Вы здесь

Смерти вопреки. Антология тайных учений о смерти и умирании традиции дзогчен тибетского буддизма. Комментарий к десятой главе «Сокровищницы драгоценных слов и смысла» (Лама Сонам Дордже, 2014)

Комментарий к десятой главе «Сокровищницы драгоценных слов и смысла»


Как уже было сказано выше, десятая глава «Сокровищницы драгоценных слов и смысла» посвящена умиранию, смерти и посмертным переживаниям. Центральным лейтмотивом этих учений является раскрытие возможностей просветления на каждом из описываемых этапов.

Возможность достижения просветления существует не только во время смерти или в посмертном состоянии, но и, что немаловажно, пока мы ещё живы. Именно поэтому в учении говорится о том, что практикующие с высшими способностями и усердием достигают освобождения ещё при жизни. Практикующие со средними способностями достигают просветления либо в момент смерти, либо во время бардо природы явлений, тогда как практикующие с меньшими способностями и усердием имеют все шансы переродиться в чистой земле одного из будд. Именно практикующим со средними и меньшими способностями и посвящены наставления, содержащиеся в этой главе, однако прежде чем давать эти наставления, Лонгченпа описывает «естественное» бардо этой жизни, призывая нас не тратить время даром и создать прочную опору духовного обучения, анализа и медитации.

Ещё в самом начале главы автор приводит короткое описание четырёх промежуточных состояний, их рубежей и общего образа их проявления.

Описывая естественное бардо этой жизни, Лонгченпа говорит о вьющем гнездо голубе, используя эту метафору в качестве иллюстрации того, как следует строить жизнь на основе духовной практики. В своём привычном стиле Лонгчен Рабджам помогает нам стремительно спуститься с небес на землю, он советует нам не мнить себя исключительными существами, а следовать по традиционному пути обучения и практики, как это подобает всем обычным людям. Он также подчёркивает важность глубокой связи с истинным духовным учителем, без которого будет невозможно избежать ошибок на пути. Все эти советы уместны и в наши дни, особенно для западных буддистов, которые зачастую пытаются создать свои собственные версии духовных путей и даже их цели – просветления.

Бардо умирания

После короткого раздела, посвящённого естественному бардо этой жизни, автор переходит к описанию бардо смерти, или умирания. Эта глава, содержащая, пожалуй, самые интересные наставления, состоит из двух подразделов. Первый из них включает семь тем, а именно: обоснование неизбежности смерти; комплекс методов исследования знаков наступающей смерти; методы предотвращения смерти, если обнаружены знаки её приближения; описание переживаний умирающего человека; наставления умирающим практикующим; описание знаков грядущего перерождения в одном из шести миров сансары; ритуалы «очищения» неблагополучного перерождения.

Обоснование неизбежности смерти

Лонгченпа не углубляется в логические обоснования и философские дебаты по этому поводу, которыми изобилуют некоторые тексты других буддийских традиций. Он просто констатирует сам этот факт и приводит цитату из тантры, показывающую аналогии непостоянства и мимолётности этой жизни. Все мы в этой жизни – транзитные пассажиры, и никто из нас не задержится в своём теле дольше отведённого срока. Такова природа вещей, что всё рождённое должно непременно умереть, и это относится не только к живым существам, но также и к растениям и всем неодушевлённым предметам. Как ни странно это прозвучит, но мы родились не для того чтобы жить, а для того чтобы умереть. Если бы мы родились для того, чтобы жить, мы бы никогда не умирали – таково следствие формальной логики. Однако этот банальный вывод не следует понимать как повод для отречения от жизни, наоборот, его важно использовать для того, чтобы задуматься над её истинным смыслом и получить полное, а не однобокое понимание своего бытия. Истинный смысл жизни заключается в том, чтобы реализовать свой духовный потенциал и достичь внутреннего совершенства.

Распознавание знаков наступающей смерти

Несмотря на то что смерть неизбежна, время её наступления не определено. Она может наступить как внезапно, так и в результате длительной болезни или несчастного случая. Часто бывает, что человек серьёзно болен, но не знает о своей болезни, которая может проявиться лишь на том этапе, когда уже не помогут никакие лекарства. Буддийские учения также всерьёз говорят и о влиянии вредоносных духов, чьё воздействие может запросто привести к летальному исходу, и считается, что именно с ними связаны многие болезни.

Характерно, что такие болезни не имеют ярко выраженных симптомов, диагностирование затруднено, и человек не может точно определить природу своей болезни. Нередко случается, что люди вылечиваются от тяжёлых болезней, а умирают от лёгких, и мы просто не в состоянии предсказать, какое из наших заболеваний станет причиной смерти. В этих и других случаях могут помочь тайные наставления по исследованию знаков приближающейся смерти и связанные с ними ритуалы, позволяющие предотвратить её наступление. Результаты такого анализа показывают не только время, оставшееся до смерти больного человека, но и класс духов, чьё негативное влияние вызвало данную болезнь. Такой многосторонний прогноз даёт возможность выбрать специфические методы предотвращения летального исхода и избавиться от вредоносного воздействия духов.

