Вы здесь

Смертная казнь. Опыт комплексного исследования. Глава 2. Смертная казнь в зарубежных государствах и международном праве (О. И. Лепешкина, 2008)

Глава 2

Смертная казнь в зарубежных государствах и международном праве

2.1. Смертная казнь в зарубежных государствах

В настоящем параграфе на основе общепринятой классификации правовых систем Р. Давида проводится сравнительный анализ законодательства о смертной казни и правоприменительной практики в ряде зарубежных государств двух основных правовых семей (романо-германская и общего права), а также в исламских странах и государствах Дальнего Востока.181

2.1.1. Смертная казнь в странах романо-германской правовой семьи

В западноевропейских странах смертная казнь de jure отменена за преступления, совершенные в мирное время. После Второй мировой войны многие государства отказались от этого наказания и для военного времени.

Во Франции в период действия УК 1810 г.182 последняя казнь состоялась в 1977 г.: с 1966 по 1977 г. были гильотированы 9 человек.183

Смертная казнь во Франции была отменена полностью за преступления, совершенные как в мирное, так и в военное время, Законом № 81-908 от 9 октября 1981 г., и шестеро ранее осужденных к этой мере наказания были помилованы.184 Смертная казнь была заменена пожизненным лишением свободы, и число составов преступлений, за которые устанавливалось это наказание, по подсчетам Н. Е. Крыловой, с 64 увеличилось до 119.185

Как показал проведенный в 1984 г. опрос общественного мнения, отмену смертной казни поддерживали 49 % респондентов, против ее отмены возражали 46 %, тогда как накануне отмены смертной казни, в сентябре 1981 г., доля сторонников смертной казни составляла 62 %.186

В уголовно-правовой теории исключение смертной казни из УК 1810 г. обосновывалось представителями новой социальной защиты. Так, М. Ансель считал, что это наказание: 1) несовместимо с системой социального восстановления; 2) потворствует инстинкту искупительной мести и поддерживает атмосферу насилия и ненависти, которые сами по себе криминогенны; 3) непоправимо; 4) образует бесполезное насилие; 5) является выражением такой политико-социальной организации, которая признает за государством, более или менее обожествленным, право жизни и смерти в отношении своих подданных.187 Призывы к восстановлению смертной казни появились уже во второй половине 80-х гг., когда во Франции произошла, как замечает Р. Н. Дусаев, реставрация влияния неоклассической школы.188 Однако в новый УК смертная казнь включена не была.

В УК Франции от 22 июля 1992 г. за ряд общеуголовных и «политических» преступлений предусматривается пожизненное уголовное заключение (заточение) (п. 1 ст. 131-1).189 Это наказание применяется только к совершеннолетним, тогда как ранее оно могло назначаться и лицам в возрасте от 16 до 18 лет. УК Франции является самым суровым в Европе, устанавливая пожизненное заключение (заточение) безальтернативно за 24 преступления. Перечень этих преступлений включает геноцид (ст. 211-1) и квалифицированное убийство (ст. 221-2-4).

В Западной Германии смертная казнь полностью была отменена в соответствии с Конституцией ФРГ от 23 мая 1949 г. (ст. 102) (Основной закон для всей Германии после присоединения 30 октября 1990 г. к ФРГ ГДР).190 В ГДР отмена смертной казни последовала в 1987 г. УК Германии 1975 г. в качестве самого строгого наказания предусматривает пожизненное лишение свободы (§ 38, абз. 1).191 Данное наказание установлено за 15 составов преступлений, при этом за тяжкое убийство, за убийство при особо отягчающих обстоятельствах (§ 211, 212, абз. 2) и за геноцид (§ 220а, абз. 1) – в абсолютно определенных санкциях.

