К
Камбиата – гармонический элемент (звук, созвучие), возникающий на относительно слабой доле музыкального времени после гармонического элемента, приходящего на относительно более сильную долю этого времени, находящийся с ним в плавной линеарной связи в качестве подчиненного ему вспомогательного конструктивного элемента и в дальнейшем скачком переходящий в новый гармонический элемент.
Камбиатный неаккордовый звук – 1) звук, не входящий в состав аккорда, возникающий на относительно слабой доле музыкального времени после относительно более сильного во временнóм отношении аккордового тона, находящегося с ним в плавной одноголосной связи, и покидаемый в дальнейшем скачком; 2) вспомогательный неаккордовый звук, покидаемый скачком.
Квадрат транспозиций – графическая структура, объемлющая двенадцать позиций четырех форм додекафонной серии, напоминающая прямоугольник, одна из сторон которого – горизонталь – представлена четырьмя формами серии, а другая – вертикаль – двенадцатью позициями каждой из этих форм (в сумме – 48 серийных рядов). Применяется отдельными композиторами на начальных этапах сочинения додекафонной композиции в целях изучения различных потенциальных конструктивно-гармонических возможностей созданной ими серии [37].
Квантитативные ряды – «ряды однокачественных элементов, расположенные по принципу однонаправленных изменений, где каждый последующий член ряда отстоит дальше от исходного, чем предшествующий ему в данной цепи <…>. Образование квантитативных рядов (они могут идти одновременно в различных направлениях) есть частное проявление многослойной и многоступенной градации элементов, которая предполагает аналогичное упорядочение всех параметров и аспектов музыкальной композиции <…>. Градация элементов с наибольшей очевидностью обнаруживает упорядочивающую («гармонизующую») роль числа, с древнейших времен считавшегося сущностью гармонии <…>. Градация есть размеренность звуковых величин. Величина, на которую отличается один элемент квантитативного ряда от смежного, выполняет роль меры величины ряда. Соразмерность величин-элементов дает возможность восприятию двигаться по квантитативному ряду. Это движение, складывающееся из элементарных различий «ближе – дальше», «вперед – назад», «вверх – вниз» <…> и тому подобных, ощущается как смысловая дифференциация элемента, как логическое начало, как музыкальный материал, с помощью которого может выражаться мысль – музыкальная мысль. Тем самым квантитативный ряд из отвлеченно-формальной структуры превращается в категорию содержательную, экспрессивную, в функциональный ряд. Бесконечность числа позволяет ему с равной легкостью быть упорядочивающим фактором любого из музыкальных параметров – ритма, тембра, динамики, темпа. Числовые прогрессии есть единственный универсальный фактор порядка, слаженности в музыке. Совокупность функционирующих элементов, дыхание нарастаний и спадов, внутреннее движение есть уже признаки живого музыкального организма, а траектория движения обрисовывает контуры музыкальной формы» 89.244-245.
Квартовые ряды созвучий – ряды из трех и более созвучий, основные тоны которых находятся в субдоминантовых отношениях (= нисходящих квартовых или восходящих квинтовых). Эти ряды могут иметь и диатоническую и хроматическую природу. Последняя связана с привлечением в эти ряды побочных субдоминант. Квартовые ряды представляются как особые зоны с повышенным функциональным напряжением, сохраняющие свою тональную значимость, но проявляющие ее в плане обогащения тональности новыми функциональными основными тонами. Более редкие варианты квартовых рядов – хроматические ряды, связанные только с использованием консонирующих созвучий. В качестве основных тонов таких созвучий могут быть использованы и диатонические и хроматические ступени тональности. См. Нетонические функции.
Квинтовые ряды созвучий – ряды из трех и более созвучий, основные тоны которых находятся в доминантовых отношениях (= нисходящих квинтовых или восходящих квартовых). Эти ряды могут иметь и диатоническую и хроматическую природу. Последняя связана с привлечением в эти ряды побочных доминант. Квинтовые ряды представляются как особые зоны с повышенным функциональным напряжением, сохраняющие свою тональную значимость, но проявляющие ее в плане обогащения тональности новыми функциональными основными тонами. Более редкие варианты квинтовых рядов – хроматические ряды, связанные только с использованием консонирующих созвучий. В качестве основных тонов таких созвучий могут быть использованы и диатонические и хроматические ступени тональности. См. Нетонические функции.
Квинтовые функции – см. в Функции тональные.
Кластер – созвучие секундового строения.
Кластер линеарный * – созвучия секундового строения, все тоны которых возникают последовательно.
Кластер гомофонный * – созвучия секундового строения, все тоны которых возникают одновременно.
