Вы здесь

Словарь символики сновидений. Д (Жорж Ромэ, 2003)

Д

Два или Двойственность

Единичность растворяется в бессознательном. Она неопределима, ибо содержит в себе неизвестное абсолютное значение. Из этого яйца-невидимки вылупливается двойственность. Посредством числа 2 реализуется чудо и драма сознания. Эта последняя рождается из разъединения противоположностей. 2 повелевает сравнением, противоречием и примирением. Двойственность и ее символ – число 2 – неотделимы от самопознающего мышления. Сознание возникает и развивается в зависимости от различия противоположностей. Двойственность необходима для того, чтобы сознание возникло из бессознательного через тройную дверь разъединения, сравнения и взаимодополняемости. 2 разъединяет и показывает условия противопоставления. 2 разъединяет и провоцирует сравнение – основу интеллекта и зачатки честолюбия. 2 разъединяет и в качестве цели задает примирение взаимодополняющих противоположностей.

Воображение прекрасно знает об этих фундаментальных особенностях числа 2. Оно опирается на их совокупность, чтобы наделить данный символ особой функцией. Когда это число появляется один или несколько раз в сценарии анализируемого сновидения, опытный терапевт сможет дать наиболее точную интерпретацию, если постарается понять доминирующее противоречие, которое сновидящему не удается разрешить. Психическая гармония зависит от принятия противоположностей – это ключ к индивидуации и личностной самореализации. Признание двойственности, любой двойственности, носителем которой он является, для сновидящего эквивалентно открытию у него третьего глаза. Это означает возможность достичь состояния сверхсознания, которое позволяет избежать ловушек предрассудков сознания. 2 лежит в основе происхождения сознания. 2 стимулирует его развитие вплоть до заблуждений. 2 также руководит выходом за пределы ординарного сознания. 2 – это змей: соблазнитель, обманщик, но и инициатор. Длинна та дорога, которая ведет от плода запретного дерева познания к сверхсознанию, от которого зависит основанная на самосознании свобода воли, то есть реальный свободный выбор.

Дверь

Опытный интерпретатор сновидений будет различать два типа ситуаций, в которых этот символ выполняет разные функции.

– Приблизительно в 20 % сновидений, где дверь играет активную роль, она открывается в никуда, в ничто. Иногда находясь в конце темного коридора, иногда – наверху повисшей в пустотелестницы, она открыто отображает экзистенциальную тревогу[109], порожденную сомнением. Таким образом, она становится побуждением к вере в смысле доверия к будущему, к принятию тайны бытия. В данном случае дверь является выходом за пределы видимого мира[110]. Однако ее нельзя путать с дверью небесного Иерусалима, описанной в большом количестве работ.

– В 80 % ситуаций дверь открывает сновидящему доступ к другой сторонеего самого, то есть способствует реабилитации вытесненного в бессознательное. То, о чем сновидящий заставлял себя не знать, может касаться самых различных сфер желаний, однако в 81 % изученных фактов речь идет о признании стремления к соперничеству, активному или даже насильственному[111] самовыражению. То есть в данном случае символ означает выход за пределы сознания. Отметим вместе с Гастоном Башляром, что «дверь скрывает два существа»! То, которое раскрывается «с чистой совестью» (в полном сознании), и то, которое отвергнуто или удерживается в подсознании. Дверь – это наиболее простой, наиболее прямой способ перехода от одного к другому, то есть наиболее эффективно действующий среди образов-посредников.

Следует помнить, что открытие онейроидной двери происходит не при помощи ключа. Его наличие было бы признанием стремления к волевому интеллектуальному контролю. Дверь будет способствовать динамике преодоления порога лишь в случае отказа от этого контроля, который и даст доступ к порогу. Все формулы, способные открыть онейроидную дверь, происходят из заклинания Али-Бабы: «Сезам, откройся»!

Дворец

Аналитики видят в образе дворца тройное значение, которое выражается словами секрет, власть, идеал. Секрет соответствует содержанию бессознательного, а идеал приближается к значению сверхсознания. Изучение сновидений дает серьезные доказательства в пользу этого направления интерпретации. Поэтому было бы более чем небрежно со стороны интерпретатора сновидений игнорировать подобные связи. Между тем наблюдения над теми же самыми сновидениями показывают, что в воображении дворец отражает психологический механизм совершенно иного плана. Этот символ открывает экзальтированность воображения, которая выдает потребность быть всем и иметь все. Эта потребность является реакцией сублимации, противостоящей страху, вызванному перспективой физического упадка. Дворец никогда не бывает достаточно большим, чтобы вместить в себя воображаемое увеличение, которое рассеивает энергию.

Постоянное присутствие во дворце сновидения короля, безусловно, выражает желание власти, но оно также обнаруживает прямое обращение сновидящего или сновидящей к образу отца. Желание быть всем частично вызвано потребностью в признании со стороны отца или же потребностью выразить свое равенство с ним. Воображение также возводит дворцы, которые служат процессу самореализации. Они всегда содержат в себе некое центральное[112] пространство, в котором хранятся наиболее ценные сокровища внутреннего богатства[113] личности. Чаще дворец может быть интерпретирован как нечто искусственное, некий иллюзорный антидот против страха небытия.

Девочка

В большей части ситуаций маленькая девочка участвует в динамике сновидения не как символ (в смысле маски, скрывающей некое скрытое содержание, которое необходимо обнаружить), а как изображение самой сновидящей.

Маленькая девочка почти всегда либо отсылает нас к болезненным событиям, происшедшим в детстве сновидящей, либо говорит об отношении ребенкак его семейному окружению. Без сомнения, никакой другой образ, кроме его символического двойника – куклы, не собирает вокруг себя такое большое количество упоминаний о родителях, бабушках и дедушках. Это наблюдение естественным образом объясняется тем, что сама пациентка соглашается предстать в образе девочки в самом сердце эмоционально тяжелых[114] ситуаций своего детства. Случается, что помимо болезненных воспоминаний об огорчениях, разочарованиях или страданиях воображаемая маленькая девочка переживает психические состояния, предшествовавшие травмирующим событиям. Соответственно, этот образ действует подобно гиду, способному вопреки времени и людям привести пациента к счастливым дням его детства. Время маленькой девочки – это также время открытия смерти, которая ассоциируется с образами бабушки или дедушки, с совокупностью разного рода метафизических тревог[115], переживаний, связанных с комплексом кастрации, с чувством вины из-за нарушения запретов.