Текст излагает двадцать один способ распознавания знаков смерти, причём последние два способа являются комплексными и подразделяются на несколько отдельных методов. Первые девятнадцать способов построены на несложных физиологических наблюдениях и могут оказаться полезными при анализе состояния больных, однако все они весьма относительны, и не стоит безоговорочно принимать их на веру как истину в последней инстанции. Некоторые из этих девятнадцати знаков на практике могут оказаться симптомами того или иного заболевания, не сопряжённого с риском для жизни. Важно иметь в виду, что данные исследования должны осуществляться сведущим мастером, который обладает проницательным, если не сверхъестественным восприятием и может видеть реальность за пределами болезни и её симптомов. Более того, говорится, что для успешного выполнения прогноза и последующего предотвращения смерти больному необходимо совершать духовные практики по накоплению заслуги и мудрости. Также подчёркивается, что знаки, на которых строится прогноз, даны в отношении людей среднего возраста в стандартной ситуации, но могут потерять свою точность и актуальность в случаях с людьми преклонного возраста.

Тень в небе

Двадцатый способ определения близости смерти основывается не столько на физиологических наблюдениях, сколько на толковании тени, отбрасываемой больным, причём в сочетании с её остаточным изображением в небе. В данном тексте автор не разъясняет эту процедуру, а лишь цитирует тантру «Союз солнца и луны», и я привожу детали, содержащиеся в его других трудах. Этот вид прогноза можно отнести к гаданию, но в одном из своих текстов Лонгченпа говорит, что такой анализ как раз предназначен для серьёзных практикующих, не склонных к традиционным типам гадания мо. Он поясняет, что обычным людям не дано знать время своей смерти и, стремясь узнать его, некоторые пользуются услугами провидцев – последователей других религий, которые могут предоставить информацию посредством мирских форм гадания и прорицаний, однако они уступают буддийским методам определения времени смерти.

Данный способ исследования своей «жизне-формы» должен выполняться в уединённом и безлюдном месте, будь то в лесу, на вершине горы или на кладбище. Сам метод называется «исследование отражения своей жизненной силы в небе» или «исследование своей жизнеформы как излучения элементов». Он осуществляется утром или вечером, в то время когда на небе нет облаков, предпочтительно без одежды. Вы встаёте и разводите руки на уровне плеч, держа в руках палку, чётки, сосуд или ваджру. Повернувшись спиной к солнцу, вы сосредоточиваете взор на собственной тени в области сердца. Для этого требуется полная концентрация внимания, и в помощь себе вы можете обозначить сердечный центр камнем или палкой. Через некоторое время ваши глаза устанут от подобного сосредоточения, в результате чего возникнет оптический эффект потускнения тени, которая начнёт казаться светлой или белой. В этот миг вы резко поднимаете глаза к небу и исследуете остаточное изображение своего тела, отразившееся на его фоне. Это остаточное изображение, появляющееся в небе, – естественный зрительный эффект, который обыкновенно возникает после того, как вы долго смотрели на что-то контрастное.

В зависимости от того, насколько полно отразилось в небе ваше тело, вы делаете соответствующие выводы. В оптимальном варианте, указывающем на отсутствие значительных повреждений жизненной силы, вы должны увидеть изображение своего тела целиком вместе с предметами, которые вы держите в руках. Изображение должно быть белого цвета, тогда как фон неба воспринимается чёрным. Белое отражение тени на фоне чёрного неба – это опять же естественный зрительный эффект, возникающий в результате долгого сосредоточения на чёрной тени на земле. В тексте «Сердечная сущность Вималамитры» также говорится, что цвет остаточного изображения тени может соответствовать цвету одежды.

Если же в небе появилось неполное изображение тела, это означает скорое наступление смерти. Срок до наступления смерти вычисляется в зависимости от «пропавшей» части тени. В случае исчезновения предмета, который вы держите в руках, считается, что смерть наступит в течение семи лет. В случае исчезновения правой руки смерть наступит в течение пяти лет. Если пропало изображение левой руки, смерть придёт в течение трёх лет. Исчезновение правой голени вплоть до колена означает смерть в течение двух лет, тогда как пропажа левой голени подразумевает смерть через год. Если полностью пропала правая нога, то смерти также можно ожидать через год, а если исчезли обе руки и ноги, смерть наступит через восемь месяцев. В случае исчезновения изображения головы смерть прогнозируется через пять месяцев, пропажа её правой половины означает смерть через девять месяцев, а левой половины – через семь месяцев. Если исчезла голова вместе с шеей, то смерть наступит через три месяца. Если пропало изображение верхней части туловища, смерть произойдёт через два месяца, если нижняя часть тела, то через месяц. В случае исчезновения правой части тела осталось жить всего двадцать девять дней, а пропажа левой половины туловища означает смерть через двадцать один день.

По форме изображения тела можно судить о вероятности предотвращения смерти посредством соответствующих ритуалов, описанных ниже. В частности, предотвращение смерти возможно, если тень имеет круглую, овальную, квадратную или полукруглую форму. Если же очертание тени имеет треугольную форму или напоминает скрученный труп, то смерть уже не предотвратить. В этом случае даётся совет оставить всякие заботы об этой жизни и имуществе и направить всё своё внимание на практику наставлений по умиранию.

Цвет изображения говорит о влиянии духов различных классов негативности на здоровье больного человека. Так, например, если изображение проявляется в обычном белом цвете, но исчезает в центре, это означает вмешательство нагое и духов-царей гьялпо. Чёрный цвет тени, которая исчезает в правой части, говорит о влиянии кладбищенских демонов и духов Матрика. Если тень красного цвета и пропадает в левой стороне, это означает напасти со стороны гневных божеств, личных защитников или защитников учения. Жёлтая тень, исчезающая внизу, говорит о влиянии нагов, гневных божеств или духов гьялпо. Если же она синего цвета и пропадает в ногах, то к болезни причастны либо наги, либо исцеляющие водяные духи. В случае чёрного цвета тени можно говорить о вмешательстве духов Матрика или Владыки смерти. Если изображение проявляется в едва различимом жёлтом цвете, к болезни причастны духи местности, тогда как в случае яркого и разноцветного изображения можно судить о причастности множества различных духов и демонов.

