Вы здесь

Скорая юридическая АВТОпомощь. Лучшие советы www.avtotut.ru. Правомерны ли действия инспектора (С. Кузьмин, 2010)

Правомерны ли действия инспектора

Вопрос.

Меня остановили за выезд на «встречку». Останавливал и составлял протокол стажер, без формы, но в зеленом жилете. Имел ли он на это право?

Ответ.

В соответствии с пунктом 5 Приказа МВД РФ от 01.06.1998 № 329 контроль за соблюдением водителями транспортных средств Правил дорожного движения в системе органов внутренних дел Российской Федерации является исключительной компетенцией сотрудников Госавтоинспекции МВД России и участковых инспекторов милиции. Стажер таковым не является. Он еще не работник ГИБДД, все его действия противозаконны.

Вопрос.

Я совершил поворот, не включив «поворотник». Инспектор составил протокол. Правда ли, что за это штрафуют?

Ответ.

Действительно, в статье 12.14.1 КоАП указано, что в случае, когда водитель не подал соответствующий сигнал при повороте или перестроении, его могут привлечь к ответственности, за что грозит предупреждение или штраф 100 рублей.

Вопрос.

В дороге у меня сломалась шаровая опора, колесо просто загнулось внутрь. Я начал устранять поломку, но через час приехал эвакуатор, и мою машину переставили на обочину. Затем мне выставили счет за использование эвакуатора. Законно ли это? Ведь я и сам мог устранить поломку и продолжить движение.

Ответ.

В последнее время все чаще возникают случаи, когда сотрудники дорожно-патрульной службы вызывают эвакуаторы и убирают поврежденный в результате ДТП автомобиль с проезжей части. Оплату услуг эвакуатора, разумеется, приходится производить водителям данных транспортных средств. В подобных случаях следует знать, что обязанность освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, закон возлагает именно на вас, а не на сотрудника милиции. Причем делать это вы можете как самостоятельно, так и вызвав эвакуатор, но в любом случае вы сами принимаете решение о том, как лучше поступить. О дорожно-транспортном происшествии вы обязаны сообщить в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников органов внутренних дел.

Вопрос.

У меня сломалась фара ближнего света, но габаритные огни работают. Я ехал в темное время суток. Инспектор выписал мне протокол. Законно ли это?

Ответ.

Перед выездом водитель обязан проверить техническое состояние транспортного средства и обеспечить его исправность. Запрещено движение при поломках рабочей тормозной системы, рулевого управления, негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада. При возникновении в пути неисправностей, с которыми запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности. К сожалению, инспектор прав.

Вопрос.

Все ли водители обязаны пристегиваться ремнями безопасности? Ни разу не видел, чтобы это делали гаишники.

Ответ.

При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, вы обязаны пристегиваться и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Исключением из правил является лицо, обучающее вождению, когда транспортным средством управляет обучаемый, водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, имеющих специальные цветографические схемы, нанесенные на наружные поверхности. Пассажиры таких автомобилей могут не пристегиваться ремнями только в населенных пунктах. При управлении мотоциклом водитель должен быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без надетого на них и застегнутого мотошлема.

Вопрос.

Я как-то поспорил с гаишниками по поводу различия понятий «досмотр» и «осмотр». В чем между ними разница?

Ответ.

Обратившись к нормам закона, можно увидеть, что осмотр и досмотр транспортного средства – это два разных понятия и действия, производимых инспектором ГИБДД. Осмотр – это исключительно осмотр автомобиля, проводимый с целью совершения регистрационных действий, или технический осмотр, являющийся обязательным для всех транспортных средств, а под досмотром подразумевается фактическая проверка содержимого ТС.

В толковых словарях «осмотр» и «досмотр» – также совершенно разные понятия. Слово «осмотр» означает «посмотреть на кого-либо, что-либо с разных сторон, обозреть, оглядеть». Применительно к нашей ситуации это когда инспектор просто посмотрел на машину или заглянул в салон через окно. «Досмотр» означает «проверочный осмотр, просмотреть до конца, до какого-либо предела», то есть это обследование того, что есть внутри вашей машины. А вот если инспектор собирается залезть в ваши сумки, то это будет именоваться не иначе как обыск. Но для этого нужны совершенно иные санкции.