Символические образы подобны маскарадным костюмам, которые вытесненные переживания надевают на себя, чтобы достигнуть порога сознания. Обращаясь к образу маленькой девочки, сновидящая становится более смелой, подобно одетому в скафандр маленькому водолазу, который решается погрузиться в мутные воды воспоминаний, чтобы заново пережить наиболее болезненные эпизоды своего детства. Интерпретация данного образа не представляет особых трудностей. В данном случае объект болезненных переживаний предстает скрытым лишь прозрачным покрывалом.

Дед мороз

Подобно многочисленным детям, которые доверчиво посылают свои просьбы о подарках, указывая вместо адреса «Дедушке Морозу, на небо», пациент, встречаясь с этим символом, включается в динамику изменения своего отношения к сомнению и вере.

Когда в сновидении появляется Дед Мороз[116], интерпретатор сновидений может строить свой анализ по трем направлениям, которые не исключают друг друга, но одно из которых всегда является превалирующим.

– В буквальном смысле этих слов всегда будет присутствовать отношение к родительскому образу. Однако за редким исключением данный символ в этом плане играет лишь второстепенную роль.

– Красное с белым одеяние Деда Мороза, отсылая нас к моменту утраты невинности, иллюзий детства, может также напоминать об острых проблемах пубертатного периода, о веренице тревог, желаний и ностальгических переживаний, которые сопровождают переход из детства в подростковый возраст. Читателю в этой связи будет полезно обратиться к статье «Белый и красный цвета».

– Символ, который регулярно заставляет думать о звезде, который постоянно касается персонажей мудрого старца и Бога Отца, который выставляет напоказ двойственность[117] – противоречие между внешней видимостью и неуловимой сущностью, который приходит неизвестно откуда, скользя по световому лучу, чтобы исчезнуть в неизвестности, не может быть ничем иным, как изображением судьбы! Поэтому в большинстве случаев наиболее полной интерпретацией символа будет ассоциация появления Деда Мороза с моментом переживания пациентом сомнений во всемогуществе разума, отказа от ложных интеллектуальных прогнозов и доверчивого интуитивного приятия им своей судьбы.

Дедушка

Когда в сновидении появляется дедушка, терапевт должен внимательно изучить окружение данного символа. Если он возникает в прямой ассоциации с бабушкой, то интерпретация будет подобна той, которую вы найдете в статье о бабушке. В подобной ситуации этот символ направляет наше внимание на трудности идентификации, наиболее вероятная причина которых лежит в комплексе Эдипа. Будучи в этом случае симптомом трудностей идентификации, данный символ становится лекарством, играя роль моста, перекинутого над образами родителей и восстанавливающего связь с наследственными ценностями. Таким образом, он превращается в мощное средство восстановления чувства личностной идентичности.

Когда дедушка появляется один, в качестве центрального персонажа, то он играет роль индикатора значительного психического возбуждения. Этот персонаж относится к детству сновидящей или сновидящего. Он способен перенести прошлое, которое казалось умершим, в настоящее. Вместе с воспоминанием о пережитых событиях и чувствах дедушка возвращает к жизни исчезнувшую энергию. Подобно бабушке, появляясь вблизи сцен преодоления порога, он подтверждает подлинность этого преодоления. Еще в большей степени, чем бабушка, он напоминает о смерти, подтверждая тем самым значение цепочки, передающей жизнь. Если он и связан с чувством вины, возникшим в результате буйного процесса полового созревания, то его появление в сновидении способствует исчезновению этого чувства. В динамике воображения дедушка обычно предстает в степенном обличии, за которым скрывается его готовность к доброжелательному участию.

Дельфин

Образ дельфина окружен позитивной аурой. Даже простое упоминание этого животного облегчает душу. Этот символ вызывает у меня мысль о христианской молитве: «Произнеси слово, и я буду спасен!». Так часто в сновидениях дельфин приводит сновидящего к свету, что хочется перефразировать эту молитву: «Увидишь дельфина – и будешь спасен!». Ибо совершенно очевидно, что дельфин всегда выполняет функцию спасения. Как в сновидениях, так и в мифах он неизменно является проводником и спасителем. Христос спаситель также иногда представляется в виде дельфина. Тот, кто видел этих млекопитающих, часами легко плывущих в открытом море впереди корабля, как будто показывая ему дорогу, больше не задает себе вопрос, почему со времен далекой Античности этот символ обозначает проводника.

Невозможно полностью согласиться с авторами, которые видят в дельфине символ-психопомп[118]. Клинические наблюдения обязывают рассматривать это предположение со всей осмотрительностью, так как представляется, что в сновидениях дельфин выполняет противоположную миссию! Животное-психопомп, как, например, лисица, сопровождает души в мир смерти и никогда полностью не избавлено от некоторой похоронной дымки, которая как бы «приклеена» к его коже. Дельфин с окружающей его световой аурой, безусловно, также играет роль проводника, но в противоположном направлении. Он встречает сновидящего на пороге другого мира, чтобы вернуть его к жизни. В сущности, образ дельфина в сновидении охватывает широкую сферу представлений о взаимоотношениях между миром земным и духовным. Он одновременно выражает первичную тревогу брошенного в мир живого существа и метафизическое размышление психики, взволнованной непостижимой тайной жизни и смерти. Однако из всех символов, выражающих эту крайне сложную тайну, стоящую перед человеческим разумом, дельфин может считаться наиболее надежным показателем восстановления динамики, ориентированной на жизнь.

Деревня

В отличие от туристических клише, предпочитающих деревни на возвышенностях, украшающие собой вершины холмов, сновидение любит деревни, спрятавшиеся в скромных углублениях, в которые можно попасть, лишь спустившись с холма или горы. Для сновидения деревня является дополнением к образу долины или лощины. Сцены, в которых пациенты заново переживают свое рождение, часто завершаются выходом в лощину между двумя горами или холмами. Этот пейзаж обнаруживает важнейший аспект символики деревни, которая является изначальным местом, призывом вернуться к исходной точке, чтобы наполниться новой силой[119] и избавиться от психологических установок, выработанных на основе травмирующих переживаний.

