Глава 5
Трансовые и гипнотические техники. восточный и западный подходы
Прибегнув к придуманной не мной метафоре, можно представить мозг телевизором, а мысли – кодированной электромагнитной волной. Где-то существует точка сборки, аналог антенны, которая принимает эту волну и преобразует ее во что-то вполне вещественное типа электрических импульсов, которые запускают химическую цепочку.
Или даже шире. Появилось немыслимое количество литературы о полях, окружающих все живые существа, начиная от колоний бактерий и заканчивая человеком. Природа этих полей не до конца ясна, по крайней мере, она не откровенно электромагнитная. Предположений на сей счет много, но все исследователи сходятся в одном: это результат совокупной деятельности всех систем и клеток организма, поля эти – сложноструктурированные, сложноорганизованные и, следовательно, содержат большое количество информации. Достаточно хорошо исследовано некое образование, получившее название «аура», или «эфирное тело».
И хотя до сих пор не существует убедительной западной теории, объясняющей существование этих образований, их неоднократно фотографировали разными методами, из которых самый известный – это высоковольтная (или кирлиановская) фотография. Это метод воспроизведения изображений на фотопленке или фотобумаге без использования каких бы тони было дополнительных источников света помимо светящегося коронного разряда, который появляется на поверхности объектов, помещенных в высоковольтное электрическое поле высокой частоты. Он называется также кирлиановской фотографией, электрографией или фотографией коронного разряда.
Изображения, которые возникают при такой фотографии, характеризуются тем, что различные части тела имеют различный цвет свечения. Цвет, яркость и форма зависят также от многих факторов, таких как эмоциональное состояние, интеллектуальные процессы, патологии в тех или иных органах.
Учеными проводились опыты, позволяющие сделать вывод о природе полей, окружающих все живое, а не только человека. Колония клеток была разделена на 2 части кварцевой стенкой. Если последняя была из обычного стекла или желатина (эти материалы не пропускают ультрафиолет), то эффект не наблюдался.
Одну из колоний клеток убивали посредством смертельной дозы радиации или химическими ядами. При этом в находившейся за кварцевым экраном и не подвергавшейся непосредственному пагубному воздействию сестринской колонии всякий раз развивались те же симптомы, что и в первой. Отсюда следует: клетки излучают информацию – кодированные электромагнитные сигналы в ультрафиолетовом диапазоне.
Но самые интересные опыты предлагает жизнь. В одной из лабораторий практикант случайно смахнул с рабочего стола запаянную ампулу с сильнейшим ядом. Смахнул и не заметил этого. Ампула упала в ведро с водой, которое оставила уборщица. На следующий день в воде нашли дохлую крысу. Потом извлекли ампулу. Она была цела. Ни трещинки. Химический и спектральный анализ воды в ведре также показал, что яда в ней не было. От чего же погибла крыса?
Опыт решили повторить. То же ведро с водой. В него с максимальной предосторожностью уложили другую ампулу с тем же ядом. Она пролежала ночь – другая крыса, испившая воды из ведра, снова скончалась в страшных мучениях.
Дальнейшие исследования показали, что свои ядовитые свойства вода сохраняла приблизительно 36 часов, после чего снова становилась безопасной.
Интересные опыты проводил известный американский врач и исследователь Роберт О. Бекер, который сначала изучал динамику заживления огнестрельных ран у военнослужащих, побывавших в американских горячих точках, а потом поставил вопрос ребром: почему некоторые амфибии обладают способностью к регенерации конечностей, а другие амфибии и все млекопитающие такой способностью не обладают? В ходе исследований выяснилось, что у «регенерирующего» типа амфибий обломанная кость вырабатывает особый «ток повреждения», связанный со скоплением клеток под названием «бластома» и способный к регенерации.
Роберт О. Бекер пропускал тонко отрегулированный ток через культю ампутированной лапы крысы, чем смог вызвать ее частичную регенерацию.
Самое значительное открытие, сделанное при помощи кирлиановской фотографии, получило название «фантом листа». Впервые о нем сообщили Острендер и Шредер в своей нашумевшей книге «Психические открытия за железным занавесом». Они писали, что после удаления части листа советскими учеными была сфотографирована его «корона», имевшая такую форму, будто лист все еще продолжал оставаться целым. Это навело исследователей на мысль, что излучение энергии вокруг листа образует нечто вроде голограммы, которая действует в качестве силового поля, организующего вещество.
