Вы здесь

Словарь символики сновидений. В (Жорж Ромэ, 2003)

В

Ведьма

Всякий, кто приближается к образу ведьмы, естественно ожидает, что подобный символ будет окружен зловещими декорациями. На ночном небе деревья будут жестикулировать голыми ветвями, подобно щупальцам. Сова поведет за собой находящегося в состоянии ужаса сновидящего в чащу леса к секретному логовищу с котлами и ретортами. И там очень старая и страшная женщина с клювообразным носом и подбородком, сжимая беззубый рот, будет колдовать над приготовлением устрашающего приворотного зелья.

На сцене сновидения ведьма играет двойную роль. Под ярким светом прожекторов она воплощает отношение к негативному материнскому образу. Она без устали повторяет роль, созданную автором Белоснежки, в которой значительное место занимают волнения пубертатного перехода к сексуальной зрелости. В этих сценах, где присутствует старуха-волшебница[49], также обнаруживается настолько значительное и открытое вмешательство матери сновидящего или сновидящей, так много упоминаний о детстве, так много сексуальных ассоциаций, что невозможно избежать этой первичной интерпретации символа, поэтому интерпретатор должен внимательно к ней отнестись. Однако с его стороны было бы упущением ограничить этим свой анализ. Ему следует несколько приглушить слишком сильный свет на сцене. Тогда он лучше увидит теневую часть ведьмы, играющей одну из наиболее важных ролей. Одним широким и мощным жестом она объединяет гномов[50], глубинные силы[51] земли и небесных духов. Это единение земного и божественного – символ реабилитации инстинктивного начала и единства живого существа – представляет собой путь, подготавливаемый появлением воображаемой ведьмы, которая приглашает сновидящего следовать за ней.

Великан

Поль Диель рассматривал Титанов, противопоставивших себя Зевсу и хотевших разорить Олимп, как олицетворение протеста против сознания. Они символизируют пагубную трансформацию стремления к психическому изменению в пользу упрощения способа удовлетворять земные потребности. Автор уточняет, что в отличие от дионисийского упрощения, которое раскрывает свой потенциал в области сексуальных устремлений, упрощение, которое он назвал титаническим, является социальным извращением в виде стремления к доминированию. Каждый сновидящий, который переживает во сне встречу, а иногда даже идентификацию с гигантом, обнаруживает себя раздавленным вплоть до полного бессилия чрезмерностью своих амбиций! Великан в сновидении, главным образом, выражает некое отношение.

Великан появляется, когда для пациента приходит время осознать то, что парализует его отношения с другими. Этот символ выявляет ошибку пациента в оценке причин его трудностей при общении со своим окружением. Чем больше размер великана в сновидении, тем в большей степени он подтверждает чрезмерность стремления к материальному превосходству. Чрезмерность в данном случае является правильно выбранным словом, ибо оно выражает неизбежность увеличения разрыва между амбициями и реальными возможностями пациента. Чем больше проявляет себя стремление к власти, тем сильнее проявляется на психологическом уровне ощущение бессилия. Чем быстрее растет великан за счет некоего рода психического воспаления, тем в большей степени пациент ощущает свою незначительность и ничтожность. Титаническое упрощение – пожиратель энергии – приводит к пониженному психическому напряжению.

Гигантский персонаж сновидения является показателем опасной иллюзорной веры в возможность замещения потребности духовной самореализации за счет доминирования силы. Дух соревнования, способный благотворно стимулировать, в своей преувеличенной форме становится неким типом извращенной религии, приводящей в тупик вместо того, чтобы открывать путь к надежде. Ни сновидящий, ни слушающий его терапевт не должны пугаться величины персонажа: лишь психика, способная почувствовать дискомфорт духовного тупика, куда ее влечет великан, способна породить подобного типа образ. Онейроидный великан – это предвестник психического изменения, а не обвинитель, обличающий недостатки.

Велосипед

Если человек хочет перемещаться в пространстве дольше и быстрее, чем ему позволяют его собственные возможности, то он может использовать животных или различные средства передвижения, которые придумал. Среди этих последних велосипед – единственное устройство, чье продвижение вперед и управление являются прямой функцией энергии и воли его пассажира. Как только велосипедист прекращает крутить педали, велосипед возвращается к исходному состоянию. Он становится мертвым объектом, механической конструкцией. В свободном полете воображения данный символ позволяет увидеть два направления интерпретации.

В многочисленных онейроидных сценариях сновидящий или сновидящая испытывают чувство удивления, когда их велосипед поднимается[52] в небо, подобно волшебному ковру-самолету. Этот образ содержит в концентрированном виде проявление двух противоположных психологических тенденций: той, что стремится к контролю, защите Я, и той, которая стремится к изменению и доверию, к непредсказуемому будущему. В этом значении данный образ указывает на начальную фазу исчезновения метафизической тревоги[53].

Из-за дыхательного ритма, связанного с кручением педалей, или из-за воспоминаний о реально пережитой в детстве сцене, когда пациентка сидела на перекладине велосипеда своего отца, образ велосипеда способствует осознанию сексуальных влечений, связанных с комплексом Эдипа.

Венок или Корона

О какой короне или венке идет речь? О королевской короне? О венке Девы Марии[54]? О венке новобрачной? О лавровом венке? О терновом венце? О венке из цветов? О погребальном венке? Интерпретация символа, связанная исключительно с выражением господства или власти, не выдержит свидетельства многочисленных фактов: короны или венки из сновидений могут появиться в виде всех тех многочисленных образов, которые мы перечислили выше и которые в реальности еще более разнообразны. Повеления богов и мирское величие везде и всегда связаны с сиянием короны. Алхимия дает нам очень красивый образ этой амбивалентности. Из яйца вылупливается двухголовый орел, одна голова его украшена папской короной, другая – императорской. Трудно более четко выразить эту двойственность[55] коронования, которое освящает власть[56].

Корона или венец в динамике воображения имеют значения, близкие к тем, которые мы описали в статье «Кольцо». Как и кольцо, в сновидении корона связана с символикой объединения. Она вписана в центр широкой сети ассоциаций, что открывает путь для обширного спектра интерпретаций. Если терапевт сосредотачивает свое внимание на образах, предположительно относящихся к классическим отношениям пациента или пациентки с их родителями в рамках комплекса Эдипа, то в лице коронованного персонажа он часто увидит короля-отца или королеву-мать. Иногда пациент, короновавший сам себя таким образом, осознает стремление к узурпации власти в контексте пережитого им комплекса Эдипа… Онейроидное коронование освящает динамику реабилитации родительской пары. Таким образом, оно делает возможным союз между анимусом и анимой, который является необходимым условием гармонизации противоположностей и подтверждением высшего смысла коронации.

Верблюд

От морского песка до песка пустыни – путь следования воображения в данном случае не длинен! Корабль пустыни! Образы показывают, в какой степени это выражение, как всякое выражение, пользующееся успехом, покоится на несокрушимой символической основе. Верблюд – это дополнение к образу Туарега. Важной является также связь между глазом самки лани и глазом верблюда. Самка лани является одним из наиболее чистых образных представлений, воплощающих женскую составляющую психики – аниму. Как и вода! Поэтому интерпретация образа верблюда очевидна! Символ, несущий в себе влагу, поддерживающую жизнь в сердце обжигающего песка, ибо содержит свой собственный запас воды, самой своей природой выдает свое значение. Именно в этом смысл фразы, которую я употребил: «Верблюд – это дополнение к образу Туарега». Этот принц пустыни является одним из наиболее красивых воплощений роли анимуса. Объединяет эти два образа не их естественная близость, а их глубокая психологическая взаимодополняемость. Так же как фигура араба выступает в качестве индикатора единения анимуса и анимы, верблюд играет роль посредника между этими двумя составляющими психики. Прохождение через глаз верблюда – это образ преодоления порога сознания, свидетельствующий о получении доступа к аспектам, связанным с анимой.