Сновидения предлагают не много мест, более пригодных к восстановлению положительного отношения к семейной и социальной среде, чем деревня. Ассоциации, которые окружают символ, неоспоримо наделяют его связью с образом матери. Сновидения, предлагающие образы безмолвной, пустынной деревни с закрытыми ставнями, которая внезапно оживает, столь многочисленны, что есть все основания считать их относящимися к образам возрождения. Мы думаем, что деревню надо скорее считать местом пробуждения или подготовки к общению.

В воображении этот символ приглашает вернуться к источнику, к далекому времени, когда Я стало отделять себя от других. Все перекосы и смещения, которые помимо накопления опыта (особенно травмирующего) сформировали особое психологическое отношение к другим, исчезают в момент попадания в деревню. Это одна из лучших встреч, происходящих во время терапии сном наяву, если проблематика пациента продиктована искаженным отношением к материнскому образу. Дорога, позволяющая в сновидении попасть в деревню, ведет от серого тумана к голубому небу, от слепоты к ясности сознания, от защитного ухода в себя к созидательному общению.

Дерево

Необходимо быть очень осмотрительным относительно утверждений психологов, касающихся дерева жизни и дерева смерти. «Мертвое дерево», валежник, в прошлом игравший важную роль, относится к деревьям, ветвям, охапкам хвороста, но никогда к дереву обработанному. Дерево распиленное, резное дерево, дерево, используемое в онейроидном плане, никогда не бывает мертвым. Действительно, в сновидениях мы встречаем значительную корреляцию между крестом Христа и деревом. Но это дерево смерти представляет вторичный аспект в интерпретации символа и не должно изменять его основную интерпретацию. Для воображения дерево остается тем, чем оно является в традиционной символике. Это – не просто материал, это – Материал с большой буквы! Как в индийской мифологии, как в алхимии, в сновидении дерево – это первичная материя (materia prima), некая нерукотворная субстанция, из которой происходит все остальное. Обточенное дерево, превращенное в некий полезный или декоративный предмет, сохраняет свои динамические характеристики. Оно остается активной субстанцией. Сновидения о дереве неотделимы от сновидений о жизненном древесном соке.

Деревянный мост, деревянная дверь, маленький деревянный домик – все эти образы позволяют подойти к другой стороне вещей, перейти за грань поверхностности, приблизиться к простоте экзистенциальной сущности. На языке образов этот символ выражает непритязательность в смысле непревзойденного благородства истинной простоты. Если динамика воображения подчиняется строгим правилам физиологии, то символика не соблюдает правил физики. Онейроидные материалы вопреки теории термодинамики нарушают законы теплопроводности! В сновидении железо передает исключительно холод, холодную враждебность. Дерево же в зависимости от потребностей сновидящего обнаруживает способность удивительного проводника тепла или свежести.

«Почему дерево так сильно меня интересует?» Сновидящий, задающий этот вопрос, сам же на него и отвечает: дерево, очищающее воздух, является противоядием от мечты о всемогуществе. Мечте о величии оно противопоставляет силу естественности, простоты. Объективное изучение сновидений, в которых оно появляется, заставляет, однако, признать, что данный образ иногда встречается в менее привлекательном контексте. Приблизительно в 15 % ситуаций дерево теряет характер живительной материи, становясь инертным. В данном значении этот материал принимает смысл нечувствительного заместителя живого органа. Дерево становится протезом. Оно раскрывает искусственный характер вирильных проявлений и, по меньшей мере, ослабление активного желания.

Дерево (срубленное дерево, огромное дерево, упавшее дерево)

Дерево означает жизнь. Подобного рода утверждение уже само по себе позволяет судить о богатстве этого символа! Классическая интерпретация рассматривает дерево как некий живой организм, уходящий корнями в землю, из которой он с помощью этих корней черпает свою сущность, и разветвляющийся в небесах, откуда на него струится излучение, необходимое для его роста. Образ, с такой ясностью выражающий животворные отношения с землей и небом, который одновременно растет вниз и вверх, естественным образом символизирует психологический закон, требующий от человека поддержания равновесия между подземными силами и силами поднебесными, между инстинктом и разумом.

Дерево обладает женской сущностью. Можно привести множество примеров женских сновидений, в которых пациентка идентифицируется с деревом и даже превращается в дерево, уходя корнями в землю и разрастаясь пышной листвой. Перед лицом подобного образа женская психология с легкостью принимает движение древесных соков – жизненных сил[120]. В присутствии цветка или дерева сновидящая сразу испытывает желание просочиться в стебель или ствол, спуститься вниз к корням, насытиться веществами, взятыми из почвы, и, наполнившись жизненными силами, устремиться ввысь, чтобы заново родиться в виде кроны. Женщина и дерево схожи между собой, ибо во все века они осуществляют священный акт продолжения жизни: акт порождения плода. Женщина, видящая во сне дерево, уже не одинока. Она уже не просто индивидуум, видящий сон, а некое извечное предназначение, стремящееся к самореализации.

Изучение этого символа, особенно дерева, огромного по своим размерам, дерева гигантского, привело нас к выводу, что любое видимое во сне дерево также отсылает нас к генеалогии. Огромное дерево должно обратить наше внимание на «вес» образов предков, которые с трудом могут быть интегрированы в однородное и позитивное восприятие мира. Срубленное дерево, спиленное дерево указывает на некое латентное страдание, активированное каким-то конкретным событием, которое может быть внешним по отношению к сновидящему. С образами такого типа часто ассоциируется топор. Этот инструмент напоминает нам, что за страстным желанием отречься от болезненных корней так или иначе вырисовывается тень комплекса кастрации. В момент интерпретации символа необходимо также помнить, что дерево является прекрасным символом союза неба и земли.