Тайные аллегории

Двадцать первый способ распознавания знаков смерти включает восемь методов, которые не менее интересны, чем предыдущие. В тексте автор не даёт никаких комментариев и на эти методы, ограничиваясь лишь цитатой из тантры. Если не знать, о чём идёт речь, вы никогда не поймёте, что здесь имеется в виду, поэтому я предлагаю вашиему вниманию подробное объяснение из текста «Четыры ветви сердечной сущности», в котором данные методы описаны более детально. В тантре «Союз солнца и луны» говорится:

Если оборвалась связь между небом и землёй,

То невозможно [прожить] больше

девятнадцати дней.

Это подразумевает следующее наблюдение. В полдень вы садитесь на корточки лицом на юг, ставите локоть на колено, так чтобы рука была поднята перпендикулярно земле, а пальцы сжаты в кулак. Вы прикладываете кулак к своему межбровью и сосредоточенно смотрите на запястье руки. Если в результате продолжительного созерцания запястье начнёт казаться очень тонким, то всё в порядке и скоропостижная смерть вам не грозит. Если же вам покажется, что верхняя часть руки оторвана от нижней, можете ожидать наступления смерти в течение девятнадцати дней.

Если человек на снежной львице

Упадёт со склона горы Сумеру,

То [смерть] без сомнений [наступит]

в течение шестнадцати дней.

На рассвете вы идёте к озеру или пруду, на западном берегу которого имеется склон, обрыв или утёс, и встаёте на западном берегу между кромкой воды и возвышающейся стеной земли, на которой должна отражаться поверхность озера. В обычных условиях вы должны увидеть два своих отражения на склоне перед собой. Из них нижняя тень появляется в результате того, что восходящее солнце светит на западный склон, а верхняя является результатом отражения солнечных лучей от поверхности воды и проецирования на тот же склон, что возможно только на рассвете. Пока солнце не взошло высоко, эти две тени отражаются рядом друг с другом, и в аллегории тантры верхняя тень названа человеком, а нижняя тень – снежной львицей, тогда как склон горы Сумеру относится к тому крутому берегу, обрыву или склону, на который отбрасываются обе эти тени. Если одна тень находится над другой, то с вами всё в порядке. Однако если верхняя тень отсутствует, то вам грозит смерть в течение шестнадцати дней, которая, скорее всего, наступит в полдень.

Если ствол дерева, исполняющего желания,

Сломан в промежутке между горой и полями,

Это должен исследовать эксперт.

В этом методе вы проверяете свой пульс. В одном из своих текстов Лонгченпа говорит о проверке пульса в артериях и жизненных каналах рук и ног. Основные места, где в тибетской медицине проверяют пульс, – это запястья обеих рук, щиколотки и сонная артерия на шее. Если в этих местах отсутствует пульс, то смерть наступит в течение недели. В тексте «Лама янгтик» Лонгченпа говорит лишь об «артерии», подразумевая сонную артерию. Эта артерия и является «всеисполняющим древом» в аллегории тантры, тогда как под «горой» подразумевается голова, а под «полями» – плечи. Как известно, нарушение кровоснабжения мозга грозит мгновенной смертью.

Если облака исчезают с морской воды,

Это также следует тщательно

проанализировать эксперту.

Этот метод подразумевает наблюдение за испарениями собственной мочи и тоже выполняется на рассвете. Предыдущим вечером рекомендуется воздерживаться от секса, употребления алкоголя, переутомления и чрезмерного общения. Когда утром появится солнце, следует собрать мочу в сосуд из металла, навроде колокольного железа, который не должен быть чёрного или белого цвета. Я бы добавил, что для этого также непригодны термостойкие сосуды типа термосов или посуды «Цептер». Следует поставить сосуд на солнце, чтобы его лучи попали на мочу, и наблюдать за её испарениями. Если испарения в лучах восходящего солнца приобретают красный оттенок, то всё в порядке. Однако если красный цвет отсутствует, смерть наступит в течение пятнадцати дней. Если испарения приобретают чёрную окраску, смерть наступит через одиннадцать дней. В случае появления в испарениях красных точек смерть прогнозируется в течение девяти дней. Все остальные варианты не грозят летальным исходом. Также цвет испарений может говорить о причастности к болезни тех или иных духов, которых можно идентифицировать по вышеупомянутым соответствиям. Смысл тантрической аллегории следует понимать так, что морская вода – это моча, тогда как облака – это её испарения.

Если дым праведника исчезает

С земной обители,

Смерть придёт через девять дней.

В этом методе вы занимаетесь исследованием другого вида отходов жизнедеятельности своего организма. Для этого вы испражняетесь на рассвете и наблюдаете за испарениями своего кала. Если вы видите пар, то с вами всё в порядке. Если же пар отсутствует или помечен красными точками, то смерть можно ожидать в течение девяти дней. Здесь стоит иметь в виду, что данное наблюдение следует проводить в холодное время суток, так как в жаркую погоду вы не увидите никакого пара, и поэтому рекомендуется делать это рано утром. В данной аллегории кал назван обителью, которая располагается на земле, а его испарения – дымом. Под праведником следует понимать сам процесс испражнения, так как дословный перевод этого слова (тиб. ге джонг) означает «духовное очищение», в процессе которого из нашего ума аналогичным образом удаляются эмоции, омрачения и прочие «отходы» кармической переработки.

