Г
Гамма [нем. Gamme, фр. gamme] – 1) «<…> последовательность однородных, но многообразно изменяющихся явлений, свойств»12; 2.1) в музыке – «звукоряд – последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы»13; 2.2) «мелодически оформленный звукоряд, секундно-мелодическое движение, звуковая конкретность, несущие в себе в полном объеме энергетику этого движения» 70.60.
▪ свободное применение диссонанса, что предполагает:
• принятие диссонанса как эстетически самостоятельного явления, необязательно выступающего только в качестве средство оттеснения и подготовки консонанса;
• применение диссонантных созвучий любой структуры в роли ведущих или единственных конструктивных элементов современной звуковысотной ткани;
• становление новых форм мелодической связи между этими созвучиями и образование на этой основе новых интонационно-гармонических комплексов.
▪ свободное применение хроматики, что предполагает:
• принятие хроматики в качестве эстетически самостоятельного явления, не обязательно выступающего только как средство оттеснения и подготовки диатоники (хроматизм – альтерация или средство тонального перехода);
• применение хроматических звуков и созвучий как самостоятельных элементов звуковысотной системы наряду с диатоническими (тональные и модальные разновидности звуковысотной структуры);
• применение хроматических звуков и созвучий в роли единственных компонентов звуковысотной системы (тональные, атонально-серийные, пуантилистические, сонористические звуковысотные структуры и модальные композиции на хроматической звукорядной основе).
▪ свободное применение микрохроматики (звуковысотных элементов, связанных с расширением хроматики в сторону интервалики меньше полутона и далее вплоть до включения в нее всечастотных соотношений).
▪ индивидуализация звуковых структур – внесение в новые звуковые структуры специфических черт, ранее не встречавшихся в ранее известных, в том числе, на уровне материального содержания и функций составляющих их конструктивных элементов. Тенденция к такой индивидуализации гармонической ткани – одна из сторон общей индивидуализации всего музыкального языка и формы в XX веке. Неизбежность данного процесса в условиях появления огромного числа новых музыкальных средств, в том числе и звуковых, связанная с невозможностью применения всех типов созвучий в структуре одного сочинения и, как следствие, множественность конкретных вариантов гармонической структуры.
▪ принцип сквозного комплементарного развития в значении ведущего фактора гармонического структурообразования.
▪ ограничение содержания гармонического материала в каждом музыкальном сочинении, обусловленное конкретноструктурными свойствами его начально избранных конструктивных элементов, а также методом последующего обращения с ними, индивидуально выбираемым для данного сочинения. Проявление этой закономерности – обязательное условие логического, эстетически приемлемого становления и развития гармонической структуры современного музыкального сочинения.14
▪ тенденция к обновлению традиционных функций звуковых элементов и становлению новых.
▪ зависимость функций звуковых элементов от содержания их структуры.
Гармоние-мелодия – 1) специфическое гармоническое явление, связанное с относительно свободным и регулярным переходом каких-либо трех и более многозвучных комплексов (аккордов, соинтервалий) из вертикального состояния в горизонтальное и наоборот, и в том числе, как подряд, так и на расстоянии [18]. При применении «переходов» подобного рода музыкальная ткань в ряде случаев обретает достаточно специфическое колористическое единство. Известны строгие и относительно свободные формы проявления принципа «гармоние-мелодия». Последние в основном связаны с изменением звукового состава в элементах типа «гармоние-мелодия» при сохранении их интервальной структуры или, напротив, с изменением этой структуры при сохранении их звукового состава; 2) один из факторов дополнительного гармонического единства.
Гармоническая модальность – см. Модальность гармоническая.
Гармоническая напряженность – тоже, что Сонантность.
Гармоническая структура – «совокупность и организация всех гармонических связей в их развитии, охватывающих все сочинение в целом и отдельные его части <…>.