Дети

В сновидении дети приглашают заново открыть королевство вне времени и пространства, которое было для каждого из нас той родиной, откуда мы были сосланы в изгнание. Для многих страна детства стала чужбиной, в которую нет возврата, и, что еще хуже, страной забытой. Большинство людей никогда туда не возвращаются или возвращаются слишком поздно. Нужно испытать на себе влияние динамики сновидений, чтобы знать, как усердно они стараются открыть доступ в эту страну смеха. Безусловно, существуют мучительные детские годы, насыщенные печалью и ранними проявлениями тревоги[121]. Именно эти соображения делают необходимым различать образы ребенка, маленькой девочки и маленького мальчика. Дети в сновидениях обычно пробуждают отголоски смеха, хороводов, игр. Маленькая девочка чаще всего появляется в ореоле грусти и подавленности. Маленький мальчик – это серьезное предложение отправиться в путь к свободе. Я говорю здесь о доминирующих тенденциях интерпретации, по отношению к которым исключения бывают достаточно редкими. Дети без уточнения их пола в два раза чаще появляются в сновидениях мужчин, чем в сновидениях женщин. Наиболее сильная корреляция, установленная с этим символом, – это юг. В большом числе изученных сновидений действие совершенно очевидно происходит в южном направлении или в южной стране. Юг – это отказ от холодных критериев разума. Это – открытость изменениям, тепло, непосредственность, нежность, чувственность. Дети в сновидении приглашают пуститься в беззаботный танец, вдохновленный разумом сердца. В сновидении ребенок – это посол страны, управляемой законами, отличными от «ты должен» и «потому, что». Страны, где правит игра – этот фермент будущего, в котором истина ребенка совпадает с истинностью сновидения. Направляясь на юг, ребенок увлекает за собой сновидящего за пределы отсчитываемого времени, к единственному времени, с которым следует считаться, – вечности! Лишь поверхностному взгляду может показаться парадоксальным, что, вернувшись в детство, сновидящий сможет найти дорогу к самовыражению или что сон открывает реальность. Время игры определяется по часам[122] вечности.

В наблюдавшихся мною сновидениях ребенок выступал в качестве проводника, способного установить связь с непреходящей страной детства и помочь примириться с образом матери. Не следует удивляться страстности, с которой сновидящий излагает свое сновидение. Он вовлечен в динамику, устраняющую всякое различие между имеющим земное происхождение телом и звездной мантией небесной Матери, предлагающей ему божественное предназначение.

Дождь

Интерпретатор сновидения, где появляется этот образ, должен исключить любые ассоциации с неудобствами, которые дождь может вызвать в реальной жизни. Воображение питается наиболее архаичными психическими энграммами, каждая из которых связывает данный символ с положительными значениями. С глубоких времен человеческий опыт с очевидностью доказывает оплодотворяющую роль воды, падающей с небес. Содержание сновидений показывает, что упоминание дождя явно сопровождается приятными ощущениями.

Дождь по своей природе имеет очищающие свойства и, таким образом, связан с анимой, как и вода. Помимо этой традиционной интерпретации, наблюдение онейроидного содержания позволяет нам предложить три возможных направления анализа соответствующих сновидений.

– Менее чем в 10 % изученных нами сновидений дождь выполнял компенсаторную функцию женской психики в состоянии фрустрации, связанной с желанием забеременеть. Сновидящая, подставляющая дождю свое обнаженное тело, чаще всего выражает желание стать матерью, а иногда простую потребность в сексуальном самовыражении.

– Приблизительно в 80 % онейроидных ситуаций дождь участвует в разрушительных последствиях грозы, бури, землетрясения. В подобных ситуациях он становится проливным. Эти впечатляющие образы лишь внешне напоминают катастрофу. Они служат решающему эпизоду психической реорганизации. Именно это создает приятные ощущения, которыми подобный эпизод заканчивается.

– Этот символ также иногда появляется в качестве начального шага к открытию чувства трансцендентности. Мириады капель воды, танцуя на балу света, напоминают ноты некоей небесной симфонии. Душа, ощущающая подобное упоение, обретает свободу. Сновидящий или сновидящая упражняются в освобождении от тяжести земного существования. Если речь идет о пациенте, страдающем от неизлечимой болезни, подобные дожди свидетельствуют о благополучном приятии неизбежного.

Доисторическое животное

В сновидениях динозавр обычно появляется в холодной, печальной и каменистой местности, отмеченной подчеркнутой мрачностью. Сновидящий, которому приходится бороться с птеродактилем с черными крыльями гигантской летучей мыши в подземной пещере, часто упоминает о черном солнце, которое полностью поглощает свет. Трудно представить более выразительный образ анти-света, чем эта светопожирающая звезда. Черное солнце и доисторическое животное очень сильно коррелируют между собой.

Доисторическое животное является выражением преувеличенно большого значения, которое пациент придает прошлому, воспоминаниям, обманчивой безопасности усвоенных правил. Многочисленные детали обычно подтверждают это предположение. Бессмысленно их перечислять, ибо смысл символа, когда мы его встречаем, сразу становится очевидным! Выражение доисторическое животное является в некоем смысле плеоназмом[123], поскольку каждое из двух составляющих его слов по-своему отсылает нас в прошлое. Оно ориентирует наше внимание на энграммы[124], относящиеся к первым месяцам жизни пациента! Память противится вере. В непредсказуемом будущем эволюция невозможна, если отсутствует вера. Психологическая динамика, действующая в сновидении, прямо вытекает из принятия и открытости перед лицом возможного непредсказуемого.

Доисторическое чудовище, свидетель наиболее тяжелых[125], наиболее отделенных воспоминаний, как коллективных, так и индивидуальных, может рассматриваться как инициатор ускорения процесса разрыва отношений с ограничивающими переживаниями из прошлого.

