Вы здесь

Смелость жить. Обо всем от признанного эксперта по личному развитию. Само– дисциплина (Стив Павлина)

Само– дисциплина

Сделайте это сейчас

(Перевод А. Жежеры)

Когда много лет назад я был студентом, то решил проверить себя и поставил цель окончить полный курс колледжа всего за три семестра, посещая те же самые занятия, которые люди обычно прослушивают в течение четырех лет. Эта статья детально объясняет всю технологию тайм-менеджмента, или управления временем, с помощью которой я успешно осуществил этот план.

Чтобы добиться поставленной цели, я решил, что буду изучать по 30–40 предметов учебного курса в семестр, в то время как средний студент изучал лишь 12–15 предметов. Сразу же стало ясно, что если я хочу справиться с этой задачей, мне придется очень хорошо организовать свое время. Я начал читать все, что только смог найти по управлению временем, и применять изученное на практике. Я осуществил поставленную цель, получив две степени бакалавра (по компьютерным наукам и математике) всего за три семестра, без посещения летней школы. Я спал 7–8 часов в сутки, делал рутинную работу (ходил в магазин, готовил еду и пр.), участвовал в общественной жизни, каждое утро уделял полчаса физическим упражнениям. В последнем семестре я даже устроился на работу программистом игр на полный рабочий день (40 часов в неделю) и занимал должность заместителя председателя местной Ассоциации компьютерной техники, параллельно изучая 37 предметов из высших разделов компьютерных наук и математики. Мои однокурсники подсчитали время, необходимое для выполнения всех этих задач, и пришли к выводу, что моя неделя должна состоять из 250 часов. Я окончил колледж с оценкой 3,9[6] и получил специальную награду, ежегодно присуждаемую лучшему студенту факультета компьютерных наук. Один из моих профессоров позже сказал мне, что им было очень легко выбирать лауреата, как только они поняли, что я делаю.

Я не считался одаренным ребенком, и что-то подобное делал впервые. У меня не было личного учителя, который помогал бы мне. Я не слышал, чтобы кто-то делал это раньше, то есть не мог ориентироваться на чей-то опыт. И я не могу припомнить ни одного человека, натолкнувшего меня на эту мысль. Напротив, большинство людей активно отговаривали меня от этой идеи, когда я рассказывал им о ней. Но я все равно решил сделать это – сам для себя. Если вы хотите лучше понять, кем я был и что происходило в то время в моей жизни, то вам стоит прочесть статью «Смысл жизни: Введение» («The Meaning of Life: Intro»), в которой есть полная предыстория и подробно изложены мотивы, которые сподвигли меня на это.

Мне пришлось долго убеждать декана факультета компьютерных наук, чтобы он разрешил мне посещать дополнительные лекции в каждом семестре. А мои однокурсники часто считали, что либо я жульничаю, либо у меня есть брат-близнец, либо я психически неуравновешен (в последнем меня обвиняли чуть ли не каждую неделю, так что возможно в этом есть доля правды). Большую часть времени я молчал о том, что делаю, но если кто-то спрашивал меня, сколько лекций я посещаю и сколько предметов я изучаю, то я не скрывал этого. Вероятно, я был единственным студентом в университете, у которого расписание занятий занимало две страницы, поэтому мне легко было доказать свою правоту сомневающимся (хотя мне довольно редко приходилось это делать).

Я рассказываю вам свою историю не для того, чтобы произвести на вас впечатление – я хочу заинтересовать вас темой тайм-менеджмента. Я справился с поставленной задачей с помощью определенных принципов, которые хотя и были не очень популярными в то время (1992–1993 годы), но уже стали появляться в книгах и аудиопрограммах. Привычка управлять временем очень пригодилась мне в построении моего собственного бизнеса, поэтому я хочу поделиться ею с вами и надеюсь, что вы сочтете ее столь же полезной. Она позволила мне сэкономить годы обучения, а также принесла около 30 тысяч долларов для начала своего бизнеса (которые я заработал за последний семестр, работая программистом игр; большая часть из них – лицензионные отчисления). В общем, я хочу сразу перейти к сути того, что я узнал об овладении управлении временем.


Ясность – это ключ

Первый шаг – это точно знать, чего вы хотите. В секции тхэквондо, где я тренировался, на стене висел огромный плакат с надписью «Твоя цель – получить черный пояс». Это помогало напомнить каждому ученику, почему он (или она) приходит на эти тяжелые тренировки. Когда вы работаете на себя, можно легко просидеть целый день за столом и не сделать ничего ценного. Это случается почти постоянно, если вы не совсем ясно представляете себе, что именно вы пытаетесь сделать. В минуты просветления спросите себя: «Чего именно я хочу здесь достичь?» Вы должны как можно четче представлять себе конечный пункт ваших действий. Сделайте ваши цели конкретными и запишите их. Ваши цели должны быть настолько ясны, чтобы любой незнакомый человек мог объективно взглянуть на вашу ситуацию и абсолютно точно ответить «да» или «нет» на вопрос, выполнили ли вы каждую отдельную из них. Если вы не можете точно определить вашу точку назначения, как вы узнаете о том, что уже достигли ее?

Я считаю полезным определить, сколько времени мне потребуется для постановки конкретной цели и работы над ней. Лично я отвожу на это 90 дней, или один сезон. За такое время вы сможете добиться существенных и заметных изменений (при условии, что ваша цель предельно ясна). Сделайте паузу и запишите, как должна выглядеть ваша жизнь через 90 дней. Каков будет ваш месячный доход? Сколько вы будете весить? Какими будут ваши друзья? Какую должность вы будете занимать? В каких отношениях вы будете состоять? Каким будет ваш веб-сайт? Будьте конкретны. Именно абсолютная ясность способна удержать вас на пути.

