Часть вторая. Гордость – корень зла
«Гордый человек отделён от Бога, потому что гордость не пропускает через себя Божественную благодать. Гордость – это изоляционный материал, не пропускающий сквозь себя благодать Божию и изолирующий нас от Бога».
Глава первая. О том, что гордость – это генштаб страстей
Геронда, я завистлива, злопамятна, осуждаю, гневаюсь…
– Зависть, осуждение, гнев, злопамятство и другие подобные страсти происходят от гордости. Гордость – это генштаб всех страстей. Сокрушая гордость, ты одновременно поражаешь все страсти, и в сердце приходят смирение и любовь. Потому я думаю, что в духовной брани достаточно сосредоточить все силы удара на гордости или, лучше сказать, открыть фронт на её направлении. Надо сосредоточить огонь всех наших орудий на крепости гордыни, отделяющей нас от Бога. Погляди, ведь объявляя войну какому-нибудь государству, главный удар наносят по столице. Если удастся захватить столицу – считай, захватили всё государство.
– Геронда, а с кем в родстве находится гордый человек?
– С тем, чьё имя лучше не произносить, – с самим диаволом… Хотя даже диавол уступит скорее, чем гордец… Чтобы уступил диавол, достаточно смириться. А человек гордый не уступит тебе, даже если ты смиришься перед ним, даже если ты попросишь у него прощения. В ответ на твоё смирение он бросит тебе в лицо: «Лицемер!»
У кого больше смирения, у того богаче его духовная сокровищница. А гордый человек ничего путного внутри себя не содержит. Он, как и пшеничный колос без зерна, гордо задирает нос, тогда как зрелый, наполненный хлебом колос смиренно склоняет свою голову к земле. Помрачённый гордостью человек не только внутренне неспокоен, но и даже внешне взбудоражен. Он распространяет вокруг себя шум. Все его дела – как воздушный шарик: диавол его сперва надувает, надувает, что есть мочи… А потом прокалывает тонюсенькой булавкой, и шарик с шумом лопается.
Гордость – лакейская штука, она низка и подла. Страшное дело – ведь самих ангелов она превратила в демонов! Гордость выгнала нас из рая на землю, а теперь с земли пытается отправить в ад.
Когда мы не замечаем своей гордости
– Геронда, я не вижу в себе гордости, не понимаю, в чём конкретно она во мне проявляется.
– Значит, в тебе есть гордость в общем смысле. Диавол часто представляет вещи настолько замаскированно, что человек не понимает, когда поступает по гордости. Но если он будет внимателен к себе, то поймёт, когда действует с гордостью. Он может не ощущать всей гордости, которая в нём, но хотя бы часть её он чувствует. Он может распознать гордость, если заметит в себе чувство эгоистичной удовлетворённости и превосходства над другими.
– А если, геронда, человек совсем не понимает, что в нём есть гордость? Что происходит тогда?
– А тогда начинают действовать духовные законы. Человек гордится, падает и волей-неволей смиряется. Снова гордится, опять падает и снова волей-неволей смиряется. И так продолжается всю жизнь: гордость – смирение, гордость – смирение. Однако такого рода смирение – не добродетель, оно просто результат действия духовных законов. Человек смиряется, сам того не желая и не делая для себя никаких выводов. Это состояние застоя. Гордому человеку просто даётся возможность понять, что в нём что-то не так. Например, говоришь сестре, несущей послушание в иконописной мастерской: «Эта икона у тебя хорошо получилась!..» Если она возгордится, то в следующий раз, когда нужно будет написать другую икону, подумает: «Эту икону я напишу лучше прежней, чтобы старец опять меня похвалил!» И смотришь, вместо иконы у неё выходит самая настоящая карикатура. Я ей замечаю, что где-то пошло не так, а она говорит себе: «Ну, на этот раз я сделаю в точности так, как мне сказал старец, и теперь-то он меня обязательно похвалит!» Ну и что же? Получается ещё одна карикатура.
– Геронда, а при этом ей самой икона может казаться очень красивой?
– Да, ещё как может!.. Её мазня может казаться ей шедевром, она прибежит и будет с радостью говорить мне: «Ну что? Какова она Вам теперь, геронда? Ну скажите, хорошую ведь я теперь написала икону?» Только когда я ей начинаю объяснять и показывать, что её работа – самая настоящая мазня, тогда до неё потихоньку доходит.
– Ну а если она так и не поймёт?
– А если не поймёт, значит, гордость в ней закостенела, и она будет наступать на одни и те же грабли. Что бы ты ни говорил гордому человеку, он все равно не выходит за пределы собственного «я».
– Геронда, а если я умом понимаю свою гордость, однако сердце моё все равно остаётся каменным?
– Начни понимать её хотя бы умом, и постепенно начнёшь исцеляться. Ведь и врач сначала ставит диагноз, а только потом приступает к лечению.
Гордость проникает везде
– Геронда, когда при исполнении своих монашеских обязанностей[30] я преодолеваю какие-то трудности, то радуюсь, поскольку чувствую, что получаю от этого пользу. Может быть, в этом тоже есть гордость?
