Вы здесь

Слава предков – потомкам пример (Дедиславль, Дедилов). Выпуск 1. Введение (А. Н. Лепехин, 1997)

Введение

В доисторические времена территория Киреевского района являлась дном моря. Об этом говорят экспонаты краеведческого школьного музея Киреевской школы № 6. Там можно увидеть окаменелости найденные на территории Киреевского района относящиеся к палеозойской и мезозойской эре: окаменелые кишечнополостные, коралловые полипы, двустворчатые моллюски, брюхоногие и другие водные членистоногие подтверждают это.

Потом появилась бурная растительность, территория Киревского района была покрыта гигантскими папоротниками, хвощами и другой растительностью, которая через миллионы лет превратилась в мощные и обильные пласты угля.

Менялись климатические условия, менялась и растительность. Появился разнообразный животный мир. Жили здесь и мамонты, бивни которых иногда находят местные жители. Часть бивня находится в Киреевской школе-интернате, другой бивень в Тульском краеведческом музее. А при работах под землей на глубине 20 метров в шахте № 14 было найдено зубило первобытного человека эпохи неолит (нового каменного века). Зубило ошлифовано, имеет правильную форму… Находится сейчас в Краеведческом музее Киреевской школы № 6.

В середине первого тысячелетия в этих краях появились вятичи – славянское племя, пришедшее в наши края из Европы из района Австрии – Германии. Что их побудило к переселению? То ли перенаселение занимаемых ими мест, то ли поражение в борьбе с римлянами и германцами, сейчас точно установить трудно. Но придя на эти земли, они с боем теснили живших тут охотников финноугров и мордву. Вятичи занимались земледелием. В те времена оно было в основном подсечным, т. е. вырубался участок леса, сжигался, пни корчевались, а потом сеяли горох – самую древнюю культуру освоенную человеком, просо и конечно ячмень, который был для вятичей, да и вообще для всех славян священным. По большим праздникам из ячменя всей деревней варили общинное пиво и прежде чем его разливать его крестили чашей. Где-то в эти же времена вятичи появились и в районе Дедиславля. Это место было очень выгодно потому что находилось оно на стратегической сухопутной дороге из Крыма в вятичские земли по водоразделу рек Дона и Днепра. Сюда приезжали и кочевники, привозя с собой продукты животноводства, и видимо греки из крымских колоний, привозя предметы обихода, всем в обмен нужны были продукты земледелия. Название основанного здесь города Дедиславль говорит о том, что вятичами ему придавалось очень большое значение. Известно, что культ предков в те времена у славян был одним из основных и в суе таких названий не давали. Некоторые считают, что Дедиславль – это имя одного из вятичских князей, но как показывает топонимика (наука об истории и расшифровке географических названий), не было у вятичей такой привычки своими именами города называть, этим киевские князья страдали, да начиная с XVI в. когда наши цари да князья начали земли направо и налево за службу раздавать появилась такая мода, деревни и селища своим именем называть. А учитывая, что здесь было большое скопление народа, да и вожди вятичей здесь собирались обсуждать насущные вопросы, Дедиславль являлся мощным языческим земледельческим святилищем, а учитывая, что на холме где стоит Дедиславль была построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а она была построена наверняка на месте языческого святилища посвященному Матери-Сырой Земле, любили в те времена строить церкви на местах языческих святилищ. Это доказывает еще и то что на Покровке, как сейчас называется это место испокон веку проходили народные праздники и кулачные бои. Из истории известно, что народные гулянья проходят, в основном, на местах языческих святилищ. Но есть в наших краях еще одно место проведения народных праздников. Это напротив Покровки, на другом берегу р. Шиворона, на холме называемом Оленка, находящимся при впадении реки Олень в р. Шиворона. Значит здесь тоже было святилище. Кому же оно посвящено? И почему название такое странное – Оленка? На старой печати казачьего Войска Донского был изображен Елень пронзенный стрелою, проще говоря раненый Олень. Олень вообще был священным животным у славян, он олицетворял Бога-Отца (Сварога), но считалось, что более всего он покровительствовал пастухам, кочевникам, хотя славяне себя считали сварожьими внуками, вспомните “Слово о полку Игореве”. Вы думаете имя Елена, Олена и т. д. греческое? Как бы не так – славянское, нет в греческом языке даже намека на основу этого имени, а взято оно у Гомера, которого до последнего времени постоянно Омиром называли многие историки, это уже протославянскими делами попахивает, да и западные славяне Оленя – Еленем называют. Значит мы можем предположить, что на Оленке находилось другое языческое святилище, куда приходили поклоняться своим покровителям пастухи, скотоводы, кочевники, да и находится оно как раз на той стороне откуда из степи кочевники приходили и переправлялись на другой берег по броду в районе Пятницкой церкви. А река Шиворонь? Можно ее расшифровать как серые вороны, мудрый ворон у славян птица священная и его имя, как правило, использовали без всяких добавок типа серый. Но было в старом славянском языке другое слово Живоронь – жаворонок, который по славянской мифологии относил души умерших славян в небесный рай – Ирий. Тут ему самое и место, меж двух святилищ.

