Вы здесь

Скрытые силы таро. Каббала (Алексей Игнатов)

Каббала

Фактически, существует два учения, называемых «Каббала». Современная каббала, широко применяемая в практической магии – это не вполне то же самое, что называют каббалой в традиции иудаизма. Иудейская каббала – это именно часть иудейской религии. Мистическая каббала, применяемая в магии – творение христианских мистиков и магов, которые изменили и создали довольно многое, в том числе нарисовали знаменитую схему Древа Жизни. Именно это и будет подразумеваться под словом «каббала», как обычно и бывает, когда речь идет о магии.

Эпоха Возрождения принесла в Европу некоторую свободу мысли, все менее опасно для жизни становилось сомневаться в доктринах церкви, читать книги и искать свои пути духовной жизни, и примерно с 15 века началось формирование христианской каббалы. Под управлением Медичи Флоренция стала центром культурной, научной, философской мысли, процветали искусства и духовные поиски. Именно здесь выдающийся, но мало известный, деятель западного оккультизма Джованни Пико делла Мирандола опубликовал первые не иудейские, а христианские каббалистические исследования. Он убедил Папу, что каббала выражает глубинную суть христианства и доказывает истинность мессианской природы Христа и тем самым спас от уничтожения множество каббалистических книг (хотя ранее был обвинен другим Папой в ереси). Именно Мироандола предложил трактовать имя Иисуса как кабалистическую формулу Пентаграмматона. Исключительно образованный, знающий множество языков, способный читать Тору, Библию, Коран на языках оригиналов, он стал основоположником системы христианской каббалы, которая с веками постепенно утратила связь с христианством так же, как ранее с иудаизмом, и стала самостоятельной мистической, магической и философской дисциплиной.

Согласно иудейским представлениям мир был сотворен с помощью 10 чисел и 22 букв иврита. Классический текст каббалы, «Сефрер Йецира», «Книга Формирования», описывает этот процесс творения, давая ключи к мистическому смыслу иврита – сакрального языка Западной магии. По сути, это мистический комментарий к первой главе Книги Бытия, в которой описано сотворение мира. Не известно ни точное время написание этой книги, ни ее автор, а сама книга существует в нескольких вариантах, а так же, сверх того, в нескольких вариантах перевода на современные языки. Но отсутствие одного, общепринятого и канонического, варианта не мешает Сефер Йецира заслуженно считаться одним из важнейших каббалистических текстов. Именно во времена Возрождения этот текст был переведен на латынь и стал одним из основ мистической каббалы.

И именно в этом тексте впервые встречается слово «Сефирот». Само Древо Жизни стало результатом попыток, довольно длительных, изобразить графически то, что описано в Сефер Йецира. Ранее, в иудейской каббале, так же делались попытки представить графически структуру мироздания и процесс сотворения мира, взаимосвязи и взаимодействия Сефирот, но отображали их в виде кругов, вложенных один в другой или в виде спиц в колесе. Первое изображение именно в виде дерева создал Паоло Риччи в 15 веки, и выглядело оно не слишком привычно современному взгляду, как и другие варианты, которые были предложны до создания современной системы.


Варианты изображения Древа Жизни


Было еще не мало версий, но окончательный вид Древо приняло в работах жившего в 17 веки иезуита Афанасий Кирхера, опубликовавшего в книге «Эдип Египетский» следующий рисунок, ставший традиционным изображением Древа, сохранившимся до сих пор.

Современная схема Древа Жизни, с указанием его частей и связей с картами Таро показана далее. Кирхер же не только создал современную схему Древа, но и впервые применил к путям прямой порядок букв иврита.


Древо Жизни Афанасия Кирхера.


