Вы здесь

Смех сфинкса. Танец обсидиановой бабочки. Глава 3 (Лиана Мусатова, 2017)

Глава 3

Собравшиеся стояли у автобуса и ждали остальных туристов, чтобы ехать на очередную экскурсию. Поскольку Орнеллу волновали космические видения, в которых ей было не все понятно, она обратилась к Саше за разъяснением:

– Вчера во время медитации в святилище я видела такие странные вещи, что до сих пор не могу прийти в себя. Видела край другой планеты с фиолетовым светилом, видела системы планет, заключенные в пленку и плавающие в пространстве, как пельмени в кипятке.

– Ты сказала «в кипятке», значит, пространство бурлило?

– Да. Еще и как бурлило. Кроме того, они не только заключались в пленку, они были самой пленкой. Все это двигалось, вращалось, видоизменялось… прямо у меня на глазах меняло форму. Такая красота и такое завораживающее действо, что я ещё и сейчас под впечатлением. Причем, там все это не казалось странным. Я ничего не поняла из этого калейдоскопа, осколки которого, то есть элементы были окрашены яркими красками, но знаю, что должна понять. А как, если у меня нет соответствующих знаний? Самым странным были эти пленки, как околоплодный пузырь. Что за пленки в космосе?

– Вот на этот вопрос тебе и придется ответить, но сначала познакомиться с М-теорией.

– Что это еще за теория?

– Теория мембран. Тобою виденные пленки и есть мембраны.

– Вот как? Значит, ученые уже знают о них. Зачем же они мне их показали?

– Конечно же, не для удовлетворения праздного любопытства. Не зря же я тебя назвал Коперником. Ты тоже внесешь свою лепту в изучение космоса.

– А ты что-то знаешь об этих мембранах?

– Конечно.

– Расскажи.

– Да, конечно, расскажу. Только кратко. А ты, когда вернешься в Париж, отыщи все научные работы по этой теме и изучи. Я думаю, ты найдешь лазейку в космос, по которой доберешься до самого сокровенного, тебе одной предназначенного. Интуиция тебе подскажет.

– А почему ты этим не занялся? Я вижу, как у тебя глаза горят.

– Я рядом. У меня другая лазейка, по которой я пробираюсь в дебрях непознанного.

– Иногда ты говоришь как поэт. Ты случайно стихи не пишешь?

– Я – нет. Словарного запаса не хватает, а вот Лия пишет.

Орнелла недовольно хмыкнула:

– Опять эта Лия. Куда не пойдешь, на неё попадешь. Она уже что-то Захи впаривает, – Орнелла кивнула в их сторону. – Ну и что же такого интересного она написала?

– У нее есть стихотворение как раз по той теме, о которой мы с тобой будем говорить.

– А откуда она о ней знает? Она же не физик.

– Это эзотерическое знание, а оно многопланово. Но ты не спеши, нэ лизь попэрэд батька в пэкло.

– А что это такое?

– Что все узнаешь по порядку, а когда придет время, я прочитаю эти строки.

– Хорошо. Подожду. Меня еще поразила асимметричность космоса. Может быть, в обычных обстоятельствах я бы и не зациклилась на этом, а там, в космосе, как будто бы кто-то заострял мое внимание на этом и еще на какой-то неприятной темной полосе, пересекающей все видимое пространство, от которой исходило ощущение опасности. Из всего, что мне показали, я усвоила только картинку, но ничего в ней не поняла.

– На первый раз достаточно. Это тебе – информация для размышления. Дан урок, названа его тема, над остальным ты должна работать самостоятельно.

– А тебе в этой картинке все понятно?

– Ну, все никогда не может быть понятно. Процесс познания бесконечен, но кое-что я тебе объясню, во всяком случае, то, что уже известно науке. А науке на сегодняшний день известно достаточно, чтобы сомневаться в космологической модели, по которой Вселенная была создана в результате Большого взрыва, и что реликтовое микроволновое излучение распространено в ней без всякой закономерности, то есть случайным образом. Оказалось, что та черная полоса, которая привлекла твое внимание, а ученые ее назвали «осью зла», и организует вокруг себя все вселенские структуры, в том числе и реликтовое микроволновое излучение.

– А почему они её так назвали? Она ведь порядок наводит?

– Трудно сказать. Наверное, потому что испытывали что-то похожее на твои ощущения. Ее еще называют космологическим феноменом, подрывающим все привычные положения и теории, представляющие научную картину мира. Новые факты заставили ученых пересмотреть существующие теории и модели. Надеюсь, ты помнишь их.

– Не очень. Если ты напомнишь, буду очень благодарна.

