Л
Лад – 1) согласие, порядок – русский эквивалент греческому harmonia (гармония – соразмерность, согласие, порядок); 2) звукоряд – русский эквивалент латинскому modus (модус – мера, образ, способ); 3) категория музыкального мышления, раскрывающаяся в качестве исторически развивающейся системы устойчивых и неустойчивых звуковых элементов разнообразных по своей материальной природе (в том числе, высотно-определенной и высотно-неопределенной), структуре, функции и композиционно-техническому решению; 4) «не механическая, а интонационная, в общественном сознании коренящаяся совокупность (мелодико-гармонических) связей» 3.282; «конкретный комплекс интонаций» 85.383; звукоряд – русский эквивалент латинскому modus (модус – мера, образ); 5) «логически дифференцируемая система взаимоотношений тонов, определяемая главенством основного опорного тона и зависимостью от него всех остальных тонов» 72 (62.24; 85.93); 6) форма музыкального мышления, которая возникает только с системой предельно детализированных в выразительно-смысловых целях различных устойчивых и неустойчивых звуковых элементов (тонов; интервалов; созвучий, в том числе, сонорной и разношумовой природы); а также комплексов этих элементов и их отношений; 7) система взаимоотношений любых однородных компонентов музыкальной ткани как опорных (= устойчивых) и неопорных (= неустойчивых) конструктивных единиц этой ткани, в том числе:
▪ звуковой природы – тоноопределенных и тононеопределенных, инструментальных и конкретных, соноров различного тонового и конструктивного содержания, звукошумов;
▪ метроритмических единиц;
▪ фактуроединиц*;
▪ темброединиц*;
▪ динамических единиц и др., а также комплексов вышеназванных компонентов этих элементов различной сложности и композиционно-синтаксического значения (см. Генеральная интонация).
«В широком смысле слова лады – это все системы логически связанных и функционально дифференцированных звукоотношений. Однако практически часто бывает целесообразным дифференцировать общее понятие лады и пользоваться более узкими, специфическими, конкретизирующими ту или иную группу таких систем. К числу наиболее важных специфических понятий относятся лады модального типа, тональность (лады тонального типа), в музыке XX века так же сонорные структуры, серийные структуры (додекафония) и ряд других» 93.160.
К числу основных признаков лада относятся:
▪ системность звуков и созвучий;
▪ центричность или, иначе, привязанность ладового центра к одному и тому же устойчивому (= опорному) звуковому элементу (моноцентричные лады) или нескольким (полицентричные лады) и определенность тяготения к нему всех остальных звуковых элементов;
▪ логическая дифференциация конструктивных значений (= функций) звуковых элементов, связываемая, с одной стороны, с их разделением на устойчивые и неустойчивые, а с другой, только с функциональностью тонального типа.
Сегодняшние последние научные исследования громадных пластов народной музыки XIV–XV веков, а также XX столетий указывают 29:
▪ на часто возникающую неопределенность тяготения отдельных неустойчивых элементов к в целом безусловно господствующему центральному тону или созвучию в значительном ряде центропостоянных ладовых структур;
▪ на широкую распространенность в разнонациональной народной музыке центропеременных ладовых структур или, другими словами, на характерность для нее свободного перемещения ладового центра с одних устойчивых звуковых элементов на другие;
▪ на частое несовпадение дифференциации функциональных отношений конструктивных элементов в центропостоянных и центропеременных ладовых структурах с аналогичными их отношениями в классико-романтической профессиональной музыке.
Аналогичные выводы современная теория музыки делает и относительно названных музыкальных закономерностей и в профессиональном европейском многоголосии XIV–XV веков [где, в частности, требование тонального единства или иначе, однотоникальности (= центропостоянности, моноцентричности) также не было обязательным, и разнотоникальные структуры (= центропеременные, полицентричные) никогда не считались эстетически менее ценными, чем однотоникальные, не говоря уже о грегорианском хорале, для которого выполнение основным тоном лада функции тонального центра и господствующего элемента напева часто не являлось принципиально обязательным качеством, имея на то свое эстетическое оправдание], и в гармонической ткани конца XIX и всего XX столетий.