По данным А. Э. Жалинского, в 2000 г. в ФРГ к пожизненному лишению свободы были приговорены 107 человек. Однако поскольку условно-досрочное освобождение этой категории осужденных допускается уже после отбытия 15 лет (§ 57а УК ФРГ), поэтому только 16 – 17 % лиц «сидят» до смерти; средний же срок лишения свободы составляет 15 – 19 лет.192

Отмена смертной казни в Германии после Второй мировой войны происходила без поддержки населения, большинство которого высказывалось за сохранение этого вида наказания за совершение тяжких преступлений. В 1950 г. 55 % немцев выступали «принципиально за смертную казнь». Однако в 1971 г. против смертной казни высказалось большинство (46 % – «против», 43 % – «за»), а уже через год – более половины (53 %) опрошенных.193

В дальнейшем, как отмечает Х. Кури, общая неуверенность населения, связанная с политическими переменами конца 80-х – начала 90-х гг., и рост уровня преступности привели, с одной стороны, к возрастанию страха стать жертвой преступления, а с другой – к формированию в сознании людей установки на жесткое наказание. Укреплению же такой позиции способствуют средства массовой информации. Так, в 1996 г. сторонники смертной казни составляли 37 %, а противники – 42 %, но после одностороннего и тенденциозного освещения в средствах массовой информации нескольких преступлений, совершенных в отношении детей, за смертную казнь высказались 66 %, против нее – 22 % опрошенных. В 1998 г. 55 % немцев высказывались за восстановление смертной казни за тяжкие преступления, например за «сексуальные преступления против детей и убийства детей».194

В Нидерландах смертная казнь была отменена по общегражданскому УК Законом 1870 г., 195 а в 1982 г. – и за воинские преступления, совершенные в военное время, последняя казнь за которые имела место в 1952 г.

Согласно Конституции Королевства Нидерландов в редакции от 17 февраля 1983 г. смертная казнь запрещена (ст. 114).196 В действующем УК Голландии от 3 марта 1881 г. предусматривается пожизненное тюремное заключение (ч. 1 ст. 10), которое в альтернативных санкциях наряду с тюремным заключением на срок до 20 лет установлено за 24 преступления, в том числе за посягательство на жизнь Короля, его супруги или прямого наследника (ст. 92, ч. 2 ст. 108), посягательство на жизнь главы дружественного государства или лица, пользующегося международной защитой (ст. 115, ч. 2 ст. 117), убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 288) и тяжкое убийство (ст. 289). На практике же данное наказание применяется редко.197

В Бельгии смертная казнь за общеуголовные преступления за редким исключением не применялась с 1863 г. Действующий Уголовный кодекс Бельгии от 8 июня 1867 г. за посягательство на жизнь Короля, прямого наследника Короны, а также за предумышленное убийство предусматривает безальтернативно пожизненное тюремное заключение (ст. 101, 102, 394).198

В Италии смертная казнь в мирное время была отменена по Конституции Итальянской Республики 1947 г., установившей, что «смертная казнь не допускается, кроме случаев, предусмотренных военными законами во время войны» (ч. 3 ст. 27),199а полностью – в 1994 г. Согласно УК Италии самым строгим наказанием является пожизненное заключение, условно-досрочное освобождение от отбывания которого допускается после 20 лет. Однако Конституционным Судом в Постановлении № 168 от 28 апреля 1994 г. нормы о пожизненном заключении были признаны «частично противоречащими Конституции Италии, поскольку они не запрещают применение этого вида наказания к несовершеннолетним осужденным».200

В Испании применение смертной казни (последняя казнь имела место в 1975 г.) в мирное время было запрещено по Конституции Королевства Испания 1978 г., которая провозгласила, что «смертная казнь отменяется, за исключением случаев, предусмотренных военно-уголовными законами, действующими во время войны» (ст. 15).201 Полностью смертная казнь была отменена в 1995 г. Согласно УК Испании от 23 ноября 1995 г. наиболее строгим в системе наказаний является тюремное заключение, максимум которого составляет 20 лет (по совокупности преступлений – 30 лет) (ст. 36, п. «б» ч. 1 ст. 76).202

В Швейцарии законодательство кантонов сохраняло смертную казнь до вступления в силу 1 января 1942 г. единого для Швейцарии УК, принятого 21 декабря 1937 г. и утвержденного на референдуме.

