Вы здесь

Случайный взгляд. Сборник избранных рассказов. Временные рамки (Валерий Мит)

Временные рамки


Небольшой офис на пятом этаже многоэтажного здания.

На полу ковролин. В углу, слева при входе – кулер и кофейный аппарат. Справа, шкаф для верхней одежды. Напротив входной двери – стол секретаря, но самого секретаря нет. Сразу за секретарским столом, стеклянная перегородка с дверью. За перегородкой двадцать квадратных метров пространства, освещённого окном во всю стену. У окна, по левую руку – директорский стол, по правую – шкаф с папками каких-то бумаг. Перед столом кресло для посетителей. На столе – светящийся монитор, клавиатура, мышка. За столом в высоком кожаном кресле у экрана монитора, человек лет сорока – курит, читает новости или просто смотрит кино – от входной двери не видно, но человек явно не работает – руки свободно лежат на столе, не касаясь клавиатуры.

Бездельник, кажется на первый взгляд, но приглядевшись внимательно, становится понятно, что всё-таки нет. – За окном темно, часы на стене, показывают, что рабочий день давно закончился, а пустой стол секретаря с самого начала указывал нам именно на это.

Но что же делает человек?

Почему не идёт домой?

Что он высматривает на экране монитора?

Трудно сказать, но можно заметить его рассеянный взгляд. Морщинки на лбу, говорящие, что он чем-то наверняка озабочен. Можно понять, что он полностью погружён в себя, а монитор на его столе работает только для вида.

В этот самый момент большинству из нас он перестаёт быть интересен.

Кому интересен человек, озабоченный своими проблемами настолько, что не видит ничего вокруг?

Стандартный ответ – Никому.

Но лично для меня не всё так просто. Я и сам бываю таким, как человек за столом. Мало того, в момент, когда я о нём подумал, мне захотелось немного побыть в его шкуре. А раз так…

Включаю на максимум воображение и происходит чудо – странная метаморфоза – лёгкий хлопок и…

ХОП…

Теперь он, это я.


***

Входная дверь хлопнула.

Я очнулся от своих невесёлых мыслей и сквозь стеклянную перегородку увидел, что в офис вошёл незнакомый мне человек. Решительно, не делая лишних движений, прошёл мимо секретарского стола, открыл стеклянную дверь перегородки и оказался прямо передо мной.

Обычный с виду человек. – Темноволосый мужчина среднего роста лет тридцати. Аккуратная ничем не выделяющаяся одежда, без особых примет лицо, в правой руке объёмистый портфель. Не задерживаясь ни на минуту совершенно молча будто так и надо – уселся в кресло напротив меня и бросил на пол свой портфель.

Человек не показался мне странным хотя и стоило задуматься о том, что вёл он себя не совсем адекватно. – Пришёл, не договорившись о встрече. Бросил перед моим столом с излишним грохотом портфель. Развалился в кресле и очень уверенно и бодро начал говорить.

– Вы представляете, что такое временные рамки? – спросил он.

Глупый вопрос, подумал я. – В природе такого предмета не существует, есть понятие – временной интервал, который в общении иногда называют временной рамкой или ещё чем похлеще – временным окном, но спрашивать об этом странно.

Мысль пробежала и затерялась в извилинах головного мозга. Я взглянул на незнакомца, а он посмотрел мимо меня, увлечённый собой. Он не ждал никакого ответа – он продолжал.

– Никто не представляет! – Оно и понятно. – Это понятие используется только в разговоре. Своеобразный оборот речи и в буквальном смысле не означает вообще ничего, косвенно указывая, на временной интервал, – сказал человек, в точности повторив то, что я подумал мгновение назад.

Я же продолжал молчать, пытаясь понять, что за человек сидит передо мной и что, на самом деле, этому человеку надо. Странных типов в кресле напротив в последнее время появлялось достаточно. Большинство из них, так или иначе, были связаны с банками и их смежными организациями по взысканию долгов. Мои дела шли – хуже некуда и присутствие этих людей мне приходилось терпеть.

