Вы здесь

Словарь символики сновидений. Е (Жорж Ромэ, 2003)

Е

Египет

Каждый момент на земле Египта возвращает к жизни времена мудрецов на заре цивилизации фараонов. Мог ли Менес[146], объединяя под двумя – красной и белой – коронами северные и южные провинции Египта, вообразить, что эта инициатива вызовет резонанс в подсознании людей, который будет продолжать звучать спустя пятьдесят или шестьдесят столетий? Египет в сновидении говорит о времени, о вечности. Страна Египет – это исполинское изображение противоречия, стоящего испокон веков перед человеческим сознанием, – противоречия, связанного с долговечностью! Древний Египет свидетельствует о беспредельной вере в вечность жизни и в то же время о безмерном стремлении укрепиться в ускользающем настоящем. Возможно, что именно Египет и связанные с ним символы наиболее полно выявляют трудность достижения равновесия между устремлениями материальными и духовными, между земным предназначением, подчиняющимся эфемерным законам, и предназначением вечным, предполагающим жертвование собой!

Когда ноги сновидящего касаются песка Египта, когда его взор останавливается на образах этой земли, можно, как правило, предположить, что терапевтическая фаза аналитической части терапии в основном выполнена. Психологическая проблематика пациента, освобожденная от своих классических (по Фрейду) аспектов, позволяет расширить сознание, что способствует достижению метафизической безмятежности. Я, отныне более уверенное в себе, ослабляет свою защиту, становясь доступным для нового содержания бессознательного. Египет в сновидении появляется подобно пространственному и временному центру, в котором гармонично соединяются приверженность к миру и к вечности. Этот процесс прогрессивной самореализации Я стремится объединить то, что находилось в конфликте, и разрешить наиболее важные психологические противоречия.

Египет подобен тайне целого, которое невозможно свести к равенству отдельных частей. Он обладает столь сильным положительным притяжением, что способен вырвать пациента из когтей иллюзорных обоснований системы психологической защиты. Он увлекает его на путь восстановления энергии, на путь психического возрождения. Когда сновидение предлагает образы, связанные с Египтом, оно устанавливает тем самым связь с источником жизни.

Ель

Анализируя образ ели, нам пришлось на 50 % увеличить обычное число анализируемых сновидений, чтобы рассеять некую мрачную тайну, окружающую этот символ. Определение мрачный, кстати, вместе со словом черный – одно из тех, что чаще всего встречаются в онейроидном окружении ели.

Если дерево является символом восходящей психики, живым образом восходящей вертикали, то ель – это воплощенное понятие вертикальности. Сновидящий, с легкостью включающийся в динамику воображения, без труда представляет себе бесконечную ель, чья верхушка постоянно растет вверх. Мрачный аспект символа – его негибкий ствол, а также окружающий его холод, глина, в которой часто увязает сновидящий, забредший в еловый лес, – все это признаки невротической ситуации, связанной с ухудшением отношения к материнскомуобразу. Ель, которая тянется к небу, отдаляет мысль от ее корней. Подобные образы, вовсе не свидетельствуя о духовных устремлениях, могут указывать на отказ от признания наличия страдания, порожденного противоречивым отношением к материнским корням. Когда ель появляется в сновидении, следует подозревать глубокую неудовлетворенность сновидящего его отношением к образу матери. Интеллектуальные аргументы, отрицающие страдание, лишь питают чувство вины, проистекающее из подобной ситуации. Признаки духовной возвышенности (даже если они указывают на искренние устремления), чаще всего являются лишь маской, скрывающей ошибочное суждение. Слишком высокая верхушка выдает страх обнаружить состояние корней, страх признать потребность жить, оставаясь в контакте с матерью-землей.