Вы здесь

Следуя за мечтой. Девять шагов по управлению мечтой. Шаг 1 Внутренний настрой (Л. П. Велькович, 2012)

Шаг 1 Внутренний настрой

Сделайте свою жизнь воплощением своей мечты

Уже двадцать лет мы проводим программу «Лидерство, дающее результат», состоящую из четырех сессий. Эта программа специально разработана для владельцев малого и среднего бизнеса, а также для менеджеров высшего и среднего звена организаций. На первой сессии нам часто задают один и тот же вопрос: в чем разница между мечтой и фантазией? Действительно, к сожалению, многие люди нередко смешивают и путают такие понятия, как иллюзия и мечта или фантазия и мечта. В детстве часто приходится слышать от взрослых: «Хватит мечтать, перестань смотреть на мир сквозь розовые очки, давно пора жить реальной жизнью!»

Дело в том, что кажется, будто мечта живет только в голове, а настоящая жизнь происходит в реальности. С одной стороны, это так. Но если задуматься, то мы поймем: мечта – это то, чего нет прямо сейчас, но мы хотим привнести это в свою жизнь. Мечтая, мы думаем о том, какую жизнь хотим себе построить, как изменить мир вокруг себя, мир, который в его нынешнем состоянии нас не устраивает. Иными словами, мечта – это направление нашего движения, и только от нас зависит, будем ли мы в этом направлении следовать или так и останемся топтаться на месте.

Мечта показывает нам, какой поистине красивой, яркой и достойной может стать наша жизнь. И, следуя за мечтой, мы получаем сильнейшую мотивацию для того, чтобы жить сильно и красиво, постоянно двигаясь вперед.

Фантазия тоже возникает и живет в нашем воображении, но на этом ее сходство с мечтой, пожалуй, и заканчивается. Фантазия, в отличие от мечты, не подразумевает каких-то активных действий, не стремится к тому, чтобы ее непременно осуществили. И фантазия, и мечта, конечно, расходятся с тем, что есть у человека на данный момент. Но мечту можно реализовать, если начать действовать, двигаться к ее достижению. Все в вашей жизни является результатом ваших знаний, вашего опыта и вашего представления о своем сознании. Ваше сознание определяет качество вашей жизни.

Изучение самого себя может оказаться самым сложным трудом, какой только можно себе представить. Трудный и в то же время бесконечно увлекательный процесс постижения своего сознания, своей личности, возможностей физического тела с древних времен захватывал небольшую часть человечества. Реализация желаний, достижение целей – это способность вашего сознания использовать энергию намерения, и эта способность не ограничивается никакими внешними обстоятельствами. У каждого из нас практически одинаковый потенциал, внутренний ресурс для реализации своего предназначения, своей жизни; никому не досталось ни больше, ни меньше. Напрасны излишние переживания тех людей, которые полагают, будто у них меньше возможностей, чем у других. Так или иначе, используя эту книгу с позитивным настроем к путешествию в глубины своего сознания, вы сможете заглянуть так далеко, как сами того захотите.

Чем лучше вы постигаете неизвестное, тем глубже понимаете, как мало вам известно на самом деле. У вас может возникнуть чувство, будто вы недостаточно умны или образованны, или другие не слишком приятные эмоции, и тогда вам захочется перенестись в мир чудес, волшебства и магии. Мир, в котором все получается по взмаху волшебной палочки или велению всесильного джинна. Но этот мир, эта волшебная страна находятся совсем рядом. Нет необходимости ехать в другие страны или перемещаться в иные галактики, не нужно искать всесильного джинна или Священный Грааль. Волшебная страна – это ваше сознание. Ваш ум, управляемый сознанием, превращается в разум. Подобное превращение – наиболее уникальное явление в человеческой природе. Только человек обладает разумом, способностью оценивать существующую реальность и осуществлять свое жизненное предназначение. Это и есть главная задача человека – реализовать свой творческий потенциал, свою мечту на благо грядущих поколений.




Читая книгу, говорите себе: «Это возможно! Если некоторые люди смогли следовать своей мечте и благодаря этому достигли поставленных целей, реализовали свое жизненное предназначение, то и у меня есть такая же возможность и потенциал для ее реализации». Если вы столкнетесь с тем, что вам тяжело осмыслить идеи, изложенные в данном руководстве по управлению мечтой вашей жизни, – прервитесь, отдохните и начните заново. Позвольте своему сознанию научить мозг переваривать новую информацию. Прочтите эту книгу несколько раз, не торопитесь, делайте следующие шаги и создавайте свой уникальный опыт. Оглянитесь вокруг: все, что вы видите, создано мощью человеческого разума. Все мысли, идеи, предметы, которые рождались в его недрах, создали окружающую каждого из нас реальность. Управление мечтой – это удивительная технология, состоящая из девяти простых шагов, следуя которой, вы реализуете свой жизненный потенциал.

Последовательность шагов имеет большое значение, можно сказать, – ключевое. Нарушение технологического процесса в любом производстве приводит к браку, к тому, что продукт получается некачественным. Даже когда вы просто варите борщ, несоблюдение технологии, порядка подготовки продуктов и очередности их варки, приводит к тому, что борщ получается невкусным. Конечно, что-то вы сварите, но это будет совсем не то блюдо, которое вы хотели получить. Существуют десятки разновидностей борща, но на самом деле это просто жалкие копии оригинала.

Ваша жизнь – уникальная, единственная и неповторимая. Она не может быть чьей-то копией, в ней недопустимы какие-либо отклонения и подмены. Она может быть только оригиналом. Поэтому нарушение технологического процесса по достижению мечты приводит к разочарованию и неудачам. Уделяя же основное внимание процессу, порядку, каждому шагу в этой технологической цепочке, вы однозначно достигнете своих целей. Вот эти шаги…

Шаг 1 связан с формированием внутреннего настроя, или, попросту, позитивного настроения. Шаг 2 связан с формированием или вспоминанием своей мечты. Шаг 3 позволяет вам поставить цели во всех важных областях вашей жизни, как краткосрочные, так и долговременные. Поставив цели, необходимо сделать Шаг 4 – осознать свои чувства, представив, что цели уже достигнуты. И только после того, как будут поставлены цели и определены чувства, связанные с ними, приходит время для очень важного Шага 5 – формирования намерения. Формирование намерения неразрывно связано с выбором ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей или задач. Это Шаг 6 – выбор ресурсов. Шаг 7 имеет самое главное значение. Он связан с вашим обязательством не сдаваться до тех пор, пока цель не будет достигнута. Шаг 8 имеет ключевое, стратегическое значение: он связан с вашими действиями. Действия, поступки с определенным намерением – вот что приближает вас к целям и мечте. И, конечно, как вы понимаете, ваши поступки и действия приведут вас к каким-либо результатам, последствиям, за которые придется нести ответственность. Их необходимо тщательно проанализировать и сравнить с желаемыми. Взять ответственность за последствия, которые возникнут после того, как вы получите результат, – это Шаг 9. Мы проведем вас по всей технологической цепочке, показывая важность каждого шага и обязательность его использования.


Тезисы

1. Мои мысли, мое отношение формируют ту реальность, в которой я живу.

2. Мое позитивное мышление – ключ, который открывает дверь в мою мечту.