Точно коллектор, подумал я. – Странно только, что не представился.

– И уж точно никто не может даже вообразить, что они действительно есть, – продолжал человек. – Взять хотя бы вас, любое событие вашей жизни. Любое неприятное событие. Используя рамку…

– Простите, а вы кто? – спросил я, перебивая его.

Его пространные намёки на мои неприятности немного напрягали.

Человек взглянул на меня с упрёком, молча поднял с пола свой портфель, поставил его на колени. Немного помучившись с застёжкой – открыл. Снова, но, уже хитро прищурившись, взглянул на меня и достал из портфеля полиэтиленовый пакет.

– Вот, – сказал человек, протягивая пакет мне.

– Что, вот? – переспросил я, не делая ни единого движения.

– Как, что? – удивился человек, неуверенно убирая протянутую руку, кладя пакет на стол перед собой. – Временная рамка, я же вам рассказывал.

В этот момент моё отношение к незнакомцу резко изменилось. Я понял, что передо мной обыкновенный псих и я улыбнулся.

– Что вас так развеселило? – спросил человек. – Я предлагаю нужную вам вещь. – Или у вас нет никаких проблем?

Конечно у меня проблемы были, но я не собирался открывать ему всё, что у меня наболело. А идти у него на поводу и принимать всё, что он мне подсовывает, на мой взгляд, смысла не было вообще. Если он действительно псих, как я и подумал сразу – в пакете какая-то ерунда, если он жулик, там нечто похуже. Нельзя было исключать и вероятность того, что он всё-таки, каким-то боком относится к взысканию долгов. – Возьмёшь такой пакет, а там окажется уведомление – временные рамки, как и сказал незнакомец – требование – выплатить некую сумму задолженности до определённого числа иначе…

– Это, – человек указал на пакет, прерывая поток моих мыслей, – решение ваших проблем. Подарок судьбы, если хотите…

– Не хочу, – ответил я.

– Но почему? – удивился незнакомец.

– Я не понимаю, что вы от меня требуете.

– Мне ничего не нужно. Я выбрал вас совершенно случайно. Всё, что я хочу – это провести объективный эксперимент.

– У вас что – в вашем департаменте больше нечем заняться? – слегка возмутился я. – Уже не знаете, каким способом воздействовать на людей? – Что это за хитрый ход?

– Все хитрости, если я правильно вас понял, – ответил человек, – я беру на себя. А воздействие на вас будет минимальным. – Вы ничего не почувствуете. – Возьмём для начала какой-то незначительный эпизод и попробуем его откорректировать.

Я уже не знал, что и думать. Человек спокойно рассуждал об изменении событий, словно это было нечто обыденное.

– Вы хотите сказать, что можете корректировать прошлое? – спросил я.

– Не всё прошлое, – ответил незнакомец. – Только то, что может поместиться в мою временную рамку. Пока мой опытный образец имеет габариты 300 на 500 миллиметров. Рамки больших размеров работают хуже. – Мощности не хватает. Событий захватывают много, а удержать не могут – часть событий выпадает и остаётся без корректировки и результат непредсказуем. Я над этим работаю, но сделать пока не…

– Скажите, – возможно, не слишком вежливо перебил его я. – Вот, допустим, подписание договора…, можно ли взять, и отменить решение по его подписанию.

– Не уверен, – задумчиво ответил человек. – Лист бумаги формата А4 в рамку естественно влезет. Можно даже увидеть руку, ставящую подпись, но команду подписывать отдаёт голова, а она, к сожалению, находится вне зоны воздействия. Можно конечно попробовать крикнуть, но звуки не проходят и человек, подписывающий бумагу, ничего не услышит. – А впрочем давайте попробуем, – неожиданно изменил своё мнение незнакомец. – Со звуками я ещё не экспериментировал – в теории так, а на практике…. Давайте свой договор. – Какая дата? – Будем менять, самому интересно стало.