Жизнь в наших краях была бойкая и крепость здесь не лишней была, потому что где торговля, там и разбой всякий, особенно если кочевники про большую добычу пронюхали. Но судя по всему в крепости постоянно никто не жил, в ней видимо было святилище и народ сюда приходил только по праздникам, ну и в случае опасности здесь можно было спрятаться, поэтому и культурный слой тут небольшой. А может здесь такая же ситуация как и у ближних родственников вятичей – родимичей, что жили в те же времена на территории нынешней Брянской области и был у них город Вжищ, а на другом берегу реки на холме было святилище, которое было раскопано и реконструировано. То что считается Дедиславлем, может просто святилище, а сам город где-то рядом, ну например на территории занимаемой сейчас д.д. Жилая и Пушкари, ручей, который отделяет старое городище от деревень называется в народе речкой Дедиловкой, может и была там речка более тысячи лет назад, а на территории д. Жилой есть массовое захоронение, на большой площади и с большой плотностью, так при рытье траншеи под фундамент дома приблизительно 11 метров было извлечено 24 человеческих черепа большого размера, больше чем обычно, и все удивлялись какие люди большеголовые были. Самое интересное, что на месте этого кладбища строились жилые дома, что было бы невозможно если люди знали, что здесь было кладбище. Значит когда в этих местах в XVI в. активизировалась жизнь, люди уже забыли, что здесь кого-то хоронили, иначе не могли наши предки допустить такого кощунства. Есть еще один курган за р. Шивороною, за деревней Жиловские выселки. Но про него нет никаких данных и вообще курган запахали и его почти не видно. Так кто же там похоронен? Трудно сказать, может это защитники и жители Дедиславля павшие при штурме города войсками Батыя, может воины погибшие в других битвах, более точный ответ даст только археологическое изучение этого захоронения. И вообще в районе Дедиславля очень много массовых могил о которых никто не знает и у Пятницкой церкви, что в Луговой слободе в прошлом веке при строительстве моста было обнаружено массовое захоронение о котором никто не знал, тоже явно до XVI в. потому что нигде в летописях и описях оно не упоминается, а в этом месте был брод через р. Шиворону, по которому гости из степей приезжали в Дедиславль как с добрыми, так и с злыми намерениями. В народе эти все могилы называют татарскими, но мы ветеранов афганской войны тоже называем афганцы, это во первых, а во-вторых насколько можно понять из летописей наши поверженных противников не хоронили, так при взятии Казани в 1552 г. было убито более 200 тысяч татар и всех их свалили в овраг недалеко от города, естественно, что после такого “захоронения” никаких могил не останется. На старом городище Дедиславля есть курган, это тоже массовое захоронение, но почему-то археологи считают его просто насыпью, несмотря на то что со стороны обрыва и в осыпях ясно видны были человеческие кости в большом количестве. Но этот курган обозначен на картах XVII в. как захоронение. Откуда оно, при ближайшем рассмотрении видно, что захоронения людей произведены на разной глубине от 40 см до 2 м 50 см, следовательно захоронения производились в разное время. В самом начале, когда здесь в 1552 году появились ратные люди, здесь видимо, хоронили всех погибших, потом народ обжился, семьями обзавелся, появились церкви и кладбища, а на этом почетном месте хоронили достойных людей, как знак особого почета и уважения. По свидетельствам очевидцев и “черных” археологов, здесь особых находок не было: нательные кресты, сабля с остатками золотой насечки, косы волос сантиметров 20 – 30. Последнее позволяло утверждать местным жителям, что данные захоронения – татарские, но они совершенно забывают о том, за что запорожские казаки назывались хохлами и что хохол это не только прядь волос, но для удобства его сплетали в косу, а что они жили там не вызывает сомнения, они постоянно упоминаются в документах под именем черкасс. А может это наши союзники – татары. А “черным археологам”, которые копошась яко черви в святых костях своих предков и ищут золото, хочу сказать, предки наши, даже царей, хоронили в одних рубахах, и только некоторым очень заслуженным людям в могилу клали их личное оружие, а все остальное оставалось людям. Но здесь есть золото, которое правда не доступно вашим скудным мозгам, золото душ, золотые руки которые защитили свой род и создали Великую Россию, золотые головы, золотые сердца, а это гораздо больше нежели куски презренного желтого металла.