– Если человек к себе невнимателен, то он может гордиться, даже лёжа на кровати и глядя в потолок. Наш духовный поезд может улететь под откос как направо, так и налево – диавол нас уловляет и с той, и с другой стороны. Некоторые меня спрашивают: «Скажите, пожалуйста, на что особенно мне следует обратить внимание, чтобы не впадать в гордость?» Это всё равно что спрашивать: «Не подскажете ли, где именно я могу упасть: здесь или чуть подальше?» Да где угодно! И здесь ты можешь упасть, и чуть подальше, и совсем далеко ты тоже можешь упасть, и направо ты можешь упасть, и налево… Ты можешь упасть отовсюду! И с лестницы, и со стула, и даже с низенькой скамейки! Ты можешь упасть в любой момент и при любых обстоятельствах, поэтому нужно внимание: гордость проникает всюду.
– Геронда, а может человек гордиться, когда и гордиться-то ему совсем нечем?
– У-у, иногда такой человек может гордиться даже больше тех, кому есть чем гордиться!.. Когда я жил в монастыре Сто́мион[31] в Эпире, то узнал, что в горах скитается один старый пастух. Семьи и дома у него не было, и он переходил с места на место. В конце концов его приютил у себя другой пастух, поселив в в сарае, где хранились веники для коз. Он не разрешал ему даже огонь разводить, чтобы веники не спалил. Так и жил этот старик в горах в холодном сарае. Спал он в углу на двух досках, на которые клал какие-то старые тряпки. Услышав о нём, я пошёл его навестить. Какой же он был грязнющий – настоящий трубочист!.. Я спросил одну бедную женщину из села неподалёку, сколько ей дать, чтобы она вымыла его. «Ничего, – говорит, – не надо, только мыло принеси». Ну что же, принёс я мыла, она его привела в порядок, и я навестил его ещё раз. Застал я его за обедом. Закончив есть, он молодцевато посмотрел на меня, хитро прищурился, потом важно перевернул миску вверх дном и гордо заявил: «Премудрость, брат! Что ж мы, без понятия? А то тут собаки, коты всякие бродят». Перевернуть миску вверх дном, чтобы её не облизывали собаки и кошки, он считал великим достижением. Как будто в космос слетал! Вот что такое гордыня… Жил не пойми как, а при этом гордился – не пойми чем.
Гордые помыслы
– Геронда, что нужно делать, когда к нам приходят гордые помыслы?
– Как другие люди смеются над нами, когда видят в нас гордость, так и мы сами должны смеяться над своими помыслами гордыни.
– А смиренному человеку приходят на ум гордые помыслы?
– Приходят. Но он смеётся над ними, потому что знает, кто он есть на самом деле.
– Геронда, я где-то читала, что гордые помыслы надо отгонять сразу, как и блудные.
– Блудный помысел распознаётся сразу. А вот чтобы распознать помысел гордыни, нужно трезвение. Например, если во время молитвы в уме появится блудный помысел, ты его распознаешь и сразу отгонишь: «А ну-ка, – скажешь, – пошёл отсюда!..» Но если, например, в церкви тебе придёт помысел, что ты хорошо прочитала Псалтирь, то нужно трезвение, чтобы его распознать и отогнать.
– Но ведь в большинстве случаев помысел гордости появляется во мгновение ока. Как успеть привести на ум смиренный помысел?
– Готовиться нужно заранее. Угото́вихся и не смути́хся[32], – говорит пророк Давид. Помыслы гордыни приходят молниеносно – это старая уловка диавола. А ты применяй против него другую уловку – постоянно возделывай смиренные помыслы, чтобы все время быть впереди его хотя бы на один шаг. Только смиренные помыслы приносят смирение, и только от смирения уходит гордость. Один проповедник[33] рассказывал мне, что как-то раз приготовил очень хорошую проповедь. Он поднялся на амвон и стал говорить, речь его текла как река, и говорил он очень красиво. Но вдруг в один момент у него в уме промелькнул гордый помысел, он сбился, речь его смешалась, и он не мог и пары слов связать. Он растерянно стоял перед всем народом, потом расплакался и молча спустился с амвона, сгорая со стыда. Потом он долго не мог произносить проповеди – в такую пришёл в негодность как проповедник. Я ему сказал: «Это случилось с тобой из-за гордости. Ты возгордился, и поэтому благодать Божия от тебя отошла. Что же, теперь со смирением начинай всё сначала. Когда подойдёт время подниматься на амвон, говори себе: „Если я собьюсь, значит, мне для пользы духовной нужно опять стать посмешищем перед людьми“. И если ты вдруг снова собьёшься и начнёшь плакать, то люди будут думать, что ты плачешь от умиления, и не соблазнятся, а получат пользу. Так что не бойся, смиряйся и проповедуй!» И в самом деле, он теперь всегда заранее готов стать посмешищем – и со смирением произносит хорошие проповеди.
Глава вторая. О том, что гордость многообразна
Скрытая гордость
Геронда, Вы сказали, что во мне есть скрытая гордость. Что такое скрытая гордость?
– Это внутренняя гордость. А внутренняя гордость намного хуже внешней.
– А чем внешняя гордость отличается от внутренней?
– Внешняя гордость заметна и потому легко поддаётся врачеванию. Человека, имеющего внешнюю гордость, можно узнать и по одёжке, и по походке, и по разговору. Но бывает, что ему достаточно услышать всего несколько слов, и он начинает исправляться. А вот скрытую гордость попробуй распознай! Именно поэтому она с трудом поддаётся исцелению. Она прячется глубоко, окружающие её не видят, только очень опытный человек способен заметить её. Скрытой гордостью страдают в основном люди, ведущие духовную жизнь. Внешне они могут казаться смиренными и благочестивыми, а в душе скрывать такую гордость, что будь здоров! Не обманывайся: тангалашка может быть одет как в модный костюмчик, так и в нищенские лохмотья…
– А если человек имеет скрытую гордость, он чувствует её?