– Космологическая модель Канта была построена на теории Ньютона о безграничности Вселенной в пространстве. Кант развил его идеи, выдвинув теорию о том, у Вселенной нет начала и во времени. Он распространил свои взгляды и на биологию, которые легли в основу теории Дарвина. К началу двадцатого века теория Канта считалась единственно верной. Но…

– Все хорошо и все прекрасно, «но»! А ведь это «но» – лазейка для пытливых умов, дверь, открытая в том направлении, в котором необходимо двигаться вперед по пути познания.

– Правильно мыслишь, Коперник. В теории Канта «но» заключалось в том, что небо ночью должно было быть ярким, то есть иметь бесконечное количество звезд. В этом и проявлялся светометрический парадокс или парадокс ночного неба – оно-то было темным!

– Да, я вспоминаю. Нам об этом рассказывали. А потом родился Альберт Эйнштейн со своей теорией относительности и нарисовал свою модель.

– Да, статическую, которая тоже имела свое «но».

– Так он же там что-то сбалансировал.

– Ввел такое понятие, как космическая сила отталкивания.

– А что это давало?

– Уравновешивало притяжение звезд и прекращало движение небесных тел. Но это не совпадало с его формулами теории относительности! Он подтасовывал факты, чтобы объяснить свое понимание Вселенной, имеющей конечные размеры, но не имеющей границ.

– Это как в искривленном пространстве?

– Да. Как, например, в сфере. Пространство в модели Эйнштейна было трёхмерным и однородным. Оно замыкалось само на себя. В нем не было ни центра, ни краев. Галактики в нем располагались равномерно.

– Это совсем не то, что я видела.

– Да, потому что это и есть не то. Основываясь на эйнштейновских формулах теории относительности, советский ученый Фридман в 1922 году выдвинул первую теорию нестационарной Вселенной. Но тогда еще ярко горел ореол Эйнштейна, и на эту теорию никто не обратил должного внимания. А в 1929 году астроном Эдвин Хаббл сделал открытие: галактики, находящиеся рядом с Млечным путем, удаляются от него. Но главное, что скорость их движения остается пропорциональной расстоянию до нашей галактики. А если звезды «разбегаются», значит, происходит расширение Вселенной. Это открытие дало возможность говорить об изменении параметров вселенной, и Эйнштейн признал правоту Фридмана. Но, если звезды «разбегаются», значит, должно было произойти что-то, в результате чего они стали «разбегаться».

– И это был взрыв!

– Да. Так из еще одного «но» родилась теория Большого взрыва. Которая изначально называлась «динамическая эволюционирующая модель». Но существуют и альтернативные теории.

– Какие?

– Например, Большой отскок.

– И что это такое?

– В основе этой модели рождения Вселенной лежит теория петлевой квантовой гравитации. Она объединяет в себе общую теорию относительности и уравнения квантовой механики.

– Ты сейчас мне рассказываешь об этих теориях, а я думаю о том, кто через эти «но» позволяет человечеству проникать все глубже и глубже в тайны Вселенной. Этот кто-то заботится о том, чтобы появились люди с таким умом, которого достанет на познание определенной порции тайн. И ведь не все так просто. Ученые и ошибаются, и это тоже допускается. Сколько ошибочных теорий появляется?! Кто-то же допускает это, кто-то же регулирует это.

– Ты сейчас даже сама не представляешь насколько приблизилась к истине, к пониманию теории петлевой квантовой гравитации, которая говорит о том, что время и пространство дискретны, то есть состоят из отдельных частей, маленьких квантовых ячеек. То, что ты назвала порциями, ученые называют дискретность. Улавливаешь, как твои рассуждения напоминают рассуждения ученых? В маленьких масштабах они представляют прерывистую структуру, о чем ты сейчас говорила, а в больших – гладкое непрерывное пространство – время.

– Да, вроде бы что-то общее есть. Надо же!

– Правильно мыслишь, Коперник. Это говорит о том, что ты одна из тех, кто подготовлен для понимания существующих знаний и теорий и открытия новых. Только тебе надо подучиться.

– Учусь… в Сорбонне… и лучшая среди лучших. И что, эта новая теория опровергает теорию Большого взрыва?

– Нет конечно, потому что и в ней не все так гладко. Теория Большого взрыва ответила на множество вопросов о возникновении нашей Вселенной, но и породила новые: что стало причиной взрыва, что было до взрыва, как появилось пространство и время.

– А что подтверждает эту теорию?

– Реликтовое излучение, которое и возникло при взрыве. Оно пронизывает всю нашу Вселенную.

Лия и Захи тоже о чем-то увлечённо беседовали, только Пьер стоял в сторонке и наблюдал то за одной, то за другой парой. Орнелла во время серьезного разговора, а что он серьезный, определялось по выражению их лиц, всё-таки успевала еще и глазки строить Саше, явно соблазняя его. И Пьер пытался угадать, что для неё важнее: узнать от Саши сногсшибательную информацию или соблазнить его. Беседа второй пары проходила в ровном, хотя и в деловом тоне, но окрашенном явной заинтересованностью. Лия, заметив, что Пьер наблюдает за ними, позвала его.