3. То, о чем я чаще всего думаю, я начинаю воплощать в своей жизни.

4. Мое негативное отношение к реальности преумножает мои страхи и тормозит развитие моего характера.

5. Чем больше я стремлюсь к тому, чтобы избежать страданий, тем тяжелее они становятся.

6. Это мой выбор – что я хочу видеть в своей жизни: добро или зло, плохое или хорошее, свою бесполезность или ценность для окружающих людей.

7. Я – творец своей судьбы и могу формировать свой характер.

8. Я осознаю, что совершаемое мной влияет не только на меня, но и на других людей.

9. У меня есть личная сила, которую я могу использовать, чтобы создавать реальность, способную принести радость мне и другим.

10. Создавая в своей жизни четкий порядок, легче управлять своей мечтой.

11. Как нельзя из любой цепочки выбросить или заменить звенья без нарушения ее целостности, так и в технологическом процессе по управлению мечтой нельзя пропускать или менять местами шаги.

12. Отсутствие желаемых результатов – это следствие нарушения технологического процесса.


Практикум по управлению мечтой

Шаг 1. Внутренний настрой

1. Вспомните случаи из вашей жизни, когда у вас все получалось, и запишите самые яркие из них:

2. Вспомните и опишите чувства, которые вы испытывали в те самые яркие моменты:

3. Вспомните и запишите: благодаря каким качествам вашего характера вы достигли тех удивительных результатов:

4. Что бы вы хотели совершить в своей жизни, если бы на вашем жизненном пути не было преград?

Жизнь – это позитивный опыт. Всегда

Все ваши знания ничего не стоят, если вы не применяете их в жизни. Опыт создается путем применения своих знаний. Это все равно что самому есть яблоко или знать с чужих слов, какое оно на вкус. Если вы никогда не пробовали яблоко, а кто-то скажет, какое оно на вкус, вы будете иметь достаточно ограниченное представление о его вкусе. В то же время, если вы попробуете яблоко, вы будете иметь свое собственное представление о его вкусе. Никто не сможет забрать у вас ваш опыт. Только представьте: если бы вы имели собственное представление о вкусе яблока, а кто-то подошел бы к вам и сказал, что на самом деле вкус яблока другой, – что бы вы подумали? У вас уже есть собственный опыт, который никому не удалось бы изменить. В этом и заключается сила личного опыта. Конечно, для того чтобы обогатить его, вам придется каждый раз есть яблоки и отмечать разницу между старым и новым результатом. Так поступает человек разумный.

Если вы последуете основам того, что изложено в этом руководстве, вы станете хозяином своей жизни, определяя ее так, как сами того захотите. Используя собственные силы, вы обнаружите способность вашего разума справляться с любыми трудностями, испытаниями, возникающими на вашем жизненном пути, и проложите уникальный маршрут к своей мечте.

Одной из отличительных особенностей наших «Центров взаимоотношений» является возможность у наших выпускников приходить на тренинги в качестве ассистента столько раз, сколько им нужно для усвоения новых знаний и приобретения навыков. Важно отметить, что ассистирование пожизненно бесплатно. Однажды во время ассистирования на тренинге «Понимание себя и других» наш выпускник, менеджер по продажам в крупной компании, поделился потрясающим опытом, который он получил, взаимодействуя со своими клиентами. Каждый раз, общаясь с ними, он использовал шаг № 1, создавая внутри себя положительный настрой в отношении собеседника, и тогда процент отказов со стороны клиентов снизился до минимума.

Ваше сознание – как радиостанция. Вы можете посылать и получать сигналы и программы. Иногда вам хочется принять информацию, а иногда – отправить. Понимание того, когда нужно отправить, а когда принять – один из самых главных факторов, позволяющих достичь результатов в жизни. Это баланс знания, когда пришло время отдавать, а когда наступил момент получать. Этот баланс всегда поддерживается в природе. Благодаря этому равновесию сохраняется жизнь на Земле. Все процессы в живой природе уравновешены. Времена года сменяют друг друга в определенной последовательности, за жизнью приходит смерть, а из пепла рождается жизнь… Вы не можете постоянно отдавать, иначе упустите случай прожить какую-то ситуацию, испытать что-то. С другой стороны, если вы будете постоянно получать и испытывать что-то, вам никогда не удастся что-либо дать другим людям. Человек – существо социальное. Он может жить только в обществе, и основное его предназначение связано с тем, чтобы приносить пользу другим людям. Вне общества человек деградирует и погибает, без передачи опыта – не развивается, без любви теряет человеческое обличие, без чувства значимости и ценности для других людей утрачивает смысл своей жизни.




Важным элементом в достижении жизненных целей может стать принятие ответственности за решения – способность осознанно отвечать за достигнутые результаты. В любой момент времени у вас есть возможность сделать выбор относительно того, чем вы хотите заниматься и что хотите решить. Если вы не испытали эту силу, силу ответственности за принятые решения, – ничего не произойдет в вашей жизни. По крайней мере, того, чего вам хочется достичь.


Тезисы

1. Ошибок в жизни нет.

2. Я получаю опыт, который меня может научить чему-то позитивному.

3. Я каждый раз делаю лучшее, что могу на этот момент времени.

4. Привычка оценивать результаты как ошибочные – это тактика, которая позволяет мне не чувствовать свою ответственность.

5. Каждый раз в повторяющихся ситуациях я получаю новый опыт. Новый опыт не хуже и не лучше старого: он просто другой.

6. Все мои цели неразрывно связаны с другими людьми. Ощутить свою ценность для общества я могу сам.

7. Только ОТДАВАЯ что-то обществу, я могу почувствовать, что у меня это ЕСТЬ. Осознание того, что у меня ЕСТЬ многое, чем я могу поделиться с другими людьми, позволяет мне ощутить свою самодостаточность.

8. Я могу поддерживать баланс между тем, что я отдаю обществу и что получаю. Я понимаю, что соблюдение баланса улучшает мои взаимоотношения с окружающими людьми.

9. Начиная с самого раннего детства, ребенок приучен только к тому, чтобы брать, и поэтому у него нет привычки отдавать. Он привык к тому, что все ему должны что-то, а он – никому и ничего. Он – еще маленький. И такое стремление получать как можно больше для себя – детская привычка, которую нужно обуздать.

10. Я несу ответственность за принятые мною решения.

11. Цели, которые я ставлю в своей жизни, позволяют создать ту реальность, которая для меня предпочтительна.


Практикум по управлению мечтой Шаг 1. Внутренний настрой

1. Вспомните и опишите моменты, когда, получив «неожиданный» для себя результат, вы не расстроились, а, наоборот, порадовались? Как вы себя поддержали?

2. Какой урок вы извлекли из полученного опыта?

3. Вспомните и запишите случаи из вашей жизни, когда вы, страшась неудачи, все же не отказались от достижения своей цели:

4. Какой урок вы извлекли и что решили относительно себя самого?

5. Вспомните и запишите случаи, когда вы ощущали радость от того, что делали что-то «от души», «отдавая» себя на 100%

6. Опишите реальность, которую вы создали сами, в которой вы живете, используя только позитивную оценку. Обратите внимание на способность вашего сознания управлять таким процессом.

В чем смысл жизни?