Здесь также подчеркивается, что конструктивный материал и функциональность, характерные для классического тонального мышления, не смотря на всю свою «многоликость», – это, тем не менее, далеко не единственный вариант и звукового содержания ладогармонического материала и дифференциации его конструктивных значений (= функций) в музыке разных эпох, и, особенно, в современной. Об этом, в частности, свидетельствуют:
▪ обновленный «функциональный мир» ряда модификаций классической тональной системы, закрепившихся в европейской музыкальной ткани ближе к концу XIX века (напр.: терцовые и квинтовые ряды, тритонанта, функциональные спутники в разнообразных – одноименных, однотерцовых и одноименно-однотерцовых – мажоро-минорных формах тональности; эмансипированная функциональная двенадцатиступенность в хроматической тональности ХХ— XXI столетий и, в том числе, двенадцатиступенный функциональный ряд Хиндемита и др.);
▪ различие конструктивных значений (= функций) звуковых элементов в профессиональных ладогармонических системах, выстроенных на основе относительно новых принципов высотной композиции (в том числе: серийных, новомодальных, сонористических и пуантилистических), а также принципов, вошедших в музыкальную практику значительно раньше классико-романтических (напр., старомодальных и линеарных);
▪ разнообразные конструктивные значения (= функции) звуковых элементов как с относительно неопределенной высотой (в частности, значения отдельных темброзвуков и темброкомплексов электронного происхождения), так и с практически неопределенной (напр., значения множества конкретных и инструментальных шумозвуков и шумозвуковых комплексов, значительного ряда соноров), которые в современной музыке подчас играют роль не только ведущих, но и единственных компонентов ладогармонической системы.
В тоже время, не смотря на все безусловное многообразие и значительное различие содержания «функциональных миров» известных и фольклорных и профессиональных гармонических систем, собственно ладовый аспект этих миров, понимаемый как отношения различных конструктивно-гармонических элементов по принципу «устойчивый – неустойчивый» – остается их общим обязательным признаком. Другой вопрос, что подобно ряду других их общих функциональных аспектов, он также может проявляться как с различной степенью определенности, так и на уровне и отдельных звуков с определенной и неопределенной высотой, и различных звуковых комплексов (соинтервалий, аккордов, соноров, а также шумокомплексов различной – конкретной и инструментальной – природы) и поликомплексов (полисоинтервалий, полиаккордов, полисоноров, полишумокоплексов), и на уровне крупномасштабных гармонических пространств (разнообразных аналогов классических доминантовых предъиктов, «растянутых» тонических и других функциональных зон).
Существующее различие ладофункциональной дифференциации в музыке разных веков, и в том числе XX и XXI, обусловлено многими факторами, но прежде всего, многообразием звукового и структурного содержания ее конструктивных элементов, а также композиционно-технических принципов (= приемов композиционной техники), применяемых при ее создании.
В соответствии с одним из важнейших признаков лада – центричностью – все его формы подразделяются на центропостоянные и центропеременные. Общие и обязательные закономерности этих форм, обусловлены взаимодействием в них двух основополагающих принципов: принципа централизованной зависимости и принципа относительной децентрализации (принцип относительной децентрализации – принцип автономизации ладовой периферии, ее относительного обособления от конструктивно-направляющей и объединяющей власти центра или, иначе, принцип относительного ослабления объединяющего, структурно-программирующего значения центрального элемента ладовой системы; принцип централизованной зависимости – принцип утверждения главенства какого-либо элемента в качестве объединяющего, структурно-программирующего центра структуры (ее центрального элемента) и установления определенной зависимости от него, устремленности к нему всех ее остальных элементов). Существование этих принципов, а также преобладание одного из них в качестве конструктивно-ведущей закономерности – реальная предпосылка для вышеназванного разделения всех форм лада Названные принципы всегда находятся в диалектической взаимодействии и в центропостоянных, и центропеременных формах ладовой организации.
В центропостоянных формах ладовой системы конструктивно-определяющее значение принадлежит принципу централизованной зависимости. При этом зависимость всех периферийных элементов от центрального в этих формах ладовой системы, их связь с ним может быть как непосредственной, так и опосредованной (т.е. через посредство других компонентов).