Дом

Мы без всяких колебаний присоединяемся к терапевту, который, следуя за Гастоном Башляром и психоанализом, видит в отдельных частях дома соответствия с личностными составляющими сновидящего. Для такого терапевта чердак будет означать интеллектуальные или духовные ориентации в интерпретируемом сновидении. Жилая комната с огнем в камине и очагом будет свидетельствовать о стремлении к интимности. Подвал сосредоточит интерпретацию на вытесненных инстинктивных порывах, на теневых зонах сновидящего. Всякое жилье, от хижины до дворца, может также претендовать на изображение личности сновидящего в целом, проецирующего себя в подобных образах. Интерпретатор сновидения не выполнит свою задачу, если пренебрежет анализом данного вида наблюдений. Однако объективное изучение содержания сновидений с данным символом заставляет строить их анализ в направлении, значительно отличающемся от описанного выше. Дом в сновидении – это, прежде всего, дом, где прошло детство пациента, или, точнее, место, которое воссоздает семейные отношения такими, какими сновидящий или сновидящая переживали их в детстве.

Онейроидный дом – это возвращенное прошлое, место, где можно заново увидеть действия и актеров былых времен. При наличии данного символа терапевт должен сохранять бдительность, которая позволит ему определить образы, несущие в себе значение убежища, приюта, места, благоприятствующего интимности или регрессии. В ходе сновидений время от времени появится образ теплого, живого, защищенного от проникновения внешних угроз дома – дома, напоминающего женскую матку. Чаще всего речь идет о маленьком домике, четко отличающемся от простого дома. Тем не менее в подавляющем большинстве ситуаций дом выступает как испытание, через которое надо пройти, как эпоха, которую надо пережить, как загадка, которую надо решить. При первом появлении он часто предстает перед сновидящим с закрытыми ставнями, с дверью, которую надо взломать; дом оказывает сопротивление, которое надо победить. Поведение, подталкивающее сновидящего к его изучению, к проникновению в сокровенные уголки детства, одновременно отражает решительность и осмотрительность. Решительность, ибо оно отражает естественный импульс процесса психического изменения; осмотрительность, так как, еще не переступив порог, подсознательное сновидящего или сновидящей уже знает, что впереди их ожидает то, что они предпочли бы забыть.

Домик

Поэт и психоаналитик при наличии маленького домика порадуются ясности послания, которое он им отправляет. Первый с готовностью узнает в этом образе знак интимности. Второй будет уверен, что соответствующая сцена сновидения свидетельствует о неосознанном стремлении к регрессии. Интерпретатор сновидений, встречающий в качестве сцены действия маленький домик, должен с осторожностью пускаться по этим слишком очевидным дорогам интерпретации, какими бы правильными они ни были. Маленький домик поэта – это закрытое пространство, убежище, которое должно защищать от внешней опасности. Снег и ветер должны стучать в окна[126], чтобы человек был уверен, что находится вне их досягаемости, как будто вернувшись в теплый материнский живот. Начиная рассуждение подобным образом, мы можем представить развитие всей совокупности фантазмов, связанных с регрессией.

В онейроидной динамике маленький домик отказывается быть отнесенным к запирающим сновидениям. Хижина или домик рыбака появляются всегда в природном окружении, на опушке леса или на берегу моря. Маленький домик изолирован, прост, крепок, интимен. Он не является укрытием от бури, от холода, от смятения чувств и мыслей. Он появляется после бури, после дождя, после грозы и предлагает себя в качестве привала перед обрядом посвящения, где сновидящий или сновидящая находят спокойствие[127], восстанавливая свою энергию и готовясь продолжить свой путь. В маленьком домике не обустраиваются, через него проходят. В нем обретается сила простоты. Сложные интеллектуальные проблемы разрешаются за счет примирения противоположностей. Этот символ встречает пациента не для того, чтобы удержать его: он открывает свои двери, чтобы помочь вернуться к здравому смыслу, к справедливому выбору. Будучи местом медитации, пронизанным таинством психического преобразования, маленький домик является одним из любимых пристанищ мудрого старца.

Домовые, карлики, гномы или Маленькие человечки

Откуда берутся эти странные создания, которые как бы несут на себе груз всего времени и одновременно сохраняют вечную[128] молодость? Эта молодость придает им беспечность, способность жить независимо от случайных обстоятельств, атакующих жизнь сновидящего. В сновидениях домовые, карлики, гномы с их веселыми занятиями, их непоседливостью, их радостными хороводами почти всегда ведут себя как некая помогающая сила. Если в легендах время от времени можно встретить недоброжелательных гномов, то сновидения почти во всех обстоятельствах оставляют за ними роль позитивной энергии.

В плане изучения сновидений, в которых действуют маленькие человечки, нам представляется интересным определить пять основных направлений интерпретации:

– направление, предлагающее домовых и карликов в качестве подсознательных, в подавляющем большинстве случаев позитивных, сил;

– направление, которое видит в домовом замещающий образ кого-то умершего;

– направление, признающее за этими маленькими созданиями роль простого динамического показателя: показателя уменьшения размера;

– направление, рассматривающее карлика или домового в качестве фаллического[129] символа, часто связанного с комплексом кастрации;

– и наконец, направление, для которого фигура гнома является выражением дисгармонии психики, порожденной невротическими механизмами.

Совершенно очевидно, что эти пять направлений могут смешиваться между собой в различных пропорциях, создавая богатый набор возможных комбинаций. Следует также напомнить, что слово гном происходит от греческого Γνώση, означающего знание!

Домовые и карлики в сновидениях представляют человеческое наследие многомиллионной давности, записанное в нейронных структурах, опыт, накопленный многими поколениями с самых далеких времен. Эти маленькие человечки – вымышленные персонажи, изображения – следы генеалогической истории и предыстории. Гномы принадлежат земле. Они происходят из мира корней, находятся в их наиболее глубоких и древних ответвлениях. Этим объясняется их вневременная природа и их внешность старичков вне возраста. Таким образом, карлик, домовой, маленький человечек из сновидений в подавляющем большинстве случаев представляют неосознанное знание, переданное предками и принимающее форму этих веселых и шаловливых созданий, готовых прийти на помощь. Неся в себе опыт всех времен, они увлекают за собой сновидящего туда, где он недосягаем для незначительных превратностей повседневной жизни. И пусть сновидящий без колебаний присоединяется к их хороводу[130] или к беззаботному танцу домовых: он обретет в них путь к спокойствию[131] и безмятежности.