Будь то сновидения мужчин или женщин, в которых появление верблюда отражает реабилитацию анимы, пациент почти всегда в таком случае хочет выразить идею воскресения, возрождения энергии. Примирение анимуса/анимы естественным образом сопровождается глубоким изменением отношения к понятию предназначения. Верблюд побуждает сновидящего отказаться от стремления интеллектуально контролировать свое будущее. Он приглашает его, подобно ему самому, доверчиво следовать навстречу горизонту среди непрерывно обновляющихся и непредсказуемых дюн. Откуда приходит корабль пустыни? Куда он следует своим неторопливым шагом? Верблюд – это поступь жизни, которая продолжается, обновляясь, которая растворяется в универсуме, ускользая от знакомых ориентиров. Он выражает чувство дороги вне памяти, поскольку несет в себе влагу, звезду судьбы, аниму.

В воображении верблюд находится в пространстве вне ориентиров и в бесконечном времени. Двигаясь по его следам, сновидящий заново познает сущность бытия, творческое вдохновение, которое является следствием установления гармонии с тайной жизни – маленький шажок, ведущий к большой цели.

Веревка

Не является ли веревка типичным образом чего-то соединяющего? Изучение корреляций этого образа с другими сначала наводит именно на эту мысль. Фактически 50 % символов, ассоциирующихся с веревкой, – это образы различных связей (вертикальных или горизонтальных) или явных изображений движения. Лестница, колодец, дымоход, подниматься, спускаться, – вот чаще всего встречающиеся корреляции с веревкой, а также тоннель, мост, другая сторона и т. д. Поскольку вторая половина ассоциаций рассредоточена между десятью разными группами символов, то представляется обоснованным причислить воображаемую веревку к предметам, связанным с символикой восхождения[57] или спуска или символикой динамики преодоления порога. Некоторые сценарии сновидений содержат в себе образы, убеждающие терапевта в правильности данного направления интерпретации. Мы могли бы с этим согласиться. Однако это лишь детали, которые могут помешать увидеть нечто более важное.

Веревка в сновидении – это путеводная нить, которая приведет терапевта к наиболее важной проблематике пациента. Она разоблачает бессилие, импотенцию – сестру комплекса кастрации, который является следствием вины, порожденной комплексом Эдипа. Обозначая таким образом эту последовательность, мы, безусловно, упускаем из виду массу нюансов, делая ее схематичной. Но она остается правильной. На конце воображаемой веревки всегда находится страдание, узел страданий, который может быть развязан лишь в случае устранения последствий комплекса Эдипа. Даже когда данный символ упоминается в сновидении как нечто малоинтересное, психотерапевт должен напомнить себе, что это показатель огромной важности. Потянув за воображаемую веревку, терапевт вытянет признаки, часто позволяющие подозревать наличие негативного материнского образа. Эта гипотеза требует внимательного изучения. В то же время она не должна мешать исследованию в направлении нарушений сексуального поведения. Часто это может отдалить терапевта от понимания наиболее важных аспектов проблематики пациента.

Весна

Неожиданная нежность воздуха снимает напряжение с мира, которой замкнулся в себе под влиянием холода. Во время последней зимней ночи волшебная рука разбрасывает повсюду новые цветы. Птичка выпевает забытые ноты. Новый свет иначе окрашивает набухшие нетерпеливым жизненным соком ветки. Пришла весна, утверждающая жизнелюбие. Слова энергия, сила, мощь чаще всего отражают взаимосвязи, наблюдаемые в сновидении вокруг этого символа. Сновидения тем не менее не желают компрометировать себя аллегорией, которая соединяет молодость и весну. Динамика воображения ослабила бы значение весны, согласившись соединить его со слишком очевидными метафорами. В символическом смысле весна – это более чем изображение возрождения, это – его доказательство. Этот образ утверждает непрерывность жизненной энергии, проходящей сквозь различные циклы существования. Зима могла бы заставить поверить в окончательную смерть. Новые весенние силы выявляют абсурдность подобной веры. Ежедневное возрождение солнца и весеннее обновление – это образы, которые питают чувство надежды.

Объективное рассмотрение роли времен года в сновидении заставляет признать, что воображение видит в них не изображение хронологических этапов жизни, а функции, связанные с отношением сновидящего к динамике психического изменения. С этой точки зрения, онейроидная весна выступает в качестве возбудителя психического преобразования. Она утверждает, что жизненный порыв может быть выше рассудка. Пренебрегая блокировками системы психологической защиты, весна предоставляет свою энергию для процесса преодоления психологического порога. Она влечет за собой малодушное Я по другую сторону его самого, в те уголки человеческого существа, где живет надежда. Будучи противоядием от экзистенциального сомнения, весна подтверждает неоспоримую вездесущность жизни.

Ветер

Будучи невидимым и непредсказуемым по своей природе, ветер держится как можно дальше от всевозможных ориентиров, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.

Будучи невидимым и непредсказуемым, для скептического мышления он является объектом принижающих его проекций, в рамках которых он выступает признаком несостоятельности и непостоянства. Капризы Эола[58] опасны, ибо они не подвластны возможным предсказаниям, столь характерным для человеческой ментальности. Воображение находится под сильным влиянием примитивной природы ветра, его принадлежности к естественным природным явлениям. Поэтому одной из функций этого символа является восстановление связи между ментальностью, гордящейся своей способностью к контролю, и естественными эмоциями, оказывающими постоянное давление на личность, чтобы заставить себя признать.

Будучи невидимым и непредсказуемым, для верующего человека ветер выступает в качестве выражения божественного дыхания, вдохновенного источника всего живого. Поэтому в сновидении быть унесенным ветром не означает утратить контроль над мирскими делами. Это означает согласие следовать за движениями души. Судьба перестает быть всего лишь целью, объектом всех сознательных действий, а превращается в результат отрадного признания будущего, результат процесса самовыражения сущности бытия.

Подобная личностная установка не противоречит, а способствует реализации конкретных земных проектов, обеспечивая психологическую гибкость[59] и способность к релятивизации.

Участие ветра в онейроидных сценах бури или урагана подтверждает важную роль, которую он играет в эпизодах психической реконструкции. Среди образов, выражающих преодоление порога сознания, важное место занимают те, которые изображают перевертывание (например, карта таро «Повешенный»). Частота их появления в сновидениях, где дует ветер, подтверждает, что он является активатором процесса индивидуации, посредством которого осуществляется примирение противоположностей.

Вечность

Можно ли измерить вечность? Интеллект не смог бы развиться вне систем отсчета, которые изобрели живые существа и которые позволяют им, пусть хотя бы иллюзорным образом, определять свое положение в пространстве и времени. Время. Существует ли оно вне измерений, посредством которых, как считает человек, он сделал его послушным? Является ли оно чем-то неуловимым, непоколебимым, непрерывно повторяющимся? Наиболее прочное звено в цепочке ассоциаций, связанных с вечностью, показывает, что этот символ становится осмысленным посредством его противопоставления разного вида отсчетам времени. Ритм, часы, хронометр, маятник, барабан, удары сердца, стрекотание цикад и все то, что связано с неким тактом, регулярным повторением, сопровождает образ вечности в 64 % сновидений, в которых он встречается. Второе звено цепочки ассоциаций, присутствующее в 50 % тех же сновидений, – это холод. Итак, словарь образов представляет вечность как понятие холодное и бесчеловечное. Это утверждение проливает новый свет на психические механизмы, придающий ментальности особый смысл – убежища от тайны смерти. Бесконечность выдает интеллектуальный парадокс. Интеллект, этот изумительный инструмент суждения, сравнения, измерения, являет собой утверждение жизни. Он несет в себе это свойство до тех пор, пока служит реализации будущего, то есть движению, приближающему смерть. Беспокойство[60], порожденное перспективой холодного, бесконечного небытия, вызывает защитный рефлекс, извращающий природу интеллекта. Смещаясь по отношению к своей цели – эволюции, интеллект становится двойным агентом, служащим стремлению к постоянству, поддержанию достигнутого. Начиная с этого момента он становится средством построения логических оправданий, обманывающих сущность во имя видимости.

