Г
Галька
Галька, которую мы видим во сне, не имеет отношения к камням♣. Камень в натуральном виде является свидетелем рождения♣ мира. Галька же является творением уже пережитого. Для воображения, столь чувствительного к формальным признакам, всякая галька является яйцом♣, снесенным морем♣. Изучение сновидений показывает, что в данном случае речь идет о природной метафоре, об образе, корни которого уходят в глубины символики живого. Если говорить о силе символического звучания, то в порядке возрастания сновидения показывают нам следующие онейроидные композиции: кучу гальки, пляж♣ из гальки, дорогу♣из гальки. Галька в сновидении означает дорогу. Дорогу, которая всегда ведет к месту исключительной важности – лону матери. Галька, положенная в виде цепочки, представляет переправу вброд через реку♣ утекшего времени, облегчающую это возвращение. В сновидении даже самая крупная галька представляет лишь увеличенный вариант камешков, которые разбрасывал Мальчик-с-пальчик, чтобы найти путь к хижине[98], где его мать♣ втайне надеется на возвращение домой ее сыновей.
Воображение, когда в нем появляется галька, тотчас подтверждает желание вернуться к матери либо посредством прямых комментариев, либо с помощью незатейливых аллегорий. Женские половые органы, материнское чрево, луна♣, лодка♣ или грот♣ – обычно некоторые из этих образов обнаруживаются рядом с рассматриваемым символом. Психика, позволяющая себе увидеть пляж или дорогу из гальки, стремится к безмятежной интимности материнского лона. Из этого совсем не следует, что она помнит о некоей безмятежной интимности! Море, к которому нас отсылает онейроидная галька, чаще всего является морем бушующим, жестоким♣, опасным. Это не спокойный океан обкатывал камни♣ до тех пор, пока они не отполировались, а повторяющиеся бури. Каменные яйца – это результат гнева морского или ливневого половодья.
Онейроидной галькой может быть выложена дорога, на которой пациент заново испытает травмировавшие его в прошлом ощущения во время внутриутробного♣ развития. Или же дорога, восстанавливающая образ матери. Естественно, онейроидная динамика может одновременно развиваться по этим двум направлениям проблематики одного и того же пациента. И все же сновидения с галькой, отсылая нас в прошлое, также говорят о неизбежности завершения жизни♣. Каждый из полированных камней переправы вброд по реке жизни дает опору для последующего шага вперед. Шага, которого мы не в силах избежать и который приближает сновидящего к единственному запредельному изгнанию – тому, что отдаляет его от материнского лона, – вот другое значение данного символа.
Гладкий
Когда в воображении появляется гладкая поверхность, интерпретатору сновидения следует уделить этому образу все внимание, которого он заслуживает. Не переставая быть определением, слово гладкий в языке воображения выполняет функцию существительного. В онейроидной динамике прилагательное гладкий во вторую очередь определяет объект; оно становится полноправным носителем смысла, для которого любого вида материя или предмет может выступать в качестве опоры.
В сновидении слово гладкий пренебрегает ролью партнера прилагательного шершавый, которую ему предписывает логика противоположностей. У него совсем другое назначение. Гладкая поверхность приглашает к ласке. Она также является напоминанием о первой ласке. Глаз♣, видящий гладкую материю, побуждает палец♣ потрогать ее. И тот и другой сохраняют воспоминание. Прежде чем подтолкнуть к открытию, гладкий приносит воспоминание. Лоснящаяся гладкая поверхность отсылает сновидящего или сновидящую к первому прикосновению к материнской♣ груди.
При упоминании данного символа интерпретатору сновидений полезно остановиться на трех уровнях анализа его смысла.
– В первом значении вид гладкой материи пробуждает механизм сексуального возбуждения. Хотя этот первичный подход и можно было бы считать поверхностным, его все же следует иметь в виду, ибо он говорит о притягательности, например, одежды из кожи или из синтетики.
– В своем втором значении этот символ резонирует с самым давним чувственным переживанием пациента или пациентки. Это переживание включает в себя все ощущения, пережитые телом♣ ребенка♣ во время первого контакта с телом матери во внешнем мире.