Классификация линеарных элементов – см. Линеарных элементов классификация.
Классификация линеаров * – Линеаров* классификация.
Коллаж – техника композиции, представляющая собой комбинирование стилистически разнородного музыкального материала, в том числе, небольших отрывков и целых фрагментов, заимствованных из сочинений, принадлежащих как автору данного сочинения, так и другим композиторам; то же, что Коллажная техника. Намеренное использование стилистически разнородного музыкального материала предполагает его определенную конструктивную взаимосвязь на основе какого-либо драматургического замысла, а также создание в сознании слушателя особенно широкого круга образно-художественных ассоциаций многопланового порядка (см. Полистилистика).
Коллажная техника – то же, что Коллаж.
Колористические аккорды – см. Колористические созвучия.
Колорит – «(итал. colorito, от лат. color – цвет), система цветовых сочетаний <…>. Одно из важнейших средств эмоциональной выразительности – может быть теплым (преимущественно красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие, зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основанным на локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса, валера» БЭКМ. См. Валер, Тембр, Цвет.
Композиция – «[фр. composition < лат. compositio составление, сочинение]. 1. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. <…>. 2. Музыкальное, скульптурное, живописное и т. п. сочинение, характеризующееся определенным единством составляющих его частей. <…>. 3. муз. Теория сочинения музыкальных сочинений <…>« Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. 4. «структура сочинения, взаимосвязь, расположение его компонентов (частей), определенное сюжетом, идейным замыслом, лежащим в основе сочинения»26; то же, что Форма.
Композиция музыкальная – см. Музыкальная композиция.
Комбинированные звукоряды – то же, что Искусственные лады, Искусственные звукоряды и Комбинированные звукоряды.
Комплементарности принцип – общеструктурный закон*, предполагающий обязательное введение в музыкальную ткань новых по материалу, структуре и функции конструктивных элементов в целях активизации, связанных с этими элементами, компонентно-композиционных процессов (в том числе: гармонических, ритмических, динамических, тембровых и др.).
Действие этого принципа находит свое отражение в любом из компонентно-композиционных процессов не зависимо от техники письма, применяемой при его построении, в том числе, тональной, серийной, модальной, пуантилистической, сонорной и др.
В гармонической ткани в условиях тонального письма принцип комплементарности непосредственно связан с переходом от созвучий более близких к тонике к созвучиям, более отдаленным от нее. При этом в мажорно-минорных формах тональности он выступает исключительно как сопутствующий по отношению к классическому принципу тонального движения, выраженному в известной функциональной формуле Т-S- D-Т, но не как его заместитель. Одновременно, в случае значительного увеличения контрастности конструктивных элементов, участвующих в тональном процессе, действие этого принципа может сопровождаться применением различных дополнительных факторов гармонического единства. В то же время, в различных, так называемых, звукорядонейтральных* структурах двенадцатиступенной тональности принцип комплементарности занимает обычно ведущее конструктивное положение.
Как правило, активность гармонического процесса, не зависимо от его технической природы, повышается, прежде всего, соответственно увеличению числа вовлекаемых в него новых звуковых компонентов, а также (в определенной степени) вместе с обновлением интервальной структуры этих компонентов. При этом, последование аккордов обретает наибольшую активность и энергию, если основной тон последующего аккорда отсутствует в составе предыдущего.
Комплементарности принцип хроматический – см. Хроматической комплементарности принцип.
Компонентная полиформа * – см. Полиформа компонентная*.
Компонентная форма * – композиционная структура сочинения, связанная с развитием какого-либо из компонентов (= средств) музыкальной ткани этого сочинения; то же, что Параметрная форма.
Компонентно-композиционный процесс* – составляющая композиционного процесса или, иначе говоря, субкомпозиционный процесс, связанный с развитием какого-либо из компонентов (= материалов) музыкальной ткани (напр., звукового – гармонический композиционный процесс, ритмического – ритмический композиционный процесс, динамического – динамический композиционный процесс и т.п.); то же, что Компонентный формопроцесс*.
Компонентно-композиционный принцип* (= принцип компонентного формообразования) – правило построения композиционной структуры музыкального сочинения только на уровне развития, сопоставления и взаимодействия каких-либо из его материальных составляющих, функционирующих в качестве относительно самостоятельных конструктивно-композиционных единиц различного содержания и структурной сложности (напр., только звуковых, только ритмических, только динамических и т.д.).
Компонентный вид прогрессии * – то же, что Прогрессийности вид и Параметрный вид прогрессии.
