Составитель Е. Гехинский
© Е. Гехинский, составитель, 2018
ISBN 978-5-4493-0376-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
О таланте и гениальности, творчестве и вдохновении
Тысячи талантов лишь рассказывают о том, чем обладает эпоха, но только гений пророчески рождает то, чего ей не хватает.
Кто рожден с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование.
Делать легко то, что для других трудно, – это талант; делать то, что для таланта невозможно, – это гений.
Гениальные люди одним махом достигают цели, к которой посредственные умы приходят в результате длительных размышлений.
Новизна – единственная неоспоримая примета гения.
Гении обладают одной привилегией – для них жизнь никогда не становится будничной, какой она бывает для всех нас.
Обыкновенные люди всецело преданы бытию, гений же пребывает преимущественно в состоянии познавательности.
Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений.
Гений делает то, что должен, а талант – то, что может.
Талант работает, гений творит.
Таланту только в счастливые минуты удается составить из точек линию, которую гений проводит одним росчерком пера.
Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.
Талант – дар, над которым властвует человек; гений – дар, властвующий над самим человеком.
Талант – это то, чем вы обладаете; гений – то, что владеет вами.
Талант попадает в цели, в которые попасть никто не может, гений – в цели, которые никто не видит.
Во всяком творении гения мы узнаем собственные отвергнутые мысли.
Все гениальное просто, но стать гением непросто.
Странно, что только исключительные люди совершают открытия, кажущиеся нам впоследствии такими легкими и простыми. Это означает, что требуются очень глубокие знания, чтобы заметить простейшие, но подлинные отношения вещей между собой.
Главной отличительной особенностью гениальной личности во все времена была способность видеть глубже и дальше других, отбирать из огромного числа фактов и явлений самые важные, создавая на этой основе стройную систему…
Гений – это зрение, схватывающее одним взглядом все пункты обширного горизонта.
Гений – это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы.
Гений – человек, который обнаружил способ, как повысить интенсивность умственной деятельности и сконцентрировать усилия таким образом, чтобы можно было свободно обращаться к источникам высшего знания, недоступным для обычного человеческого разума.
То, что у людей действительно есть шестое чувство, теперь уже является установленным фактом. Оно называется творческим воображением.
Человек, поднявшийся над уровнем ординарного мышления, получает такую свободу и скорость мыслей, что озарения посещают его одно за другим.
Многие из великих творцов признавались, что лучшие их идеи являлись им в форме озарения.
Всякое произведение гения неизбежно является результатом энтузиазма.
Гения создает преодоление препятствий.
Гений – это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться.
Функция гения заключается в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достоянием даже слабоумных.
Гении впитывают все лучшее из окружения и становятся бессмертными, а тех, маленькими достижениями которых они пользовались, почти не помнят.
Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов.
«Даже гений, – писал Делакруа, размышляя о своем виде искусства, – это всего лишь дар обобщения и отбора».
Когда один из учеников Конфуция назвал его многоученым, философ возразил: «Нет, я всего лишь связываю все воедино, не более того».
Гений – это высшая способность концентрировать внимание на изучаемом предмете.
Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении.
Величайшие гении не презирают того, кто ниже их, тогда как остальные люди обычно пренебрегают даже теми, кто выше их.
Я никогда не мог вынести, чтобы отношения людей определялись по иерархическим чинам. […] Гении не занимали никакого иерархического положения в обществе и не были иерархическими чинами, как и пророки и святые.
Гений – человек одержимый, но он творец.
Лампада гения сгорает быстрее лампады жизни.
Гениальные люди подобны метеорам: сверкнули и сгорели, осветив мир.
Гений – это бессмертный вариант простого человека.
Прав Вейнингер, когда говорит, что в каждом человеке заложено начало гениальности и каждый может быть в иные минуты жизни гениальным.
…Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.
Тысячи гениев живут и умирают безвестными – либо неузнанными другими, либо неузнанными самими собой.
