Вы здесь

Слушай свое тело и подсознание. Эффективные методы избавления от болезней. Глава 4. Выявление глубинной причины болезни и исцеляющие техники (Е. Л. Барбаш, 2010)

Глава 4

Выявление глубинной причины болезни и исцеляющие техники

Человек, страдающий психосоматическим заболеванием, может сидеть в многолетней очереди в поликлинике и ждать, что его вылечат таблетками. Прождав несколько лет, бегая от врача к врачу, к некоторым особенно нетерпеливым приходит понимание, что дело здесь нечисто. Психосоматика таблеткам не очень поддается. Какие же есть варианты?

Дальше начинается самое сложное. Потому что мы готовы менять свои убеждения и образ жизни, только если жареный петух уже совсем заклевал, а до тех пор уповаем на то, что нас вылечит что-то извне – будь то новое американское лекарство, биоэнерготерапевт с наложением рук на ауру или рефлексотерапевт, загоняющий иголки в чакры.

Когда человек в первый раз приходит ко мне на прием, я, выслушав жалобы, сразу предупреждаю его, что наша работа состоит из двух частей: работа с собственно психосоматическим симптомом и работа с причинами его возникновения.

Если человек прекращает работу сразу после того, как исчезает симптом (а это может произойти довольно быстро при использовании методов НЛП – нейролингвистического программирования и эриксоновского гипноза – это та часть психологии, которая очень преуспела в избавлении от симптомов), нет никакой гарантии, что он не вернется. Увы, в моей практике были такие случаи, и я расскажу о них в главе 7.

Собственно говоря, можно было бы вообще не работать с симптомом отдельно, ведь если вскрыть и устранить глубинные причины, внутренний конфликт, уйдет и симптоматика. Но как быть человеку, которому каждое утро надо добираться до работы, скажем, из Люберец в Теплый Стан, если он из-за панических атак не может пользоваться ни общественным транспортом, ни личным автомобилем?

Оптимальный вариант – это когда в процессе расследования (а это очень напоминает криминалистическое расследование) причин возникновения симптома всплывают и истинные чувства, и мотивы, его породившие. Но зачастую человек бывает не готов к такой серьезной и часто мучительной работе. И тогда первая помощь заключается в организации доступа к альтернативным, благополучным состояниям (будем называть их ресурсными), которые, безусловно, существуют в его опыте, но к которым он не может добраться в настоящий момент.

Например, люди, страдающие паническими атаками, заглянув в свое прошлое, возможно, даже не очень далекое, могут вспомнить ситуации полной уверенности в себе и в своем теле, или ситуации спокойствия и расслабления, или ситуации удовлетворения и радости. Именно этот опыт будет для них ресурсным. Пациенты, страдающие аллергией, могут представить какое-то вещество, чем-то напоминающее аллерген, но не вызывающее при этом аллергической реакции.

Здесь уместно сказать несколько слов о том, чем, по сути, является НЛП. Многие слышали, наверное, о том, что НЛП связано с манипуляциями и магией. Собственно, слух о том, что слова и магия одно и то же, распустил не кто иной, как отец психоанализа Зигмунд Фрейд. Он писал:

«Слова и магия изначально были едины, и даже в наши дни большая часть магической силы слов не утрачена. С помощью слов человек может подарить другому величайшее счастье или ввергнуть его в отчаяние; с помощью слов учитель передает ученику свои знания; с помощью слов оратор увлекает за собой аудиторию и предопределяет ее суждения и решения. Слова вызывают эмоции и в целом являются средством, с помощью которого мы оказываем влияние на наших близких».

И даже одна из основополагающих книг Роберта Дилтса называется «Фокусы языка». На самом деле ничего волшебного и магического в НЛП нет.

Нейролингвистическое программирование занимается проблемами влияния, которое оказывает язык на программирование психических процессов и других функций нервной системы. Сутью НЛП является то, что функционирование нервной системы связано с языковыми командами и определенным способом сортировки и хранения информации. Стратегии и программы нашего поведения складываются из нервных и языковых паттернов.

