Вы здесь

Скорочтение. Глава 1. Почему мы так медленно читаем (Геннадий Быстров, 2013)

Глава 1. Почему мы так медленно читаем

Скорость чтения: проверь себя

Перенасыщение информацией, характерное для нашего времени, можно победить только одним способом: отсеивать лишнее, выбирать существенно новое. Здесь мы подбираемся к самой сути быстрого чтения. Быстрое чтение – это чтение, которое выполняется нетрадиционными методами, но при этом обеспечивает полное и качественное усвоение прочитанного. Это не «скачки по верхам», а активный процесс, во время которого читатель сопоставляет и анализирует факты и приобретает новые знания. А в процессе обучения скорочтению нужно не только получить навыки управления речевыми, слуховыми, зрительными анализаторами, но и усвоить целую систему специальных алгоритмов – то есть научиться извлекать и обрабатывать лишь ту информацию, которая действительно необходима читателю.

Неудивительно, что быстрое чтение гарантирует еще и более высокое качество запоминания прочитанного, в отличие от медленного чтения.

Обучившись скорочтению один раз, вы не потеряете это навык никогда. Здесь можно провести параллель с любым другим умением. Например, если в детстве вы научились ездить на велосипеде, то найдете общий язык с двухколесным другом, даже если последний раз катались десять лет назад. Так же и со скорочтением: освоив этот метод, вы сможете читать быстро всегда. Но при этом, естественно, сами будете регулировать скорость чтения в зависимости от вида текста и поставленных целей.

Несколько слов о том, какое чтение считается быстрым, а какое – медленным. Вы вполне можете определить свою технику чтения, воспользовавшись секундомером. Если спустя минуту оказалось, что вы прочитали около 900 знаков, то эта скорость – очень медленная. Средней считается скорость 1500 знаков в минуту, а быстрой – 3000 знаков в минуту. Такая скорость позволяет прочитать за час около 100 страниц книги среднего формата. Однако есть и те, кто способен читать еще быстрее, даже 10000 знаков в минуту!

Следуя нашим советам, вы измерили свою скорость чтения, и о ужас! – она оказалась очень низкой. Не стоит расстраиваться: так читают почти все ваши знакомые, а кто-то из них, возможно, и еще медленнее. Настало время разобраться, почему же мы так читаем.

Подробнее о причинах

Причины связаны с особенностями чтения, которые характерны для всех обычных читателей. Первая из них – регрессии. Название устрашающее, но на самом деле оно не означает какие-то отклонения. Наоборот, это явление вполне нормальное. Оно заключается в том, что при чтении наши глаза периодически возвращаются к тексту, чтобы прочитать его повторно. Это самая частая причина замедления чтения. Ведь некоторые люди даже не отдают себе отчета в том, что читают какой-либо текст два раза подряд, вне зависимости от степени его сложности! Они как будто опасаются, что с первого раза не усвоили ту или иную мысль и возвращаются к ней снова. При низкой скорости чтения число регрессий составляет от 10 до 15 для маленького текста объемом в 100 слов! Разумеется, такие частые возвратные движения глаз существенно снижают скорость чтения.

Интересно, что почти все люди с одной и той же скоростью читают и сложные, и простые тексты. Будь то квартальный отчет для налоговой, статья в научном журнале о последних достижениях в сфере нанотехнологий или любовный роман. Несмотря на то, что подход к каждому из этих текстов совершенно разный – например, отчет необязательно читать целиком, самое важное – увидеть цифры.

Следовательно, скорость чтения, его техника прежде всего должны зависеть от целей и задач читателя, которые он ставит перед собой в данный момент. Нужно выработать несколько программ умственных действий, довести их до автоматизма, чтобы в нужный момент воспользоваться соответствующей из них и прочитать текст максимально быстро.

Отсюда вытекает вторая причина низкой скорости – это отсутствие гибкой программы чтения. Далее мы расскажем вам, что читать в два раза быстрее и гораздо лучше усваивать прочитанное позволяет простейшая установка самому себе со сложным названием интегральный алгоритм. Текст как бы раскладывается на некоторые обязательные составляющие, информацию о которых нужно запомнить. Подробное чтение текста при этом совершенно не всегда обязательно. Но об этом – чуть позже.

