Вы здесь

Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы. Качество № 1. Восприимчивость ко всему новому (О. И. Маховская, 2015)

Качество № 1. Восприимчивость ко всему новому

Выберите стратегию жизни. Новатор? Консерватор? Реакционер? – Подтверждайте свою стратегию словами и делами. – Выбирайте и обсуждайте сказки: любимая сказка определит успех в личной жизни и отношения с людьми. – Пересказывайте старые сказки на новый лад. – Контролируйте свои реакции на новые события. Восторгаться? Удивляться? Пугаться? – Симулируйте детские реакции, разбудите в себе ребенка, чтобы воспитать новатора. – Заражайте новизной, живо реагируя на все новое. – Создавайте вместе с ребенком новые версии привычных блюд. – Учите ребенка знакомиться с новыми людьми. – Учите ребенка обновлять даже то, что навсегда. – Учите ориентироваться в новых местах. – Учите спрашивать, собирать и передавать знания. – Посещайте новые места, музеи, зоопарки, концерты. Учите предвкушать счастливые события. – Ставьте эксперименты вместе с ребенком: «А что дальше?» – Объясняйте, что произошла гуманитарная революция. Учите не читать, а писать в разных жанрах. – Формируйте основные принципы современного мировоззрения: терпимость к различиям, слабостям и конечности мира. – Преодолевайте вместе с ребенком страх новизны. – Не формируйте невроз новизны – навязчивое желание получать новые впечатления.




Выберите стратегию жизни. Новатор? Консерватор? Реакционер?

Люди делятся на три категории: новаторов – тех, кто любит новое, консерваторов – тех, кто его избегает, предпочитая старые вещи и привычки, и реакционеров – тех, кто пугается и ненавидит все новое. У каждой из стратегий свои плюсы и минусы. Человек, который стремится каждый раз менять все на новый лад, выглядит не только энтузиастом, но и ненадежным игроком или просто чудаком, который не знает, чего хочет. Энтузиазм и экстравагантность к лицу молодым. В молодости нужно быть новатором: искать и пробовать, пробовать и искать. Дети часто бросают свое дело, не завершив его, зависают перед интересными картинками, хватаются то за одно, то за другое. Пока им не под силу оценить истинное значение вещей, поэтому они ориентируются на свои желания и впечатления. По своей природе дети – энтузиасты и новаторы, если только их не подвергнуть жесткой дрессировке и не переделать в зрелых, рассудительных дяденек и тетенек или ворчливых, упрямых старичков.

Чтобы стать консерватором, человек должен обладать волей. Чтобы что-то хранить (консервировать), нужно прикладывать систематические и целенаправленные усилия. Образование в школе – первая консервативная деятельность в жизни наших детей. Хорошие манеры – первые проявления будущих консерваторов. Как только человек удовлетворяет свое любопытство и занимает достойное положение, он меняет свое революционное мировоззрение на уравновешенную позицию консерватора или даже агрессивность реакционера. Старея, теряя силы, не выдерживая конкуренцию, взрослые начинают придерживаться «репрессивной» политики по отношению к молодым, суть которой – «держать и не пущать». Строгие порядок и дисциплина хороши тем, что в их основе – власть, получаемая по старшинству, и гарантированные привилегии старших. Таким образом, развиваясь и взрослея, ребенок может менять стратегию жизни. Но пока дети маленькие, странно сдерживать их любопытство, пугать переменами, культивировать слепое послушание и снижать критичность мышления.




Подтверждайте свою стратегию словами и делами

Если вы все-таки новатор – а молодым родителям свойственно развиваться, искать новые возможности, – то в вашем арсенале всегда найдутся подходящие «мантры», поговорки, образы, реакции.

Родители-новаторы используют побудительные высказывания: «Давай!», «Попробуй!», «Присоединяйся!», «Поехали!», «Ну, улыбнись!», «Запевай!», «По коням!», «Вперед!» Они полны энтузиазма и готовы вести полки за собой! Их мысли и поступки ориентированы на будущее. Предвосхищение прекрасных результатов – один из важных побудительных мотивов. «Представляю, какой получится пирог!» – говорит мама. «Вы увидите, какая красивая получится полка!» – хвастается папа. «Наша дочка станцует так, что все ахнут!» В своих похвалах родители-новаторы часто используют слова с яркой эмоционально-оценочной окраской: «Великолепно!», «Отлично!», «Прекрасно!», «Браво!», как будто у них не ребенок, а божество, гений, ангел (часто они так его и называют). Новатор все время ищет что-то новое, торопится, как будто боится застыть, завязнуть, заплесневеть. Он ест с аппетитом, поет от всей души, общается с радостью. И, конечно, ребенок все время рядом. Когда родитель открыт ко всему новому, дети с их фантазиями и сюрпризами его только вдохновляют.

Консерватор более сдержан и осторожен. Он не готов заверять всех в успехе, но всегда готов потратить время, чтобы что-то попробовать, что-то предпринять. Он уверен только в том, что уже им опробовано, присвоено, изучено. Консерватор – это профессионал, у которого есть не только диплом, но и реальные достижения. Семья и дети тоже среди личных достижений, а не подарков судьбы. А это значит, что консерватор готов нести за них ответственность. Подарками восхищаются, но недолго. К достижениям всегда относятся с уважением. Если родитель-новатор восторженно любит ребенка, видя в нем только самые лучшие стороны, то консерватор принимает его со всеми проблемами, как «свое». В речи консерватора преобладают сдержанные ситуативные похвалы, касающиеся только текущего момента: «Здорово у тебя на этот раз получилось!», «Вот тут ты молодец!», «Ловко!», «Приятно посмотреть!», «А ты смог, поздравляю!» Вместо абстрактных побуждений консерватор предлагает сосредоточиться на отдельных операциях, проявить старательность, настойчивость и аккуратность. И призывает не бояться переделывать. Если новатор с его романтизмом заражает всех верой в победу, агитирует, то консерватор решает все методом проб и ошибок, поэтому готов признать, что «проба» была ошибочной или что «получилось не совсем то, что нужно», и начать все сначала.

Родители-реакционеры – мономаны, которые настаивают на старых, проверенных способах воспитания, отрицают значение нововведений. Они непреклонны в своих решениях и оценках и считают, что должны быть единые требования для всех детей, вне зависимости от их возраста, пола, характера: соблюдение дисциплины, послушание, прилежание, скромность, трудолюбие, высокая нравственность. «Все уже придумано давно!», «Делай как я!», «Не возникай!», «Пока не сделаешь, гулять не пойдешь!», «Как тебе не стыдно такое творить?»

Выбирайте и обсуждайте сказки. Любимая сказка определит успех в личной жизни и отношения с людьми

Романтические устремления формируются гораздо раньше реальных романтических сюжетов. А именно – в детстве, во время прослушивания или просмотра сказок. Подражание сказочным персонажам развивает эмпатию, формирует и усиливает идеальное «Я» ребенка – самые заветные желания и фантазии, которые удовлетворяют его потребность в любви, принятии и защите. Ясно, что в детстве эта потребность наиболее насущна. Стратегии личных человеческих отношений соотносятся со стратегиями жизни.