Можно, с большой долей уверенности, предположить, что с момента разгрома войсками Батыя Дедиславля жизнь на этом месте не возобновлялась до XVI в., пока царь Иван Грозный не повелел здесь крепость поставить и гарнизон в ней содержать, люди жили где-то рядом потому что кое-какая память, хотя и в измененном виде, о Дедиславле осталась… Во-первых вятичи не отстраивали вновь разгромленных и зверски вырезанных городов (Старая Рязань, Козельск), во-вторых название подзабылось, вместо официального Дедиславля, запомнилось простонародное Дедилов, а сейчас деревня Дедилово в народе называется Дедлово, любит сокращать наш народ.


Рис. 1. Старое городище по карте 1777 г. мая месяца 3 дня (50)


После бегства крымских войск Девлет Гирея из-под Тулы и преследования их 15 тысячным русским отрядом под руководством воевод Ивана IV князей Андрея Курбского и П.Щенятьева, разгрома их и шедшего им на помощь 30 тыс. отряда крымских татар на р. Шиворона у Пятницкой церкви, царь Иван IV (Грозный) поставил станом здесь две казачьи сотни Луговую и Дергилевскую, за азовскую и черкасскую службу, наделил их землей и повелел поставить здесь крепость дубовую и гарнизон в ней поставил из детей боярских, стрельцов и пушкарей. Одновременно с этим царь начал создавать казачий заслон на татароопасном направлении. Рядом с Дедиловым есть деревни Малые и Большие Калмыки, можно с большой вероятностью предположить что здесь тоже стояли казачьи или калмыцкие силы для отражения татарского нападения. В Туле со стороны Дедилова за Дедиловскими воротами земляного города были созданы две казачьи слободы Казачья и Донская и кончался тот казачий заслон в Замоскворечье, где Крымский вал, Крымский мост, Казачьи и Донские переулки т. д.

Крепость была построена и вооружена по последнему, по тем временам, слову техники. Как же жили люди в Дедилове в те времена? Первое подробное описание крепости и ее окрестностей дошедшее до нас датируется 1588 годом. И что мы видим построена крепость и все необходимые постройки внутри ее, даже большая часть клетей (летних домиков) для укрытия людей на случай осады. Но это еще не все, одних казачьих дворов я насчитал 334, если считать что в казачьем дворе насчитывалось по минимуму 3 человека, что мало вероятно, должно быть гораздо больше, то казаков и казачек в Дедилове было в то время больше тысячи. Я преклоняюсь перед мужеством и трудоспособностью наших пращуров, это всего за 36 лет столько отстроить, да не в тепличных условиях, а когда на тебя постоянно нападают. Одних только крупных набегов за эти годы было 13, не считая мелких, о которых даже документы не упоминают. Можно смело предположить, что после каждого такого набега от слобод вокруг Дедилова оставалось не более 30 % домов, а то и меньше. И все нужно было отстроить вновь и позаботиться не только о жилье, но и о продуктах на зиму не сколько для себя сколько для жен и детей. И несмотря ни на что Дедилов стоял, держал оборону и после каждого набега восстанавливался и усиливался. Мы восхищаемся подвигами защитников Порт-Артура, Брестской крепости, но в Дедилове и подобным ему городах Кропивне, Новосили, Болохове и т. д. защита “Брестской крепости” затянулась на 100 и более лет.

И был Дедилов долгое время передовой заставой по защите земли Русской от ворога и в нем располагался передовой полк, для встречи врага и если повезет его уничтожения, а если нет так для задержки его здесь как можно дольше, чтобы времени хватило сообщить в Тулу и войска собирать. В Дедилове долгое время стоял тот полк для отражения нападений ворога, а ворог, в основном, крымские татары, переходя Дикое поле они располагались на отдых недалеко от русских границ вероятнее всего это было место где сейчас расположен город Киреевск, это место испокон веку называли Киреевка, а на картах кроме Киреевка в XVII веке писали, что это выселки Луговой слободы. А теперь давайте вспомним, кто возглавлял крымских татар? Род Гиреев или Киреев, как их тогда называли, а место где они располагались быстрее всего называлось тогда Киреев стан, со временем слово “стан” за ненадобностью отпало, хотя есть упоминание в наших краях о Становом болоте, Киреев так и осталось хотя татар там уже не было, а на этом месте жили наши предки. И на мой взгляд в превращении деревни Киревки в город Киреевск и разорение Дедилова и превращение его в деревню Дедлово – оскорбление для города-воина, который верой и правдой служил своему Отечеству.