Компонентный формопроцесс * – процесс формообразования, происходящий на уровне какого-либо из компонентов (= материалов) музыкальной ткани сочинения (напр., звукового – гармонический формопроцесс, ритмического – ритмический формопроцесс, динамического – динамический формопроцесс, фактурного – фактурный формопроцесс и т.п.); то же, что Компонентный композиционный процесс*.
Конкретная музыка – звуковые структуры, являющиеся результатом разнообразной «технической работы» с конкретными или шумовыми звуками, а также отдельными музыкальными элементами и тонами с определенной высотой, предполагающей применение различных современных средств звукозаписи и звукового сочинения. («На магнитную ленту можно записывать любой звук – шум машины, скрип колес, треск разбиваемого стекла, бульканье воды <…> игру на различных инструментах, <…> крик совы, блеяние овцы и пр. Можно смешивать разнообразные звуки – музыкальные и немузыкальные; можно полученную запись снова переписать в обратном движении. Можно, меняя скорость движения ленты при записи, неузнаваемо искажать любой звук, придавать необычайный колорит. Известны записи на магнитную ленту, при которых смешивалось до четырехсот различных шумозвуков. Наконец, широкие возможности для получения разнообразных шумовых эффектов открывает монтаж–соединение и варьирование уже полученных звучаний в окончательной записи на магнитную ленту. Понятно, что эти свойства магнитофона <…> открывают широкие возможности для создания новых любопытных звучаний, которые могут найти свое применение в театральной практике и в кинопроизводстве» Шнеерсон Г. О музыке живой и мертвой. М., 1964. С. 312— 313.
Конкретноструктурная функциональная логика* – см. Конкретноструктурная логика*.
Конкретноструктурная логика * (= конкретноструктурная функциональная логика) – принцип (принципы) построения функциональных отношений, присущий конкретной музыкальной проекции гармонической структуры. Содержание этого принципа (принципов) обусловлено действием общеструктурных и структурнотехнических законов* (= принципов) звукового письма. Разным конкретным проекциям гармонической структуры присуще индивидуальное воплощение тех или иных структурнотехнических законов. Основные предпосылки этой индивидуализации:
▪ определенные отличия в воплощении каких-либо структурно-технических принципов в конкретных гармонических условиях, связанные с разнообразными формами ограничения в их применении;
▪ своеобразие содержания гармонического материала, выполняющего в разных сочинениях или одном и том же одни и те же технические функции;
▪ специфические нарушения логики функционального движения, присущей данной технической форме гармонического письма (напр.: функциональная инверсия в тональности, специфические прерванные обороты в ней; интерполяционные явления в серийном движении и ротации в нем; неожиданные, для ранее сложившейся логики колористического движения и ее отдельных формул, конструктивные «повороты», нарушения и т.п.);
▪ смешение принципов письма из разных техник композиции в одном гармоническом процессе;
▪ выдвижение одних принципов какой-либо техники на роль конструктивно-ведущих, а других на роль конструктивно-сопутствующих;
▪ применение только части из возможных принципов гармонической организации, связанных с той или иной техникой письма.
Тенденция к индивидуализации конкретных гармонических проекций структуры – характерное явление для музыки XX столетия. Выражение этой тенденции как в содержании материала отдельных звуковых элементов художественных сочинений, так и, до определенной степени, в природе их отношений (= функционировании) и в том числе, логике этих отношений и характере содержания отдельных конкретных функций. Разнообразие современных принципов звуковысотного конструирования, богатство современного гармонического материала – реальная основа для существования названной тенденции.
Конкретноструктурное ограничение – принципиальное ограничение конструктивного материала в любой из структур конкретного музыкального сочинения (в том числе: гармонической, временнòй и др.); то же, что Ограничение конкретного материала. См. Конкретноструктурные факторы ограничения, Техникоструктурные факторы ограничения, Общеструктурные факторы ограничения.
Конкретноструктурные законы * – принципы, раскрывающие то закономерное, что действует в конкретной проекции структуры (= в структуре данного музыкального сочинения).
Конкретноструктурные значения элементов * – индивидуальное выражение определенных общеструктурных и структурнотехнических функций этих элементов.
Конкретноструктурные принципы * – то же, что Конкретноструктурные законы.
Конкретноструктурные связи * – см. в Структурные связи.
Конкретноструктурные факторы объединения * – принципы построения, индивидуально избираемые для какой-либо из структур музыкального сочинения (в том числе, гармонической, временнòй и др.) и применение которых направлено на создание в этой структуре определенного единения всех ее конструктивных элементов и, в том числе, на уровне их состава, содержания, взаимосвязи и соподчинения; то же, что Конкретно-структурные факторы ограничения. См. также Общеструктурные факторы объединения, Техникоструктурные факторы объединения.