– В своем самом глубинном значении, особенно в рамках женской психологии, гладкое выражает сочетание ощущений, ассоциируемых с функцией материнства. В таком случае символ вызывает в памяти одновременно пережитое во время собственного появления на свет и желание родить ребенка. Он связывает женщину с ее матерью и с ее собственным ребенком. Он выражает неистребимый инстинкт продолжения жизни♣, влечение, заставляющее отправлять новое живое существо в путь по дороге, где нет движения вспять.
Невозможность вернуться назад, часто упоминаемая сновидящим или сновидящей в связи со словом гладкий, также должна быть интерпретирована как выражение необратимого характера опыта, полученного в результате работы воображения.
Глаз или Глаза
Лишь немногие образы требуют от терапевта такой же осторожности, что и образ глаза или глаз. В первом приближении (в единственном или во множественном числе) этот орган совпадает со своей функцией. Через нее этот символ открывает широкое поле интерпретации, связанных с взглядом. В этом случае интерпретатор сновидений часто встретит сцены, в которых сновидения раскрывают потребность или страх♣быть увиденным, желание или опасение оказаться под взглядом другого. Когда это направление интерпретации представляется правильным, следует обратить особое внимание на то, каким образом сновидящий или сновидящая чувствовали на себе взгляд каждого из своих родителей. Часто в сновидении взгляд также связан с темой ослепления и прозрения. Глаз или глаза в подобном случае следует рассматривать с точки зрения наиболее классического подхода, который видит в них изображение сознания. Часто речь также идет о сознании, которое открывается, или об осознании виновности.
Интерпретатор сновидений, который ограничится этими интерпретациями, основанными на функции глаза или глаз, и пренебрежет глазом как органом, частью тела, в 75 % случаев рискует упустить основное значение сновидения. Анализ должен различать три группы образов глаза как органа. Выпученный глаз или глаза, выступающие из своих орбит, являются замещающими изображениями пениса[99]. Прокалывание глаза в сновидении должно ориентировать внимание на желание или страх сексуального проникновения. Проход через глаз как переход по другую сторону♣вещей – это одна из лучших иллюстраций обращения сновидящего или сновидящей на путь интуитивного познания. Каждая из предложенных нами интерпретаций символа может сочетаться с одной или несколькими другими в различных комбинациях.
Гнездо
Встречаясь с образом гнезда, интерпретатор сновидения естественным образом воспринимает совокупность чувств, связанных с ощущениями интимности. Ощущение теплоты, порождаемое уютным гнездышком и ощущение ностальгии, вызываемое видом покинутого гнезда, предлагают целый набор противоположных устремлений, смешивающих желание найти убежище и обрести независимость, защитный уход в себя и рискованное влечение к независимости. Словом, гнездо служит выражением отношения к материнскому образу и в более широком смысле – к родительскому дому♣, к дому, где прошло детство сновидящего. Вокруг этого образа раскрывается со всеми нюансами диалектика связи и расставания. Интерпретатор сновидения не ошибется, следуя этому направлению анализа. Однако, ограничиваясь только им, он может пропустить самое важное.
Помимо наиболее очевидных значений матричного характера, иногда явно сексуально окрашенных, гнездо в сновидении устойчиво выполняет онейроидную функцию, динамический радиус действия которой значительно превосходит ранее описанное. Чтобы понять глубинный смысл образа, необходимо признать его наиболее банальное содержание. Только тогда нам откроются широкие перспективы, позволяющие увидеть реальный спектр значений этого символа. Гнездо в сновидении не сразу говорит о яйцах♣. Оно не сразу говорит о птенцах. Оно говорит о небе♣! Выражаясь более точно, гнездо говорит о виртуальном пространстве, в котором реализуется переход от небесного к земному♣, от неограниченного Невидимого к видимым обличиям, от вечности♣ судьбы к мирскому предназначению, от невинности к осознанию. Гнездо в сновидении – это вершина, становящаяся состоянием. Гнездо из языка образов непереводимо на обычный язык сновидящего. Оно выражает взаимодействие, виртуальные пространство и время, место встречи неба и земли, наивности и сознания. Гнездо отсылает нас к невыразимому моменту, когда душа и тело♣ сливаются в едином замысле бытия. В терминах участия в процессе психического изменения онейроидное значение гнезда состоит в попытке перенесения сновидящего в момент зарождения сознания, чтобы позволить ему заново пережить ощущение некоей исходной точки, которое можно назвать таинством воплощения.