Паттерн – это устоявшаяся, зафиксированная последовательность определенных реакций или действий. Успешные паттерны можно моделировать и переносить на те области нашего опыта, в которых мы не были столь успешны, на те области, где раньше доминировали наши внутренние ограничивающие убеждения.

Психоэмоциональное состояние через сложные цепочки химических реакций влияет на тело. У актеров, особенно работающих по системе Станиславского, существует понятие «взять состояние». Это означает вспомнить эпизод, в котором искомое ресурсное состояние присутствовало, в мельчайших подробностях, задействовав все пять органов чувств. Вспомнить, где это происходило, велика ли была комната, какое было освещение, какое время суток, чем пахло, кто, как был одет, какие звуки доносились и откуда, и почувствовать себя внутри этого эпизода. Вспомнить свои мысли, чувства и ощущения, положение тела и т. д.

Следующий шаг – якорение – один из основополагающих методов НЛП, на котором базируется множество других более сложных техник. Якорение – это та дорожка, которая обеспечивает доступ к благополучному ресурсному состоянию.

Помните собаку Павлова из школьной программы с ее условным рефлексом? Условный рефлекс формируется, когда возникает искусственная связка между каким-то раздражителем (удар тока), вообще не имеющим никакого отношения к искомому состоянию, и собственно этим состоянием (слюноотделением).

Якорение очень похоже на создание условного рефлекса. Его задача – обеспечить стабильную связку между любым удобным раздражителем (кинестетическим – связанным с ощущением, аудиальным – связанным со звуком, визуальным – связанным со зрительным образом) и ресурсным состоянием.

Технически это происходит следующим образом. Человек припоминает яркие эпизоды недавнего или отдаленного прошлого, в которых он обладал качествами столь необходимыми и столь же недоступными ему в критических ситуациях.

Лучше, если эти эпизоды относятся к совсем разным областям жизни. Последовательно «входя» в каждый из этих эпизодов, при достижении эмоционального пика мы задействуем заранее оговоренный якорь. Это может быть прикосновение к какой-то части тела, до которой мы редко дотрагиваемся в повседневной жизни, это может быть цоканье языком, это может быть какой-то жест. Чем больше разнообразных эпизодов мы задействуем в связке с одним и тем же якорем, тем глубже и стабильнее пройдет якорение.

На методе якорения основаны более сложные техники, такие как, например, различные варианты техники взмаха, изменение личной истории, соматические мосты, о которых я расскажу далее.

Но следует помнить, что психосоматическое заболевание является следствием, у которого есть глубокие корни – причины. Избавление от симптома – это программа-минимум. Избавление от причин, порождающих симптом, – программа-максимум.

Образование симптома можно проиллюстрировать понятием импринта, принятым в НЛП.

Импринт – это то значительное событие, из которого сформировалось некое убеждение или собственно симптом. Зачастую импринт – это травмирующее событие, проблематичный прошлый опыт, который привел к ограничивающим убеждениям или психосоматическим симптомам.

Корень этого слова – английский – «print» – печатать. То есть импринт – это когда что-то впечатывается накрепко в наше сознание. Событие уже произошло, оно осталось в прошлом. Мы не можем изменить прошлое, но мы можем изменить свое отношение к нему. В нашем сознании осталась лишь память о событии, о тех негативных эмоциях, которые мы испытали в связи с этим событием.

Цель процесса реимпринтинга (или нейтрализации существующего импринта) – расширить выбор способов мышления о нашем прошлом опыте и в конечном итоге изменить убеждения о себе и об окружающем мире.

Для того чтобы понять, как это работает, разберем процесс реимпринтинга на небольшом примере.