На Древе есть 3 горизонтальных, 7 вертикальных и 12 диагональных путей. В иврите буквы поделены на три группы – 3 материнские (Алеф, Мем и Шин), 7 двойных и 12 простых. Сефер Йецира связывает простые буквы с Зодиаком, простые – с Планетами, материнские – со Стихиями (почему их три, а не четыре – обсудим позже). Существовали версии Древа, в которых пути сопоставляли с буквами исходя из их направления: горизонтальные пути – с материнскими буквами, вертикальные – с простыми, диагональные – с двойными. Кирхер поступил проще и приписал буквы к путям по порядку, сверху вниз, так что первый путь – это первая буква, Алеф, а последний – последняя, Тау, таким образом порядок букв (а в последствии и карт Таро) совпадает с порядком путей и описывает процесс движения от духа к материи (вниз по Древу) или путь возвышения разума от материи к духу (вверх по Древу).

С этого момента структура Древа не менялась, не считая единичных попыток модификации системы. Например, один из соратников Алистера Кроули, известный как Брат Ахад, предложил перевернуть Древо вверх ногами, поменяв порядок путей – Алеф внизу, а Тау – наверху. Кроули называл Ахада своим «магическим сыном», но это нововведение вызвало типичный для него саркастический комментарий:

«Один чудак решил, что сможет усовершенствовать Древо Жизни, если перевернёт Змею Мудрости вниз головой! Но он не смог даже сделать свою схему симметричной: жалкие остатки его здравого смысла взбунтовались изо всех сил. Единственное, что ему удалось— это свести Магический Алфавит к абсурду и продемонстрировать, что он никогда не понимал его подлинного значения».

Другая попытка такого рода – предложенная Валентином Дубовским схема Древа, снова реализующую идею связи материнских букв с горизонтальными путями и тд., возвращая систему на несколько веков назад.

Древо в его современном виде – общепринятая, стандартная схема. Это не единственно возможный вариант – но это именно тот вариант, который положен в основу всей современной Западной магии. Пытаться переделать его – это все равно, что провести свою личную реформу языка и придумать «более правильные» правила письма и чтения на русском. Это приведет лишь к тому, что никто не поймет того, что вы написали, даже если вы уверуете, что весь мир ошибается, и только вы знаете «настоящий» язык. Как ни странно, но и такие попытки порой делаются, но не имеют никакого смысла, равно как и попытки реформации Древа Жизни.


Современная схема Древа Жизни с соответствиями и картами Таро.


10 кругов и 22 линии на Древе Жизни образуют карту всей Вселенной, во всех ее проявлениях, описывают историю творения мира и путь, по которому адепт поднимается от материального мира к духовному. Эта схема – база для всего, и без полного и четкого ее понимания невозможно серьезное изучение магии Западной традиции. Объяснить Древо в двух слова никак не возможно, поэтому тем, кто не имел дела с каббалой, советую почитать «Мистическую Каббалу» Дион Фортун и «Гранатовый сад» Израэля Регарди, для начала. Но предельно краткую характеристику Древу все же дать придется.

Древо Жизни рассмотренное сверху вниз – это путь сотворения мира. Круги на схеме – Сефирот (или Сфирот), этапы творения, соответствующие тем 10 числам, которыми был сотворен мир. Пути – воплощение 22 букв творения.

Верхняя Сфира – Кетер – это самая чистая духовная основа мира, изначальное единство Вселенной не поделенное на противоположности. Вторая – Хокма – первый импульс творения, движущая сила, пока еще ни к чему не приложенная, чистая активность как таковая. Ее уравновешивает Бина, принимающая этот импульс и порождающая весь мир ниже. Ниже следуют стадии творения мира, причем это творение рассматривается как вырождение и искажение духовной идеи Кетер, пока в самом низу она окончательно не сгустится, и не образуем материальный мир в нижней Сфире Малкут.