Идеалист, или романтик, видит в новом друге только лучшие стороны, влюбляется немедленно, верит не только в то, что любовь возможна, но и в то, что она – неизбежное и большое счастье, которым дано насладиться каждому. Везде любовь, все есть любовь! Но так думает далеко не каждый из нас. Помимо романтиков, есть еще реалисты, которые не ждут от любви высокого эмоционального подъема и готовы удовлетвориться уважением и дружбой, а также фанатики – те, которые считают, что любовь всегда носит роковой, гибельный характер. Если человек не готов отдать жизнь за другого человека, пожертвовать собой, он не достоин любви. Любовь для фанатика – это страдание.

Сценарии развития отношений между реалистами, фанатиками и романтиками можно соотнести с известными сказочными сюжетами. Приведенная ниже классификация позволит вам, читатель, оценить свои родительские стратегии поддержания отношений в семье, а также отследить, насколько удачные подсказки вы даете детям. Это важно знать, ведь любовь и дружба между двумя людьми образуют фундамент человеческих отношений.

Лягушка + Царевич (два реалиста). Реалисты знают, что любви с первого взгляда не бывает. Встреча вынужденная, оба понимают, что партнер неплохой человек, но у него очевидные недостатки, с которыми придется или мириться, или бороться. Вместо любви – дружба, которая со временем может дополниться не вызывающими сильных эмоций телесными контактами, интимной близостью. Со временем герои, к своему удивлению, обнаруживают, что сближаются, что их отношения становятся все доверительнее. Сближение может сопровождаться конфликтами, попытками ухода, агрессией, ссорами, но это только обозначает, что точка невозврата пройдена, отношения углубились, партнеры уже срослись, стали «эхом друг друга».

Кай + Герда (два романтика). Отношения сохраняются до тех пор, пока оба получают удовольствие. Но сладкие совместные грезы быстро надоедают, и один из романтиков устремляется в поисках новых, более свежих или сильных чувств. Следующий партнер выбирается по контрасту: после нежно любящей Герды – холодная коварная Снежная Королева. Романтик устремляется за новой эмоцией, ему нужно быть в постоянном полете. Учуяв новую страсть, романтик устремляется в погоню. А тот, кого оставили, будет убеждать себя, что его любимого человека заколдовали или похитили.

Мальвина + Пьеро (реалист и романтик). Романтик влюбляется в реалиста с первого взгляда и начинает воспевать его в своих стихах и мелодиях, восхищаться и поклоняться в расчете на взаимность. Реалист видит подвох и чувствует раздражение: дифирамбы он считает фальшивыми, несоразмерными с действительностью, и ставки романтика только падают. Реалисту кажется, что перед ним человек или ненормальный, или с серьезной задержкой в развитии, он не понимает, как развивать такие высокие отношения. Чем активнее романтик, тем циничнее реалист. Реалист шокирует, обескураживает, «заземляет» романтика. И романтик убирается восвояси, чтобы найти другой, более достойный объект восхищения.

Кай и Снежная Королева (романтик и фанат). Мучительные истории любви, в которой фанатик заставляет страдать романтика, требуя от него не столько восхищения, сколько постоянных заверений в любви и преданности. Фанатик мучает, терзает, но не отпускает романтика. По большому счету, ему скучно с романтиком, чувства которого не отличаются достаточной силой. Фанатик провоцирует романтика на страдания и уход, но как только тот собирается бежать, он испытывает настоящий шок, потому что его самый сильный страх – что его не любят и могут бросить – оправдывается. Фанатику трудно смириться с тем, что в отношениях двух людей выбирает не только он, что любовь не длится вечно. Для романтика вариантов здесь немного: или его заменит другой любящий человек, такой же романтик, или он сам превратится в фанатика – жертва вампира сама станет вампиром.

Красавица и Чудовище (два фанатика). Оба хотят вечной преданности, жертвенности и любви. Чудовище готово отдать жизнь за любовь, Красавица – пожертвовать красотой и свободой, чтобы спасти Чудовище. Они заставляют друг друга мучиться и одновременно наслаждаются такой судьбой. Красавица боится Чудовища, еле сдерживает отвращение, но чувство вины и страх за него не дают ей бежать. Чудовище, видя, как страдает Красавица, готово умереть и даже имитирует смерть, чтобы отпустить Красавицу. Оно переживает особый экстаз, когда видит, как безутешна любимая. Пережив апогей своих отношений, они начинают снова. Если оба сумеют соразмерить свои силы, их союз может длиться всю жизнь. Еще один выход из конфликта: со временем, когда красота поблекнет, а уродство приобретет человеческое воплощение, герои поменяются местами.

Принц и Русалочка (реалист и фанатик). Фанатик не рассчитывает на взаимность, потому что любовь для него – всегда страдания и муки. Он не мучает избранника и лишь ищет повод для того, чтобы пожертвовать собой ради возлюбленного. Будучи добрым, Принц может предложить Русалочке дружбу, но с ее стороны это может вызвать только презрение и охлаждение. Фанатик ищет страстей, самой сильной из которых является любовь. Если нет любви, то заменить ее может только ненависть. Фанатик пытается втянуть реалиста в садо-мазохисткий союз, но тот, не склонный к избыточному напряжению, предпочтет пойти своей дорогой и не будет терзаться чувством вины из-за странных наклонностей фанатика.

Ориентируясь на сказочные сюжеты, вы сами сможете определиться со своими стратегиями. И у нас, и у наших детей есть любимые сказки. Когда-то они произвели на нас очень сильное впечатление, а некоторые персонажи проникли глубоко в душу. Если эти сюжеты и герои станут путеводной звездой, камертоном внутренней жизни ребенка, то и впоследствии, повзрослев, он будет искать или воспроизводить знакомый и понятный ему сценарий. Чтобы не произошло жесткое программирование, нужно знакомить ребенка с самыми разными сказками. Современные персонажи настроены более оптимистично, чем их далекие предшественники, они эмоционально устойчивы, подвижны, не боятся приключений, легко заводят друзей и договариваются с любыми незнакомцами. Крокодил Гена и Чебурашка, Карлсон и Малыш, Винни-Пух с Пятачком и, конечно, Гарри Поттер и его друзья. Они – романтики, которые, пройдя испытания, постепенно становятся реалистами.

Пересказывайте старые сказки на новый лад

Еще один способ научить ребенка выходить из тупиков старых, жестких сценариев – это придумывать новые сказки или переделывать уже известные.