Сущность всякой целостной гармонической структуры состоит в том, что она воплощает в конкретных звуковых формах логику гармонического мышления, представляют собой отражение более общих законов мышления вообще. Важнейший из них охватывает основные этапы становления мысли как целого: экспозиция, развитие, заключение <…>. Гармоническая структура – составной элемент (но исключительной важности!) по отношению к форме в целом, который лишь условно, в плане теоретической абстракции может быть отдален от нее» 84.91.
«Оголенная гармоническая структура приобретает значение схемы гармонического движения, которая в более или менее скрытом виде таится во всяком художественном произведении <…>. Мелодика, ритм, красочность даже в наиболее оголенной гармонической структуре всегда присутствуют в качестве действующих сил, и закономерности их входят в круг связанных с гармонией проблем» 70.132-133.
Гармоническая фигурация – 1) движение по звукам аккорда; 2) вид, образ аккорда, часть звуков которого или все его звуки появляются не одновременно, в том числе: подряд, в различной последовательности, однократно, с повторением подряд и на расстоянии, с сохранением своей исходной позиции (октавного положения) и ее обновлением и т.д.15 Наиболее распространенные виды гармонической фигурации, получившие собственное определение – это различного рода арпеджио (в том числе: прямолинейные и волнообразные) и «альбертиевые басы».
Гармонические тоны – тоны, «образующиеся на слабой доле посредством скачка от аккордового тона на другой тон того же (или функционально родственного) аккорда. Этот прием занимает особое место в системе мелодической фигурации; гармонические ноты не образуют неаккордовых звуков, так как совпадают с тонами аккорда. Такое движение по аккордовым тонам имеет сходство с гармонической фигурацией. Однако специфическое значение гармонических нот именно как приема мелодической фигурации сохраняется в тех случаях, когда они наравне с другими приемами этой фигурации эпизодически вовлекаются в общий мелодикофигурационный рисунок, принимают участие в образовании мелодической сети голосов, наложенной на гармоническую основу, а не образуют гармонического орнамента. Гармонические ноты имеют одновременно и аккордовое значение (в некоторых случаях оно минимально), но это не уничтожает их специфической роли в мелодико-фугурационном движении» 72.259; 29; 4; 2.16-17.
Гармонический модус – см. Модус гармонический.
Гармонический стиль. «Исходя из художественного единства сочинения, можно смоделировать понятие гармонического стиля сочинения. Системность объекта позволяет выделить, во-первых, элементы гармонического языка <…>; во-вторых, синтаксические связи в их художественно-направленном значении <…>; в-третьих, композиционные функции гармонии, ее роль в осуществлении композиционного задания, обусловленного идейно-художественными целями. Определение этих принципов гармонической структуры осуществляется непременно в контексте той «стилистической среды», которая существует в произведении как материально-идеальном образовании. Гармонические приемы расцениваются в тесной связи с той семантической «нагрузкой», которую они несут, и эстетическим результатом, в формировании которого они участвуют <…>. В современной музыке значение сочинений как стилевой единицы ясно воспринимается даже на «эмпирическом» уровне: столь заметны стилистические сдвиги, обусловленные, видимо, ускоренными темпами историко-культурного развития <…>. В музыке XX века динамика художественного процесса приобрела такой напряженный характер, что приходится, «вынося за скобки» общее, отмечать «модуляционные» переходы и отклонения в авторских стилях <…>. К анализу гармонического стиля как компонента музыкально-стилевой системы применимы в определенных ракурсах также подходы, которые в эстетике характеризуются с помощью таких категорий, как «стиль национальной культуры», «стиль направления» (течения, школы), «эпохально-стадиальная стилистическая общность», «эпохальная типологическая общность». Актуальной для настоящего времени является проблема «стиля эпохи», по которой продолжают высказываться учеными различные мнения <…>. При всей сложности проблемы эпохально-типологический стилевой общности <…> естественным оказывается подход, аккумулирующий информацию о стиле как «объединяющем эстетическом принципе», как «генетической общности», проявляющейся на разных уровнях музыкальной культуры» 14.13-14.