Доспехи

Если в сновидении появляются доспехи, терапевт, не боясь ошибиться, должен ориентировать свою интерпретацию помня о двух простых правилах. Анализ будет различен в зависимости от того, является ли пациент мужчиной или женщиной. Следует также принять во внимание, видит ли пациент себя самого в доспехах, или же доспехи принадлежат некоему внешнему по отношению к пациенту существу и представляют некую угрозу.

Доспехи и сопутствующие им средневековые ассоциации должны обратить внимание терапевта на последствия, оставленные кризисом подросткового возраста. Предназначенная для защиты, эта металлическая[132] кожа изолирует живое существо, лишая его всякой гибкости, чувственного контакта с миром. Можно ли представить себе более забавную сцену, чем попытка чувственного контакта между двумя персонажами, одетыми в доспехи? Человек, одетый в доспехи, всегда выдает чувство бессилия, относящееся ко всякой его активности, будь то сексуальная жизнь или общение. Моделью для него является Железная маска. Женщина, одетая в доспехи, выдает свой отказ от женственности, а точнее, свою неспособность установить удовлетворительные отношения с мужчиной. Она идентифицируется с Жанной Д’Арк, мечтая об обете остаться девственницей, надеясь быть принятой за рыцаря. Если же сновидящая должна встретиться лицом к лицу с воином, одетым в доспехи, то эта встреча всегда служит выражением страха перед насилием и мужской агрессивностью. Доспехи обычно появляются на очень ранних этапах психического изменения. Они одновременно говорят о той психологической тюрьме, в которой сновидящий или сновидящая, по их ощущениям, находились, и об освобождении из этой тюрьмы как следствии начала процесса осознания своих проблем.

Драгоценные камни

В зависимости от того, каким образом сновидящий смотрит на сокровища, можно понять, пребывает он в состоянии растерянности или же удовлетворенности. В случае страстного желания обладать сокровищем проявляется стремление к богатству и необузданное желание власти. Это желание свойственно воображению сковывающему. Найденное сокровище указывает на обретение внутреннего света и является и фактором и свидетельством психической самореализации. Оно участвует в воображении трансформирующем. Страстно желаемое сокровище делает психику бесплодной, найденное сокровище ее оплодотворяет. Для спонтанного воображения драгоценные камни состоят из воды, из света и многоцветья[133]. Фантазии о драгоценных камнях нельзя спутать с фантазиями о прозрачном хрустале. Хрусталь – это некая структура, материя, прозрачность. Драгоценные камни делают зримой светоизлучающую сущность внутренней тайны.

Иногда всего один драгоценный камень концентрирует в себе безграничную ценность сокровища. Он становится неким талисманом, сила которого вмещает силу всех драгоценных камней. Однако интерпретация символа в подобной ситуации будет неполной, если мы не примем во внимание конкретную окраску данного камня. В подавляющем большинстве сновидений ценность драгоценных камней увеличивается вместе с их числом. Сценарии сновидений, в которых пациент достигает сокровища, могут быть поделены на две группы:

– те, в которых видимые образы означают, что сновидящий достиг центра самого себя, того неопределенного места, где обнаруживается эта сложная целостность;

– те, в которых воображение помещает сновидящего перед сокровищем, чтобы он мог осознать тщетность своего страстного желания богатства, чтобы он отказался от него и этим отречением возвысил себя.

Драгоценные камни символизируют ослепляющую множественность выражения целостности. Человеческий разум мог бы быть уничтожен неограниченностью разнообразных возможностей, содержащихся в ослепляющем белом свете. Разум нуждается в ориентирах, в ограничивающем количестве, в последовательности. Виденье драгоценных камней, следовательно, не может длиться дольше, чем вспышка молнии, – этой световой трещины, достаточной, чтобы показать неограниченный потенциал. Чаще всего появление данного символа способствует переходу от ценностных значений обладания к ценностным значениям бытия и сопровождает этот переход.

Дракон

Образ дракона является результатом странной инверсии процесса воображения. Эта инверсия состоит в том, что сновидение вместо того, чтобы использовать готовое изображение для выражения того или иного значения, создает некий собирательный образ, противоестественный и неопределенный, предназначенный играть роль чистого фантазма. Внимательное изучение онейроидной продукции быстро убеждает нас в том, что сновидение с драконом создается на основе архетипичной матрицы, обуславливающей неточность образа. Даже если мы объединим всю информацию, полученную на основе многочисленных сновидений, словесный портрет дракона останется мутным, ибо такова его природа! Не является ли многообразие проекций подлинным назначением неопределенного образа? Не служит ли дракон в многоплановой игре психологических репрезентаций некоего рода джокером, способным заменить собой любую другую фигуру?

Многочисленные авторы рассматривают дракона как препятствие, которое подросток должен преодолеть, чтобы достигнуть сексуальной автономии. Убийство чудища, таким образом, выступает как некое ритуальное испытание для достижения зрелости. Для других исследователей дракон символизирует тревогу, возникающую при вытеснении инцестуозных желаний. Будучи проявлением темных, скрытых, подземных сил[134], этот образ также может нести в себе значение грозной, пожирающей, кастрирующей матери и смерти.

Дракон активно участвует в сновидении, он – провокатор. Он стремится быть главным актером в драме, разыгрываемой воображением. Он настолько включен в действие, что позволяет думать, будто сам является изображением вытесненного содержания! Содержания, которое с трудом скрывает желание быть разоблаченным! Выражая многочисленные страхи, активированные и зафиксированные в период страданий подросткового кризиса, дракон в сновидении подобен устрашающей шкуре, в которую прячется чисто фантазматическое содержание психики, или уродливой маске, скрывающей разного рода нелепости и жаждущей, чтобы ее сорвали. Ошибка здесь недопустима: если причиной страдания может быть фантазм, то есть нечто, не опирающееся ни на какую реальную основу, то душевная боль является, безусловно, реальной. И она может быть непереносимой. Существуют химеры, которые мешают счастью гораздо эффективнее, чем конкретные препятствия. Появляясь на онейроидной сцене, дракон становится сигналом возможной победы и фактором, стимулирующим осознание.