Как ни парадоксально, суть воспитания состоит в том, чтобы одновременно формировать и разрушать стереотипы. Рассказывая детям сказки, мы прививаем им определенные сценарии поведения. Сказки придуманы давно, жизнь изменилась, и насколько полезны старинные рецепты – большой вопрос. Возможно, от многократного пересказа они превратились в шедевры – эталоны красоты. Но мы же знаем, что не все красивое полезно. Красивое должно удивлять, вдохновлять, озадачивать.

Именно поэтому сказки стоит «переписывать» на новый лад. Самый простой и продуктивный способ – это поменять героев местами.

1. Герои меняют направление движения. Не Карлсон прилетает к Малышу, а Малыш убегает от родителей на крышу. Не Красная Шапочка идет к бабушке, а Волк. Не Винни-Пух направляется в гости к Кролику, а Кролик – к Винни-Пуху. Как только герои меняют свои мотивы и направление движения, с ними начинают происходить совсем иные приключения, и финал тоже может быть совсем другим.

2. Герои обмениваются амплуа, характерами. Например, однажды Волк проснулся и почувствовал, как его сердце наполняется добром и любовью… Или три поросенка озверели, стали шайкой разбойников, а семеро козлят решили стать футбольной командой…

3. Герои меняют имена, и это заставляет их вести себя по-другому. Надоело Красной Шапочке быть веселой, доброй девочкой, забросила она далеко на ветку дерева свою шапку, надела голубой берет – и стала называться Голубой Берет. И что дальше? Можно придумать и что-то более интересное, чем смена цвета и фасона головного убора!

4. В сказку вводятся новые детали, повороты сюжета и персонажи. Многие сказки строятся вокруг какого-то предмета, заменив который вы нарушите привычный ход событий. Например, младшая дочь купца захотела не Аленький цветочек, а розового ежика, и… началось! Или жили-были дед с бабкой, и была у них не полезная Курочка Ряба, а убыточная Мышка-норушка… Каково было им на старости лет?

5. Придумайте новые варианты развития событий. Например, оставили дед с бабкой Колобка на окне остывать, а он не сбежал, а закатился под стол и подслушал страшную тайну – о том, что его все равно должны съесть…

6. Объединяйте сказки, сталкивайте персонажей из разных сказок. Их характеры, привычки и желания уже хорошо известны, и в новых конфликтах ребенку предстоит не вспоминать, а прогнозировать события. Вот если бы Буратино встретил Карлсона, они бы пошалили! А как досталось бы Карабасу-Барабасу! Или, например, идет Красная Шапочка по лесу и встречает Чебурашку… Семеро козлят пришли к трем поросятам… А Крокодил Гена заблудился в лесу и встретил там – кого?! Ваша версия!


Дети четырех-шести лет хорошо понимают перевертыши, смеются от души и, уловив принцип, начинают фантазировать сами: придумывать новые препятствия, детали, характеристики, имена… В каждый момент, когда от героя ожидается определенный поступок, он может повести себя по-другому!

Расшатывать сказочные стереотипы можно и в рисунках. Попросите ребенка нарисовать сказочного героя, а в следующий раз пусть нарисует его же, но как-нибудь по-другому. А потом, собрав рисунки, можно их сравнить и обсудить.

Контролируйте свои реакции на новые события. Восторгаться? Удивляться? Пугаться?

Есть такой простой эксперимент: испытуемых просят вспомнить свое самое первое детское впечатление. А потом предлагают обозначить его модальность: оценить, было ли оно хорошим, приятным, со знаком «плюс» или неприятным, пугающим, со знаком «минус»? Если провести эксперимент со школьниками или студентами, общий результат обычно получается примерно 50 на 50, то есть в группе положительные и отрицательные воспоминания сбалансированы. Пример положительного воспоминания: на майской демонстрации папа берет ребенка на плечи, и оттуда видно все вокруг: нарядные люди, шары, транспаранты, машины! Пример отрицательного воспоминания: ребенок заходит в подъезд, чтобы подняться к себе в квартиру, но в темноте натыкается на кошку и в ужасе убегает.

Часть воспоминаний при близком рассмотрении можно отнести к группе нейтральных, они не окрашены в яркий цвет, не вызывают приливов радости или приступов страха. Здесь эмоции другие: удивление, недоумение, любопытство, вызванное столкновением с чем-то странным. Например, ребенок впервые гладит цыпленка и обнаруживает, что тот не мягкий, как пушистая игрушка, а – надо же! – «костлявый».

Если провести этот эксперимент в профессиональных группах (а вы это сможете сделать сами!), то обнаружатся «перекосы»: военные продемонстрируют больше страхов – правда, окажется, что часть из них уже преодолена и воспоминания заканчиваются полной победой: «Я его ударил, и он убежал!». У актеров будет больше яркого позитива: «Я стою под елкой в костюме Буратино, и меня фотографируют!» У ученых чаще будут встречаться нейтральные воспоминания: «Мама показывает, как лепить вареники. Тесто тянется, виснет на пальцах». Однако отклонения от итогового группового показателя (50 на 50) будут небольшими, то есть строгая зависимость между качеством первых воспоминаний и профессией, судьбой или характером человека не установлена. Было бы опасно, если бы первые воспоминания определяли судьбу. И все-таки они значимы, потому что при любом раскладе первые воспоминания отражают детские установки, реакции на новизну!

Эмоции по своей природе амбивалентны, то есть одно и то же воспоминание может быть окрашено позитивно, негативно или нейтрально. Например, папа впервые взял ребенка на плечи на демонстрации, а тот пережил не восторг, а страх – испугался высоты. А другой ребенок зашел в темный подъезд и с радостью, а не с ужасом, обнаружил, что там спряталась кошка, ведь он так любит кошек!

То, как ребенок реагирует на новые, необычные события, предметы, людей, зависит от взрослых, которые находятся рядом и «подсказывают» реакции. Очень важно, какой опыт переживет ребенок вместе со взрослым.

Малыши заражаются эмоциями других. Когда мы смотрим юмористическую программу, они, не понимая шуток артиста, смеются вместе с нами, а если увидят, что мама грустит, тут же готовы расплакаться. Мы помогаем малышам осознавать и называть впечатления и переживания. Если рядом уверенный, радостный взрослый, то и ребенок будет спокоен, более подвижен. «Я вижу, тебе нравится кататься на велосипеде! А сможешь вон на ту горку заехать? Ура!» А вот так мы формируем удивление: «Посмотри, такого жука ты еще не видел!», «Это невероятно…», «Давай понаблюдаем, что получится?»

Пугая детей, мы ограничиваем их свободу, парализуем движения и мысли. Страх – это слепое пятно, черная дыра, в которой пропадают все воспоминания. «Ой, не трогай, разобьешь папину чашку, он тебя убьет!» Еще одна вредная эмоция – неприязнь ко всему новому, неожиданному. «Вот опять эти Сидоровы пришли… Ой-ой, в квартире не убрано!»