Точно так же, как капитан самолета должен постоянно вносить поправки, чтобы оставаться на нужном курсе, вы должны периодически пересматривать свои цели. Каждое утро перечитывайте ваши четко сформулированные цели, заново «подключаясь» к ним. Повесьте лист со списком целей (особенно ваших финансовых целей) на стену. Много лет назад (в середине 90-х) я прошел по квартире и повесил в каждой комнате табличку, на которой значилось «5000 долларов в месяц». В то время это был месячный доход, к которому я хотел привести свой бизнес. Так как я точно знал, чего хотел, то достиг этой цели спустя несколько недель. Я продолжаю ставить конкретные цифры желаемого дохода, и, несмотря на редкие неудачи, считаю этот процесс очень эффективным. Это не только позволило мне сконцентрироваться на желаемом результате, – возможно, даже более важным было то, что я смог легко избавиться от тех действий, которые мешали мне достичь этой цели. Например, если вы поставили цель ежемесячно зарабатывать 10 тысяч, то это поможет вам избавиться от той деятельности, которая приносила вам лишь 5 тысяч в месяц.

Если вы еще не достигли ясности в своей цели, то сделайте это вашей первой целью. Идти по жизни, не зная, чего вы хотите, – это попусту растрачивать отведенное вам время. Большинство людей слишком долго барахтаются в состоянии «я не знаю, что мне делать». Они ждут, пока некая внешняя сила не подаст им сигнал о своей жизненной цели – тогда как ясность в собственных намерениях создается самим человеком. Вселенная ждет вас, а не наоборот, и она будет ждать до тех пор, пока вы не примете решение. Ждать ясности – это уподобляться скульптору, который стоит перед куском мрамора и ждет, пока скрытая в нем статуя не начнет сама сбрасывать лишние части камня. Не ждите, пока ясность внезапно материализуется – хватайте резец и принимайтесь за работу!


Проявляйте гибкость

Одно дело – знать место, куда вы должны прийти, и совершенно другое – знать дорогу, которая приведет вас туда. Авиалайнеры примерно 90 % времени находятся не на своем курсе, однако они всегда прибывают в пункт назначения, так как точно знают, куда летят, и постоянно корректируют курс. Так же и вы не можете заранее знать точный путь к вашей цели, но планирование помогает вам быть уверенным в существовании возможного пути. Все мы слышали о статистике, по которой 80 % предприятий-новичков терпят крах в течение первых пяти лет. Однако гораздо более интересная статистика говорит нам о том, что почти все добившиеся успеха предприятия пришли к нему не так, как задумывалось изначально. Многие успешные фирмы, начинавшие с оригинальных бизнес-планов, все эти оригинальные планы обычно с треском проваливали, а фирма выживала, пробуя что-то другое. Есть поговорка «Ни один бизнес-план не выдерживает контакта с рынком». Мне нравится обобщать это утверждение и говорить, что ни один план не выдерживает контакта с реальным миром.

Известный автор и бизнес-консультант Стивен Кови часто использует выражение «целостность в момент выбора». Это значит, что вы не должны слепо следовать планам, не осознавая ваших целей. Допустим, вы движетесь точно по намеченному курсу, все идет хорошо, и вдруг появляется непредвиденная, но благоприятная возможность. Последуете ли вы в этом случае своим планам, упуская удачный шанс, или же остановитесь, чтобы ухватить эту возможность, нарушив при этом свой график? Именно здесь вам надо остановиться и заново посмотреть на свои цели, чтобы определить, какой из возможных путей лучше. Вы никогда не должны слепо следовать плану. Когда вы получаете новые знания, способные перечеркнуть ваш прежний план, то должны проявить целостность в момент выбора. Иногда можно быстрее достичь своих целей с помощью неожиданно подвернувшихся тропинок на пути; а в другой раз лучше придерживаться оригинальных планов и избегать отвлекающих факторов, которые могут увести вас в сторону от поставленных целей. Будьте тверды, держа цели, но гибки, выбирая планы.

Я верю в то, что иметь ясную цель гораздо важнее, чем ясный план. В школе я очень четко представлял себе свою конечную цель – окончить колледж за три семестра, – но мои планы находились в постоянном движении. Каждый день я узнавал о новых заданиях, проектах или тестах, и мне приходилось подстраиваться под это вечно меняющееся море деятельности. Если бы я попытался составить долгосрочный план на каждый семестр, он бы оказался бесполезным уже через 24 часа.


Решайте проблемы по одной

Вместо использования сложной и детальной системы организации я остановился на самом простом – ручке и листе бумаги. Моим единственным органайзером был блокнот, в который я записывал все свои задания и сроки их выполнения. Я не волновался о предварительном планировании и расстановке приоритетов – я просто просматривал список и выбирал наиболее насущный пункт, который мог быть сделан в имеющееся у меня время. Затем я выполнял его и вычеркивал из списка.

Если мне предстояло в течение 10 часов писать курсовую работу, то я старался сделать это сразу, а не разбивать на маленькие части. Большие проекты я обычно планировал сделать в выходные. Утром я шел в библиотеку, изучал необходимые материалы, затем возвращался в общежитие и продолжал работать до тех пор, пока последний лист не выползал из моего принтера. Если мне надо было отдохнуть, я делал паузу. Не имело значения, насколько велик был проект или сколько недель выделял на него профессор. Когда я начинал работать над ним, я забывал обо всем прочем до тех пор, пока он не был на 100 % завершен и готов к сдаче.

Эта простая методика экономила для меня значительное количество времени.

Во-первых, она позволяла мне глубоко сконцентрироваться на каждом задании и, как следствие, работать очень эффективно. При переключении задач теряется много времени, так как вам приходится заново перегружать контекст для каждой новой задачи. Решение проблем по одной сводит к минимуму потери времени при переключении. Более того, когда это возможно, я пытаюсь совместить выполнение заданий по определенной тематике и сделать их все сразу, прежде чем мне придется переключиться на другую тему. Поэтому сначала я делал все домашние задания по математике подряд, пока они не были готовы, уже затем – по программированию, а после этого – по остальным общим предметам. Таким образом, я переключал мозг последовательно в математический режим, затем в режим программирования, «писательский» режим или режим искусства и оставался в этом одном режиме как можно дольше.

Во-вторых, эта привычка помогала мне оставаться спокойным и не напрягаться, так как мой мозг не загромождался множеством срочных и разнообразных дел. В каждый конкретный момент я был занят одним и только одним делом. Я мог забыть обо всем, что находилось за пределами текущего контекста.


