Ж
Железо
Символический подход к металлам должен абстрагироваться от подхода научного. Онейроидная значимость металла не зависит от его массы, электропроводимости, атомной структуры. Сон свободен в своем полете! В качестве одного из самых важных образов металлов выступает железо. Когда сновидящий произносит слово металлический без каких-либо уточнений, то слушающий может смело обозначать это словом железный: он будет прав в девяти случаях их десяти! Общим исходным всех сновидений, где появляется металл, является железо.
В языке символов слово железо означает враждебный. Железо является корнем совокупности образов враждебности. Оно является конденсированным выражением враждебности жестокой, расчетливой, оскорбительной, замкнувшейся в себе, демонической[147]. В его природе – разъединять. Металлические образы включают широкую гамму устрашающих намерений и защитных ограждающих действий. Более чем 25 % онейроидных проявлений символа связано с решеткой♣ или металлической сеткой♣. Часто железо появляется в сновидении в виде доспехов или брони♣. Существует ли более выразительный образ защитного ограждения? Броня защищает и одновременно изолирует. Это одна из самых тесных, добровольно выбранных тюремных камер[148], отделяющих от внешнего мира. Малой формой брони является железная маска. Важная глубокая диалектическая связь обнаруживается между железом и кровью♣. Железо и кровь – это заточение и свободное течение, это холод♣ и тепло♣, это неподвижность и живость, это жесткая структура и пластичность[149]. Воображение противопоставляет железу трех противников, способных его победить: кровь, воду♣ и женщину♣. Лишь эти трое победят холодное♣, жесткое, нечувствительное железо. Кровь, вода и женщина – три воплощения анимы! С их помощью сон подчеркивает, что природа железа – это анимус. Анимус – зародыш организующей мысли, действующая сила развития сознания, источник господства рассудка, а также стимулятор ложных оправданий, извращенный архитектор интеллектуальных лабиринтов, упрямый свидетель в пользу психологической защиты!
Объективность заставляет нас предположить, что все вышесказанное касается лишь психики с доминирующей женской составляющей. Агрессивность железа, его способность к сопротивлению являются естественными положительными качествами вирильной психики с доминирующим влиянием анимуса. Можно предположить, что подобная личность в меньшей степени испытывает потребность в психотерапии, основанной на анализе сновидений.
Желтый цвет
Какой оттенок желтого палитра воображения предлагает сновидящему? Идет ли речь о золотистом желтом? О желтом чистом и ярком? Имеет ли он в виду кисловатый оттенок желтого лимонного? Или же бледно-желтый оттенок туники Иуды на витражах♣? Традиционные интерпретации имеют тенденцию концентрировать внимание на желтом цвете золота♣, родственном цвету солнца, меда, зрелой пшеницы♣, оставляя несколько упоминаний о бледно-желтом, представляющем негативный аспект этого цвета. Сновидящий, увлеченный своим воображением, редко уточняет оттенок желтого цвета, который он видит. Чтобы его определить, следует изучить настроение сценария сновидения и ассоциации, окружающие данный цвет.
Булимия и ее противоположность – анорексия – в большом количестве ситуаций связаны с чувством фрустрации, вызванным материнской любовью♣. Речь не обязательно идет об обоснованном чувстве, вызванном отношением матери♣ или конкретными обстоятельствами, но иногда о некоем ощущении, возникшем из-за особой чувствительности ребенка♣. Желтый цвет указывает на любовные раны, но он несет в себе способность их излечить, так как он сам – любовь. Это не та страстная любовь, которая порождает неудержимое влечение одного человека к другому, а некая симпатия, которая связывает каждого человека с другими людьми, с жизнью♣, с миром и которая вдохновлена чувством принадлежности к всеобщему божественному. В этом смысле сновидения напоминают наиболее древние традиции, видящие в желтом цвете проявление божественной♣ любви. Даже если он не похож на пшеницу, золото или мед, чистый желтый ведет к Любви, чистый желтый лечит, чистый желтый придает силы[150].