Вопрос.

Заехал одним колесом на бывший газон (сейчас там просто земля). Проезжавший мимо инспектор ДПС вызвал участкового, который оформил нарушение. Мои утверждения о том, что это не газон, а просто земля, его не убедили. Действительно ли это нарушение?

Ответ.

Одним или всеми колесами вы выехали на газон (пусть и бывший) – это нарушение административного законодательства. Оно безусловно влечет за собой наказание. Действия инспектора ДПС и участкового являются правомерными.

Вопрос.

Инспектор вынес постановление о штрафе, хотя КоАП предусматривает также и предупреждение. На мой вопрос, почему не предупреждение, инспектор ответил, что он решил именно так, потому что предупреждение не является наказанием, а меня нужно именно наказать.

Ответ.

Предупреждение является формой наказания.

Вынести предупреждение или штраф – решает инспектор, как лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении в соответствии со всеми обстоятельствами.

Вопрос.

На дороге нет «зебры», но знаки, указывающие на пешеходный переход, имеются. Я якобы не пропустил пешехода, о чем был составлен протокол. Прав ли инспектор в таком случае?

Ответ.

Наличие «зебры» является обязательным, но если ее нет, то участок, на котором водитель обязан уступить дорогу пешеходам, определяется расстоянием между соответствующими знаками, расположенными на разных сторонах проезжей части.

Вопрос.

Я начал обгон транспортного средства на прерывистой полосе и закончил его на сплошной. Завершение обгона ехавший сзади сотрудник ГИБДД снимал на камеру и на ближайшем посту составил протокол. На видео видно, как я завершаю маневр, но начало обгона не зафиксировано. Тем не менее протокол составлен и права изъяты, что делать в этой ситуации?

Ответ.

Доказывать свою правоту. По правилам вы имеете право начать маневр до знака и заканчивать его в зоне действия.

Пункт 11.4 ПДД гласит, что по завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения.

На суде отрицайте свою вину, привлеките свидетелей, сфотографируйте участок и боритесь за свои права. На будущее пишите: «ПДД не нарушал, со схемой не согласен».

Вопрос.

Работаю на предприятии, где производят лакокрасочные материалы. Часто еду ночью домой после работы в спецодежде, от которой исходит запах, похожий на запах спирта. Из-за этого меня часто отправляют на медицинское освидетельствование. Это допустимо?

Ответ.

Нет. Запах от одежды или запах спирта в салоне автомобиля не является основанием для направления водителя на медосвидетельствование и даже для проведения освидетельствования на месте.

Вопрос.

При подозрении на употребление мной спиртного (я выходил из ресторана в 22.00) сотрудник ГИБДД остановил мой автомобиль, но поняв, что я совершенно трезвый, дабы не упускать своей выгоды, начал составлять протокол о том, что я выехал на полосу встречного движения (я был, разумеется, против)! Не дождавшись от меня взятки, он все оформил и передал протокол мировому судье. Последний не раздумывая лишил меня ВУ на 4 месяца. Я подал жалобу в районный суд. Есть ли у меня хоть небольшой шанс выиграть это дело? Ведь, во-первых, у меня был свидетель – моя жена, во-вторых, удостоверение личности сотрудника ГИБДД на момент оформления протокола было просрочено на 1 месяц, и в-третьих, данного нарушения с моей стороны не было.

Ответ.

Обращайтесь в прокуратуру с заявлением о незаконном привлечении вас к ответственности сотрудником ГИБДД, акцентируйте на этом внимание и на суде. В большинстве подобных случаев федеральные судьи выносят решения о прекращении дела. Вам нужно оспаривать протокол, схему правонарушения и рапорт сотрудника, а также привести в суд вашу супругу для дачи показаний.

Вопрос.