Каждая Сфира связанна с Планетой, точнее традиционные семь Планет магии начинаются от Бины. Хокма и Кетер с Планетами не ассоциировались до тех пор, пока не были открыты Уран, Нептун и Плутон. Довольно грубо и не вполне точно можно примерно приравнять Сефирот к соответствующим Планетам и отталкиваться от этого в изучении их значений (это действительно очень грубо и не вполне верно, но сойдет для того, что бы составить первое впечатление). Каждая Сфира имеет свою духовную иерархию, свои символы и традиционный цвет.

Малкут – это материальный мир, наша реальная, физическая действительность, стоящая из четырех Стихий и соответствует она Планете Земля. Именно тут проходит вся материальная жизнь, жизнь тел, здесь они рождаются и умирают.

Первое посвящение, первый шаг на пути магии – это выход за пределы материального мира, подъем к тонким, астральным мирам. Эти миры – девятая (и вторая снизу) Сфира – Йесод, мир Луны, астрала, тонких образов, видений, галлюцинаций и снов. Когда вы спите, ваше сознание воспринимает не материальный мир, ощущаемый органами чувств, а некие неуловимые и мимолетные образы, идущие из глубин вашего разума. И это уже область Йесод.

Сефирот выше Йесод поделены на три колонны – Строгости, Равновесия и Милосердия. Нижняя Сфира колонны Строгости – Ход, Меркурий, область интеллекта и расчета. Ее противоположность – Нетцах, Венера, область красоты, чувств, любви, эмоций. Они на одном уровне, но на противоположных сторонах Древа.

Пути, соединяющие Сефирот – это буквально пути, некие переходы от одного состояния к другому. Сефирот – это объективные состояния, пути – субъективный опыт, переживания, человека переходящего от состояния одной Сфиры к состоянию другой. Путей, как и букв в иврите, 22, поэтому каждый путь назван одной из букв, например, путь Тау – путь от Малкут к Йесод.

Посмотрите на схему – от Малкут вы можете подняться к Ход или к Нетцах (это снова не вполне точно, но пока можно упростить картину). Путь к Ход – путь от материального, чисто физического и даже животного состояния, к разуму. Это путь познания мира холодным научным интеллектом. Путь к Нетцах – это путь эстетического постижения мира. Увидеть страшный сон и заплакать – это путь от Малкут к Йесод и далее к Нетцах. А вот проанализировать этот сон научно и сделать выводы – это уже путь от Йесод к разуму Ход.

Обходя все пути и поднимаясь все выше, адепт достигает Тиферет – средины Древа Жизни, точки идеального равновесия и гармонии. Это Сфира Солнца, область максимального благополучия, означающая так же обретение полной целостности личности.

Выше еще одна пара противоположностей, Гебура и Хесед. Гебура (Марс), царь-воин, неистовый и понимающий лишь закон силы. Лучше дать умереть одному, чем многим. Лучше убить слабого, что бы сильные жили. Это не злоба, не ненависть – это строгость и полное понимание необходимости. Это так же новые уровень развития разума Ход, уровень более социальный. Ход – интеллектуал, который исследует мир и живет так, как считает нужным. Гебура – это царь, который решает как жить и всем остальным вокруг него, и склонен железной рукой загонять свой народ в счастье.

Противоположность этой строгости – Хесед (Юпитер), царь милостивый, правящий пряником, а не кнутом. Это область милосердия, величия и почестей, установления законов и правил, обязательных для всех. Если все сделано верно, то все выиграют многое, уступив в малом. Каждый должен принять малые ограничения и четкие правила, что бы все достигли максимально возможного благополучия.

Сефирот еще выше уже не постижимы с точки зрения бытовой логики, а их достижение – это огромный духовный подвиг, подобный тому, что называют нирваной. Они отделены от прочего Древа Бездной – это область качественного перехода, отделяющая чистые духовные миры от тех Сефирот, что лежат ниже. Пересечение Бездны – это качественное изменение человеческой личности, полное уничтожение его иллюзорного Эго.