– Пьер, чем прославился Орфей?

– Ясно чем. В греческой мифологии написано, что он изобрел музыку и стихосложение, что его музыка обладала такой магической силой, которая покоряла не только людей и богов, но и зверей. В искусстве его имя стало нарицательным. Орфеем называют яркую личность, талантливого певца или музыканта. Его именем назван один из самых престижных призов Золотой Орфей.

– Да, это мы все знаем или почти все. Но вот, что он был основателем религиозно-философского учения, что многие его идеи легли в основу христианства, ты знал?

– Нет.

– И я не знала. Но вчера Захи нам сказал об этом… вскользь, вот оно и скользнуло мимо твоих ушей, а мои уловили, и мы сейчас об этом говорим.

– Странно, что в народе его запомнили как поэта и музыканта, – посетовал Пьер.

– Как народу преподнесли, так и запомнили, что ближе и понятней, – пояснила Лия.

– Это уже в наше время вспоминают только о поэзии, потому что философия не всем понятна и постепенно ушла в тень. Со временем появились более яркие личности, которые затмили собой Орфея и его философские начинания. Лия, знаешь, кто изобрёл поэзию? – обратился к ней Захи.

– По древнему фракийскому преданию – Всемирное Существо по имени Олен. Греки очень почитали Фракию, считая её не только колыбелью поэзии, но и интеллекта, ибо эти понятия не разделялись.

– Да, они называли её страной чистой доктрины и происходящей от неё священной поэзии. Слово Фракия для них имело символический смысл, как философский, так и исторический. Этой области приписывали совокупность учений и традиций, которые утверждали происхождение мира от божественного Разума. Здесь впервые возникла дорийская поэзия, уходящая корнями в могучий древнеарийский дух. Поэзия расцвела в Греции, благодаря святилищу Аполлона. В Дельфах жил целый класс фракийских жрецов – это были хранители высшей доктрины. Они поклонялись Аполлону, потому что имя Всемирного Существа Олен и Аполлон имеют один и тот же корень. Ап олен – Всемирный Отец. Они отождествляли небесного отца с его двойным проявлением: с духовным невидимым светом и с видимым светом – солнцем.

– Древние греки считали поэзию языком богов, языком аллегорий, – вставил Пьер, желая поддержать разговор. – Что-то такое есть у Страбона. Поскольку он первый писал о Египте, я кое-что из его опусов прочитал перед поездкой. Странно: меня раньше не очень интересовала поэзия, а тут зацепило. Впервые встретился с мнением, что языком поэзии говорили боги, что под её покровом скрывались тайны природы и возвышенные нравственные идеи. Я ещё подумал: «Надо же такое! Какие же нравственные идеи присутствуют в современной поэзии, если в ней столько цинизма и пошлости».

– У первоначальной поэзии, – объяснял Захи, – которая исходила из храмов, был священный язык. Её тайный и магический смысл, её очарование исходило из самого её имени. И прав был Фабр ДʼОливе, который так его расшифровывал: phohe – уста, язык, голос и ish – Высшее существо – Бог. Последнему слову созвучно коптское Os (Господь) и египетское Osiris.

– Я читала, что культ Аполлона – солнечный культ, существовавший в то время в святилищах Египта. Время Орфея было временем Моисея и Эхнатона. Как культ появился в Греции? – спросила Лия.

– Колонисты завозили с собой своих богов и свои культы. Культ Аполлона был введен одним из жрецов. Но его культ так и оставался в стенах древних святилищ. Только Орфей придал могущество солнечному культу, оживил его и наполнил содержанием и эмоциями через мистерии Диониса.

Незаметно подошли Саша и Орнелла. Они внимательно прислушались, и их заинтересовал Орфей.

– Да, это была эпоха Моисея, – продолжал Захи, – и до появления Христа оставалось тринадцать веков. Моисей хоть и заявил громогласно о едином Боге, но его слышали не все, а те, кто и слышал, не хотел расставаться со своими привычными богами. Культ Солнца на берега живописного полуострова привезли жрецы Египта. В те времена всё руководство жизнью исходило из святилищ. Египетские колонисты в Элевзис перенесли культ Исиды под видом Деметры, Матери богов. В Аргосе поклонялись Юноне, в Аркадии – Артемиде.

– Я больше слышала об Афродите, рождённой из морской пены, – Орнелла попыталась показать, что она в теме.