Неудача – ваш друг

Многие испытывают врожденный страх неудач, тогда как неудача – их лучший друг. Успешные люди часто терпят неудачи, потому что делают много попыток. Например, великий бейсболист Бэйб Рут одновременно держал рекорды попаданий и промахов. В неудаче нет ничего несправедливого или постыдного. Сожалеть стоит лишь в том случае, если вы так и не решились, поэтому не бойтесь экспериментировать в попытках увеличить собственную производительность. Иногда самый быстрый способ выяснить, сработает ли та или иная идея, – просто взять и попробовать реализовать ее. Всегда можно поправить что-нибудь уже в процессе. Этот подход я называю «На старт! Марш! Внимание!», и (к моему собственному удивлению) он работает гораздо лучше, чем традиционный подход «На старт! Внимание! Марш!». А все потому, что как только вы срываетесь с места, то получаете некие фактические данные, позволяющие скорректировать вашу цель. Слишком много людей увязло в планировании и обдумывании, и в итоге они так и не начали действовать. Сколько потенциально великих идей вы отвергли, потому что застряли в состоянии анализа-паралича (то есть в стадии «На старт! Внимание! Внимание! Внимание! Внимание!..»)?

Учась в колледже, я перепробовал множество сумасшедших идей, которые, как я надеялся, могли сэкономить мое время. Я продолжал читать материалы по тайм-менеджменту и применять то, что узнал, на практике. Но, помимо этого, я также выработал несколько оригинальных идей. В основном эти идеи кончались пшиком, но некоторые из них сработали. Я терпел неудачу за неудачей ради надежды случайно наткнуться на нечто, что дало бы мне новый толчок.

Поймите, что неудача – это не противоположность успеха. Неудача – это существенная часть успеха. Как только вы добьетесь успеха, никто больше не вспомнит о ваших неудачах. «Microsoft» не был первым предприятием Билла Гейтса и Пола Аллена. Кто сейчас помнит об их первом детище – фирме «Traf-o-Data»[7], которая закончила банкротством? Начинающего комика Джима Кэрри много раз освистывали и прогоняли со сцены. У нас есть электрические лампочки, потому что Томас Эдисон не сдался даже после 10 тысяч неудачных экспериментов. Если слово «неудача» для вас – анафема, то перефразируйте его так: «Либо вы достигаете успеха, либо приобретаете ценный опыт».

Освободитесь от страха неудач, и это сослужит вам добрую службу. Если вам очень хочется достичь определенной цели, но вы боитесь, что не справитесь, то отбросьте раздумья и начните действовать прямо сейчас. Даже если ваша попытка окончится неудачно, вы получите ценную информацию и ваша следующая попытка будет лучше. Если вы посмотрите на преуспевающих сегодня в бизнесе людей, то увидите, что за многими из них тянется цепь катастрофических неудач, постоянно сопровождавшая их, пока они не наткнулись на нечто, что сработало. Я тоже отношусь к таким людям и думаю, что большинство из них согласится с тем, что эти первоначальные неудачи были существенной частью их будущих успехов. Мой совет всем, открывающим новое дело, – начните выпускать продукцию или предоставлять услуги и не волнуйтесь сильно о том, будут ли они востребованы. Вероятно, не будут. Но вы узнаете гораздо больше, сделав это, чем просто сидя, обдумывая и планируя.


Сделайте это сейчас!

Климент Стоун[8], построивший страховую империю стоимостью в сотни миллионов долларов, завел для своих работников правило – каждое утро декламировать одну и ту же фразу: «Сделайте это сейчас!» Если вы чувствуете, что вас одолевает лень, но помните, что вам надо что-то сделать, остановитесь и громко вслух скажите: «Сделай это сейчас! Сделай это сейчас! Сделай это сейчас!» Я часто ставлю эту фразу на своем компьютере в качестве заставки-хранителя экрана. Откладывание вещей на потом стоит вам очень дорого, так как вы снова и снова думаете о них, что выливается в огромное количество потерянного времени. Обдумывание и планирование важны, но действие гораздо важнее. Вам не платят за ваши мысли и планы – вам платят только за результат. Когда вы сомневаетесь, действуйте смело, как будто неудача исключена. На самом деле, это так и есть.

Выработайте у себя привычку как можно раньше принимать решения – это абсолютно необходимо. Практически для каждого решения, которое мне необходимо принять, вне зависимости от его важности, я использую «правило 60 секунд». Как только мне необходимо принять решение, я запускаю таймер и даю себе только 60 секунд на это. Если понадобится, я даже подброшу монету. Во время учебы в колледже я не мог тратить время на обдумывание заданий или расстановку их по важности. Я просто брал первое попавшееся и начинал над ним работать. И сегодня, когда мне надо решить, какую статью писать следующей, я просто выбираю тему и начинаю писать. Я считаю, что именно поэтому у меня никогда не бывает творческих кризисов. Если у вас творческий кризис, значит, вы застряли в процессе обдумывания того, что писать дальше, вместо того чтобы просто взять и писать. Я не трачу время на мысли о письме, так как я очень занят написанием. Вероятно, поэтому я очень легко смог написать сотни оригинальных статей. Каждая написанная статья рождает идеи как минимум еще двух будущих статей, поэтому мой список идей со временем только увеличивается. Не могу представить, чтобы у меня когда-то исчерпались идеи для написания статей.

Люди слишком часто оттягивают принятие решений, тогда когда в этом нет никакой пользы. Обычно откладывание решения приводит только к негативным последствиям, поэтому если даже вы колеблетесь и не можете определиться, просто стисните зубы и выберите, наконец, что вам делать. Если принятое решение окажется неправильным, вы вскоре узнаете об этом. Многие тратят гораздо больше 60 секунд, чтобы решить, что же съесть сегодня на ужин. Если я не могу решить, что лучше съесть, я просто хватаю яблоко или пару бананов и ем их, и иногда я наедаюсь фруктами, прежде чем успеваю сообразить, что же я в действительности хотел съесть. Поэтому мой мозг знает, что если он хочет что-то другое, кроме фруктов, ему лучше подумать быстрее. Если вы ускорите темп принятия решений, то можете потратить оставшееся время на действие.