У меня была клиентка, назовем ее Наташей, которая панически боялась заходить в дорогие бутики. Ее фобическая реакция (симптом) началась после конкретной ситуации, которую она хорошо запомнила. Ей только что исполнилось 22 года, и у нее был грудной ребенок.

Она отправилась по магазинам, а с ребенком осталась няня, которая должна была уйти ровно в 17.00, потому что в тот день улетала в отпуск вечерним рейсом. Для Наташи это был последний шанс купить необходимые ей вещи, не таская с собой б-месячного ребенка.

Она зашла в дорогой итальянский бутик и примерила брюки, отделанные спереди кожей. И вдруг, о ужас, эти брюки расползлись прямо на ней. На кожаной вставке зияла огромная дыра. Она испугалась, что ее заставят платить за дорогую испорченную вещь, и сказала продавщицам, что эта дырка уже была до того, как она натянула злосчастные брюки. Продавщицы, естественно, подняли крик и не хотели выпускать из магазина бедную женщину, пока она не расплатится.

Время приближалось к 17.00. Был вызван старший менеджер. Наташа очень нервничала, звонила мужу, который посоветовал ей не беспокоить его по пустякам, потому что он очень занят. Наконец, с большим скандалом ей удалось выбраться из магазина, не заплатив за брюки, которые, скорее всего, изначально имели брак.

Прошло 3 года. Все это время Наташа обходила дорогие бутики стороной. Даже если она видела на витрине понравившуюся ей вещь, у нее тут же начиналось сердцебиение, и ноги сами несли ее подальше от опасного места. Эту ситуацию она хотела изменить и поэтому обратилась за помощью.

Итак, краткая схема реимпринтинга такова:

1. Выделение чувств и образов, которые ассоциируются с тупиковым положением или симптомом. Установление якоря. Закрепление симптома и опыта чувства соответствующим якорем.

В Наташином случае это страх и чувство беспомощности. Я прошу ее вспомнить ситуацию в магазине во всех подробностях. Как она была одета, сколько было продавщиц и как они выглядели, какой фирмы были злосчастные брюки. Наташа погружается в воспоминания, лицо ее искажается, на глаза наворачиваются слезы. Я аккуратно беру ее за локоть. Прикосновение к локтю – это тактильный якорь. Проходит несколько минут, и, чтобы проверить, как работает этот якорь, я снова прикасаюсь к Наташиному локтю. Наташа вздрагивает, у нее меняется выражение лица. Якорь явно работает.

2. Следующий шаг – это отделение (или диссоциация) человека от симптома. Пусть он посмотрит на событие так, как будто видит себя в кино.

Для этого я предлагаю Наташе встать со стула и пересесть в кресло по правую руку от нее. Так ей легче будет выйти из предыдущего состояния. После чего посмотреть увлекательный фильм о приключении 22-летней Наташи в бутике. Который, кстати сказать, закончился все же неплохо для героини.

3. Если какой-то симптом или состояние присутствуют в нашей жизни довольно долго, то, как говорил Маяковский, «значит, это кому-нибудь нужно».

Необходимо определить позитивное намерение для человека в целом или вторичную выгоду, которую несет сохранение симптома.

В Наташином случае это сделать не так просто, потому что она женщина молодая и привлекательная, хочет одеваться красиво и модно, а не заходя в бутики – это не просто. И все-таки вторичная выгода есть. Ее муж намного старше, он хорошо знает цену деньгам и раньше часто ругал Наташу за мотовство. Зато последние 3 года эта тема перестала служить поводом для скандалов.

4. Следующим шагом мы должны определить, каких качеств не хватало Наташе в тот момент, когда случилась неприятность в магазине, для того, чтобы быстро и без моральных потерь разрешить эту ситуацию. Допустим, эти ресурсные качества – уверенность в себе и в своей правоте, присутствие духа, хладнокровие, рассудительность. Все эти черты вполне знакомы ей и доступны в других, менее травматичных ситуациях. Мы должны найти те эпизоды ее жизни, из которых можно извлечь эти необходимые качества и заякорить их, например, на щелчок пальцами.

