Часть III
Федеральный резерв и Америка накануне великих потрясений
Предвыборная гонка в США и Федеральный резерв
Борьба за президентское кресло в США накаляется. В предвыборных выступлениях кандидатов появляются новые «горячие» темы и вопросы. Трудно представить себе более острую и опасную тему, чем Федеральная резервная система США. Но претенденты на президентский пост добрались и до нее. Инициатором жаркой дискуссии о Федеральном резерве в феврале нынешнего года стал, конечно же, республиканец Дональд Трамп, который уже не раз доказывал, что для него запретных тем не существует.
Следует обратить внимание на то, что Трамп еще до выхода на дистанцию предвыборной гонки высказывался критично и даже резко в адрес ФРС. Включившись в гонку, миллиардер-республиканец впервые вспомнил о Федеральном резерве осенью прошлого года. Но тогда это была критика еще не самого Федерального резерва, а его руководителя Джанет Йеллен. Дональд Трамп в октябре 2015 г. заявил, что ФРС должна повысить базовую ставку, которая находилась на уровне 0–0,25 %. Он предупредил об опасных последствиях для экономики либерального курса ФРС, последствия которого придется расхлебывать уже новому президенту США. В интервью Bloomberg тогда Трамп обвинил демократа Йеллен, что она сохраняет ставки на низком уровне, чтобы поддержать демократов: действующего президента Обаму и главного кандидата на выборах от демократической партии Хиллари Клинтон. Трамп развеял имидж руководителя ФРС как человека, якобы далекого от перипетий предвыборной борьбы. «Я думаю, что Йеллен политически очень ангажированный человек».
Всерьез Дональд Трамп взялся за Федеральный резерв лишь 23 февраля 2016 года, когда миллиардер-республиканец официально призвал к полному аудиту Федеральной резервной системы США. Он без обиняков заявил, что если окажется в Белом доме, то одним из первых его инициатив будет проведение такого аудита.
Чтобы понять масштаб этого «замаха», отметим, что созданная в самом конце 1913 года ФРС США на протяжении почти целого века не проходила ни полного, ни даже частичного аудита. Единственный аудит, причем частичный, был проведен в 2011 году американским аналогом нашей Счетной палаты – GAO (Government accountability office). Главным инициатором того аудита был республиканец Рои Пол, который на протяжении длительного пребывания в стенах Конгресса нещадно критиковал ФРС и даже требовал закрытия этой организации. Тот частичный аудит вскрыл грубейшие нарушения. Прежде всего, выяснилось, что ФРС США во время финансового кризиса 2007–2009 гг. раздала кредитов банкам (между прочим, почти беспроцентных) на гигантскую сумму 16,1 трлн. долл. На момент проведения аудита кредиты не были еще возвращены Федеральному резерву. Тот частичный аудит «засветил» главных и, скорее всего, постоянных клиентов ФРС. В списке получателей кредитов значились все банки Уолл-стрит, причем несколько из них получили кредиты, превышающие триллион долларов. Вот главные «бенефициары» кредитной щедрости ФРС (млрд, долл.): «Сити» – 2.500; «Морган Стэнли» – 2.040; «Мерилл Линч» – 1.949; «Бэнк оф Америка» – 1.344. Что самое удивительное, среди «бенефициаров» оказалось много иностранных банков. Это, прежде всего, банки Лондонского Сити и континентальной Европы. Среди них: «Бэрклайз», «Ройял бэнк оф Скотланд», «Дойче банк», «Швейцарский кредит» и т. д. Это уже грубейшее нарушение американских законов, запрещающих Федеральному резерву выдачу кредитов банкам-нерезидентам без согласия Конгресса США. Обнародованный в 2011 году список получателей кредитов ФРС многие справедливо называют списком главных акционеров Федерального резерва.
Частичный аудит ФРС, проведенный в 2011 году, не только выявил нарушения, но породил большое количество новых вопросов. Возникло желание провести более широкий и глубокий аудит. Уже несколько раз в Конгрессе США готовился проект закона о полном аудите ФРС, но каждый раз для его успешного прохождения не хватало голосов. Республиканцы более дружно голосовали «за» проект закона, а демократы преимущественно голосовали «против».
