирсавия не купается, а лёгкими движениями смачивает нежную кожу. Cосуд с ароматным маслом, ножницы, расчёска, мягкая кисть… Не забыты шлёпки, подушка на скамейке… Сама же Вирсавия чем-то напоминает тинтореттовскую Сусанну. Чувствуется влияние маньеризма с его диспропорциями.
Художник избрал такой формат, что, помимо Вирсавии, здесь ещё мало кто поместится. Девушка симпатичная и не удивительно, что на неё обратил внимание царь Давид. Кстати, вон он и сам, на крыше дворца в античном стиле. Правда, к великому правителю проявлено очевидное неуважение со стороны художника (если только картина не была обрезана сверху): от царя остались лишь руки на перилах. Этому должно быть какое-то объяснение.
Персонаж позади Вирсавии – её законный супруг Урия. Мужественный воин, честно исполняющий свой долг. Он любит свою жену и не находит с её стороны ни малейшего проявления двуличия. И напрасно, потому что Вирсавия отражается в зеркале в его руках совсем не так, как выглядит на самом деле – с точностью до наоборот.
Вирсавия по фон Аахену – особа кокетливая и двуличная, вполне способная предать своего благородного мужа. Царь Давид сделал ей предложение, от которого трудно отказаться. Она и не отказалась. То есть всю вину за случившееся художник возлагает на неё. А раз так, то и царя изображать нет никакой необходимости. На его месте мог оказаться кто угодно.
Что ж, фон Аахен имел право на такое мнение. Принять его или отвергнуть – дело каждого из нас.