Одно исследование показало, что лучшие в мире менеджеры имеют очень высокую устойчивость к неопределенности. Другими словами, они способны смело действовать, даже основываясь на неполных и/или противоречащих данных. Многие отрасли промышленности сегодня ускорились настолько, что к тому времени, когда к вам попадут идеальные данные для принятия какого-либо решения, смысл в этом решении может давно исчезнуть. Когда у вас нет данных, на которые можно опереться, положитесь на ваш личный опыт и интуицию. Если вопрос можно решить сразу, то решайте его, как только он возникнет. Если сразу решить его не удается, выделите некоторое время на рассмотрение вариантов и в течение этого времени примите решение. Уделяйте основную часть своего времени не раздумьям, а действию. Состояние нерешительности – основная причина потери времени, поэтому не задерживайтесь в нем дольше, чем на 60 секунд. Примите твердое, немедленное решение и двигайтесь от неопределенности к решительности и действию. Пусть окружающий мир подсказывает вам, когда вы ошибаетесь, и вскоре вы приобретете достаточно опыта для принятия точных и разумных решений.


Безжалостно сортируйте

Избавляйтесь от всего, что тратит ваше время зря. Следуйте правилу «Сомневаешься – выброси», и в буквальном смысле выбрасывайте это в мусорную корзину. Прекратите выписывать бесполезные журналы. Если вы нашли журнал более чем двухмесячной давности, который так и не был прочитан, выбросьте его без сожалений. Поймите: если что-то отнимает ваше время, оно не может быть бесплатным. Прежде чем подписаться на еще одну бесплатную рассылку или услугу, спросите себя: «Сколько это будет стоить мне во временной валюте?» Каждое дело стоит вам упущенных взамен возможностей. Так стоит ли это занятие того, чем вы ради него жертвуете?

В колледже я отсортировывал ненужное очень жестко. Однажды я сказал профессору, что решил не делать один из проектов по программированию, так как был уверен, что не стоило тратить на него свое время. Проект требовал 10–20 часов нудной и рутинной работы, которая не научила бы меня ничему новому. Кроме того, в данном предмете от этого проекта зависело лишь 10 % итоговой оценки, и поскольку я уже был отличником по предмету, то максимальным отрицательным результатом могло быть лишь то, что я закончил бы курс с отметкой «A—», а не «A»[9]. Я сказал профессору, что согласен на оценку «A—» взамен на отказ от этого проекта. Я не пытался выторговать у него особенное отношение ко мне. Поэтому моя официальная оценка по этому предмету была «A—», но лично себе я дал «A+» за то, что использовал эти 10–20 часов с гораздо большей пользой.

Задайте себе следующий вопрос: «Зная то, что я знаю сейчас, начал ли бы я этот проект (отношения, карьеру и т. д.), если бы мне пришлось проделать все заново?» Если ваш ответ «нет», то заканчивайте этот проект как можно быстрее. Это называется мышлением с нулевой отметки. Я знаю многих людей, у которых есть ограничивающее убеждение: оно говорит им «доводи все до конца». Люди тратят годы, взбираясь по лестницам, лишь для того, чтобы, достигнув верха, обнаружить, что лестница была прислонена не к тому зданию. Помните, что неудача – ваш друг. Поэтому если некое решение, которое вы приняли в прошлом, больше не приносит вам пользы, то безжалостно отбросьте его, чтобы освободиться для движения вперед. Нет ничего благородного в том, чтобы посвятить жизнь следованию цели, которая больше вас не вдохновляет. Это еще одна ситуация, где вы должны проявить целостность в момент выбора. Вы должны постоянно оценивать вашу текущую ситуацию, чтобы точно решить, что делать дальше. Что бы вы ни решили в прошлом, это не имеет большого значения, если вы не возобновите это решение сегодня.


Найдите и восстановите потерянное время

Вместо того чтобы смотреть телевизионное шоу по телевизору, запишите его и посмотрите за 45 минут, проматывая рекламу. Не тратьте полчаса на набор длинного письма, если тот же результат может дать 10-минутный телефонный звонок. Все необходимые дела «складывайте в один пакет» и выполняйте их все сразу.

Летом, между моим вторым и третьим семестром, я нашел квартиру через дорогу от кампуса. Эта квартира была чуть ближе к инженерному корпусу, чем мое общежитие в кампусе, что сократило время, ежедневно требовавшееся мне на ходьбу или поездку на велосипеде до университета. Кроме того, я поменял двухместную комнату в общежитии, которую делил с двумя соседями, на студию меньшей площади, но для одного человека. Эта новая квартира была гораздо удобнее. Например, я мог работать над заданиями по программированию, одновременно готовя ужин, так как мой стол был всего в нескольких шагах от плиты.

Люди, желающие повысить свою эффективность, обычно начинают с попыток избавиться от привычек, на которые тратится много времени; однако я считаю такой подход ошибочным. Работа над вашими личными привычками – это уже следующий этап. Вначале должна наступить ясность цели. Если вы не достигли ясности, то ваши попытки изменить свои привычки будут обречены на провал. У вас не найдется весомой причины эффективно использовать свое время, и при первых же трудностях вы быстро вернетесь к старому образу жизни. Вы должны иметь привлекательную цель, которая сможет постоянно мотивировать вас. Только тогда вы будете экономить на решении какой-либо задачи, например, 15 минут, потому что жаждете употребить эти 15 минут с большей пользой.

Допустим, у вас есть карьера, которая вам вроде бы нравится, но она не настолько привлекательна, чтобы вы стремились то тут, то там урвать лишние 15 минут для нее, даже если в течение дня общая экономия составила бы несколько часов. Но если вы смогли выработать цель, которая глубоко бы захватила ваше воображение, то вы будете автоматически стремиться использовать это время с большей выгодой. Если вы упорядочите свою жизнь на самом высоком уровне (цель, смысл, духовные убеждения), то нижние уровни будут оптимизироваться сами собой (привычки, занятия, действия).