– Если наблюдает за собой, то чувствует.
– Мне кажется, геронда, что человек, имеющий скрытую гордость, не чувствует в душе покоя.
– Покоя от Бога он не чувствует, даже не знает, что это такое. Но он сам успокаивает свой помысел.
– Геронда, что может помочь мне распознать скрытую гордость и как бороться, чтобы избавиться от неё?
– Представим, что ты ревностно подвизаешься и помысел тебе говорит: ты делаешь нечто великое, ты добродетельный человек. Если так, то в тебе есть гордость, ты её в себе скрываешь. Если ты в себя всмотришься, то увидишь, что удовлетворение, которое ты испытываешь, – удовлетворение ложное. Чтобы скрытая гордость ушла, тебе нужно возненавидеть эту ложь и прогнать её от себя. У людей вызывают отвращение те, в ком заметна внешняя гордость, и это помогает последним исправиться. Однако те, у кого есть внутренняя, скрытая гордость, должны сами возгнушаться собой, чтобы от неё избавиться. Кроме того, если ты даёшь другим право делать тебе замечания, ты тоже себе помогаешь, потому что твоя скрытая гордость выходит наружу, становится явной, а затем постепенно исчезает.
Эгоизм – непослушный сын гордости
– Геронда, гордость и эгоизм – это разные страсти?
– Гордость, эгоизм, тщеславие – это одна и та же страсть, только в разной степени и с разными оттенками. А вот состояние совершенной гордыни – сатанинское.
Эгоизм – непослушный сын гордости. Эгоист не уступает, он всегда стоит на своём. Но как в конце концов ломаются деревья, которые не гнутся под порывами ветра, так и эгоист, не уступая, расшибает себе лоб. Эгоизм – великое зло! Хотя эгоист и не находит покоя, всё равно стоит на своём! Взять, например, ересиарха Ария. Родная мать говорила ему: «Столько людей утверждают, что ты неправ, неужели ты сам этого не понимаешь?» – «Понимаю, – отвечал он, – но разве я могу подчиниться их мнению?» Эгоизм Ария не позволял ему признать свою ошибку.
– Неужели ему было всё равно, что он стольких людей увлёк в свою ересь?
– А этот вопрос его интересовал меньше всего. «Если я призна́ю ошибку, – говорил он, – то потеряю уважение своих последователей». И чем больше он понимал, что заблуждается, тем активнее пытался убедить других в своей «правоте». Страшная всё-таки это вещь – эгоизм!
– Геронда, а чем эгоист отличается от гордеца?
– У эгоиста есть упорство, упрямство, а у гордого может не быть ни того, ни другого. Например, в церкви вы подходите к иконам по чину, все знают, кто за кем идёт. Если у какой-нибудь сестры есть эгоизм, а другая сестра влезет в очередь перед ней, то первая так надуется, что даже не пойдёт прикладываться к иконам!.. «Если эта пролезла вперёд меня, – кипит такая сестра, – то я вообще не пойду никуда прикладываться!» А вот если она не эгоистка, а гордячка, то она точно так же будет задета, что сестра влезла вперёд неё, но вида при этом ни за что не подаст! Она не только эту сестру, но ещё и других, младших себя, с елейным смирением будет пропускать перед собой: «Ах, проходите, пожалуйста, прикладывайтесь-прикладывайтесь!.. И ты проходи вперёд, сестра, и ты вперёд проходи!..»
– Геронда, а что мне делать, когда ранят мой эгоизм?
– Когда ранят твой эгоизм, не спеши накладывать на него мази и повязки. Оставь его как есть, раненым, – пусть себе умирает. Если умрёт твой эгоизм, то воскреснет твоя душа.
– А как умирает эгоизм?
– Надо похоронить своё «я», пусть оно гниёт и превращается в удобрение, чтобы на нём выросли смирение и любовь.
Высокое самомнение
– Геронда, отчего я легко впадаю в гордость?
– Если ты легко впадаешь в гордость, это означает, что ты имеешь высокое мнение о себе. Ты думаешь, будто что-то из себя представляешь. Ведь человек не стал бы гордиться, если бы он не думал, будто что-то из себя представляет, правда? И поскольку ты считаешь себя человеком выдающимся, то и гордишься ты по малейшему поводу. Ты как тот гипертоник, у которого, стоит ему немного поволноваться, мгновенно подскакивает давление.
– Геронда, у меня опять охладело сердце. Почему со мной так происходит?
– Потому что кое-какие винтики у тебя в голове разболтались, и теперь там гуляет ветер высокоумия. Я ставлю на твою голову заглушку, закручиваю на ней болты, а ты её всё равно срываешь. Теперь нам нужно поставить заглушку побольше и закрутить её покрепче. Знаешь, какие бы ты могла получить от Христа дарования, если бы не имела этого недостатка? Когда мы теряем внимание, то незаметно приходит диавол, пронзает нам голову иглой высокоумия, надувает её, как воздушный шар, и запускает вверх.