Симулируйте детские реакции, разбудите в себе ребенка, чтобы воспитать новатора

Чтобы стимулировать детскую любознательность, нужно, чтобы новое стало вожделенным и для вас. И это трудно – ведь то, что для ребенка новое, для родителя – уже давно пройденный материал. Но это не повод зевать от скуки на глазах у ребенка, который всегда ждет от вас понимания и поддержки и всегда рассчитывает на ваши объяснения. Родителям трудно плясать с детьми вокруг елки, с интересом рассматривать книжку, вместе хлопать в ладоши и визжать в цирке. Воспитание требует усилий и от ребенка, и от родителя. Некоторых родителей раздражает не только все новое, но и собственный ребенок с его непоседливостью и непредсказуемостью.

Если мы хотим, чтобы ребенок смотрел на мир нашими глазами, придется научиться смотреть на мир его глазами. Стратегиям жизни соответствуют воспитательные стратегии, и родителей можно разделить на три типа: романтики, реалисты и фанатики.

Родитель-романтик в душе всегда ребенок. Жить на одной волне, в компании со своими детьми для него счастье. Романтик любит играть, веселиться, путешествовать, знакомиться, восхищаться, ходить в гости, посещать зрелища, организовывать праздники и покупать новую одежду.

Родитель-реалист относится к ребенку с пониманием, но не считает нужным каждый раз «впадать в детство». Он позволяет своим детям играть и веселиться, но следит за соблюдением меры. Он предпочитает воспитывать своих детей так, как воспитывали его, – ведь получился хороший результат! К нововведениям относится с осторожностью, не торопится менять тактики воспитания лишь потому, что мир изменился, но готов пробовать.

Родитель-фанатик старается стать для ребенка прежде всего авторитетом, его отношения в семье строятся на основе «власти и подчинения». Главное для него – воспитать высокоморального хорошего человека, готового к служению идее, государству, родителям, семье, которых не выбирают. Личный выбор – это не их способ продвижения. Они склонны подчиняться фатальным обстоятельствам, выбору судьбы. К играм и шалостям родитель-фанатик относится как к пустой трате времени. Дети должны трудиться наравне со взрослыми, зарабатывать на хлеб, помогать им вести хозяйство. Детей нельзя баловать, а то они привыкнут и потом сядут на шею.

Хотя родители со временем, как только им удастся сделать и оправдать основные выборы (образование, место жительства, работа, спутник жизни, страна), становятся консерваторами, а рядом с детьми оказываются бабушки и дедушки с «реакционными» настроениями, всем взрослым неплохо бы вспомнить свое детство или заново поучиться у педагогов и родителей-романтиков. В некоторых теориях личности прямо утверждается, что в структуре «Я» каждого человека есть три уровня, три наслоения, которые формируются по мере его взросления: Ребенок, Родитель, Взрослый. Стратегия жизни и воспитания выстраивается в зависимости от того, кто из них доминирует.




Заражайте новизной, живо реагируя на все новое

Детей должны воспитывать не няни, а клоуны. Именно клоун по своим характеристикам ближе всех к идеальному родителю, который сможет воспитать настоящего новатора. Клоуны любопытны до невменяемости, контактны до неприличия, любят попадать в переделки и выкручиваться, обожают быть в центре внимания, могут выглядеть нелепо, но готовы посмеяться и над собой. Пробы и ошибки – стиль мышления клоуна, приключения – их образ жизни. Юмор – способ разрешения конфликтов, яркие и не по росту одежды – их от-кутюр. Спонтанность и непосредственность – способ реагирования. Уж если он сказал: «Я люблю тебя!», то это значит, что он немедленно тебя обнимет, прижмет, зацелует, погладит, подарит пуговицу или фантик, что-то красивое из кармана. А если не любит, то так и скажет: «Не люблю тебя!», насупит брови, стукнет и убежит. Ну разве что вернется, чтобы скроить гримасу и снова свинтить. Клоун – это взрослый, который ведет себя как ребенок 2–6 лет. Как это ни трудно признать, именно его обожают дети. С ним они готовы играть, путешествовать, есть, шалить, рисовать, убирать, мыться… Что он такого делает? Из репертуара профессиональных клоунов:




Создавайте вместе с ребенком новые версии привычных блюд

Ребенку очень нравится трансформация уже известных вещей. Трансформации завораживают и удивляют. Когда из одного получается другое, дети переживают неописуемый восторг!

Сегодня и мальчики, и девочки с удовольствием готовят, угощают и даже сами потом едят! В доме появляется два вида еды – та, которую готовит ребенок, особая, и та, которую готовят взрослые, обычная.

Дети не готовят горячее, зато уже с двух лет могут делать:

• бутерброды: с колбасой, сыром, шоколадной пастой, вареньем, джемом, маслом (подсолнечным, сливочным, оливковым), рыбой и т. д.;

• салаты: из латука, капусты, редиски, огурцов, помидоров, кукурузы, горошка, орехов, сыра, картошки, рыбы, колбасы, мяса и т. д.


Они также умеют:

• сервировать;

• украшать;

• делить;

• предлагать отведать угощенье;

• накладывать в тарелки;

• наливать в стаканы;

• убирать;

• хвалить.


Сверьте умения своего ребенка с приведенным базовым списком…

Сервировка и украшение блюд – еще один способ разнообразить меню и увеличить радость творчества. И тут нет равных полезным кашам. Их можно украсить ягодами, джемом, орехами, тертым сыром, яблоками, кружочками бананов, кусочками печенья, изюмом, медом…

И не забудьте менять салфетки, скатерти, тарелки и чашки. Тогда вместо насилия над детскими желаниями обеды превратятся в праздники, а вместо строгого: «Ешь!», последуют интригующие вопросы: «А какого цвета скатерть сегодня мы постелим?», «А не взять ли нам для обеда другую тарелочку?» – или заманчивое предложение: «Давай все украсим, аккуратно и с удовольствием покушаем, потому что потом нас ждет что-то очень интересное… Пока это сюрприз!»

Учите ребенка знакомиться с новыми людьми

Неприязнь, недоверие к другим людям может служить серьезным препятствием для успеха. Тревожный, недоверчивый человек будет избегать контактов, даже если они важны для него. Если родители ограничивают контакты, контролируют границы семьи, не впускают «чужаков», а двери дома открыты только для своих – членов семьи, добрых соседей, – у ребенка не сформируются социальные навыки. Меры предосторожности, которые мы принимаем, чтобы оградить детей от опасных незнакомцев, тоже могут вызвать возникновение недоверия. Ребенок с хорошей фантазией может чувствовать себя комфортно со знакомыми взрослыми и сверстниками и внутренне сжиматься в присутствии незнакомых людей, даже если они очень дружелюбны.

Так иногда получается и в том случае, если отношения между супругами настолько хорошие, что они не чувствуют потребности в общении с другими людьми. Гости в таких семьях бывают редко и недолго, и особо теплой реакции их приход не вызывает. Если ребенок тоже остается вне «счастливого союза», он может долго не обнаружить, что общение с другими людьми – особая радость и способ расширить свои возможности.