Если неизменное солнце зайдёт

За вершиной горы Сумеру,

То смерть наступит через три дня.

Этот метод является самым тайным из всех описанных выше, так как он связан с ключевыми пунктами светоносных каналов тонкого тела.

Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что светоносные каналы, по которым движется просветлённая энергия в теле, подходят к глазам, что позволяет воочию созерцать видения природы явлений. На пороге смерти эти светоносные каналы, равно как и вся энергетическая структура тела, приходят в упадок и разрушаются. В зависимости от проявляющихся знаков этой дегенерации можно судить о приближающейся смерти. Для этого достаточно надавить пальцем на глаз сбоку от зрачка, предварительно зажмурив оба глаза. Обычно при таком надавливании вы увидите в противоположной стороне круги света, но если эти круги не появляются, то можете ожидать свою смерть через три дня. В тайных учениях тогал эти круги света носят техническое название «лампа пустотного бинду» (тиб. тигле тонг дрон), тогда как в данной тантре они метафорически названы «неизменным солнцем». Гора Сумеру обозначает человеческое тело, а под её вершиной подразумевается голова. Слово «неизменное» относится к светоносному бинду и является одним из его технических эпитетов. Оно показывает на неизменность природы ясного света, который не претерпевает никаких трансформаций в любых условиях и не исчезает даже во время смерти, будучи нашей неделимой природой. Несмотря на то что перед смертью светоносные каналы дегенерируют, сам ясный свет нашей пробуждённой природы не изменяется и не разрушается – его можно созерцать в любой момент при условии активации ключевых пунктов согласно практике тогал.

Как только наступает смерть, а вместе с ней начинается бардо природы явлений, этот ясный свет проявляется в переживании любого индивида вне зависимости от условий. Именно поэтому его именуют «нерушимым бинду» (тиб. ми шиг тигле) и «неизменным бинду» (тиб. ми гьюр тигле).

Если звуки дакини

Исчезают в расщелинах горы Сумеру,

То [осталось] пять или тринадцать дней.

В этом методе также содержится тайный ключевой пункт. В секретном разделе упадеша учений Великого совершенства дзогчен говорится о существовании пяти врат, через которые просветлённая природа обнаруживает себя в человеческом теле. Из этих пяти врат двое врат наших глаз названы явными, так как через них можно воочию наблюдать светоносные видения природы явлений. Остальные трое врат не позволяют «видеть» просветлённую природу, но тем не менее являются её проводниками. Двое из них – это уши, а последними вратами является отверстие Брахмы на макушке головы, к которому подходит светоносный канал «самоосвобождающей пустоты» (тиб. тонг па ранг дрол) и центральный энергетический канал авадхути, используемый в практиках переноса сознания пхова. В данном методе приближение смерти выясняется на основе проверки функционирования врат ушей. Вы должны лечь в позе спящего льва на правом боку и заткнуть правое ухо. Если в ухе будет слышаться шумящий звук, такой же, как при прикладывании к уху морской ракушки, то с вами всё в порядке. Если же такой звук отсутствует, то можно ожидать смерть через пять, семь или одиннадцать дней. Однако в другом тексте-сборнике «Сердечная сущность Вималамитры», составленном Лонгченпой, содержится отличная информация о том, что в оптимальном случае должен слышаться журчащий звук множества животных, тогда как звук ветра означает смерть в течение семи или десяти дней, а отсутствие всякого звука – смерть в течение одиннадцати дней.

Конечно, всё это не относится к людям глухим и страдающим расстройствами слуха, и вы должны понимать, что во всех этих методах есть свои исключения и они применимы только в оговорённых условиях в стандартной ситуации. В тексте Лонгченпы «Лама янгтик» говорится о том, что при нажатии на уши пальцами должен раздаваться гулкий звук стука в [большой ритуальный] барабан. Если же вместо этого слышится звук сильного ветра, то смерть наступит через семь или одиннадцать дней, а при отсутствии звуков – через пять дней. В аллегории тантры гора Сумеру означает голову, а её расщелины – уши.

Если Мара – владыка смерти поднялся

Из всеисполняющего древа,

То, без сомнений, [смерть наступит]

через неделю.

«Всеисполняющее древо» означает шею, а «владыка смерти» – локон волос, поднимающийся с нижней части затылка, у соединения головы с шеей. Это место, точнее, впадина на затылке, именуется «дьявольскими вратами» (тиб. ду го), и, если из неё поднимется локон из нескольких волос, можно ожидать наступления смерти через семь дней.

Предотвращение смерти

Все эти методы распознавания знаков наступающей смерти объясняются не ради праздного интереса. Несмотря на более чем прагматичное отношение к смерти, буддийские учения нельзя обвинить в пассивности по отношению к ней. Традиция ньингма, как никакая другая, изобилует ритуалами предотвращения смерти, и, насколько мне известно, аналогичные практики, имеющиеся в других школах тибетского буддизма, были заимствованы из ньингмапинских учений. Однако не следует впадать в эйфорию, услышав об изобилии этих методов, некоторые из них описаны ниже, не занимайтесь самообманом, будьте реалистами – смерть неизбежна. Даже если её и возможно предотвратить на какое-то время, в конце концов вы от неё никуда не денетесь. Это очень важно понимать и помнить. Вот что сказал видьядхара Джигме Лингпа в своём труде «Йеше лама»:

Лишь только вы родились, вас уже поджидает смерть. Поэтому важно знать дополнительные учения тантры «Союз солнца и луны» и устные наставления, объясняющие, как определять знаки наступающей смерти и как предотвращать смерть, чтобы избежать внезапных препятствий. Если же сделать это невозможно, то в сутре «Наказ царю» ясно говорится, что на земле нет такого места, где бы кто-либо смог укрыться от лап смерти.