– В Афродиту превратилась финикийская Астарта, которая большое влияние имела в Коринфе. Но над местными богами возвышались космогонические боги. Этот гористый полуостров, отороченный низкой островов, тонкими вырезами побережья распластался на светлой лазури Средиземного моря. Красивая природа гор, солнечный берег привлекал, и Грецию заселяли разные народы. Бесконечное смешение рас выработало красивейший язык, который сравнивали и со щебетом птиц, и с ударом меча, и с шумом грозы. Язык Эллады был прекрасен и многоцветен, как переливающееся перламутром тёмно-синее море. Не удивительно, что он ложился на музыку, вторя звукам Орфеевых струн. Музыка же его была то медленна и нежна, как ласковая вода, журчащая в заливах, то, насыщаясь чувством и энергией, клокотала, как разбивающиеся о рифы волны. Поэтому не удивительно, что он покорял всех своим голосом и музыкой. Кроме того, легенды нам сообщают, что у него были не простые струны.

– И это удивило меня, Захи, – перебил гида Пьер, – каждая струна имела свой смысл: содержала закон одной науки и одного искусства.

– И каждая струна соответствовала одному из состояний души, – продолжал Захи. – Его лира о семи струнах обнимала всю Вселенную. Мы потеряли ключ к его гармонии, но его мелодии, священные звуки лиры, звучали в сочинениях выдающихся композиторов.

И вот белокурый, голубоглазый, атлетически сложённый юноша внезапно исчез. А история его исчезновения такова. Однажды, гуляя на лугу, увидел девушку, которая покорила его своей красотой. Он пошёл за ней. Ему показалось, что она идёт не по своей воле, что её влечёт какая-то магическая сила. Все в Греции знали о культе Гекаты и её жрицах. Мужским богам поклонялись в храмах, удалённых от бурной жизни населения, потому что предпочитались божества женского начала, вызывающие к жизни неуёмные страсти и опасные силы природы. Над вакханками властвовала Аглаониса. Все её боялись. Оказалось, что это она завлекала Эвридику в свою пещеру. Аглаониса почувствовала к красивой девушке необузданное преступное влечение. Он понял это, зашёл в пещеру и разрушил магическое колесо её прялки, с помощью которого она завлекала самых красивых девушек и превращал их в жриц культа. Ему удалось увести Эвридику, но месть колдуньи настигла её. Ей преподнесли обманным путём чашу с ядом. Юноша не смог смириться со смертью любимой. Потеряв её тело, пошёл искать душу. Он даже проник в ад, туда, откуда не возвращаются живыми. Но и там он не нашёл душу Эвридики. Он впал в летаргический сон. Во время сна к нему явилась Эвридика.

– Я знаю легенду об Орфее и Эвридике, но почему она дала ему такое имя? – спросила Орнелла.

И тут в разговор вступила Лия:

– Ради меня ты не побоялся ада, ты искал меня между мёртвыми. Я услышала твой голос, я пришла. Я обитаю не в недрах земли, но в областях Эреба, в обители мрака между землёй и луной. Я кружусь на краю обоих миров и плачу так же, как ты. Если ты хочешь освободить меня, спаси Грецию и дай ей свет. И тогда мне будут возвращены мои крылья, и я поднимусь к светилам, и ты снова найдёшь меня в светлой области Богов. А до тех пор я должна бродить в царстве мрака, тревожном и скорбном.

– Трижды я хотел схватить её, трижды она исчезала из моих объятий, неуловимая, как тень, – продолжил Захи. – Я услышал звук, словно от разорванной струны, и затем голос, слабый, как дуновение, грустный, как прощальный поцелуй, прошептал: Орфей!

– Вы как будто вместе играли в одном школьном спектакле, – удивился Саша их монологам.

– Мы все вместе играем в одном спектакле жизни, – ответил Захи.

– До Египта я подобное считала красивой легендой, а сейчас верю, что такое могло быть на самом деле.

– И что же тебе раскрыло глаза?

– Со мною такое происходит здесь, что и не расскажешь. Подруги парижанки сказали бы, что я шизанулась.

– А у тебя просто расширилось сознание.

– Жалко, что о его философии не говорят, и об этом мало кто знает. А вот Моисея и Иисуса знают все.

– Так Иисус сорок лет обучался у египтян, а Орфей только двадцать, значит, что-то не доучил, – высказала предположение Лия.

– Мы тоже учимся в Египте, и будем такие, как Орфей и Христос? А, Захи?

– Время покажет, Орнелла, чему вы научитесь. Но, так или иначе, вам уготована судьба носителей Света.

– И через много веков обо мне тоже будут также вспоминать, как об Орфее?

– У тебя нет лиры, поэтому из тебя Орфей не получится, – улыбаясь, проговорил Саша, – да и сражаться не с кем, нет жриц Гекаты.

– А ты что-то о них знаешь?

– Есть такая книга «Таис Афинская» русского писателя Ивана Ефремова. В ней описаны их оргии.

– Расскажи, – заинтересовалась Орнелла.

Но все туристы уже собрались, подошел водитель, и народ стал рассаживаться по местам.

– Саша, приходи вечером, договоришь, – пригласил Пьер.