Только ничтожно малая доля народившихся потенциальных гениев в гениев развивается. А из подлинных, несомненных гениев лишь ничтожная доля реализуется.
Одаренность – прекрасно, но если человек не работает, он становится обыкновенной посредственностью.
Алла Духова, хореограф, говорила, что приходит один суперталантливый, а другой способный и трудолюбивый. Бывает, что трудолюбивый со временем выдвигается на первые линии.
Здравый смысл и трудолюбие компенсируют в вас нехватку таланта, тогда как вы можете быть гениальным из гениальных, однако по глупости загубите свою жизнь.
Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.
Талант есть свойство художника, ученого, общественного деятеля, а не человека. Гений есть соединение гениальной природы с специфическим талантом. Гениальный художник соединяет в себе гениальную натуру с художественным талантом.
Гений не есть какое-либо одно дарование, это сочетание многих великих дарований.
Не бывает людей с равномерно выраженными способностями, но различные сочетания способностей создают неповторимый творческий почерк.
Творчество представляет собой спонтанную игру духовных сил и способностей.
Тот, кто рожден для славы, не страшится бедности и нищеты, ибо знает, что в нищете его талант станет гением.
Не знаю, почему так получается, что сестрой таланта оказывается нужда.
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит ученый или художник своему покою и благосостоянию.
Быть может, мало что так ярко раскрывает самоотдачу гения своему творчеству, художественную верность гения его правде, как разорение и нищета Рембрандта.
Существует только одна бессмертная сила, которая переживает династии, догмы, классы, – это сила творческого труда.
Гениальность так же не наследуется, как не наследуется святость. Великие люди рождаются в провиденциально предназначенные минуты. Но они выходят из какой угодно среды – из высшей аристократии, как и из среды крестьян или мещан.
На детях гениев природа отдыхает.
Перо гения всегда больше самого гения, оно всегда достигает гораздо дальше, чем это предполагалось в его замыслах, обусловленных временем…
Заурядный человек всегда приспособляется к господствующему мнению и господствующей моде, он считает современное состояние вещей единственно возможным и относится ко всему пассивно. Ему не приходит в голову, что все – от формы мебели до тончайшей гипотезы – решается в великом совете человечества, членом которого он является. …Великий же гений всегда задает вопрос: а может быть, это неправильно?.. Поблагодарим же этих людей за то, что они порой, хоть однажды, встряхивают то, что стремится осесть. Для этого мир наш еще слишком молод…
Гениальный человек, живя и творя, жертвует своими личными интересами ради блага всего человечества. Поэтому он не обязан жертвовать собою в частности – для интересов отдельных лиц, а следовательно – вправе отказаться от некоторых требований, которые обязательны для других. Ведь он страдает, а между тем дает гораздо больше других.
Творчество почти всегда аскетично, ибо требует усилий, самоограничения, целеустремленности, преодоления сопротивления в себе и в мире.
Гений есть не что иное, как дар огромного терпения.
Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
Гений остается всегда тайной для самого себя.
…Гении читают мало, делают много и сами создают себя.
Появление гения – результат усилий прежде всего его самого.
Великий гений редко делает открытия, следуя по чужому пути. Если он делает открытие, то он обычно открывает и пути, ведущие к нему.
Я на верном пути к тому, чтобы стать гением.
Если не верить в самого себя, нельзя быть гением.
Вопреки нескончаемым сомнениям, одолевавшим Кьеркегора (С. КЬЕРКЕГОР), у него не было сомнения в одном: в своей гениальности. «Я отлично знаю, – утверждал он уже в начале своей литературной карьеры, – что в данный момент я самая одаренная голова среди всей молодежи…» А через пять лет: «То, что я являюсь писателем, который безусловно окажет честь Дании, это твердо установлено…» И еще год спустя: «О, после моей смерти одного „Страха и трепета“ будет достаточно, чтобы сделать мое имя бессмертным».
Гениальность не предотвращает житейских невзгод.