Другая сторона

Является ли другая сторона образом? Действием? Как ответить на этот вопрос? Другая сторона по самой своей природе есть некое местоположение. Но это местоположение должно быть где-то в другом месте. Оно так естественно вписывается в динамику преодоления порога, что о нем имеет смысл говорить лишь в контексте движения. Сновидящий, который в сне наяву видит другую сторону вещей, уже не может отказаться от свободы! Он уже неудержимо вовлечен в познание другой стороны того, кем он является, – стороны, которую раньше он не осмеливался видеть. Следует сразу отметить: другая сторона, естественно дополняющая глагол переходить, является ключевым выражением в словаре образов. Само по себе оно уже выражает всю силу изменения, которое вызывается сновидением. Оно резюмирует и объясняет это изменение. «Чтобы быть тем, кто мы есть, надо стать тем, кем мы еще не были!» Это высказывание Артура Янова[135], которым я начинаю одну из глав моей книги «Видеть сны и родиться заново»[136], выражает всю силу[137] процесса саморазвития, который требует примирения противоположностей. В этой главе я показал, что, согласно физиологическому закону, всякая связь, устанавливаемая с частицей того, что принято называть бессознательным, обязательно влечет за собой признание некоей ценности, противоположной той, которую до этого момента признавало сознание. Быть – значит стать, а стать – значит повзрослеть и признать новую правду по отношению к той, что была установлена защитными механизмами сознания. Сновидения, где сцены преодоления порога подтверждены наличием другой стороны, изобилуют выражениями типа противоположное значение, обратное значение, перевернутое изображение.

В моей теории преодоления порога сознания выражение другая сторона свидетельствует об интенсивности психического изменения, а также о необратимости приобретенного опыта. Оно неотделимо от процесса преодоления порога. По самой своей природе оно играет роль проводника и участвует в примирении противоположностей. Едва названная или увиденная, другая сторона тотчас подталкивает сновидящего к встрече с тем, кто он есть и кем он не решался быть. Когда сновидящий достигает другого берега реки, другой стороны озера, другой стороны какого-либо порога, он получает доступ к новым ценностям, всегда неожиданным. И пусть терапевт радуется этим достижениям – они структурно необратимы.

Другой мир

Если существует место, не поддающееся никакому определению, то это именно другой мир! Если есть словосочетания, которых стоит бояться, то именно это стоит на одном из первых мест. Упоминание о другом мире вызывает к жизни глубинную метафизическую тревогу, которая присутствует в каждой душе хотя бы в латентной форме. Когда данное словосочетание появляется в сновидении, то ему следует уделить особое внимание. Чтобы понять подлинное значение данного образа, его надо освободить от всей отягощающей его амбивалентности. Словосочетание другой мир производит на нас сильное впечатление, ибо оно напоминает выражение мир по ту сторону живого. Однако изучение содержания сновидений показывает, что воображение, наоборот, превращает это словосочетание в один из наиболее действенных активаторов жизни. В лексике образов другой мир является словосочетанием, относящимся к символике прохождения, преодоления порога. Оно является эквивалентом, практически синонимом словосочетания другая сторона. Исследования сновидений заставляют нас рассматривать его не как оборотную сторону жизни, а как мир по ту сторону сознания.

Таким образом, проникнуть в другой мир, отдаться силе, втягивающей пациента в черную дыру пространства, – все это онейроидные установки, указывающие, что сновидящий или сновидящая отдались желанию сбросить привычные им маски. Они предвещают поражение искусно созданных систем психологической защиты Я. Доступ к вытесненным или раннее неосознаваемым ценностям и осуществление новых связей между сознанием и бессознательным предполагает открытие нового знания о себе самом. Так же, как и словосочетание «другая сторона», «другой мир» является прямым дополнением к глаголу «преодолевать». По другую сторону порога находятся ценности, противоположные тем, которые были одобрены сознанием. Оба словосочетания должны обратить наше внимание на динамику примирения противоположностей. Оба словосочетания указывают на продвижение в сторону большей естественности[138]. На пороге другого мира человек ощущает себя устремленным в будущее с необъятными горизонтами, устремленным в пространство, где каждое качество усилено своей противоположностью.

Дуб

Разве осталось что-то еще не сказанное по поводу этого владыки растительного мира? Являясь священным деревом во многих странах, дуб как будто всегда готов осенить своей величественной кроной какую-нибудь церемонию друидов[139]. Думая о дубе, мы всегда полагаем, что ему несколько сотен лет. Нам хотелось бы, чтобы это дерево было вечным. Однако в сновидении дуб находится в иных взаимоотношениях с временем. Именно на этом основана главная линия интерпретации данного символа.

Дуб, безусловно, является наиболее типичным образным представлением о дереве вообще. Он представляет растительную мощь в своем двойном величии: крона вверху и корни под землей. Он выступает в качестве жизненного порыва, берущего свою энергию у неба и у земли. Сила[140] – вот наиболее распространенная и, пожалуй, единственная интерпретация, которую предлагают авторы, изучающие значение этого символа в различных культурах. О какой силе идет речь? В данном случае следует вспомнить общую символику дерева и то, что оно одновременно символизирует рост и постоянство. Первая очевидная стадия живого – растительного мира – это, прежде всего, проявления роста. Следовательно, ограничить интерпретацию словом сила – значит помешать более глубокому пониманию данного символа. Необходимо изучение многочисленных сновидений для того, чтобы убедиться: интерпретация воображаемого дуба связана с жизненной силой. В таком контексте сила в ассоциации с деревом обнаруживает всю полноту своего значения.

В самых глубинных слоях воображения дуб, прежде всего, является генеалогическим деревом! Все признаки подтверждают эту особенность символа. Ни одно другое дерево не обладает формой, способной лучше дуба отразить разветвленность семейной структуры… Сила дуба – это сила жизни. Старшая ветвь, младшая ветвь, мертвая ветвь – все эти образы легко ассоциируются с различными коленами родословной. Многочисленны сновидения, в которых дуб ассоциируется с разрывом жизненной цепи. Сну незнакомы ни мертвая пальма, ни высохшая ель! Мертвое, пустое, изломанное дерево – это почти всегда дуб. Сломанный ствол или обломанная ветвь также принадлежат дубу. «Дубы, поверженные наземь» Мальро и выкорчеванный гигант Лафонтена – эти прославленные литературные образы – также связаны с понятием разрыва. Но, размышляя о дубе, психотерапевт должен всегда предполагать, что-то важное, скрытое в данном сценарии сновидения и связанное с предками пациента или с его желанием иметь потомство. Может быть, стоит задать вопрос о препятствиях, которые способны помешать осуществлению этого желания. Эти препятствия могут быть самого разного происхождения: физиологические проблемы, отсутствие партнера или наличие психологического запрета, вызванного ранним исчезновением близкого родственника. Ветер, играющий в кроне дуба, всегда может подсказать верное направление анализа.