Каждый человек, который хоть один раз задумывался над этим вопросом, начинает смотреть на свою жизнь или с позиции прошлого опыта, или с позиции будущих результатов, чтобы понять, какие поступки он совершил в своем прошлом, что к этому привело, или что он хочет сделать в будущем, и к каким последствиям это может привести. Оценивая результаты своей жизни, он понимает, что не испытывает того удовлетворения, счастья и радости, к которым так сильно стремился в течение жизни. Каждый человек в свое время задумывается над этим. Характер размышлений зависит от того, что происходит у него в жизни в данный момент. Либо это что-то хорошее, что удовлетворяет его, либо что-то плохое, удручающее. У каждого в жизни есть своя отправная точка, событие для подобных экзистенциальных вопросов. Но проблемы такого уровня не эффективно решать от случая к случаю, только тогда, когда нас на это наталкивают обстоятельства. Идея всей этой книги заключается в том, чтобы человек смог решить, что ему нужно в жизни, распознать свою цель, реализовать ее, придать жизни все оттенки. Мы верим, что эта книга станет для вас руководством по управлению вашей жизненной мечтой. Не нужно ждать кризисных ситуаций, не нужно ждать обстоятельств, которые подтолкнут к размышлениям, не нужно ждать подходящего момента для того, чтобы поставить и определить для себя жизненно важные цели, мечту.


«Дорогой Юрий Николаевич!

Меня зовут Настя, я была у вас на тренинге „Отношения, ведущие к цели“ в Москве два года назад. На тренинг я попала по рекомендации моей подруги. Я не стала ждать, когда у меня начнутся проблемы, а решила предотвратить их…

Благодарю вас за то, что помогли мне вовремя понять свою мечту и поставить цели. За эти два года я очень многого достигла, моя цель – открыть салон цветов – осуществилась… А моя мечта сделать мир красивым и дарить радость осуществляется теперь каждый день…»


Такие письма мы получаем регулярно от сотен наших выпускников из разных городов, и мы рады, что то, чему мы их учим, помогает им в жизни.

Каждый может стать большим профессионалом в своей области, реализоваться в семье, создать что-то великое, прожить время, отпущенное на Земле, с пользой для других и себя.

Все мы живем по-разному, с разными целями и мечтой. Но всех нас объединяет единственное желание: прожить жизнь в радости. Вся наша жизнь состоит из ощущений, чувств и эмоций. Некоторых из них, таких, например, как боль, унижение, страх, злость, обида, вина, стыд, бессилие, беспомощность, чувство неполноценности и недостаточности, мы стремимся избегать или делаем все возможное, чтобы испытывать их как можно реже. Другие же чувства мы стремимся испытывать чаще: например, любовь, счастье, нежность, близость, радость, заботу, полноценность, нужность, значимость, безопасность, ценность, полезность, ощущение силы, спокойствие. Чтобы лучше понять, почему мы стремимся к определенным чувствам, важно знать закономерности их возникновения. Чувства и эмоции группируются в определенном для каждого человека объеме и приводят его к желаемому или нежелаемому состоянию. Люди, чаще всего, стремятся испытать три состояния.

Вот эти три состояния:

♦ удовольствие;

♦ счастье;

♦ радость.

Когда мы говорим о смысле, который стоит за ощущением удовольствия, чаще всего имеем в виду удовлетворение физиологических потребностей.

Когда мы говорим о смысле, который стоит за ощущением счастья, мы говорим о психологических составляющих.

Говоря о радости в жизни, мы уже имеем в виду не наши физиологические и психологические потребности, мы выходим за эти пределы. Радость – духовна. Радость возникает внутри, она не имеет ничего общего ни с чем внешним. Она не вызывается другими людьми или обстоятельствами, и, соответственно, ее невозможно утратить. Это – ваша суть, ваш стержень, поток вашей жизненной энергии.

Радость – это состояние, которое находится за пределами счастья и удовольствия, за пределами физиологических и психологических потребностей. Человек ни счастлив, ни несчастлив, но пребывает в полном покое, тишине, абсолютном равновесии. Радость вечна. Ощущение радости жизни возникает в тот момент, когда вы осознаете, что следуете своей мечте, а это и есть высшая цель в жизни.

Оставаясь осознанным, наблюдая за своей жизнью, вы заметите, что удовлетворение физическое сиюминутно, и удовольствие от него проходит весьма быстро. То, что физиологические потребности нам нужны и важны, это нормально. Это та движущая сила, которая заставляет нас задумываться о крове над головой, о пропитании, о сне. И, в то же время, как бы вы ни были удовлетворены физиологически, вы хотите, чтобы вас обняли, поцеловали, сказали теплые слова. Это даст вам ощущение счастья.

Однако в погоне за вечным счастьем мы можем бегать, как собака за собственным хвостом, и так никогда его и не поймать. Поскольку счастье имеет психологический характер, оно становится зависимой переменной.

Счастье – это состояние, которое можно измерить в неких параметрах. Естественно, если счастье зависит от наличия любви, заботы, денег, успеха, то при отсутствии какого-либо из этих параметров вы становитесь несчастными. То есть счастье пропадает. Эти факторы счастья могут увеличиваться или уменьшаться, но даже если вы насчитаете 100 параметров для счастья, имея при этом 99, ощущения полного счастья не будет. Поэтому погоня за счастьем является иллюзорной.

Это ваш выбор – быть счастливым, и он не зависит от обстоятельств и условий.

Используя данное руководство по управлению мечтой, вы сможете выйти за пределы физиологических и психологических потребностей и прийти к ощущению радости жизни. К радости, как к независимой постоянной. Вы сможете испытывать чувство радости каждую минуту и наслаждаться всем, что происходит вокруг. Радость является истинным, врожденным состоянием нашей души. У маленьких детей еще не пробуждено сознание, но они уже умеют радоваться.

Способность радоваться присуща нам от рождения. Еще с того времени, когда ребенок не осознает окружающей действительности, не знает о критериях счастья, которые нужны ему для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Он не стремится достигнуть жизненных высот. Он просто действует, исходя из своих ощущений. Он улыбается и радуется тому, что он просто существует.

Умение радоваться – врожденно. Мы должны заново научиться радоваться жизни, как маленькие дети, независимо ни от каких внешних причин.

Этому можно научиться, изучив главы этой книги и поняв, что же на самом деле разрушает нашу радость. Почему стремление к успеху разрушает сначала ощущение счастья, а затем и радость от каждого прожитого дня?

Задумываясь о том, как быть счастливыми, мы любым способом боремся за выживание. Причина, по которой мы так рьяно стремимся заполучить счастье, заключается в нашей вере в то, что нам говорят другие люди. Кто-то когда-то впервые сказал, что человек должен быть счастливым, и определил критерии счастья. С развитием общества критерии счастья, счастливого человека становились все более недостижимыми и трудновыполнимыми. Соответствовать критериям, которые созданы другими людьми, и при этом жить своей жизнью – задача невыполнимая и абсурдная.

