Вы здесь

Смыслы и образы. Питер Пауль Рубенс (Борис Вараксин)

Питер Пауль Рубенс

Питер Пауль Рубенс. «Сусанна и старцы». 1630-е гг. Мюнхенская пинакотека


Сусанна в исполнении Рубенса – дородная фламандка, перепуганная вторжением неизвестных и спешащая стыдливо прикрыть наготу. Мужчины же возбуждены до крайности и их можно понять: женское тело убийственно соблазнительно. По меркам представителей судейского корпуса, естественно. А они в таких вещах разбираются.

Тот, что в красной рубахе, вытаращил глаза от изумления и стоит, будто громом поражённый. Под стать ему товарищ – тоже не первой молодости. Но испугалась несчастная девушка не столько их (подкравшихся незаметно), сколько яростного лая маленькой собачки, обнаружившей чужаков и спешащей на помощь своей хозяйке.

Сценка исполнена с большим чувством юмора, нечасто встречающимся в творениях фламандского художника. Обычно у него всё довольно пафосно и величественно. Здесь же доходит до того, что мужчина в красном чем-то напоминает самого Рубенса. То есть мастер, достигший к тому времени всего и вся, находит удовольствие в подшучивании над собой. А это свидетельство огромного жизнелюбия и душевной доброты.


***


Небольшое отступление. Вспоминается работа другого художника – «Обнажённая» Ренуара из ГМИИ им. А.С.Пушкина.