Если воображение приводит сновидящего на встречу с бесконечным или с вечностью, оно всегда стремится устранить тревогу, порожденную приближением к небытию. Подобно бесконечному, вечность в сновидении позволяет испытать некое переживание. Развитие интеллекта у человека объясняется необходимостью улучшить приспособляемость вида к объективным условиям среды и обеспечить его выживание. Но пути выживания параллельны тем, которые ведут к смерти. Я восстает против идеи вечности, в которой оно должно будет раствориться. Оно организует свою защиту, чрезмерно используя интеллект, извращая тем самым его исходное предназначение. Вечность противостоит отсчитываемому, измеряемому времени, его расчленению на части, возникшему из-за потребности справиться со страхом времени бесконечного. Интеллектуализация противостоит интуитивной чувственности. Поэтому мужчины представляются более подверженными влиянию механизмов, которые мы описали выше. Очевидно, именно этим объясняется тот факт, что 83 % сновидений, в которых мы наблюдали появление образа вечности, принадлежали пациентам-мужчинам.

Вибрация

Мы согласны, что можно оспаривать наше предложение рассматривать слово вибрация в качестве символа. Мы также понимаем, что его можно считать излишне затасканным из-за непрерывного использования адептами различных методик релаксации. Тем не менее мы берем на себя полную ответственность за представление этого слова, которое воображение любит использовать в качестве свидетельства проявления одной из наиболее важных функций, осуществляемых нервными импульсами в рамках свободного сна наяву.

Упоминание сновидящей или сновидящим о вибрации подтверждает наличие процесса гармонизации, стремящегося обеспечить конвергенцию миллиарда клеток, из которых состоит живое существо, в некое единое целое. Размышление и понимание должны служить вдохновляющей энергии, которая их направляет и которой они одновременно руководят. Всякое длительное противоречие между сознательно поставленными целями и потребностями организма как целостности, выражающими тайну смысла жизни, влечет за собой психическое недомогание – сигнал о риске появления недомоганий телесных.

Реструктурирующее действие воображения может считаться одним из наиболее эффективных факторов предупреждения соматических болезней. Когда эта функция проявляется в упоминании слова вибрация, интерпретатор сновидения должен понимать, что он является свидетелем важного эпизода психического изменения. Это изменение способствует восстановлению гармонии между целями, осознанно выбранными разумом, и вдохновением, объединившим энергии миллиардов клеток и их соединений, которые отвечают за сохранение и эволюцию живого существа. Вибрация, которую почувствовали сновидящая или сновидящий, отмечает выход на поверхность душевного содержания, чтобы заполнить построенные разумом конструкции. Она также свидетельствует о женской, связанной с анимой природе соответствующего сновидения.

Витражи

Интерпретация витражей, опирающаяся на материю, из которой они сделаны, не будет правильной, если ограничивается образом стекла. Воображение прибегает к помощи стекла, когда оно хочет привлечь внимание к понятию прозрачности, выражающей переход от мира видимостей к миру сущностей. Витражи в сновидении в первую очередь демонстрируют многоцветность[61], проявление единичности в множественности. Свет, разливаясь обильным многоцветием, символизирует принцип Созидания, творения. Витражи сообщают представление не о прозрачности, а о светопроницаемости. Они являются свидетелями эпизода активации психического преобразования, в ходе которого человек переживает сущность Бытия.

Сновидение всегда помещает свои витражи в часовню, церковь или храм не потому, что сновидящие могли созерцать их в подобных местах, а потому, что множественность цветов вызывает состояние религиозного вдохновения. Понятие религиозный[62] обозначает то, что связывает каждое существо с тем, что его превосходит. Сияющий зеленый, красный, желтый, синий и белый свет витражей, освещая часовню – место отрешения, сияет подобно изумрудам, рубинам, топазам, сапфирам и бриллиантам из пещеры сокровищ. Воображение стимулирует их появление, когда сновидящий или сновидящая открывают для себя преимущества ценностей бытия по сравнению с ценностями обладания, когда психологическая самореализация становится для них более привлекательной, чем погоня за материальным изобилием.

Индивидуальная душа обретает гармонию, осознавая свою принадлежность к душе универсальной. Именно тогда проявляет себя щедрый потенциал личности, и, как бы это ни казалось парадоксальным, он преумножает ее способность приспосабливаться к требованиям повседневности. Питаясь энергией уникальности, психический центр живого существа, его внутреннее богатство, озаряется ярким светом и, в свою очередь, распространяет цвета созидания. Вот в чем состоит смысл образа витражей.

Влажный—сухой

Интерпретатор сновидений редко сталкивается с необходимостью по отдельности объяснять значения влажного или сухого. То, что динамика воображения выражает посредством этих двух образов, – это взаимозависимость между ними. Сновидение, явно находящееся под знаком прозрачной воды, ручья, направляет интерпретацию в направлении проявления анимы. Пустыня, выжженная солнцем, растрескавшаяся земля, высохшая растительность создают обстановку, подходящую для проявлений анимуса. Повторим, что чаще всего в сновидении содержатся образы, иллюстрирующие два фундаментальных компонента жизнианиму и анимус, влажность и сушь, вдохновляющую душу и организующий рассудок. Изучаемое сновидение всегда предлагает сочетание этих противоположностей, чтобы выразить чувство смятения, которое сновидящий или сновидящая испытывают во время эмоционально насыщенного эпизода психического преобразования. Влажное выражает протест реальных чувств, долгое время подавляемых системой психологической защиты Я, выражаемой понятием сухой. Переход от ригидности, возникшей под слишком сильным влиянием потребности в постоянстве, к гибкости[63], необходимой для реализации психического изменения, происходит посредством глубинных движений психики, ускользающих от непосредственного понимания того, кто их испытывает. Психические ориентиры, которые предлагала структура застывшего Я, исчезают прежде, чем сновидящий или сновидящая обретают достаточную уверенность в психической метаморфозе, которую они переживают.

В сновидении, как в природе, пересечение влажного и сухого, воды и земли, производит грязь. Обнаружив мутную воду, песок, пропитанную водой землю, грязь, опытный терапевт не станет тут же поддаваться рефлексу приписывать им невротическое значение. Ему необходимо сначала исследовать наличие признаков, подтверждающих важную корректировку отношений между разумом и чувственностью. Двигаясь в этом направлении, терапевт часто находит правильное объяснение сновидения.

Во все стороны

Идея позволить себе идти во все стороны приводит в растерянность ментальность, ориентированную на реализацию своих проектов, подкрепленную рациональными аргументами. Подобная возможность покажется ей тягостной[64] угрозой ее главному ориентиру – непротиворечивости. Когда в сновидении появляются предметы, разбрасываемые во все стороны ветром, сметающим ориентиры, то это не подвергает сновидящего или сновидящую риску противоречивости! Спасительное действие символа проявляется в осознании необходимости перехода от застывшей непротиворечивости к непротиворечивости гибкой[65]. Первая приводит к оцепенению, вторая возвращает личности естественную способность изменения.

Выражение идти во все стороны не могло бы выполнить свою активную функцию без помощи своего помощника – ветра. Ветер, будучи символом неустойчивости и непостоянства для волюнтаристской мысли, для верующего человека становится вездесущим духом. Подобно образу ветра, выражение «идти во все стороны» отражает те же противоречащие друг другу проекции. Появляясь в сновидении, это выражение приглашает разорвать создающие иллюзию надежности ложные связи системы психологической защиты. Оно побуждает к ослаблению контроля, что несет в себе зачатки подлинного самовыражения. Необходимо признать возможность идти во всех направлениях, чтобы интуитивно найти правильное направление. Рядом с этим символом очень часто присутствуют образы, выражающие опрокидывание, в частности летучая мышь, что обнаруживает его участие в процессе примирения противоположностей, и тем самым в процессе индивидуации.

Вода

В символике воды нельзя не принять во внимание различия между благородной живой водой и предательской стоячей водой. Когда сновидение хочет привлечь внимание к живой воде, то оно подсказывает образы источника, ручья, речки, реки или моря. Когда же оно стремится подчеркнуть содержание, связанное со стоячей водой, воображение вызывает образы болота, лужи или пруда. Поэтому следует обратиться к соответствующим статьям данного словаря, в которых описаны специфические значения каждого их этих образов.