Нам не приходилось встречать в сновидениях примеров бледно-желтого цвета, которые могли бы подтвердить его классическую интерпретацию как цвета предательства. Разговорная речь, питаемая давними традициями, продолжает поддерживать подобную интерпретацию желтого. Однако если доверять сновидениям, то поверить в такое объяснение трудно. В сновидении желтый цвет в первую очередь является индикатором восстановления положительного отношения к материнскому образу: это образ порождающей жизнь природы♣, это любовное отношение между каждым живым существом и миром, между индивидуумом и общностью. Между желтым лимонным и желтым золотистым существует множество нюансов, но все они являются нотами одной гаммы, служащей воспроизведению многочисленных вариаций одной и той же темы.
Жемчужина
Авторы немногих текстов, в которых рассматривается символика жемчуга, едины в интерпретации этого образа как изображения воды♣, женщины♣ и плодовитости. Содержание соответствующих сновидений подтверждает это направление анализа. Оно, однако, также заставляет нас признать, что подобное объяснение не выходит за рамки очевидности! В сновидениях, как и в литературных произведениях, часто встречаются образы, выявляющие близость природы♣ жемчужин и воды. Для воображения капельки росы – эти сияющие слезы зари – подобны упавшим с неба♣ жемчужинам. Этого вполне достаточно, чтобы рассматривать жемчуг как один из самых прекрасных символов анимы. Жемчужина рождается из зерна, случайно или умышленно помещенного внутрь раковины. Она развивается, защищенная утробой раковины♣, в морской♣ воде, которая ее питает. Можно быстро пройти путь, соединяющий это описание с тем, которое соответствует превращению зародыша в готового к появлению на свет ребенка♣! В данных обстоятельствах бессознательное более проницательно, чем разум. Оно создает свои образы на основе изначального момента, которым рациональное мышление странным образом пренебрегает. Крупица песка, проникнув в лоно раковины, раздражает мышечную массу моллюска. Моллюск реагирует, обволакивая этот посторонний элемент последовательными слоями перламутра, что приводит к увеличению размеров жемчужины. Таким образом, раковина-мать♣ создает жемчужину-ребенка не ради него самого, а чтобы защитить себя от чужеродного тела. Это простое наблюдение вызывает радикальное опрокидывание перспективы подхода к символу. Может быть, жемчужина – этот драгоценный маленький шарик♣ – выражает вовсе не самодовольное самосозерцание, а потребность быть увиденной? Может быть, она была свидетелем материнского неприятия плода в течение первых дней после зачатия? Может быть, жемчужина отражает воспоминание о негативных сигналах, которые подавало потревоженное тело♣ матери? Возможно ли, что сердце♣ перламутрового шарика♣ содержит в себе это первичное страдание? Страдание, возможно, идеализированное, безусловно, сублимированное, резонирует в течение каждого этапа развития ребенка, когда отношение к материнскому образу подвергается изменениям.
Встречаясь с жемчужиной, интерпретатор сновидения должен помнить, что наблюдает образ женской сущности, связанный с символикой воды, женщины и анимы. Его анализ будет точнее, если он посмотрит на жемчужину через призму отношения к образу матери. Чаще всего за этим образом скрывается выражение изначального страдания, скрытого в самых глубинных слоях памяти, или же беспокойство, порожденное чувством вины в рамках комплекса Эдипа. В большом количестве ситуаций эти два аспекта психологической проблематики пациента проявляются, взаимодействуя между собой.
Женщина
«Женщина – это будущее мужчины♣»[151]. Это высказывание, которое может нравиться нам своей поэтичностью и пророческим содержанием, во многом несправедливо и ограниченно. Эта формула грешит неблагодарностью. Женщина является будущим мужчины, ибо она – его прошлое, его настоящее и его постоянное развитие. Она – его будущее за счет своей вечности. Женственность есть первооснова. Основа, которая всегда присутствует. Она – душа мира, животворная вода♣, текущая в источнике♣, ручье♣, реке♣, море♣, дожде♣, она – образ цикличности жизни♣. Женственность составляет сущность жизни. Мужественность – это принцип организации. Женское – это природа♣, мужское – это структура.