Дым или Пар

Распространяющийся в сновидении дым не безвреден. Общепринятое выражение «исчезло, как дым» выражает идею непригодности, ничтожности, превращения в ничто. Этот дым является чистым продуктом ментальности, зависящей от материальных ориентиров, на основании которых она себя построила. Динамика воображения придает дыму гораздо более благородную функцию, видя в нем не только естественную связь с огнем, но и противоположную этому мужскому элементу аниму. В словаре образов дым не относится к царству пламени, он является одной из фаз цикла воды.

Огонь разрушает внешнюю структуру тел, которые пожирает, но он бессилен разрушить то, что относится к миру влаги. Дым, который выделяет сгоревшее дерево, олицетворяет платоническое видение души, освобожденной от тюремного заточения в теле. Философская мысль в качестве своей пищи может выбирать идеи Эпикура, Спинозы, Маркса или Платона. Сон же питается образами, которые не оставляют ему права выбора. Испарение воды под действием тепла подсказывает ему дуалистическое видение материального мира с вкраплениями частиц универсальной души.

Сон предлагает связанные с дымом образы паровоза, камина[141] в маленьком домике, дыма костра. Во всех сновидениях с дымом и для всех сновидящих он символизирует, прежде всего, нематериальную и неумирающую энергиюженского происхождения, дающую жизнь. В статье, описывающей волосы, мы говорим о связи этого символа с анимой. Волосы и дым связаны между собой, и в достаточно большом количестве сновидений можно наблюдать смешение этих образов.

Дымоход или Камин

Мы не будем оспаривать способность дымохода символизировать проход[142], связывающий землю и небо, проход, открытый как в направлении спуска, так и в направлении восхождения. Но мы также не будем поощрять интерпретатора сновидений строить анализ данного символа в соответствии с этим значением. В подавляющем числе случаев это привело бы к игнорированию наиболее существенного смысла в пользу наиболее очевидного.

Дымоход (или камин) в сновидении – это, прежде всего, некое внутреннее пространство. Он символизирует интимные ценности. В качестве таковых он предлагает комфорт убежища или же отражает фантазм находящейся под угрозой интимности. Символическое значение данного символа почти всегда строится по этим двум направлениям. В качестве убежища камин появляется в хижине или в маленьком домике, становясь его помощником в процессе восстановления энергии. Он становится центром, источником тепла, местом временного приюта, в котором сновидящий восстанавливает энергию и спокойствие, необходимые чтобы продолжать путь его инициации. Дымоход или камин также может служить целям фантазма проникновения. В таком случае данный образ выдает сопротивление риску (или желанию) проникновения (пенетрации). Будучи вызванным чувством кастрации, это сексуально ориентированное значение символа чаще всего относится к онейроидной продукции женщин.

Мы полностью поймем символическое значение полости камина (его очага), установив его связь в воображении с раковиной[143]. Раковина – это спокойное убежище, обладающее свойством восстанавливать энергию. Она может также превратиться в место, где энергия, накопленная в период отступления, сгорает.

Дьявол

Что касается внешности, то дьявол в сновидениях не обнаруживает ничего оригинального по сравнению с его широко известным портретом, созданным средневековым христианским воображением. Повелитель тьмы, он скрывается в тени неопределенности. Он окутывает себя туманом, тенью, дымом, в которые заворачивается, как в огромный плащ. Воображение смело приписывает ему все традиционные атрибуты: козью бородку, рога, копыта осла или лошади, трезубец.

По утверждению К. Г. Юнга, божественный архетип оказывается, таким образом, расщепленным на двечасти. Дьявол, падший ангел, – это лжец, обманщик, клеветник, доносчик, это Зло. Все добро исходит от Бога, и человек, спустившийся на землю под влиянием демона, несет с собой первородный грех. Эта идея, которая представляет дьявола в виде теневой стороны божественности, поразительно проявляется в некоторых творениях воображения. Рассматривая содержание сновидений, в которых появляется дьявол, невозможно не думать, что он использует все свое лукавство для разоблачения раскола божественного архетипа, который отделил его от Бога, от света. Онейроидный знак, который характеризует дьявола, – это, безусловно, двойственность[144]. Наблюдаемые вокруг демонического персонажа корреляции отчетливо выражают раскол.

Если мы признаем способность образа дьявола символизировать теневую сторону божественного архетипа и динамику раскола, то нам остается задать вопрос о смысле его атрибутов. Онейроидный дьявол всегда имеет небольшую козлиную бородку. В плане сказанного ее можно рассматривать как смехотворный аппендикс, своего рода эрзац почтенной бороды, который характеризует дьявола как носителя искаженного смысла. Мудрый старец всегда является вдохновителем правды. Лживый дьявол по своей природе поощряет противоположное содержание. Этот образ является разоблачителем противоположной силы[145], которая противостоит правильным жизненным ориентациям сновидящего. В противоположность гармонизирующей функции мудрого старца, который призывает к примирению противоположностей, в случае дьявола речь идет об искушении, противостоящем потребности самовыражения личности сновидящего. Онейроидный дьявол в этом смысле сродни дракону, с которым надо вступить в бой и победить, чтобы выразить свое Я. Он всегда выражает волю к контролю психического самовыражения. Сновидящий без всякого труда узнает персонаж, который не скрывает ни своих рогов, ни своего хвоста, ни своих лошадиных копыт. Единственная задача, которую ставит перед ним пагубная аллегория, состоит в осознании важного противоречия, которое находится в центре его психологической проблематики.