Вокруг данного символа часто легко обнаружить образы, преувеличивающие его значение: что-то слишком большое или чересчур маленькое, увеличение и уменьшение размеров. Находясь рядом с гнездом, эти образы организуют сцены преодоления порога, являющиеся важными эпизодами динамики психического изменения.
Голова
Когда тело♣ и голова появляются в одном сновидении, то это означает их независимость друг от друга, их противопоставление и даже раздельность, которая может породить сцены обезглавливания. Малейшее недовольство, даже незначительное удовольствие, простое безразличие сразу же изменяют выражение лица. В силу этого голова является одним из главных средств выражения эмоций. Голова видит, слышит, говорит, ощущает запахи и вкус. В ней сосредоточена большая часть органов коммуникации, как получающих, так и передающих информацию. Если терапевт предполагает объяснить подлинную символику образа головы, которую воображение реально отражает, воспроизводя эту часть тела, то ему следует восполнить пробел интерпретации этого символа. Очень многие исследования упускают из виду очевидный факт, что этот символ является проявлением идентичности пациента, индикатором его настроения и центром его связей с окружением. Когда в сновидении появляется голова, которая не принадлежит сновидящему, то тема идентичности напрашивается со всей очевидностью. Принадлежит ли эта голова кому-то знакомому? Тогда узнавание мгновенно. А если это незнакомый персонаж? Тогда анализ должен принять во внимание проекции, лежащие в основе данного видения. Живой человек или статуя♣, покрыта ли голова вуалью♣ или нет? Возможно, что сновидящая или сновидящий присутствуют при первом появлении образа анимуса или анимы.
Однако, учитывая, что сновидения прибегают к помощи этого символа, чтобы выразить идентичность, настроение и коммуникацию с окружением, не следует исключать интерпретацию этого символа как образа интеллектуализации. Растеряться, запутаться, потерять голову… Достаточно вспомнить эти выражения, чтобы убедиться: голова выражает ментальность, рациональные ориентиры, противостоящие чувствам, душевным порывам, инстинктивным желаниям, интуитивным влечениям. В ситуации, когда сновидящий ищет правильное положение головы по отношению к телу, терапевт должен ориентировать интерпретацию в направлении поиска равновесия♣между интеллектуальными ценностями, представленными образом головы, и естественными стремлениями, символизируемыми телом. Когда терапевт является свидетелем впечатляющих сцен обезглавливания, оторванной, отделенной от тела головы, то он на законных основаниях может подозревать, что за кроме первой интерпретации, вполне обоснованной, следует учитывать возможность сильного страха♣ кастрации.
Голубой или Синий цвет
Голубой цвет сновидений воспроизводит непреодолимое влечение всего живого к голубому цвету неба возрастом в несколько миллионов лет. Голубой – это цвет недоступного, цвет бескрайности. Бескрайности неба или бескрайности моря. Он – призыв рассудка, проявление нематериального, но он также означает расстояние, разлуку, конец. Взгляд наполнится лазурью небесных глубин, восхитится голубоватыми отсветами♣ на снегу♣, ответит на искренность или холодность взгляда голубых глаз♣. Невозможно потрогать рукой♣ голубизну неба, лазурь моря, синеву глаз! Будучи цветом бесконечности, голубой является носителем тайны. Это цвет ничем не заполненной пустоты! Он наполнен тем, что недоступно законам мира явного. Он несет на себе печать вселенной, постичь которую можно лишь через отречение от чувственных ориентиров.
Ассоциативная цепочка, в которую включен голубой цвет, состоит из множества звеньев. Холод, лед♣, снег появляются в 50 % сновидений с голубым цветом; другая сторона♣, переход – в 43 %; мир, спокойствие, отдых, безмятежность, безразличие – в 37 %; наконец, мать♣, как и слово «светящийся», – в 30 % сновидений. Безразличие предстает в данном контексте в своем наиболее радикальном значении, которое отсылает нас к понятиям Единства, Индифферентности, дающим начало принципам мира, находящегося еще на стадии зачаточного развития.
