Вы здесь

Словарь текущей политики. Гражданский контроль над армией (Издательство Европа)

Гражданский контроль над армией

Президент РФ В. Путин:

«Прошу иметь в виду Министерство обороны и правительство в целом: объемы затрачиваемых средств, интересы обороноспособности страны, а также важные социальные параметры реформы делают обязательным наличие гражданского контроля за эффективностью идущих в армии преобразований».

(Послание 2004 года.)

Под «гражданским контролем над армией» принято понимать, главным образом, управление вооруженными силами со стороны политического руководства страны, которое, в свою очередь, избрано путем свободного волеизъявления граждан.

Министром обороны во многих странах, в том числе и в России, является гражданский человек. Министерства обороны, как правило, представляют собой смешанную гражданско-военную структуру. Проблемы военной некомпетентности гражданских руководителей в такой системе практически никогда не возникает из-за четкого разделения административных и оперативных функций.

Еще одной важнейшей формой гражданского контроля является процедура принятия военного бюджета. Бюджет разбивается на десятки тысяч позиций и детально обсуждается парламентом. Разумеется, в бюджете имеется ряд закрытых статей, но их немного, причем закрыты они только от широкой общественности. Для парламента закрытых статей нет в принципе, просто некоторые статьи обсуждаются на закрытых заседаниях, а парламентарии связаны «подпиской о неразглашении». Не менее жестким является и контроль за расходованием средств.