Применяйте правило «80–20»

Правило «80–20», также известное как принцип Парето, утверждает, что 20 % усилий, затраченных на решение задачи, приносят 80 % результата – то есть 80 % задачи стоят лишь 20 % результата. В колледже я применял этот принцип везде, где только было возможно. Бывали недели, когда я пропускал до 40 % лекций, так как присутствие на них часто не было наиболее эффективным способом учебы – я просто просиживал там часы. И как я уже говорил, я отказывался делать задание, если определял, что оно не стоит моего времени.

Однажды за целый год я показался преподавателю по математике всего 2 раза, так как гораздо быстрее мог выучить материал по учебнику, чем на лекциях. Обе эти встречи были на экзаменах. Я мог заглянуть в начале каждого занятия, чтобы сдать домашнюю работу, и в конце, чтобы записать следующее задание. У меня были наивысшие оценки по этому предмету, тогда как преподаватель не знал обо мне вообще ничего. Остальные студенты играли по правилам, не понимая, что они могли сами устанавливать свои собственные правила.

Определите, какие части вашей жизни заключены в критических 20 %, и направьте свои усилия именно туда. Научитесь абсолютно безжалостно отказываться тратить время там, где это не принесет вам оптимальных результатов. Вкладывайте свое время туда, где есть потенциал наибольшей отдачи.


Храните свое время

Чтобы работать эффективно, вам необходимо выявить для себя то время для работы, в которое вас никто не может побеспокоить. Когда вы уверены, что вас не прервут, то ваша производительность становится намного-намного выше. Когда вы садитесь, чтобы поработать над особенно напряженной задачей, выделите на нее непрерывные промежутки времени, в которые вы будете заняты исключительно этой и только одной этой задачей. Я нашел, что идеальная продолжительность одного такого временного блока – минимум 90 минут.

Я советую вам заранее предупредить своих близких или коллег о вашем режиме и попросить их не прерывать вас определенное время. Если надо, угрожайте им применением силы. Когда мне надо было поработать во время учебы в колледже, я закрывал дверь спальни на замок – мои соседи знали, что меня не надо беспокоить. В номере общежития, где я проживал, было две спальни и каждая из них была рассчитана на двух человек (всего четыре человека в номере), но я платил немного больше, чтобы иметь одну спальню в своем полном распоряжении. Таким образом, я всегда имел свою личную комнату для работы. Когда у меня было время для общения, я оставлял дверь открытой, и иногда играл в компьютерные игры с одним из моих соседей. Если вам приходится работать в обстановке, где вас часто прерывают, и это отрицательно сказывается на вашей производительности, меняйте условия работы любой ценой. Люди говорили мне, что показывали копию этой статьи своим начальникам, и только так они смогли убедить их принять меры к тому, что сократить количество ненужных прерываний.

Некоторым людям помогает предложенная мной практика выделения четких временных блоков для решения той или иной задачи – но я лучше всего работаю с длинными отрезками непрерываемого времени, не имеющими какой-либо границы. Я назначаю себе время начала работы, но обычно не конкретизирую время ее завершения. Я стараюсь работать непрерывно как можно дольше, пока меня не одолеет голод или другие потребности, – часто я работаю более 6 часов подряд без перерыва.

Я слышал, что рекомендуют делать частые перерывы для повышения производительности, но мне кажется, что эта рекомендация осталась со времени индустриальной эпохи (когда проводились исследования слабо мотивированных рабочих) и что она неприменима к высокомотивированной, нацеленной на результат творческой работе. Для меня наилучший способ – поддерживать движение столько, сколько это возможно, а не разбивать задачу на маленькие части, при этом рискуя стать жертвой разных отвлекающих факторов.

Чтобы войти в «состояние потока» (то состояние, когда вы полностью поглощены задачей и теряете чувство времени), необходимо около 15 минут. Каждый раз, когда вас прерывают, вам снова требуется 15 минут, – поэтому, как только вы оказались «в потоке», храните его как зеницу ока, ведь только в этом состоянии вы сможете проделать огромную работу и полностью погрузиться в задачу. Оказавшись «в потоке», я теряю ощущение прошлого или будущего. Я чувствую, что слился в одно целое с моей работой.

Иногда я страдаю от проблемы расширения задач, которые могут занять все отведенное время (то есть закон Паркинсона), но тем не менее справляюсь с собой. Например, когда я оптимизирую свой веб-сайт и в процессе работы возникают новые идеи оптимизации, то я обычно сразу же их реализую. Я считаю, что будет эффективнее поработать над ними в момент задумки, чем планировать их реализацию на более позднее время.


Когда вы работаете, работайте постоянно

Во время каждого из этих священных моментов (я имею в виду ваше непрерываемое время) не занимайтесь ничем, кроме того, что находится прямо перед вами. Не проверяйте почту, не заглядывайте на форумы, не бродите в сети. Если у вас возникает такой соблазн, то отключите Интернет на время работы. Выключите телефон, или просто не отвечайте на звонки. Перед началом работы сходите в ванную, а также убедитесь, что не проголодаетесь некоторое время. А теперь сядьте и вообще не вставайте с кресла. И ни с кем не разговаривайте в это время.

Решите, что вы будете делать, и не делайте ничего другого. Если вы «управляете» другими людьми, периодически спрашивайте их, какова их задача № 1, и убедитесь, что, кроме нее, они ничем не заняты. Если вы видите, что кто-то отвечает на электронное письмо, значит для этого человека в данный момент переписка – самое важное дело. Если это не так, то этот человек попросту тратит время зря.

Если вам необходима передышка, то сделайте хороший перерыв, не делая ничего другого. Не занимайтесь полуработой во время перерыва, если вы считаете, что нуждаетесь в отдыхе и восстановлении. Проверка почты или веб-серфинг – это не перерыв. Во время перерыва закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов, поспите 20 минут, поешьте свежих фруктов или послушайте расслабляющую музыку и ненадолго отключитесь. Отдыхайте до тех пор, пока вновь не почувствуете способность продуктивно работать. Когда вам нужен отдых, отдыхайте. Когда вы должны работать, работайте. Либо работайте со 100 %-й сосредоточенностью, либо не работайте совсем. Совершенно нормально отдыхать столько времени, сколько вы хотите. Только не позволяйте времени отдыха вползать в ваше рабочее время.