По Федеральной конституции Швейцарской конфедерации, принятой на референдуме 18 апреля 1999 г., смертная казнь запрещена (ч. 1 ст. 10).203 УК Швейцарии в современной редакции за наиболее опасные преступления предусматривает пожизненную каторжную тюрьму (ст. 35).204 Данное наказание альтернативно каторжной тюрьме на срок 10 лет установлено за три преступления, в том числе за тяжкое убийство (ст. 112). Смертная казнь (расстрел) сохраняется для военного времени в Военно-уголовном кодексе от 13 июня 1927 г. (ст. 27), а также регламентируется Постановлением Союзного совета от 9 июля 1940 г.205

В Норвегии применение смертной казни было прекращено в результате реформы уголовного законодательства 60 – 70-х гг. XIX в.206 УК Норвегии от 22 мая 1902 г. упразднил смертную казнь в мирное время. Смертная казнь сохранялась в Военном Уголовном кодексе 1902 г., в соответствии с которым за преступления, совершенные во время немецкой оккупации, было казнено 37 человек.207 Полностью смертная казнь была отменена в 1979 г.

В Швеции последний раз приговор к смертной казни был приведен в исполнение в 1910 г. Смертная казнь была отменена в мирное время 3 июня 1921 г. (Закон 1921:288), а за преступления, совершенные в военное время, Законом 1972 г.

Запрет на применение смертной казни как в мирное, так и в военное время, установлен в Конституции Швеции от 27 февраля 1974 г. (ст. 4:2).208 Действующий УК Швеции 1962 г. предусматривает за тяжкие преступления, совершенные по достижении 21 года (ст. 7:29), пожизненное тюремное заключение (ч. 1 ст. 1:26).209 Данное наказание установлено альтернативно тюремному заключению на срок (от 2 до 10 лет) за 25 преступлений, в том числе за убийство (ст. 1:3) и преступление против международного права (ч. 2 ст. 6:21).

В Дании последняя казнь осужденного во время действия УК 1866 г. была исполнена в 1892 г.210 Общегражданский УК Дании от 15 апреля 1930 г. смертную казнь упразднил.211 Применение смертной казни допускалось по Закону № 227 от 7 июня 1952 г. за некоторые преступления, совершенные во время войны и вражеской оккупации. В последующем Законом 1978 г. смертная казнь за эти преступления была отменена.212 Действующий УК Дании 1930 г. предусматривает пожизненное тюремное заключение (ч. 1 § 33) за десять наиболее опасных преступлений, включая убийство (§ 237).

В Финляндии в XX в. Уголовное уложение от 19 декабря 1889 г. предусматривало смертную казнь в отношении лиц, совершивших преступления по достижении 18 лет (§ 2 гл. 3), безальтернативно за убийство главы дружественного государства (§ 1 гл. 14) и альтернативно за внешнюю измену (§ 2 гл. 12) и предумышленное убийство (§ 1 гл. 21).213 Смертная казнь в таких же санкциях была установлена за ряд преступлений и в Военном Уголовном кодексе от 30 мая 1919 г. Между тем в мирное время уже с 1826 г. приговоры к смертной казни в исполнение не приводились.214 Во время Второй мировой войны по приговорам военных трибуналов было расстреляно 500 человек. В принятом 2 декабря 1949 г. Законе об отмене смертной казни в мирное время предусматривалось, что смертная казнь «может быть назначена только тогда, когда соответствующее преступление совершено во время объявленного в Финляндии военного положения или когда оно совершено в той части Финляндии, в которой введено военное положение».215

Полностью смертная казнь в Финляндии была отменена Законом от 5 мая 1972 г. В преамбуле Закона отказ от смертной казни обосновывался тем, что отсутствуют убедительные аргументы об ее общепревентивном эффекте, существует возможность казни невиновного, и, наконец, это представлялось таким же естественным, как отмена пыток и жестоких видов наказаний.216 Вместо смертной казни за убийство было установлено пожизненное заключение.217

К концу 2003 г. в Скандинавских странах, за исключением Норвегии, где пожизненное лишение свободы было отменено в 1981 г., к данной мере наказания были приговорены: в Дании – 17 осужденных, в Финляндии – 100, в Швеции – 123.218

В европейских государствах, являвшихся в прошлом странами социалистического блока, отмена смертной казни последовала с конца 80-х гг., после изменения их конституционного строя. Полностью смертная казнь была отменена, например, в 1989 г. в Румынии и Словении (последняя казнь имела место в 1957 г.), в 1990 г. в Венгрии (последняя казнь была в 1988 г.), в 1991 г. в Хорватии (последняя казнь была в 1987 г.).