Их содержание раскрывается как индивидуальное преломление обще-структурных и структурнотехнических факторов объединения в данной конкретной структуре на основе и в зависимости от свойств начально избранных в ней конструктивных элементов, как применение тех или иных из этих принципов и конструктивных элементов в качестве ведущих или сопутствующих, т.е. как метод непосредственного обращения с конкретной гармонией, учитывающий свойства начальных конструктивных элементов и сущность определенных композиционно-технических принципов звукового письма. Конкретноструктурные факторы объединения различаются как основные и дополнительные. Отнесение к основным тех из них, которые являются конструктивно-определяющими и ведущими на протяжении всей структуры, действие которых распространяется на все ее элементы, независимо от их конструктивного уровня. Отнесение к дополнительным факторов, действие которых распространяется на отдельные части структуры, отдельные ее конструктивные уровни и элементы.
Названное действие различных конкретноструктурных факторов объединения одновременно раскрывается и как действие, ведущее к ограничению конкретного гармонического материала в каждом сочинении, другими словами, и как конкретноструктурных факторов ограничения.
Конкретноструктурные факторы ограничения * – принципы построения, индивидуально избираемые для какой-либо из структур музыкального сочинения (в том числе, гармонической, временнòй и др.) и применение которых обуславливает определенное ограничение в составе, содержании, взаимосвязи и соподчинении всех ее конструктивных элементов; то же, что Конкретноструктурные факторы объединения. См. также Общеструктурные факторы ограничения, Техникоструктурные факторы ограничения.
Их содержание раскрывается как индивидуальное преломление обще-структурных и структурнотехнических факторов ограничения в каждой конкретной структуре на основе и в зависимости от свойств начально избранных в ней конструктивных элементов, как применение тех или иных из этих принципов и конструктивных элементов в качестве ведущих или сопутствующих, т.е. как метод непосредственного обращения с конкретной гармонией, учитывающий свойства начальных конструктивных элементов и сущность определенных композиционно-технических принципов звукового письма. Конкретноструктурные факторы ограничения различаются как основные и дополнительные. Отнесение к основным тех из них, которые являются конструктивно-определяющими и ведущими на протяжении всей структуры, действие которых распространяется на все ее элементы, независимо от их конструктивного уровня. Отнесение к дополнительным факторов, действие которых распространяется на отдельные части структуры, отдельные ее конструктивные уровни и элементы.
Названное действие различных конкретноструктурных факторов ограничения одновременно раскрывается и как действие, ведущее к объединению конкретного гармонического материала в каждом сочинении, другими словами, и как конкретноструктурных факторов объединения.
Конкретноструктурные функции * – функции конструктивных элементов в конкретном музыкальном тексте.
Конкретные звуки – звуки, связанные с применением тех или иных орудий труда бытовых электроприборов, с функционированием различного рода механизмов, с различными объектами естественного происхождения, существование которых сопровождается какими-либо звуками (так называемые «голоса» природы) и т.п.
Конструктивно-ведущие принципы – принципы построения музыкальной ткани, конструктивное значение которых непрерывно и распространяется на все разноматериальные элементы этой ткани. Различаются:
• конструктивно-ведущие принципы общекомпозиционные* – принципы построения музыкальной ткани, конструктивное значение которых непрерывно и распространяется одновременно на все разноматериальные элементы этой ткани, в том числе гармонические, временные, динамические и др.;
• конструктивно-ведущие принципы поликомпонентные* – принципы построения музыкальной ткани, конструктивное значение которых непрерывно и распространяется одновременно на некоторые из разноматериальных элементов этой ткани. Напр., только на звуковые и ритмические, только тембровые и динамические и т.д.;
• конструктивно-ведущие принципы монокомпонентные* – принципы построения музыкальной ткани, конструктивное значение которых непрерывно и распространяется только на один материальный вид элементов этой ткани. Напр., только на динамические, только на штриховые и т.д.
Конструктивно-сопутствующие принципы – принципы построения музыкальной ткани, конструктивное значение которых прерывно и распространяется только на отдельные структурные уровни этой ткани и отдельные ее элементы.
Конструктивноэлементного ограничения принцип * – принцип, обуславливающий обязательность ограничения различного конструктивного материала в каждом конкретном музыкальном сочинении.
Конструктивный интервал – интервал, на основе которого выстраиваются различные конструктивные составляющие звуковой структуры и, в том числе, те или иные созвучия и их отношения (в частности, на уровне основных тонов), а также позиционные связи каких-либо отдельных гармонических комплексов (напр., тональностей, звуковых серий).