Голубой цвет может быть также сродни анимусу, что хорошо объясняет частое появление в сновидениях женщин образа мужчины в голубой одежде, торжественной фигуры Туарега, пришедшего неизвестно откуда. Нематериальная природа голубого, дистанция, отделяющая его от человеческих страстей, обеспечивает ему роль одного из дополнений красного – цвета крови♣, столь земного, столь обязывающего. Именно по отношению к этому красному голубой часто играет роль инициатора успокаивающего изменения. Пациенты, чью психику одолевает дух соревнования, страсти и конфликты, пациенты, склонные к вспыльчивости[100], благодаря голубому цвету найдут дорогу, которая вернет их к состоянию равновесия и спокойствия.
Голубой и белый цвета
Голубое♣ небо♣ говорит о глубине, о бесконечности♣ будущего. Голубой цвет неба – это бескрайние просторы. Белая♣ точка небольшого облака♣ или крыла♣ ангела♣ появляются на голубом фоне как бы для того, чтобы подчеркнуть вызывающую головокружение глубину бесконечного неба. Голубой и белый – это цвета Тайны в ее умиротворяющем проявлении. Они могут создать ощущение счастливой самореализации преображенной и очищенной души, успешного духовного вознесения. Анализ содержания сновидений заставляет нас признать, что такое видение гораздо чаще соответствует некоему желанию, чем реальности. Психика, порождающая видения голубого и белого прежде всего стремится оказаться вне досягаемости непереносимого страдания. Белый♣ цвет выражает чистоту, но также отчужденность, потребность в оправдании, отказ от причастности, боязнь аффективной травмы. В этом смысле такая психика поворачивается спиной к жизни♣. Как только мы признаем за этой парой цветов их свойство бесконечного и вечного укрытия, их интерпретация становится очевидной.
Голубой и белый цвета могут означать в сновидении две грани вечности♣. Они говорят о безграничной ностальгии по потерянному раю, которая смешивается со смутным воспоминанием о материнской груди, порождая некое обещание бесконечности, вызывающее чувство гармоничного восприятия непредвиденного будущего. Воображаемые голубой и белый, соединенные вместе, свидетельствуют о страдании, возникающем в связи с неизбежным отрывом от матери♣ земной, и одновременно об уповании на бесконечную встречу с матерью всеобъемлющей. Эта встреча сравнима с голубым небом, испещренным белыми облаками, небом бесконечным, глубоким, напоминающим мантию коронованной Девы, королевы♣ любви и сострадания.
Психотерапевт, встречающий эти два цвета, должен быть крайне осторожен. Зная о реальном облегчении, которое несет этот символ, он должен искать скрытую боль и постараться оценить ее силу. Тем самым он, по меньшей мере, поможет своему пациенту осознать возможную причину его страдания. Иногда, увидев опасное отчаяние, вызванное этим страданием, он направит своего пациента к врачу, принимая тем самым необходимые и, возможно, достаточные меры предосторожности.
Голубой и желтый цвета
Голубой♣ и желтый♣ – самый холодный♣ и самый теплый♣ цвета. По этому поводу психологи и художники согласны между собой. Голубой цвет – холодный путь, ведущий в глубину сознания; желтый цвет – горячая дорога любви♣. Голубой цвет – цвет бесконечности♣, наполненный невидимым, чья неуловимая природа роднит его с пустотой, так как он – абстракция, отсутствие. Обитель ничего, содержащая все. Он манит нас к леденящему головокружению смерти♣. В своей основе – это мужское начало. Желтый цвет – лучистое отражение действительности – подразумевает созидательное головокружение любви. Он – чувственность, в своей основе – начало женское.
Онейроидное сочетание голубого и желтого, вместо того чтобы нести в себе некий смысл, как это свойственно большинству символов, скорее скрывает его. Изучение многочисленных сновидений, содержащих данное сочетание цветов, порождает искушение считать, что оно не вписывается в динамику воображения и участвует в ней против воли! Я почти был склонен предполагать, что, появляясь вместе, эти два цвета могли бы означать сопротивление анализу. Однако подобное предположение противоречит гипотезе постоянства положительной психической функции символики сновидений.