Будьте многозадачны

Некоторые области науки развиваются так быстро, что все, что вы знаете о своей работе, постоянно устаревает. Единственное решение – как можно быстрее поглощать новые знания. Многие навыки, которые я сегодня использую в бизнесе, даже еще не существовали пять лет тому назад. Наилучший известный мне способ оставаться на плаву – это совмещать несколько задач одновременно, путем чтения и прослушивания аудиопрограмм.

Если просмотр программы прерывает реклама, то используйте это время для чтения компьютерного журнала. Если вы мужчина, читайте во время бритья. Я пользуюсь электробритвой, и бритье ежедневно занимает у меня 2–3 минуты, в течение которых я читаю. Это позволяет мне прочесть две лишних статьи в неделю, или около 100 дополнительных статей в год. Эта привычка очень легко «приживается». Просто возьмите пару журналов (или распечатайте несколько статей, которые вам до того некогда было прочесть) и положите их в ванную комнату. Каждый раз, когда вы выходите на улицу, имейте с собой в кармане хотя бы одну сложенную статью. Если вам придется стоять в очереди, например в магазине или на почте, вытащите статью и прочтите ее. Вы будете поражены тем, сколько дополнительных знаний вы можете поглотить просто путем чтения во время других, не умственных занятий.

Всегда, когда можно, слушайте образовательные аудиопрограммы. Когда едете в машине, всегда слушайте аудиопрограмму. Один из лучших способов экономить время – это учиться непосредственно у людей, имеющих навыки, которыми вы хотите овладеть. Аудиопрограммы часто содержат больше практических материалов, чем лекции, которые вы могли бы прослушать в университете. Пусть люди с ученой степенью в области маркетинга или бизнеса учились у профессоров колледжа – вы же можете узнать об этом же у миллионеров и миллиардеров, которые знают, что и как работает в реальном мире.

Многозадачность была, вероятно, наиболее важным низкоуровневым навыком, который позволил мне окончить колледж за 3 семестра. Мой средний будний день содержал 7–8 классных занятий. Но в третьем семестре по вторникам у меня уходило на учебу все время, с 9 утра до 10 вечера. А так как я в каждом семестре посещал дюжину предметов, то каждую неделю наступал срок сдачи тех или иных экзаменов и проектов. У меня не было времени учиться вне класс-ных занятий, так как почти все оставшееся время уходило на мою работу, поэтому мне просто приходилось изучать все с первого раза, как только оно появлялось. Если преподаватель что-то писал на доске, я запоминал это сразу же на месте; я не мог позволить себе изучать это позже, рискуя отстать от графика. Во время лекций я делал домашние задания, разрабатывал алгоритмы для моей программистской работы, или уточнял свое расписание. Скорее всего, вы найдете множество возможностей параллельно делать несколько дел. Когда вы заняты физическими действиями, такими как вождение, приготовление пищи, поход в магазин, прогулка, займите свой мозг прослушиванием аудиозаписей или чтением.

Идея многозадачности может показаться противоречащей моему предыдущему совету – постоянно работать во время работы. Но первый совет относился к интенсивной работе, при которой вам необходимо сконцентрировать все умственные ресурсы для достижения наилучшего результата, а эта рекомендация направлена на малоактивную работу, где у вас есть много возможностей одновременно заниматься несколькими вещами (вроде стояния в очереди, приготовления ужина, полета в самолете или прогулки из точки А в точку Б). Многозадачность не следует использовать там, где она может существенно ухудшить ваши результаты работы над важной задачей, но ее надо применять, чтобы разумно занять лишние ресурсы. Делайте перерывы, когда они вам необходимы, но не тратьте время, работая вполсилы. Более эффективно – чередовать усердную работу и следующий за ней полный отдых.

Многозадачность позволяет вам поднять производительность на новый уровень. Вы можете думать, что она истощит вас, но многие люди обнаружили противоположный эффект. Для меня способность делать больше была очень стимулирующей. Чем усерднее вы работаете, тем больше будет ваша работоспособность и тем более укрепляющим и восстанавливающим будет ваш отдых.


Экспериментируйте

Все люди разные, поэтому то, что подходит вам, может существенно отличаться от того, что подходит всем остальным. Вы можете лучше всего работать утром или наоборот – поздним вечером. Используйте ваши сильные стороны и найдите способы компенсировать слабые. Поэкспериментируйте с прослушиванием музыки во время работы. Я использую бесплатный проигрыватель «WinAMP», который может круглосуточно воспроизводить музыку с множества потоковых интернет-радиостанций без всякой рекламы. Я обнаружил, что нью эйдж и классика, особенно Моцарт, идеально подходят для веб-разработки. Но, занимаясь большинством рутинных задач, я предпочитаю быстрое техно или транс – такая музыка позволяет мне работать гораздо быстрее. Не могу точно сказать, почему, но прослушивание быстрой музыки удваивает мою производительность, по сравнению с отсутствием какой-либо музыки. С другой стороны, музыка с пением вредит моей производительности, так как слишком отвлекает меня. Когда же мне надо действительно глубоко сконцентрироваться, я предпочитаю тишину. Проведите для себя серию простых экспериментов, и выясните, какая музыка может увеличить вашу производительность. Для меня разница оказалась колоссальной.

Когда бы у вас ни возникла странная новая идея, направленная на увеличение вашей производительности, попробуйте ее на практике и посмотрите, какой эффект она даст. Не отбрасывайте ни одной идеи, не проверив ее в действии. Частичный успех встречается чаще, чем полное фиаско, поэтому каждый новый эксперимент поможет вам улучшить вашу технику управления временем. Даже постоянная практика проведения экспериментов поможет сделать вас более производительным.