Здесь также сосредотачивались русские войска для похода на крымцев, ногаев и т. д. поэтому крепости не хватало и ее расстроили, если раньше говорилось о шести башнях, то потом уже о девяти, да и на местности видны участки прямоугольной формы с небольшими рвами и валами, на которых в те времена был видимо частокол, как это делалось в укрепленных лагерях для защиты ратных людей от нападения. И зная о том что войск много и им необходимо много продовольствия, царское правительство приказало без припасов войскам на Дедилов не являться, а кто без припасов явится будет строго наказан. Так правительство переложило снабжение войск, на плечи самих войск и предотвратило грабежи и кражи в Дедилове, на что пошли бы голодные люди. А казаки в Дедилове, как правило жалования не получали, а жили с земель, т. е. со своих огородов, жалование получали только сторожевые казаки и стрельцы. Так они и жили крепость обороняли, землю пахали, детей рожали и растили, а тут еще руду железную обнаружили и стали в примитивных печах сталь плавить, да совсем не примитивные мечи и сабли делать. Но не мог тут развиться этот промысел, слишком часто татарове наскакивали, ну и естественно печи плавильные да мастерские рушили. Не сдавались казаки, заново каждый раз все восстанавливали. Царь понял всю выгодность этого промысла и стал его развивать в более спокойных и более защищенных местах, за засеками и под защитой больших крепостей Тулы, Коломны. Но руду продолжали брать из Дедиловских мест. Да и людей к оружейным заводам приписывали в основном из Дедилова, а как же и навык и соображение в этом деле есть. Так что слава Тульского оружия отсюда начиналась.

Царь скоро понял, что без дальней разведки трудно контролировать ситуацию и начал создавать разведывательную сеть в виде сторож, застав и станиц. Станица – это когда казачий разъезд ездил непрерывно по определенному маршруту и наблюдал за состоянием степи и передвижениями людей по ней, а сторожи – это когда группа казаков определенное время находилась в одном заранее обусловленном месте и также вели наблюдение и собирали информацию о противнике, а в случае необходимости сообщали в ближайшую крепость о приближении неприятеля, его числе и маршруте передвижения.

В начале XVII века вспыхнуло народное восстание под предводительством Ивана Болотникова и казаки, в том числе и дедиловские, его активно поддержали, видимо их жизнь была не сахар и многие обиды и притеснения от царя они испытывали. У Дедилова восставшими были разбиты царские войска под командованием князя Моссальского, но через некоторое время царь восстановил контроль над Дедиловым. А в это время пользуясь смутой и гражданской войной на Руси литовско-польские войска все более наглели от безнаказанности и все глубже проникали на русские земли, громили и грабили города и села. Не обошла эта участь и Дедилов. Не забывали дорогу на Дедилов и крымчаки, частенько ратным людям Дедилова приходилось отражать их нападения. Но каждый раз, после нападений и разгромов Дедилов восставал из пепла и оставался на посту по защите русских рубежей. Хоронили убитых, восстанавливали разрушенное и продолжали жить на этой земле люди, в основном ратные, душа и сила Дедилова. Они отстояли и сохранили Русскую землю, Русский язык, Русскую культуру. И потомки этих несгибаемых и не побежденных воинов до сих пор живут на этой земле, на защищаемых ими рубежах. Но достойны ли мы называться потомками этих славных людей? В основном мы готовы сразиться с противником явным на любом поле брани, об этом знаем не только мы, но и наши противники. Но нас легко победить противникам скрытым, которые выдают себя за наших друзей, а на деле хуже и лютее крымчаков, события последних лет явное тому подтверждение. А что мы? А мы развесили уши и слушаем сладкие речи и обещания, сидим сложа руки и даже поддерживаем лютых врагов наших и их приспешников, другими словами без боя сдаем позицию за позицией. А брать то их назад с боем придется, хорошо если нам, сами накуролесили самим и исправлять, а если нашим детям? Не думаю что после этого они нас добром помянут. И никак до нас не дойдет, что против нас не только русских, но и всех россиян ведется самая настоящая война, но другими более изощренными и изуверскими методами и мы в той войне погибаем не на поле брани, а по домам и тому подтверждение, что сегодня похороненных у нас намного больше чем рожденных, ряды наши заметно редеют, но только у немногих возникает чувство тревоги за наш завтрашний день. В этой войне основная наша сила – ЗНАНИЯ. Нет у нас сегодня времени набираться опыта на полях сражений, как в 41-вом, тем более оружие их известно – лесть, обман, лицемерие и сила, против тех кто начал понимать их сущность и начинал с ними эффективную борьбу. Вспомним самого яркого бойца погибшего на этом фронте – певца Игоря Талькова, хладнокровно ими убитого и, чтобы нам было обиднее, защитивших его убийцу от суда и возмездия.