В Венгрии Конституционный Суд по делу об обращении докт. Т. Хорвата, представителя Лиги против смертной казни, признал смертную казнь неконституционной. Конституционный Суд Венгрии признал положения УК о смертной казни не соответствующими Конституции, в ч. 2 ст. 8 которой установлен запрет на ограничения, противоречащие сущности основного права, указав, что «положения, относящиеся к лишению жизни и человеческого достоинства посредством смертной казни, не только накладывают ограничения на существо права на жизнь и человеческое достоинство, но также разрешают полное и непоправимое уничтожение жизни, человеческого достоинства личности или прав, их гарантирующих».219

В Чехословакии смертная казнь за все преступления была законодательно отменена 1 июля 1990 г., а вместо нее было введено пожизненное лишение свободы.220 Законодательство Чешской и Словацкой Республик подтвердило отмену смертной казни, как, например, это закреплено в ст. 15 Конституции Словакии. Следует отметить, что хотя УК Чехословакии 1961 г. содержал значительное число преступлений, наказываемых смертной казнью (33 было в первоначальной ред.), она редко применялась на практике. С 1971 по 1988 г. в Чехословакии было казнено 50 человек.221

Общественная поддержка смертной казни в Чехословакии накануне ее отмены составляла 49 %, против смертной казни высказывались 33 % опрошенных, а 18 % затруднились ответить.222

В Республике Польша последний раз смертный приговор был приведен в исполнение в 1988 г., а в 1997 г. смертная казнь полностью была отменена.

В УК РП 1997 г. в качестве самого сурового вида наказания предусмотрено пожизненное лишение свободы (п. 5 ст. 32),223 которое применяется к лицам, достигшим на момент совершения преступления 18 лет (§ 2 ст. 54). Это наказание альтернативно лишению свободы на срок не менее 8 лет или на срок в 25 лет установлено за восемь тяжких преступлений, в числе которых: геноцид (§ 1 ст. 118); убийство в нарушение международного права (§ 1 ст. 123); посягательство на жизнь Президента РП (ст. 134); убийство (§ 1 ст. 148); убийство при отягчающих обстоятельствах (§ 2 ст. 148).

В Болгарии последняя казнь была исполнена в 1989 г. Согласно ч. 3 ст. 36 УК Республики Болгария от 15 марта 1968 г. (в ред. Закона 1998 г.) «в Республике Болгария нет смертной казни».224 Вместо смертной казни в УК РБ за наиболее тяжкие преступления, угрожающие основам республики, и другие особо опасные умышленные преступления в качестве временной и исключительной меры наказания введено пожизненное заключение без замены (ч. 2 ст. 37). Данное наказание не назначается лицу, которое к моменту совершения преступления не достигло 20 лет, а в отношении военнослужащих, равно как и в военное время, – 18 лет, а также женщине, находившейся в состоянии беременности во время совершения преступления или постановления приговора (ч. 2 ст. 38). Пожизненное заключение без замены альтернативно срочному (от 5 до 30 лет) и пожизненному лишению свободы установлено за 40 преступлений, в том числе за убийство государственного или общественного деятеля (ч. 1 ст. 96), убийство представителя иностранного государства (ч. 1 ст. 99), убийство при отягчающих обстоятельствах, а равно судьи, прокурора, следователя (ч. 1 и 2 ст. 116), вымогательство, сопряженное с убийством (п. 3 ч. 2 ст. 214), и геноцид (ч. 1 ст. 416).

В Албании последняя казнь имела место в 1995 г., а в 2000 г. смертная казнь за преступления по общегражданскому уголовному законодательству была отменена.

В Югославии последний раз смертный приговор был приведен в исполнение в 1989 г., а в 2001 г. смертная казнь полностью была отменена.

Полностью за все преступления или только за те, которые совершены в мирное время, смертная казнь отменена в странах Балтии.

