Предисловие
Есть в России реальная политика, отличная от бизнеса, интриг и преступных посягательств? Вопрос считают не до конца ясным, вокруг него вечно ведутся споры. А пока неглупые люди спорят по пустякам, политика сползает в тень кабинетов, разучивается объясняться с людьми. Публичность власти, то есть дебаты по вопросу, как создать силу, как ее удержать и на что нацеливать в общих интересах, – невозможна без общего языка.
Саморазрушение оппозиции обострило концепционный кризис. Потоки народолюбивого красноречия да фразы про «очистительный огонь революции» ничуть не в помощь в вопросах, как сбалансировать внутренние и внешние интересы при демаркации восточной границы, выбрать направление нефтепровода или на какой из общественных институтов – партии или СМИ – сделать стратегическую ставку? Как сочетать принципы суверенитета и правовой свободы? Безъязычие политики на руку шарлатанам, отделывающимся от проблем декламациями. Вчера – «процессом реформ», сегодня – «революцией» или «переворотом». Идеология их неизменна: у вас есть затруднения? Так сбросьте на них бомбу!
Текущая политическая работа невозможна без проработки ее понятий. Ежегодные послания Владимира Путина к Федеральному собранию – ближайший источник актуальной терминологии. Выбор рабочих терминов определяет подход лидера большинства к повестке дня нации. В основу словаря-навигатора положены последние два Послания Президента РФ 2004-2005 гг., которые сам Путин рассматривает как программные для России.
Итак, у вас в руках словарь реального российского политика.
Глеб ПАВЛОВСКИЙ