Почему же другие люди больше «заинтересованы» в нашем счастье, чем мы сами? Мы предполагаем, что наша погоня за счастьем, за миражом позволяет им очень искусно манипулировать нами и зарабатывать большие деньги! Общество, средства массовой информации, которые формируют эталон «счастливых» людей на примерах звезд, олигархов, политиков и телеведущих, включают нас в гонку за этим призраком, каждый раз усложняя критерии его определения. Наше стремление быть счастливыми уводит нас от стремления познавать себя и свою суть, от того, кто мы есть на самом деле. Окружение говорит нам о том, кем мы должны быть, что делать и как себя чувствовать, постоянно диктует, как нам жить. Соответственно, у нас нет времени задуматься, чего же мы сами действительно хотим, то есть вспомнить о своей мечте.


Тезисы

1. Мое прошлое не влияет на мое будущее – это мое решение.

2. В те моменты, когда я говорю: «У меня есть причины…» – я снимаю с себя ответственность за свое счастье.

3. Быть счастливым – это мой выбор, и он ни от чего не зависит.

4. Я сам могу создать критерии, по которым буду оценивать степень своего счастья. Этим критериям легко следовать. Например: «Я дышу – значит, счастлив».

5. Оценка другими – счастлив я или нет – меня не интересует, и я не завишу от нее.

6. Я в большей степени уделяю внимание своему опыту, чем использую опыт других.

7. Брать пример с других для постановки своих личных целей – значит не следовать своей мечте, своему предназначению.

8. Я могу ощущать радость, несмотря ни на какие трудности, которые встречаются на пути к моей мечте.

9. Я обладаю потрясающей способностью решать любые задачи и за это ценю себя.

10. Быть таким, какой я есть сегодня, достаточно для того, чтобы приносить пользу и ощущать радость жизни.

11. Моя мотивация зависит только от моего решения, а не от внешних причин и обстоятельств.


Практикум по управлению мечтой Шаг 1. Внутренний настрой

1. Вспомните и опишите случаи из жизни, когда вы спокойно разобрались с непредвиденными обстоятельствами, которые, на первый взгляд, казались непреодолимыми трудностями.

2. Перечислите качества характера, навыки и способности, которые помогли вам справиться с трудными ситуациями.

3. Сформулируйте и запишите для себя критерий, по которому будете оценивать степень своего счастья.

4. Какое ваше самое заветное желание?

5. Что бы вы хотели осуществить в своей жизни?

6. Что вы уже умеете делать хорошо, в чем вы преуспели, и какие навыки, помогающие в достижении целей, у вас есть?

7. Вспомните и запишите ваши личные достижения и чувства, которые вы в связи с этим испытали. Например, защитили диплом, участвовали в олимпиаде по математике, открыли бизнес, создали семью, и др.

Развитие характера

Чтобы начать радоваться жизни, нужно перестать стремиться к успеху, выйти за пределы того идеального образа нашей личности, который был создан защитными установками типа «я недостаточно хорош», «я глупый», «я слабый», «меня не любят». Эти установки сформировались у нас с детства. Основываясь на теории Альфреда Адлера, создателя «Индивидуальной психологии», ребенок с самого детства стремится стать кем-то, что-то из себя представлять. Стать не таким, как все, хоть в чем-то отличаясь от остальных. Это формирует у него комплекс неполноценности, недостаточности. Ребенок стремится компенсировать подобную неполноценность, будь она физическая или психологическая, реальная или мнимая. На самом деле, эта проблема носит ментальный характер.

К примеру, мальчик может мыслить следующим образом: «Я – мужчина, но я хочу стать настоящим мужчиной». Это стремление не быть таким, какой он есть, а стать другим, ограничивает радость в жизни для этого мальчика. Стремление к успеху, к тому, чтобы стать счастливым, ограничивает ваше радостное существование. Нет ничего более разрушительного для самооценки ребенка, чем стремление к самоутверждению и к успеху.

Вы все время живете в плену ваших мыслей, мыслей, которые заставляют вас оставаться в том образе, который вы себе создали, – в образе хорошего отца, мужа, успешного бизнесмена или политического лидера. Вам кажется, что вы должны всегда поддерживать его в себе, напоминать себе о том, что вы достойны этого образа. Возникающее напряжение от постоянного контроля над поддержанием созданного образа не позволяет радоваться прожитому дню. Вечное стремление соответствовать создаваемому образу разрушает радость от того, что вы делаете самые заурядные дела: заправляете автомобиль горючим или гуляете с ребенком. Вы подчиняете вашу жизнь созданию идеального образа, а любое подчинение, как известно, вынужденно и не приносит радости.

Большинство из тех людей, с которыми мы сталкиваемся в своей профессиональной деятельности, вообще не задумываются над тем, чего они хотят от своей жизни. Они живут, думая, будто знают, чего хотят достичь. На самом деле, у большинства из них нет никаких конкретных целей по улучшению качества жизни. Поэтому их жизнь представляет собой не чередование черных и белых полос, а клубок черно-белых ниток – без начала и без конца.

Они становятся жертвами сотворенных собственными руками обстоятельств. Труд воспринимают как работу, которая лишь обеспечивает финансовую стабильность. Жизнь становится серией событий, вынуждающих, например, выбирать жилье по критерию наиболее дешевой квартплаты, а не по площади или наличию других удобств; не создавать семью, долговременные отношения, а встречаться от случая к случаю и оставаться в одиночестве, не понимая, как вести себя в отношениях и становиться хорошими родителями и воспитывать детей. Список можно продолжать еще очень долго. На самом же деле, если вы вспомните, о чем мечтали в детстве, то обнаружите в себе желание достичь большего. Не только для того, чтобы поддержать свой идеальный образ, но и чтобы принести пользу людям. Гераклит сказал: «Характер = судьба». Это означает, что от того, насколько развит ваш характер, зависит, в какой степени вы становитесь хозяином, творцом своей судьбы.




До настоящего времени существует два подхода, которые используют люди для развития характера. Первый подход по развитию черт и особенностей характера, общепринятый и широко используемый большинством людей, – это тренировка и практика. Например, для того, чтобы развить в себе уверенность, вам нужна практика преодоления чувства страха. Вам необходимо будет подойти к тысяче человек и, например, сказать, как вас зовут, пригласить на свидание и при этом улыбаться. И так называемые «психологи», «ученые с мировыми именами» верят, что за счет тренировки, повторения (а это доказывают проведенные тесты!), вы станете более уверенными, чем были до этого опыта. Но – нет. Этого не происходит. Максимум, что может произойти оттого, что вы тысячу раз скажете незнакомым людям, как вас зовут и пригласите кого-то из них на свидание, – вы наконец запомните свое имя и натрете мозоли на руке и ногах. Почему же этот подход так популярен, и почему его используют большинство «психологов», «тренеров», «учителей» и «инструкторов»? Все просто до банальности. Подобный подход дает им всем работу и обеспечивает деньгами на долгие годы. Люди будут приходить к ним всегда для того, чтобы получить таблетку № 9, а это значит, что такие люди приобретут зависимость от других. И эта зависимость еще больше ослабит их собственную способность быть ответственными за свою жизнь. Причем, чем чаще они будут обращаться за помощью, тем более низкой станет их самооценка. Люди с низкой самооценкой будут обращаться за помощью к тем, кто декларирует, будто знает, как развить сильные черты характера. Это порочный круг, позволяющий одним жить за счет других. Первый подход связан с тренировкой и повторением. Для укрепления характера этот подход разрушителен. Он нивелирует личность и делает из человека марионетку, зависимое существо. Такой подход эффективен там, где нужно практиковать навыки, например, в каком-либо деле, требующем строгого повторения одних и тех же действий, доведения их до автоматизма.