Палата представителей 20 ноября 2015 года в очередной раз поддержала законопроект об аудите ФРС (241 голос – «за», 185 – «против»). Голосование в Сенате состоялось 12 января 2016 года, но закон в очередной раз не набрал необходимого количества голосов: при необходимых 60 голосах, «за» проголосовали лишь 53 сенатора, «против» еще 44 члена палаты. По существующим правилам следующую попытку принятия закона можно сделать лишь через год.
Трамп внимательно следил за голосованием в верхней палате Конгресса и моментально отреагировал на него. Дело в том, что республиканцы не досчитались двух своих голосов в пользу законопроекта. Один член республиканской партии голосовал «против», а один в голосовании не принял участия. Этим вторым был Тэд Круз – основной соперник Трампа на праймериз республиканских кандидатов. Круз уже давно подозревается в «особых отношениях» с таким банком Уолл-стрит, как Goldman Sachs. Трамп в твиттере не преминул намекнуть на то, что его соперник не без умысла прогулял важное голосование.
Председатель ФРС Джанет Йеллен постоянно выступает против попыток проведения аудита руководимой ею организации. Вот типичное ее высказывание на тему аудита: «Это может подорвать независимость ФРС и привести к росту опасений насчет инфляции и рыночных процентных ставок». По мнению этой дамы, аудит является прямым посягательством на независимость Федерального резерва, а посягательство на независимость ФРС якобы противоречит канонам экономической «науки»: «Независимость центрального банка при проведении денежно-кредитной политики считается лучшей практикой для центральных банков по всему миру. Научные исследования, я думаю, не оставили сомнений, что независимые центральные банки работают лучше». Последний раз Йеллен высказалась против аудита ФРС уже после громкого заявления Трампа, сделанного 23 февраля. Видимо, это была неуклюжая попытка главной банкирши нейтрализовать «зарвавшегося» республиканца.
А что в стане демократов? Главный кандидат от демократической партии Хиллари Клинтон старательно обходит тему Федерального резерва. По той простой причине, что является ставленником банков Уолл-стрит, фактических акционеров ФРС. Но даже ей приходится учитывать текущую непростую ситуацию в экономике страны и что-то предлагать в части, касающейся реформирования банковской системы США. Еще на начальной стадии предвыборной гонки она оседлала тему, которую в американских СМИ называют «разделением банков». Речь идет о том, что крупнейшие банки Уолл-стрит недостаточно готовы ко второй волне финансового кризиса в силу недостаточной своей капитализации. Формула, применявшаяся к банкам Уолл-стрит: «Слишком большие для того, чтобы умереть», может больше не сработать. У государства не будет достаточных средств для того, чтобы спасать тонущие «Титаники» банковского бизнеса. Вот Хиллари и предлагает провести разукрупнение гигантов Уолл-стрит. Если на дно пойдет не гигант, а средний банк, это снизит риск возникновения «эффекта домино» и разрушения всей банковской системы США. Что же касается темы всестороннего аудита ФРС, то опытная дама-демократ предпочитает в данном случае отмалчиваться. В целом предвыборная платформа Хиллари по вопросам финансово-банковского блока выглядит даже гораздо более блеклой, чем у демократа Барака Обамы во время выборов 2008 года. Ведь тогда Америка находилась в состоянии острейшего финансового кризиса, и Обама не мог не выдвигать конкретных и радикальных идей по выходу из этого кризиса и реформированию финансово-банковской системы США. Позднее, когда Обмана занял Белый дом, он пытался (хотя бы отчасти) претворить в жизнь свои предвыборные обещания. Так, в 2010 году родился инициированный новым Президентом США акт, получивший название «Закон Додда – Франка». Полное его название: «Закон о реформировании Уолл-стрит и защите потребителей». Это гигантский по объему закон (2300 страниц), которым крайне трудно пользоваться. Фактически он был использован для наведения некоторых косметических усовершенствований, но в целом все развивалось по-старому. Закон Додда – Франка не помешал алчным банкам Уолл-стрит выстроить новые долговые пирамиды и надуть новые финансовые пузыри. Также можно припомнить, что во время предвыборной кампании 2012 года Барак Обама заигрывал (правда, осторожно) сдвижением «Оккупируй Уолл-стрит». При всем внешнем радикализме Барак Обама даже в разгар финансового кризиса не заикался о проведении аудита ФРС. Видимо, в Демократической партии на этот счет действует жесткое табу.
Конец ознакомительного фрагмента.