Вода как субстанция, вода первичная, представляет душу, женскую составляющую психики, аниму. Значение, которое вливается вместе с ней в сновидение, привносит большое количество нюансов. Однако все эти нюансы объединены по одному из трех основных направлений интерпретации. Вода в сновидении является источником жизни, способом очищения или средством возрождения, излечения.

Очищение нуждается в чистой воде. Сну незнакома вода теплая. Вода, которая обновляет, очищает, излечивает, – это всегда вода прохладная, холодная. Женская психика спонтанно идентифицируется с этим символом. Вода предлагает себя в качестве наиболее естественного противоядия в случае болезненного чувства кастрации, в качестве наиболее эффективного средства очищения от порочности, которой менструальная кровь запачкала душу. В мужских сновидениях наличие воды свидетельствует о процессе реабилитации анимы, об ослаблении ригидности, вызванной системой интеллектуальной защиты психики.

Водопад

Водопад стоит отдельно от всех других сновидений, связанных с водой. Это, прежде всего, чрезвычайно стремительное падение воды. Этот длинный белый шлейф, струящийся вдоль скалы среди роскошной зелени и всегда под ярко-синим небом, подтверждает четырежды доказанную очевидность. Эта очевидность раскрывается в понятиях нисходящего[66] движения, мощи, чистоты и бесконечной длительности. Чистая вода, спускающаяся бурным поток с заоблачных высот, цвет которых она несет в себе, выражает жизненный порыв и его мистическое происхождение – универсальный источник жизни. Водопад несет в своих водах первичную женскую энергию. Он выражает непревзойденную мощь анимы. Сновидящий, робеющий перед последствиями возможных психических изменений, на худой конец, может проявить свое психологическое сопротивление, возведя на реке временную плотину. Онейроидная динамика никогда не предлагает образа, который бы препятствовал водопаду. Она знает, что от него нельзя защититься! Низвергаясь в сновидении, водопад подтверждает необратимое устранение психологического сопротивления. Его очищающие и освежающие воды предлагают сновидящему или сновидящей возможность осуществить акт крещения. Купание в водопаде позволяет пережить глубокое духовное возрождение.

Среди природных[67] образов водопад можно сравнить с волосами по отношению к телу человека. Свободно распущенные длинные волосы вызывают те же ассоциации, что и необъятная водяная лента, спускающаяся с высоты скал: они выражают аниму в ее роли вечного влечения к жизни. Они распространяют женственность – этот фермент созидания и творчества. И то и другое символизирует бесконечный рост. Водопад и вода, из которой он состоит, являются неисчерпаемыми источниками, питающими философскую мысль. Водопад выражает непреложность, вода – непостоянство. Мы созерцаем все тот же водопад, но вода, которую мы видим, всегда разная! Интерпретатор сновидения, в котором низвергается водопад, может быть уверен в том, что данный символ отмечает собой весьма благотворный эпизод психического изменения.

Водоросли

Будучи связанными с водой, с морем, с женщиной, с пластичностью, водоросли по самой своей сущности, безусловно, относятся к большому семейству образов, выражающих аниму. Но вопреки тому, что мог бы ожидать наивный наблюдатель, водоросли составляют темную, пугающую сторону этой психической составляющей. Во всех сценариях, где появляется эта водяная растительность, преобладает тяжелая атмосфера, предвещающая некое испытание, опасное состязание или преодоление трудностей.

Гибкие водоросли являются дополнением к образу черной скалы. Поэтические образы, связанные с морем, водоросли ассоциируются с образом искусительницы сирены. Онейроидный механизм между тем редко объединяет эти два образа. Хотя они являются носителями похожего содержания, каждый из них указывает на особую фазу динамики психического развития. Водоросли не замещают образ сирены, а являются его продолжением. Сирена призывает к глубине, водоросли означают уже достигнутую глубину. Подводные глубины – это также впечатляющая бездонность содержания бессознательного. Эта бездонность является опасной, лишь оставаясь неосознанной. И герою предписано судьбой отважно идти на встречу с тем, чего он о себе не знает.

Так же как и анима, водоросли покрыты тайной. Чтобы ее раскрыть, необходимо лишить водоросли их жизненной силы[68]. Сновидящий, спустившийся на дно морское, находится в контакте с глубинами своего собственного сознания. Тяжелое[69] и медленное движение зеленой или коричневой массы водорослей может вызвать у него воспоминание о времени сильного психического противодействия осознанию своей проблематики. Но это время ушло: уже слишком поздно прерывать это смелое приключение, в конце которого его ожидает встреча с тем, кем он станет. И пусть ему надо пройти сквозь эти двигающиеся щупальца водорослей, в кажущейся мрачной сине-зеленой воде, часто еще и склизкой… Возможно, он заново переживет забытые ощущения, которые некогда испытал, освобождаясь от плаценты. И пусть он с полным доверием отдастся этому испытанию на дне моря, в материнской утробе[70], на дне самого себя. Появляющиеся в сновидении водоросли являются залогом нового понимания и более ясного осознания, которые находятся по другую сторону их угрожающего значения.

Воздушный шар или Мяч

Воздушный шар и мяч в словаре сновидений находятся в центре диалектики зависимости и независимости. В серии сферических фигур они стоят между тяжелым шаром, который свидетельствует о значимости системы интеллектуальной защиты, и пузырем, который выдает поиск компромисса между индивидуальностью и универсальностью. Будучи ближе к пузырю, чем к тяжелому шару, воздушный шар и мяч связаны с понятиями легкости, вознесения[71]. Одновременно, как всякая сферическая или яйцевидная полая форма, эти образы резонируют с воспоминанием о материнской утробе[72]. Если контекст, в котором появляется данный символ, заставляет терапевта подозревать наличие одного из указанных аспектов проблематики пациента, я советую ему обратиться к статьям, описывающим монгольфьер, яйцо, живот, пузырь и сферу. В случае пациентки-женщины нельзя исключить связь с темой материнства.

Однако чаще всего мы встретим в сновидении обычный набор ассоциаций, связанных с мячом: цирк, клоун, медведь или другие дрессированные животные, отец и мать сновидящего. В таком случае следует с особым вниманием относиться к фразам, подчеркивающим значимость ответственности, долга, необходимости играть роль, потребности участвовать в спектакле. Если терапевт обнаруживает наличие данных идей, то он может строить свою интерпретацию без какого-либо риска ошибиться. Эта интерпретация должна основываться на сюжетах, которые сновидящий связывает со свободой воли. В подобном случае представляется достаточно очевидным, что анализируемое сновидение отражает осознание пациентом тех моделей поведения, которые он выработал в своем детстве для того, чтобы соответствовать нормам, навязанным ему окружением.

Возноситься или Подниматься

Онейроидные сценарии, о которых мы будем здесь говорить, – это те, в которых сновидящий или сновидящая неожиданно поднимаются в воздух, несомые некоей неопределенной восходящей силой либо на воздушном шаре, на спине большой птицы, на облаке или ковре-самолете. Полет в небе и полет в пространстве рассматриваются в посвященной им статье и отсылают нас к ситуациям, когда сновидящий использует для полета ракету или какой-то другой летательный аппарат. Мы также не будем здесь рассматривать сцены, в которых сновидящий или сновидящая усердно поднимаются в гору.

Психотерапевт, имеющий перед собой образы вознесения в воздух, в ходе которых сновидящий или сновидящая внезапно переживают ощущение восходящего вертикального[73] движения, не ошибется в интерпретации, если будет учитывать три различные ситуации.

– Если вознесение мотивировано волевым стремлением к духовности или же стремлением к власти[74], оно сновидящий непременно подвергается опасности катастрофического падения. Подобного типа неприятные онейроидные события способствуют осознанию пациентом побочных эффектов чрезмерно развитого соревновательного рефлекса.

– Сновидящему или сновидящей, страдающим депрессией, тем, кого гложет невротическая тревога, внезапное движение вверх поможет обрести заново свет и легкость бытия. Свободно подняться вверх – значит совершить некий духовный акт, приводящий к принятию радости[75] жизни и надежды.

– Тем, кто хорошо справляется с земными задачами, кто счастлив в плане материальном, аффективном и сексуальном, вознесение приносит подлинный опыт духовной самореализации, расцвет ценностей анимы.