Голубой и желтый, Рассудок и Любовь. Пока терапевт остается на этом уровне рассуждения и оперирует абстрактными бестелесными понятиями, он не увидит ни значение образов, ни проблематику пациента. Необходимо изменить свой подход. Если рассматривать Рассудок как сознание и Любовь как чувственность, эти понятия становятся более очеловеченными и более ясными. Встретив сочетание голубого и желтого, терапевт сосредоточит свой анализ на элементах сновидения, которые могут помочь ему определить отношение сновидящего или сновидящей к их анимусу и аниме. На этом пути ему не грозит разочарование.
Гора
Традиционные интерпретации горы приписывают ей несколько значений. Из-за стараний, необходимых для достижения вершины, для восхождения♣ к небу♣, этот символ в первую очередь рассматривается как изображение усилий, направленных на духовную самореализацию. Роберт Дезуай предлагал своим пациентам предпринять подъем по горному склону, чтобы избавиться от депрессивных состояний. Внушительная масса скальных♣ пород и земли♣ выступает также как максимальное проявление непреложности, незыблемости. Многочисленные мифы рассматривают гору в качестве оси мира. Большая часть интерпретаций символа также упоминает его священную коннотацию. В рамках динамики воображения гора не отрицает все эти значения. Она безапелляционно подтверждает свою способность изображать непреложное. Заснеженная[101] вершина, ледник♣, горный массив – все это внушает ощущение неподвижности. Онейроидная динамика всегда использует этот образ как начальный момент движения, как начало подвижности[102]. По существу, воображаемая гора выражает отношение между застывшей♣ налаженностью и налаженностью гибкой, между постоянством и приверженностью к изменению.
Помимо этого важного нюанса наблюдение содержания сновидений с горой позволяет увидеть два неожиданных направления интерпретации символа. В сновидении гора влечет за собой слова и образы, выражающие опрокидывание♣. Отражение♣, зеркало♣, другая сторона – эти понятия подтверждают назначение образа горы обозначать этап процесса примирения противоположностей, решающую фазу процесса индивидуации. В 75 % изученных сценариев сновидений мы наблюдали присутствие матери♣ сновидящего или сновидящей или представляющих ее символов. Гора округлой формы, называемая куполом♣ или холмом[103], иногда прямо ассоциируется с материнской грудью. Интерпретация образа горы, которая пренебрежет изучением того, что в сновидении может быть связь с упоминанием матери, рискует быть неполной.
Горизонтальный—вертикальный
Мы знаем, какую важность Роберт Дезуай – «изобретатель» методики управляемого сна наяву – приписывал восходящим♣ и нисходящим движениям. Они составляют часть наиболее значимых онейроидных действий. Между тем интерпретатор сновидения, в котором появляются слова вертикальный и горизонтальный, должен опасаться смешения их значения с теми, которые выражают подъем или спуск.
В словаре образов вертикальный и горизонтальный выражают положение тела. Они ведут себя подобно двум неразлучным приятелям, вместе посещающим одни и те же сновидения. Если они и заслуживают того, чтобы относиться к семье символов, выражающих движение, то вовсе не потому, что вертикальность иногда содействует восходящим или нисходящим движениям. Они заслуживают это, потому что демонстрируют переход от одного положения к другому. Чаще всего речь идет о выпрямлении, приводящем из горизонтального положения в вертикальное. Частое появление в подобных сновидениях рыбьего♣ хребта или позвоночного столба заставляет предполагать, что изменение положения вызывает к жизни воспоминания, связанные с истоками жизни♣ и с изменениями, заставившими четвероногое животное принять вертикальное положение. Человеческий опыт принятия вертикального положения, который переживается каждым ребенком♣, безусловно, вносит свой вклад в формирование символического значения этих образов.
Понятия вертикальный и горизонтальный также являются основой для элементарных пространственных ориентиров. В этом смысле они подобны непреклонности и прямолинейности. Переход из одного положения в другое – это, прежде всего, движение. Все еще негибкое, но решающее. Психическое изменение, жизнь, свобода существования проявляются посредством круговой активной деятельности, предельным выражением которой является движение по спирали♣. Вертикаль и горизонталь также образуют крест♣, чье динамическое предназначение состоит в осуществлении кругового движения. В сновидениях, в которых вертикальная и горизонтальная прямые вызывают движение, часто появляются спираль и символ бесконечности ∞, подтверждающие способность этих символов содействовать динамике самовыражения.