Если обнаружены знаки приближающейся смерти, традиция предлагает ритуалы, позволяющие «откупиться» от неё. Хотя в учениях на это прямо и не указывается, всё же должно быть понятно, что если кто-то уже находится при смерти – в состоянии глубокой комы или на последней стадии онкологического заболевания, – когда уже нет надежды ни на врачей, ни на лекарства, то вряд ли можно «выкупить» этого человека у смерти какими-либо ритуалами. Я лично верю в их эффективность, но считаю, что они могут помочь в начальной стадии болезни, когда ещё возможно восстановить баланс элементов тела, на что, по сути, и направлены эти манипуляции. В частности, эти ритуалы могут оказаться очень эффективными, если осуществляются в соответствии с выявленными знаками приближающейся смерти, описанными выше.

Данные ритуалы не имеют ничего общего с методами современной медицины и работают с болезнями на совершенно другом уровне. С одной стороны, они направлены на восстановление баланса элементарных энергий силой взаимозависимости, а с другой – они устраняют негативное влияние нематериальных духов, о чьей причастности к болезням человека говорят все учения тибетского буддизма. Самые распространённые практики, предотвращающие скоропостижную смерть, состоят из ритуалов, которые можно смело отнести к так называемой белой магии. В тексте Лонгченпы они называются «ритуалами откупа от смерти», а в других текстах можно встретить названия «захват жизни» или «призывание жизнеспособности».

Среди прочих вещей в них используется кукла – подобие больного человека, которая подносится негативным духам, причастным к его или её заболеванию. Эту куклу изготавливают из обычного теста, стараясь сделать её как можно более похожей на больного. Во время ритуала руководящий лама подносит эту «приманку» заподозренным духам, убеждая их взять её взамен больного человека, которым они овладели. Традиционно вместе с этой куклой духам подносится ряд других ритуальных «взяток», чтобы они в полной мере удовлетворились такой «бартерной сделкой» и оставили больного в покое. Так, например, им подносят продолговатые мякиши из ячменной муки, сдавленные в кулаке, или мучные шарики с оттиском большого пальца, а также деревянные «монеты» с надписью имени, адреса и имущества больного человека. Куклу украшают волосами, ногтями и лоскутками одежды больного, чтобы она выглядела как можно более правдоподобной.

Практически во всех подобных ритуалах духам предлагают знакомый многим ритуальный крест под названием «пространство», описанный ниже.

Этот ритуал, упомянутый в «Сокровищнице драгоценных слов и смысла», считается общим методом откупа от смерти, тогда как для предотвращения летальных последствий вышеописанных знаков наступающей смерти существуют частные методы. В одном из своих текстов «Глубочайшая сердечная сущность» (тиб. «Сабмо янгтик»)

Лонгченпа обобщает эти частные методы, сводя их в три группы, которые могут выполняться как по отдельности, так и в комплексе, если отдельные ритуалы не возымели действие.

Первая группа состоит из трёх практик внешнего уровня. Первая из них использует взаимозависимость элементов для восстановления баланса элементарных энергий в теле посредством создания ритуальных кругов-чакр, а также подношение духам своего двойника. Вторая практика аналогична ритуалу с вышеупомянутым крестом, перетянутым разноцветными нитками, и выполняется отдельно для каждого класса духов, причастных к болезни. Третья практика восстанавливает нарушенную «жизнеформу», устраняя проблемы, выявленные с помощью исследования собственной тени и в соответствии с выявленными проблемами.

Восстановление элементарных энергий осуществляется посредством ритуальных кругов-чакр, балансирующих элементы земли, воды, огня, ветра и пространства на уровне их звучания. Этой практике должны предшествовать общие действия по накоплению заслуги и мудрости, в частности, подношения своему учителю даров и пиршества-ганапуджы, медитация тантрических стадий порождения и завершения, практики долгой жизни и взаимозависимости. Основной метод заключается в приготовлении специальных кругов для уравновешивания элементов тела. Хотя они обладают всеми характеристиками мандалы, в тексте они именуются «кругами», или «колёсами» (на санскрите – чакрами). Приготавливаются они следующим образом: на пяти листах дерева пальмира (род пальмы Borassus Flabelli-formis) или на пяти отдельных листах китайской бумаги вы рисуете по одному кругу с четырьмя спицами, двойным ободком и центральной осью. Каждый круг должен быть раскрашен в цвет соответствующего элемента: круг элемента земли должен быть жёлтого цвета, круг элемента воды белого цвета, круг огня – красного цвета, круг ветра зелёного и круг пространства синего цвета. В центре каждого круга и на четырёх спицах вы пишете по слогу соответствующего элемента, в частности, на круге элемента земли пишете пять [тибетских или санскритских] слогов ЛАМ, на круге воды – пять слогов КХАМ, на круге огня – пять слогов РАМ, на круге ветра пять слогов ЙЯМ, а на круге пространства пять слогов Е. Вокруг них на ободке по часовой стрелке напишите буквы санскритского алфавита. Эти слоги элементов воплощают их энергию на уровне звука, тогда как буквы санскритского алфавита али-кали на тайном плане представляют собой звуки бинду, то есть энергетические матрицы тела. Активизируя элементарные энергии посредством их звуков, вы приводите элементы своего тела в сбалансированное состояние и таким образом создаёте взаимозависимость для восстановления здоровья на глубоком уровне. Вы освящаете эти круги, визуализируя в их центре соответствующих будд и призывая аспекты их мудрости [джнянасаттв], которые неделимо сливаются с их визуализируемыми аспектами [самайясаттвами]. После этого вы читаете строфы подношений и восхвалений этим божествам и молитесь о предотвращении своей смерти или смерти того, для кого вы делаете практику. Затем вы повторяете слоги элементов в количестве, равном своему возрасту в годах, читаете мантру взаимозависимого происхождения (тиб. тен дрел нышг по), подбрасывая цветок, и посвящаете заслугу вместе с пожеланиями благополучия. После этого вы представляете, как слоги растворяются в соответствующих божествах. В завершение вы помещаете эти круги в новый глиняный горшок с крышкой и запечатываете его пятицветными шерстяными нитками.