Конструктивный элемент – элемент той или иной материальной природы, на основе которого выстраивается, соответствующая этой природе, структура музыкальной ткани и, в том числе, те или иные составляющие ее конструктивные комплексы (напр., аккорды в гармонической структуре и их отношения на уровне основных тонов, позиционные связи тональностей и звуковых серий).
«Когда <…> мы говорим о конструктивном действии интервала или аккорда, мы имеем в виду особого рода гармоническую функцию данного элемента (но не тональную функцию в обычном смысле). Специфика этой особой конструктивной функции заключается в том, что ею обозначается существенный (иногда даже единственный) принцип структуры аккордов и связанное с ним ладогармоническое своеобразие гармоний со стороны ее целостной структуры» 85.377. Конструктивные элементы – это «конструктивные единицы в гармонической структуре» 85.376.
Контекстуальные интервалы – интервалы, самостоятельность восприятия которых возможна только при определенном текстовом их преломлении (ум. 5, ув. 4, хроматические интервалы) 93.139.
Красочность – одно из состояний музыкальной ткани, связанное с ее звуковым, инструментально-тембровым, штриховым и др. колоритом (= «цветовой сущностью», «цветовым обликом» «цветовым состоянием»); то же, что Красочное содержание. См. Красочное содержание созвучий.
Красочно-декоративные аккорды [26. 165] – то же, что Красочные созвучия, Аккорды декоративные, Аккорды красочные.
Красочное содержание – содержание музыкальной ткани, связанное с ее колоритом (= «цветовой сущностью», «цветовым обликом» «цветовым состоянием»), в том числе: звуковым, инструментально-тембровым, штриховым и пр.; то же, что Красочность. (См. Красочное содержание созвучий.) Характеристика красочного содержания конструктивных элементов музыкальной ткани может быть и относительно объективной – в случае отражения в ней каких-либо конкретно-материальных свойств (параметров) например созвучий красочных функций, и, напротив, относительно субъективной, – если в ней отражаются те или иные, так называемые, «ассоциативные свойства» созвучий красочных функций (в том числе, ассоциативно-красочные, ассоциативно-психологические).
Любая из характеристик может быть представлена как в односложных, так и многосложных терминах, раскрывающих и отдельные стороны содержания созвучий красочных функций, и различные совокупности этих сторон. Напр.: «светлый», «темный», «яркий», «тусклый», «насыщенный», «пастельный», «шумовой», «ударно-пиццикатный», «медно-звенящий», «нежнокантабильный», «подавлено-сжатый», «просторный», «разряженный», «плотный», «мягкий», «жесткий», «высокий», «низкий», «матовый», «приглушенный», «громкий», «горизонтальный», «диагональный», «горизонтально-диагональный», «линеарный», «прямолинейный», «волнообразный», «геометрический», «квадратный», «треугольный», «фоновый», «дублирующий», «аккордовый», «дискретный», «микрополифонический», «агрессивный жестко-ударный», « плотно-низкий мрачно-шумовой», «радостно-просветленный мажорный», «мрачно-напряженный цепной» и т.д., и т.п.
Красочные аккорды – то же, что Красочные созвучия, Аккорды декоративные, Аккорды красочно-декоративные.
Красочные созвучия (= «красочно-декоративные аккорды» [26. 165], «тембровые аккорды» [85.185], колористические аккорды, сонорные аккорды) – звуковые комплексы, основное свойство которых и функция, в первую очередь, связаны с их красочным (= красочно-выразительным, темброво-гармоническим) содержанием – их «цветом» (= гармоническим тембром, колоритом, «цветовой сущностью», «цветовым обликом»)27.
Красочное содержание созвучий, рассматриваемое вне контекста, является специфическим признаком этих созвучий, независимым от их какого-либо конструктивного значения – функции.
Конструктивное значение созвучий с той или иной структурой и звуковым составом, связанное исключительно с их красочным содержанием – их красочная (= колористическая, сонорная) функция, – прерогатива звуковой организации сонорного (= красочного, колористического) типа в различных ее технических вариантах (в том числе: серийном, прогрессийном, тональном, и модальном), что, само по себе, не означает отсутствие такой функции у тех же созвучий в аналогичных технических вариантах звуковой организации несонорного типа.
Выполнение созвучиями каких-либо красочных функций в разнотехнических вариантах звуковой системы как сонорного, так и несонорного типов всегда связано с одновременным выполнением ими и других функций, в том числе, общеструктурных* и структурнотехнических* (= технических: серийных, прогрессийных*, модальных или тональных).28
Красочные функции – см. Функции красочные.