Город
Современная психология признает за символикой города определенное значение, связанное с образом матери. Однако интерпретатор сновидения, который сосредоточит свой анализ исключительно в этом направлении, рискует выдвинуть на первое место вторичный смысл в ущерб основному. Сновидения предлагают два типа образов города. Крупные городские агломераты, холодные♣ конструкции преимущественно из бетона, часто безлюдные♣, говорят о психологическом дискомфорте, вызванном неконтролируемой увлеченностью интеллектуальными рассуждениями. Подобного типа город противостоит природе♣, естественности, аутентичности. Он также выявляет излишнюю приверженность земным♣ ценностям и побуждает сновидящего или сновидящую обратить взор к небу♣. Если пациент осуществляет полет над серым городом, он уже нашел путь, который ведет его к подлинности.
Белый♣ город, спрятанный в песках♣ пустыни♣, неуловимый, как мираж, обозначает сердцевину, центр♣, которого следует достичь, чтобы извлечь пользу из неограниченных♣ потенциальных возможностей психики. Этот символ приглашает к установлению гармонии между физическими и метафизическими ценностями. Он является основой, опираясь на которую сновидящий или сновидящая могут достичь неба, чтобы освободиться от избыточности рассудка и смело открыться духовности.
Греция
Развалины храма♣, несколько колонн♣, поднимающихся к голубому♣ небу♣ среди руин… В сновидениях Греция появляется подобно образам картинок из рекламы туристического агентства. Интерпретатор сновидений мог бы поддаться соблазну рассматривать эти появления как достаточно банальные индикаторы динамики ослабления психического напряжения. Дополнительным аргументом для доказательства справедливости подобной интерпретации может выступать тот факт, что Греция часто появляется в сновидении в форме воспоминаний о каникулах. Однако более углубленное изучение подобных сновидений обнаруживает, что Греция является важным термином в словаре образов, обозначая психическое движение большой амплитуды.
Греция в сновидении – место необычное. Она выступает в качестве универсального фермента. Это некая матрица, способствующая появлению любого другого местоположения. В воображении Греция является инициатором динамики воссоединения. Помимо того, что это страна на берегу моря♣, это страна далекая, страна заморская! За краями, за землями, за мирами, за добром и злом, за пределами комплекса Эдипа, вне разнообразных религиозных доктрин, вне времени♣, вне сексуальных влечений, Греция предстает как некое зеркало♣, овладевающее отражающейся♣ в нем душой и проецирующее ее в целостность универсума. Она окружена многочисленными фресками, изображающими различные географические, религиозные и исторические пейзажи. Она подчеркивает их многочисленность и разнообразие, чтобы затем соединить их вместе в некой целостности. Под небом онейроидной Греции противоположности примиряются и неравенство исчезает. Нет лучшего места для медитации, чем эта сине-белая Греция, купающаяся в свете♣, источником которого, возможно, является универсальная душа.
Гриб
Поверхностный анализ, опирающийся на форму некоторых грибов, может привести к выводу о фаллическом значении этого символа. В некоторых случаях такая интерпретация представляется обоснованной. Однако среди двухсот тысяч известных видов лишь очень небольшое количество грибов имеют форму фаллоса. К тому же крайне редко сновидящий описывает конкретный вид грибов.
Помимо всех прочих качеств, гриб в сновидении почти всегда ярко окрашенный образ. В большинстве случаев речь идет о грибах с большой шляпкой♣ в форме зонтика♣, обычно красного♣ цвета с белыми♣ пятнами. Если и можно подозревать, что образ гриба связан с сексуальными аспектами проблематики пациента, то природа этой связи лежит не в форме данного представителя флоры. Воображаемый гриб, в два раза чаще встречающийся в сновидениях женщин, чем мужчин, упрямо отсылает нас к паре красного и белого цветов. Красный цвет выражает активную вовлеченность в жизнь, желание, любовь♣, страсть, чувство, ярость[104], изобилие, жизнь. Белый цвет говорит о непорочности, сдержанности, чистоте, защите, целостности, замерзании, изоляции, стерильности, смерти♣. Красный с белыми пятнами гриб, упорно возникающий по краям дорожки, по которой следует Белоснежка♣, является показателем всех тех противоречий, которые возникают в пубертатный период. В период, когда удовольствию стать взрослым противостоит ностальгия по невинности; когда сексуальное влечение наталкивается на страх агрессии; когда детская беззаботность спорит с ответственностью; когда доверчивость по отношению к жизни наталкивается на осознание смертности; когда спонтанность игры разбивается о барьер многочисленных запретов.
