Вы здесь

Слово на Голгофе. Проповеди и наставления для русских паломников в Иерусалиме. 1870–1892. Приветствие поклонникам по причащении Святых Таин[4] (Антонин Капустин, 2007)

Приветствие поклонникам по причащении Святых Таин[4]

Благословение Господне на вас… Но кто мы, дерзающие благословлять вас, преблагословенные причастники честного святого и пречистого Тела и честной Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, – вас, которые, по неложному глаголу Евангелия, в Нем пребываете и в которых Он пребывает, – вас – един дух с Господом сущих, по учению духоносного Апостола (Ин 6: 56; 1 Кор 6: 17)? Нам ли простирать для благословения над вами, живые обители Христовы, свою «бедствующую и худую» руку, хотя бы и трепетную, хотя бы и знаменанную силою священства, хотя бы и властную, по неизреченной милости Божией, настолько, чтобы держать в себе суд и милость определений вечных?.. Нет, не нам, не нам, а имени Его принадлежит слава и право и в сем случае, как всегда, везде и во всем! Благословение Господне преподаем мы вам, братия, не свое; наше, может быть, недостойно было бы и именоваться «благим словом»; нет, но Его, – благословение Господа да почиет на вас. Ища, и чая, и как бы видя Его в лице последнего из Его служителей, вы в недавний вечер трогательного взаимного прощения обид и прегрешений вольных и невольных припадали к грешным стопам моим, лобзали мою недостойную руку, касались благоговейно священных одежд, прикрывавших наготу бедной души, со слезами и воздыханиями устремлялись к сему месту благовестия, в избытке усердия изображали на себе крестное знамение, знаменующее высшую степень почтения человеческого на земле и полные христолюбивого умиления обращались с мольбою ко мне, как бы к самому Господу. О, страшно нам, от лица и о имени Господнем действующим и во имя страстей работных жительствующим, служителям алтаря Господня! Но блаженно, радостно вам, ищущим и так скоро, просто и легко, и как бы для самих себя не ведомо, обретающим сие вожделенное благословение Господне!

Верьте, что оно было с вам и тогда. Оно есть – сугубо-сторицею, – бесчетно-кратно в настоящие святые и светлые минуты.

Благословение Господне на вас! Приступили вы к Нему в таинстве Покаяния, приступил Он к вам в таинстве Причащения. Очистили вы себя первым, просветил Он вас вторым. Отселе… лица ваши не постыдятся. Дерзаем верить и сему. Не далее, как вчера, на образном судище Христовом, припоминая и как бы снова переживая в сердце многое множество наших прегрешений, не чувствовали ли мы на лице своем тот зловещий отблеск греха, который гибельнее пламени и непроницаемее мрака ночи? Но и он ничто в сравнении с угрожающим грешнику стыданием вечным, – позором души безвозвратным, беспрерывным и безнадежным на всю бесконечность веков! Нет, лица ваши не постыдятся! Христос, свет нетленный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мире, да знаменает на вас присно, как теперь, так и в великий неотвратимый час исхода вашего от мира, так в последний, судный день общего воскресения, неизменно свет лица Своего! И в нем, – этом свете Христовом, да узрите вы несказанно радостный свет неприступный святой славы бессмертного Отца небесного, святого, блаженного! И будете вы, благословляемые теперь от недостоинства нашего, благословеннии от Отца небесного и да наследите уготованное вам царствие от сложения мира!

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков!

А. А.
Иерусалим,
13 февраля 1871 г.