Умение знакомиться с новыми людьми – важнейший социальный навык, необходимый для успешной реализации ребенка.

Для того чтобы его сформировать:

• активно знакомьте своего ребенка с другими детьми – в детском саду, в гостях, на прогулке. «А нам было бы интересно познакомиться с вашим сыном», «Здравствуйте, мы будем ходить в вашу группу!». Не ждите, когда к вам подойдут и познакомятся;

• чаще пересекайте границы своего дома, ходите в гости, посещайте новые места, общайтесь с теми, кто рядом, спрашивайте дорогу, благодарите, делайте комплименты, интересуйтесь и делитесь новостями;

• дружелюбно отзывайтесь о своих знакомых. Ханжеское поведение, когда «в глаза сладко, а за глаза гадко», формирует такое же недоверие, как и прямая критика и неприязнь. Чтобы ребенок любил общаться, проявлял интерес к другим, нужно повышать привлекательность общения, очаровывать перспективой игры с друзьями;

• научите ребенка принимать гостей. Мало познакомиться с другим человеком – важно, что за этим последует. Элементарный сценарий знакомства предполагает, что вы пригласите гостя пройти в комнату, спросите, что ему интересно, и придумаете что-нибудь занимательное. Правила гостеприимства также требуют, чтобы гостю предложили напиток – чай, сок, воду;

• прививайте ребенку готовность поделиться с друзьями самыми дорогими для него вещами – игрушками, книгами. Если ребенок не будет давать другим поиграть, почитать, посмотреть то, что нравится ему самому, интересного общения не получится.

Учите ребенка обновлять даже то, что навсегда

Новатор – этот тот, кто всегда рад всему новому, испытывает энтузиазм, когда отправляется в путешествие или хотя бы на прогулку. Если он любит читать, то не перечитывает, а ищет что-то такое, чего до сих пор не читал. Среди его друзей самые разные люди. Если их собрать, не факт, что у них найдутся общие интересы. В гардеробе у модерниста и новатора одежда разных стилей. Он предпочитает все кухни мира и пьет вина всех стран и народов. Спросите, сколько стран он посетил, и вы ахнете. Вот вам портрет новатора в несколько гипертрофированном виде. Кажется, новатор – это тот, кто решил попробовать в этой жизни все и ценит любую вещь, факт, человека, которые еще не попадались ему на пути.

Несмотря на то что большинству из нас свойственно находить что-то по душе и дорожить им, периодически рекомендуется проводить ревизию и обновлять свой образ жизни, жилище, знакомиться с новыми людьми, посещать неожиданные места, удивлять других и удивляться самому. Это полезно и консерваторам. Чтобы развивать способность менять привычки и предпочтения, нужно совершать систематические усилия и что-то предпринимать. Например:

• приносите в дом новые фильмы для детей; не дожидайтесь, когда все сверстники посмотрят новинку и ребенок начнет ее у вас клянчить;

• покупайте новые книги, игрушки или предлагайте поменяться ими на время с другим ребенком;

• осваивайте новые игры;

• делайте вместе с ребенком перестановку в его комнате;

• делитесь с ребенком хорошими новостями: рассказывайте о приключениях туристов, достижениях спортсменов, забавных случаях из жизни животных, о редких природных и космических явлениях;

• завязывайте шнурки, шарф, галстук на новый лад и научите этому ребенка;

• разучивайте с ребенком новые стихи;

• слушайте с ребенком новую музыку; покупайте пирожные и конфеты, которые вы раньше не пробовали.


Чтобы дети заметили ваши новшества, обращайте на них внимание. «Хочется чего-то новенького…», «А у меня новость!», «Нет, мне это надоело. Нужно что-то новое!», «А мы это сделаем по-другому!», «Сейчас я вас всех удивлю!», «А вы заметили разницу?»

Учите ориентироваться в новых местах

В основании познавательного развития ребенка лежит ориентировочный рефлекс. Другое его название – рефлекс «Что такое?» Он возникает и срабатывает во всех новых местах, при возникновении любых новых сигналов. Конечно, не все новые сигналы, которые получает малыш, его радуют. Иногда сильные звуки, яркие вспышки пугают и своей силой, и своей внезапностью. Но есть много новых предметов, звуков, тактильных ощущений, которые малыша озадачивают.

Если оставить ребенка одного в огромном, никем не контролируемом пространстве, то через пару часов он может оказаться в какой угодно точке. Пространственно-временные схемы у маленьких детей еще не сформированы, и они передвигаются без какого-либо плана, от одного интересного предмета к другому. При этом интерес к новому может быть сильнее чувства голода или ощущения дискомфорта. Отважный малыш может восторженно двигаться вперед, несмотря на мокрые штанишки и грязные ладошки.

У детей можно выявить несколько типов поисковых действий, которые потом проявляются в поведении уже взрослых людей.

Во-первых, есть дети, которые замечают новые сигналы, но не реагируют на них живо и с интересом. Нельзя сказать, что они опасаются, прячутся. Они наблюдают. Если, по их ощущению, траектория движения нового предмета пересечется с их траекторией, они проявят интерес. Например, если на расстоянии одного метра ползет жук, то один начнет его ловить, хватать, накрывать ладошкой. А другой будет наблюдать за тем, как и куда этот жук движется. Можно сказать, что одни дети ведут себя более экспансивно, готовы вторгаться в чужие пространства и жизни, а другие – более деликатно, соизмеряя свои интересы и намерения других жителей планеты.

Стратегии ориентирования в необычных местах и новых пространствах различаются у мальчиков и девочек. Мальчики, безусловно, более экспансивны и живут с ощущением бескрайности мира. Неизвестность их не пугает, а настраивает на положительную мобилизацию. Освоение неизвестного – это время триумфа, время предельного выражения полноты и целостности натуры мальчишки. Трудности вдохновляют мальчиков, они к ним не просто готовы, они им рады. При общей экспансивности мальчики демонстрируют широту осмотра. Это позволяет им сохранять ориентацию в пространстве, запоминать путь.

Девочки прекрасно запоминают все, что с ними происходит, но в их памяти хранится не объективная картина, а скорее история их впечатлений о том, что и как происходило. Они в деталях помнят событие, свою реакцию на него, страхи и восторги, но если по прошествии некоторого времени их поместить в то же пространство, они растеряются. Взрослые женщины, снова оказавшись там, где уже когда-то бывали, способны заверять, что никогда не были в «этом месте», только потому, что тогда у них было хорошее настроение, а сейчас плохое.

