Вы здесь

Смыслы и образы. Лодовико Карраччи (Борис Вараксин)

Лодовико Карраччи

Лодовико Каррачи. «Сусанна и старцы». 1616 г. Лондонская национальная галерея.


И это – Сусанна? То самое несчастное, оскорбленное грязными намеками и чудовищными поползновениями дитя природы? Да нет же, это совсем другая женщина! Да и старцы другие: моложавые, деловитые… Прямо-таки темпераментные мачо, улаживающие отношения с закапризничавшей девицей. Ее уже и тянут за одежду, и доводы приводят – такие, что и адвокатам не снились… Но героиня не согласна. Господь не позволяет!

Такая вот сцена. И попробуй пойми: кто же, в конце концов, кого соблазняет? Улыбка-то на губах Сусанны просто дьявольская! Так и хочется назвать её кокеткой, а не несчастной жертвой.

Лодовико Карраччи (быть может – и невольно) пересматривает ветхозаветную историю и трактует её в ключе, вроде бы и привлекательном для католической церкви (Всевышний, будучи строгим заступником и наставителем на путь истинный, всегда на страже моральных принципов и не позволит свершиться несправедливости в отношении ни в чём не повинной женщины), и в то же время выставляет Сусанну в образе похотливой самки. Такое вот единство и борьба противоположностей. Что, собственно, в жизни и происходит. И в этом своём видении художник абсолютно прав.

В остальном же перед нами – типичный академизм с его главным принципом: живопись должна быть безукоризненной с точки зрения рисунка. Потому что именно он и делает её прекрасной. А то, что зрителю хочется отдохнуть… Да пожалуйста! Хочешь – душой, хочешь – телом. Можно и головой…


***


Не остался в стороне от творческих поисков и Рубенс.