В центропеременных формах ладовой системы конструктивно-определяющее значение принадлежит принципу относительной децентрализации. Его проявление наблюдается в стремлении отдельных конструктивных элементов ладовой системы к автономной организации вокруг собственного местного центра, в усилении конструктивной самостоятельности таких суборганизаций и их центров вплоть до предельного обособления. В последнем случае возможно, в частности, появления любого из местных центров в качестве заключительного, подобного в какой-то мере «финали-су», возникновение которого обусловливалось, как известно, вовсе не привычными нам тонально-функциональными закономерностями, а рядом древнейших факторов, напр., традицией вокально-регистрового окончания на «выдыхающем» тоне.
Существуют самые различные варианты конкретных структурных проекций ладовых форм центропостоянного и центропеременного типа, обусловленные в своей индивидуальности различием взаимодействия принципов централизованной зависимости и относительной децентрализации.
Лад модальный – лад, специфический признак которого есть сохранение определенного звукоряда, а не привязанность к тонике. (Будет у него определенная тоника, ясный устой или не будет – «это нисколько не мешает ему быть определенным ладом» 92.30.)
Лад тональный – лад, специфический признак которого – привязанность к тонике – сохраняется не зависимо от того – ограничивается он определенным звукорядом или нет («<…> мажор или минор как лад тонального типа может быть ограничен определенным звукорядом, но если такого ограничения нет, то это нисколько не мешает ему быть мажором или минором <…>» 92.30).
Лада категория – «разного рода типы и виды устоев и неустоев, а также связанные с ними значения ладовых элементов» 93.32.
Формирование содержания категории лада представляется исключительно процессуальным, исторически непрерывным явлением. С одной стороны, оно связано с постепенным вхождением в общественное музыкальное сознание и обновленных, и принципиально новых конструктивных элементов, а также их отношений и приемов гармонического письма, с обретением этими отношениями (на том или ином этапе своего существования) интонационного статуса, а названными приемами значения общепринятого ладоконструктивного принципа; с другой, – с постепенным вытеснением из этого сознания отдельных (но далеко не всех!) ранее вошедших в него конструктивных элементов, их отношений и приемов гармонического письма, с частичной или полной утерей ими своего прежнего интонационного содержания и конструктивного значения или, напротив, обретением нового.
Ведущий конструктивный принцип ладовой организации на всех этапах ее исторического существования – это дифференциация элементов музыкальной ткани на опорные и неопорные. Данный принцип непосредственно связан с первым из важнейших этапов эволюции категории лада, а именно с формированием определенного тона-устоя в условиях древнего экмелического глиссандирования.30 [«Устой как категория ладового мышления генетически есть первое установление определенности лада по высоте (господствующий тон как логически упорядочивающий центральный элемент лада) и по времени (устой как тождественность его самому себе, сохраняющаяся вопреки текучести времени благодаря возвращению к оставшемуся в памяти одному и тому же тону); с появлением категории устоя возникает и само понятие лада как некой звуковой структуры» 93.33. ]
Для всех вариантов категории лада характерно стремление ладо-опорных и ладонеопорных элементов к комплементарно-коррелятивному взаимодействию, т.е. такому сосуществованию, при котором все они выступают как части одного целого, как части стремящиеся к согласию, но постоянно конфликтующие, как одновременно и автономные, и взаимодополняющие явления. Причем это стремление проявляется в отношениях звуковых элементов, стоящих на самых разных ступенях ладоиерархической лестницы, в том числе, и между отдельными звуками (определенной и неопределенной высоты), и отдельными интервалами, аккордами, сонорами, а также комплексами из них, и даже между «комплексами комплексов» (напр., субтональные слои в политональном целом, политональные разделы структуры в отношениях между собой, тоже между сонорными разделами и фазами пуантилистического пространства и т.д.).
Лада тип – структура отношений, возникающих между разного рода типами и видами устоев и неустоев лада, допускающая многочисленность этих устоев и неустоев, их материальное разнообразие, звукорядное содержание звуковой ткани лада и разнообразные варианты ее фактурного решения (в том числе: монофонический, полифонический, хоральный, гомофонный, пуантилистический и др.), а также тот или иной уровень иерархии действующих в ней функций и содержание приемов письма, применяемых при ее построении (напр., модальный тип лада, тональный, «новотональный», серийный, сонорный и пр.).