Творчество, раскрывающееся в гениальности, обрекает на гибель в этом мире. Обреченный гениальности не в силах сохранить себя в этом мире, не обладает силой приспособления к требованиям этого мира. Поэтому гениальная жизнь есть жертвенный подвиг.
Когда на свет появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы потому, что все тупоголовые объединяются в борьбе против него.
Способным завидуют, талантливым вредят, гениальным – мстят.
Человек среднего практического ума бывает более приспособлен к жизни, чем гений, который всегда кажется чем-то не от мира сего.
Не было еще гения без некоторой доли безумия.
Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия.
Практичность и близкое знакомство с окружающим миром не менее полезны для гения, чем и для обыкновенного смертного.
Гении живут в своих творениях; домашняя же или уличная их жизнь проста и чрезвычайно обыкновенна.
Гением можно назвать лишь того человека, который находит такое глубокое наслаждение в своем творчестве, что он работает, несмотря на все препятствия. Поставьте преграды этим потокам: тот из них, который должен стать славной рекой, сумеет всех их опрокинуть.
Мы не в силах придумать человеку лучшую похвалу, чем сказав, что он одарен от природы.
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
Едва есть ли высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Вся радость жизни – в творчестве.
Работа – мое первое наслаждение.
Берясь за кисть или резец, иного не ищу блаженства.
Гении – счастливейшие из смертных, поскольку то, что они должны делать, полностью совпадает с тем, что им больше всего хочется делать.
Работать – значит творить, а творчество – единственная глубокая и реальная радость, которую человек может испытывать в этой жизни.
Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.
…На свете всегда будет очень много людей, совмещающих в себе гениальность шестинедельного ягненка с честолюбием Александра Македонского.
Творческое достижение гения указывает путь всем, ведущим полутворческую жизнь, освобождая их через восприятие, художественное отождествление и подражание. Вот почему гений навсегда остается для своего народа живым источником духовного освобождения, радости и любви. Он есть тот очаг, на котором, прорвавшись, вспыхнуло пламя национального духа… Его акт – есть акт народного самоопределения в духе, и к творчеству его потомки стекаются как некоему единому и общему алтарю национального богослужения.
Число гениев, порожденных данной нацией, пропорционально числу людей, получивших достаточное умственное образование…
Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиваться.
Где нет случая проявить талант, там и нет талантов.
Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.
Гениев и таланты создавать нельзя, но можно создать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении.
Сколько талантов остались сокрытыми из-за того, что не было обстоятельств, способствовавших их развитию. Но сильный человек несмотря на препятствия не в одном так другом выразит себя.
И пред кем из нас не пронеслась трагедией безрассудная растрата сил у людей с гениальными способностями, которые потом целые годы маются в нужде, в лишениях, и – гиганты, заколотые булавками, клонятся долу, оскудевшие, оледенелые, не принеся своих естественных плодов.
Многие великие гении опередили века, некоторые таланты опережают только годы.
Если бедный скромный труженик работает, чтобы добыть нам пищу, то разве одаренный умом и гением человек не должен трудиться в свою очередь для него, чтобы дать ему свет, руководство, свободу и бессмертие!
Бедняк поглощен заботами, богач – удовольствиями; у людей любого звания свои обязанности, трудности, забавы, и переступить через все это дано лишь гению.
Только из ряда вон выходящим людям дано возвращать остальных к истине и подчинять их своему гению…
Первое и последнее требование к гению это – любовь к истине.
Нелегко определить новое направление и совершенствоваться в нем, найти новый путь к славе. К неповторимости ведет много дорог, не всегда проторенных. Самые новые могут оказаться самыми труднодоступными, но часто именно они оказываются кратчайшим путем к величию.
Полную меру величия человека можно оценить по его влиянию на следующие за ним поколения.
Почти никогда не делалось ничего великого в мире без участия гения, без твердости одного человека, который или вступал в борьбу с предрассудками толпы, или сам прививал их ей.
Тем, кто выбирает легкие пути, не дано пережить самих себя.