Мою машину догнал автомобиль ДПС. Я остановился. Подошедший инспектор был без нагрудного знака и отказался предъявить свое удостоверение. Я в ответ отказался предъявлять документы, и инспектор через несколько минут просто удалился. Как нужно было себя вести в таком случае?

Ответ.

Вы поступили правильно. Инспектор без нагрудного знака – просто сотрудник милиции, а значит, его требования были незаконны. Обвинить вас в нарушении ПДД он имел полное право, но для его оформления он обязан был вызвать сотрудника ДПС. В таком случае вам нужно было позвонить по номеру 112 и сообщить номер автомобиля ДПС.

Вопрос.

Как узнать, может ли сотрудник ГАИ проводить досмотр? Им дают на это какое-то специальное разрешение?

Ответ.

До того как позволить инспектору открыть багажник, все же следует узнать о правомерности и необходимости проведения досмотра. Вы можете совершить звонок в дежурную часть и убедиться в том, действительно ли сотрудник ГИБДД участвует в проведении мероприятия, о котором он вам сообщает, и на каком основании будет проводиться досмотр именно вашего транспортного средства.

Вопрос.

Меня остановили гаишники на посту и после того, как проверили документы, попросили открыть багажник для досмотра моего транспортного средства. Кто вообще имеет право на досмотр машины?

Ответ.

Досмотр имеют право проводить должностные лица органов внутренних дел (милиции), военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, должностные лица военной автомобильной инспекции, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды, военнослужащие пограничных органов, иные военнослужащие, должностные лица органов внутренних дел, исполняющие обязанности по охране Государственной границы Российской Федерации.

Вопрос.

Я проехал знак рекомендуемой скорости 40 километров в час на скорости 80 километров в час. Нарушил ли я правила?

Ответ.

Да, вам могут выписать штраф 300 рублей. Согласно части 2 статьи 12.9 КоАП, этот штраф налагается при превышении скорости не более чем на 40 километров в час.

Вопрос.

При остановке моего ТС инспектор указал мне на место остановки – пешеходный переход. Я решил проехать дальше. А если бы я остановился на пешеходном переходе, было бы это еще одним нарушением?

Ответ.

Нет. Вы своими действиями выполняли указание инспектора ДПС, поэтому никакого нарушения вы не совершили.

Вопрос.

Очень часто во время проведения ремонтных работ на трассе дорожные рабочие берут в руки полосатые жезлы и регулируют движение. Обязан ли я выполнять требования дорожников?

Ответ.

Да. Дорожный рабочий приравнивается к инспектору ДПС, поэтому невыполнение его требований влечет за собой привлечение к ответственности и назначение наказания в виде штрафа в размере 700 рублей.

Вопрос.

Могу ли я управлять автомобилем без майки? Слышал, что за это штрафуют.

Ответ.

За это останавливают – как правило, с целью убедиться в трезвости водителя, но штрафовать, собственно, не за что. Даже моральных принципов вы в данном случае не нарушаете.

Вопрос.

Меня остановили сотрудники ДПС и стали утверждать, что на моей машине имеются спецсигналы. Чтобы это проверить, они должны провести досмотр моей машины. Как вообще должен проводиться досмотр по правилам?

Ответ.

Досмотр производится в обязательном порядке в присутствии двух понятых, а также лица, во владении которого находится данное транспортное средство. О досмотре составляется соответствующий протокол. Кроме того, досмотр может производиться не в любом случае, а лишь при совершении административного правонарушения или при подозрении на использование самого транспортного средства или находящихся в нем предметов в противоправных целях, но и при этом подозрение должно быть обоснованным.

В тех же случаях, когда обоснованных мотивов для этого не имеется, сотрудник ГИБДД совершает уголовное наказуемое деяние, которое заключается в превышении должностных полномочий и подлежит ответственности по статье 286 Уголовного кодекса (УК) РФ, а недолжностное лицо (по статье 330 УК РФ) – самоуправство, ведь данными действиями причиняется существенный вред правам и свободам гражданина.

Конец ознакомительного фрагмента.