Формирование содержания типа лада – явление процессуальное, исторически непрерывное. Оно связано с постепенным вхождением в общественное музыкальное сознание и обновленных, и принципиально новых конструктивных элементов, их отношений и приемов гармонического письма, с обретением этими отношениями (на том или ином этапе своего существования) интонационного статуса, а названными приемами значения общепринятого ладоконструктивного принципа; а также с постепенным вытеснением из этого сознания отдельных (но далеко не всех!) ранее вошедших в него конструктивных элементов, их отношений и приемов гармонического письма, с частичной или полной утерей ими своего прежнего интонационного содержания и конструктивного значения или, напротив, обретением нового.
Становление новых типов лада – это всегда результат качественной перемены в формах его существования в самых разных аспектах и, прежде всего, звуковом (интонационном), логическом (связь) и эстетическом (слаженность, красота).
Опевание тона – наиболее ранний тип лада, соответствующий «этапу устоя» в эволюции лада (сохранился в наше время у отдельных этнических групп с относительно низким уровнем развития). Следующий в историческом отношении тип лада – модальный31, с характерной монодийной природой и уже определенным мелодическим звукорядом; далее «тонально-гармонический» в европейской музыкальной культуре XVII–XIX веков. Он выступает как единая организация, вобравшая в себя, благодаря всеохватывающему действию в ней тонального тяготения, множество «микроладовых» структур.
Новые типы лада в музыке XX века связаны с различными модификациями тональной, модальной, серийной, сонористической и других форм гармонической организации. Всем им в той или иной степени присуще определенное интонационное, логическое и эстетическое своеобразие, которое обусловлено различными факторами и, в том числе, «многоликостью» звукового и структурного содержания элементов, выступающих в современных сочинениях в качестве ладоопорных и ладонеопорных; разнообразием и спецификой природы и уровня иерархии их структурных функций; индивидуальностью применения отдельных приемов той или иной техники письма при построении этих элементов.
Для всех вариантов типа лада характерно стремление ладоопорных и ладонеопорных элементов к комплементарно-коррелятивному взаимодействию, т.е. такому сосуществованию, при котором все они выступают как части одного целого, как части стремящиеся к согласию, но постоянно конфликтующие, как одновременно и автономные, и взаимодополняющие явления. Причем это стремление проявляется в отношениях звуковых элементов, стоящих на самых разных ступенях ладоиерархической лестницы, в том числе, и между отдельными звуками (определенной и неопределенной высоты), и отдельными интервалами, аккордами, сонорами, а также комплексами из них, и даже между «комплексами комплексов» (напр., субтональные слои в политональном целом, политональные разделы структуры в отношениях между собой, тоже между сонорными разделами и фазами пуантилистического пространства и т.д.).
Ладовая система – то же, что Лад (3).
Ладовая функция – значение конструктивных элементов музыкальной ткани (в том числе: гармонических – отдельных звуков, интервалов, аккордов, соноров, шумов, относительно автономных звуковых фаз и в том числе фрагментов дискретного звукового пространства; ритмических – отдельных простых длительностей, групп этих длительностей, различных по протяженности временных разделов музыкального сочинения и нек.др.) как устойчивых и неустойчивых конструктивных элементов этой ткани.
Ладовое колорирование – «это кратковременное появление различных ладовых наклонений при неизменном тональном центре» 27.11 (см. Многосоставный лад, Полидиатоника, Полилад, Многоплановая диатоника, Мутирующий лад).
Ладовые мутации – см. Мутирующий лад (1).
Ладовые отклонения – см. Мутирующий лад (1).
Ладовый комплекс – горизонтальное объединение интервалов, представляющих собой характерно-выразительное, повторяющееся и развивающееся ладоинтонационное единство, целостность которого закрепляется в процессе многократных повторений на разных или одной высоте в определенном соотношении со своим первоначальным изложением; горизонтальное объединение нескольких интервалов на уровне фраз и предложений, включающих в свой состав как относительно автономные интервалы, так и различные связанные группы интервалов (= соинтервалия), которые предстают как характерно-выразительная, повторяющаяся и развивающаяся конструктивно определенная ладоинтонационная единица, целостность которой закрепляется в процессе многократных ее повторений на разной или одной высоте в определенном соотношении со своим первоначальным изложением.32
Ладовый рельеф – рельеф динамики гармонического процесса, связанного с процессуальным изменением звукорядного содержания музыкальной композиции.