Взращивайте свой энтузиазм

Слово «энтузиазм» происходит от греческого «энтеос», что буквально означает «бог внутри». Мне очень нравится это определение. Я сомневаюсь, что можно овладеть искусством управления временем, если беретесь за это без энтузиазма и если работа, на которую вы хотите потратить свободное время, вас не вдохновляет. Займитесь тем, что вам действительно нравится. Не гонитесь за деньгами. Следуйте за своей страстью. Если вы не чувствуете энтузиазма в своей работе, вы зря растрачиваете свою жизнь. Переключитесь на что-то другое. Подумайте о принципиально новой карьере. Не корите себя, если ваша настоящая карьера зашла в тупик. Помните, что не-удача – ваш друг. Прислушайтесь к этому внутреннему богу, и займитесь чем-то, что вновь взбудоражит вас. Хуже всего тратить время на занятие делом, которое не приносит вам счастья. Ваша работа должна служить вашей жизни, а не наоборот.

Большинство людей периодически мотивируют себя и испытывают «подъемы» в работоспособности, но затем постепенно опускаются на прежний уровень: их производительность падает, и они с трудом продолжают начатый проект. Насколько легко начать новый проект, когда ваш уровень мотивации высок? И как тяжело продолжать тогда, когда ваш энтузиазм гаснет? Так как большинство людей в той или иной степени отрицательно смотрят на мир, вы естественным образом потеряете со временем свой позитивный заряд, если только не будете активно взращивать свой энтузиазм в качестве ресурса. Я не верю в то, что можно заставить себя делать что-то, чего я искренне не хочу делать. Если у меня отсутствует стимул, то я практически не в состоянии заставить себя сесть и продуктивно работать, а работа становится тягостной и почти мучительной. Но если у вас высокая мотивация, то работа похожа на игру.

Учась в колледже, я не мог позволить энтузиазму угаснуть, так как это было бы подобно смерти. Я быстро усвоил, что надо прикладывать сознательные усилия для ежедневного подкрепления энтузиазма. Я всегда носил с собой кассетный плеер «Walkman» (тогда еще не было портативных MP3-плееров), и переходя из одного класса в другой, слушал об управлении временем и другие мотивирующие меня записи. Я также слушал их каждый день во время утренней пробежки. Я поддерживал высокий уровень энтузиазма, почти ежечасно укрепляя его. Даже когда окружающие говорили мне, что из моей затеи ничего не выйдет, эти записи сильнее воздействовали на меня, так как я никогда не прекращал слушать – ну разве что на несколько часов.

Если ваш уровень энтузиазма высок, вы можете работать гораздо производительнее и даже получать удовольствие от рутинных и нудных заданий. Я всегда обнаруживал, что каждый раз, когда я хочу поднять свой бизнес на новый уровень, я сперва должен поднять на соответствующий уровень свои мысли. Когда меняется ваше мышление, то меняются и действия, а за ними последуют и результаты. А поскольку ваш энтузиазм нуждается в ежедневном подкреплении (если только вы не супермен), я рекомендую либо слушать мотивационные записи, либо читать вдохновляющие вас книги или статьи как минимум 15 минут в день. Когда я прекращал делать это, то чувствовал, как возвращается неуверенность в собственных силах и моя производительность падает. Воистину удивительно то, насколько постоянная подпитка вашего мозга положительными материалами может до бесконечности поддерживать ваш энтузиазм. А если вы используете многозадачность, то можете получить это преимущество, не вкладывая в него дополнительное время.


Получайте оптимальную энергию от правильного питания и физических упражнений

Во время лета перед моим последним семестром в колледже (1993 год) я стал вегетарианцем (хотя и ел еще молоко и яйца) – и после этого заметил существенный подъем своих сил и способности к сосредоточению. Четыре года спустя (в 1997) я стал «полным» вегетарианцем (вообще отказавшись от продуктов животного происхождения), и это дало мне даже больший всплеск энергии. Если вы хотите знать, с чем было связано это изменение, посмотрите мою статью «Почему веганство?» («Why Vegan?»).

То, что вы едите, имеет решающее влияние на вашу производительность. Для переваривания животных продуктов требуется значительно больше времени и энергии, чем для растительных, и когда ваше тело должно направлять дополнительную энергию на переваривание, у него остается меньше энергии для продуктивной умственной деятельности. Когда вы перевариваете еду, содержащую продукты животного происхождения, ваша работа кажется вам труднее, и вы испытываете больший соблазн отвлечься на что-либо. Поэтому, если вам после завтрака трудно сосредоточиться на умственно интенсивной работе, виновником может оказаться ваше меню. Еще Бенджамин Франклин отмечал, что легкий завтрак играет важную роль в производительности его труда. Пока его коллеги медленно и сонно проводили время до обеда, он мог продуктивно работать весь оставшийся день.

Регулярные физические упражнения также необходимы для поддержания энергичности и ясности ума. В колледже я каждое утро первым делом совершал 30-минутную пробежку перед завтраком (естественно, слушая при этом мотивационные и образовательные записи). Это ежедневное упражнение держало меня в хорошей физической форме и помогало поддерживать идеальный вес. Кроме того, чтобы при моем расписании занятий успевать на все предметы, мне приходилось ежедневно бегать зигзагами по кампусу, имея при себе набитый учебниками рюкзак весом в 10–12 килограммов. Поэтому даже несмотря на то, что я проводил значительную часть дня в аудиториях, у меня была достаточная ежедневная физическая нагрузка.

Если вы хотите овладеть управлением временем, имеет смысл прежде всего позаботиться о вашем наилучшем инструменте тайм-менеджмента – о вашем физическом теле. Посредством диеты и упражнений вы сможете работать продолжительнее и концентрированнее, и даже самое сложное задание покажется вам легким.

Если сейчас вы страдаете от излишнего веса, посетите местный спортзал или магазин спорттоваров и найдите гантели, которые весят столько же, сколько лишний жир, который вы носите на себе. Поднимите их и какое-то время походите с ними. Осознайте, что именно такой вес вы ежедневно носите с собой. Представьте себе, насколько легче и проще вам было бы все делать, если бы вы могли навсегда избавиться от этого веса. Носить некоторый лишний вес ради тренировки – это одно, но если этот вес находится в форме подкожного жира, то вы никогда не сможете опустить его на землю и ощутить результаты этой тренировки. Примите твердое решение сбросить эти лишние килограммы, и всю оставшуюся жизнь наслаждайтесь преимуществами нахождения в более эффективной физической оболочке.