Он точно ненормальный, подумал я, но терять мне было нечего и я решил рискнуть. Надежда со своей любимой нелогичной мыслью – «А вдруг получится…» – затуманила мой уставший от неприятностей мозг, и я решил, что стоит попробовать.


Незнакомец открыл свой пакет и действительно достал из него рамку. Обычную рамку, какая могла бы обрамлять картину, если не принимать в расчёт то, что она была стальной.

– Я специально сделал её такой, – сказал незнакомец, заметив мой удивлённый взгляд. – Для наших задач её форма подходит, как нельзя лучше и в неё, действительно, можно вставить картину, повесить на стену, любоваться в промежутках между использованием, а на свойствах самой рамки, это не отразится никак.

– Всё равно как-то странно, – ответил я.

– Надеюсь, что все сомнения скоро развеются. Начнём?

– Начнём.

Он нажал на какую-то скрытую кнопку и на лицевой поверхности рамки загорелись четыре восьмизначные цифры.

– Не буду забивать вам голову способом калибровки этого устройства, – сказал человек. – Достаточно понимать, что светящиеся цифры – это шкалы пространственных и временных координат. В момент пуска их значения всегда указывают на здесь и сейчас, а внутри рамки наша реальность.

Я завороженно смотрел за его действиями.

– Теперь, – продолжал он, – попробуем что-то изменить. Обратите внимание, с обоих сторон каждой шкалы есть кнопки – нажимаем одну, цифры уменьшаются, нажимаем другую – увеличиваются. Тем самым мы можем охватить весь диапазон. Сейчас продемонстрирую.

Он обошёл стол и встал рядом со мной. Поставил рамку вертикально на крышку стола передо мной. Получилось своеобразное окно.

– Пространственные координаты менять не буду, нас интересует именно это место, а вот временные…

Он взглянул на часы.

– Я у вас в кабинете уже пятнадцать минут. Выставляем на рамке минус шестнадцать, нажимаем пуск – ещё одна неприметная кнопка с противоположной стороны рамки, и смотрим.

Минуту ничего не происходило.

Затем внутри рамки я увидел, как входная дверь в мой офис открылась и в неё вошёл мой незваный гость. При этом если я смотрел поверх рамки, по-прежнему не происходило ничего.

Двойник человека, стоящего рядом со мной прошёл мимо стола секретаря, открыл стеклянную дверь, пересёк мой кабинет и уселся в кресло, напротив.

Это было удивительно.

Я смотрел то на незнакомца рядом со мной, то на его двойника в рамке и боялся произнести хоть слово.

– Можете спокойно говорить, он нас не слышит, а мы не можем слышать его, – сказал человек рядом со мной.

И правда, человек в рамке жестикулировал, открывал рот, но звуки сквозь рамку не проходили.

– Почему так? – спросил я.

– Почему он нас не слышит, ясно, – сказал незнакомец. – Для него мы будущее, а оно для него ещё не наступило. А вот почему мы не слышим его – странно, пока не знаю и сам. Рамка – это не телевизор, а то, что она показывает, не запись – это реальное прошлое, которое открывается перед нами. – Кусок пространства, со сдвигом во времени, если говорить о конкретном случае. – Может быть, я сдвигаю его неправильно, вот настройки звука и сбиваются. – Нужно доработать, но пока я не знаю, как.

– Ладно, – ответил я, – фиг с ним со звуком.

Мне в голову пришла идея.

– А можно сквозь эту рамку пролезть к нему? – спросил я.

– Ни в коем случае! – закричал незнакомец, невольно хватая меня за руку. – Даже пробовать не смейте. – Мгновенно затянет, пикнуть не успеете, а прошлое схлопнется. – Был уже такой случай. Не остановил человека и всё.

– Что всё? – Погиб?

– Не знаю.

– Как?

– А вот так! Человека затянуло, рамка сгорела к чертям – доэксперементировались. В лучшем случае этот человек затерялся в прошлом, в худшем – боюсь предположить, может быть, что угодно, вплоть до полной аннигиляции.