– Геронда, тому, кто высокого о себе мнения, нелегко разглядеть хорошее в других.
– Да, это так. Человек, высоко о себе мнящий, находится во мгле гордости и не имеет ни духовного здравия, ни ясного зрения, потому он и не может разглядеть дарования, которые имеют другие люди. Как к человеку могут прийти высокие мысли от Бога, если он занят высокими мыслями о себе? Если Христос возьмёт отвёртку и совсем чуть-чуть повернёт у нас в голове хоть один винтик, мы тут же станем нести такую ахинею!.. Какое уж тут высокое о себе мнение?..
Имеющий высокое мнение о себе находится вне себя, такой человек безумен. Ему нужно плавно спуститься на землю, чтобы найти на земле самого себя. Иначе так и будешь попусту парить в облаках и тратить горючее.
Самоуверенность
– Геронда, что значат слова: А́ще не Госпо́дь сози́ждет дом, всу́е труди́шася зи́ждущии?[34]
– Это сказано о человеческой самоуверенности. Когда при совершении великого пострига постригаемого спрашивают: «Сия́ вся… претерпе́ти обещава́еши ли ся?» – он отвечает: «Ей, Бо́гу споспе́шествующу»[35]. Будущий монах не говорит: «Конечно, я всё вытерплю сам!» Если же человек не поставляет впереди во всём Бога, но говорит: «Я сам сделаю это, я своими силами сделаю то», тогда он хоть лоб себе расшибёт, всё равно ничего не сделает.
– Геронда, я сильно огорчаю сестёр: они мне говорят одно, а я делаю совсем другое.
– Это происходит с тобой из-за самоуверенности. Тебе кажется, что ты мух на лету ловишь, но на самом-то деле ты ловишь не мух, а воздух! Ты хватаешь воздух и думаешь, что поймала муху. «Поймала!» – кричишь, только в кулаке-то у тебя пусто. Ты хватаешь воздух другой рукой и снова кричишь, что поймала муху, но кулак-то твой снова пустой. Так что давай договоримся: сначала проверь, есть ли что в кулаке, а потом уже кричи: «Поймала!»
– Геронда, сёстры говорят мне, что им со мной тяжело, потому что я настаиваю на своём мнении. Но вот сама я этого не замечаю.
– Знаешь, в чём причина того, что с тобой происходит? Когда у тебя сформировалось определённое мнение по какому-то вопросу, то ты уже не спрашиваешь себя и других: «Мне пришёл такой-то помысел, и я не знаю, правильный он или нет», но считаешь, что твоё мнение априори верное, и потому упрямо стоишь на своём. Ты как та жена, которой муж-рыбак принёс осьминога и попросил приготовить его на ужин. А у осьминога не хватало одного щупальца. «Ну что, жена, – говорит проголодавшийся муж, – как там наш осьминог? Небось сварился уже?» – «Но он же не осьминог, – отвечает жена. – Он же семиног». – «Какой там ещё семиног? – говорит муж. – Осьминог, я тебя спрашиваю, сварился?» – «Но он же семиног!» Осьминог – семиног, осьминог – семиног… Слово за слово, наконец муж так разозлился на упрямую жену, что взял её в охапку, отнёс к колодцу и бросил туда! Вот стоит она, бедная, в колодце, по подбородок в воде, кричать уже не может, но всё равно продолжает ему на пальцах молча показывать: «Семь, семь, семь!» Так что ты говори, конечно, сёстрам свой помысел, но на мнении своём не настаивай.
– Да, геронда, но я часто замечаю, что моё мнение правильнее, чем мнение сестёр, с которыми я вместе тружусь на послушании.
– Это из-за твоей самоуверенности вещи представляются тебе в таком свете. Будь аккуратной: тот, кто имеет ко всему слишком рациональный подход, со своим эгоизмом и самоуверенностью может дойти до того, что перестанет вообще кого-либо слушать.
– А как мне избавиться от самоуверенности?
– Присмотрись к себе, и ты увидишь, что у тебя нет ничего своего, что ты ничего не можешь сделать без помощи Божией. Если ты поймёшь, что то хорошее, что ты делаешь, – от Бога, и только глупости – твои собственные, то ты перестанешь доверять себе и избавишься от самоуверенности.
Хвастовство
– Геронда, человек, который болеет гордостью, всегда рассказывает о добре, которое делает?
– Рассказывает или не рассказывает, всё равно – скрытое самодовольство сидит у него внутри. На днях пришёл ко мне один человек. Рассказывал он всё о себе да о себе, но при этом то и дело вставлял: «Во славу Божию сия глаголю». Рассказывает-рассказывает, потом опять своё: «Во славу Божию сия глаголю». Я в какой-то момент деликатно его спрашиваю: «Слушай, может, не только в Божию? Может, и в свою немножко?» – «Ни в коем случае, – отвечает, – вся сия глаголю во славу Божию». Получается, человек пришёл не для того, чтобы рассказать о том, что его беспокоит, а поведать о своих достижениях «во славу Божию», хотя на самом деле он всё рассказывал ради своей собственной славы.