Несмотря на то, что Орнелла шла рядом, Саша как-то отодвинул ее в сторону и пропустил Лию вперед, усаживаясь рядом. У Орнеллы это оставило неприятный осадок, и она решила на обратном пути взять реванш. Автобус прибыл в Фивы. Здесь некогда соседствовали храмы богов с роскошными дворцами вельмож, домами египетской знати, садами редкостных деревьев и искусственными каналами и озерами. Над землей величаво восставали статуи царей в полный рост, в небо вонзались золоченые иглы обелисков и купола расписных башен. Весь город утопал в пышной зелени тамарисков, сикимор и финиковых пальм. Сквозь зелень проглядывали аллеи со сфинксами по обеим сторонам.

– Во времена правления Хатшепсут здесь было прекрасно. Египет был на апогее своего расцвета. Он достиг небывалого могущества. Покоренные народы везли сюда благовония, вина, кожу, слоновую кость. Соседняя Нубия просто-таки засыпала Египет золотом. Это величие было создано по желанию ее величества женщины-фараона Хатшепсут, – Захи окинул взглядом то, что осталось от величия. – Через несколько лет после смерти Хатшепсут ее преемник Тутмос III уже где-то в середине срока своего правления стал рьяно уничтожать все, что говорило о царствовании «фараона Мааткара». Это имя она себе взяла еще при жизни отца. Почему Тутмос III не сделал это сразу же после восхождения на трон, остается загадкой. Он приказал построить стену в зале ее отца в Карнаке, вокруг ее обелисков, которая закрыла имя царицы и сведения о том, что она воздвигла их. На стенах ступенчатого храма были уничтожены и ее имя, и ее изображения. В Абидосе, в храме Сети I, в списке фараонов нет ни ее имени, ни имени Эхнатона. Но вот ирония, как ни старались современники изъять их имена из хроник, они стали самыми известными у потомков.

Кстати, в эпоху царствования Хатшепсут был очень распространён салат – прародитель распространённого у русских салата «оливье». Он и сейчас известен под названием «Салат по-египетски».

– Я всегда его делаю к столу на Новый год, – похвалилась Лия. – Мелко нарезанные кусочки отварной курятины смешиваются с зелёным горошком и отварной морковью, натёртой на крупной тёрке. Только я ещё майонез добавляю для остроты. Давно знала, что он египетский, но не знала, что его любила Хатшепсут. Теперь буду называть «Салат от Хатшепсут».

– Россия с Египтом породнилась не только салатом. Как вы думаете, откуда идёт исконно русское, как считается, пьянство на Новый год?

– Неужели тоже из Египта? – воскликнуло сразу несколько голосов. – Ну, нет! Это наше! Русское!

– Из Египта. Во всём мире до недавнего прошлого считали, что переедать и перепивать в ночь под этот праздник русская традиция, а оказалось, что корнями она уходит в Египет. Стало известно, что опять-таки во времена царствования Хатшепсут пьяная встреча первого дня года продолжалась и растягивалась на целый месяц.

– Ну, у нас месяц не пьют, – возразил Саша, а поразмыслив, добавил: – но праздники до половины января идут друг за другом. Действительно… а я никогда не задумывался над этим. А почему так?

– У египтян были на то веские причины. Существовала легенда, что однажды богиня войны и палящего солнца Сехмет решила погубить всё человечество, наслав на него болезни. Она обладала таким даром. Но бог солнца Ра не позволил ей осуществить свой коварный план, напоив до такого состояния, что она забыла о своих намерениях. В честь этого египтяне отмечают первый день нового года, как день спасения человечества, напиваясь до беспамятства.

– А чем они напивались? У них же не было русской водки и шампанского, из которого мы делаем коктейль «Огни Москвы»? – спросил один из туристов.

Все засмеялись, зная последствия этой гремучей смеси.

– Египтяне умели варить очень крепкое пиво ещё в древние времена.

– Вот не знал, – посетовал Пьер, – ведь считается, что это национальный напиток чехов и немцев. А у нас пьют вино, причём соответствующее определённой закуске. На столе всегда есть устрицы, омары, но без жаренной индейки не обходится ни один Новый год.

– Как у нас – без шампанского! – воскликнула Лия.

– А откуда к вам пришло оно, знаешь? – спросил Захи.

– Считается – из Голландии. Пётр Первый многое перенял у них, и этот обычай пить игристое, встречая Новый год, тоже. А вот Сталин ввёл традицию пить его под бой курантов. И это так романтично, величественно и торжественно: неповторимый звон Родины – древней земли мужественных и сильных, отстоявших во все века и во всех сражениях право жить на ней предков – и бурлящее игристое, переменчивое, как сама жизнь, искрящееся золотистыми брызгами нашего светлого будущего. Я с юности, когда появилось телевидение, ожидала этого момента. Праздник начинался уже с обретения вожделенной зелёной бутылки с чёрно-золотистой этикеткой.

– Ну, и где это наше светлое будущее?