Возрождение

Во время подросткового периода переход от ребенка к взрослому представляет настоящую медиану жизни. Этот средний возраст человека в воображении предстает в виде исторической эпохи Средневековья. Время подросткового возраста отмечено волнениями, неуверенностью, надеждами, страхами, благородными чувствами и отрицанием. Одна часть личности с большим трудом исчезает; новая личность рождается в страдании.

Возрождение в онейроидной динамике объявляет конец маскам, защитным доспехам, с помощью которых Я чувствовало необходимость защищать себя от эмоций. Чтобы установить связь с тем, что является самым живым, наиболее естественным[76], сновидящий или сновидящая должны пересечь в обратном направлении границы эпохи Средневековья, в течение которой большое количество их желаний было подавлено. Возрождение личности по милости воображения не зависит от простого движения в единственном направлении из сегодня в завтра. Оно требует повторного овладения тем, чем мы обладали в прошлом. Чтобы реализовать свое становление, сновидящий должен заново обрести свою невинность и признать свою душу ребенка за застыванием подросткового периода, за волнениями пубертатного периода, за травмирующими событиями раннего детства. Подобное утверждение вызывает улыбку у тех, кто не понял, что уголок, где скапливаются считающиеся избитыми клише, наполнен большим количеством общеизвестных банальностей, скрывающих прочные ценности!

Чтобы проявиться, самовыражение символа должно следовать по неожиданному маршруту. Для того чтобы заново родиться благодаря волшебству сновидения, требуется большая отвага. Отвага, чтобы разбить защитный панцирь, снять маски, нарушить установленные правила видимости, чтобы преодолеть в обратном направлении бурные зоны бытия, когда были созданы жесткие системы психологической самозащиты. Необходимо, чтобы несмотря на муки подросткового возраста, на волнения пубертатного периода, на пережитые травмы раннего детства сновидящий осмелился вернуться к своей первичной невинности. Он выйдет оттуда облагороженным, готовым стать тем, кто он есть, полным заново обретенной энергии благодаря этому подлинному акту возрождения.

Воин или Солдат

Солдат из сновидения отказывается участвовать в военных парадах. Он также прилагает все усилия, чтобы не применять то оружие, которое использует современная армия во время реальных военных конфликтов. Солдат, появляющийся на онейроидной сцене, – это воин, пришедший из далеких времен, предшествующих изобретению огнестрельного оружия. Оружия, убивающего на расстоянии. Воображение ищет прямого контакта между оружием и телом, которое оно должно поранить. Средневековые воины и римские солдаты составляют 90 % личного состава армии сновидений.

Защищенный шлемом и вооруженный копьем воин символизирует противоречивые потребности всего живого. Потребность в защите, основанную на инстинкте сохранения достигнутого, на желании превосходства, постоянства, и потребность в нападении, агрессивность, которая выражает влечение к преобразованию, к приключению, необходимость изменения. Персонаж воина по самой своей сущности является носителем этой фундаментальной амбивалентности. Его онейроидная функция почти всегда состоит в прекращении психического бездействия, вызванного невротическими механизмами. Одного солдата недостаточно, чтобы победить эту психическую косность. Онейроидная динамика предлагает ему образы-спутники: железо, копье, кровь из раны и очищающую воду. Терапевт, слушающий пересказ сновидения, часто встретит в одном и том же сценарии этих четырех участников психической трансформации. В таком случае он может быть уверен, что является свидетелем решающего эпизода психического изменения.

Волк

Некоторые сновидения, в которых священнодействует персонаж с волчьей головой или сам волк, переносят нас в сердце погребального ритуала Древнего Египта. Схожесть образов и всей атмосферы производят сильное впечатление. Эти произведения современного бессознательного несут в себе ту же силу[77], ту же значительность, то же соотношение ясности и мистики, что и представления, вдохновленные специалистами Первого периода фараонов.

Динамика воображения спонтанно создает образ человека с головой волка, нападающего и пожирающего. Серьезность тона, ощущение ужаса, удивление, которые сопровождают эти рассказы о видениях пациента, передают слушателю острое ощущение страха. Эти сновидения показывают, что попасть в волчью пасть[78] не является неким образным выражением, отчасти ослабленным частым употреблением. Стоит сновидящему увидеть этого хищника, как он тут же подвергается мистическому испытанию пожиранием. Если мы признаем, что большая часть пациентов, встречающихся с этим зверем в своих сновидениях, страдает сексуальными нарушениями, если вспомним, что самыми частыми ассоциациями с волком после слов смерть, пасть и страх являются слова отец и мать, то сможем с полным основанием заключить: появление данного символа выявляет присутствие проблематики комплекса Эдипа. Тогда будет несложно включить в подобную интерпретацию многочисленные появления матери-волчицы, возникающей, чтобы облизать, защитить, накормить сновидящего или сновидящую.

Терапевт, встречаясь с образом волка, не ошибется, если обратит особое внимание на отношение пациента к отцовской и материнской фигурам. В рамках этого направления анализа он сможет обнаружить важную дополнительную информацию. Ему следует также включить в сферу своего изучения сексуальные аспекты проблематики пациента. Образ волка находится на краю того пространства, где Я сновидящего должно согласиться на смерть того, чем оно стало, чтобы позволить родиться[79] тому, чем оно может стать. Волк в подобной ситуации в полной мере исполняет роль хранителя порога. Освободившись от тяжелого покрова комплекса Эдипа, сотканного иногда из сложнейшего переплетения психологических нитей, сновидящий, позволивший онейроидному волку выполнить обряд посвящения, возродится с более свободным, очищенным сознанием – естественным вознаграждением для того, кто выполнил героическую задачу: бесстрашно встретился лицом к лицу с фантазмом пожирания.

Волна

Будучи неотделимой от моря и от морского прибоя, отдельным элементом которого она является, волна в единственном числе содержит в себе материнскую коннотацию. Слово коннотация здесь вполне уместно, поскольку речь идет об интерпретации одной из составляющих символики моря или волн во множественном числе. Однако его недостаточно, чтобы выразить всю силу материнской природы волны в единственном числе. Когда воображение использует волну в качестве основного партнера сновидящего или сновидящей, оно персонализирует этот символ вплоть до того, что он выступает как очевидный заменитель их матери.

Чаще всего данный образ появляется в сновидениях женщин. Он говорит о том, что сновидящая ощущает себя отвергнутой своей матерью. В 80 % случаев волна угрожает, уносит и в конце концов выбрасывает на берег. Сопротивление, которое сновидящая оказывает волне, стремящейся ее захлестнуть, выражает и желание, чтобы мать исчезла, и страх наказания, вызванный чувством вины вследствие этого желания. Этот вид женской драмы в рамках комплекса Эдипа проявляется в сновидениях в виде силы[80], с которой сновидящая сопротивляется волне, но иногда также в виде акта умерщвления матери. Мотив подобного поступка становится явным, когда сновидящая, спасаясь от волны, находит укрытие в объятиях солнца или же согревается, прижавшись ко льву.

Иногда сновидение предлагает образ волны, укачивающей и бережно доставляющей сновидящего или сновидящую на песок пляжа, подобно заботливой матери. Интерпретатор сновидения сможет с большей вероятностью найти ему правильное объяснение, если будет помнить, что эти нежные движения позволяют заподозрить чувство фрустрации, связанное с материнской любовью. Огромная волна, накатывающаяся на сновидящую или сновидящего, несет в своем движении благотворное осознание потребности в материнской любви.

Волосы

Когда рассказ сновидящего повествует о струящейся тишине падающих каскадом волос, опытный психотерапевт постарается забыть о клише, которые ему услужливо предлагают интерпретаторы мифов. Эти клише предложат ему надоевший образ, связанный с историей Самсона, которого одним жестом лишили и его волос, и его мужской силы. Если мы не осмелимся пойти дальше этой безапелляционной ссылки на мужской компонент в значении волос, мы значительно уменьшим наши шансы правильной интерпретации сновидения. Психотерапевт должен избавиться от всех предубеждений и постараться объективно исследовать все содержание сновидения, в котором появляются волосы. Чаще всего он увидит распущенные волосы, бесконечно продолжающиеся в пространстве или в небе, поток волос, смешивающийся с речной водой. Длинные, часто светлые и естественно волнистые волосы в воображении несут двойное значение: женственности и непрерывного роста. Сновидения предпочитают бесконечно длинные волосы, поскольку они выражают аниму в роли импульса продолжения жизни.