В Эстонии, где последняя казнь имела место в 1991 г., смертная казнь за все преступления была упразднена в 1998 г. В УК Эстонской Республики в редакции от 7 мая 1992 г. предусмотрено пожизненное лишение свободы (ч. 1 ст. 23),225 которое альтернативно лишению свободы на срок (от 5 до 15 лет) установлено за шесть преступлений первой степени, в том числе за преступление против человечности (ч. 1 ст. 611), убийство представителя иностранного государства (ч. 1 ст. 65), убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 101) и насилие в отношении сотрудника полиции, повлекшее смерть (ч. 2 ст. 1842).

В Литве приведение в исполнение смертных приговоров было приостановлено в 1996 г. Отмена смертной казни произошла после того, как Конституционный Суд в Постановлении от 9 декабря 1998 г. (в связи с обращением группы членов Сейма) признал ст. 105 УК ЛР, предусматривающую за убийство при отягчающих обстоятельствах смертную казнь, не соответствующей ст. 18 (права и свободы признаны естественными), ст. 19 (право на жизнь) и ч. 3 ст. 21 (запрет жестоких наказаний) Конституции ЛР.226 В качестве наиболее сурового УК ЛР предусматривает пожизненное лишение свободы.

Проведенный в Литве в 1997 г. опрос общественного мнения о смертной казни показал, что оно существенно различается среди социальных групп. Например, среди представителей элиты (депутаты, министры, юристы, бизнесмены и др.) выявилось больше противников смертной казни. Так, среди них 14,0 % считали, что смертную казнь следует немедленно отменить, 66,0 % допускали отмену смертной казни, если улучшится криминологическая обстановка, и только 20,0 % выступали против отмены смертной казни. Соответствующие показатели отношения к смертной казни населения составили соответственно 10,1 %, 32,4 и 57,3 %.227 Проведенный в сентябре 1999 г. компанией «Baltijos tyrimai» опрос показал, что количество людей, поддерживающих смертную казнь, уменьшилось с 70 – 80 до 60 %.228

Конституционный закон Латвийской Республики «Права и обязанности человека и гражданина» 1992 г. провозгласил, что «к смертной казни может приговорить суд только в исключительных случаях за особо тяжкие преступления» (ст. 13).229 Согласно УК ЛР от 8 июля 1998 г. смертная казнь (расстрел) устанавливалась только за убийство при особо отягчающих обстоятельствах и не могла применяться к лицам моложе 18 лет и к женщинам (ст. 37).230 Однако последняя казнь в Латвии была исполнена в 1996 г., а в 1999 г. смертная казнь в мирное время была отменена. В качестве наиболее сурового наказания в УК ЛР предусмотрено пожизненное заключение (ч. 3 ст. 38).

Во многих государствах – участниках Содружества Независимых Государств смертная казнь также отменена.

Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. закрепила возможность применения смертной казни в виде исключения впредь до ее полной отмены (ч. 3 ст. 24).231 Однако последняя казнь в Молдове была осуществлена в 1989 г., а в 1995 г. смертная казнь за все преступления была отменена.

В УК РМ 2002 г. за наиболее тяжкие преступления установлено пожизненное лишение свободы, которое не может применяться только к женщинам и несовершеннолетним (ч. 2 и 3 ст. 71).232 Данное наказание предусмотрено за 25 преступлений, в том числе за геноцид (ст. 135), убийство (ч. 3 ст. 145), посягательство на жизнь судьи, лица, осуществляющего уголовное преследование, либо лица, содействующего осуществлению правосудия (ст. 305), посягательство на жизнь Президента РМ, Председателя Парламента, премьер-министра (ст. 342) и посягательство на жизнь сотрудника полиции (ч. 2 ст. 350). В Грузии согласно Конституции от 24 августа 1995 г. смертная казнь как исключительная мера наказания до ее полной отмены могла предусматриваться законом за совершение особо тяжких преступлений против жизни (ч. 2 ст. 15).233 Между тем последний раз смертный приговор был приведен в исполнение в 1994 г., а в 1997 г. смертная казнь полностью была отменена.

В УК РГ от 22 июля 1999 г. установлено бессрочное лишение свободы (п. «и» ст. 40),234 которое не назначается только несовершеннолетним и лицам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста (ст. 51). В УК РГ данное наказание предусмотрено за 13 преступлений, в том числе за убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 109), террористический акт (ст. 325) и геноцид (ст. 407).

По Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. смертная казнь в виде исключительной меры наказания вплоть до ее полной отмены могла устанавливаться законом только за особо тяжкие преступления против государства, против жизни и здоровья человека (ч. III ст. 27).235 В УК Азербайджана накануне отмены смертной казни это наказание предусматривалось за 12 преступлений, а его применение исключалось в отношении несовершеннолетних, женщин и мужчин 65-летнего возраста.236 Однако уже в июне 1993 г. в Республике был введен мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров, а в феврале 1998 г. смертная казнь была отменена.

В УК АР от 30 декабря 1999 г. в качестве самостоятельного вида наказания введено пожизненное лишение свободы (ст. 42.0.13), которое установлено за совершение особо тяжких преступлений против мира и безопасности человечества, военных преступлений, преступлений против личности и государственной власти (ст. 57.1).237 Данное наказание не назначается женщинам, лицам моложе 18 лет и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста (ст. 57.2 УК АР). По отбытии осужденным не менее 25 лет, при условии несовершения в этот период умышленного преступления, а также если суд придет к выводу об утрате необходимости дальнейшего отбывания наказания, пожизненное лишение свободы может быть заменено срочным лишением свободы – до 15 лет, либо осужденный может быть условно-досрочно освобожден (ст. 57.3, 57.4 УК АР). Пожизненное лишение свободы альтернативно лишению свободы на срок (от 5 до 15 лет) предусмотрено за 16 преступлений, в числе которых геноцид (ст. 103), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 120.2) и террористический акт (ст. 277).

В Украине (в 1997 г. в ней был установлен мораторий на исполнение смертной казни) смертная казнь была отменена в соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 29 декабря 1999 г., в котором положения УК Украины, предусматривающие смертную казнь, были признаны неконституционными.238

По данным опроса общественного мнения, проведенного в Украине «Socis-Gallup» в апреле 1997 г., из 1200 респондентов 43 % высказались против отмены смертной казни, 37 % считали, что это наказание может применяться только в исключительных случаях, хотя до 15 % увеличилась по сравнению с 1995 и 1996 гг. доля лиц, выступавших за полную отмену смертной казни, 5 % не ответили.239

В УК Украины от 5 апреля 2001 г. основание системы наказаний занимает пожизненное лишение свободы (п. 12 ст. 51).240 Согласно УК Украины данное наказание устанавливается за совершение особо тяжких преступлений и применяется только в случаях, специально предусмотренных Кодексом, если суд не находит возможным применять лишение свободы на определенный срок, а также не назначается лицам моложе 18 лет, лицам старше 65 лет и женщинам, находившимся в состоянии беременности при совершении преступления или на момент постановления приговора (ст. 64). Пожизненное лишение свободы альтернативно лишению свободы на срок от 8 до 15 лет предусмотрено за 11 преступлений, в том числе за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 112), умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 115), посягательство на жизнь работника правоохранительного органа (ст. 348), посягательство на жизнь судьи, народного заседателя или присяжного (ст. 379), посягательство на жизнь защитника (ст. 400), геноцид (ч. 1 ст. 442) и посягательство на жизнь представителя иностранного государства (ст. 443).

Согласно Конституции Туркменистана в редакции от 15 августа 2003 г. смертная казнь могла назначаться в виде исключительной меры наказания за тягчайшие преступления (ст. 20). В Туркменистане в УК 1997 г. смертная казнь предусматривалась за 17 преступлений, но в 1999 г. полностью была отменена.

По Конституции Республики Армения от 5 июля 1995 г. смертная казнь впредь до ее отмены могла устанавливаться законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления (ст. 17).241 В то же время последняя казнь в Армении состоялась в 1991 г., а в 2003 г. была отменена.

В УК РА от 29 апреля 2003 г. за особо тяжкие преступления установлено пожизненное лишение свободы, которое не назначается только несовершеннолетним и женщинам, находившимся в состоянии беременности при совершении преступления или при вынесении приговора (ст. 60).242 По УК РА пожизненное лишение свободы в альтернативной санкции с лишением свободы на срок от 7 до 15 лет предусмотрено за восемь преступлений: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 104), убийство государственного, политического или общественного деятеля (ст. 305), применение запрещенных средств и методов ведения войны (ч. 2 ст. 387), убийство представителя иностранного государства или международной организации (ч. 2 ст. 388), международный терроризм (ст. 389), серьезные нарушения норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов (ч. 1 и 3 ст. 390), преступления против безопасности человечества (ст. 392), геноцид (ст. 393). Причем согласно УК РА лица, осужденные к данной мере наказания по ст. 104, 305, 387 – 389 и 393, не освобождаются от наказания условно-досрочно (ч. 5 ст. 76).

