Вы здесь

Смерти вопреки. Антология тайных учений о смерти и умирании традиции дзогчен тибетского буддизма. Общий обзор одиннадцати глав «Сокровищницы драгоценных слов и смысла» (Лама Сонам Дордже, 2014)

Общий обзор одиннадцати глав «Сокровищницы драгоценных слов и смысла»


Этот труд Лонгченпы, один из самых сокровенных текстов тибетского буддизма, является ключевым произведением тайного цикла учений Великого совершенства дзогчен. Он входит в объёмное собрание сочинений «Лонгчен дзодун» («Семь сокровищниц Лонгченпы»), которое многие мастера и учёные прошлого и настоящего по праву считают непревзойдённой вершиной и кульминацией всей истории буддийской мысли. «Лонгчен дзодун» состоит из «Всеисполняющей сокровищницы», «Сокровищницы устных наставлений», «Сокровищницы философских систем», «Сокровищницы дхар мадхату» (переведённой мной на русский язык), «Сокровищницы естественного состояния», «Сокровищницы Высшей колесницы» и «Сокровищницы драгоценных слов и смысла». Последние два трактата посвящены практике и теории самого сущностного раздела учений Великого совершенства дзогчен – менгак-дэ (санскр. упадеша), или «раздела устных наставлений».

Эти два текста трудно отделить друг от друга, они во многом идентичны, и можно сказать, что «Сокровищница драгоценных слов и смысла» является в этой паре коренным текстом. Этот труд представляет собой детальный комментарий на семнадцать сокровенных тантр раздела устных наставлений упадеша и содержит в себе все тайные положения и теоретический базис сущностного дзогчен. Эти семнадцать тантр (тиб. гью чубдун) были переданы Буддой Ваджрасаттвой первому историческому патриарху дзогчен мастеру Гарабу Дордже (санскр. Прахеваджра) в IV веке до нашей эры. Читая эти тантры, периодически встречаешь упоминания о том, что учение было дано тем или иным «неисторическим буддой» тому или иному «неисторическому бодхисаттве» или дакини. Подобные замечания говорят в пользу того, что все эти положения давались не для людей со средним интеллектом. Как следствие, язык тантр напоминает шифр, который обычным людям понять практически невозможно. Для того чтобы эти учения стали доступными обычным людям, ранние патриархи дзогчен создали несколько комментариев различной степени ясности, но, к сожалению, до наших дней дошёл лишь комментарий Вималамитры на тантру «Мутик тренгва» («Жемчужная гирлянда»), а остальные комментарии были утеряны, и от них остались лишь одни названия. Поэтому для современных практикующих и исследователей дзог-чен эти трактаты Лонгченпы просто бесценны, ибо они проливают свет на зашифрованные тексты тантр, скрупулёзно разъясняя каждый теоретический и практический момент, закодированный в этих сложных для понимания манускриптах. Поскольку на многих наставлениях этого раздела лежит печать секретности, текст не переведён ни на один из западных языков, и я включил в данную книгу лишь одну из его одиннадцати глав, посвящённую учениям о смерти, оставив за рамками книги все тайные наставления.

«Сокровищница Высшей колесницы» и «Сокровищница драгоценных слов и смысла» дают полную информацию, которую нужно знать о себе и вселенной, жизни и смерти, а также о том, как достичь просветления за одну жизнь. В мои планы входит опубликовать полный перевод «Сокровищницы драгоценных слов и смысла», который в печатном варианте занимает больше тысячи страниц, но на данном этапе я дам лишь краткий обзор его одиннадцати глав, чтобы заинтересованный читатель смог составить представление о структуре текста.

Эти одиннадцать глав соответствуют одиннадцати ваджрным положениям, к которым сводится суть теории и практики тайного раздела дзог-чен. Один за другим они разъясняют процесс эволюции на микро– и макрокосмическом планах, начиная с самого начала эволюции бытия до появления вселенной и заканчивая кульминацией эволюции в виде просветления. Характерной чертой этой доктрины является неразрывная связь вселенной с каждым населяющим её индивидом.

Первая глава описывает состояние из начальной основы бытия до того, как появилась вселенная, а также первоначальный переход этой потенциальной основы в первичную форму проявленной вселенной. Также в этой главе описывается процесс просветления на этом переходном этапе, показанный на символическом примере изначального Будды Самантабхадры.

Вторая глава описывает возникновение омрачённых миров сансары как естественный процесс эволюции вселенной из её изначальной энергии основы, а также движущие силы этого процесса, включая подробную информацию о динамике и потаённом смысле эмбрионального развития человеческих тела и ума.

В третьей главе даётся разъяснение того, каким образом изначально чистая энергия основы бытия присутствует в каждом живом существе в виде индивидуального потенциала просветления.

Дислокация этого духовного потенциала в человеческом теле и уме, а также его связь с ментальной активностью объясняется в четвёртой главе текста.

Пятая глава посвящена теории «тонкого тела», показывающей каналы, по которым просветлённая энергия духовного потенциала движется в человеческом теле.

В шестой главе описываются четыре «лампы» этой пробуждённой энергии, которые присутствуют в нашем теле как важнейшие эпицентры духовного потенциала просветления и позволяют этой энергии проявиться воочию через врата органов чувств при условии практической стимуляции ключевых пунктов.

Седьмая глава разъясняет связь между пространством основы бытия и чистым осознаванием природы нашего ума.

В восьмой главе содержится обширный комплекс практических наставлений, позволяющих каждому индивиду пережить на собственном опыте чистую энергию основы и избавиться от нечистых элементов физического тела и омрачённого ума. Основные практики, описанные в этой главе, направлены на достижение радужного тела.

Описание разнообразных умственных и физических показателей прогресса в практике этих наставлений содержится в девятой главе.

Десятая глава текста, полностью переведённая в этой книге, разъясняет промежуточные этапы посмертного состояния, смерти и начала нового существования, которые изложены в свете возможности достижения просветления на каждом из них.

В одиннадцатой главе содержится описание природы полного просветления как кульминации духовного пути и высшего уровня эволюции бытия. Состояние будды объясняется как окончательная реализация просветлённого духовного потенциала всякого живого существа или, другими словами, как всецелое овладение чистой энергией основы бытия.