Порядок, в котором Планеты следуют по Древу сверху вниз не случаен – именно в таком порядке располагаются планеты в геоцентрической астрономической модели, в которой Землю ставили в центр мироздания. С точки зрения земного наблюдателя вокруг Земли вращается Луна, потом Меркурий и так далее, и самая последняя планета – Сатурн. Так что древние мистики просто расставляли планеты в привычном им астрономическом порядке. И хотя мы знаем, что порядок этот не имеет отношения к реальному положению вещей, он по-прежнему важен с субъективной точки зрения – для земного наблюдателя планеты расположены именно в таком порядке, от Луны к Сатурну.

Сверху вниз Сефирот поделены на четыре мира, связанных с уже знакомыми Стихиями:

Ацилут – мир, состоящий из Сфиры Кетер, мир Огня, буква Йод.

Брия – Сефирот над Бездной, Хокма и Бина, мир Воды, буква Ха.

Асия – состоит из одной Сфиры Малкут, Земля, Ха конечная.

Прочие Сефирот образуют мир Йецира, мир творения, все ниже Бездны кроме Малкут, и это – Воздух и буква Вав.

4 мира, 10 Сефирот, 22 пути – все это должно напомнить о колоде Таро. 4 масти, 10 рангов, 22 Старших Аркана. Тут я просто процитирую «Магию в теории и на практике» Алистера Кроули:

«Таро и священную каббалу следует рассматривать вместе. Они имеют одну и ту же теоретическую основу: Древо Жизни и 78 символов Таро уравновешены и скомбинированы удивительнейшим образом. Они адекватны всем требованиям, которые к ним предъявляются: каждый символ не только математически точен, но содержит в себе некий художественный образ, что стимулирует эстетическое воображение гадателя и, таким образом, помогает понять данный символ».

Последуем этому совету и начнем со Старших Арканов. 22 Старших Аркана соответствуют 22 буквам иврита и 22 Путям Древа Жизни. Напомню, что более ранняя схема, предложенная Леви, просто накладывает буквы на порядок Арканов, и во французском Таро Алеф – это Маг, он открывает колоду, Дурак считается предпоследней картой. Эта система существует и применяется, однако она подвергалась серьезной критики, а некоторые эксперты (Пол Кейс, например) прямо заявляли, что Леви знал, но скрыл правильное соотношение Таро и каббалы и опубликовал не верные соответствия. Возможно так же, что Леви поставил Дурака предпоследним из-за того, что это место соответствует букве Шин, которая в каббале связана с Духом, в этом случае это неудачная попытка передать правильное положение Дурака в колоде. Неудачная – поскольку достаточно очевидно, что Ноль должен идти перед Единицей, Нулевой Аркан – перед Первым. Это расхождение объясняют порой тем, что Дурак универсален и может стоять в любом месте колоды, но это так же означает, что он может стоять и перед первым, в начале колоды и нет причины помещать его в конец. Есть и другое течение во французском Таро, в котором Дурака считают не предпоследней, а последней картой – это течение, иногда называемое американской школой Таро, основано К. К. Зайном, который называет Дурака Материалистом.

Английская школа принимает Дурака за начало колоды и приписывает ему букву Алеф. В свою очередь внутри английской системы есть свои течения – так в Таро Тота Алистера Кроули два Аркана, Звезда и Император, поменялись своими буквами.

Самим по себе буквам иврита так же приписываются определенные мистические свойства, образы, символы, у каждой есть свое числовое значение (гематрия) и название (Гимел – «Верблюд», Бет – «Дом» и тд). Вся информация для сравнения приведена в таблице ниже, в том числе нумерация Арканов в колодах. Жирным шрифтом выделены некоторые расхождения в системах – порядок Арканов Сила и Справедливость отличается, так же как и буквы связанные с Императором и Звездой, а так же названия некоторых карт.