– Там, куда мы его послали, – коротко ответила Лия спросившей и продолжала: – Сталин издал распоряжение о производстве «Советского шампанского». В Артёмовске, это недалеко от Донецка, был построен завод шампанских вин. Я на нём на экскурсии была… Боже, как всё переплелось в этом мире… и не такие мы уж разные. Я сейчас подумала, что планета – большая коммунальная квартира, а мы – соседи, получившие отдельные, возгордившиеся, опустившиеся до чванства, мести и ненависти друг к другу, вспоминающие мелкие обиды и забывшие золотые правила общежития, непреложные правила выживания в коммуналке.

Все притихли и призадумались. Как неожиданно эта древняя женщина-фараон связала вечность и современность. Как будто она знала, что придут далёкие потомки и через её храмы, обелиски, статуи и скрижали соединят, казалось бы, несоединимое и сделают выводы. Каждый воспринимал по-своему открывшуюся информацию, и каждый, естественно, делал свои выводы, согласно уму и мировоззрению. Захи это понимал, и только выдержав паузу, продолжил экскурсию дальше:

– Тутмос III не разрушил ее погребальный храм – это было бы святотатством. Но вот асирические ее изображения – в погребальном уборе Осириса – он приказал обезличить, и барельефы, изображающие деяния фараона Мааткара, были сбиты. Это лишало ее достойной загробной жизни, и, кроме того, была стерта запись о ее жизни как фараона и существовании как человека. Но… время восстановило справедливость. Стена со временем разрушилась и обнажила спрятанную правду. Так человечество узнало ее имя. А совсем недавно в Карнакском храме в песке под обелиском нашли ее статую. Кто-то из жрецов рискнул сохранить для вечности облик этой незаурядной женщины.

Группа подошла к обелиску, рассматривая иероглифы. Захи прочитал: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… не говори, что это похвальба, но скажи: „Как похоже это на нее (ее величество Хатшепсут), как достойно отца ее (бога Амона)!“»

В Фивах недалеко от поминального храма Дейр-эль-Бахри, восставали из песка изуродованные многочисленные скульптуры, изображающую женщину-фараона. Глядя на это варварство, Лия сказала:

– Сколько же человечество потеряло из-за тщеславных амбиций отдельных личностей. Как рука поднялась уничтожать предметы высокого искусства, такую красоту?!

Она вспомнила гробницу Юйи и подумала о том, что она могла и не сохраниться, подпав под слепую месть невежды, и она не узнала бы, что в одной из своих жизней была дочерью этой женщины. Не зря гробница была построена в скалах, и так упрятана, и вход в нее был таким хитрым, что простой смертный туда не мог попасть. Юйя, таким образом, гарантировала сохранность гробницы, ведь она верила, что рано или поздно в нее придет ее дочь Тэра и узнает правду о своем происхождении. Может быть, эта вера Юйи и будила в ней интерес к Египту, и притягивала этой тайной, хотя в Египте и так достаточно тайн. Поистине, загадочная страна. Но почему именно сейчас она вспомнила о Юйе? Не потому ли, что пора сходить в ее гробницу. В первое посещение у нее было не очень много времени, потому что солнце клонилось к закату. Она не могла подробно рассмотреть фрески, прочитать надписи. Ее поразила мысль: «прочитать». Неужели она уверена, что опять сможет расшифровать иероглифы? Ведь после того раза ни один иероглиф не поддавался расшифровке. Может быть, в ее гробнице была особая атмосфера или какое-нибудь заклинание, которое открывало в ней эту возможность? Что бы там ни было, но она читала, читала иероглифы! А может быть, она читала мысли? Надо обязательно туда пойти, ведь она так и предполагала, находясь в гробнице, что придет еще раз, и даже проверила замок: сможет ли открыть его снаружи. И вдруг четко поняла, что должна пойти туда с Сашей. Почему именно с Сашей, она не знала. Ведь можно было пойти с Захи, он лучше всех ориентируется на местности, на худой конец, Пьера можно бы было пригласить. Но она твердо знала, что здесь нужен Саша. Она немного отвлеклась своими размышлениями, а Захи в это время отвечал на ее вопрос.

– Тутмоса можно понять. Существование женщины-фараона создавало угрозу династическим наследникам мужского пола. Тем более, что она пыталась вернуть матриархат, передав свою власть старшей дочери. Это у нее не получилось, потому что дочь рано умерла. Если бы Хатшепсут была мужчиной, то ее царствование осталось бы в памяти потомков как одно из самых славных, из самых достойных, ибо она сделала для Египта много того, чего не удавалось сделать мужчинам-фараонам.

– А почему она одевалась в мужской костюм, носила мужское имя, и что оно обозначает? – спросил один молодой парень из туристов.