Но вернемся к истории. Смутное время на Руси заканчивалось, уже избрали нового царя Михаила Федоровича и с ним новую русскую царскую династию Романовых, которые пробыли русскими недолго, начиная с Петра I они перемешались с немцами, а начиная с Екатирины II они практически были заменены выходцами из Германии, но это было потом. А в начале XVII века можно было подвести некоторые итоги “Смутного времени” и гражданской войны. Вот например. В 1589 году в Дедиловской приправочной книге письма и меры написанной дьяком Иваном Жеребцовым со товарищи зафиксировано 8338 чети с осминою чистой пашни на 6213 крестьян, а в 1629 году 8888 четей, вроде бы больше, но тут не только чистые пашни, но и с порожними землями пашни пахотные и с наездными пашнями и перелогом дикого поля и лесом поросло добрые земли. А сколько же людей жило в Дедиловском уезде в 1629 году, да всего, согласно Книге письма и меры, – 232 человека да 41 двор пустых крестьянских и бобыльских да 10 мест дворов помещичьих и вотчиниковых да 222 мест дворов людцких и крестьянских и бобыльских да 29 селищ. Арифметика страшная – всего 3 процента людей осталось жить на своих местах в Дедиловском уезде, а куда подевались остальные? Сдается мне мы сейчас не лучшие времена переживаем и чем-то они тот период напоминают, может меньше явной крови, другие захватчики, другие предатели, другие методы ведения войны. Зачем явно убивать, сами помрут от голода, от безысходности, от безработицы, а от сокращения рождаемости окончательно вымрут. На Руси опасно себя провозглашать врагом, лучше прикрыться маской друга и врать, врать, врать, авось кто-нибудь поверит и не сразу планы их раскусят, а когда раскусят, то может уже и поздно будет с ними бороться ни сил ни средств не останется. Правда гарнизон крепости Дедилов составлял 244 человека ратных людей и задачу выполняли: «Дедиловских стрельцов и казаков и Черкасс с головою да с 2 ч. сотники 100 ч. стрельцов конных, служат с денежного и с хлебного жалования. Казаков 130 ч. конных, служат с земель. Черкасс 40 ч. На Дедилове же с Дорофеем Остафьевым 244 ч.» (41, стр. 413–416), то есть в крепости народу было больше чем во всем уезде, и более 1000 человек передовой полк, который также базировался в Дедилове.

Мы имеем уникальный документ, роспись по местам защитников крепости Дедилова в 1627 г.:

"А что на Дедилове наряду и всяких пушечных запасов, и как осаду расписали, и они тому прислали к государю роспись. А в росписи написано:

На городе, на приступной башне, пищаль полуторная к ней два пушкаря да 3 затинщика с пищалми. У Николских ворот пищаль волконея, у ней 2 пушкаря да 3 затинщики с пищалми. От Николских ворот до караулной башни на стене пищаль тюфяк, а у ней 2 пушкаря да 2 затинщика с пищалми. На караулной башне пищаль тюфяк, а у ней 2 пушкаря да 2 затинщика с пищалми. На стене от белого озера затинщик с пищалью. У Николских ворот 3 затинщика с пещалми. У Пятницких ворот 3 затинщика с пищалми. В казне зелья 30 пуд 20 гривенок, свинцу 30 пуд 20 гривенок; да к полуторной пищали 56 ядер железных, к волконеи и к тюфякам 53 ядра свинцовых, 22 ядра железных; к полуторной пищали на поворот 6 ч. дворников; к волконеи и к тюфякам на поворот по человеку. На приступной башне Дедиловских стельцов 30 ч. с пищалми, а с ними стрелецких детей и братьи с кольем и каменьем 15 ч. От приступной башни до Пятницких ворот по стене стрелцов 25 ч., а с ними детей их и братьи 30 ч. У Пятницких ворот стрелцов 20 ч. От Пятницких ворот до науголной башни и на башне стрелцов 5 ч. От болота по стене до науголной Покровской башни стрелцов 10 ч., а с ними казатцких детей и братьи 82 ч. На Покровской башне стрелцов 10 ч., а с ними казатцких детей и братьи 16 ч. От той башни по стене до Николской башни стрельцов 10 ч., а с ними пушкарских детей и братьи 15 ч., да казацких детей и братьи 20 ч. У Никольских башни стрелцов 10 ч., да черкасс 10 ч., да с ними посадцких людей, детей и братьи 11 ч. От Николской башни по стене до науголной караулной башни 30 ч. черкасс. На караулной башне и по стене от Белого озера до приступной башни черкас 8 ч., да с ним дедиловские всякие уездные люди с пищалми и с рогатины и с кольем и с каменьем, да Тулян детей боярских пеших 20 ч. (41, стр.490). И не зря так добросовестно относились к защите крепости и рубежей России воеводы того времени. Набеги татар следовали один за другим, далее приведен рапорт (отписка) Дедиловского воеводы Дружинки Бешенцова об отражении набега и штурма крепости крымскими татарами в 1633 году. Наряду с военными мерами царское правительство проводило много других интересных мероприятий. Так с населения собирались “полонянные деньги” для выкупа русских пленных. В случае набегов населению, особенно служилым людям, боярам и т. д., предписывалось укрываться в крепостях, а кто не хотел этого делать, того из плена выкупать было не велено, а попавшим в плен предписывалось не разглашать количество и дислокацию войск, а говорить, что различных войск много, а еще больше находится в резерве, который готов прибыть в любую точку по первому сигналу. Много внимания уделялось мобилизационной работе, а к тем кто не выполнял мобилизационных мероприятий принимались самые строгие меры, отбирались поместья, накладывались денежные штрафы, заключались в тюрьму.