Так или иначе, человек всегда теряет, если сообщает другим о своём добром деле или молча гордится им. В этом случае он без толку трудится, делая что-то доброе, но получая за это осуждение. Один человек, который готовился стать священником, за сорок дней до хиротонии удалился в глухой монастырь. Спустя тридцать восемь дней ему нужно было выехать из монастыря в мир. И вот видели бы вы, как он из кожи вон лез, чтобы вернуться в монастырь и отсидеть там ещё два дня! Так сильно ему потом хотелось всем рассказывать, что он провёл в монастыре сорок дней перед хиротонией. Ну а как вы хотели: ведь и пророк Моисей, прежде чем получить от Бога десять заповедей, тоже пробыл на Синае сорок дней!..[36] Потом он всем рассказывал: «Да-да, перед хиротонией я провёл сорок дней в пустынном уединении». Но разве таким путём к человеку приходит благодать? Да лучше бы он прожил в монастыре двадцать или пятнадцать дней, или вообще не прожил там ни одного дня, чтобы не иметь повода хвалиться, что просидел там сорок дней! Во всех этих случаях он получил бы больше благодати.
– Геронда, апостол Павел говорит: Хваля́йся, о Го́споде да хва́лится[37]. В такой похвале может быть гордость?
– Нет. Как же в ней может быть гордость? В такой похвале присутствует не гордость, а славословие, благодарность Богу. Если мы считаем за великую честь и благодеяние то, что Благой Бог устроил так, что мы стали христианами, то в этом нет никакой гордости. Или если, допустим, кто-то считает особым благословением и радуется, что Бог дал ему хороших и благочестивых родителей, то это не значит, что такой человек хвалится мирской похвалой. Это значит лишь то, что он испытывает благодарность Богу.
Человекоугодие
– Геронда, я часто чувствую неудовлетворённость и обиду.
– Что за обиду ты чувствуешь?
– Да вот думаю: «Почему люди не понимают, скольких усилий мне стоит сделать такое-то дело, и не проявляют ко мне уважения?»
– Когда человек делает что-то со смирением и любовью и это не находит у людей понимания, то, естественно, он может почувствовать обиду, хотя, по большому счёту, и в этом случае чувствовать обиду неправильно. Но, по крайней мере, в этом случае есть некоторые смягчающие обстоятельства. Однако когда человек требует от других признания, это гораздо хуже. Желание признания своих заслуг – это проявление эгоизма, самооправдания и человекоугодия. Насколько возможно, веди себя со смирением. Делай то, что делаешь, любочестно, ради Христа, а не из человекоугодия или тщеславия, дабы услышать похвалу от людей. Когда человек не принимает близко к сердцу похвалы от людей, а трудится только ради Бога, то Бог награждает его в этой жизни, подавая в изобилии Свою благодать, а в будущей дарует блага рая.
– Геронда, а может так случиться, что к любочестию примешается человекоугодие?
– Диавол, который хочет всё осквернить, может через человекоугодие похищать у человека часть любочестия. У человека есть духовно здоровое честолюбие – это любочестие, но если он не будет внимателен к себе, то заразится человекоугодием, и потом, что бы ни делал такой человек, это не будет приносить плода. Это всё равно что черпать воду дырявым ведром. Но если человек осозна́ет, что любое дело, которое делается из человекоугодия, – дело пустое, то у него сразу отпадёт всякое желание делать что-либо напоказ. Его глаза не захотят видеть почестей, а уши слышать, что о нём говорят другие.
– А я вот, геронда, не могу различить, где в моих поступках любочестие, а где человекоугодие.
– Чистое видно сразу. Когда человек руководствуется любочестием, то имеет внутреннее извещение, то есть ощущает внутри покой, тишину. А человекоугодие приносит в душу беспокойство и смущение.
– Геронда, помысел говорит мне, что я впадаю в искушения из-за того, что моё сердце не принадлежит всецело Богу.
– Да, частью его владеет человекоугодие. Постарайся, чтобы ни в одно твоё благое дело не вклинивалось человекоугодие, дабы получать вознаграждение за труд полностью, без «отчислений» в пользу тангалашки, и наслаждаться в полной мере внутренним миром. Анализируй мотивы своих поступков, и как только заметишь, что действуешь из человекоугодия, сразу же его отсекай. Если будешь подвизаться таким «добрым подвигом»[38], то освободишься от мирских побуждений, центром которых является человеческое «я». Тогда всё пойдёт как надо, и не будет у тебя искушений ни внешних, ни внутренних, и ты будешь наслаждаться внутренним миром.
– Геронда, меня огорчает застой в моей духовной жизни. Мне бы хотелось каждый день идти вперёд.
– Знаешь, что иногда происходит? Люди хотят избавиться от страстей и стать лучше не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы нравиться другим. Вот ты, например, хочешь стать лучше и совершенствоваться в духовной жизни. А ты подумала, почему ты этого хочешь? Для того, чтобы стать ближе к Богу? Или чтобы казаться лучше прочих сестёр? Допустим, что ты стараешься приходить в церковь раньше других. Но какова твоя цель? Ты приходишь раньше других для того, чтобы не опаздывать на службу, потому что поступать так правильно? Или для того, чтобы просто приходить первой и получать похвалы от сестёр? Духовный человек думает о том, чтобы нравиться Богу а не людям. Если бы я хотел нравиться людям, – говорил апостол Павел, – то не был бы рабом Христовым[39].
– Геронда, я всегда боюсь пасть в глазах людей, но не думаю о том, чтобы ходить правильно перед Богом. Как сделать так, чтобы всегда иметь страх Божий?