Если мы углубимся в наблюдение сновидений, в которых произносится слово женщина, то увидим, что это происходит в каждом четвертом сновидении, и в три раза чаще в производных мужского воображения, чем женского. Когда слово женщина употребляется для обозначения конкретного персонажа из окружения сновидящего или сновидящей, то терапевт легко сможет получить информацию для правильной ориентации интерпретации сновидения. Однако в 80 % ситуаций терапевт столкнется с загадкой незнакомки, неизвестной, чье лицо часто скрыто покрывалом♣.
Если речь идет о сновидении мужчины, то можно, не боясь ошибки, спокойно предполагать, что этот образ воплощает женскую составляющую сновидящего. Эпизод с образом женщины может быть важным элементом процесса интеграции анимы. Образ анимы, чаще всего привлекательный, соблазняет, чтобы быть принятым. Его мрачная сторона, его разрушительная изнанка иногда вызывает и альтернативное видение – обворожительное и отталкивающее. В женских сценариях сновидений незнакомка может быть простым замещающим образом, помогающим сновидящей разрешить себе некую онейроидную авантюру, которую она не вынесла бы, оставаясь собой. В других случаях анима незнакомки может быть легко обнаружена при помощи ее окружения: воды♣, волос♣, покрывала, бестелесности, звезды♣, черепахи♣. Терапевту следует в первую очередь рассмотреть гипотезу восстановления женской составляющей пациентки. Ему следует предпринять как можно более углубленный анализ сновидения, так как с большой вероятностью он сможет обнаружить в проблематике пациентки присутствие фрустрации, связанной с материнством.
Женский половой орган (матка или влагалище)
В реальности сексуальный♣ акт обычно сопровождается интенсивным чувственным наслаждением. Воображение, согласно тому, что мы видим в сновидениях наяву, лишь крайне редко нуждается в сценах успешного совокупления. В отличие от того, что происходит в ночных сновидениях, где сексуальный акт чаще всего носит компенсирующий характер, в сценариях сновидений наяву он выражает принцип объединения. Его описание сдержанно, тон повествования крайне чувствительный, и плотский компонент крайне размыт. Пенис[152] в сновидении редко выступает в качестве средства получения удовольствия. Подобным же образом лишь в исключительных случаях упоминание влагалища в сновидении является свидетельством эротического наслаждения.
Изучение соответствующих сновидений показывает, что эротический характер данных образов в психологическом плане является вторичным. Вагинальные образы всегда отчасти связаны с телом♣ матери♣. В сновидении женский половой орган вызывает различные ассоциации, иногда сильно отдаленные одни от других, в центре♣ которых, однако, всегда можно обнаружить отпечаток материнского присутствия: желание снова оказаться в первичной ячейке, потребность устранить последствия родовой травмы, отражение страха♣ кастрации, вызванного образом ненасытного влагалища.
Когда терапевт встречается с выражением женский половой орган или с бесспорно вагинальными символами, он должен помнить, что воображение редко использует эти образы для выражения сексуального удовольствия, подобного компенсациям ночных сновидений. Влагалище в сновидениях наяву, прежде всего, не орган, а местоположение. Место, чтобы заново родиться, чаще всего встречающееся в сновидениях женщин♣. Посредством упоминания влагалища сновидящие почти всегда выражают свое отношение к материнскому животу♣ (иногда – чтобы освободиться от родовой травмы[153]). Значительно чаще этот образ служит выражением символики психологического возрождения♣. Между тем по мере накопления опыта интерпретатор сновидения сможет убедиться, что в онейроидном процессе этот символ сочетается с сексуальными расстройствами, причиной которых является чувство или страх кастрации.