Эфемерный, соблазнительный, опасный – по самой своей природе гриб представляет противоречивые порывы. В образе красно-белого гриба соединяются последствия и страхи, вызванные осознанием смертности, и чувства, связанные с комплексом кастрации, активно присутствующие вплоть до конца подросткового возраста. Как и все другие элементы, заимствованные из мультфильмов, данный символ участвует в презентации аспектов реальности. Реальности, представленной в смягченном виде, которая приближает сновидящего к истокам его проблематики, избегая при этом жестокости[105], возникающей при прямой конфронтации с ней. В этом и состоит основная функция образа!
Гроб
Конечно, речь идет о бесспорно впечатляющем символе. Конечно же, для каждого этот символ окружен ореолом печальных♣ или болезненных воспоминаний. Кто будет отрицать, что в угрюмых застенках[106] его памяти скрывается образ гроба, напоминающий о жестокой разлуке?
Никогда полностью не освобождаясь от этих скорбных лохмотьев памяти, гроб на языке символов имеет гораздо более широкий смысл, говорящий о его определенно положительном назначении. Если мы проследим роль этого символа в сновидениях, где он встречается, то увидим, что он является еще одним примером сближения противоположностей и ловкости онейроидных механизмов, способных смещать значение образов. Вследствие этого гроб появляется как другой вариант колыбели♣ – это способ упоминания смерти♣ в терминах рождения♣ и воскресения. То, что изначально выступало как наиболее явное обозначение заточения, обнаруживает свою природу♣ – способность содержать в себе нечто, предназначенное для открытия. Как часто мы слышали, что наши пациенты видели образ гроба, крышка которого открывалась для того, чтобы были найдены важные сокровища!
Будучи иногда образом, непосредственно связанным с уходом близкого родственника пациентки или пациента, гроб может открыться, чтобы позволить осуществить диалог, устраняющий конфликт с умершим. В таком случае описываемая сцена может быть эмоционально очень интенсивной, но ее положительный исход с лихвой оправдывает переживание. Освобождая интерпретацию данного образа от значения предчувствия, следует признать, что он может способствовать восстановлению положительного отношения к образу ушедшего близкого человека, и рассматривать гроб можно и не как место смерти, а как место рождения♣. Родиться и возродиться – это начало и конечная цель пути, освященного лишь стремлением к жизни♣. Как семя, брошенное в землю♣, гроб в сновидении нуждается в воде, должен плавать в ней, пропитаться водой, наполниться водой, чтобы выполнить свою материнскую функцию. Все изученные сновидения заставляют нас рассматривать данный символ как обладающий двумя значениями: одно – это гроб и все связанные с ним ассоциации комплекса кастрации, другое – это колыбель как место вечного обновления.
Грот или Пещера
Интерпретатору сновидений не стоит напрасно тратить свое внимание на сравнительный анализ символической специфики грота и пещеры. Изучение содержания соответствующих сновидений показывает, что в словаре образов эти символы используются как синонимы.
Сновидение не признает топографических ограничений. Войдя в находящийся на определенной высоте грот, пациент может выйти из него под поверхностью моря♣. Грот – это одно из природных[107] и наиболее древних укрытий. Это место, которое не было создано рукой♣ человека. В цепочке ассоциаций, частью которой является грот или пещера, доминируют образы девственного, ископаемого, растительного, элементарного мира. Скала♣, лес, водопад♣, ветер♣, дождь♣ составляют картину первобытного мира. Никакой живой персонаж не входит в эту цепочку корреляций. Очевидно, что грот отсылает сновидящего к его предыстории♣, к этому пространственному♣ и временному♣ периоду внутриутробного развития, недоступному памяти.
Грот, пещера – по своей природе подземные первобытные впадины – являются одними из ведущих матричных образов. Они возникают во всех сновидениях, питаемых ностальгией по материнскому лону[108]. На этой давно признанной основе символика пещерного логовища может быть интерпретирована по нескольким различным направлениям. Направление интерпретации сценария сновидения, в котором появляются грот или пещера, зависит от локализации одной из шести функций, которую данный символ выполняет в рамках онейроидной динамики. Следует различать следующие.