Мерило истинного гения – обилие творческих идей.
Быстрый и полный огня гений преодолевает то, что останавливает обыкновенные умы.
В мире есть только два достоинства, перед которыми можно и должно преклоняться с благоговением, это – гениальность и доброта сердечная.
Я беру глыбу мрамора и отсекаю от него все лишнее.
Способность не только предвидеть результат своих действий, но и предвосхищать приятные чувства, которые этот результат принесет, помогает преодолевать «муки творчества».
Талант – это способности, позволяющие делать то, что недоступно среднему человеку.
Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении.
…Талант. Это слово, как известно, в древности значило деньги, а теперь им обозначают такие способности, которыми приобретается одобрение толпы, а следовательно – и деньги.
Сочетание везения и таланта может сделать вас богатым.
Я своими глазами видел, как богатство погубило талант не одного музыканта и художника. Участи этой удается избегнуть лишь тем, кто, разбогатев, продолжает трудиться так же, как во времена бедности.
Используй свои таланты справедливо, и они возрастут; упражняйся в том, что ты уже познал, и ты достигнешь высшего знания.
Большой талант всегда сопровождает великодушное сердце.
Человек слаб – при рукоплесканиях что-то в нем растет и ширится, а при холодном молчании сжимается.
Чтобы иметь талант, нужно быть уверенным, что обладаешь им.
Сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости генерирования идей и способности к отдаленному ассоциированию проявляет себя как нестандартность мышления, которую издавна считают непременной составной частью таланта.
Известно, что, как правило, большие таланты обречены быть скорее соперниками, нежели друзьями: они зреют и блещут поодиночке, чтобы не затмевать друг друга. Бараны сбиваются в стадо, львы держатся порознь.
Соперничество питает талант.
Соперничество – пища для гения.
Соревнование производит гениев, а желание прославиться порождает таланты.
Даже за большим талантом следует еще больший.
Скрытый талант не создает репутации.
Талант безвестный близок к бездарности, зарытой в землю.
…Любой талант должен питаться знаниями и только знания дают возможность художнику практически применить свои силы.
Я отлично знаю, что никакое образование не заменит таланта. Знаю и то, что дары Природы ценнее нежели все обретенное с помощью воспитания. Тем не менее, чтобы талант расцвел, его надобно воспитывать. Если оставить природные способности в небрежении, зрелых плодов они не принесут.
Способности, как и мускулы, растут при тренировке.
Упражнение дает больше, чем хорошее природное дарование.
А по мне, ни старанье без божьего дара,
Ни дарованье без школы хороших плодов не приносит:
Друг за друга держась, всегда и во всем они вместе.
Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески…
Главное – труд. Талант без труда – не больше чем фейерверк: на какой-то миг он ослепит, и все исчезнет бесследно.
Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.
Большой талант требует большого трудолюбия.
Один талант ничего, нужна еще громадная трудоспособность, работа над собой, непрерывная работа всю жизнь.
Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград.
Слово «трудность» совершенно не должно существовать для творческого ума.
Какой главный признак настоящего таланта? Это постоянное развитие, постоянное самосовершенствование.
Обладать только умом и талантом слишком мало. Надо иметь еще энергию, реальный интерес, чистоту мысли и чувство долга.
Талант в мужчине – то же, что красота в женщине, – всего лишь обещание. Для того чтобы быть подлинно великим, его сердце и характер должны быть равны его таланту.
Я считаю, что талант немыслим без деятельности. Считаю, что он в значительной степени зависит от страстей. Считаю, что он рождается из совместных усилий многих наших способностей и тайного союза наших склонностей с нашими познаниями.
Редко случается, чтобы дарование с первого шага стало на ту дорогу, которую оно прокладывает себе возмужавшими силами: обыкновенно оно тащится несколько времени по следам своих предшественников…
Я не знаю ни одного великого человека, который не следовал бы образцам.
Краткость – сестра таланта.