Советские исследователи именовали это гипотетическое организующее поле биоплазменным телом.
Через год американцам удалось повторить этот опыт. Они сняли динамический кинофильм про «угасающий фантом листа». Скорость камеры была понижена до 6 кадров в секунду. Эта работа была выполнена в лаборатории Тельмы Мосс. Ярко сверкающий «фантом», пульсирующий в течение нескольких секунд прежде, чем исчезнуть, был заснят на черно-белую и цветную пленки. Однако такие «фантомы» удавалось получать лишь в течение весенних месяцев.
Все это позволило сделать вывод о том, что описанное поле играет роль матрицы, по которой идет построение плотного тела.
Итак, если принять, что мы существуем не только в грубой телесной, но и в матричной, тонкой, волновой форме, становится понятен механизм, с помощью которого ментальный образ воздействует на тело. Сначала он воздействует на нашу информационную матрицу, которая в свою очередь кодирует биохимические процессы в плотном теле. Чем более эмоционален используемый образ, тем он энергетичнее и тем более сильное воздействие оказывает.
До сих пор я пользовалась понятием эфирного тела, связывая его с неким сложноорганизованным излучением или физическим полем, присущим каждому организму. Но, рассказывая об этом, невозможно не упомянуть, что по крайней мере в двух великих, но на первый взгляд не связанных учениях – в индуизме и в Каббале – процесс создания (или, как любят говорить теологи, инволюции) физического тела происходит в направлении от тонких тел к более плотным.
Всего тел насчитывается семь (это вместе с окончательно уплотнившимся – физическим):
1. Атманическое тело (здесь и далее я буду применять индуистскую терминологию) – самое тонкое из всех тел, представляющее для обычного сознания предмет деликатнейший, во всяком случае, постижимый рационально с большим трудом. В нем содержится информация, определяющая миссию, то есть главное предназначение человека в его жизни, а также основные черты его судьбы, в рамках которых эта миссия будет осуществляться.
Энергия атманического тела – главная из всех энергий, влияющих на жизнь человека. В качестве объяснения своих действий, продиктованных атманическими энергиями, человек обычно говорит: «Я не мог поступить иначе».
2. Буддхиальное тело. В нем записаны основные сюжеты внешней и главные линии внутренней жизни человека без особых подробностей, т. е. без конкретных событий, которые отражаются лишь в каузальном теле.
Главные линии внутренней жизни далеко не всегда находят отражение во внешних сюжетах. Например, человек может менять место жительства, работу и партнеров, оставаясь в рамках одного и того же внутреннего сюжета. Во внутренней жизни человек ощущает буддхиальное тело как основные линии своей судьбы, изменить которые он не в силах, что и понятно, так как буддхиальное тело – это совокупность ценностей и убеждений, часто неосознаваемых. Кстати, эти ценности часто могут вступать в противоречие с атманическими идеалами, и тогда человека преследуют неудачи, поставленные цели не достигаются, планы срываются.
Совокупность двух высших тел организма (атманического и буддхиального) в просторечии называется душой.
3. Каузальное тело. Основные понятия – событие, поступок, энергозатраты. Добиваясь ценностей, человек совершает поступки и терпит события (или радуется им), и от их потока в большой мере зависит окончательный вид ценности, которую он получит в результате.
4. Ментальное тело является четвертым по счету и промежуточным между тремя высшими и тремя низшими телами, поэтому оно несет в организме, кроме своих специфических нагрузок, еще и особые коммуникативные, связывая верхние и нижние группы этажей этого семиэтажного здания.
Активность ментального тела воспринимается человеком как процесс мышления или любой смены мысленных образов.
5. Астральное тело – это наши эмоции, чувства, переживания. Энергия астрального тела – это энергия страстей, которая гораздо плотнее и ощутимее для человека, нежели «сухая» ментальная. Между тем если ментальному телу общественность разрешает слишком многое, то с астральным дело обстоит как раз наоборот.
Чему любящие родители учат подрастающего ребенка, желая ему исключительно добра? «Выражать свои чувства неприлично и небезопасно. В любом случае ты не будешь понят».
Эмоции бывают трех видов:
1) отрицательные;
2) грязные;
3) иллюзорные.
Все положительные также относятся к третьей группе. То есть общественное сознание относит эмоции к рудиментам животного мира – что-то одновременно смешное и постыдное и культурному человеку совершенно не нужное. И современный человек считает прямым долгом постоянно контролировать свои эмоции, потому что в противном случае подозревает, что ему страшно захочется изнасиловать маму, прикончить папу, а потом написать на стене неприличное слово.