Спор по поводу мужской или женской природы волос в значительной степени утрачивает интерес, когда анализ сновидений показывает, что они почти всегда выражают неопределенность, поиск правильного местоположения в рамках вирильных и женственных компонентов психики. Волосы как выражение анимы обращают наше внимание на взаимоотношения между организующим началом анимуса и вдохновляющим началом анимы. По-разному будут интерпретироваться и волосы приглаженные, заплетенные в косы, уложенные в прическу, коротко постриженные и волосы свободно распущенные. Как часто, следуя движению волнистых волос, пациент или пациентка обнаруживают, что это волосы их матери! Анима не может выразить себя иначе чем через автономию по отношению к образу матери, и этот пример является дополнительным аргументом в пользу женской природы символа.

Волшебная палочка

Психотерапевт, встречающий в сновидении образ волшебной палочки, на основе своей психоаналитической культуры будет склонен рассматривать этот образ как символ созидательной силы[81] фаллоса[82]. Мы не будем оспаривать данное понимание образа, вполне оправданное в начале интерпретации. Однако наблюдение совокупности содержания сновидений, в которых появляется волшебная палочка, заставило нас увидеть в этом образе трансформирующую энергию анимы. Воображение предполагает использование волшебной палочки исключительно феями. Таким образом, оно определяет женскую природу стремления к изменению, требующую ориентации на будущее, то есть определенное признание судьбы. Сказки и мифы описывают множество ситуаций, где данный символ служит реализации недоброжелательных намерений. В онейроидной динамике он всегда используется для осуществления положительных перевоплощений. В сновидении волшебная палочка означает некое пожертвование. Вспыхнувшая в момент преобразования искра содержит в себе весь свет спасительной энергии. Она является результатом совокупности изменений нервной системы, логика которых неподвластна рациональному интеллекту. Словарь образов превращает волшебную палочку в носительницу жизни, счастья, ощущения свободы.

Волшебство или Волшебный

Восприятие того, что принято называть объективной реальностью, основано на логике видимостей. Эта логика постулирует пространственную и временную локализацию наблюдаемых фактов и принцип причинно-следственной связи, согласно которому одна и та же причина вызывает всегда одинаковые последствия. Воображение же не удовлетворяется логическими связями явлений, оно отдает предпочтение аналогиям. Язык разума объясняет при помощи «потому что», язык сновидений построен на идее «все происходит как будто»! Сновидение – это вселенная, где все возможно, поскольку оно отвергает границы разума.

Терапевт, анализирующий сновидения, часто слышит, как сновидящая или сновидящий выражают переживаемое ими ощущение волшебного преобразования. Подобное выражение может вызвать сомнения. Можно предположить, что сновидящий надеется достигнуть психологического благополучия, стараясь уклониться от осознания своих проблем. Подобное обесценивание слова волшебный способно помешать правильной интерпретации сновидения. Появляясь в сновидении, оно в действительности свидетельствует об активации процесса психического преобразования.

Волшебство может быть определено как проявление чего-то, причина которого ускользает от понимания. Это определение полностью соответствует и описанию результатов воздействия нервных импульсов на нейрональные связи во время сеанса терапии сном наяву. Лишь эти результаты – скромные или впечатляющие – можно наблюдать, а огромная нейрональная активность, которая их порождает, ускользает от наблюдения. На уровне разума эти преобразования психики представляются феноменами сверхъестественными, чудесными, тогда как речь идет, наоборот, о естественном физиологическом процессе. Сновидение – это пространство свободы, в котором возможность трансгрессии ориентиров пространства и времени дарует сновидящему вездесущность и вневременность. Это приводит к благоприятным трансгрессиям, нейтрализующим ограничения понимания для осуществления психических преобразований. Конь с его способностью к предвиденью и его метаморфическим происхождением, опрокидывание с его значением обновления, третий глаз, открывающий интуитивное видение, – вот верные спутники волшебства. Сопутствуя ему в сновидении, они вместе с ним свидетельствуют не об ошибках разума, а о наличии спасительного воздействия динамики воображения.

Ворон или Черная птица

Не случайно в Библии мы видим во время потопа Ноя, поручающего черной птице – ворону – и белой птице – голубке – наблюдать за спадом воды. И голубка приносит желанную весть. Значит ли это, что и в ту эпоху ворон был уже зловещей птицей, приносящей плохие предзнаменования? Или же именно этот эпизод из Книги Бытия закрепил за вороном его плохую репутацию? В Индии ворон считается посланником смерти.

Наблюдения, собранные во время изучения сновидений, не оставляют места для сомнения: ворон – это прототип черной птицы. Он является индикатором начала цикла глубокого психологического изменения. Он символизирует первую фазу алхимического процесса – разложение (растворение, разъединение, разделение, очищение[83]), то есть смерть того, что было раньше. Орел или его синоним, феникс, родится из пепла после этого исчезновения. Орел – это Меркурий в значении наиболее высокой стадии развития, цели, которую надо достигнуть, это золото солнца. Ворон – это меркурий (ртуть) как первичная материя – prima materia, нигредо[84], чернота – начало процесса изменения. В сновидениях мы встречаем постоянную корреляцию данного символа с парой цветов: черным и желтым. Каждый сновидящий находит разные, иногда крайне оригинальные образы для выражения близости ворона к сочетанию черного и желтого.

Нам представляется совершенно бессмысленным размышлять о положительном или отрицательном характере образа воображаемого ворона! Он может сопровождать Смерть в ее разрушительном действии, или ведьму с ее мрачным колдовством, или молнию с громом в их пагубной ярости… Силы[85] этого типа не угрожают сути бытия! Поэтому ворон или черная птица может быть пагубным предзнаменованием лишь для того, кто все еще сопротивляется изменению, кто все еще цепляется за защиту своего застывшего образа, который он считает единственно возможным.

Воронка

Воображаемая воронка неотделима от вихреобразного движения. Поэтому мы склонны рассматривать ее как один из образов, выражающих динамику спирали: спираль, вихрь, винтовая лестница и т. п. В этой группе образов воронка занимает свое особое место, поскольку она всегда участвует в вихревом движении сверху вниз. Это вытекает из назначения данного приспособления, из анализа образов сновидений и даже из абсурдного употребления воронки, перевернутой вверх ногами, в качестве головного убора сумасшедшего, изображаемого на юмористических картинках. Эта ассоциация воронки с движением по нисходящей спирали объясняет специфику интерпретации данного символа. Изучение сновидений подтверждает данную трактовку.

Воронка предлагает несколько направлений интерпретации. В случае сновидящей (чаще всего встречающийся случай) психотерапевту стоит задать вопрос о ее отношении к своей женственности и материнству. Часто в этом направлении он обнаруживает драгоценные для понимания пациентки факты. Затем следует изучить отношение к материнскому образу. На этом пути он встретит силуэт матери, источающий скорее требовательность, чем нежность и заботливость. Без всякого сомнения, речь идет об образе, сформировавшемся в бессознательном ребенка, иногда на реальной основе, но чаще на базе фантазма, связанного с комплексом Эдипа. Но воронка в сновидении должна быть интерпретирована прежде всего как сужение, перетяжка, выражающая трудность прохождения. При появлении воронки есть все основания полагать, что мы наблюдаем важное влияние реального Я. Вытесненное содержание готовится прорвать плотину психологической защиты, чтобы достигнуть сознания. То, что окрашивает в черный цвет воду, выходящую из воронки, то, что придает форму злого гения туману, выходящему из ее отверстия, то, что систематически притягивает все вниз, – это унижающий взгляд, которым сознания продолжает контролировать то, что стремится выйти из подсознания.

Восемь

Для активного воображения восемь – это не число, а иногда число, но не это является его первичным свойством! Более чем в 85 % ситуаций восемь является некоторой формой в движении! Числовое значение символа явно остается без внимания в отличие от его формальной структуры и динамических качеств. Представляется ли эта цифра в вертикальной или в горизонтальной плоскости, она является цифрой преобразующей и зрительным изображением самого преображения.