– Аннигиляции чего?

– Всего.

– Но мы-то пока живы.

– А прошлое…? – Хрен его знает… Неизведанная область, много подводных камней. То, что непонятно – опасно, а то, что опасно, лучше не трогать.

Я с упрёком посмотрел на него.

Незнакомец оказался трусом.

И ладно бы он был просто трусом, который знает, чего боится. – Нет, он боялся сам не зная, чего. Это, на мой взгляд, был самый низкий уровень, недостойный настоящего мужчины.

– Сейчас мы поступим так, – жёстко сказал я. – За шкафом, у входной двери стоит швабра. Не хочешь трогать его руками – понимаю. Правильно. Согласен. Может быть опасно, но черенком от швабры попробовать стоит, иначе так и будешь топтаться на месте и дальше в изысканиях не продвинешься ни на шаг. – Не очень-то круто вызывать в рамку глухонемых.

– Я вас очень прошу…

– Спокойно, – ответил я, пытаясь своей настойчивостью отогнать его страх. – Не бойся, я сам всё сделаю.

И с этими словами я решительно встал из-за стола. Ухмыльнулся, увидев пустое кресло перед столом. Вне рамки, двойника не было.

– Подержи его пока на прицеле, – сказал я незнакомцу, отправляясь за шваброй.

Когда я вернулся, рамка оказалась пуста, мой незваный гость её выключил.

– Ты что наделал!? – закричал я. – Испортил такой эксперимент.

– Успокойтесь, пожалуйста! – тихо, но достаточно твёрдо сказал незнакомец. – Мы здесь собрались не за этим. Договор свой будете корректировать?

Я зло посмотрел на него, нервно отбросил швабру в угол, но смог взять себя в руки.

– Буду, – ответил я немного обиженно, подумав зачем-то, что швабра может ещё пригодиться.

– Вот и хорошо. Напомните ещё раз временные и пространственные координаты.

– С пространственными просто, – ответил я. – Этот стол. А с временными…

Я прошёл к шкафу, где хранились папки с бумагами и нашёл злополучный договор. Вот он, думал я, беря в руки договор – от него все беды и пошли. Попался, как дурак. Выпил по рюмашке за долгосрочное сотрудничество перед его подписанием и подмахнул не глядя год назад…, до сих пор не разобраться…

Я назвал незнакомцу дату – точного времени вспомнить не удалось, но я помнил, что всё случилось между часом и двумя дня.

Мой гость подвинул рамку в место на столе, которое я указал. Выставил временные координаты и нажал кнопку пуск.

Оставалось ждать, когда в области изменённой реальности, ограниченной контуром рамки, появится договор и я вслед за ним – довольный и счастливый, невменяемый от алкоголя, мечтающий этот договор подписать.

И что? – думал я. – Что делать, когда это случится? Как воздействовать на себя самого? – Звуки в прошлое не проходят, физически сквозь рамку воздействовать нельзя. – Слова незнакомца о полной аннигиляция звучали всё-таки пугающе… – Чтобы это не значило, думал я, но если я уничтожу своё собственное прошлое, то, видимо, настоящее, в котором я нахожусь в данный момент, тоже исчезнет. К таким глобальным переменам я не был готов. С другой стороны, размышлял я, если не сделать ничего, на кой чёрт мне такое настоящее?

Нет, сделать что-то обязательно нужно, думал я. – Просто тупо смотреть немое кино, повторение своей самой большой ошибки – не годится. – Взглянуть ещё раз со стороны, как я уничтожил привычный уклад своей жизни, радости мало.

– Вот вы говорили откорректируем прошлое, – сказал я, обращаясь к незнакомцу. – Но учитывая всё, что вы сказали, получается, что это невозможно.

Мой гость ничуть не смутился. Пожал плечами, развёл руки.

– Ну, во-первых, – сказал он, – взглянуть на себя со стороны уже полезно. Какие-то нюансы всегда забываются и остаются за кадром. Тут же, они в кадре будут. Их можно рассмотреть внимательно, проанализировать, сделать выводы и избежать повторения ошибок в будущем…

– Чушь! – не сдержавшись, выкрикнул я.