Ладогармоническая система – то же, что Ладовая система и Лад.
Ладотональность – система логически связанных и функционально дифференцированных звукоотношений, организованная на основе центрального ее элемента; ладовая система, организованная на основе центрального элемента [43.378; 85.93].
Лады Мессиана – то же, что Лады ограниченной транспозиции, Симметричные лады.
Лады ограниченной транспозиции – лады со звукорядами в объеме октавы, характерными признаками которых является сложение этих звукорядов из абсолютно сходных интервалов или интервальных групп и неспособность к большому числу транспозиций с одновременным обновлением своего звукового состава33; то же, что Лады Мессиана, Симметричные лады.
К числу наиболее распространенных ладов ограниченной транспозиции относятся лады со следующей интервальной структурой: (2)…; (1.2)…; (2.1.1)…; (1.1.3.1)…; (1.4.1)…; (2.2.1.1)…; (1.1.1.2.1)… (последний звукоряд с пятизвуковой интервальной моделью).
Ленточное голосоведение – «выдержанное многоголосное параллельное движение» 72.199; то же, что Многоголосная мелодия. См. Дублирующие аккорды, Скользящие аккорды.
Ленточно-многослойная фактура* (= ленточно-многоголосная фактура) – полимелодическая или полилинеарное многоголосие, каждый из голосов которого представляет собой мелодическое или линеарное относительно самостоятельное одноголосие, все тона или большая часть тонов которого продублирована аккордами. Данный вид фактуры можно также определить как «многослойно-полифонический мелодический» или «многослойно-полифонический линеарный». См. Ленточно-одноголосная фактура, Ленточное голосоведение, Многоголосная мелодия, Дублирующие аккорды.
Ленточно-одноголосная фактура* – мелодическое или линеарное одноголосие, каждый или подавляющая часть тонов которого продублирована аккордами. См. Ленточно-многослойная фактура, Ленточное голосоведение, Многоголосная мелодия, Дублирующие аккорды.
Ленточные аккорды – то же, что Дублирующие аккорды.
Линеар * – это единая и относительно сложная конструктивно-гармоническая единица, представляющая собой горизонтальное и вертикальное взаимодействие двух и более относительно более простых линеарных элементов, приводящее к их функционированию в качестве более сложного линеарно-интервального комплекса, т.е. линеара*; то же, что Линеарный комплекс.
Линеаров классификация*.
Линеары* классифицируются в зависимости от своих качеств на пять разновидностей, в том числе:
Линеаров типы * – линеары* с моновекторной или поливекторной направленностью движения, составляющих его звуковых линеарных тононеразличимых звуковых элементов. (Другими словами, фактором, обуславливающим типовую принадлежность линеарного комплекса является векторный параметр 34, который позволяет их различать следующим образом:
▪ линеарный комплекс моновекторный* – линеар*, состоящий из однонаправленных линеарных элементов и
▪ линеарный комплекс поливекторный* – линеар*, состоящий из разнонаправленных линеарных элементов.
Линеаров классы*
В качестве фактора, обосновывающего классовую дифференциацию линеарных комплексов выступает количественно-голосовой параметр35, позволяющий различать их, как:
▪ линеарный комплекс одноголосный или, иначе, линеар монофонический* и
▪ линеарный комплекс многоголосный или, иначе, линеар полифонический*.
В зависимости от того, складываются ли вышеназванные классовые варианты линеаров* из однонаправленных или разнонаправленных линеарных элементов, а также от того возникают ли эти элементы последовательно, но при этом разделены какими-либо цезурами (паузами, регистровыми разрывами, разнотембровым решением, остановками на последнем своем звуковом элементе и пр.) или, напротив, возникают одновременно, различаются в каждом из классов, соответственно, по два подкласса линеарного комплекса, в том числе:
▪ линеар моновекторный монофонический (= одноголосный)*;
Конец ознакомительного фрагмента.