– Нужно бодрствовать, быть в состоянии постоянной боевой готовности. Каждое твоё действие, даже самое малое, должно быть ради Бога. Обрати всего себя к Богу. Если ты возлюбишь Бога, то твой ум постоянно будет искать способ благоугодить Богу, понравиться Ему, а о том, как понравиться людям, он и думать забудет. Так ты освободишься от тяжёлых оков человекоугодия, а пока что они удерживают тебя и не дают духовно подниматься ввысь. А уж когда ты научишься радоваться тому, что падаешь в глазах людей, то будешь внутренне услаждаться Сладчайшим Иисусом.
Карамелька похвалы
– Геронда, меня тут маленько похвалили, и я… Ну, как бы Вам это сказать…
– Ну похвалили, и что теперь? Слушай, у тебя что, вместо головы погремушка? Нас, по-твоему, что должно беспокоить: какими нас видят люди или какими нас видит Христос? Люди или Христос – наша движущая сила? Послушай, ты же серьёзный человек, не будь легкомысленной!.. Меня вот тоже часто хвалят-хвалят, иногда даже всякие начальники, а меня от их похвал тошнит. Я смеюсь про себя над их похвалами и отбрасываю эти похвалы куда подальше. Так и ты: лишь услышишь что-то подобное, сразу отбрасывай подальше от себя. Ведь все эти похвалы – совсем никчёмные штуки! Что мы приобретаем от того, что другие нас хвалят? Только то, что завтра-послезавтра нас вслед за людьми будут нахваливать ещё и бесы? Человек, который радуется, когда его хвалят, становится посмешищем бесов.
Если человек повреждён, заражён гордостью или предрасположен к ней, то любые похвалы, будь они «мирскими» или «духовными» – то есть относящимися к телу или к душе, – наносят ему вред. Поэтому лучше не будем торопиться хвалить людей. Ведь если человек слаб духовно, то своей похвалой мы ему только навредим, и он может погибнуть.
Похвала – всё равно что наркотик. Например, человек, который начинает служение проповедника, может после своего первого опыта спросить мнение более опытных: удалась ли проповедь, на что следует обратить внимание, чтобы не причинить вреда слушателям? Чтобы его ободрить, кто-то может сказать: «Ты хорошо говорил, только на то-то, мне кажется, стоит обратить внимание». Но потом склонный к гордости проповедник может дойти до того, что будет спрашивать мнение других, только чтобы услышать от них похвалу. И если ему скажут: «Да, хорошая была проповедь», он обрадуется. «Вот ведь как они меня нахваливают!» – будет думать он и надмеваться этими мыслями. Но если ему скажут: «Увы, проповедь у тебя вышла, прямо скажем, неважная», он начнёт переживать. Видите, как тангалашка одной лишь малюсенькой карамелькой похвалы обводит человека вокруг пальца? Сначала человек спрашивает мнения других с добрым расположением – чтобы понять, в чём он должен исправиться. Но проходит какое-то время, и он начинает спрашивать мнение других ради того, чтобы услышать похвалу, которая доставляет ему радость…
Если вы радуетесь и испытываете чувство удовлетворения, когда вас хвалят, если расстраиваетесь и вешаете нос, когда вам делают замечание или говорят, что такое-то дело вы сделали не очень хорошо, то знайте: вы находитесь в мирском состоянии. И волнуетесь вы по-мирски, и радость испытываете тоже мирскую. Человек духовно здоровый радуется, если ты ему скажешь: «Знаешь, это у тебя плохо получилось», потому что тем самым ты помогаешь ему увидеть свою ошибку. Он признаёт, что сделал дело не очень хорошо, поэтому Бог его просвещает, и уже в следующий раз он сделает его лучше. Но даже сделав его лучше, он все равно будет считать, что не он сделал это дело, а Сам Бог. «Да ладно, что я там один-то мог бы сделать? – отмахивается такой человек. – Если бы Бог мне не помог, я бы таких дров наломал!» У человека, который так мыслит, правильное устроение.
– Геронда, а как сделать так, чтобы мы чувствовали себя одинаково и когда нас хвалят, и когда ругают?
– Если вы возненавидите мирскую славу, то с одинаковым расположением будете принимать и похвалу, и поношение.
Тщеславие
– Геронда, из-за чего я ощущаю внутри себя какую-то пустоту?
– Это от тщеславия. Когда мы стремимся возвыситься в глазах людей, то ощущаем внутри пустоту. Ведь тщеславие – это поиск пустой, тщетной славы, отсюда и возникает ощущение вакуума. Но ведь Христос приходит не в вакуум, а в сердце обновлённого человека. К сожалению, люди духовной жизни часто стремятся приобрести добродетель, но при этом ещё хотят приобрести и что-то, что питало бы их гордость, – общественное признание, привилегии и тому подобные мирские радости. От этого у них в душе появляется пустота, пустота тщеславия. Они ничем не наполнены, в них нет сердечной радости. И чем больше в них растёт тщеславие, тем больше увеличивается пустота в душе и тем больше они страдают.
– Геронда, отчего появляется тяжесть, которую я испытываю в своём духовном делании?