Следует всегда помнить изречение Бальтасара Грасиана: «Хорошее вдвойне хорошо, если коротко».
Если не превозносить таланты, среди людей не будет соперничества.
Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.
Талант нередко вызывается к жизни несчастьями.
Невзгоды выявляют такие таланты, которые при процветании продолжали бы мирно спать.
Талантливый человек, в какой бы период истории он ни родился, всегда найдет довольно работы; никогда не может он вступить в жизнь при таких обстоятельствах, чтобы не было противоречий, нуждающихся в примирении, чтобы не было трудностей, на преодоление коих потребуются его силы, если только сил этих вообще достаточно. Везде душа человеческая находится между полушарием мрака, на границе двух враждующих царств: необходимости и свободной воли.
…Деяния преходящи, творения же вечны. Благороднейшее деяние оказывает лишь временное влияние; гениальное же творение живет вечно, действуя благотворно и возвышающим образом на людей. От деяний остается лишь память, которая постепенно слабеет, искажается, охладевает и со временем должна рухнуть, если история не подхватит ее, не закрепит и не передаст потомству. Напротив, творения бессмертны сами по себе и живут вечно, особенно если они увековечены в письменах. От Александра Великого остались лишь имя да память, тогда как Платон, Аристотель, Гомер, Гораций сами живут среди нас и непосредственно на нас влияют.
Тот, кто призван к какой-либо великой деятельности, уже с юности втайне ощущает в себе это призвание и трудится для воплощения его подобно пчеле, строящей улей…
У меня с детства было сильное чувство призвания.
Призвание ждет только благоприятного случая, чтобы пробить себе дорогу.
Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант – в сущности его – и есть любовь к делу, к процессу работы.
Слишком быстрый успех почти всегда преходящ: он – детище случая, а не таланта. Плоды размышления и труда не бывают скороспелыми.
Погоня за популярностью любой ценой губит талант.
…Ошибочное направление губит самый сильный талант.
Источник всего нового есть старое; по крайней мере старым приготовляется новое. В гении не столько поражает находчивость нового, сколько смелость противопоставить его старому…
Никто не может сказать про себя – есть ли у него талант и к чему именно – это должно созреть в человеке, как плод на дереве, но всякому, даже лишенному творческого дара, необходимо сосредоточиться и придать себе известное направление, а то непременно рассыплешься весь и не соберешь себя потом.
Талант – это развитие природных склонностей.
Талант – это прежде всего целеустремленная воля к действию.
Может быть, и правда, секрет творческого таланта – в личном поведении автора.
Впрочем, я и теперь не жалею о том шаге, который предопределил мой жизненный путь, хотя этот шаг отнюдь не способствовал блестящей карьере.
Ведь господствующая, все остальное перевешивающая склонность во мне, как показывает моя жизнь, это склонность к научным занятиям, к духовному развитию…
Кто рожден с талантом и ради этого таланта, – найдет в нем свое счастье.
Талант, вкус, ум, здравый смысл – все это различные, но вполне совместимые достоинства.
Таланты истинны за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты,
Одни поддельные цветы
Дождя боятся.
Богатство не в имуществе, а в таланте.
Талант как деньги, если есть, то есть, если нет, то нет.
Посредственность озабочена тем, как бы скоротать время, а талант – как бы время использовать.
Иметь хорошие мысли может всякий, а владеть умами и сердцами дано только избранным.
Меж тем произведения великих мастеров, сколько их не изучают, сколько ни копируют, хранят, побеждая время, свою самобытную красоту, ибо заурядным людям не дано с такой точностью увидеть и изобразить даже самые знакомые им предметы. Именно эта непогрешимая способность видеть и изобразить отличает в любом роде искусства людей гениальных: стоит им прикоснуться к самой простой, самой обыденной теме, как она обретает вечную молодость.
Литературовед и искусствовед обязаны быть талантливыми, ибо они оценивают талантливость.