Шло время, построили город Ефремов, и крымские татары все реже и реже доходили до Дедилова, а тем более до Москвы, их теперь останавливали на более дальних, от Дедилова, рубежах. Жизнь потихоньку перестраивалась на новый, мирный лад. Но то и дело требовали от Дедилова, то мастеровых, то ратных, то просто людей для заселения новых просторов России. Так в один год из Дедилова выехало 92 семьи для заселения донских степей. Постоянно народ уходил в казенные кузнецы (казюки) в Тулу для изготовления оружия, а оставшимся приходилось копать найденную на казачьих землях в горе на реке Олень руду для изготовления железа на Тульских и Коширских заводах. В Дедилове постоянно сокращалось количество ратных людей, в основном стрельцов и пушкарей, а казаков там всегда было не мене двух сотен. Дергилевская и Луговая сотни стояли на своих рубежах и не смотря на то что много людей уходило казаки поддерживали свою численность за счет молодого пополнения казаков, рождаемость была высокой не то что сейчас. Очень много людей ушло из Дедилова в действующую армию на Белгородскую черту, где во второй половине XVII века разворачивались основные боевые действия. Русские войска под командованием князя Григория Григорьевича Ромодановского вели не легкие сражения с превосходящими турецкими войсками в районе ставки Украинского гетмана города Чигирина. Только что прошло воссоединение России с Украиной, но это было не по нутру многим украинским феодалам. В 1654 г. только что окончательно отбили у Литвы русский город Смоленск, Ромодановского посылают на юг где он объединившись с казаками Богдана Хмельницкого воюют “литовские города”. Стремительно освобождается Голиция и осаждается город Львов, разбиты литовско-польские войска гетмана Потоцкого, но после нападения на тылы крымских татар объединенным силам пришлось отойти, но этим уже заставили Литву воевать на два фронта. Но вскоре умирает Богдан Хмельницкий, гетманом украинские феодалы назначают писаря Ивана Выговского, который сразу идет на разрыв с Москвой и заключает мир с Литвой. Левобережная Украина не поддерживает предательские действия нового гетмана и выступает против него совместно с русскими войсками. Очень скоро Выговский остается в одиночестве и бежит в Литву, на его место назначают сына Богдана Хмельницкого – Юрия. Но он тоже изменил и в союзе с крымскими татарами начал боевые действия против русских войск. Но вскоре был разбит объединенными русскими и украинскими войсками и ушел в монастырь. Через некоторое время новый гетман объявляет Украину подданными Турции и просит Турецкого султана принять их в подданство, Турция с удовольствием это делает. Весной 1672 г. 300 тысячная турецкая армия нападает на Речь Посполитую, которой формально принадлежала Украина, и громит ее вооруженные силы, Речь Посполитая заключает с турками мир. А в 1674 году турецкая армия вновь появляется на Украине и в районе города Чигирин начинаются большие сражения русской армии и украинских казаков под командованием Ромодановского с турками и запорожскими казаками изменившими делу Богдана Хмельницкого и ради своих амбиций готовых отдать свой народ в рабство туркам. Были в той битве довольно печальные моменты, как осада, штурм и захват города Чигирина и остроумные – когда после сдачи Чигирина, Григорий Ромодановский выводя отступающие войска использовал старый тактический прием, неоднократно проверенный в борьбе с турками и татарами: русская армия двинулась единым квадратом окруженная со всех сторон повозками. Сокрушить эту передвижную крепость неприятельская конница оказалась не в состоянии, а тяжелые пушки турки так и не успели подвезти (46, стр.415). Вот там и сражались наши земляки и принимали в тех битвах активное участие. По документам видно насколько обременительна была эта война для народа. Требовали не только людей, но и подводы и продовольствие. А потом еще с местных властей спрашивали за недобор “питейных денег”, т. е. мало собирали налогу на продажу спиртного, на что они отвечали, что народа совсем не осталось всех на государеву службу забрали, а кто остался, тот от нищеты и непомерного труда в бега пустился. Убегали не только из города, но и из действующей армии и других “государевых служб” и царское правительство очень эффективно боролось с этими беглецами, сажали в тюрьму всю семью сбежавшего, и выпускали когда он опять на “государеву службу” возвращался.