Подобный вульгарно-фрейдистский взгляд на собственное подсознание необычайно распространен по причине навязанного жестким воспитанием искусственного глубинного подозрения к самому себе. И вместо симбиоза возникает война между астральным и ментальным телами.
6. Эфирное тело. Оно представляет собой матрицу, т. е. образец, по которому строится физическое тело. Энергия эфирного тела воспринимается человеком как жизненная, а также физическая сила. «Сил нет – руки опускаются» – типичное описание резкого недостатка эфирной энергии.
Интересно, что ритуал встречи двух знакомых требует вопросов, смысл которых – интерес к уровню энергетики и общему состоянию того или иного тонкого тела в пределах от буддхиального до эфирного; вопросы об атманическом и физическом (кроме близких отношений) табуированы.
Как поживаешь – буддхиальное тело.
Как дела – каузальное тело.
Чем озабочен – ментальное тело.
Как настроение – астральное тело.
Как самочувствие – эфирное тело.
Жизненный тонус, выносливость, сопротивляемость инфекциям определяются общим энергетическим уровнем эфирного тела. Заболеваниям физических органов и систем обязательно предшествуют неполадки с их эфирными аналогами.
Хорошая эфирная энергетика означает прекрасную защиту физического тела: такие люди не мерзнут, могут при некотором усилии пройтись босиком по углям, без вреда для себя держать руку в пламени свечи, так что не сгорают даже маленькие волоски.
Все вышеописанные опыты по кирлиановской фотографии касаются именно эфирного тела, которое, возможно, имеет сложную волновую природу.
7. И наконец, наше физическое тело – мышцы, кости, кожа, внутренние органы и т. д. Самое плотное и потому, казалось бы, самое материальное.
Однако индийская мудрость учит, что видимый физический мир есть майя, иллюзия; но пока точка сборки человека прочно привязана к его низшим телам, поверить в это сложно. И только упрямые факты, необъяснимые с точки зрения грубого, вульгарного материализма, привлекают наше внимание к другим системам взглядов, в которых равное право на существование имеют множественные аспекты нашей божественной природы, вне зависимости от степени их плотности.
Я так много времени потратила на описание структуры тонких тел еще и для того, чтобы хотя бы приблизительно дать понять, что не только эфирное, близлежащее, тело кодирует процессы в плотном физическом. Тонкие тела взаимодействуют друг с другом по своим законам и существуют «каналы», через которые они обмениваются энергией.
Проанализируйте с этой точки зрения маловероятные события, которые когда-либо с вами случались, или уже ставшее расхожим любимое утверждение психологов, что мысли, ожидания (ментальное тело) и страхи (астральное тело) формируют события (каузальное тело), которые с вами случаются (пресловутый бутерброд, который, как назло, всегда падает маслом вниз). Ментальное тело (образы) воздействует на астральное (эмоции), через него на эфирное и физическое.
Классический пример работы образа-метафоры: комок в горле (спазм мышц гортани) – физический план, возникший от обиды – астральный план. Комок – это уже метафора.
Представим себе этот комок конкретно. У всех этот комок разный, но, например, у меня он похож на огромную шершавую горькую таблетку, которую невозможно проглотить. Теперь я представлю себе поток вкусного теплого чая, обтекающий со всех сторон эту таблетку и размывающий ее. Комок исчезает, ощущение обиды слабеет. Ментальный образ воздействует на астральный и физический планы.
Наряду с разветвленной нервной системой, отвечающей за восприятие физического мира, у нас есть и другая энергетическая система, регулирующая эмоциональное, интеллектуальное, психологическое и духовное существование, т. е. представляющая все наши тонкие тела.
Понятие о ней пришло к нам из аюрведы и йоги. Эта энергетическая система состоит из трех энергетических каналов – нади – и 7 основных энергетических центров – чакр.
В йогической традиции чакры как таковые не могут быть отождествлены непосредственно ни с одной из физиологических систем человеческого организма. В своем переводе «Йога Сутр» Патанджали доктор Рамурти Мишра утверждает, что чакры представляют собой чисто психологические образования и служат в качестве точек для сосредоточения внимания. Но в других трактовках чакры все-таки опосредованно связаны с органами и системами организма.