Установка якоря на те ресурсы, в которых чело-век нуждался, но не имел, а теперь имеет в своем распоряжении.

5. Теперь Наташа должна перепрожить или переиграть в своем воображении всю сцену в магазине, удерживая ресурсный якорь (то есть пощелкивая периодически пальцами). Понятно, что события теперь развиваются совершенно по-другому. Наташа осознает свои права как потребителя, она ни в чем не виновата и спокойно говорит менеджеру/что они продают некачественный товар. Ее чувства во время проигрыша всей этой ситуации теперь совершенно иные. Она спокойна. Пульс нормальный, фобическая реакция отсутствует.

Переиграть сцену в опыте импринта, наблюдая, как опыт мог бы измениться, если бы необходимые ресурсы были доступны человеку.

6. Подстройка к будущему и закрепление импринта.

Удерживая ресурсный якорь, мы возвращаемся в настоящее. Теперь нужно придумать еще несколько конфликтных ситуаций, возможно тоже в дорогих бутиках, для того, чтобы убедиться, что перезапись произошла, и осуществить подстройку к будущему. Если в этих ситуациях Наташа будет спокойна и рассудительна, то можно считать, что закрепление импринта произошло.

На реимпринтинге базируется мощнейшая техника НЛП – изменение личной истории.

Впервые термин «импринт» ввел зоопсихолог Конрад Лоренц, исследовавший поведение только что вылупившихся утят. Утенок начинает считать своей матерью первый движущийся объект, который видит. Если первое, что увидели утята, были ботинки экспериментатора, то в дальнейшем они старались следовать за этими ботинками и устраиваться на ночлег рядом с ними. А один из утят увидел в качестве такого первичного объекта теннисный мячик. Когда он подрос и стал взрослым селезнем, то игнорировал уток, но забирался на все округлые предметы.

Предположим, что человек в достаточно нежном возрасте попал в какую-то тяжелую для него ситуацию. Возможно, что эта ситуация продолжалась какое-то время или была повторяющейся (например, скандалы между родителями). Она оставила глубокий след в сознании ребенка, и теперь каждый раз, попадая в ситуацию по каким-то признакам напоминающую ему прошлые события, уже взрослый человек, так же как и в далеком детстве, испытывает чувство тревоги, беспомощности, обиды и т. д.

Показанием для применения техники «Изменение личной истории» являются повторяющиеся события в жизни человека, внутреннее ощущение повторения ситуации и той роли, которую он в них играет, или же телесные симптомы и психосоматика. Обычно эту технику проводят с использованием метафоры линии жизни человека. Подробнее мы рассмотрим эту технику в главе 7.


В НЛП и эриксоновском гипнозе разработана еще одна эффективная терапевтическая техника – шестишаговый процесс рефрейминга, которым пользуются для прекращения нежелательного поведения человека (психосоматический симптом можно рассматривать как нежелательное поведение) путем предоставления лучших вариантов поведения.

Само понятие «рефрейминг», то есть изменение рамок или переформулирование проблемы, уже говорит о том, что, как это ни парадоксально, за любыми разрушительными проявлениями стоит некое позитивное намерение, направленное на выживание индивидуума в целом. Эта техника опирается на глубинную причину, стоящую за симптомом.

В рефрейминге очень важно разделить поведение человека, которое является деструктивным, не подходящим (а любую психосоматичекую болезнь трудно назвать подходящей), и намерение, которое стоит за этим поведением. Поскольку на глубинном уровне мы не склонны вредить себе сами, то, как правило, это намерение выполняет защитную функцию.

Для того чтобы лучше понять, как работает эта техника, нужно ввести понятие «часть личности». Так же как у человека имеются части тела – руки, ноги, внутренние органы, имеющие разные функции, так же и у его личности есть определенные части, отвечающие за разное психологическое функционирование. Одна часть отвечает за функционирование человека в семье, другая – на работе, третья – когда он занимается хобби и т. д. За разные сферы деятельности отвечают определенные части тела.