Второй подход, помогающий развитию характера, связан с повышением уровня сознания. В своей книге «Стресс-менеджмент» мы подробно рассказываем о том, как работает мозг человека и что стимулирует рост сознания. Если человек становится более осознанным, это естественным образом трансформирует его характер. Характер приобретает гибкость и индивидуальность. Когда мы наблюдаем за своими поступками, мыслями и чувствами, уровень нашей осознанности растет. Оставаясь осознанным, вы открываете в себе черты характера, которые до этого момента были скрыты, а теперь стали видимыми, и их можно использовать. Такой процесс развития характера не зависит ни от советов других людей, ни от повторений и тренировки, и не превращает вас в марионетку. Человек становится свободным, ответственным за свою судьбу. У такого человека нет времени на жалобы – он знает, что обстоятельства создает он сам. Человек, характер которого развился из осознанности, не чувствует себя неполноценным, а, наоборот, видит ценность своей жизни, радуется каждому дню и возможности быть полезным другим.

В каждом человеке заложен такой потенциал, такие качества характера, которые позволят ему достичь своих целей в жизни, реализовать свою мечту и, тем самым, свое жизненное предназначение. Поэтому важно, чтобы развитие характера происходило из роста осознанности, а не из тренировки и повторения. Только такой путь приведет людей к высокой самооценке, внутреннему покою и радости жизни, сделает жизнь каждого наполненной смыслом. Человек будет ощущать свою принадлежность к обществу, природе, сопричастность происходящим событиям, научится чувствовать свою ценность и значимость, делая то, что соответствует его способностям, и это станет приносить ему радость жизни. Человек почувствует ответственность за свои действия, мысли и эмоции. Способность его характера к преодолению трудностей, которые могут возникнуть на пути реализации своего предназначения, возрастет до высочайшего уровня. Помните: только границы вашего сознания определяют ваши возможности, укрепляют и развивают ваш характер. Расширяя границы своего сознания, вы тем самым раскрываете свой потенциал, свои способности, которые находятся в спящем состоянии. Именно это руководство по управлению мечтой позволит вам стать более осознанными, чем прежде.


Тезисы

1. Радость исчезает, когда я мысленно представляю себя в роли жертвы.

2. Я чувствую радость в процессе достижения цели.

3. Когда я сравниваю себя с другими, я понимаю, что поступаю так из ощущения, будто я «недостаточно хорош».

4. Принимая себя таким, какой я есть, я наполняюсь силой и радостью.

5. Оставаться таким, какой я есть, – достаточно для того, чтобы приносить пользу другим.

6. Идеальный образ личности, созданный нами самими из чувства недостаточности, мешает ощущать полноту жизни и радоваться ей. Для того чтобы не ставить цели, ориентированные на идеальный образ, нужно учиться мыслить и действовать с намерением быть полезным другим людям.

7. Я оцениваю качества своего характера по степени способности достигать своих целей, а не сравнивая себя с другими людьми.

8. Позитивное отношение к жизни, самому себе повышает мою самооценку и наполняет меня радостью.

9. Прежде чем начать что-либо делать, я задаю себе вопрос: как мои действия повлияют на взаимоотношения? Если я отвечаю: «Они улучшатся», – то приступаю к действиям, а если я отвечаю: «Нет, отношения станут хуже», – то ищу другой способ.

10. Мой уровень сознания растет вместе с ощущением своей ценности и полезности для других людей.

11. «Трудности», которые возникают в моей жизни, – это привычный негативный способ оценки. На самом деле «трудностей» нет, а есть только «возможности» проявить свой характер и личную силу.


Практикум по управлению мечтой Шаг 1. Внутренний настрой

1. Проанализируйте вашу сегодняшнюю жизнь и составьте список всех ваших «трудностей» или «проблем».

2. Превратите все ваши «трудности» и «проблемы» в «возможности». Найдите возможности для каждой трудности. Например, если у вас финансовые «трудности» или «проблемы», спросите себя: «Какие „возможности“ у меня есть для улучшения моего финансового благополучия?» Или: «Слава Богу, что у меня есть „возможность“ открыть свой бизнес, для того чтобы улучшить свое финансовое положение!»

3. Исследуйте свой характер и определите, что вам понадобится для реализации созданных вами возможностей. Вы будете приятно удивлены, осознав, что у вас всего достаточно для реализации этих возможностей.

4. Напишите план по реализации открывшейся для вас возможности. Немедленно начните действовать. Страх совершения ошибки больше не будет вас сдерживать.

Мечта – путеводная звезда жизни

Каждый человек на этой планете стремится испытать радость жизни. Это состояние, о котором все мы знаем с самого рождения. Это состояние, в котором мы ощущаем свое «Я» – то, кем мы на самом деле являемся.

Сейчас, у большинства из нас, ощущения полной радости не возникает. Оно отступает на задний план перед невероятными усилиями выжить, которые больше и больше замещают чувство радости. Причина такого нашего состояния удивительно проста: общество, в котором мы живем, оказывает огромное влияние на наши цели.




– Наши родители, политические и религиозные лидеры говорят нам, что делать, как думать и чувствовать.

– Наше общество определяет критерии, на которые следует равняться.

Наше обыденное мировоззрение определено старой вековой парадигмой – представлением Ньютона о Вселенной как о гигантском часовом механизме, чей ход веками преподается в наших школах. Это мировоззрение учит нас тому, что мы, люди, действуем аналогично механическим часам. Данный постулат показывает, что все в мире руководствуется причинно-следственными связями, и практически все можно восстановить после разрушения. Кроме того, нас учат концепции выживания самых сильных и приспособленных видов. В итоге, обе эти идеи заставляют нас принять как данность, что люди, как и животные, должны действовать в состоянии механического совершенства, либо же их сменят более точно функционирующие электронные системы.

Эти старые концепции привели к тому, что наше общество развивается в деструктивной обстановке. Они привели нас к возникновению культа «искателей счастья», которые пытаются получить свою порцию адреналина, покупая как можно больше бесполезных вещей на бытовом уровне, занимая высокие посты на политической арене и побеждая другие страны путем захвата природных ресурсов. Но все это – только подсознательная попытка достичь той иллюзии совершенства, которую они считают жизненно необходимой.

Нас поставили в условия, в которых мы вынуждены потреблять мир, с невероятными усилиями достигая иллюзорного совершенства. И это просматривается в нашей повседневной жизни: к примеру, люди работают на нелюбимой работе, чтобы покупать вещи, которые им не нужны.

Люди забыли, что источник радости лежит в самом центре нашего духовного бытия, и стали искать его в материальном мире. Люди переместили источник радости в ту область жизни, в которой он не может существовать. А если он не может там существовать, значит, его невозможно там найти. Это похоже на пустыню – сколько тысячелетий там выпадают дожди, а озера не образуются.