«Отныне стиль гармонии становится объектом сочинения, он «сочиняется» как тема» 92.73. (См. Индивидуализация звуковысотных структур).
Гармонического единства факторы – 1) конструктивные принципы, следование которым обуславливает единство гармонической ткани музыкального сочинения; 2) конструктивный прием или совокупность таких приемов, применение которых способствует единению различных элементов гармонической структуры. Различаются основные факторы гармонического единства и дополнительные.
Гармонического тематизма принцип – принципиальное повторение закономерностей начального избранного гармонического материала в материале всей структуры или ее отдельных частей [89.237; 90.161 ]; то же, что Основной модели структуры принцип.
Гармоническое остинато – см. Остинато гармоническое.
Гармония. К числу ведущих определений понятия «гармония» сегодня относятся:
▪ созвучие, обладающее определенной конструктивной самостоятельностью (т.е., примерно то же, что и термин «аккорд»);
▪ закономерное объединение звуков в созвучия и последование этих созвучий на основе материального и смыслового родства и связи между ними (См. Материальные связи, Смысловые связи, Материальное родство, Смысловое родство);
▪ связь и взаимодействие частей целого;
▪ «одна из сторон конкретного музыкального стиля (эпохи, направления, композитора, даже отдельного сочинения), касающаяся своеобразия аккордики, лада, тональных функций и т.п.» 90.12;
▪ учебная и научная дисциплины, занимающиеся изучением созвучий и систем взаимосвязей между ними;
▪ приятное для слуха последование звуков и созвучий, их закономерная связь по вертикали, горизонтали и диагонали (музыкально-эстетическое понятие);
▪ философско-эстетическая категория, исторически переживающая свои отдельные – музыкально-технические – формации.
В ходе своего исторического развития музыкальное искусство последовательно формирует общественное сознание в самых различных аспектах и, в том числе, в плане воспитания навыков слушанья и оценки различных звуковых сочетаний, навыков осознания новых форм конструктивной логики как явлений гармоничных, эстетически допустимых.
Основные этапы исторического развития понятия гармонии: античное искусство, Средневековье, Ренессанс, эпоха XVII–XIX веков, «современная гармония» (= гармония ХХ— XXI вв.).
«То, что сегодня подразумевается под термином «гармония», содержание этого понятия в единстве различных его сторон, ощущение гармонии не совсем совпадает с тем, как слышали и понимали гармонию в хронологически, наиболее близком нам XIX веке, не говоря уже о более ранних эпохах <…> Мы слышим гармонию, закономерный порядок, разумную слаженность, логику в таких звуковых сочетаниях и последованиях, которые прежде казались нестерпимой какофонией и абсолютной бессмыслицей» 90.12— 14.
«Объем понятия «гармония» может быть подвергнут делению, Причем основанием деления будет принадлежность высотной организации к определенной исторической стадии. Дальнейшее деление на подвидовые понятия может совершаться по таким признакам, как тип высотной системы (напр., тональная гармония, серийная гармония) или тип авторского стиля (напр., гармония Стравинского, гармония Прокофьева) <…> модальная, классическая, современная гармония. Это соподчиненные понятия, т.е. в равной степени подчиненные одному общему – гармонии. Они имеют ряд общих признаков, свойственных подчиняющему понятию, но и содержат те, которые образуют видовые отличия <…>. Было бы неверным считать классическую гармонию общим родовым понятием и ожидать, даже требовать, чтобы в современную гармонию непременно входили все ее характерные признаки» 14.18.
Гармония моноритмическая – см. Моноритмическая гармония.
Гармония пластовая – музыкальная ткань, содержащая несколько относительно самостоятельных в своему гармоническому и в ряде случаев по другим компонентным признакам два и более самостоятельных слоя.