Кому предназначено наложить отпечаток своего ума на все человечество, для того существует лишь одно счастье: иметь возможность развить свои способности и закончить свои труды, – и одно несчастье: не иметь этой возможности. Все остальное мало его касается. Поэтому великие умы всех времен придавали огромную ценность досугу. Что стоит человек, то стоит для него его досуг.
Говорят, что то, чему предназначено долго жить, создается медленно. Великие труды, принадлежащие потомству, поглощают всю жизнь гениальных людей.
Гений – это вершина практического чутья.
Талант растет в тиши уединенья,
Характер образуется в борьбе.
Творчество требует каждодневных усилий, владения самим собой, точной оценки границ истины, требует меры и силы. Творчество есть род аскезы.
Отказаться от риска – значит отказаться от творчества.
Творчество по существу своему есть расковывание, разрывание цепей. В творческом экстазе побеждается тяжесть мира, сгорает грех и просвечивает иная, высшая природа. […] Это не есть опыт послушания, это – опыт дерзновения.
В этой вселенной единственным шансом укрепиться в сознании, зафиксировать в нем свои дерзания является творчество. Творить – значит жить вдвойне.
Как ни мало изучены законы творчества, отрицать возможность мгновенного возникновения богатых и грандиозных идей невозможно. Вдохновение – это такая сила, которая в один миг совершает работу многих лет путем наития, угадывания, проникновения. Достаточно порой самого незначительного толчка, чтобы в голове художника или мыслителя вдруг возник образ или идея, – Бог весть, путем какого таинственного процесса мозговой работы.
Талант – это родник, несущий все новые воды. Но этот родник иссыхает, если им неправильно пользоваться.
Умы процветают в любой стране, надо только их взращивать; возможно, в определенных местах великие таланты появляются чаще, но они есть везде.
Таланты зависят не только от способностей, но и от условий.
Истинный талант всегда пробьет себе дорогу.
Талантливые люди всегда имеют шанс.
Сила сопротивляемости неблагоприятным условиям и способность пробиться сквозь них зависит не только от способностей, но и от волевых качеств личности.
Сколько замечательных людей, одаренных редкими талантами, умерли, не сумев обратить на себя внимание! Сколько их живет среди нас, а мир молчит о них и никогда не будет говорить!
Как часто величие дарования сокрыто в безвестности!
Несомненно, наследственные факторы кладут предел творческим достижениям данного человека. Но для реализации творческих задатков нужны благоприятные условия. Если же таких условий нет, то на один талант, пробивший себе дорогу, приходится дюжина либо не раскрывшихся, либо разбивших себе лоб.
Кто не использует свои таланты для обучения и воспитания других, тот либо плохой, либо ограниченный человек.
Надо укрепить свою мысль чтением гениальнейших мыслителей, изучавших природу вообще и человека в особенности…
Избегай общества людей, на которых ты не хотел бы походить и не зарывай в землю талантов, коими одарил тебя Господь.
Я убедился, что даже самым выдающимся людям, совершившим в своей области переворот, который кажется плодом лишь их гения, непременно способствовали благоприятные обстоятельства и весь дух времени.
Тот, кто любит изучать развитие человеческой мысли, может заметить, как в каждом веке пять или шесть мыслителей бывают близки к открытию, совершаемому гением.
Изобретательность, более высокая в гении, обнимает и больший кругозор, она предполагает, следовательно, и большее упорство, торжествующее над всеми трудностями, и то дерзновение характера, которое прокладывает новые пути.
Чуть в какой-либо профессии намечается выдающийся талант, как тотчас же все посредственности этой профессии стараются замять дело и всякими средствами лишить его случая и возможности сделаться известным…
Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит.
Ни в одной области нет выдающегося человека, которого не чернили бы и раньше и теперь.
Обаяние подвергшихся гонениям дарований лишь возрастает, и чужеземные цари, и наши властители, применявшие столь свирепые меры, не добились, идя этим путем, ничего иного, как бесчестия для себя и славы для них.