Я очень далека от мысли, что женщины с детства используют непродуктивные тактики поиска. Напротив, я все время наблюдаю, насколько эффективнее, чем мужчина, женщина ведет себя в путешествии или при поиске нужного дома. Она не слишком полагается на память и умение ориентироваться, не испытывает восторга от того, что придется прокладывать новый маршрут. Она просто спрашивает. И пока ее спутник за рулем пытается сообразить, куда ему повернуть, женщина смело окликает прохожего, по виду местного жителя, и просит объяснить, как проехать на нужную улицу. В путешествие мужчины берут карту, а женщины – телефон. Получается, что женщины не только любят ушами, но и воспринимают весь мир как многоголосье.

Учите спрашивать, собирать и передавать знания

Мужская и женская стратегии поиска и ориентировки могут быть освоены детьми обоих полов, если мы не будем держаться как безумные за половые стереотипы. Мальчикам тоже пригодится умение задавать вопросы в затруднительных ситуациях, не опасаясь обнаружить свои слабости, нехватку знаний и умений. Как только мы сообщим мальчику, что любой супергерой или лидер советуется со знающими людьми, он примет это на вооружение.

Итак, первое правило опроса: спрашивать нужно у знатоков и экспертов. Это сэкономит время – вы быстро получите верный ответ. Не только предлагайте ребенку задавать вопросы вместе с вами, но и объясняйте, почему вы обращаетесь за помощью или информацией именно к этому человеку. «Дедушка у нас эксперт по строительству. Надо его спросить, где лучше купить шпатлевку», «Бабушка – гуру по диетам, она должна знать, где продают шпинат», «Тетя Люба – заядлая дачница. Надо позвонить, попросить семян этих голубых цветочков…»

Второе правило опроса: если нет экспертов, их нужно найти. Бессмысленно спрашивать всех подряд. Даже если вы хотите спросить, как пройти в контору, где вы не были прежде, стоит попытаться определить, кто вам будет более полезен. Вы ищете «умное лицо», «опытного человека», который спокойно идет навстречу, и, кажется, только и делает, что отвечает на вопросы окружающих. Ошибка большинства спрашивающих (а это в основном женщины) в том, что спрашивают они тоже преимущественно женщин, потому что с ними чувствуют себя комфортнее. Но ведь женщинам как раз труднее ответить на некоторые вопросы, например о расположении искомого дома (если только это не пожилая обитательница местности, где вы пытаетесь сориентироваться).

Третье правило опроса: если вы все-таки не уверены в том, что получили правильную ориентировку, спросите еще двоих-троих. Вы проведете заочный консилиум, экспертный совет и тем самым избежите хаотического метания по району.

Немаловажную роль играет дружелюбие. По крайней мере, дружелюбного человека выслушают.

Такая стратегия ориентировки может показаться громоздкой, но именно она позволит вам узнать обо всех изменениях в расположении улиц и домов, которые может не отображать карта.

«Язык до Киева доведет!» – гласит пословица. «Семь раз отмерь, один отрежь!» – еще одно народное изречение. Спрашивайте сами и учите спрашивать ребенка до тех пор, пока не сложится четкая версия, куда и как двигаться.

Посещайте новые места, музеи, зоопарки, концерты. учите предвкушать счастливые события

У нас, россиян, в разговорах с детьми и при детях нередко бытуют пессимистические высказывания о жизни: «Жизнь прожить – не поле перейти», «Жизнь – это смена белых и черных полос», «Жизнь – это такая сложная штука!»). В других странах родители чаще прививают своим малышам вкус к жизни и говорят о ней иначе: «Жизнь – это приключение», «Жизнь – это увлекательное путешествие», «Жизнь – это постоянное расширение границ». Мы применяем тактики сдерживания, как бы увещевая: «Не будешь меня слушать – пропадешь!» А они – подталкивающие, ободряющие тактики: «Давай, вперед, не оглядывайся! И ничего не бойся!»

Нам никогда не заразить детей радостью движения вперед, если мы не будем обновлять «репертуар» своего поведения. Для тренинга по освоению нового существует множество мест. Это детские театры, цирки, спортивные секции. Есть детские музеи, где маленьким посетителям разрешается не только смотреть, но и трогать руками, пробовать, примерять на себя. Серьезные музеи с мировым именем, как правило, имеют секцию, где дети могут нарисовать только что увиденное. Для детей разных возрастов проводятся экскурсии. Есть целые города-музеи, рассчитанные прежде всего на юных туристов, – у нас это город Мышкин с музеем Мыши, зоопарком, где живут мыши со всего света, музеем валенок. От путешествия в такое место не устанет даже трехлетний ребенок. Помимо детских театров спектакли для самых маленьких часто ставят серьезные «взрослые» театры, стремясь воспитать новое поколение зрителей.

Во время путешествий и походов в театры, музеи, на концерты ребенок получает представление о масштабе своей личности и возможностях. Планируйте такие мероприятия, интригуйте, чтобы пробудить в ребенке тягу к неизвестному и новому, взбудоражить его воображение: «Я сейчас тебе такое расскажу!», «Даже не знаю, как мы дотерпим до субботы…», «А ты знаешь, почему мы идем именно на этот концерт?», «Это секретный музей, про него не все знают, но тебе я скажу…», «Уж не знаю, пустят ли туда такого малыша. Наверное, там попросят что-то почитать или рассказать стихотворение. А ты сможешь?» Предвкушение счастливых перемен не менее радостно, чем сами перемены.

Игра в «да/нет» («пойдем/не пойдем») разжигает интерес, но не перегните палку, не обманите ожиданий ребенка. Мы поддразниваем их, чтобы мотивировать, а не чтобы поиздеваться, посмеяться над искренними детскими желаниями.

Ставьте эксперименты вместе с ребенком: «А что дальше?»

Дети очень любят и эксперименты, и фокусы, что для них одно и то же. Дети обожают превращения, и если что-то происходит прямо у них на глазах, они просто визжат от восторга. Если вы не можете показать ни одного фокуса и не способны совершить ни единого чуда, вам не стоит заводить ребенка. Ни один малыш не захочет такой скучной жизни. Он обязательно спросит вас: «Папа, а зачем тебе понадобился ребенок? Ведь ты даже не можешь попасть мячом в ворота!»

Ну хорошо, я вам подскажу парочку способов стать волшебником для своего ребенка.

Налейте в стакан немного воды и положите на дно фасолину в вате. На уроках биологии нас учили, что так можно наблюдать за прорастанием плода. Но те ученики, у кого были младшие братья или сестры, знали, что фасоль интересует малышей гораздо больше. Каждое утро те бегут к окну, чтобы посмотреть на росток. Они верят, что так можно вырастить фасолевое дерево, и беспокоятся, как же оно поместится в квартире. Им пока невдомек, что груши не растут на яблонях, а трава в саду не станет джунглями.

Еще один способ удивить малыша – положить вещь (игрушку, например) в одном месте, а найти в другом. Например, уложить зайку спать вместе с ребенком, а потом обнаружить его в ванной, куда он устремился, чтобы успеть почистить зубки к завтраку. Точно так же зайка может подсказать, что пора кушать, и проявить недюжинный аппетит, съев большую котлету и запив ее компотом.