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. в ч. 3 ст. 24 устанавливает, что «смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления…».243

В УК РБ от 9 июля 1999 г. в сравнении с УК РБ 1960 г. был сужен почти в два раза перечень преступлений, наказываемых смертной казнью, и одновременно расширен круг лиц, которым не может назначаться это наказание. Согласно УК РБ 1999 г. в качестве исключительной меры наказания допускается применение смертной казни – расстрела за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах (ч. 1 ст. 59).244 По УК РБ смертная казнь не может быть назначена лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, женщинам, а также мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора 65 лет; смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным заключением (ч. 2 и 3 ст. 59). УК РБ исключает назначение смертной казни за неоконченное преступление (ч. 2 ст. 67); в случае, если суд не сочтет возможным применить сроки давности, смертная казнь заменяется срочным лишением свободы (ч. 5 ст. 83, ч. 4 ст. 84). Смертная казнь альтернативно лишению свободы на срок от 7 до 25 лет и пожизненному заключению предусмотрена за 14 преступлений: развязывание либо ведение агрессивной войны (ч. 2 ст. 122); убийство представителя иностранного государства (ч. 2 ст. 124); международный терроризм (ст. 126); геноцид (ст. 127); преступления против безопасности человечества (ст. 128); применение оружия массового поражения (ст. 134); нарушение законов и обычаев войны (ч. 3 ст. 135); убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 139); терроризм (ч. 3 ст. 289); измена государству (ч. 2 ст. 356); заговор с целью захвата власти (ч. 3 ст. 357); террористический акт (ст. 359); диверсия (ч. 2 ст. 360); убийство работника милиции (ст. 362).

Данные двух пятилетних обзоров, проведенных ООН, показывают, что в Беларуси количество казней уменьшилось со 168 за период 1994 – 1998 гг. до 52 за 1999 – 2003 гг.

В то же время стремление Республики Беларусь вступить в Совет Европы уже обусловило первые шаги в направлении отказа от смертной казни. Так, Конституционный Суд Республики Беларусь в заключении от 11 марта 2004 г. № З-171/2004 «О соответствии Конституции Республики Беларусь и международным договорам Республики Беларусь положений Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающих применение в качестве наказания смертной казни» постановил: «1. Признать пункт 11 части первой статьи 48 и статью 59 Уголовного кодекса Республики Беларусь не соответствующими Конституции Республики Беларусь в части отсутствия в них указания на временный характер смертной казни.

2. Считать, что часть третья статьи 24 Конституции Республики Беларусь, установившая возможность применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания лишь до ее отмены, позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания.

Исходя из содержания данной нормы, динамики преступности, необходимости выполнения Рекомендаций Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по вопросу о смертной казни, принятых постановлением Палаты представителей от 13 июня 2002 г., а также учитывая, что Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах не ратифицирован Республикой Беларусь, не решен вопрос о ее полноправном членстве в Совете Европы и в силу этого не подписаны и не ратифицированы Европейская конвенция о защите прав и соответствующие протоколы к ней, что обусловило бы в силу статей 8 и 116 Конституции Республики Беларусь верховенство указанных международных актов в системе национального права, Конституционный Суд полагает, что в современных условиях вопрос об отмене этого вида наказания или как первом шаге – об объявлении моратория на его применение может быть решен Главой государства и Парламентом…»245

Следует отметить, что Конституционный Суд, хотя и принял во внимание результаты проведенного 24 ноября 1996 г. референдума, в ходе которого 80,44 % граждан, участвовавших в голосовании, на поставленный вопрос: «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?» – ответили отрицательно, тем не менее указал на их необязательный характер. Причем необходимо учитывать, что референдум проводился в условиях, когда в УК в качестве альтернативы смертной казни предусматривалось только лишение свободы на срок до 15 лет. Пожизненное заключение в УК РБ было введено в декабре 1997 г.