Если сравнить многие колоды, то окажется, что порядок карт Сила и Справедливость (будем придерживаться наиболее традиционных названий) постоянно оспаривается. В более старых колодах, в Марсельском Таро и Таро Французской школы Сила – это 11 Аркан, Справедливость – 8, во множестве других колод – наоборот, Сила – 8, а Справедливость – 11. МакГрегор Мазерс, один из основателей ордена Золотой Зари, работы которого лежат в основе английской школы Таро, провел огромную работу по восстановлению правильного порядка карт в колоде и установлению их каббалистических и астрологических соответствий, и, как часто бывает, ответ выглядит совершенно очевидным, когда задача уже решена.

Дурак, Нулевой Аркан, он идет до первого и начинает колоду – это логичное решение предлагал еще в 18 веке Курт де Жебелен, один из первых, кто заговорил о соответствии карт буквам иврита. Ноль, вставленный между 20 и 21 – довольно странный порядок. Мазерс принял точку зрения Жебелена, а так же переставил местами Силу и Справедливость, что бы порядок карт полностью соответствовал порядку букв иврита (буква Тет идет раньше, чем Ламед, и в порядке Мазерса карты следуют именно в такой последовательности). Это изменение важно и в системе астрологических соответствий Таро, поэтому к разговору о порядке карт в разных системах вернемся чуть позже, когда речь пойдет об астрологии.

Сами пути Древа Жизни иногда изображают как обвитые змеем – это Путь Змея, та самая, упоминавшаяся уже змея мудрости, восхождение человека к вершине Древа. Проходя один путь за другим, сознание человека постепенно поднимается к Кетер, на каждом шаге обретая то, что несет в себе путь. И весь Путь Змея в порядке Мазерса оказывается описан Старшими Арканами Таро, превращая колоду в описание магического посвящения и духовного роста, причем при прочтении карт в обратном порядке. Путь от Аркана Мир к Дураку – это Путь Змея на Древе Жизни, путь постепенного совершенствования, роста от самых низких областей сознания к самым высоким.


Путь Змея на Древе Жизни.


Числовые карты состоят из 10 рангов и представляют собой десять Сефирот – Тузы, первый ранг, соответствуют первой Сфире, Кетер, Двойки – Бине, и так до Десяток, пребывающих в Малкут. В каждом ранге – карты четырех мастей. Поэтому каббалистическое значение Числовых карт будет соответствовать проявлению Стихии в соответствующей Сфире. То есть Двойка Чаш – это вторая Сфира и Стихия Воды, Вода в Хокме. Тройка Мечей – это Воздух в Бине, Десятка Жезлов – Огонь Малкут, Десятка Дисков – Земля Малкут.

Здесь может возникнуть вопрос. На Древе Жизни Сефирот имеют наиболее важное значение, это объективные состояния бытия и человека. Пути – лишь переходы от одного к другому, они не так важны в каббале, как Сефирот. В Таро же напротив, Старшие Арканы характеризуют наиболее возвышенные влияния, которые находятся вне прямого контроля человека, а Числовые карты – это ежедневные, повседневные события и поступки. Почему так, почему Старшим Арканам достались пути?

Древо Жизни и Таро подобны, но не тождественны. Древо Жизни описывает всю Вселенную и процесс сотворения мира, а карты Таро, все же, прорицательный инструмент и их главное предназначение – описывать жизнь человека. Таро – это каббала, примененная к отдельно взятому человеку и его жизни, а не к структуре мироздания. Младшие Арканы – это события, реально проявленные в мире, любовь и скорбь, победа и поражение, прибыль и потеря. Это конкретные, объективные факты, произошедшие здесь и сейчас, характеризующие проявление силы Сефирот и Стихий в жизни человека. Каждый Старший Аркан – это сила, производящая изменение в мире и человеке, меняющая ситуацию и приводящая к переходу от одной стационарной позиции к другой. Это так же и тот опыт, который приобретается человеком при таком переходе.

Значения Младших Арканов очень сильно (но не полностью) зависят от их каббалистического положения, а ранги Числовых карт имеют общие черты, которые продиктованы символизмом тех Сефирот, с которыми эти ранги связаны.