Живот
В воображении живот, давая пищу самым разнородным метафорам, всегда сохраняет свою сущность. Он остается местом, Местом происхождения, потерянным и желанным. Иногда сновидение помещает живот внутрь идеализированной картинки, превращая его тем самым в некое священное место, некий храм♣ деторождения. Однако в большинстве сценариев сновидений остается явно доминирующим нутряной характер живота. Сновидящий может заново пережить появление на свет из утробы матери♣ в форме спуска♣ в чрево земли♣; подземные галереи[154], гибкие трубы, пещера[155] с красноватыми♣ влажными и теплыми стенами напомнят о плоти и крови♣. Живот – это место вынашивания, преобразования, прохождения. Сразу чувствуется амбивалентность, которой пропитаны эти слова, когда они применяются к функциям брюшной полости. Ничто не мешает сновидению прибегать к помощи банального сравнения процессов удержания или изгнания плода♣ с запором или поносом.
Наблюдая соответствующие сновидения, терапевт редко встретит незначащее упоминание данного символа. В языке образов живот – это весомое слово, имеющее глубокие корни и несущее в себе тяжелый[156] смысл. В случае сновидящего-мужчины, этот образ в значительном количестве ситуаций будет иметь сексуально ориентированную интерпретацию. Речь идет не столько об эротических фантазмах, сколько о базовом отношении к сексуальным женским органам, выражающемся в формах, противоположных ласке, в виде грубой пенетрации. Эти одновременно жестокие и простые образы могут быть интерпретированы на основе классического психоаналитического подхода.
Однако факт остается фактом: более чем в 80 % воображаемых ситуаций этот символ выдает свою плотскую привязанность к животу матери. Онейроидный живот – это гнездо♣ пустое♣, что сновидящая или сновидящий отказываются признать. Он всегда выражает ностальгию по своему происхождению. Термин ностальгия – возвращение к страданию – как будто построен на самом первом из всех человеческих страданий – страдании, испытанном при разлуке тела♣ матери с телом ребенка♣, и на неудержимом желании вернуться в материнское лоно. Предлагая образы живота, сновидения дают сновидящему и сновидящей одну из наиболее удивительных возможностей: устранить последствия травмы, пережитой в период внутриутробного развития и появления на свет. Опытный интерпретатор сновидений быстро обнаружит, что чаще всего правильным объяснением символа будет рассмотрение живота как места для нового появления на свет.
Жизнь
В сновидении слово жизнь редко появляется в само по себе. Онейроидная динамика любит усиливать сообщаемый ему смысл многочисленными дополнениями. Слова жизнь, жить, пережить и живой употребляются в одних и тех же эпизодах сновидения, а иногда даже в одной и той же фразе.
Воображение не тратит энергию♣ на умозрительные философские построения. Оно старается избежать отклонений, свойственных рассудку, поглощенному поисками определения смысла жизни. В сновидении жизнь является ферментом обновления. Интерпретатору сновидения не стоит отвергать кажущуюся банальность нашего предположения: жить значит победить смерть♣. Само собой разумеется, речь идет о некоей смерти души, причиной которой является система внутренних запретов. Жить значит переживать, а не выживать, будучи заключенным в тюрьму♣ запрещенных слов и жестов. Наш собственный опыт позволяет утверждать, что возвращение к жизни после терапии методом сна наяву часто проявляется на уровне соматическом, в жестах, в психике. Под знаком воды♣ сновидящий или сновидящая употребляют слова жизнь, жить, живой в сновидении, в котором осуществляется действительное освобождение, возрождение♣, обновление души и тела.
Жираф
Трудно отнести к какому-то разряду жирафа, который не напоминает никакое другое животное и в то же время как бы присвоил себе морду верблюда♣, шею♣ динозавра, хрупкие ноги газели, хвост♣ антилопы и т. п. Эти разнородные черты во внешности жирафа способствовали тому, что вплоть до XV века его относили к категории монстров, возникших в результате сомнительного скрещивания животных…
Конец ознакомительного фрагмента.