Между тем смертная казнь еще сохраняется в республиках с сильной исламской традицией.

Согласно Конституции Республики Казахстан от 30 мая 1995 г. смертная казнь в качестве исключительной меры наказания может устанавливаться законом за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании (ч. 2 ст. 15).246

В соответствии с Конституцией РК в ч. 1 ст. 49 УК РК от 16 июля 1997 г. предусмотрено, что смертная казнь – расстрел как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, а также за совершенные в военное время или в боевой обстановке государственную измену, преступления против мира и безопасности человечества и особо тяжкие воинские преступления.247

По УК РК смертная казнь не назначается женщинам, лицам моложе 18 лет и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста (ч. 2 ст. 49); смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима (ч. 3 ст. 49). Согласно УК РК приговор о смертной казни приводится в исполнение не ранее, чем по истечении года с момента его вступления в силу (ч. 4 ст. 49). Эта законодательная новелла, по мнению К. Ж. Шаймерденова, была призвана устранить возможные судебные ошибки, которые могут обнаружиться в течение указанного в ней времени.248 По УК РК за неоконченное преступление смертная казнь не назначается (ч. 4 ст. 56); смертная казнь не назначается или подлежит замене пожизненным лишением свободы, если суд не сочтет возможным применить сроки давности (ч. 5 ст. 69, ч. 4 ст. 75). В УК РК смертная казнь альтернативно срочному (от 10 до 20 лет) и пожизненному лишению свободы установлена за следующие 10 преступлений: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 96); ведение агрессивной войны (ч. 2 ст. 156); применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором РК (ч. 2 ст. 159); геноцид (ст. 160); участие наемника в вооруженном конфликте или в военных действиях, повлекшее гибель людей или иные тяжкие последствия (ч. 4 ст. 162); государственная измена, совершенная во время войны или в боевой обстановке при отягчающих обстоятельствах (ст. 165); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ч. 1 ст. 167); посягательство на жизнь Президента РК (ч. 2 ст. 167); диверсия (ст. 171); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 340). Смертная казнь в качестве альтернативы срочному лишению свободы (от 5 до 20 лет), кроме санкции нормы, указанной в ч. 3 ст. 367, и пожизненному лишению свободы также предусмотрена за совершение в военное время или в боевой обстановке следующих воинских преступлений: неповиновение или иное неисполнение приказа (ч. 3 ст. 367); сопротивление начальнику (ч. 3 ст. 368); насильственные действия в отношении начальника (ч. 3 ст. 369); дезертирство (ч. 3 ст. 373); уклонение от военной службы (ч. 3 ст. 374); нарушение правил несения боевого дежурства (ч. 3 ст. 375); злоупотребление властью, превышение или бездействие власти (ч. 3 ст. 380); сдача или оставление противнику средств ведения войны (ст. 383) – всего восемь.

В Республике в 1994 – 1998 гг. было казнено 148 человек. Причем известно, что в 1995 г. в Казахстане смертная казнь была исполнена публично.249 Однако с декабря 2003 г. смертная казнь здесь не применяется.

В Конституции Кыргызской Республики в редакции от 18 февраля 2003 г. провозглашено, что смертная казнь может устанавливаться законом и назначена только судом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления (ч. 4 ст. 18).

Согласно УК КР от 1 октября 1997 г. смертная казнь может быть назначена как исключительная мера наказания только за особо тяжкие преступления, связанные с посягательством на жизнь (ч. 1 ст. 50).250 Из круга лиц, к которым может применяться данное наказание, исключены только женщины и несовершеннолетние (ч. 2 ст. 50 УК КР). По УК КР смертная казнь в порядке помилования может быть заменена лишением свободы на срок 30 лет (ч. 4 ст. 49). В УК КР смертная казнь альтернативно срочному лишению свободы (от 12 до 25 лет) установлена за шесть преступлений: убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 97); изнасилование малолетней, повлекшее особо тяжкие последствия (ч. 3 ст. 129); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 294); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 319); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 340); геноцид (ст. 373).

Конец ознакомительного фрагмента.