Всем известно, что мечта придает смысл жизни и окрашивает ее в радужные цвета. Проблемой является то, что не все следуют своей мечте, и многие недооценивают влияние мечты на нашу жизнь. Мечтать мы начинаем с самого нежного детского возраста, как только пытаемся осознать окружающую реальность. Мечты берут свое начало в наблюдении за родителями, сверстниками, в прочитанных нам сказках и просмотренных программах. Вся информация, поступающая в наше сознание, подвергается определенной проработке, благодаря которой каждый ребенок по-своему стремится реализовать себя в жизни. С течением времени наши мечты приобретают более четкие формы, если близкие люди поддерживают нас. Если же такого не происходит, мечта деформируется и порой приобретает совершенно неузнаваемый характер, вплоть до того, что полностью разрушается благодаря тому, что другие люди хотят от нас вовсе не того, чего желаем для себя мы сами. В итоге, мы все дальше и дальше отходим от своей мечты, от собственной сути, от своего предназначения, и перестаем жить ради реализации нашей мечты.

Важно помнить, что мы сами ответственны за реализацию нашей мечты и своего жизненного предназначения. У вас наверняка возникнет вопрос: как узнать, какое именно у нас предназначение? Многие теряются в поисках и утрачивают себя, чувствуют бессмысленность существования, достигают успехов в строительном бизнесе, вдруг осознав, что их предназначением является шоу-бизнес. Такие скитания имеют одну главную причину: кто-то повлиял на то, что ребенок отказался от своего предназначения в раннем детстве и принял навязанные другими идеи.

Мы родились с определенными качествами, у нас есть склонности к чему-то, что-то лучше получается, к чему-то тянет больше, чем ко всему остальному. Это похоже на то, как работает закон гравитации: нечто очень большое притягивает к себе малое. Абсурдно сопротивляться этому закону: например, человек скажет: «Я хочу летать, я не собираюсь больше ходить пешком». Как вы думаете, сколько метров он пролетит?

Вы спросите: «А что делать, если у меня с детства не было и нет никаких отличительных качеств, талантов? Я все делал так же, как все дети, и во мне нет ничего „особенного“».

Но ведь это не так! С детства нас обязательно тянет к одним занятиям больше, чем к другим. Кому-то нравится играть в футбол, кому-то – рисовать, играть на пианино, водить хороводы, строить дома, собирать из конструктора машины и корабли, запускать воздушного змея, вышивать, лепить из пластилина или глины, петь, собирать марки и значки, выращивать цветы. Ребенок может продолжать заниматься любимым делом и развивать свои таланты и качества, даже если окружающий мир негативно влиял на него. Родители смотрят на ребенка и думают: «Наш ребенок может стать лучше, чем мы. Давай поможем ему стать выдающимся музыкантом, или спортсменом, или психологом!» То есть они начинают манипулировать, оказывать давление, которое входит в противоречие с тем, чего хочет сам ребенок, мечтающий стать космонавтом. И тогда с помощью замаскированных под благородные действий со стороны авторитетных родителей, учителей и средств массовой информации ребенок может растеряться и на время уйти от своей мечты, от своего предназначения. В этот момент жизни ребенок выглядит разочарованным, подавленным, потерянным. Такое настроение становится заметным, и родители спрашивают: «Ты не заболел? Давай померяем температуру». Ребенок больше чем заболел, – он потерял путеводную нить, свою мечту. Он уже не может осознанно к ней идти, открыто говорить о ней, потому что еще раз столкнулся с чувством своей неполноценности, и это чувство вытесняет ощущение радости, которое было связано с его мечтой. Тогда процесс реализации мечты переходит с уровня сознательного на бессознательный. Это означает, что человек все равно будет двигаться по направлению к своей мечте, но путь его будет проходить не по прямой линии, став безрадостным и очень тяжелым.

По большому счету, ни один из нас не может уйти от своего предназначения. Разница лишь в том, что если мы реализуем себя в жизни при поддержке значимых для нас людей, мы делаем это с большей радостью, с большей эффективностью. И наоборот, не получая поддержки, мы реализуемся с меньшей эффективностью, с меньшей радостью.

У каждого человека есть жизненная воля, которая является основой, центром его души.

Есть люди, которые не видят различий между стремлением к успеху и стремлением к мечте. На самом деле, отличие такое же огромное, как расстояние между небом и землей. Стремление к успеху продиктовано желанием сказать себе самому: «Ну вот, теперь, наконец-то, со мной все хорошо!» – и испытать удовлетворение от этого. То есть в данный конкретный момент с человеком далеко не все хорошо. Механизм замены одного чувства другим называется компенсацией.

Более того, стремление к успеху – как погоня за собственной тенью: мы никогда не сможем поймать ее. Люди связывают достижение успеха с обретением счастья. Совершенно ложная концепция! Если счастье зависит от того, насколько мы успешны в области финансов, власти, известности, то оно очень быстро улетучится. Причина в следующем: всегда найдется тот, кто будет успешнее нас, богаче, сильнее, известнее. Зная это, мы бежим без передышки, постоянно оглядываясь, и чаще ощущаем себя загнанными лошадьми, чем победителями, достигшими вершины счастья. Счастье – это эмоция, а, как известно, эмоции живут недолго: от 50 секунд до 3 минут.

Стремление к успеху – удовлетворение психологических потребностей. Мы не чувствуем себя самодостаточными в том состоянии, в котором находимся прямо сейчас, и именно поэтому стремимся к успеху. Однако ощущение успеха так же не продолжительно и не устойчиво, как погода, и гонка за миражом продолжается.

Несколько лет назад один из наших выпускников пригласил нас в свой ресторан. Мы помним, каким он пришел на тренинг «Построй свой бизнес». На тот момент он уже был состоявшимся и весьма успешным бизнесменом, но чувствовал себя как загнанная лошадь, выглядел угнетенным и несчастным. Как выяснилось в ходе тренинга, он являлся владельцем двух фирм и собирался открыть третью. Почему так происходило? Как он сам объяснил нам, начиная новое дело, развивая его, приводя к успеху, он получал удовольствие, но в определенный момент оно сменялось разочарованием и ему хотелось начать все заново. И это все изматывало его.

Когда мы пришли в ресторан, то увидели совершенно другого человека, он был источником радости, энергии и благополучия. Он сказал, что на тренинге понял: забота о клиенте доставляет ему больше радостных минут, чем желание быть успешным. Также он отметил, что после того, как он изменил свое отношение, количество постоянных посетителей увеличилось. Он заменил свое стремление к успеху на стремление быть полезным.

Стремление реализовать себя на пути к своей мечте противоположно стремлению к успеху. Мы стремимся к самореализации не для того, чтобы почувствовать себя лучше по сравнению с тем, что представляли собой изначально, а желая отдать все, что можем, по максимуму, чтобы другие поколения смогли воспользоваться нашими достижениями.

В своей речи «Смелость быть несовершенным» Рудольф Дрейкурс говорит, что мы наблюдаем за природой, любуемся и восхищаемся ею, но не осознаем, что продолжаем ощущать самих себя слабыми, маленькими, неполноценными, хотя мы ведь тоже являемся частью природы, которой так восхищаемся! Просто подумайте о том, как функционирует наше тело, как слаженно работают все его органы и системы. А венец всего, что создано природой, – наш разум. Восхищения этим было бы достаточно для того, чтобы ощутить огромную личную силу.