Вы также удивите ребенка, если у него на глазах из пластилина вылепите того же зайку или другого любимого героя: все, что малыши не умеют, кажется им волшебством.

Детям трудно усваивать причинно-следственные связи, поэтому во многих отношениях между событиями, предметами, людьми они видят чудо. По этой же причине они готовы к самому невероятному развитию событий. Если три поросенка улетят на воздушном шаре от своего врага волка, ребенок поверит. А чем это продолжение истории хуже того, в котором поросята лишаются дома? Если ваша сказка закончится хорошо, малыш обязательно попросит вас продолжить или повторить рассказ: «А что было дальше?»

Многие народные сказки заканчиваются плохо. Чаще всего герои или гибнут, или так страдают, что у них надолго пропадает интерес к приключениям. Поэтому у старых сказок нет продолжения. А в новых герой попадает в одну историю за другой и не собирается останавливаться. Так и фокусы: случается что-то удивительное, исчезнувшие вещи вдруг находятся, простые предметы превращаются в прекрасные, а чудеса возникают из ничего. Такая тенденция к быстрым улучшениям в большей мере соответствует детским ожиданиям, чем обыденный ход вещей.

Объясняйте, что произошла гуманитарная революция. Учите не читать, а писать в разных жанрах

Самая частая жалоба успешного по сегодняшним меркам родителя – «не заставишь ребенка читать». Читать стало неинтересно, потому что появились другие, более эффективные и привлекательные пути в виртуальные миры – если мы, конечно, признаем, что чтение – это классический способ проникнуть в чужие, создаваемые творцом миры. Можно было бы сказать, что эта потребность в чужих мирах – разновидность вуайеризма, склонности подглядывать за другими, которая оправдывается особой поучительностью историй литературных персонажей. Книги – это способ учить читателя на чужих ошибках и утверждать определенную мораль.

Дети перестали воображать, они стали созерцать. Дети перестали слушать, как им читают, и слышать, что им говорят, они стали смотреть и видеть. То, что мы сейчас пытаемся делать, насаждая чтение, похоже на переучивание левшей в правшей, глухих в слепых. Попытка повернуть реку вспять.

Чеховское «Если можешь не писать, не пиши!» переходит в свою противоположность: «Если можешь писать, напиши хоть что-нибудь!» По иронии, история человечества, начиная с неандертальцев, напоминает нам о преимуществе письма над чтением. Вначале было слово, оно было придумано и написано. И это оказалось такой мощной акцией, что потом на протяжении тысячелетий люди читали и пытались толковать написанное. Первым писателем был охотник, который на стене пещеры изобразил мамонта и бегущего за ним человека. Вот вам базовая метафора жизни, изображение первой осознанной технологии выживания.

Любимое чтиво для детей – рекламные щиты, указатели, инструкции, этикетки, обертки, ценники. Они цепляются за полезные надписи, потому что ищут свои способы выживания и возможности для экспансии. И хотят прожить свою жизнь – как минимум, а если смогут, то и не одну.

Облегченный вариант чтения дали нам кино и телевидение. Чтение осталось передовой технологией жизни в XIX веке, когда большинство населения Земли было все еще малограмотным. В XX веке передовые технологии стали экранными. Это нам кажется, что дети приходят в мир, чтобы усвоить все богатство знаний, которое накопило человечество. Чтобы была возможность заниматься культурным и интеллектуальным потреблением, нужно, чтобы кто-то занимался культурным и интеллектуальным производством. Пока все жили «как все», выживали семьями, группами, коллективами, нациями, народами, не нужно было много создателей технологий жизни. Их почитали, поощряли, им поклонялись. Писатели, режиссеры и актеры – символические учителя для миллионов. Но в век индивидуализации человек сам себе становится режиссером, писателем и актером. Он начинает учиться на своих ошибках, потому что другие не удовлетворяют его потребность в индивидуализации.

И он начинает писать. Вести летопись своей жизни в ЖЖ, дневниках, изгаляться в анонимной или интимной переписке. Он жалуется, требует, предлагает. Этот новый человек с огромным «Я», которому мало семейного круга. Ему нужен весь мир. Он уже знает, что этот огромный мир существует вокруг него и таит в себе разливанное море возможностей. В XIX веке на это могли только надеяться, и то только отдельные отчаянные смельчаки. Некоторым из них повезло, и они смогли проверить свои гипотезы.

Гуманитарная революция – это шанс избежать гуманитарной катастрофы из-за ограниченности ресурсов выживания и пространств для дальнейшей экспансии, хотя бы символической.

Формируйте основные принципы современного мировоззрения: терпимость к различиям, слабостям и конечности мира

Есть несколько новых принципов мировоззрения, которые не учитываются традиционными практиками воспитания. Еще недавно мир напоминал пасеку с закрытыми ульями, а проживали там хотя и трудолюбивые, но иногда крайне агрессивные пчелы. Каждый рой был занят в общем-то одним и тем же: поиском сладкого нектара, выращиванием потомства, защитой дома от погодных катаклизмов. Но поскольку пчелы из разных анклавов как-то различали друг друга и периодически сталкивались в одних и тех же «сладких» местах, у них создавалось впечатление, что все самое лучшее готовы забрать «чужаки». И тогда вспыхивали настоящие пчелиные войны.

Самое трудное – это сообщить ребенку, что мир и человек устроены в принципе одинаково. Люди, как цветы в саду, выглядят по-разному, но схожи в корне. У них одно солнце, одна земля, но разные предпочтения. А трудно это объяснить потому, что тогда нужно уравнять в правах волка и зайца, льва и обезьяну. Весь фольклор построен на том, что у каждого персонажа есть смертельный враг, и хотя добро побеждает, стоит это положительному персонажу огромных усилий, требует от него смекалки и не обходится без простого везения. В новых мультфильмах используются перевертыши: мыши гоняются за котом с таким же энтузиазмом, как и он за ними, а зайцы третируют волка. Расшатывание старых стереотипов стало основной фишкой новых американских мультипликационных саг, например о Шреке – чудовище, которого полюбила красавица Виола, став такой же, как он, и внешне, и по своим взглядам. В старой версии Красавица не менялась, но жертвовала своей красотой ради спасения жизни страшного, но доброго Чудовища. В некоторых случаях Чудовище перерождалось и превращалось в прекрасного принца, как в нашем «Аленьком цветочке».

Сейчас монстры все чаще становятся милыми и поворачиваются к нам своими лучшими сторонами. Например, Оскар Ворчун, герой образовательной телепрограммы «Улица Сезам», директором по содержанию которой я работала, живет в мусорном баке. Но он не бомж и не грязнуля. Напротив, он одержим идеей утилизации мусора. Он настоящий герой экологического фронта, борец за чистоту в самых проблемных местах. А ведь родители чаще всего учат детей содержать в чистоте только себя и свое жилище.

