Глава первая
Избранные речи
Имам ал-Газали говорил: «Знай! Смирение – это результат, плод веры и внутренней уверенности в величии и великолепии Всевышнего. Каждый, кто наделён хоть в какой-то степени смирением, будет проявлять его во всех своих активных и пассивных делах, во время намаза и в другое время, на людях и наедине с собой. Ибо смирение возникает в результате действия следующих предпосылок:
1) познания всемогущества и величия Бога;
2) понимания того, что Господь ведает обо всех делах и состояниях Своего раба;
3) знания о том, что Господь ведает о недостаточном поклонении раба своему Создателю.
Смирение – это результат, плод этих знаний. Оно проявляется не только во время намаза и не относится только ко времени исполнения молитвенного обряда»[37].
«Люди в этом мире – всего лишь странники. Их первой колыбелью и последним пристанищем является могила, а их истинной родиной является рай или ад. Жизнь – это протяжённость пути, который они проходят в мире. Годы жизни – этапы и стоянки на этом пути. Дни и месяцы представляют собой мили и фарсахи[38].
А вдохи и выдохи, которые совершает человек, – шаги по этому пути. Послушание Богу и поклонение Ему – путевой запас, который мы берём с собой в дорогу. Время, проведённое в пути, – лучший капитал [который мы обретаем], в то время как похотливые желания и душевные страсти – это разбойники, подстерегающие нас на нашем пути.
Человек, совершающий такой путь, получает от его преодоления большую пользу.
Это встреча с Богом в раю, а также великие вечные милости, которые Господь ниспосылает человеку. А ущерб, который может возникнуть в результате неправильного движения раба Божия по этому пути, – это удаление от Господа.
Каждый, кто хоть на мгновение отвлечётся от своего пути в этом мире, то есть проведёт свою жизнь не в послушании и не в поклонении Богу, которое приближает человека к Создателю, испытает великую печаль и раскаяние в День скорби и сожаления. Именно с учётом этой огромной и страшной опасности счастливый и благой человек выходит на путь усилий и стараний, отказывается от чувственных наслаждений. Он серьёзно и целенаправленно использует на благо каждое мгновение своей жизни, считая, что остаток жизни – это лёгкое и счастливое обретение»[39].
Имам ал-Газали говорил: «Важнейшим вопросом высшего плана для человека является обретение вечного блаженства. Лучшее, что есть для человека, – это то, что способствует достижению такого блаженства и вечного счастья.
Только совершая благие поступки, человек может обрести такое счастье, а благие поступки могут быть совершены только тогда, когда человек имеет представление о том, как их следует совершать. Таким образом, основу счастья в этом мире и в загробной жизни составляет получение знаний – для совершения наилучших поступков. А из этого делаем вывод, что лучшее дело – это обретение знаний»[40].
«Знай и будь уверен в том, что люди, которые больше всех похожи на соратников Пророка (с) и в большей степени, чем другие, знают образ действий и традиции праведных предшественников, от которых и получили истинную религию, являются самыми умными людьми своего времени и ближе всех стоят к Истине (Богу).
Имам Али (a[41]) сказал: “Лучший из нас тот, кто больше других следует религиозному пути”. Так он ответил на претензии одного человека, который заявил ему, что он [Али] выступил против кого-то».
Имам ал-Газали сказал: «Трудно себе представить, что Пророк ислама (с), сказавший, что «чистота – половина веры», имел в виду исключительно внешнюю чистоту тела и обошёл своим вниманием внутреннюю загрязненность и разложение человека. Такого не может быть, иначе данное утверждение было бы совершенно неверным. У тахарата[42] есть четыре ступени:
1) внешняя чистота, то есть очищение тела от всяческих загрязнений;
2) очищение членов тела от совершения греха;
3) очищение сердца от отрицательных моральных качеств, от отвратительных и уродливых поступков;
Конец ознакомительного фрагмента.