Поддерживайте равновесие

Я не думаю, что будет просто поддерживать долговременную высокую производительность труда (а также ваши здоровье и счастье), если ваша жизнь полностью вышла из равновесия. Чтобы преуспеть в одной области, вы не можете забросить и игнорировать остальные, потому что они будут тащиться сзади и тормозить вас. Во время учебы в колледже я постарался выделить один день в неделю на личную жизнь. Я тренировался, ходил на вечеринки, посещал клубные собрания, играл в компьютерные игры и бильярд, и даже нашел время на поездку в Лас-Вегас во время последнего семестра. Если вы будете концентрироваться только на вашей главной работе, это пойдет в ущерб всем остальным областям и в долгосрочной перспективе повредит вам. Поддерживайте равновесие, уделяя внимание каждой области вашей жизни. Если вверх пошла карьера, убедитесь в том, что ваша личная жизнь тоже не стоит на месте.

Вероятно, больше всего я сожалею о том, что за время трех семестров учебы в колледже я так и не завел девушку. У меня было много хороших друзей (как мужского, так и женского пола), я участвовал в клубной жизни, каждую неделю веселился на культмассовых мероприятиях, но у меня просто не было времени на поддержание близких отношений вдобавок ко всему вышеперечисленному. Я помню один случай, когда моя знакомая девушка явно хотела закрутить роман со мной и начала строить планы относительно того, чтобы проводить наедине со мной больше времени – но я не мог проглотить наживку, так как у меня просто не было времени на свидания. Из меня тогда вряд ли мог получиться хороший кавалер.

Я думаю, что если бы я мог повернуть время вспять, то позволил себе время на отношения с девушкой – я думаю, мой полученный в колледже опыт был бы даже лучше, если бы я растянул его на 4 или 5 семестров и завел бы роман. Было бы здорово, если бы можно было с кем-нибудь поделиться своей жизнью, не говоря уже о других преимуществах близкого знакомства. Но, с другой стороны, я имел массу времени для любовных встреч после окончания колледжа. Через несколько месяцев у меня уже была постоянная подружка, и 4 года спустя мы поженились. Как оказалось, и я, и она одновременно ходили в один и тот же колледж, но так и не встретились там, хотя у нас оказалось несколько общих знакомых.

Я считаю, что главная цель управления временем заключается в том, что она дает вам возможность сделать свою жизнь такой интересной, какой вы хотите ее видеть. Поняв свои желания, прояснив свои цели и выработав набор привычек, позволяющих эффективно достигать их, вы будете жить богатой и приносящей удовлетворение жизнью. Когда я, через 10 лет, оглядываюсь на мои дни в колледже, то чувствую благодарность за весь этот опыт. Я поставил чрезвычайно трудную цель и очень вырос как личность в процессе ее достижения. Это был один из лучших периодов моей жизни.

Если вы хотите повысить свою производительность, то делайте это с намерением улучшить всю полноту своей жизни – снизу доверху. Причина – овладеть управлением временем в том, чтобы взять свою обычную хорошую жизнь и превратить ее в исключительную. Управление временем – это не самопожертвование или самоотречение, оно не требует, чтобы вы делали не нравящиеся вам вещи. Скорее, оно учит вас использовать то, что вы уже любите.

101 %-я продуктивность

(Перевод Д. Вологи)

Вчера вечером я поделился своими соображениями о продуктивности в клубе «Тоустмастерс», после чего решил рассказать об этом и вам.

В этих советах ничего сложного нет, и при этом они оказались крайне эффективными и полезными для меня лично и для многих других. Что-то из этого вы наверняка уже слышали, и если так, то воспринимайте эту информацию как повторение пройденного и применяйте эти идеи на практике.


1. Занимайтесь любимым делом

«Делай то, что любишь» – пожалуй, это самый универсальный совет повышения продуктивности. Максимальной эффективности можно достигнуть лишь в том, что по-настоящему любишь. К сожалению, этот совет так очевиден, что им чаще всего пренебрегают.

Заниматься тем, что вы любите, и тем, что вам просто нравится делать, – это совершенно разные вещи, даже отдаленно не похожие друг на друга. Когда вы заняты любимым делом, ваша мотивация не просто громадна, она постоянно растет, поскольку к делу вы подходите со страстью. Вам не нужно заставлять себя раскачиваться каждый день.

Если работа приносит вам удовольствие, вы начинаете разгоняться – вам это нравится. И вы не просто увеличиваете темпы своей работоспособности, вы начинаете делать высококлассную работу, действуете на голову эффективнее. Результаты низкокачественного труда, мягко говоря, несовершенны, и часто плохую работу приходится переделывать.

Не тратьте времени зря: вы не добьетесь хороших результатов, занимаясь тем, что вам не нравится. В этой упорной борьбе можно пропустить самое ценное – жизнь. Вы не заслуживаете такого наказания.

Какие только отговорки не придумывают люди относительно того, почему они не могут заниматься тем, что им нравится, – то мало денег, то нет времени, то не достаточно хорошо справляюсь, то жена не разрешает и т. п. Их были сотни, но все их можно свести к двум словам: «Мне страшно».

Страшно было даже тем, кто занимался любимым делом. Они могли бы найти себе оправдание, тысячу отговорок, чтобы не рисковать. Но в определенный момент они решили, что не готовы отдавать свою жизнь в холодные объятия страха – они нашли в себе силы столкнуться лицом к лицу со своим страхом, и преодолели его. Они преодолели свои проблемы вместо того, чтобы делать из них отговорки. Те же, кто все еще топчется на месте, позволяют страху управлять собой.

В конце концов, это всегда выбор. Вы либо посвящаете себя тому, что любите, либо нет. Какое решение, на ваш взгляд, сопряжено с наибольшими страданиями?


2. Воспользуйтесь преимуществом аудиообучения

Пусть прослушивание образовательных аудиопрограмм войдет в вашу привычку. В идеале нужно заниматься этим ежедневно. Заполняйте самообразованием паузы, возникающие в течение дня – ведь нет ничего проще: слушайте их за рулем, в очереди супермаркета, в спортзале, на кухне, во время прогулки. Загрузите файлы на свой iPhone, чтобы всегда иметь к ним доступ.

Конец ознакомительного фрагмента.