Большинство великих людей провели лучшую часть жизни среди тех, кто не понимал, не любил и не слишком ценил их.
Господи, до чего ты мне надоел со своими стихами, Пушкин!
Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом.
Творчество – форма личностного самовыражения.
Уединение помогает творчеству.
Творчество загадочно, ибо оно раскрывается только во внутреннем опыте, а это – опыт духовного томления, горения, самоотдачи, восторга…
Настоящий творческий человек – это тот, кто одаривает мир новизной.
Творчество приносит высокое наслаждение.
…Кто испытал наслаждение творчества, для того все другие наслаждения уже не существуют.
Творчество – единственная форма счастья, которой невозможно пресытиться.
Творческие достижения иногда высоко оцениваются и пользуются особым признанием в общественном мнении.
Без впечатлений, восторгов, вдохновенья, без жизненного опыта – нет творчества.
Есть свои радости в каждом виде творчества: все дело в том, чтобы уметь брать свое добро там, где его находишь.
Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Оригинальность есть творчество, которое создает общие места завтрашнего дня.
Фантазия является еще одной творческой способностью нашей психики.
Фантазия, как и воображение, необходима художнику.
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.
Творчество немыслимо без совершенствования в своем деле, без постоянного углубления знаний.
Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет.
Без творчества нет настоящей жизни, нет ни ощущения, ни сознания того, что тебе – человеку, созидателю – покоряется мир.
Принуждение – враг творчества.
…Гений и такт не всегда уживаются.
Такт – одно из важнейших человеческих качеств, отсутствие которого часто сказывается роковым образом на лучших талантах.
Сила вашего творческого мышления удесятеряется, если у вас есть взаимопонимание с окружающими людьми, что невозможно без доброжелательности и искренности.
Всякое творчество человека требует свободы: добровольного самовложения, созерцающей инициативы, личного почина, любви и вдохновения.
Я не могу жить без моего творчества. Но я никогда не ставил это творчество превыше всего. Напротив, оно необходимо мне именно затем, чтобы не отдаляться от людей и, оставаясь самим собой, жить точно так же, как живут все окружающие. В моих глазах творчество не является утехой одинокого художника. Оно – средство взволновать чувства как можно большего числа людей, дав им «избранный», возвышенный образ повседневных страданий и радостей.
Как бы богато мы ни были одарены, нам постоянно не хватает чего-нибудь, и лучшие из нас чувствуют свое несовершенство.
Мелочи создают совершенство, но совершенство не мелочь.
Предела совершенству нет.
Стремись к совершенству, но высшего совершенства тебе не достичь никогда.
Совершенство достижимо лишь в бесконечном. Стремление к бесконечному и вечному не должно быть пресечено иллюзией конечного совершенства.
Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
Гениальность зависит главным образом от энергии.
На произведениях гениальных людей мы можем изучить энергетическое действие определенных форм умственной деятельности.
Вдохновение является, когда вам есть о чем рассказать, и представляет собой удивительную энергию, способную двинуть вас на самое тяжелое предприятие…
Одного вдохновения для поэта недостаточно – требуется вдохновение развитого ума.
Где вдохновение неподдельно, там есть и поэзия…
Вдохновение рождается прикосновением случая к страсти поэта.
Поэт – властитель вдохновенья. Он должен им повелевать.
Вдохновение приходит всегда, когда человек того хочет, но исчезает оно не всегда, когда он этого желает.
Искать вдохновения всегда казалось мне смешной причудой: вдохновения не сыщешь; оно само должно найти поэта.
Тургенев (И.С.ТУРГЕНЕВ) называл вдохновение «приближением бога», озарением человека мыслью и чувством.
Надо быть готовыми к тому, что в любой момент вас может посетить вдохновение. Всегда ношу с собой блокнот и ручку на случай, если в голову придут строчки стихов или мотив новой мелодии.
Вдохновение – творческая и жизненная энергия. Критики смешивают вдохновение с восторгом.
Любовь – это муза вдохновения людей искусства.