Точно так же стремление к мечте дает нам возможность почувствовать эту удивительную мощь. Реализация мечты подразумевает, что нам придется столкнуться с трудностями, и мы обречены время от времени совершать ошибки. Путь стремления к успеху тоже подразумевает преодоление преград. Разница лишь в том, что, избрав путь реализации своей мечты, несмотря на все трудности и невзгоды, мы будем ощущать радость от жизни. Достижение целей на пути к мечте позволяет раскрыть себя полностью, не боясь, что нас догонят и обгонят, что кто-то станет лучше, богаче, сильнее, умнее, чем мы.

Возможно, у вас возникло впечатление, будто счастье – это всего лишь плод нашей фантазии?

На самом деле, счастье не иллюзорно. Его можно получить, заслужить, заработать, купить, но, точно также, и потерять, упустить, растратить.

Например, приходит ребенок из школы и восклицает: «Мама! Папа! Я получил пятерку!» Родители счастливы, что у них такой умный ребенок. А через пару минут он проливает на костюм компот. И родители уже вовсе не счастливы – ведь, оказывается, ребенок у них неуклюжий!

Ощущение счастья временно и быстротечно. Вы можете возразить, сказав, что радость тоже сменяется горем. Вы правы, однако жизнь – это не сказка, где радость и горе являются полярными и полностью противоположными друг другу состояниями.

В нашей концепции радость, как мы уже говорили раньше, является независимой единицей, не имеющей противоположностей. Скорее, полярным горю состоянием является счастье.

Счастье – это состояние, которое связано с получением нами желаемого результата. Оно зависит от внешних причин и обстоятельств. Невозможно продолжительное время находиться в состоянии счастья, которое зависит от других людей, результатов и обстоятельств. Как только результаты, люди или обстоятельства перестают оправдывать наши ожидания, счастье в ту же минуту улетучивается.

Радость же не связана с получением чего-то желаемого, это открытие того, что в нас уже заложено. Поэтому ощущение счастья, которое приходит от понимания того, что вы на пути к своей мечте, не исчезает. Это и есть истинное счастье. Реализация мечты – это проживание каждого момента нашей жизни с радостью.

Следование жизненному предназначению означает следование мечте. Опираясь на опыт пройденного нами пути, мы утверждаем, что универсальное определение смысла жизни – следовать мечте. А ваше предназначение – это способ достижения мечты. Это то, как именно вы будете к ней идти: какое дело для себя выберете, как станете развивать свой характер, как будете расти духовно.

Вы наверняка вспомните о том, что большинство людей участвуют в создании какого-либо продукта или сервиса, но богаты очень немногие. Большинство людей живет в бедности. Неужели они следуют своей мечте, будучи бедными, спросите вы? Количество денег не является определяющим показателем для того, чтобы утверждать, следует человек своей мечте или нет. Деньги отражают только то, какому количеству людей мы были полезны.

Если рассматривать мир как мозаику, каждый человек – это одна, но очень важная деталь, которая делает картину мира целостной.

На Земле живут 7 миллиардов человек. И наш нынешний мир таков, каким мы его сделали в результате нашего взаимодействия между собой. Каждый из нас, находясь на своем месте, делает картину целостной. Важно помнить, что от каждого зависит состояние целого мира. Еще важнее – знать, какую картину мира мы все вместе хотим создать.

Если мое предназначение, призвание – помочь людям увидеть свою ценность, что позволит им чувствовать себя самодостаточными, то я должен его исполнить. Научившись действовать с намерением быть полезным другим людям, а не с намерением самоутвердиться, я помогу им повысить их уровень сознания. Если я прекращу этим заниматься (откажусь от своего предназначения), этого никто, кроме меня, не сделает. Если я захочу переквалифицироваться в токаря, и таким образом принести пользу человечеству, то польза будет. Но это не будет моим призванием, моим способом реализации своей мечты. Это будет похоже на то, как если бы вы купили билет в кино и заняли не свое место в кинотеатре. Вы будете смотреть фильм, смеяться или плакать в зависимости от того, что видите на экране, но в глубине души беспокоиться, что заняли чужое место.




Бытует мнение, что каждый должен стремиться к тому, чтобы стать очень богатым, очень умным, великим, почти Богом, и лишь тогда он почувствует, что жизнь прожита не зря. Это величайшее заблуждение. Но большинство ловкачей используют этот трюк, чтобы почувствовать свое превосходство над другими. На самом деле, реализация мечты связана с тем, что каждый реализует собственный потенциал там, где это возможно. Работая токарем на станке, вполне логичным и правильным будет мечтать о том, как, благодаря выпуску качественной продукции, улучшится качество жизни других людей и грядущих поколений. Или о том, чтобы пройти необходимое обучение и стать в будущем начальником цеха: как именно это улучшит жизнь других людей? Все зависит от мечты человека: как он хотел прожить свою жизнь, какие чувства хотел испытывать и что создать для других. Если не мечтал ни о чем – значит, займет чужое место. Возможно, он и принесет своим трудом пользу другим людям, но радости от жизни не испытает, если работа токарем не является его призванием, его способом принести пользу.

Смысл жизни является истинным, когда человек осознает, что приносит пользу миру, используя свои таланты и способности, свое призвание, когда чувствует радость от того, что полезен.

Если мы обратимся к истории человечества, то с удивлением обнаружим: все, чем сейчас мы можем пользоваться, было создано благодаря огромному количеству людей, имен которых мы даже не знаем.

Вот сейчас вы, к примеру, сидите в зале, стены которого оклеены обоями. Кто-то же придумал эти обои. Кто-то изобрел специальные станки для их изготовления. Сейчас мы пользуемся результатом его труда. Каждый человек может быть полезен грядущим поколениям, работая на заводе, преподавая в институте, обучая детей в школе. Если каждый из нас ощутит, что он на своем месте делает нужное и полезное для всего человечества дело, то осознает степень своей реализации, и это принесет ему радость жизни.

В большинстве своем люди многое меняют в жизни: место работы, специальность, города, семьи, только потому, что не чувствуют себя хорошо на том конкретном месте, на той специальности, в том городе, с тем человеком и в том окружении, в котором находятся сейчас.

Люди думают, что, если изменится обстановка, они будут чувствовать больше радости. Первоначально, да, их устраивают новшества, но через некоторое время все новое превращается в обыденность, и человек опять начинает озираться в поисках лучшей жизни. Он не ощущает ценности, которую приносит людям своим трудом, не чувствует себя нужным и значимым на том месте, где находится, и стремится занять другое место, где, по его мнению, испытает наконец чувство любви, значимости, нужности и полезности. Но ни одно место в мире, ни один человек, ни одно общество не сможет дать ему этих чувств. Эти чувства он сможет с легкостью выбирать сам, когда будет осознавать, что следует своей мечте, исполняя свое призвание, принося пользу людям. Это осознание означает, что человек видит в далекой или же очень близкой перспективе, как то, что он делает, влияет на социум, на людей, на взаимоотношения и качество жизни.

