© Натали Якобсон, 2018
ISBN 978-5-4490-4874-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ЦЕНА ИСКУССТВА
Температура была под сорок градусов. Все тело горело. Горло раздирала боль. Болезнь – сплошной ад! Даже бюллетень не радует. Хоть в школу, пока его не закроют, ходить и не надо. Никаких уроков на целые две недели! Но лучше было бы не болеть.
Простуду Варя подхватила внезапно. Во всем виновата была прогулка на лыжах. Первая за зиму. Вроде бы начиналось все хорошо. Утро было не слишком холодным. Лыжню уже кто-то проложил. Десять кругов по скверу дались легко. Захотелось сделать еще. Лишь на третьем десятке девочка устала и запыхалась. Говорят, быстрее всего заболеваешь, если бегаешь по морозу. То же самое можно сказать и о лыжном беге. Да и болезнь – коварная штука: вначале ничего не чувствуешь, а к вечеру начинается жар. А на следующий день уже в лежку лежишь в постели и ждешь, когда же приедет врач и окажет помощь.
Все бы ничего. Варя отболела бы свое, а потом на отлично сдала бы зимний зачет по физкультуре. Но маме кто-то подарил два билета в Большой театр. Там как раз ставили новый, но уже громко нашумевший вариант «Лебединого озера». В постановке целиком исключили черного лебедя. Для театралов это оказалось неслыханным!
– Как можно без Одиль? – причитали меломаны. Варя слышала разговоры маминых приятельниц и ломала голову: а действительно, как так можно? Она уже не раз ходила под ручку с мамой на этот балет, и каждый раз в третьем акте неизменно выплывал на сцену прекрасный черный лебедь. Конечно, исполняла роль Одиль всегда та же самая балерина, которая в первом акте танцевала Одетту. Ведь двух балерин с одинаковыми лицами в театре просто не нашлось. Или дело было в том, что главную роль никому не уступают даже не один акт? Варя ломала над этим голову, потому что в тайне мечтала стать балериной и сама. Но мать запретила даже об этом думать.
– Слишком нервная работа, – дипломатично пояснила она, – тебя всегда будут теснить какие-то конкурентки, слишком ранний уход на пенсию – в тридцать с небольшим ты уже останешься без работы. Век балерины краток, а заработок ненадежен. Любая травма оставит тебя без хлеба.
Мама рассуждала разумно, хоть ее дочь своей детской головой еще и не могла этого понять. Роскошь балетных пачек так сильно очаровывает многих девочек, что они готовы пожертвовать всем лишь бы только, стать примой на сцене.
– Главные партии ты можешь никогда в жизни и не получить, – у мамы на любые доводы находился ответ. – Там слишком большая конкуренция. А танцевать в кордебалете… Лучше подумать об институте, в который будешь поступать с помощью головы, а не ног.
Сама мама хоть и училась в свое время с помощью головы, а все свободное время расходовала лишь на то, чтобы ходить по театрам. Дочку она постоянно брала с собой. Как будто ходить на спектакль одной это признак дурного тона. Сложно привить непоседливому ребенку любовь и уважение к искусству, но едва это сделано, ребенок сам может захотеть заниматься искусством. И вот в этом случае он, скорее всего, получит от родителей жесточайший отказ. В случаи Вари так и произошло. Едва она полюбила балет и сама захотела танцевать, как у матери нашлось множество доводов, почему этого сделать нельзя. Перечислять можно было бесконечно: большое физическое напряжение, трудная работа, искалеченное нагрузками тело, ненадежная трудоустроенность и все в том же духе. На самом деле Варя подозревала, что родительнице не хочется отрываться от собственных дел, чтобы каждый день возить свое чадо в училище, которое находится в центре Москвы. Когда живешь в спальном районе и даже на метро добираешься на автобусе со множеством пересадок, то поневоле начинаешь задумываться: а стоит ли каждый день проделывать такой путь ради весьма сомнительных шансов на кратковременную карьеру. Но Варя на это все была готова! Она бы ездила хоть каждый день на край света за призрачную мечту стать балериной. Однако, ребенку, увы, требуется согласие родителей. Без него никуда! А когда вырастешь и станешь самостоятельной, уже будет поздно поступать в училище, куда набирают с четвертого класса. Достигнув совершеннолетия для жизни ты еще очень молода, но для начала балетной карьеры уже стара. Как несправедлива жизнь! И как дорого порой стоит приобщение к искусству! Варе оно стоило похода в театр в умирающем состоянии. Даже контролерам было жалко измотанного ребенка, которого посадили в ложе, и который все время сморкался в платок. Простуда, разумеется, не проходит за один день, но билетов на новую постановку «Лебединого озера», когда выздоровеешь, никто уже не подарит. Мама объяснила это Варе столько раз и таким тоном, что девочка ощутила себя виноватой за то, что заболела в такой важный день.
