Вы здесь

Сколько в России лишних чиновников?. Глава 4. О производительности труда (Александр Тетерин)

Глава 4. О производительности труда

Фактором, способным сильно исказить динамическую картину товарного производства, является рост производительности труда. Все наши рассуждения до сих пор опирались на предположение, что в процессе производства на протяжении всего рассматриваемого исторического периода рабочий производит за единицу времени определенное, всегда постоянное, количество товарного продукта.


На практике, значительный рост производительности труда возможен, к примеру, в результате смены общественно-политического строя в государстве (переход от феодального строя к капиталистическому), или, как следствие внедрения в производство новых технологий, коренным образом меняющих организацию или процесс производства.


Тогда рост производительности труда изменит форму кривых на наших графиках.


Предположим, что мы в соответствии с методом, описанным в предыдущих главах, привели кривую производства продукта к виду, представленному на рисунке 4.1, и в течение данного периода в обществе не происходит роста производительности труда (в отдельной рассматриваемой отрасли товарного производства).


Рис. 4.1. Рост численности населения N (пунктирная кривая) и кривая производства товарного продукта (сплошная кривая) без изменения производительности труда.


Теперь мы предполагаем, что в момент времени t2 производительность труда возрастает в два раза. График изменит свою форму, как это показано на рис. 4.2. При этом, для отрезка кривой на графике с момента времени t2 придется подбирать другой коэффициент (в два раза меньший) чтобы кривая приняла прежний вид. В общем случае, практическая трудность заключается в том, что данный коэффициент нам не известен.


Рис. 4.2. Рост численности населения N (пунктирная кривая) и кривая производства товарного продукта (сплошная кривая) при изменении производительности труда вдвое в момент времени t2.


Тем не менее, резкие качественные скачки увеличения производительности труда не такое уж частое явление в отдельной промышленной отрасли. Они хорошо описаны, известны и заметны на фоне общих экономических показателей государственной статистики.


Приведем практический пример для иллюстрации сказанного.


На рис. 4.3 показана кривая роста нефтедобычи в СССР. Единицы измерения – млн. тонн. Знакомая нам пунктирная кривая – рост численности населения (млн. человек).


Видно, что с 1950 года отмечается резкое увеличение объемов добычи нефти. Именно в этот период увеличивается спрос на нефтепродукты (служившие раньше исключительно для переработки в смазки и осветительный керосин), как на качественно новый вид топлива для автомобильных двигателей и локомотивов, заменивших в промышленности паровые машины.

Широко распространяется прогрессивная система разработки месторождений с поддержанием внутрипластового давления, позволяющая значительно увеличить добычу нефти с одного месторождения.


Такие случаи более сложны для анализа, т.к. на практике рост производительности труда происходит постепенно, иногда за достаточно длительный отрезок времени. (В нашем примере рост показателей начинается уже с 1940 года – несмотря на последующий спад численности населения, нефтедобыча существенно возрастает.)


Подобное явление можно наблюдать и в других отраслях промышленности. Примерами могут служить черная металлургия конца 19 века, где увеличение выплавки чугуна (вызванное повышенным спросом из-за начала массового строительства железных дорог) может быть связано с переходом на использование каменного угля вместо древесного в процессе выплавки, что резко увеличило производительность чугунолитейного производства, или электроэнергетика 20 века, в которой резкое и значительное увеличение объемов выработки электроэнергии произошло с началом массового строительства атомных электростанций.


Рис. 4.3. Рост численности населения N (пунктирная кривая) в млн. человек и кривая роста нефтедобычи в СССР (сплошная кривая). Единицы измерения – млн. тонн.


Во всех случаях значительный рост товарного производства связан с коренной технологической перестройкой в отрасли.


Однако, количественные результаты процесса отраслевой модернизации необходимо отличать от незначительных периодических колебаний уровня производства товарного продукта, связанных с кризисом перепроизводства продукции.


Увеличение объемов производства в ответ на увеличивающийся спрос на продукцию отрасли практически не вносит искажений в классовую структуру общества. Необходимый резерв рабочей силы поступает из постоянно существующего источника – многомиллионной армии безработных. Численность безработных в обществе, обычно составляет 2—6% от общего населения страны (в Советском Союзе безработица, не признаваемая официально, носила скрытый характер – на одном рабочем месте могло числиться несколько человек, по производительности труда выполнявших функции одного работника, и получавших его зарплату, разделенную на всех). Поэтому численность свободных рабочих ресурсов может в любое время с лихвой перекрыть потребность в рабочей силе нескольких отраслей народного хозяйства.


Для примера, чугунолитейная промышленность России в конце 19 века с 1860 по 1900 увеличила в 9 раз производство продукции. При этом, общее число рабочих в горной и горнодобывающей промышленности в 1900 году составляло всего 711 тысяч (из них в чугунолитейном производстве была занята примерно половина). При численности населения в 133 миллиона человек и 2%-ной безработице, в стране насчитывалось 2,6 миллиона безработных. Такого количества рабочих рук хватило бы для развития не одной, а нескольких отраслей промышленности одновременно.


Что касается современной России, по официальной статистике безработица в 1999 году составила 6% от общей численности населения страны.