Тузы порождают каждую масть, они – источник своей Стихии. Они связаны с Кетер, порождающей все Сефирот. Это самое чистое, но еще ни во что конкретное не оформленное проявление силы масти. Нельзя сказать, что Кетер – это Тузы, а Тузы – это Кетер, но их роднит вполне четкая общая идея – Огонь для Стихий, Кетер для Сефирот, Тузы для Мастей, служат творящей силой, источником, из которого происходит все остальное.

Двойки, соответствующие Хокме, получают чистую энергию прямо от Тузов, они сильные, активные и благоприятные. Это движущая, активная сила, проявляющая себя в той области, за которую отвечает масть. Это движение, импульс, но пока еще не нашедший себе применения, не приложенный ни к чему. Двойкам нужна уравновешивающая их сила, которая сможет принять эту энергию, сохранить их импульс и превратить в некий результат.

Энергия Двоек находит себе конкретное воплощение в Тройках, Бине, поваляются первые результаты приложения силы Двоек, которую Тройки принимают ее и стабилизируют. Чем ниже мы опускаемся по Древу, тем сильнее вырождается сила Тузов, и постепенно значения карт портятся. В Тройках уже появляются первые неблагоприятные варианты.

Четверки завершают процесс стабилизации силы, обретают равновесие и уже лишены того импульса расширения, который был у Двоек. Все Четверки образуют организованную систему, они устойчивые, но несколько неповоротливые, это завершение этапа развития, реализация начатого дела в конкретной, устойчивой форме.

Пятерки, связанны с Гебурой и силой Марса, поэтому несут в себе идею конфликта, насильственных перемен. Это ранг, стремящийся разрушить сложившуюся систему, которую сформировали Четверки, Пятерки вносят беспокойство и мятеж, стремятся сломать то, что построено Четверками и начать новый этап. Это не жажда тотального уничтожения, а именно стремление сломать систему, которая ограничивает и связывает, отказ признавать диктат системы над личностью.

Шестерки – это Тиферет, очень благоприятная Сфира, поэтому и карты этого ранга будут благоприятными. Шестерки получают прямой луч прямо от Тузов, что делает их еще приятнее (Тиферет соединена напрямую с Кетер и является ее отражением и подобием на более низком уровне). Шестерки – это расцвет масти, самый благоприятный ранг, мятеж Пятерок исправил то, что было плохо в Четверках, и привел к формированию действительно гармоничной системы. Но это не конец пути, это середина Древа и влияние Шестерок не будет постоянным, это не победа, а скорее привал перед новой битвой.

Семерки и Восьмерки сильно вырождаются, поскольку их Сефирот уже опустились низко по Древу, они в стороне от центра и лишены влияния Тузов, сила которых уже почти полностью растрачена. Это делает большую часть карт этого ранга довольно не приятными. Почему большую часть, а не все? Потому, что не только Древо определяет суть карт – подробности того, откуда берется их прорицательное значение станут понятны после изучения астрологии.

Девятки вернулись под прямой, хотя и сильно ослабевший, луч благотворной духовной силы Тузов, они немного приятнее, а Девятка Дисков приятна вдвойне.

Десятки – это Малкут, то есть конец пути. Или его начало, если смотреть снизу вверх, тогда Малкут – начало духовного восхождения. Поэтому, достигнув дна, карты должны начать новый виток своего развития, Десятки связаны с идеей начала нового этапа, нового витка развития. Вы оказались в тупике, опустились на самое дно, пора начать что-то новое. И Десятка Дисков снова благоприятнее всех прочих.