Гемиолика – общее определение ладов со звукорядом, включающим увеличенную секунду.
Гемиолика – самостоятельный род интервальных систем [93.134]. Как интервальный род она может быть представлена тремя разновидностями расположения полутонов и полуторатона: 1.1.3, 1.3.1, 3.1.1. «Октавные системы возникают как объединение гемиольных тетрахордов друг с другом в различных комбинациях, либо как объединение гемиольного тетрахорда с диатоническим <…>. Особенность гемиолики, как интервального рода, состоит в ее яркой характерности (увеличенная секунда), стабильности многовекового существования <…>, сочетании признаков диатоники (семиступенность, сохранение многих диатонических интервалов) и хроматики (наличие хроматических интервалов, невозможность уместить гемиолику в семиступенность квинтовой структуры) <…>«. Обстоятельства, позволяющие оценивать гемиолику в качестве самостоятельного рода интервальных систем: существование ее в древних музыкальных культурах в качестве полноправного рода коррелятивного диатонике и микрохроматике; явление в качестве основного типа ладоинтервальной структуры в отдельных (восточных) культурах; «структура гемиолики, как интервального рода, не может считаться простым хроматическим усложнением диатоники (да и вообще не содержит ни одного альтерационного видоизменения ступеней), а имеет в своей основе другой, особый принцип <…>. Эту особенность следует понимать, очевидно, в связи с древнейшей моделью лада – опорным тоном с мелизматическим его опеванием. Прилегание опевающих звуков может быть различным по ширине интервалов <…>. Одна из этих интервальных возможностей и есть гемиолика» 93.134.
Гемитоника – «система из 12 автономных полутонов» 93.141.
Генерализирующая интонация – 1) явление отдельных разделов музыкального сочинения или всего сочинения в качестве единой выразительно-смысловой единицы; 2) интонация отдельных разделов или всего сочинения, отражающая в себе выразительно-смысловую целостность таких разделов или всего сочинения, запечатленную в чувственном восприятии человека; то же, что Интонация генеральная.
Генеральная интонация – то же, что Генерализирующая Интонация.
Геометризованные ряды – искусственные ладовые системы, основанные на звукорядах с равномерным шагом отдельных звеньев и их строгом геометрическом строении 12. Гл. 7.
Главный элемент – «составной, расширенный центральный элемент. Взаимоотношения главных элементов между собой либо строится по типу контрастного дополнения, либо представляют собой первоначальное развитие центрального элемента и сложение его, вместе с его повторением согласно избранному способу видоизменения, в микроструктуру – модель» 89.239. (См. Производные элементы, Контрастные элементы, Основная модель структуры.)
Гомофонические аккорды – аккорды, функционирующие в качестве основных конструктивных единиц гомофонно-гармонической музыкальной ткани; то же, что Аккорд (1).
Градация структуры – постепенный переход от одних элементов структуры, ее частей и их связей к другим по принципу убывания или нарастания какого-либо их качества.
Градация элементов структуры – установление элементов структуры в ряды однородных компонентов по принципу убывания или нарастания какого-либо их качества.
Грегорианские лады – ладовая система модального типа эпохи Средневековья. Включает в себя на первых этапах становления восемь ладов (дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский лады с двумя вариантами расположения устоя. В автентических – устой внизу, в плагальных – устой в середине). С XVI века к ним прибавляется еще две пары ладов: эолийский – гипоэолийский, ионийский – гипоионийский. (См. Старо-модальная гармония, Обиходные лады.)
Группа [нем. Gruppe < фр. groupe] – «1) совокупность предметов, объединенных общностью признаков» Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слова; 2) «обобщающая категория, которая охватывает звуковые единства-комплексы при любой форме изложения <…>. Каждая из таких групп, включенная во взаимодействие с другими и составляющая вместе со всеми прочими целостную высотную структуру, становится элементом общей системы» 89.237.