– Мааткара. Маат – это древнее египетское слово. Обозначает оно справедливость и порядок, установленный богами, которому должны следовать смертные. КА – двойник бога Солнца Ра. Выбрав себе такое имя, она рассчитывала на двойное его действие: показать народу, что взаимодействие с богами принесет процветание стране, чего она в итоге и добилась, и что народ имеет на троне законного правителя. А то, что она изображала себя в мужской одежде и с накладной церемониальной бородой, так это потому, что считала – фараон должен выглядеть как мужчина. Она и в жизни носила мужскую одежду на всех церемониях, на смотрах войска. К слову, египетское войско в то время было самым мощным, вышколенным и оснащенным передовым оружием. Равного ему на планете не было. У египетских воинов были бронзовые наконечники копий и стрел, мечи, чешуйчатые доспехи и шлемы, прямоугольные щиты копьеносцев, окованные медным листом.

– А Хатшепсут как переводится?

– Первенствующая достоинствами.

– Но зачем ей надо было наряжаться, если все знали, что она женщина?

Лия удивлялась вопросам, которые задавали туристы. Как можно не знать Хатшепсут? Но пусть не в подробностях… но они спрашивают о таких вещах, которые в советское время знал каждый школьник. Все зачитывались фантастом Беляевым, а он так хорошо написал о ней, о ее любви к своему придворному архитектору, об их трогательной и опасной связи. Советские девчонки, во всяком случае, все знали об этом. Они с такой мечтательной завистью повторяли имя Сененмут. Каждая мечтала о своём Сененмуте. А теперешняя молодёжь понятия об этом не имеет. Это, скорее всего, потому, что постсоветское поколение не читает русской литературы, а может быть, и вовсе мало читает книги, твердя: «В интернете все есть!» Правда, у Беляева не описаны тонкости восхождения на египетский трон, но об этом можно догадаться: интриги, о чем сейчас и говорил Захи.

– Она учла ошибки двух своих предшественниц – Никторис и Нефрусебек – священных правительниц. Этот статус не защитит ее от придворных интриг, от требований замужества. Выйдя замуж, она вынуждена будет трон отдать мужу, а вместе с троном, может быть, как это уже случалось, и жизнь, потому что становится помехой на пути к абсолютной власти. Она сделала все, чтобы не повторить судьбу своих предшественниц. И, неожиданно даже для своих сторонников и поддерживающего ее жречества, делает несколько ходов. Это говорит о большом уме и дальновидности этой женщины.

Итак, она не желает быть только священной правительницей и объявляет себя «женой Бога», организовав пышную церемонию. Следующий ход она делает уже при поддержке жрецов. Она объявляет себя дочерью Бога Амона-Ра. Надо сказать, что ее физический отец стал родоначальником 18-й династии. Начиная с этой династии, согласно древней религиозной традиции, считалось, что во время зачатия будущего фараона бог Извечного Солнца Амон-Ра принимал облик ныне действующего фараона и приходил к супруге, матери будущего фараона. Она застраховала себя, приказав на стеле записать этот ритуал. «Хатшепсут должно быть имя моей дочери… Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной», – говорит Амон-Ра, расставаясь с царицей Яхмос. Это записано в храме Амона в заупокойном комплексе царицы. Это не противоречило древнеегипетским традициям. Оставалось еще одно: защитить себя от посягательств на ее самостоятельность. Оставаясь женщиной, она должна была выбрать себе супруга. И вот она делает то, чего от нее никто не ожидал. Она пренебрегает своим статусом и всеми своими титулами и объявляет себя фараоном. Она остается единственной и полноправной владычицей Египта, а Тутмос III, ее сводный брат, объявляется наследником и Юным правителем. Елена Рерих, ваша соотечественница, писала о ней: «Вспомним женщину-фараона Хатшепсут, по количеству проведенных благих реформ царствование ее превосходило многих фараонов. И не она ли своим мудрым управлением подготовила победы Тутмоса III?»

Хатшепсут двадцать лет правила страной, приняв разоренную нашествиями с упадническим земледелием, а оставила богатейшую в мире державу. Став фараоном, Хатшепсут начала активное строительство. Кроме того, что она оставляла после себя памятники архитектуры, она еще и вносила инвестиции в укрепление своей власти.

Туристы подходили к храму.

– Перед вами – шедевр архитектуры. «Святейший из Святейших», «Священнейший», так называла она этот храм. Подобно гигантской лестнице, вырубленный в известняковых скалах Ливийского плоскогорья, он поднимается вверх тремя ярусами, соединенными пандусами и обрамленными столбами и колоннами. Колонны имели квадратную форму в сечении, что было совершенно новым в строительстве. Он был и остается чудом инженерной мысли. На каждой террасе были открытые дворы и крытые помещения, святилища, уходящие вглубь скалы. Это поистине были уникальные архитектурные решения и находки. Это любимое строение Сененмута, которое прославило его в веках. Он был гениальным зодчим. Элементы этого храма были использованы при возведении знаменитых сооружений в разных концах планеты, в частности, Мавзолея Ленина в Москве. Комплекс был изуродован Тутмосом III, потом его повредило землетрясение. Позже в сохранившихся помещениях поселились христиане-копты, прямые потомки древних египтян. Это были первые христиане в мире. В общине коптов формировал свое христианское мировоззрение Иисус Христос, используя их учение в своих проповедях.