– Грот возрождения♣. Он восстанавливает, чтобы затем их разрушить, следы негативного остаточного возбуждения, зафиксированные в момент появления на свет♣, или же представляется в качестве места разыгрывания эпизода психического возрождения.
– Грот посвящения, куда сновидящий или сновидящая должны попасть, чтобы там раскрыть для себя некую важную истину.
– Грот доступа в другой мир♣, с помощью которого пациент примиряется с одним из усопших родственников.
– Грот пожирающий, появляющийся в сновидении, когда сновидящий или сновидящая готовы приступить к решению героической задачи конфронтации с содержанием бессознательного. В подобном случае символ выражает риск быть поглощенным. Когда подобный грот угрожает загрызть пациента (в первую очередь, речь идет о мужчинах♣), то он должен побудить терапевта обратить внимание на страх кастрации, и может также означать страх♣ перед женским половым органом♣.
– Грот с сокровищем, в котором устанавливается новое отношение к ценностям обладания и существования.
– Грот, восстанавливающий силы, который предлагает умиротворяющую остановку в процессе интенсивного психического изменения.
Грустный или грусть
Когда слова грустный или грусть вписаны во фреску сновидения, они окрашивают ее серыми♣ оттенками ностальгии. Вокруг них кружатся, подобно фантомам♣, которые ищут признания, вытесненные страдания детства. На языке образов грусть всегда связана с семейным прошлым. Отец♣, сестра♣ и особенно мать♣ сновидящего или сновидящей завладевают первыми ролями в этих проникнутых грустью постановках.
Невозможно игнорировать близкую ассоциацию со смертью♣, которую грусть устанавливает в сновидении. Траур, который в детстве пациента омрачал семейную сферу, является одним из вдохновителей переживаний в отдельных связанных с грустью сновидениях. Однако воображение всегда стремится к улучшению самочувствия. Ему не свойственно испытывать удовольствие от болезненных воспоминаний. Когда оно порождает появление слов грустный или грусть, интерпретатор сновидения может быть уверен, что они говорят о возврате пациента к способности эмоционального выражения. Дело обстоит так, как если бы подавленные в детстве эмоции образовали некую пробку, которую необходимо убрать, чтобы заново обрести свободу чувствовать. Грусть и ее свита из болезненных воспоминаний детства питают эпизоды сновидений, вызывающие сострадание слушателя. Она является обязательным этапом, ведущим от подавления эмоций к реабилитации подлинных переживаний.
Грязь
Нормальная психика, опирающаяся на здравый смысл, безапелляционно ассоциирует грязь, трясину с выгребной ямой души, куда ведут человека действия, противоречащие этике. Выражение смешать с грязью означает намеренье навредить кому-то. Воображение относится с большим вниманием к точному смыслу образа. В сновидениях грязь, трясина выступают в качестве того, чем они на самом деле являются, – местом встречи сухого♣ и влажного♣. Если отказаться от всякого предубеждения, то следует признать: если пыль замутняет воду♣, в которую она попадает, то вода, проникающая в землю♣, оживляет и оплодотворяет ее. Жизнь♣ возрождается водой, смерть♣ – засухой.
Болото, трясина настораживают лишь психику, ищущую рациональные объяснения, трепещущую от боязни потерять свои точки опоры. Сновидящий, дерзающий поставить ногу на рыхлую землю, еще не знает, что он выбрал влажный путь. Этот путь приведет его в лоно воды, где он осознает значимость ценностей анимы, чтобы вновь обрести свою созидательную способность чувствовать. Когда образ трясины является выражением невротического состояния, он сопровождается его признаками, например, тростником♣.
В неясной дымке, витающей над болотной топью, опытный интерпретатор сновидений увидит силуэты♣ двух великих протагонистов египетской мифологии – Гора и Сета, братьев-врагов, богов влажного и сухого, добра и зла… Грязь сновидения, помимо загрязнения, прежде всего, свидетельствует о жизненной необходимости взаимодействия между анимой-вдохновительницей и анимусом-организатором.