– Ты подвизаешься, но делаешь это без смирения. Тот, кто подвизается со смирением, не встречает трудностей в своём делании. Но когда у человека есть духовные устремления, сопровождаемые тщеславием, тогда в душе возникает тяжесть. Остальные страсти не так сильно препятствуют нам в духовном восхождении – если, конечно, мы смиренно призываем милость Божию. Но когда тангалашка нас уловляет тщеславием, он словно завязывает нам глаза и тащит за собой по узкой и опасной тропинке вдоль обрыва. Тогда-то мы и ощущаем в душе тяжесть, потому что попали под сильное влияние тангалашки.
Духовная жизнь в корне не похожа на жизнь мирскую. В мирской жизни, чтобы, например, какой-нибудь бизнес имел успех, необходимо сделать хорошую рекламу, распространить всякие там буклеты и листовки, постараться сделать так, чтобы о тебе узнало побольше народу. Но в духовной жизни бизнес будет успешным только в одном случае: если человек возненавидит мирскую славу.
– Геронда, как отогнать тщеславные помыслы?
– Радуйся вещам, противоположным тем, к которым стремятся люди мира сего. Только имея устремления, противоположные мирским, можно двигаться и действовать в духовном пространстве. Хочешь, чтобы тебя любили? Радуйся, когда на тебя не обращают никакого внимания. Хочешь сидеть на почётном месте? Садись на самую низенькую скамейку. Ищешь похвал? Возлюби уничижение, дабы ощутить любовь уничиженного Иисуса. Ищешь славы? Стремись к бесславию, чтобы ощутить славу Божию. И когда ты ощутишь славу Божию, тогда почувствуешь себя счастливым и будешь иметь в себе радость – бо́льшую радостей всего мира.
Глава третья. О последствиях гордости
Гордость отделяет нас от Бога
Геронда, я чувствую, что со мной что-то не то.
– А ты разобралась, в чём причина такого состояния? Когда ты приходила ко мне на беседу в прошлый раз, было видно, что ты мыслишь правильно и действуешь с рассуждением, потому и Христос тебе помогал. Может, ты из-за этого и впала в гордость, и – как следствие этого – Христос отнял у тебя Свою благодать?
– Да, геронда, так оно и есть.
– Вот видишь… Когда мы перестаём осознавать, что преуспеваем только с помощью Божией, и начинаем думать, что достигаем всего сами, тогда Бог отнимает Свою благодать, дабы мы поняли, что наши – только желание и усилие, а сила и результат зависят от Бога. Как только мы осознаём, что преуспеваем благодаря лишь Божией помощи, у нас сразу открываются глаза, мы смиряемся, плачем о своём падении, Бог нас жалеет и снова подаёт нам Свою благодать. И мы идём дальше.
– Геронда, а когда человек впадает в гордость, Божественная благодать отходит от него сразу же?
– Конечно! А ты что, думаешь, Денница из ангела превращался в диавола медленно, постепенно? Нет, всё произошло во мгновение ока! Лишь только у человека появится помысел, что он что-то значит, как благодать Божия сразу его покидает. Да и что общего у благодати Божией с гордостью? Бог есть смирение. А когда благодать Божия отходит, то приходит диавол и помрачает ум. Потом такой человек может испытывать даже внешние нападения от бесов, а внутри у него образуется духовный мрак.
Гордый человек не имеет благодати Божией, а потому существует опасность того, что он может пасть великим падением. Боже упаси! Гордый человек отделён от Бога, потому что гордость не пропускает через себя Божественную благодать. Гордость – это изоляционный материал, не пропускающий сквозь себя благодать Божию и изолирующий нас от Бога.
Принимая гордый помысел, мы губим любое доброе дело
– Геронда, ну что же я за человек такой невнимательный! За что ни возьмусь – всё испорчу!..
– Похоже, в тебе сидит скрытая гордость. А Бог тебя любит. И, следовательно, начинают действовать духовные законы: ты что-нибудь портишь и смиряешься. Всяк вознося́йся смири́тся[40], – сказано в Евангелии.
– Геронда, а я тут недавно гладила, прожгла чужую рясу и теперь боюсь утюг в руки брать.
– А ты осеняй себя крестным знамением, бери утюг и гладь.
– А может, это было искушение?
– Если мы что-то портим, это редко происходит от зависти диавола. Как правило, причиной является гордый помысел. Когда мы принимаем гордый помысел, то губим любое доброе дело. Вот похоже, что и ты приняла гордый помысел.
– Но почему тогда сгорела ряса, причём чужая? Почему не со мной что-то случилось?
– А вот как раз потому ряса и сгорела, что она была чужая. Сёстры узнали о том, что ты натворила, – ты опозорилась, а через это смирилась. А если бы что-то случилось с лично с тобой, то ты бы не опозорилась. Ведь для чего человек исповедуется? Чтобы грех его стал явным, был выставлен на посмешище. Так побеждается диавол.
– Геронда, когда человек делает что-то, а вместо пользы происходит вред, то что это значит: человек делал неправильно или не имел доброго расположения?
– В каждом конкретном случае причин может быть много. Надо рассматривать мотивы поступка.
– Геронда, а может ли человек испортить что-то просто по рассеянности?