А пока третья причина нашей медлительности, которая родом из детства – артикуляция. Все мы сначала произносили слова по буквам и слогам, а потом читали их целиком вслух. В итоге связь между видимым и произносимым текстом установилась на рефлекторном уровне. Присмотритесь: многие взрослые люди едва заметно шевелят губами, когда читают. Эта привычка безобидна только на первый взгляд. Интересно, что губы, язык и другие органы речи при чтении про себя постоянно находятся в скрытом движении. А степень его интенсивности зависит в первую очередь от уровня развития чтения, а также от сложности текста.

Большую роль играет и малое поле зрения. Поле зрения – это отрезок текста, воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При обычном чтении глаза улавливают максимум несколько слов, и этого очень мало. Получается чтение с дроблением взгляда, поскольку глаза делают множество скачков и остановок. Чтение будет быстрее, если поле зрения расширить – научиться воспринимать больше информации при каждой фиксации глаз. Владеющие скорочтением за одну остановку взгляда успевают воспринимать строку, предложение, а порой и абзац.

И наконец, пятая причина медленного чтения – уровень организации внимания. Это, пожалуй, единственный фактор, о котором мы могли бы догадаться и без подсказки ученых. Вспомните, сколько раз при чтении книги вы ловили себя на мысли о том, что думаете совершенно о посторонних вещах? А что вы делали потом? Правильно, перечитывали фактически пропущенный отрывок снова. Для быстрого чтения это неприемлемо. Поэтому необходимо научиться управлять своим вниманием, чтобы не прочитывать фрагменты текста механически и не возвращаться к ним еще раз.

Чтение тоже бывает разным: о видах чтения

Теперь мы знаем все недостатки нашего чтения. Прежде чем рассказать о том, как с ними бороться, мы коснемся еще одного момента. Если человек обучился скорочтению, читает ли он теперь все подряд именно по этому методу? Об этом спрашивают довольно часто. Конечно, нет. Быстрое чтение нужно применять в определенных границах.

Всего можно выделить пять видов чтения. Каждый раз, прежде чем браться за книгу, нужно выбрать один из них в соответствии с собственными целями и задачами, а также количеством времени. Скорочтение – совсем не панацея и не универсальный метод получения информации. Другое дело, что в общем объеме на его долю приходится большая часть.

Человек получает информацию за счет нескольких способов чтения. Вот основные из них:

– углубленное;

– быстрое;

– панорамное быстрое;

– выборочное;

– чтение-просмотр и чтение-сканирование.


При углубленном чтении человек обращает внимание на детали, анализирует и оценивает их. Этот вид также часто называют аналитическим, творческим чтением. Он лучше всего подходит для освоения учебных дисциплин. Человек не просто читает текст и разъясняет непонятные для себя места. Опираясь на свои знания и опыт, он подходит к вопросу критически, творчески, определяет сильные и слабые стороны, формулирует собственное объяснение положений и выводов. Все это позволяет легче усвоить и запомнить прочитанный материал, увеличивает активность на занятиях. Так следует читать учебники, материалы по сложным темам.

Быстрое чтение. Этому способу посвящен весь наш разговор. Идеальное быстрое чтение частично переходит в углубленное.

Панорамное быстрое чтение могут освоить те, кто научится скорочтению и будет совершенствовать свои навыки. Благодаря специальным тренировкам, можно добиться значительного увеличения оперативного поля зрения. А за счет этого повысится скорость чтения и качество усвоения прочитанного.

Чтение выборочное – это разновидность скорочтения, при которой отдельные части текста читаются выборочно. Читатель словно видит все, ничего не пропускает, но удерживает внимание лишь на тех аспектах текста, которые нужны ему. Выборочное чтение пригодится для вторичного чтения книги после ее предварительного просмотра. Очевидно, скорость такого вида существенно выше скорости быстрого чтения, ведь страницы перелистываются до тех пор, пока не будет найден нужный раздел. А его читают уже углубленно.

Чтение-просмотр требуется для первого ознакомления с книгой. Этот способ чтения очень важный. Но, несмотря на всю его простоту, владеют им немногие.

Чтение-сканирование – это быстрый просмотр с целью поиска факта, слова, фамилии. Интересно, что быстро читающий человек проводит сканирование в два, а то и три раза быстрее обычного. Все дело в развитии периферического зрения. Благодаря этому человек при одном взгляде на страницу текста охватывает гораздо больше информации и мгновенно находит нужные сведения.

Все это показывает, как много задач может быть у такого, казалось бы, простого процесса, как чтение. Овладеть каждым из пяти способов так же важно, как и сформировать навык скорочтения. А профессиональный читатель отличается от обычного тем, что он умеет выбирать нужный режим в зависимости от цели чтения и характера текста.