Но несмотря ни на что Дедилов жил и даже снабжал Москву хлебом. Осенью 1654 г. от морового поветрия в Дедилове умерло 266 человек. Потихоньку приходили в негодность крепость и тяжелое вооружение, на ремонт его денег уже не находилось, так как Дедилов уже становился глубоким тылом. Но важность Дедилова не спадала, а даже повышалась из-за добычи железной руды на которой работали и Тульские и Каширские заводы. К Тульскому оружейному заводу было приписано 3562 души крестьян, из них 1156 дедиловских.

В это же время в 1661 году правительство активно проводило политику по заселению Тульских украин выходцами из Малороссии (Украины). Запорожские казаки попадали в плен и их сначала держали на работах, а затем уравнивали в правах с местными жителями и давали землю, и если через некоторое время на эти земли нападали запорожские казаки, то в едином строю против них выступали как русские ратные люди, так и запорожские казаки осевшие на русских землях.

Наступило лето 1666 года. Под Тулой встал лагерем Василий Ус, будущий сподвижник Степана Разина, с большим отрядом, который ежедневно увеличивался за счет бежавших к нему крестьян и казаков. Василий Ус со своими людьми шел в Москву наниматься на службу к царю и чтобы их использовали в войне с Литвой, но царь испугался такой самодеятельности и отказал в приеме на службу и приказал всем вернуться по своим местам, а крепостным крестьянам к своим помещикам, но вырвавшись из рабства крестьяне не хотели туда возвращаться по крайней мере добровольно и тогда царь бросил на них войска. Подробнее об этом периоде читайте в статье “Развитие промышленности и классовая борьба в Дедиловском уезде в XVII веке”.

В конце 60-х годов царское правительство делает попытку закрепостить Дедиловских казаков, охранявших крепость, и заставить насильно их копать руду. Как свидетельствуют документы, из этой затеи ничего не вышло, но сегодня мы имеем десятки фамилий казаков Луговой и Дергелевской сотен, которые упоминаются в этих списках и их потомки могут себя с гордостью называть казаками и начать писать свою славную родословную. А если посмотреть список фамилий в росписях и фамилии людей сегодня населяющих бывший город Дедилов, а ныне деревни Дедилово, Жилая, Пушкари, Кочетовка, то без труда можно увидеть, что почти все казачьи роды выжили и живут на тех же самых местах куда в 1552 году поставил их царь Иван Грозный Русскую землю сторожить, а сколько еще представителей этих родов разошлось по всей России. В 1678 году в Дедилове состояло на сторожевой и полковой службе 358 казаков.

И это почитай последнее упоминание о казаках в городе Дедилове. Куда же они подевались? А просто расказачивание не Свердлов придумал, им баловались еще раньше наши цари в своих политических интересах. После восстания Степана Разина, правительство решило шабутной казачий народ подальше от столицы отодвинуть, на Белгородскую черту и ниже, но много казаков еще оставалось на своих прежних местах и по разным причинам одни не могли, другие не хотели уходить с насиженных мест, третьи были заняты важными делами имеющими государственное значение. И правительство поступило очень просто, в XVII веке переименовало их в пашенных солдат и лишило всяческих казачьих символов и прав, но от смены названия не изменилась душа казачья. Все сохранили казаки и традиции и обычаи и уклад жизненный и самым почетным в наших краях была и будет служба воинская и ратные подвиги. Всячески над казаками в наших краях экспериментировали, но единственное на что никто не решился, так это сделать из казаков крепостных, они всегда были вольными.