Если заявить, что 8 устанавливает живую связь между земным и духовным, между прошлым и будущим, между жизнью и смертью, то это будет равнозначно тому, как если бы мы сказали о восьми все или слишком мало. 8 – не только знак, но и активное средство психического преображения, то есть причина изменения, действующая динамика, претворяемая в жизнь свобода. От квадратной ограды до бесконечной подвижности[86] формы 8 – вот дистанция, которая отделяет Я застывшее, Я-убежище от психики, находящейся в гармонии с мирозданием. 8 рисует в пространстве знак универсального взаимообмена, отменяющего границы между верхом и низом, между небом и землей, между левым и правым, между прошедшим временем и будущим. Психика, вовлеченная в сферу влияния восьми, уже не знает ни земных барьеров, ни небесного головокружения. Она воспринимает пространство и время в их бесконечности и вечности. Она дышит в унисон с мирозданием, вдыхая и выдыхая одновременно со всем миром.

Подобно всем образам, связанным с концепцией отсчитываемого и абсолютного времени, этот символ отсылает нас к наиболее отдаленным воспоминаниям – тем, которые возникли в период внутриутробного развития. Гармонизация, осуществляемая сновидящим, находящимся под влиянием формы 8, касается, в первую очередь, разрешения проблемы «телесного резонанса», то есть существовавших в прошлом несоответствий телесных ритмов ребенка и его матери! Присутствие фигуры 8 позволяет интерпретатору сновидения предположить стремление сновидящего или сновидящей к независимости от их матери. Сон, содержащий форму 8, которой воображение придает значение истины, может являться таким же важным событием, как первое дыхание новорожденного, навсегда расставшегося с ритмом матери, или последний вздох – завершающая точка этой жизни. В своем космическом измерении 8, чья форма напоминает скрипичный ключ, открывает доступ к непостижимой гармонии, расточаемой музыкойнебесныхсфер.

Вращение вокруг земли

Пускаются ли сновидящий или сновидящая в орбитальный полет вокруг земли или же они предполагают совершить бесконечное путешествие пешком вокруг света, в обоих случаях они предлагают терапевту одно и то же откровение. В 75 % подобных сновидений символическое значение вращения вокруг Земли проявляет себя в виде пешего кругосветного путешествия. Иногда сновидящий сам предпринимает эту длинную прогулку, но чаще он поручает ее замещающим его персонажам.

Фигуры, связанные с кругообразными формами или движениями, такие как спираль, круг, сфера, мяч, земля, а также вращение вокруг собственной оси, определенно ассоциируются с рассматриваемым символом. Каждая из них участвует в создании выражаемого им значения. Однако вращение вокруг Земли является независимым онейроидным проявлением, несущим в себе свой специфический смысл.

В случае пациентки-женщины вращение вокруг Земли связано с желанием материнства. Здесь символ может означать естественное ожидание молодой женщины возможного оплодотворения. Он может также обнаруживать различную степень фрустрации, вызванной неспособностью забеременеть или достижением возраста, когда потребность стать матерью может остаться нереализованной. В случае мужчины вращение вокруг Земли говорит об эпизоде сексуальной импотенции или, по меньшей мере, о переживании относительной неспособности к производству потомства.

Вращение вокруг собственной оси или Юла

Когда воображение приглашает сновидящего закружиться в вихре вокруг собственной оси вплоть до головокружения, это не означает, что оно подталкивает его к нелепому поведению. Когда тело вращается, подобно юле, выражение потерять голову приобретает, наоборот, наиболее реальное значение. Головокружение возникает из-за потери ориентиров. В сновидении оно говорит об отрыве от опорных точек, на которых основана система психологической самозащиты.

Кружение вокруг собственной оси выражает участие в универсальном движении мира. Это означает способность войти в процесс самовыражения, которое символизирует спираль, это означает признание преобладания изменения над постоянством, открытости над замкнутостью, жизни над смертью. Это означает присоединение к звездному движению, движению атомов, из которых построен мир. Образы, опрокидывания – подвешенные за ноги персонажи, летучая мышь, перевернутое дерево – составляют часть ассоциативной цепочки, связанной с этим символом. Это подтверждает приравнивание акта вращения вокруг собственной оси к онейроидным сценам, посредством которых проявляется преодоление порога сознания.

Интерпретация эпизодов сновидений, в которых сновидящий или сновидящая становятся осью вихревого кружения, может осуществляться по трем различным направлениям:

– речь может идти о преодолении порога, то есть о проникновении в сознание важного содержания, ранее находившегося в бессознательном;

– этот образ может также быть проявлением безоговорочного признания психического изменения, отказа от гегемонии интеллекта;

– соглашаясь закружиться в вихре вплоть до головокружения, сновидящий или сновидящая иногда освобождаются таким способом от конкретных гнетущих опасений. Кружиться вокруг собственной оси в данном случае не означает убегать от неразрешимых трудностей, а возможность посмотреть на них по-новому, со стороны, чтобы найти эффективное решение.

Время

Время в сновидении – это не то земное время, которое свойственно тревожным людям, изобретшим темп, делящим, измеряющим, считающим время, создавая иллюзию управления им. Земные куранты всегда показывают час страха, нетерпения, состязания, потребности узнать непредсказуемое будущее. Грядущее представляется менее таинственным, когда глаз предвосхищает его на циферблате часов. Прошедшее кажется подвластным тому, кто следит за ним по стрелкам ходиков. Ускользнувшее время выглядит управляемым.

По самой своей природе сон освобождает душу от этого интеллектуального времени, возвращая ему его свойство бесконечной тайны. Для воображения важно не то время, которое отсчитывается. Когда сновидение говорит о ритме, о темпе, то всегда для того, чтобы подчеркнуть относительность всякого рода ориентиров, чтобы разоблачить иллюзорность эффективности чрезмерного стремления рационально объяснить мир. Время в сновидении выражает потребность сновидящего обрести труднодостижимую гармонию между внутренним временем, связанным с пониманием Тайны жизни, впечатлением абсолютного времени, пережитого в утробе матери, и временем внешним, отмечаемым, отсчитываемым, тревожащим, но необходимым для адаптации к этому внешнему миру. Время безмятежности, бесконечного терпения, спокойствия[87] – сопричастность вечности – и время действия, нетерпения, страха[88], сопровождающее чрезмерную включенность в мирскую жизнь.

Перед лицом времени в сновидении терапевт построит свою интерпретацию в зависимости от трех возможных ситуаций.

– В простом упоминании времени слышится указание на появление потребности гармонии.

– Ссылка на прошлое направит интерпретацию в направлении признания процесса восстановления вытесненных эмоций, забытых воспоминаний.

– Наконец, если воображение представляет сновидящего во всей полноте его жизненного времени, то можно с уверенностью утверждать, что происходит важное изменение отношения сновидящего к тайне жизни и к миру посредством переживания заново ощущений, оставленных его пребыванием в утробе матери. С помощью подобных видений сновидящий освобождается от своей чрезмерной потребности быть на виду, чтобы погрузиться в живые ощущения – источник уверенности в себе.

Всадники

К. Г. Юнг рассматривает всадника в современных произведениях как выражение страха, паники, вызванной силами[89], власть над которыми современный человек потерял. Всадники в сновидении приобретают наиболее важный смысл во множественном числе. Это значение отличается и от рыцаря, и от лошади. Образ всадников из сновидения содержит в себе жестокость[90]! Они – дети мягкой земли, пыли, поднятой ногами их лошадей, и в то же время они близки к звездам, определяющим их судьбу. От толпы всадников к множеству звезд ведет непрерывающаяся дорога, подобная непрерывной линии жизни! Пыль, которую поднимают вокруг себя всадники сновидений, и звезды, которые они догоняют, мчась галопом, символизируют весь жизненный путь. Путь, на котором молниями сверкают, смешиваясь, радость[91] и страдание. Онейроидная динамика в образе всадников соединяет значение толпы и стрелы. Толпа говорит о страхе быть самим собой и не соответствовать ожиданиям других. Стрела символизирует жизнь, бессознательный путь, связывающий не зависящее от человека появление на свет с неизвестным предназначением! После всадников возвращаются душевный свет, мир, дарованная реабилитацией чувственность и обретенное согласие с анимой – женским источником жизни.

