Вы здесь

Смех Again. За 13 дней и 1500 киллометров до (…) (Олег Гладов, 2014)

За 13 дней и 1500 киллометров до (…)

– Я так привыкла говорить, что ты мой брат… Кажется, сама начинаю в это верить…

Нюра сидит за кухонным столом и смотрит. Снизу вверх.

– Верь. Тогда остальным будет проще поверить.

– Они и так все верят. И тётя Зоя тоже. Она больше не приходит… Ты извини… Я не могу тебя ничем накормить… Я не умею готовить…

Два шага к окну: двор. Солнце. Жара.

– Не переживай. Кое-что ты делать умеешь. Одежду мою постирала. Видишь, какая ты умница…

На её лице робкая улыбка:

– Ну это просто.

– Не так уж и просто. А готовить я и сам могу.

Два шага от окна: полки с посудой. Кастрюли. Сковорода. Тарелки. Дверца шкафа: картофель, мука, соль.

– Ты пробовала когда-нибудь суп-пюре из мидий?

– Нет.

– Лазанью с морскими гребешками и креветками?

– Нет… а что это?

– Я угощу тебя. Сегодня.

– Я не знаю, где всё это взять…

– Я знаю. Здесь есть где-нибудь супермаркет?

Пожимание плечами.

– Большой магазин?

Пожимание плечами:

– Извини, не знаю…

– Зачем ты так часто извиняешься. Не нужно. Мне тебя не в чем винить.

Робкая улыбка:

– Я не знаю, где большой магазин…

– Ничего. Я сам найду. Узнаю по телефону в справочной.

– У меня нет телефона.

– На улице есть. Пойду прямо сейчас. Прогуляюсь.

Рубашка и штаны пахнут дешёвым стиральным порошком. Но… они чистые. Нюра чуть краснеет:

– У тебя верхняя пуговица оторвалась… Но я не умею пришивать…

– Ничего. Всё равно жарко.

Носки. Пыльные кроссовки. Пояс-сумка. Недавно всё это принадлежало ремонтнику железнодорожных путей. Теперь не принадлежит.

Нюра провожает до дверей. Протягивает руку:

– Вот… Возьми… Это моя пенсия…

– Мне не нужны деньги.

Нерешительно опускает зажатые в кулаке купюры.

– Я же угощаю… Ты шоколад любишь?

Кивает.

– Я принесу самый лучший.

Поворот ключа в замке.

– Я скоро буду.


– Ты на самом деле с Севера?

Нюра моет посуду. Тарелки одна за одной выстраиваются на сушилке, роняя немногочисленные капли.

– Лазанья понравилась?

– Очень вкусно… Спасибо… Не хочешь говорить, да?

Кап-кап-кап-кап

– Скажем так: я издалека.

Последняя тарелка занимает своё место в строю. Чиркает спичка. Через время начинает шёпотом ворчать чайник.

– Можно ещё вопрос?

– Можно. Даже не один.

В двух чашках пакетики с чаем ждут кипятка. Нюра присаживается на краешек стула по ту сторону стола. Какое-то время молчит. Потом:

– У тебя шрамы на груди и на спине. Откуда?

Чайник выражает своё недовольство чуть громче.

– Меня хотели убить. Далеко отсюда, в большом городе. Убили, но не до конца. А моих друзей смогли.

Чайник начинает свистеть. Нюра встаёт, разливает кипяток по чашкам. Бросает в каждую по два кубика рафинада. Стоя спиной, спрашивает:

– За что?

– Думаю за то, что мы умели делать.

Нюра ставит чашки на стол. Снова занимает своё место напротив.

– А что вы умели делать?

Краткое молчание.

– Возьми свою чашку, Анна.

Взяла.

– Размешай сахар.

Размешала.

– Сколько кубиков ты положила?

– Два.

– Попробуй свой чай.

Отхлебнула.

– Ну?

Ещё раз отхлебнула:

– Он не сладкий…

Краткое молчание.

– А теперь помешай ложкой по часовой стрелке.

Ложка, стукаясь о стенки, совершила пять полных оборотов.

– Пробуй свой чай.

Попробовала.

– А сейчас?

– Сладкий. Очень.

– Теперь против часовой.

Ложка совершает обратное путешествие: пять, четыре, три, два, один.

– Пробуй.

Осторожно отхлебнула.

Смотрит, не мигая, с противоположного края.

– За это тебя хотели убить?

– Что с твоим чаем?

– Он солёный…

Отодвинула чашку от себя. Так ни разу и не мигнула.

– Это мелочь. Как бы фокус. Как бы. Не бойся. Пей свой чай. Он нормальный.

– Я лучше шоколад поем…

Шуршит обёртка. Хрустит на зубах шоколад. Потом:

– Все твои друзья так умели?

– Они много чего умели. Я же говорю – это мелочь. Фокус. Как бы фокус… У каждого был свой талант. Один из них, когда ему было двенадцать лет, сбил на спор «Челленджер»… Такой летательный аппарат… Это было давно… Его звали Аэро.

– А твой талант в чём?

Молчание. Тарелки уже почти перестали ронять капли.

– В том, чтобы не смеяться попусту. Иначе может кое-что произойти.

– Ты даже улыбаешься редко.

– Стараюсь.

Молчание. Невидимое золото.

– А зачем ты приехал сюда?

– Искал.

– Кого?

– Оставшихся.

– А они здесь? В этом городе?

– Я на это надеялся. Но их здесь нет.

Их нет нигде.

Ни в одном из городов.

Ни по одному из телефонных номеров, сохранившихся в потрёпанном блокноте памяти.

Все названия и цифры вычеркнуты. Замазаны чернилами.

– Что ты будешь делать теперь?

Та, которая называла себя Скво, однажды сказала: если у тебя вдруг вырастет третье ухо на голове – есть несколько путей.

Первый – сразу ампутировать это ухо, пока никто его не увидел. И никогда не узнать, зачем оно выросло и почему.

Второй – оставить всё как есть и до конца жизни торчать в цирке, ужасая или веселя публику.

Третий – создать свой цирк. Где все продолжают жить, не замечая, что огромной толпой бродят по кругу. По арене в лучах прожекторов. А во тьме, на зрительских местах, – ты.

Не торопись отрезать третье ухо. Вдруг оно не лишнее? Вдруг услышишь им то, что никто никогда не слышал?

Свой Цирк. Он у нас был. Улыбаться и смеяться без причины в нём нельзя.

– Я не понимаю…

Нюра опустила ложку в стакан и медленно помешивает почти остывший чай: пять раз по часовой стрелке. Пять раз против. И опять по часовой.

– И не нужно понимать.

Против часовой: пять, четыре, три, два, один.

– А я хочу.

– Значит, поймёшь. Потом. Вопросы кончились?

– Один ещё можно?

– Можно. Последний.

Ложка остановилась.

– Как тебя называли твои друзья?

Имя. Пылинка. Цифра в статистическом отчёте.

– А ты ещё не поняла?

– Поняла. Можно я тебя так буду называть?

Пауза.

– Можно.

Улыбка на её лице:

– Хочешь ещё чаю (++++)?