Краткая схема рефрейминга такова:


1. Сначала необходимо определить реакцию или симптом, подлежащие изменению.

2. Установить контакт с частью, ответственной за данную реакцию. Для этого мысленно заглянуть внутрь себя и поискать часть, отвечающую за данное поведение. Определить, где в теле она находится, как выглядит. Мысленно задать вопрос: готова ли эта часть общаться по поводу данного поведения? Ответы могут приходить в любой форме: как образ, как внутренний голос или как ощущение. Но важно договориться, какой сигнал означает «да», какой – «нет». При этом есть возможность использовать сам симптом в качестве сигнальной системы «да– нет». Например, если пациент страдает мигренью, терапевт может заставлять ее усилиться – в качестве сигнала «да» и уменьшиться – в качестве сигнала «нет».

Очень часто мы используем пальцевый сигналинг, то есть «да» – это непроизвольное подергивание одного из пальцев, «нет» – другого.

3. Отделить позитивное намерение от поведения, которое нужно изменить. Для этого у части нужно спросить, что хорошего она хочет сделать при помощи такого поведения. Потом поблагодарить часть за подобное желание и спросить, готова ли она, сохраняя положительное намерение, изменить свое поведение. Дождаться ответа в любой форме,

4. Попросить свою творческую часть выработать новые способы достижения той же самой цели. Для этого необходимо снова заглянуть внутрь себя и поискать свою творческую часть (или часть, отвечающую за новизну). Представить, где в теле она расположена, как выглядит. Далее попросить ее создать несколько вариантов поведения, которые были бы подходящими для удовлетворения намерения первой части (ответственной за проблемное поведение).

Важный момент. Некоторые новые варианты поведения могут и не выходить на уровень сознания. О том, что они создаются, мы будем знать только с помощью сигналинга в любой форме.

5. Предоставить вновь созданные варианты поведения на рассмотрение первой части. Спросить первую часть, ответственную за данную реакцию, согласна ли она воспользоваться новыми вариантами взамен старых и дать нам знать об этом сигналом «да» (присоединение к будущему).

6. Экологическая проверка.

Под экологической проверкой обычно подразумевается соответствие результата основному лечебному принципу «не навреди», т. е. не повлечет ли за собой выбор нового поведения каких-нибудь неприятностей с людьми близкими или далекими или других трудностей, не совместимых с нормальной жизнью.


Другим мощным инструментом влияния на симптом являются визуализация, метафора и работа с мыслеобразами. Например, голова болит так, будто тисками сжимает, – это пример метафоры. Если представить эту метафору зрительно и вообразить реальные металлические тиски, которые сжимают голову с двух сторон, это будет визуализация.

Теперь представим, что эти тиски сделаны из темно-серого пластилина и поверх покрашены металлической краской. Холодный пластилин жесткий и способен давить не хуже металла. Но, нагреваясь, он размягчается. Если представить себе, что в пластилиновых тисках, сжимающих нашу бедную больную голову, проложены проводки с током, разогревающие пластилин, и он становится все мягче и теплее, и вместе с этим уходит ощущение давления, а приходит ощущение приятной теплоты, то это будет работа с мыслеобразом, приводящая к обезболиванию.

Что же происходит и как нематериальные образы могут привести к такому предельно материальному и актуальному результату, как обезболивание? Если вдуматься, становится очевидно, что это, скорее, вопрос про взаимодействие мозга как физиологического органа и мыслей как нематериальной сущности.

Существует несколько подходов к ответу на него, причем на сегодняшний день (а у нас на дворе, напоминаю, начало XXI века) подходы есть, а ответа – нет.

Попробуем все-таки его найти, а для этого рассмотрим сами подходы.