В аналитическом плане, согласно пониманию Фрейда, часто за облаком пыли, поднятым всадниками, психотерапевт услышит эхо старых страхов, связанных с жестокостью отца сновидящего или сновидящей. Если подобная интерпретация представляется обоснованной, то эти страхи, возможно, являются одной из причин трудностей общения пациента. Однако всадники сновидений не ограничиваются лишь данной символической миссией. В онейроидном пространстве в своем неукротимом порыве они прокладывают нескончаемую дорогу, ведущую из неизвестности в непредсказуемое. Стук копыт их лошадей требует, чтобы душа освободилась от препятствий понимания и пустилась по пути чувственности в страну звезд – символа реализованного предназначения. Всадники сновидений обладают достаточной силой, чтобы в своем безудержном беге выполнить две символические функции одновременно.

Все цвета или Многоцветность

Наивный подход к символике мог бы вызвать предположение, что в воображении выражение все цвета в первую очередь относится к радуге. Однако специфическая особенность радикально отличает радугу от того, что мы называем цветовым изобилием. Радуга показывает сочетание цветов в обязательной последовательности форме полукруга, являющееся результатом встречи воды и солнечного света. Цветовое изобилие в сновидении, то есть в подсознательном, констатирует разброс, избыток, цветовую несогласованность. Это уже не разложенный на составляющие солнечный свет, а внутренний свет непостижимого происхождения.

Видение, встречающееся чаще всего, – это подводный или подземный грот, стены которого отбрасывают тысячи отблесков вкрапленных в них драгоценных камней. Необходимо согласиться спуститься под воду или под землю, чтобы достичь центра психики – внутреннего сокровища, сверкающего всеми цветами. Появляясь в сценарии сновидения, выражение все цвета является индикатором психологического возбуждения.

Драгоценные камни, как мы уже видели, испускают свои многоцветные лучи в чреве земли или в глубине вод. Таким образом, все цвета являют собой основу драгоценного потенциала, не разложенного на составные части, а доступного в качестве новых составляющих психики. Интенсивное и мимолетное многоцветное сияние сокровища связывает сновидящего с забытыми им внутренними ресурсами. Достаточно всего лишь одного мгновения, чтобы он смог возобновить связь с неистощимой внутренней энергией. Опытный интерпретатор сновидений увидит в этом символе предвестник значительных психических преобразований. Часто ему достаточно обратить внимание на последний эпизод сновидения, чтобы обнаружить в нем тот аспект проблематики пациента, который будет изменяться.

Втягивать или Привлекать

Изучение символов как отдельных образов, изолированных друг от друга и вне оживляющего их активного действия, исключило бы из поля зрения сцены, где сновидящий или сновидящая поддаются неудержимому притяжению, которое и составляет содержание этой статью. Такой подход не позволил бы увидеть подобный тип ситуаций, выявляющийся только при динамическом подходе к воображению, существенным выражением которого они являются.

Чтобы отдаться притяжению некоей неизвестной силы, влекущей тебя в непредвиденном направлении, требуется действительно отказаться от интеллектуального контроля. Когда после онейроидного продвижения в течение пятнадцати или двадцати минут сновидящий или сновидящая оказываются втянутыми в тоннель или водоворот[92], – слишком поздно сопротивляться! Слишком поздно перестраивать разрушенные ментальные защитные механизмы. Слишком поздно отказаться от искушения узнать о себе что-то новое.

Чувство вовлеченности в некое магнитное поле является одним из элементов процесса преодоления порога, то есть одним из тех образов преодоления препятствий, которые свидетельствуют об установлении в сознании новой связи с содержанием, до этого момента пребывавшем в бессознательном. То, что мы называем волшебнымоткрытием порога, – это один из семи индикаторов, подтверждающих подлинность данного процесса. Оно выявляет соотношение у пациента естественных[93] и волевых психических изменений в случае стремления увидеть другую сторону своей личности.

Сила притяжения, которая внезапно лишает сновидящего способности сопротивляться втягиванию в воронку, трубу, воздушный или водяной водоворот (почти всегда в некоем нисходящем[94] движении), является образом, который, возможно, актуализирует воспоминания о процессе появления на свет[95]. По меньшей мере, она является выражением эпизода психологического возрождения.

Вулкан

Вулкан – это сильное слово в языке образов. Слово, чей смысл сравним с упоминанием любых земных явлений: цунами, потопа, землетрясения, бури, апокалиптического урагана. Эти слова-образы схожи тем, что символизируют некий эпизод возбуждения, активации, резкой перестройки психики. Воображаемый вулкан прежде всего внушает идею неумолимого характера природных сил. Эти силы одновременно символизируют капризное могущество природы и угрожающую силу первичной психики.

Видения спящего вулкана, в кратер которого сновидящий решается спуститься, и вулкана, извергающего лаву, камни и огонь, иногда легко сочетаются в одном и том же сновидении. Трактуя образ вулкана, интерпретатор сновидения не рискует ошибиться, если в качестве основного направления своего анализа возьмет понятия взрыва и выталкивания. Они резюмируют два основных значения, которыми воображение наделяет вулкан. Первое касается неумолимой силы неосознанных естественных побуждений, второе – повторного переживания бурных ощущений, зафиксированных во время акта рождения и отделения от матери. Многочисленные сновидения предлагают вулкан в качестве обозначения формирующегося нового отношения к материнскому образу.

Между тем почти во всех онейроидных ситуациях, включая и те, которые отсылают нас к отношениям с матерью, вулкан выражает страхсновидящего или сновидящей перед появлением слов, посредством которых могут освободиться подавляемые чувства. Вулкан заряжен недомолвками и нереализованными поступками, готовыми выразиться в словах и актах. Этот взрывоопасный заряд, способный бесконтрольно выпустить наружу сдерживаемые побуждения, представляется сновидящему опасным и потенциально опустошительным. Боязливое Я, прячущееся за ложными аргументами своей системы психологической защиты, проецирует свой страх на образ вулкана! Когда динамика психического изменения прибегает к помощи данного символа, извержение вытесненного содержания представляется неизбежным. В центре вулкана горит огненное ядро, питаемое опытом, накопленным с момента возникновения земли. Энергетические ресурсы, собранные в периоды господства неорганической, животной и человеческой жизни, становятся доступными тому или тем, кто соглашается прислушаться к их утробному голосу.

Высотное здание или Небоскреб

Трудно сомневаться в обоснованности интерпретации высотного здания как свидетельства стремления к достижению и превосходству, лежащего в основе всякого человеческого творения. Однако это наиболее очевидное объяснение может оставить в тени очень важные онейроидные функции данного символа. Эти функции становятся видны, если мы согласимся с тем, что они проявляются в рамках трех дополнительных понятий, выражаемых словами незыблемый, созидание и опрокидывание.

– Будучи частью недвижимости[96], высотное здание в городе выполняет ту же роль, что и гора в природе. Оба образа подчеркивают застывшие аспекты психической проблематики. Они вызывают видение незыблемости, чтобы вызвать возобновление процессов психического изменения.

– Высотное здание символизирует высшую степень проявления воли к созиданию. С этой точки зрения, данный символ отражает систему логической аргументации, сплетение мыслей, на котором строится система психологической защиты Я.

– Подобно пропасти, в онейроидной динамике высотное здание является не столько местом, сколько движением. Оно является символом вертикального[97] перемещения. Стремление к вознесению, о котором оно свидетельствует, порождает свою естественную противоположность – осознание неизбежности падения. Стремясь к недостижимой глубине неба, сновидящий подвергает себя риску быть втянутым в глубину колодца.

Встретившись с образом высотного здания или небоскреба, терапевт сможет предложить наиболее правильную интерпретацию, если будет рассматривать данный символ в качестве инициатора динамики опрокидывания, то есть динамики примирения противоположностей. Содействовать изменению точки зрения полезно при анализе психологической проблематики разнообразного содержания.