Вторая часть первой практики заключается в подношении духам своих кукол-двойников. В тексте «Сабмо янгтик» говорится:

Вы изготавливаете человеческую фигуру размером с локоть из смеси еды с частицами дерева, воды, огня и земли, на которую подышали различные животные. В сердце этой фигуры помещаете [вышеупомянутый] закрытый горшок, обтянутый нитками, и в каждый из её пяти органов чувств втыкаете написанные слоги пяти [соответствующих элементов]. [Вдобавок к этой фигуре вы изготавливаете меньшие по размеру аналогичные куклы], числом равные вашему возрасту в годах, окрашивая их в цвета пяти элементов. Вокруг большой фигуры своего двойника вы помещаете разнообразные [меньшие фигуры, изготовленные из смеси ячменного теста] с одеждой, пропитанной своим запахом, волосами, ногтями, мочой, слюной, а также с шерстяными нитками, шёлком и перьями совы. Перед каждой [фигурой] вы помещаете торма соответствующего цвета и горсть мякишей из теста, сдавленных в кулаке, числом, равным вашему возрасту в годах.

Затем вы освящаете [всё это чтением мантры] ОМ АМРИТА ХУНГ ПХЭТ;

очищаете мантрой

ОМ СВАБХАВА ШУДХО САРВА ДХАРМА СВАБХАВА ШУДХО ХАНГ;

благословляете мантрой

ОМ АКАРО МУКХАМ САРВА ДХАРМА НАМ АДЬЯ НУТ ПЕНА ТИШТА ОМ Ах ХУНГ ПХЭТ СОХА, трансформируя подносимое в самые желанные вещи;

превращаете подносимое в нектар повторением мантры

НАМА САРВА ТАТХАГАТЭ БХАЁ ВИШ-ВА МУКХЕ БХАЁ САРВА TAX КХАМ УД-ГАТЭ САПАРАНА ИМАМ ТАГАНА КХАМ СОХА;

подносите это всем необходимым [божествам] произнесением мантры

ОМ НАМА САМАНТА БУДДА НАМ;

представляете, что восстановлен соответствующий баланс, читая мантру

ОМ САМБАРА САМБАРА ХУНГ;


И представляете субстанцию нектара как сокровище, производящее всё желаемое.

Затем вы делаете посвящение, визуализируя всех божеств элементов и вредоносных духов, читая три раза:

Унесите, унесите, всемогущие!

Пусть освободятся, усмирятся и успокоятся

Все страсти, цепляния, одержимость,

Мысли, память, задумки и замыслы!

Вместе с этим вы представляете, что они унесли выкуп для собственной пользы, и тем самым вы откупились от смерти. Соберите весь этот «калым» и отнесите к большой реке, выбросив его вниз по течению. Посредством этого вы предотвращаете смерть на срок до трёх лет. Если знаки смерти больше не появляются, вы сделаете себе только лучше, повторяя этот ритуал раз в три года.

Вторая практика внешнего уровня включает ритуал завлечения духов в ловушку потустороннего измерения, именуемую «крестом», или «пространством». Этот крест, перетянутый разноцветными нитками, служит одновременно и подношением, и ловушкой для духов. Лама, выполняющий этот ритуал, заманивает духов в ловушку из паутины разноцветных нитей посредством соответствующих визуализаций и повторения мантр. К слову сказать, эти духи не имеют материальной формы и живут в мире галлюцинаций – как своих, так и суеверных людей. Судите сами, насколько они реальны. В своём воображении лама создаёт для духов отдельное измерение, которое существует в той же степени, как и сами духи. Данный крест, именуемый пространством, служит входом в пространство этого измерения, и, для того чтобы завлечь туда духов, этот вход-крест делают красивым и привлекательным, перетягивая его разноцветными нитками. Визуализируя новый мир для духов, лама представляет в нём изобилие всяческих соблазнительных вещей, чтобы духи были заинтересованы в него попасть.

Когда духи входят в приготовленное для них иллюзорное измерение, они теряют ощущение предыдущей реальности и воспринимают только то измерение, в которое их заточили. Считается, что духи будут заточены в этом новом мире до тех пор, пока не истощится их негативность. Затем крест относят в уединённое место или выбрасывают в близлежащую реку, уносящую его подальше от дома больного. В тексте «Глубочайшая сердечная сущность» об этом говорится кратко:

Откупаясь от духов при помощи креста, повторите ритуал три раза. Более того, делайте этот ритуал отдельно для всех духов, типа цэн и прочих, которые причиняют вред.