Рис. 2 Дедиловский кремль по плану 1777 года мая месяца 3 дня (50).




Из документов видно как увядал Дедилов. Сначала у него отобрали уезд и перенесли его в новый только что построенный Богородицк, там все было красиво, да и люди наверное более покладистые и жить там было удобнее чиновникам. Дедилов был пока еще городом, но уже безуездным. Дедилов как старый солдат все свои силы и ресурсы отдал во славу ОТЕЧЕСТВА, но пришло время и силы его покидали его, он не скулил и не ныл, что его обходят почетом и уважением за старые заслуги, он продолжал трудиться, в меру своих сил, дальше и приносить посильную пользу ОТЕЧЕСТВУ.

Бедно жил в Дедилове народ в XVIII веке. Промышленности не было, все питались в основном с огородов и дедиловцы были в Тульской губернии признанными лидерами в этой области. За городскими укреплениями уже больше никто не следил и они ветшали все больше и больше, а когда они уже начали совсем разваливаться по царскому указу в конце XVIII крепость разобрали, а через некоторое время Дедилов лишили статуса города. Но даже в эти мрачные для Дедилова времена там было одна соборная церковь, 7 приходских деревянных и 1 приходская каменная церковь, а жителей в нем было всего 1700 человек. Дело дошло до того, что на картах Атласа Российской империи изданного в 1792 году Дедилов вовсе не обозначен, а указаны на его месте из 7 слобод в нем существовавших только две Луговая и Стрелецкая. Мне с одной стороны лестно, что увековечено имя Луговой сотни в которой служили мои пращуры – казаки, но с другой стороны обидно за город-воин, который прикрывал грудью пограничье России от ворога, отдавая все для исполнения долга, а неблагодарные правители не только лишили Дедилов статуса города, но и вообще стерли его с лица земли и в прямом, разобрали крепость, и в переносном, не указали на карте, смысле (47). Но в архивах сохранился последний план Дедиловской крепости, как он там назван Дедиловского кремля, это план 1777 года на нем единственном можно увидеть как реально выглядел Дедиловский кремль, а не по описаниям.

Дедилов очень серьезно страдал от пожаров, иногда он выгорал полностью и путешественники отмечали, что в Дедилове домов нет, люди живут в шалашах, а царь Александр I даже пожертвовал погорельцам Дедилова серебряный ковш.

К концу XIX века в Дедилове жило уже более 5 тысяч человек и осталось всего 4 церкви. Все реже и реже упоминается Дедилов в документах, в словарях и справочниках. Последнее упоминание о нем в первой советской энциклопедии изданной в 1930 году. Упоминание очень краткое, находится там-то, упоминался тогда-то, подвергался нападениям и вообще-то здесь начинали выделывать железо и все. Может именно эта статья подтолкнула меня собрать о нашем Дедилове как можно больше

информации и довести ее прежде всего до моих земляков. Чтобы они восхищались не только природой, хотя и пострадавшей от Чернобыля, людьми, но и историей Дедилова и делами своих предков. Чтобы они знали не только историю Дедилова, но и своего РОДА, в этой книге вы встретите много знакомых фамилий – это не однофамильцы ваши иваших знакомых – это ваши дальние родственники, чтоб чтили предков своих и родителей, чтобы не забывались наши древние традиции и куль туру, которая позволила выжить нам в самые лихие годины и которую не смотря ни на что сохранили наши пращуры. Сейчас нам некуда пойти и преклонить колени перед их могилами и почтить их память как они того заслуживают. Во-первых мы это можем сделать и дома, а во-вторых у нас есть курган на Покровке над д. Жилой и в этом кургане покоятся заслуженные русские люди и я думаю не ошибусь, если скажу, что в этом кургане у каждого коренного дедиловца лежит родственник, а может даже не один, а мы позволяем ее разрывать и покой наших предков нарушать всяким негодяям, недоумкам и детям нашим неразумным. И надо бы эту истинно братскую могилу в порядок привести и принести на ту могилу каждому Дедиловцу по горсти святой для каждого земли с могил своих предков и со своих огородов, которые возделывались потом наших пращуров и помнят тепло их рук, из других мест, которые кто-то считает для себя святыми, и камень памятный со словами благодарности нашим героическим пращурам поставить и у того кургана и камня ежегодно общинные пиры и праздники устраивать, что бы они видели что жива еще Русь и культура русская, что живы еще их традиции и их потомки, не только живы, но и их, все сделавших для нашей сегодняшней жизни, не забыли – помним и благодарны им за их дела.

Куприн А.Н.

Есаул Лепехин А.Н.