Взять, к примеру, профессию фасовщика риса на фабрике. Кажется, что от этой нудной, монотонной, конвейерной работы невозможно получать удовольствие, быть счастливым, а тем более ощущать радость жизни. Если рассудить логически, наш ум приходит к выводу, что этому никак нельзя радоваться. Человек может оставаться на такой работе только из-за крайней нужды, из-за необходимости кормить семью и в связи с отсутствием образования для более интересной и высокооплачиваемой работы. Никаких склонностей у него нет, возраст преклонный, он больше ни на что другое не годен. Хотя, на самом деле, человек может чувствовать себя на этом месте по-разному. Он может испытывать радость, если ощутит, какую пользу приносит человечеству, даже фасуя рис одинаковыми монотонными движениями.

Вы можете спросить, занимаемся ли мы самообманом? Для чего искать радость в безысходности? На самом деле, мы прекрасно умеем обманываться, рационализировать, заменять одни чувства другими. Так устроена наша психика. Что же является правдой в действительности, знает только сам человек. И будет здорово, если от этой правды он почувствует себя лучше.

Кто считает, что человек обязательно должен чувствовать себя плохо и неуютно на этом месте? Окружающие, которые всегда пытаются навязать нам свое мнение, будут думать о том, как несчастны те люди, которых злой рок заставил работать на конвейере. Они оценивают, смотрят свысока на то, что делают другие. Они делают эти выводы, исходя из своей собственной системы ценностей и своих личных установок относительно того, какими должны быть другие люди. При этом, они не в состоянии воспринимать иные системы ценностей – только потому, что не способны заглянуть дальше лежащего перед ними пейзажа.

Важно понимать, что ваши убеждения были созданы вами самими для вашей же реальности.

Основываясь на выводах Альфреда Адлера, создателя индивидуальной психологии, стиль жизни, его убеждения и установки формируются у ребенка в возрасте 3–7 лет. Ребенок создает стиль жизни, который призван помочь ему, маленькому, справиться с большим миром. Стиль жизни включает в себя те стремления, долгосрочные цели личности, формулировки тех условий, личных и социальных, которые необходимы для безопасности личности. Эти условия также являются фикциями и, как правило, возникают в виде «Если бы только… то я бы…» Основные выводы, которые ребенок выносит из детства и которые помогают ему чувствовать себя в безопасности, сильным, любимым и значимым, касаются его убеждений относительно того, кто он такой, каким ему следует быть, чтобы занять свое место, убеждения, касающиеся жизни, которая его окружает, и того, что мир требует от него. Этические убеждения – персональный свод правил «правильно-неправильно».

Когда существует несоответствие между «Я» и «Я»-идеалом («Я низенький; я должен быть высоким»), тогда рождается чувство неполноценности.

К чувству неполноценности приводит также недостаточность соответствия между представлениями о себе и о жизни («Я слаб и беспомощен. Жизнь опасна»). Несоответствие между понятием себя и этическими убеждениями («Следует всегда говорить правду; Я лгу») приводят к чувству неполноценности в моральной области. Это разнообразие чувств неполноценности само по себе не является «ненормальным». Оно – всеобщее и нормальное. А комплекс неполноценности возникает в тот момент, когда у людей утрачивается вера в себя. Именно это – «ненормально».

Как вы уже поняли, большая часть вашей жизни проистекает из убеждений, сформированных в раннем детстве.

Ваша способность к анализу и пониманию ситуации была очень слабой, и поэтому большинство убеждений носят защитный характер, а не способствуют открытости и сотрудничеству. Так как убеждения, созданные в детстве, лишь частично соответствуют правде, то замена их на другие, которые будут больше соответствовать реальности и служить с пользой – важная задача. В процессе взаимодействия с другими людьми важную роль будут играть ваши установки и убеждения по отношению к ним. Если люди для вас – добро, то, соответственно, вы будет сознательно выбирать те методы и принципы взаимодействия с ними, которые позволят вам с ними сотрудничать. Если люди для вас – зло, это означает, что вы до сих пор пользуетесь защитными установками и убеждениями раннего детства, и ваш выбор способов взаимодействия с окружающими будет обусловлен, а не сознателен.

Формирование новых установок и убеждений – творческий процесс, требующий усилий вашего сознания. Создав новый свод правил, установок и убеждений, которые способствуют улучшению взаимоотношений с людьми, достижению целей, развитию творчества и реализации себя в жизни, вы перейдете на другой качественный уровень. Это гораздо легче сделать, если следовать своей мечте, реализуя свое предназначение.


Тезисы

1. В детстве вы не можете понять смысл, скрывающийся за поведением тех, кто вас воспитывает, и поэтому делаете неправильные выводы о себе, жизни и окружающих людях. Так формируется «стиль жизни».

2. Убеждения стиля жизни носят в большей мере защитный характер. Реальной опасности чаще всего не бывает, вы просто неправильно оцениваете ситуацию.

3. Взаимодействуя с другими людьми с позиции «мне нужно себя защищать» – я не могу почувствовать свою значимость, ценность и силу.

4. Благодаря негативным интерпретациям, я могу предположить, что мир опасен и враждебен по отношению ко мне. Это понижает мою самооценку и способность к решительным действиям по улучшению ситуации.

5. Убеждения, установки, которые перестали приносить радость, можно легко поменять. Для этого я должен научиться видеть позитивное вокруг себя.

6. Старые убеждения – только мираж, в который мне было удобно верить, чтобы не брать ответственность за свою жизнь.

7. Для того чтобы осознать свою мечту, мне нужно прислушиваться к своим желаниям.

8. Для того чтобы почувствовать себя на своем месте, мне нужно делать то, что у меня хорошо получается, к чему лежит у меня душа.

9. Ощущение ценности приходит от осознания того, что я приношу пользу обществу.

10. Даже совершая «ошибки», я приношу пользу. Например, глядя на меня, другие люди могут понять, как нельзя поступать.

11. «Ошибки» – это просто опыт, позволяющий улучшать мой характер и навыки.

12. Когда я следую своей мечте, для того чтобы реализовать свое предназначение, я освобождаюсь от желания быть лучше других и стремления к превосходству.


Практикум по управлению мечтой Шаг 1. Внутренний настрой

1. Вспомните и запишите моменты в вашей жизни, когда вы действовали решительно и достигли цели.

2. Вспомните и запишите убеждения, которые, по вашему мнению, помогли достичь этих целей.

3. Для того чтобы понять, какие позитивные убеждения и относительно каких задач важно формировать в будущем, закончите следующие фразы.

Жизнь (какая? Например: радостная, полная возможностей)

Я (какой? Например: сильный, любимый, способный сотрудничать)

Окружающие меня люди:

мужчины (какие? Например: заслуживающие доверия, отзывчивые)

женщины (какие? Например: любящие, внимательные)

И поэтому я должен (Например: говорить о своих желаниях для того, чтобы создавать теплые доверительные отношения)

4. Вспомните и запишите пять «ошибок», которые вы совершили, и которые оказались вам полезны для приобретения жизненного опыта. Поддержите себя, скажите: «Я сделал лучшее, что мог в тот момент времени».

5. Вспомните и запишите моменты из вашей жизни, в которых вы могли положиться на других людей.

6. Вспомните и запишите моменты из вашей жизни, в которых вы могли положиться на себя.


7. Вспомните и запишите моменты, в которых вы оценивали жизнь как прекрасную возможность для реализации своих желаний.

* * *

Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем.

Константин Паустовский