Все восхищались страной Пунт, рассматривая фрески. Перед ними были шедевры египетского рельефа. Захи рассказывал о том, что до сих пор пытаются отыскать эту затерявшуюся страну, а в голове Пьера теснились воспоминания. Когда восклицания восхищающихся экзотическими редкостями утихли, Захи стал читать то, что было начертано на стене, в частности, речь Хатшепсут: «Я сияю вовеки перед вашими лицами по воле моего отца… Того, что мои отцы, предки не знали, я совершаю… я сделаю, что будут говорить потомству: „Как прекрасна она, из-за которой это случилось“… Я дала приказ моего величества, чтобы жертвы тому, кто зачал меня (т.е. Амону), были бы великолепны, чтобы умащения были увеличены… Я возвещу вам то, что было приказано мною, (когда) я услышала от отца моего… что приказал он мне устроить ему Пунт в его доме, посадить деревья „Земли Бога“ по обе стороны его храма в его саду, согласно тому, как он приказал… и я сделала ему Пунт в его саду, так как он приказал мне для Фив. Он велик, и он (т.е. Амон) ходит по нем».

Но вернемся к Хатшепсут. Она была не первая женщина, правившая Египтом, и не последняя, но самая лучшая. Ее правление было самым успешным. До нее были Нитокрис и Нефрусебек. После ее царствования оставались еще столетия до Нефертити и Анхесенпаатон и полтора тысячелетия до царствования Клеопатры.

Услышав имя Клеопатры, Орнелла оживилась:

– Я читала, что Клеопатра, единственная из династии Птолемеев, изучила египетский язык и называла его «божественные слова». Это говорит о том, что и во времена Клеопатры еще верили в то, что в Египте правили боги. А ведь тогда уже в мир пришел Иисус Христос, а в Египте давно уже были копты – первые христиане. Как все это совместить?

– Чтобы это совместить, надо заглянуть вглубь веков. Наших жрецов в древности называли патриархами пустыни. Они сохраняли древний язык и древнее предание, такое же древнее, как и сознание человека. Оно было вызвано вдохновением, и его след или исток теряется во мраке веков. Именно здесь, в Египте, хранилище монотеистической концепции. Если внимательно рассмотреть религии Египта, Индии, Ирака, то нетрудно убедиться, что их основу составляет одно и то же эзотерическое учение. В нем заключается невидимая душа, творческое начало этих великих религий.

– А на взгляд они все разные, – засомневалась Орнелла.

– Это потому, что свет, который извлекали гении из истины, преломлялся в их восприятии, окрашивался сообразно времени и месту их служения. Но все они хотя бы на мгновение проникали в сияние священной истины. Конечно, за века, прошедшие со времени начала их существования, эти религиозные учения претерпевали изменения. Но одно можно утверждать смело, что их создатели прекрасно знали, что вызывали Вселенную к жизни последовательно и постепенно, основываясь на Божественной эманации и на законе эволюции – видимое из невидимого, проявленную Вселенную из неизмеримых глубин живого Бога. Двойственность мужского и женского начала исходила из первичного единства, троичность человека и Вселенной из творческой тройственности… священные числа составляли вечный глагол, ритм и орудие Божественности. Так они считали, в отличие от современных теологов, которые проповедуют, что Вселенная была вызвана к жизни посредством внезапного акта творчества, благодаря произвольной прихоти ее Творца.

– Но ведь Египет всегда славился поклонением многим божествам?! – воскликнула Орнелла.

– Потому что в Египте монотеизм никогда не выходил за пределы святилищ, – отвечал ей Захи. – В священную науку были посвящены немногие. Это был оплот древней цивилизации, и его тщательно оберегали. Жрецы содействовали своей мудростью проявлению Божественного Провидения на Земле.

Они шли к автобусу. На сегодня экскурсия была окончена, и Орнелла вспомнила о реванше.

– Я еще в детстве задумалась о природе электрического тока, – обратилась она к Саше, – мне было удивительно и непонятно, как ток течет по проводам. А где те каналы, по которым он течет? А куда он вытекает? Почему его не видно? А еще меня мучил вопрос, почему он может убить человека, так говорила мне бабушка, чтобы я не лезла в розетки пальцами. Я подрастала, а вопросы так и оставались.

Они вошли в автобус. Орнелла шла вплотную к Саше, чуть наклонившись в его сторону и всем своим видом показывая, что у них серьезный разговор и прерывать его они не будут. Лия шла сзади. Она поняла её намерения и не стала ей мешать.

Конец ознакомительного фрагмента.