Любовь и женская красота могут стать источником вдохновения, свидетельство этому строки А.С.Пушкина:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
[…]
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Вдохновение зависит от регулярной и питательной пищи.
Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых.
Если бы я ждал вдохновения, я бы никогда ничего не написал.
Вдохновение – награда за каторжный труд.
Гений – это один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.
Секрет гения – это работа, настойчивость и здравый смысл.
Честолюбие подсказывает мне, что долгий ряд упорных усилий в соединении с дарованиями – во всяком случае большими средних – увенчается в конце концов громким успехом…
Есть способ войти в литературу через творчество, но он очень долог и труден. Нужно как-то проявить себя как творческую личность, то есть создать что-то. Для этого необходимо время и талант. Время не нужно только гениям, которые обретают славу сразу же.
В подсознании заложены неисчерпаемые резервы творческих сил и возможностей.
Когда труд человеческий, каким бы он ни был тяжким, становится творчеством, это в первую очередь и делает жизнь осмысленной.
Лишь познавшего страданье осеняет вдохновенье.
Всякое человеческое творчество возникает из лишений и из страдания и всякое создание культуры есть преодоленное и оформленное страдание человека.
Творение руки человека в искусстве никогда не может быть выше вдохновения его сердца.
Я верю в необходимость систематической работы и никогда не жду вдохновения.
Я убежден в одном: вдохновение приходит во время труда.
Талант рождает вдохновение, но вдохновением руководит мастерство.
Между умом и талантом то же соотношение, что между целым и частью.
Семь греческих городов оспаривали друг у друга право считаться местом его (Гомера) рождения; так, даже самая невыясненность его биографии служит к вящей славе его.
По мнению Плутарха, Гомеру принадлежит та редчайшая и исключительная заслуга, что он единственный в мире автор, который никогда не приедался и не надоедал людям, а всегда поворачивался к ним неожиданной стороной, всегда очаровывая их новой прелестью.
Гомер был… неисчерпаемым кладезем познаний, а его книги – источником вдохновения для всех.
Грубые и вульгарные души всегда будут питать большее уважение к богатству, чем к таланту.
Талантливый человек талантлив во всем.
Один великий гений формируется другим не столько за счет подражания, сколько в результате общения. Один алмаз шлифует другой.
Все гениальные люди счастливы благодаря своему совершенству.
Творчество развивается и творческие силы крепнут только там, где есть свобода их проявления.
Увы, земной недолог путь,
И все ж во власти человека —
Великое творя, шагнуть
За рамки собственного века.
Забытым быть – ужасней смерти нет.
Кто скончался, но не забыт, тот бессмертен.
Уходя, мы оставляем после себя то, что нами сделано. Отсюда у людей жажда к творчеству.
Талант – искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим.
Если нам вообще свойственно оплакивать человека уходящего из мира, прежде чем он раскрыл до конца свои дарования и осуществил свое земное призвание, то это чувство особенно углубляется тогда, когда на наших глазах преждевременно угасает жизнь гения.
Обычно только после смерти гения потомки определяются с тем местом, которое он по праву занял в мировой истории.
Умение вести разговор – это талант.
Большинство великих деятелей были красноречивейшими людьми своего века. Творцы самых глубоких философских систем, вожди партий и сект, те, кто во все времена пользовался наибольшим влиянием на умы народов, обязаны самыми громкими своими успехами лишь прирожденному красноречию и живости души.
Гении составляют гордость народов, к которым принадлежат.
Самого совершенного и высшего своего выражения нация достигает в гении.
Гений подъемлет бремя своего народа, бремя его несчастий, его искания, его жизни, все его тяжести бытия; и, подняв его, он побеждает так, что его победа становится – на путях непосредственного или опосредствованного общения – источником победы для всех, связанных с ним национально-духовным подобием. Ему дана та мощь, о которой томились и ради которой страдали целые поколения в прошлом, и от этой мощи изойдет духовная помощь для целых поколений в будущем.