В переводе с санскрита «чакра» означает «колесо, диск». Их существование не определяется, по крайней мере, теми приборами, которыми мы обладаем в начале XXI века, но при визуализации (прана-пратиштха) они представляются как конусообразные завихрения, сравниваемые с цветком лотоса, повернутым от позвоночного столба к фронтальной поверхности тела, вершина которого лежит на позвоночнике, а основание выходит на переднюю поверхность тела. Каждый такой цветок лотоса имеет разное количество лепестков, разный цвет.
Интересно, что вне зависимости от того, к какой школе принадлежит продвинутый индивид, визуализирующий чакры, видят все одно и то же на протяжении уже многих столетий. Здесь мы рассмотрим 7 основных энергетических центров – чакр (см. рис. 1). Однако надо иметь в виду, что существуют системы, в которых упоминаются 13, 21 и 49 энергетических центров и 72 ООО каналов (нади), соединяющих чакры с внутренними органами.
Сахасрара Ад ж на
Вишуддха
Анахата
Манипура
Свадхистхана Муладхара
Рис. 1. Семь чакр
1. Муладхара. Находится у мужчин у основания позвоночника с его внешней стороны, а у женщин – между яичниками. Единственная чакра, которая у мужчин и женщин расположена по-разному.
Тело, соотносимое с данной чакрой, – физическое, плотное, грубое.
Первичные функции этой чакры – выживание, сила, продвижение витальной (жизненной) энергии, устранение препятствий.
Соответствующие внутренние органы – толстый кишечник, прямая кишка, половые органы.
Главный нервный центр – копчиковое и поясничное сплетение.
Соответствующие железы внутренней секреции – надпочечники.
2. Свадхистхана. Расположена в области между гениталиями и пупком, примерно на ладонь ниже пупка.
Тело, соотносимое с данной чакрой, – эфирное.
Первичные функции второй чакры – сексуальность, воспроизведение потомства, творчество, повышение жизненной силы.
Соответствующие внутренние органы – толстый кишечник, мочевой пузырь, почки и половые органы.
Главный нервный центр – простатическое сплетение (у мужчин), уретро-вагинальное сплетение (у женщин).
Соответствующие железы внутренней секреции – репродуктивные.
3. Манипура. Расположена между пупком и солнечным сплетением, ближе к солнечному сплетению.
Тело, соотносимое с данной чакрой, – астральное.
Первичные функции третьей чакры – распределение психической энергии в теле. Это своего рода насос, накачивающий психическую энергию, центр индивидуального «я», центр личной силы и воли. Если человек обладает личной харизмой, она исходит отсюда. Третья чакра порождает тягу к самоутверждению, личному самоопределению и индивидуальной силе. Также к ее функциям относятся усвоение и переваривание пищи.
Соответствующие внутренние органы – печень, селезенка, желудок и тонкий кишечник.
Главный нервный центр – солнечное сплетение.
Соответствующие железы внутренней секреции – поджелудочная железа.
4. Анахата. Расположена в центре грудины.
Тела, соотносимые с данной чакрой, – астральное и ментальное.
Первичные функции этой чакры – любовь, нежность и сострадание. Именно здесь человеческое сознание выходит за пределы сосредоточенности на себе и достигает расширенного сознания, связанного с остальным миром.
Поскольку четвертая чакра лежит посередине между тремя нижними и тремя высшими чакрами, то она является местом сознательного преодоления влияния низших чакр и перехода к высшему осознанию.
К функциям этой чакры относятся иммунитет, работа легких, бронхов и сердца.
Соответствующие внутренние органы – сердце и легкие.
Главный нервный центр – сердечное сплетение.
Соответствующие железы внутренней секреции – вилочковая железа.
5. Вишуддха. Расположена в центральной части горла, в районе щитовидной железы.
Тела, соотносимые с данной чакрой, – ментальное и каузальное.
Первичные функции этой чакры – высшее творчество, коммуникация и самовыражение. Сила этой чакры проявляется наиболее ярко в связи с речевой активностью. И кстати, если мы хотим что-то сказать и не говорим этого, наша пятая чакра сжимается и могут начаться ларингит или ангина.
Соответствующие внутренние органы – голосовые связки, язык, нос, уши.
Главный нервный центр – фарингальное сплетение.
Соответствующие железы внутренней секреции – щитовидная железа.
6. Аджна. Расположена позади основания носа между бровями внутри центра головы. Известна как третий глаз, или глаз мудрости.
Тело, соотносимое с данной чакрой, – буддхиальное.