Новый ракурс проблемы подсказывает глобализация, в условиях которой мы живем: чужак всегда воспринимается как монстр, но только на первом этапе знакомства. Нужно пройти несколько этапов сближения, чтобы понять, что он не такой уж и страшный. Комплекс превосходства – «Красавицы» – труднопреодолим, потому что связан с отказом от очарованности собственной культурой. Тот, кто чувствует, что живет в далеко не идеальной среде, в мире, который мог быть лучше, будет искать другие версии своей жизни, других, непохожих на него людей и новые пейзажи. Сегодня это возможно. И, боюсь, наряду с выбором профессии выбор места жительства становится одним из самых острых вопросов.

Еще одна мысль, с которой ребенку трудно смириться, – это мысль о конечности жизни, конечности мира, конечности ресурсов. Мир малыша невелик, и его планета терпит бедствие чаще, чем мы думаем. Гораздо важнее сообщить ему не то, что всему скоро придет конец и мир движется к катастрофе (например, после просмотра очередных новостей о разбушевавшемся торнадо), а то, что его личная Вселенная все время расширяется и крепнет, несмотря на невзгоды. И уже недалек тот час, когда он сможет стать супергероем и найти средство бессмертия. Мысль о том, что его ждет великая и очень важная миссия, чрезвычайно стимулирует и вдохновит малыша. Счастье – это, в числе прочего, и предчувствие особой миссии, особой судьбы!

Преодолевайте вместе с ребенком страх новизны

Страх перед неизведанным знаком каждому, но для малышей трудность преодоления этого страха связана с тем, что в детстве страхи плохо дифференцируются и чрезмерно генерализуются, то есть переносятся на самые разные ситуации, в принципе не угрожающие ребенку. Страх новизны вначале проявляется как страх отсоединения, потери мамы. В восемь месяцев ребенок начинает различать свою маму и остальных взрослых. И он пугается, когда мама удаляется, оставив его на поруки другим. Уже в это время видно, какой уровень природной психоэмоциональной устойчивости унаследовал ребенок. Дальше в течение нескольких лет переживания ребенка по поводу «потери» мамы становятся проблемой для семьи. Но со временем период беспокойства после расставания уменьшается. Кроме того, по закону амбивалетности, на всякий страх есть антистрах. И страху отсоединения противостоит страх изоляции. Для малыша было бы идеально, если бы мама следовала за ним повсюду, куда его влечет любопытство. Но поскольку мамы тоже влекомы любопытством, малышу придется привыкать познавать мир с помощью других людей или самостоятельно.

Соблюдение баланса между известным и неизвестным навсегда останется задачей для растущего человека. Сохранение старых границ консервирует существенные черты «Я», освоение новых – стимулирует движение, саму жизнь, тестирует старые знания новым опытом. Если мы посмотрим на жизнь людей, которым судьба дала шанс на особую реализацию, то увидим, что мотивом взрослого человека является максимальная экспансивность, расширение границ. Проявляется это по-разному: в жажде путешествий, коллекционировании, многочисленности публикаций, участии в конкурсах, активной переписке, а также в обжорстве, телемании и т. д. Не всегда наше желание освоить мир выглядит привлекательным для других, не всегда мы знаем меру и не всегда признаемся себе, что за мифами об успехе, богатстве, славе скрывается потребность к освоению самых обширных пространств – физических, символических, экономических, культурных.

Новой проблемой, с которой придется жить нашим детям, является соблазн прожить не одну, а много жизней. Поскольку средства массовой информации нацелены на то, чтобы тиражировать все большее количество вариантов поведения, современному человеку трудно остановиться на чем-то одном. Актуальной становится притча о буридановом осле, который замер, будучи не в состоянии выбрать что-то одно, вернее, хоть от чего-то отказаться.

Интернет дает иллюзию многофункциональности, многовариантости жизни, но он не дает гарантий того, что каждый новый вариант лучше предыдущего. Наша потребность в новизне, в конце концов, упирается в самые глубокие потребности нашего «Я», если мы, конечно, не собираемся отказываться от него ради бесконечного парения в чужих виртуальных мирах.

Не формируйте невроз новизны – навязчивое желание получать новые впечатления

Невроз навязчивых состояний сегодня приобретает новые цивилизационнные формы: среди них – телемания, шопоголизм, игромания, накопительство, обжорство, страсть к путешествиям, постоянная смена партнеров, мест работы и жительства. При таком агрессивном предложении со стороны рынка все более ценным качеством становится умение сопротивляться, отказываться, соизмерять, стратегически рассчитывать свою выгоду, вести себя независимо, прагматично, не поддаваться на провокации и не отступать перед давлением. Поэтому, расширяя горизонты и знакомя ребенка с новыми сторонами этого огромного мира, нам следует заботиться о чувстве меры.

Как правило, вначале оно формируется через систему табу («нельзя!»), режимные моменты, привычки. Например, мы категорически запрещаем ребенку даже приближаться к розеткам или играть на балконе. Объяснения здесь пока невозможны, но уже у годовалого ребенка можно сформировать отрицательную реакцию (как и положительную – например, на движение волчка).

Второй прием установления ограничений – это регламентация, когда родители устанавливают, что можно делать и сколько (по времени или по объему). Например, вы разрешаете ребенку играть на компьютере полчаса, и эти полчаса ему нужно отмерить, показать на его детских или песочных часах. Дети дошкольного возраста нуждаются в таком внешнем подкреплении, демонстрации, потому что у них еще нет навыков ментального планирования, решения организационных задач в уме. Все приемы тайм-менеджмента должны отрабатываться во внешнем плане.

Если мы хотим быть убедительными, нам стоит прибегнуть к визуальным метафорам, показывать с помощью игрушек или подручных предметов, как выглядит распорядок дня или в какой последовательности следует совершить действия, чтобы вовремя достичь результата. На столе для игры может разместиться целый город, в котором люди (куколки) живут: едят, работают, отдыхают. Вот ребенок видит, как утром все проснулись, сели позавтракать. Детские часы, стрелки которых можно передвигать вручную, отмеряют время. Как только кто-то один опаздывает, все начинают спотыкаться и отставать, папа на дороге попадает в пробку, мама забывает важные документы, ребенок идет в незашнурованных ботинках и падает. Психологи используют такие «города» для проведения психотерапии, гармонизации отношений ребенка с окружением, но в нашем случае пригодны любые варианты миров, включая те, которые вы придумаете сами (космос, музей, страна лилипутов и т. д.). Все они формируют образ мира и умение экспериментировать, планировать свои действия, соотносить их с желаниями и поступками других.

Мы и сами должны демонстрировать культуру разумных самоограничений. Когда мы говорим: «Это прекрасно, но не то, что мне нужно!», «Мне нравится, спасибо, но, пожалуй, я пока отложу покупку!», ребенок понимает, что взрослые тоже отказываются от приятных вещей и делают это спокойно, без истерики и сожалений.