Сравните: Девятка Мечей – Жестокость; Десятка Мечей – Катастрофа; Десятка Жезлов – Подавление. Но Девятка Дисков – Прибыль, а Десятка – Богатство. К концу пути Диски заметно улучшаются. Это снова не дань традиции, а железная каббалистическая логика, основанная на мирах Древа. Малкут – это Асия, мир связанный со Стихией Земли, так же как и масть Дисков, и по мере приближения к Малкут Диски приближаются к благотворному для них источнику силы Земли, они словно возвращаются домой. Для Дисков Малкут выполняет ту же функцию, что и Кетер для всех карт. Сила Малкут подпитывает Диски и делает их более благополучными в конце масти. А раз все миры Древа связаны со Стихиями, то есть и каждый ранг Числовых карт в той или иной степени оказывается под влиянием одной из Стихий.

Вот в этом месте пора задуматься о том, как связаны Тузы, Кетер и Огонь; как Двойки и Тройки связаны со Стихией Воды и так далее. Это подобно буддистскому коану – суть не в ответе, а в размышлениях, вы сопоставляете, сравниваете, думаете, медитируете и открываете нечто новое, получаете личные откровения и настоящие, глубокое понимание карт Таро.

Кабалистическое Древо Жизни задает общую тенденцию развития всех мастей, прохождение карт по одним и тем же десяти вариантам проявления конкретной Стихии. Но конкретное проявление каждой карты будет зависеть еще от ее астрологических аспектов, поэтому немного позже, в разделе, посвященном астрологии, Числовые карты буду рассмотрены более подробно. Станет понятно, как формируется прорицательное значение карт.

Пути и Старшие Арканы

Значения Старших Арканов не вытекают напрямую из их положения на Древе Жизни, но сопоставление значений карт и положения путей может стать отличным упражнением на изучение взаимосвязей между Арканами. Попробуйте посмотреть на пути Древа как на графическое отображение отношений между картами.

От Кетер отходят два высочайших пути – Алеф и Бет. Им соответствуют два первых Аркана – Дурак и Маг.


Пути Алеф и Бет арканов Дурак и Маг


Дурак идет в одну сторону от Кетер, Маг – в другую. Дурак – спонтанность, действие без планов, без раздумий. Маг – действие хитрое, спланированное, взвешенное.

Путь Алеф связывает Кетер, ненарушенное изначальное единство, с Хокмой, первым импульсом движения, первой волей к проявлению себя. Путь Алеф – это начало творения и все прочее Древо формируется именно из этого первого импульса. Это наиважнейший путь и все прочие пути – его копии и подобия, путь Алеф на Древе несет в себе семя всех других путей. Каждый следующий путь, все сильнее приближающий к материальному миру, все дальше уводящий по пути вырождения духовной силы Кетер – это подобие Алеф, утратившее часть изначальной чистоты и принявшее некую, все более и более грубую, форму. Алеф означает первое движение еще не оформленной силы, не имеющей для себя никой противоположности, а значит не способной полностью себя осознать. Это универсальный и абстрактный принцип и на каждом следующем этапе из него лишь вычленяются отдельные его части. Ту же роль играет и Кетер для Сефирот, а Тузы – для мастей. Это путь-прародитель. В каббале творение мира – это создание двойственности, разделения первоначального единства. Алеф – это путь, на котором еще не возникла первая пара противоположностей, он предшествует как таковому творению. Если «в начале было слово», то Алеф -это это тишина, царящая за миг до этого начала.

Номер Дурака – ноль. Ноль – это не единица, не какое-то, пусть самое малое, число. Ноль – это начало отсчета, то, что было до начала всего, то, что идет до чисел. Стоит нолю измениться на самую малую часть – он станет уже неким конкретным числом. Дурак служит Арканом, идущим до всех Арканов, он прародитель колоды, тот самый ноль, который нельзя никак выразить, и все прочие Арканы – это отражение Дурака, формы, которые он принимает. Он универсален, но не осознает себя, это тот же самый первый импульс, еще не принявший конкретную форму, способный дать начло чему угодно, но не знающий сам себя.