Нужно было не кататься на лыжах или кататься чуть меньше, пока не наглоталась холодного воздуха так много, чтобы утратить иммунитет. Хотя говорят, что уберечь ребенка от зимней простуды это не так уж легко, но достать билеты на редкий спектакль это еще сложнее.
В либретто «Лебединого озера» действительно полностью отсутствовала Одиль. Такого раньше ни в одной постановке не было. Варя за свои двенадцать лет насмотрелась уже на много самых разны постановок балета. Где-то даже показывали красивый пролог о том, как злой гений превращает Одетт, беспечно собирающую лилии, в лебедя. В большом театре вместо зрелищного пролога обычно играли увертюру. Красивая музыка навевала мечты. В первых действиях балета почти ничего не изменилось, лишь костюмы и движения чуть другие, но когда пришла очередь бала – Одетт явилась на него сама. Уже не в костюме черного лебедя, а в том же самом ослепительно-белом лебедином наряде. Балерине не пришлось облачаться в траурно-черный наряд и разыгрывать коварство. Роль стала более простой и всего… Но в конце акта зрителей ждал сюрприз – король, отец принца сам оказался оборотнем, который похитил Одетт и унес на озеро. Ради этого стоило пойти в театр с огромной температурой и саднящим горлом.
Варя отметила, что королева, мать принца, которая обычно в этой сцене падала в обморок, в этот раз имела больше оснований для такого поступка. Ведь, в конце концов, оборотнем оказался ее собственный муж-король. В последнем акте волшебную сказку продолжила великая любовь короля-оборотня к плененной им же Одетте. Он умолял ее выбрать его, составив конкуренцию собственному же сыну. Иногда сказка это клише обычной жизни, искусно разбавленное волшебными метафорами. Хоть Варя своим детским умом и не могла постичь такой премудрости, но спектакль досмотрела до конца с истинным наслаждением. Недаром большой театр называют лучшим театром страны, здесь умеют порадовать зрителя. И в отличие от зала кино никто из зрителей не имеет права зашуметь и отвлечь тебя от искусства. Может болезнь не такая уж большая цена по сравнению с полученными за день впечатлениями?
Вначале Варя неохотно пошла в театр, ведь чувствовала она себя плохо: и двигаться, и разговаривать при температуре было сложно. Голова была тяжелой и болела, но сказочный момент спектакля на миг перенес в волшебный мир. Даже уже привычный балет при новом сюжете стал выглядеть иначе и сильно впечатлил.
Теперь не хотелось уходить домой, где ждали горькие лекарства и недели в постели. К тому же до дома добираться было далеко и трудно. В метро часто даже не находится места, где присесть, ведь всем все равно, что кто-то болен. Да и зачем таскаться куда-то в таком больном состоянии?! Чтобы ради искусства пережить один прекрасный момент часто можно пожертвовать многим. И потом будешь жалеть лишь о том, что этот момент закончился.