– Во-вторых, – с нажимом, не обращая внимание на мой возглас, продолжил незнакомец, – попробуем голосовое воздействие. Да, по определению звуки не проходят, но мне кажется, что они всё-таки пусть слабо, но пройдут. Не может быть, чтобы не проходили совсем. Если с полной отдачей, что есть силы, дружно, вместе…

Дальше мне стало неинтересно. Этот человек больше ничем не мог мне помочь. Слушать его стало бессмысленно. Нужно было действовать самому, но как? – Ответ напрашивался сам собой. – Швабра…

– Идите, смотрите скорей – началось, – услышал я голос незнакомца.

Я оглянулся на голос.

Сделал два шага вперёд, приближаясь к рамке.

Там в её контуре на крышке стола появился договор – тонкая пачка бумаг печатного текста, подписанных и пропечатанных моим будущим партнёром, соединённая обычной скрепкой.

Я чуть наклонился, меняя угол зрения, и увидел самого себя. – Пьяная, самодовольная, улыбающаяся морда, приближающаяся к месту своего заклания.

Времени уже не оставалось.

Если я хотел, что-то изменить, пора было действовать и я знал, что нужно делать. Взять швабру в углу, которую я принёс несколько раньше и…

– Самое время покричать, – сказал незнакомец, с глумливой улыбкой глядя на меня.

– Сам ори сколько хочешь, – зло огрызнулся я. – У меня есть способ получше. Сейчас он приблизится к столу и я его, то есть себя, то есть…, шваброй по морде. Надеюсь это приведёт его в чувство, и он не станет делать глупости. И будь, что будет, пускай всё схлопывается к чертям.

– Интересное решение, – сказал незнакомец с улыбкой. – А где же ваша швабра?

Я резко обернулся, глядя в угол, куда её бросил. – Швабры не было. Подсуетился, успел спрятать гад, подумал я, но разбираться с незнакомцем было некогда.

Я снова взглянул в рамку – там мой двойник уже взял авторучку и готовился поставить подпись. Он плохо контролировал себя и всё у него получалось медленно.

– Кричите! Чего же вы? – сказал незнакомец и рассмеялся в голос.

– Ну ладно, но сначала крикнешь ты, – ответил я и не сдержавшись, врезал ему в лоб от души.

Он действительно вскрикнул и отлетел от стола. Я же кинулся к рамке, сунул в неё руку, пытаясь остановить двойника.

У меня потемнело в глазах.

Возможно, на какое-то время я даже потерял сознание, но боли не было и очень скоро зрение вернулось.

Я обнаружил себя сидящим за своим столом с авторучкой в руке перед злополучным договором.

Никакой рамки на столе больше не было.

Во рту чувствовался вкус коньяка, но при этом я оставался совершенно трезвым.

Я пролистал страницы договора и убедился, что не успел поставить ни единой подписи.

Вроде получилось, подумал я.

– Вы как? С вами всё нормально? – услышал я голос своего потенциального партнёра.

– Более чем, – ответил я.

– Тогда может быть закончим начатое, – ответил он, – и продолжим банкет.

– Нечего пока праздновать.

– Как? По-моему, наше партнёрство прекрасный повод.

– С договором придётся повременить, – ответил я.


Дальше можно было бы не продолжать и поставить точку в этой истории.

Нет смысла описывать события после такого поворота.

Достаточно просто знать, что я чудом избежал крупных неприятностей.

Мало того, со временем мне стало казаться, что мой странный гость со своей волшебной рамкой привиделся мне в пьяном бреду и не было целого года ужасных событий после подписания договора, как не было и чудесного возвращения в прошлое.

Или было?

Иногда, мне кажется, что это всё же случилось.

В такие моменты я начинаю ждать таинственного незнакомца.

Не уверен правда, что он снова придёт. Всё-таки зря я его ударил тогда.