Третья практика внешнего уровня направлена на восстановление своей «жизнеформы», нарушение которой было выявлено при помощи метода исследования тени. В тексте «Глубочайшая сердечная сущность» даются следующие наставления:

Что касается метода, восстанавливающего жизнеформу, то, если [в остаточном изображении вашей тени] пропал предмет, который вы держали в руках, вам следует поднести сто пиршеств-ганапудж своему Ламе.

Если у вас пропала правая рука, сделайте куклу из мучного [теста] семи видов зерна размером с локоть, у которой должна быть львиная голова с устрашающей пастью. Воткните в куклу столько птичьих перьев, сколько вам лет, и отнесите её на дорогу, ведущую на север.

Если пропала левая рука, то возьмите мешок из кожи ласки и смешайте в нём кровь чёрной лошади, кровь чёрной свиньи, кровь чёрной собаки со [своей] мочой, после чего поместите его в своего двойника и выкиньте в реку.

Если у вас пропала правая нога вплоть до колена, поднесите отполированное дерево акации или можжевельника в большом количестве.

Если исчезла левая [нога вашей тени], изготовьте куклу-двойника из белой глины размером с локоть и в её сердце поместите палку из берёзы, на которой сделайте столько насечек, сколько вам лет. Затем на рассвете отнесите эту куклу в храм, где водятся духи.

Если у [вашей тени] исчезла правая половина головы, возьмите девять видов глины или земли с заброшенного холма и смешайте их с плодами чёрного дерева. Вместе со своими волосами, ногтями и лоскутками одежды поместите это в чёрную шкатулку с крышкой. С задней стороны прикрепите к ней дощечку из дерева ивы, на которой напишите названия [животных, соответствующих] двенадцати годам, а именно крыса, бык, тигр, кролик, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, птица, собака и свинья. Воткните в неё разных шипов и колючек и в полночь отнесите её на кладбище.

Если исчезла левая половина головы, сделайте куклу своего двойника из двадцати пяти видов зерна и в его сердце поместите кусочки лошадиных, собачьих и человеческих костей, завёрнутых в лоскут своей одежды. На одиннадцатый лунный день между девятью часами вечера и полуночью поместите это в яму, находящуюся в восьмидесяти шагах от [вашего дома], после чего трижды произнесите своё собственное имя плачущим зовущим голосом и закопайте.

Если у вас пропала верхняя часть туловища вплоть до талии, сделайте столько пирамидок из колючек, [растущих] на юго-западе, сколько вам лет. Затем сожгите их, произнеся аналогичное количество слогов РАМ.

Если у вас исчезла [верхняя часть тела] вместе с талией, вам предстоит натереть своё тело прахом сгоревших останков и связать свои волосы в пучок на макушке. Возьмите листок бумаги размером с четыре пальца и напишите на нём название [животного, соответствующего] году своего [рождения], название нового года, а в четырёх сторонах напишите слоги ЯМ, РАМ, ЛАМ, КХАМ. Прикрепите листок к своему носу и окурите себя дымом благовонного ладана. В полночь девятого дня лунного месяца побегайте в четыре стороны света и вокруг себя, произнося много несвязанных слов типа «Ва ла бир ти» (непереводимая абракадабра типа «потряси-ка лису»), и спрячьте этот листок на кладбище.

Если у вас пропала верхняя часть туловища, сожгите карточку с написанными на ней названиями [животных] двенадцатилетнего [астрологического цикла].

Если у вас исчезла нижняя часть тела, то сходите на кладбище, где устройте обильное дымление, [сжигая] различные кости.

Если пропала вся правая часть тела, прочтите текст «Ушниша» («Цугтор намгьял» из Кангьюра) столько раз, сколько вам лет, и сделайте такое же количество ца-ца (миниатюрных моделей-отливок ступы из белой глины).

Если исчезла вся левая сторона, то оденьтесь в красную одежду и прочтите текст «Пять классов дхарани» («Зунг дра дэ ига», находящийся в тантрическом разделе Кангьюра и включающий пять типов мантр-дхара-ни: 1) Тонг чей раб джом, 2) Ма джа чей мо, 3) Со сор дранг ма, 4) Сил вей цел чей по и 5) Сайг нгаг дже су дзин па).

Затем проверьте свою жизнеформу [по изображению тени], и вы непременно увидите, что она восстановилась. Выполните эти рекомендации минимум три раза, максимум – столько, сколько вам лет, и этим самым предотвратите [свою смерть].

Эти [три группы практик] относятся к внешним методам откупа от смерти.

В том же тексте «Глубочайшая сердечная сущность» («Сабмо янгтик») Лонгченпа объясняет методы внутреннего уровня, если внешние не возымели желаемого эффекта.

Эта группа состоит из более серьёзных, в буддийском смысле, практик. В частности, автор рекомендует выполнять практики визуализации долгой жизни, сопровождая их употреблением пилюль, состоящих из квинтэссенции элементов. Такое сущностное питание, называющееся на тибетском чулен или расаяна на санскрите («извлечение сущности»), также направлено на восстановление баланса в элементах тела, так как эти пилюли изготавливаются из растений и минералов, представляющих собой квинтэссенции земли, воды, огня, ветра и пространства. Традиционно эти пилюли употребляются во время поста, и считается, что они способны поддержать функции организма в течение длительного срока без какой-либо другой пищи. Они употребляются вместе с соответствующими визуализациями, которые не описываются в данном контексте. Та практика визуализации, которая описывается автором в нижеследующем отрывке, относится к традиционным методам продления жизни, которые можно встретить в любой школе тибетского буддизма. Она также включает упражнения с праной, известные как «мягкая задержка дыхания» (тиб. джам лунг кха джор), и может выполняться в двух вариантах. Один из вариантов «мягкой задержки дыхания» аналогичен известному «дыханию вазы», или «сосудному дыханию» (тиб. бум чен), в котором дыхание задерживается в нижней части живота. Лонгченпа описывает практики предотвращения смерти на внутреннем уровне следующим образом:

Если вам не помогли методы внешнего уровня, используйте практики долгой жизни с различными визуализациями, а также «извлечение сущности» тонких квинтэссенций элементов, в частности, на основе трав, лекарственных препаратов и плоти. Вы также можете объединять выполнение этих практик с просветлённым умом своего Ламы. Встав на рассвете, сядьте со окрещёнными ногами и трижды прочистите застоявшееся дыхание, а затем тренируйтесь в «мягкой задержке дыхания». Визуализируйте себя в форме самбхо-гакайя – будды Амитаюса красного цвета. В [его руках, сложенных в мудре] равностности находится ваза [с нектаром], а в его сердце поверх солнечного диска стоит красный слог ХРИ, издающий долгое и резкое звучание. На своей макушке представляйте ещё одного красного Амитаюса, восседающего поверх лотоса и солнечного диска и касающегося своими стопами ваших волос. Он облачён в красные монашеские одеяния и держит обеими руками вазу у своего пупка. Призовите аспект его мудрости [джнянасаттву] из [чистой земли] Дева-чен, представляйте, как джнянасаттва входит в его тело и из вазы ниспадает нектар долголетия, который вливается в вас через отверстие Брахмы [на макушке] и касается слога ХРИ.

Визуализируя, как ваше тело наполняется нектаром, задерживайте дыхание сколько сможете. Когда в вашей глотке появится слюна, начинайте читать мантру ОМ АМАРАНИ ДЗИВАНТИЕ СОХА. Выполняйте каждый этап этой практики по семь раз непрерывно. В общей сложности сделайте двадцать один шаг – семь раз [представляйте] наполнение [тела] нектаром, семь раз делайте задержку дыхания и семь раз начитывайте мантру. После этого представьте, что божество на вашей макушке превращается в нектар и растворяется в слоге ХРИ в вашем сердце. Затем посвятите заслугу.

Первоначально выполняйте эту практику в течение двадцати одного дня. Если вы будете непрерывно делать по утрам эту семикратную визуализацию, то ваша жизнь удлинится, о чём вы сможете судить по своим снам, в которых вы увидите зерно, хороший урожай, старика или будете считать чаши, блюда и прочее. Вы можете также проверить свою жизнеформу вышеописанным способом [с тенью] и увидите, что она восстановилась. Выполнив эту практику полностью три раза, вы, без сомнений, поправитесь.

Говоря в общем, как долгая, так и короткая жизнь определяется вашей предыдущей кармой. Когда исчерпана соответствующая карма, то истощается жизнеспособность и наступает смерть. Поэтому вы можете получить пользу от накопления соответствующих кармических деяний, продлевающих жизнь. Срок жизни связан с жизненным каналом тела, в котором, как в слюнной железе, собраны сущностные элементы праны и тонких квинтэссенций. Этот канал служит опорой для сознания, в нём также находятся тонкие квинтэссенции тепла и дыхания, и он напоминает [по размеру] волос лошадиного хвоста. Если он изогнут, то человек часто болеет и на долю его выпадает множество напастей. Если он длинный, то жизнь также будет долгой. Если же он короткий, то и жизнь будет коротка и полна препятствий. Когда он разрушается – наступает смерть. Посредством практик долгой жизни и «извлечения сущности» возможно увеличить прану и тонкие квинтэссенции тела, что послужит удлинению жизни. То, что мы называем «заслугой», представляет собой особую силу добродетели, по истощении которой также наступает смерть. Здесь вам рекомендуется практиковать такие благие деяния, которые увеличивают заслугу и, следовательно, продлевают жизнь. Если исчерпана карма [этой жизни], срок жизни или благая заслуга или два из этих трёх аспектов, то ещё возможно поправиться путём применения этих методов. Если же одновременно исчерпались все три аспекта, то ни о каком выздоровлении речи идти не может, и это называется «преждевременной смертью». Если эти три аспекта не исчерпаны полностью, то смерть можно предотвратить, для чего я и объясняю вам здесь пользу ритуалов «откупа от смерти».

Существует восемь обстоятельств преждевременной смерти, как то: применение неверно предписанного лекарства и так далее.

От вреда, причиняемого духами, можно защититься, практикуя стадии порождения божеств и прочие этапы, которые следует постоянно выполнять надлежащим образом. Таковы методы откупа от смерти на внутреннем уровне.

Практики тайного уровня, предотвращающие скоропостижную смерть, не имеют ничего общего с шаманистскими методами, объяснёнными во внешнем уровне, являясь глубокими методами буддизма ваджраяны. В «Четырёх медицинских тантрах», составляющих базис тибетской медицины, говорится, что все болезни и проблемы со здоровьем являются лишь внешними отражениями нарушения баланса секреций желчи, флегмы и праны, которые, в свою очередь, происходят из трёх коренных загрязнений ума, а именно гнева, страсти и тупости. Таким образом, чтобы избавиться от внешних болезненных проявлений, важно отсечь их корни, лежащие в беспокоящих эмоциях. Тут мы возвращаемся к Четырём благородным истинам Будды, в которых говорится, что для освобождения от страдания следует устранить карму и омрачения, являющиеся его источниками.

Конец ознакомительного фрагмента.