Первичные функции этой чакры – зрительное восприятие, визуализация, высшие формы мышления, паранормальные способности, такие как ясновидение, интуиция.
Соответствующие внутренние органы – мозг.
Главный нервный центр – губчатое сплетение.
Соответствующие железы внутренней секреции – гипофиз.
7. Сахасрара. Расположена в верхней части головы в области темени.
Тело, соотносимое с данной чакрой, – атманическое.
Первичные функции этой чакры – создание состояния абсолютного осознания своей миссии и объединения с первичной творческой силой Бога. Полная самореализация и видение себя как части вселенной, познание ее законов и изначальной Истины. Сахасрара – это центр космического сознания человека.
Соответствующие внутренние органы – мозг.
Главный нервный центр – губчатое сплетение.
Соответствующие железы внутренней секреции – шишковидная железа.
Теперь несколько слов о том, как можно использовать эти энергетические центры в нашей работе. Если взять тот же пример с комком в горле, возникающим от обиды, то здесь задействована пятая чакра, потому что обида – это когда хочется ответить, а почему-то невозможно. И будет ли это ответ на оскорбление или оправдание, но мы сознательно подавляем (пережимаем) нашу речевую активность, и пятая чакра сжимается, от чего даже могут начаться ларингит или ангина. И способов противодействия этому несколько. Один из них описан выше – это работа с метафорой комка, т. е. работа с уже существующей, конкретной проблемой.
Но есть и другая группа методов, которые можно объединить общим названием «направленное внимание». Они хороши, когда становится понятно, что человеку не хватает собственных ресурсов в решении какой-то проблемы. Например, многие люди, страдающие от различных форм зависимости, испытывают размытые тянущие или скребущие ощущения в груди в области четвертой чакры, которая, кстати, отвечает за любовь.
Теорий зависимого поведения много, но все они сходятся в одном: зависимые недополучили в детстве любви и приятия от своих родителей, отсюда и ощущение пустоты в груди в области четвертой чакры, которую они пытаются заполнить каждый по-своему.
Хорошо работает в таких случаях следующая медитация. После того как человек научится входить в трансовое состояние, я предлагаю ему представить теплый золотистый шар в области груди.
Шар вращается, всасывая вначале все темное и нечистое, что находится в груди, и растворяя это в себе, оставаясь по-прежнему теплым и золотистым. Потом мысленно представляем себе бесконечную полую трубу, упирающуюся одним своим концом в наш золотистый шар, а другим уходящую в бесконечность, в космос…
И оттуда, из космоса, по этой полой трубе к нам, заряжая шар, как батарейку, поступают энергия, любовь, мудрость все то, что нам необходимо, чтобы ощутить себя счастливыми и спокойными. Можно представлять потоки различных качеств – разноцветными.
Когда батарейка зарядится, а каждому для этого требуется свое время, можно мысленно отсоединиться от трубы и позволить теплу, любви и спокойствию разлиться по всей груди.
А дальше представить себе это тепло в виде воды спокойного озера, в самом центре которого, в самом центре груди, распускается дивный цветок, похожий на лилию, – лотос – навстречу миру, навстречу людям… и вы дарите им свою любовь. Эта череда образов помогает сконцентрироваться на четвертой чакре и способствует ее раскрытию.
Человеку с синдромом хронической усталости можно посоветовать аналогичную медитацию, но только связанную с третьей чакрой, находящейся в области солнечного сплетения. Нужно представить в этой области такой же теплый золотистый шар, бесконечную полую трубу, уходящую в космос к источнику энергии, и накачку этой энергии. Заключительный образ будет немножко иной. Заряженный золотистый шар начинает не только излучать тепло, но и светиться, он может сжиматься в светящуюся точку, которая концентрирует в себе упругую энергию, так необходимую для решительных действий.
Неэзотерический способ объяснения эффективности работы с образами сводится к тому, что представляемый образ суть метафора, которая обходит все «оборонительные сооружения», выставленные сознанием для защиты нашей внутренней среды от несанкционированных вмешательств. Как метафора он воздействует прямо на подсознание, на те психические уровни, к которым сознание не имеет доступа.
Скрытый смысл метафоры, будучи связанным с проблемой пациента, создает возможность психического упорядочивания, при этом в коре головного мозга возникают определенные очаговые возбуждения, которые и запускают химико-биологические механизмы «исправления» тех неблагоприятных изменений в работе органов, которые вызывают болезнь.
А теперь снова вернемся к физиологии.