– Что значит «просто по рассеянности»? Если присмотришься повнимательнее, то увидишь, что в большинстве случаев человек портит что-то по гордости. Если, к примеру, какой-нибудь хозяйке придёт помысел, что никто на целом свете не моет тарелки лучше неё, то может так получиться, что она «просто по рассеянности» опрокинет полку с посудой и всю посуду разобьёт. Как-то раз женщине, которая работала в посудной лавке, пришла в голову такая мысль: «О, как же я ловко достаю с полки коробки с фужерами!» Как только она это подумала, коробка, которую она снимала, выскочила у неё из рук и упала на пол. Все бокалы разбились! Или, допустим, водитель видит идущего вдоль дороги бедного старика, сажает его в машину и везёт, куда тот попросит. Если в этот момент водителю придёт помысел: «Ну? Разве другой бы так поступил? А я вот молодец! А теперь ещё и этот дедуля будет всем рассказывать, какой я хороший!» – то благодать Божия его оставит, и он может врезаться в столб, въехать на тротуар или, Боже упаси, даже кого-нибудь сбить.
У гордого человека вместо духовных взлётов происходят падения
– Всё, геронда, спа́ла у меня, наконец, температура.
– Очень рад, что спала, слава Богу. А то тебя эта температура всю измучила. Надеюсь, что и в твоей духовной жизни высокая температура тоже пройдёт, только вот нужно разобраться с гордостью, от которой эта температура поднимается. На самом деле гордость – такая штука, которая может вызвать не только незначительное повышение духовной температуры, но и сильный жар. И чем сильнее гордость, тем выше духовная температура, которая влияет даже на тело, вызывая жар и в нём, поскольку тело и душа человека неразрывно связаны.
Гордость – самая страшная духовная болезнь. Она как пиявка. Если пиявка присосётся к человеку, то начинает пить его кровь. А гордость высасывает из человека всё до капли. Она вызывает духовное удушье, потому что забирает весь духовный кислород, предназначенный человеческой душе.
– Геронда, я заметила, что сто́ит мне в моём делании войти в определённую колею, как всё начинает идти наперекосяк…
– Видно, помысел начинает тебе нашёптывать: «Я преуспеваю! Я преуспеваю!» – поэтому и случается падение. У гордого человека вместо духовных взлётов происходят падения.
– Геронда, а меня всегда уязвляет гордость: что бы я ни делала, что бы ни говорила.
– А ты всё делай со смиренным помыслом, иначе даже в благих твоих действиях будет присутствовать диавол. Допустим, человек гордо заявляет другим: «Вот, собираюсь тут сделать одно доброе дело!» Тем самым он посвящает в своё намерение диавола и может встретить на пути множество препятствий. А в конечном итоге он так ничего и не сделает. Но если человек, собираясь сделать доброе дело, избегает шума, то диавол не находит зазора, чтобы встрять.
– Геронда, как правильно совершать над собой духовную работу?
– Сокровенно и в молчании. Духовное делание – вещь тонкая, в ней каждое наше действие требует особого внимания. Духовная жизнь – это «наука из наук»[41], как говорят святые отцы. О, сколько здесь нужно трезвения! Восхождение в духовной жизни – это всё равно что подъём по винтовой лестнице без перил. Если человек поднимается и вместо того, чтобы смотреть под ноги, начинает говорить себе: «Ух, как высоко я забрался! А сейчас ещё выше заберусь!» – то оступается и летит вниз.
– А почему, геронда, у этой лестницы нет перил?
– А потому что человек – свободное существо и должен сам пользоваться умом, который ему дал Бог. Если он не пользуется правильно своим умом, то чем ему может помочь Бог?
– Геронда, а может гордость быть причиной «духовной засухи»?
– Может. Если в человеке есть гордость, то Бог попускает ему пребывать в состоянии вялости, безразличия, холодности, равнодушия. Ведь если человек гордый вкусит от небесных благ, то он начнёт гордиться и думать, что якобы заслужил это своими делами. А потом он станет ещё и других учить: «Подвизайтесь, люди! Видите, чего я удостоился за свои подвиги!» – и так будет причинять людям вред. Потому Бог и попускает такому человеку быть биту. По попущению Божию этого человека бьют столько, сколько нужно – пока в нём не умрёт самомнение, пока он не отчается в себе – в хорошем смысле этого слова – и не почувствует, что значат слова Господа без Мене́ не мо́жете твори́ти ничесо́же[42].
Гордость делает человека посмешищем
– Геронда, почему мы всё время хотим, чтобы другие знали о наших благих делах, хотя так сладостно и легко жить и трудиться в безвестности?
– Дело даже не в сладкой и лёгкой жизни, просто человек, имеющий внутреннее содержание, естественно старается, чтобы его добрые дела не были заметны. А люди такого человека уважают и любят, хоть он сам этого и не понимает.
Насколько же притягателен смиренный человек и насколько отвратителен гордый! Гордого человека никто не любит. Даже Бог от него отвращается. Погляди, даже малые дети, видя, что кто-то из ребят ведёт себя надменно, начинают над ним смеяться. А молчаливого и рассудительного сверстника – уважают. Если дети увидят на улице человека, который идёт задрав нос, они сразу чуют, что это за фрукт, бегут за ним вслед и дразнят. Помню одного человека в Конице: он каждый день надевал костюм, галстук, шляпу и гордо прогуливался по площади, хотя жил в страшной нищете. Детишки, как только видели его, подбегали и пристраивались сзади, передразнивая его гордую походку. И это совсем маленькие дети. Взрослые же понимают, что человек горд, ещё быстрее! Они могут ничего ему не говорить, чтобы не оскорбить, но внутри чувствуют отвращение.
Конец ознакомительного фрагмента.