Дурак означает спонтанность, отсутствие планов, вдохновение, глупость, его идеи ярко прослеживаются в даосизме, с его принципом следования потоку Дао. Описывая человека, постигшего Дао, Чжуан-Цзы пишет: «Человек, обладающий силой добродетели, живет в доме, не утруждая свой ум; и совершает действия без спешки. Представления о правильном и ложном, хвала и порицание окружающих не волнуют его… У него есть деньги, хотя он не знает, откуда они; он ест и пьет вдосталь, и не знает, откуда берется еда».

Именно это – сила Дурака, действие без понимания, без осознания и без возможности ошибиться. Как и путь Алеф Дурак – это изначальный импульс, формирующий все прочее, абстрактный и универсальный, первое действие, лишенное цели и точки приложение, действие ради действия. Дурака так же ассоциируется с безумием, но безумие всегда было спутником шаманов, магов, юродивые, пророков, всех тех, кто «не от мира сего», кто живет вне обусловленностей и законов мира.

Противоположный путь – Бет. Он так же начинает из Кетер, но движется к Бине. Название «Бина» означает «Понимание», путь Бет ведет от изначального единства к силе понимания и осознания. Буква Бет особо важна в каббале – это первая буква слова «Берашит», «BRAShITh», первого слова Библии на иврите. Если Алеф и Дурак – это, что было до начала, то Бет и Маг – это именно начало, «в начале было слово» утверждает Евангелие, и Бет – Маг, а так же (забегая вперед) Меркурий – это именно творящее слово, четко выражающее Волю и меняющее миры.

Путь Бет идет от той же точки, что и путь Алеф, но в противоположную сторону. Это иной принцип реализации себя, полностью осознанный и основанный на разуме, согласно Сефер Йецира Бет царствует над мудростью. Маг – высшее проявление разума, разум чистый и ни чем не связанный. Путь Бет ведет в высшее единство, в Кетер, он выше любых дуальностей, и разум Мага видит мир в его неразделенном единстве, однако он уже не Алеф и вполне осознает себя, как отделенного от мира. Он выше условного деления мира на добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Поэтому Маг – это и ученый и обманщик, и мудрец и мошенник, для него нет принципиального различия между одной и другой точкой зрения, он легко встанет на любую из них, не принимая никакую. Все тот же даосизм учит, что любой слово, произнесенное вслух – уже слово ложное; истина не выразима словами и Маг – это то слово, которое может сотворить мир, но понимает свою ложность. Будучи изначальным словом Маг разделяет мир на категории, создает закон причины и следствия, он Логос, выражающий мир в словах и буквах. Алеф и Бет, Дурак и Маг, уравновешивают друг-друга и создают пару дополняющих друг-друга противоположностей, которые достигают одной цели, но используют разные средства.

На противоположном полюсе Древа жизни от Малкут, земного мира, отходят три пути, Тау, Шин и Коф: Мир, Суд и Луна.


Пути Арканов Луна, Суд и Мир.


Аркан Мир – это и успех, и концентрация проблемы, и инерция. Это задержки и трудности или в самом начале или в самом конце, переломный и ответственный момент. Эта карта сразу означает и начало дела и его завершение, и первый шаг, и последний. Ключ к значению Аркана сокрыт в его размещении на Древе Жизни. Путь от Малкут к Йесод – это первый или последний путь Древа, в зависимости от того, поднимаетесь вы или опускаетесь. Если идти в порядке развития Духа в Материю, от Кетер к Малкут, то этот путь – последний, полное завершение эманаций Древа, конец пути, та грань, за которой духовное окончательно уплотняется и становится материальным. Но если проследовать путем развития человека, путем посвящений, путем Змея идущим от Малкут к Кетер – то это первый путь, первое посвящение, первый шаг наверх. Человек на этом пути прорывается в астральный мир и впервые поднимается выше чисто материального существования, это тот первый шаг, который изменит все.

Конец ознакомительного фрагмента.