Вы здесь

Сколько в России лишних чиновников?. Глава 3. Метод анализа классовой структуры государства (Александр Тетерин)

Глава 3. Метод анализа классовой структуры государства

После того, как мы ознакомились с законами увеличения численности населения, рассмотрим материальную составляющую развития общества – товарное производство. Причем, нас будут интересовать не марксистские капиталистические товарно-денежные отношения, а лишь количественные результаты производительного труда. Чтобы читателю было легче освоить предлагаемую методологию, приведем весьма упрощенную схему производства товара, постепенно усложняя ее в дальнейшем.

Пусть где-то в дебрях Амазонки обитает (необходимое нам для наших теоретических изысканий) дикое племя туземцев, зарабатывающих на жизнь добычей золота, которое, после ежедневной промывки речного песка, они сдают единственному представителю цивилизованного мира – колонизатору-капиталисту.

Предположим также, что в промывке золота без выходных и отпусков участвует поголовно все племя, включая женщин, стариков и грудных младенцев. Дети, не умеющие с рождения копаться в песке, мгновенно умирают, а старики встречают свою смерть на прииске.

Каждый туземец сдает колонизатору ежегодно один килограмм намытого золотого песка.

Несмотря на тяжелые условия труда, взрослое население обеспечивает и (нужный нам теоретически) естественный прирост населения, которое увеличивается в соответствии с рассмотренным ранее демографическим законом – к примеру, одна среднестатистическая туземная семья за свою жизнь производит на свет трех детей.


Тогда, если на графике роста численности населения мы отложим еще одну кривую, демонстрирующую соответствующее количество килограммов золота, добытого населением, две эти кривые полностью совпадут (при условии, что народонаселение мы измеряем количеством человек, а не сотнями, тысячами или миллионами человек).

В данном случае мы, конечно, умышленно (ради простоты изложения) установили бедным туземцам такую производственную норму, чтобы наши кривые на графике совпали.


Теперь допустим, что среди туземцев появился представитель привилегированного класса – пусть это будет, скажем, министр золотодобывающей промышленности. Он будет занят руководящей работой и стратегическим планированием и не будет принимать участия в тяжелой ручной работе по добыче золотого песка.

В этом случае кривая роста золотодобычи будет лежать на одну единицу ниже кривой роста численности населения (см. рис 3.1). Эта разница есть именно та человеко-норма, которую не додал родине наш министр.

Кривая роста численности населения, соответствующая описанному ранее числовому ряду: 9; 12,5; 17; 23,25; 31,75, показана на рисунке 3.1 пунктиром. Моменты времени отложены на горизонтальной оси с соответствующим нашей модели интервалом в 25 лет.

Ниже на единицу (от кривой роста численности населения) расположена кривая добычи золота. Точки на этой кривой соответствуют количеству золота, добываемому в соответствующий момент времени – 8; 11,5; 16; 22,25 и 30,75 кг.


Понятно, что любой стране, в конце концов, грамотное руководство промышленностью крайне необходимо – ведь именно благодаря руководящим усилиям министра, кривая добычи золота постоянно идет вверх (По крайней мере, самому министру очень хотелось бы, чтобы его любимый народ, не знакомый с нашими графиками, думал именно так.)

Знакомая картина, не правда ли?


Рис. 3.1. Теоретическая кривая роста численности населения N (верхняя пунктирная кривая) и нанесенные на тот же график кривые роста золотодобычи (нижние сплошные кривые).


Но прозорливый читатель поймет, что рост золотодобычи здесь обусловлен единственно ростом численности населения страны, а если бы министр немного потрудился руками, показатели золотодобычи от этого только бы возросли.


Мы подошли к важному правилу анализа экономической ситуации в стране: темпы роста товарного производства должны оцениваться только вместе с учетом темпов демографического прироста населения.


Говоря проще, жизнерадостные слова премьер-министра любого государства о том, что «рост промышленного производства за год составил шесть процентов, что на полтора процента больше прошлогодних показателей» не имеют смысла без данных о приросте населения страны. Если при этом годовой прирост населения составил семь или более процентов – налицо явный экономический упадок.

График на рис. 3.1 интересен для нас тем, что из наглядного сопоставления двух кривых можно легко определить количество неработающих представителей привилегированного класса. В любой момент времени t постоянная разница между двумя кривыми показывает, что в данном обществе один человек не производит товарный продукт (то есть, не работает).

Это, конечно же, самый примитивный сценарий развития общества, в котором намеренно допущены большие упрощения. Дальше мы рассмотрим и более сложные сценарии.

Во всех случаях наш подход к описанию процесса товарного производства будет среднестатистическим. То есть, если бы мы имели двух министров, каждый из которых проводил половину своего рабочего времени в министерском кабинете, а вторую половину – на золотодобыче (полноценно работая руками) – мы получили бы точно такие же графики, как и на рисунке 3.1. Суммарное количество неработающих равнялось бы единице.

В этом простом сценарии принято постоянным и количество неработающих, то есть, считается, что, по тем или иным причинам, не происходит увеличения численности министров (допустим, во всем туземном племени имеется только один приличный кожаный портфель). К тому же никакой министр не продержится на своей нервной работе целых сто лет (именно такой период времени показан на графике). Поэтому, министерскому посту следует формально приписать некую преемственность. Министры при этом, конечно, могут сменять друг друга, главное, чтобы их не становилось больше.


На рис. 3.1 нанесены еще две кривые, расположенные ниже первой кривой выработки продукции. Вторая кривая снизу соответствует темпам золотодобычи, которые были бы зафиксированы при условии, если бы каждый туземец добывал в год не один килограмм золота как раньше, а всего лишь половину килограмма – значение кривой в каждой точке ровно в два раза меньше, чем в первом случае.

Здесь обнаруживается очень интересный момент, существенно приближающий нас к сценарию полноценного общества. Оказывается, что эту же, уменьшенную в два раза, кривую мы могли бы получить не только уменьшением вдвое нормы выработки продукции, но, например, сокращением вдвое численности занятого производительным трудом населения (половина туземного племени может начать заниматься рыбной ловлей или сельским хозяйством). А можно просто начать измерять количество добываемого золотого песка не килограммами, а железными кружками, в каждую из которых входит по два килограмма золота – и в этом случае кривая уменьшится ровно в два раза.

Далее, если при килограммовой норме добычи, золото будет добывать не половина, а треть населения – тогда мы получим на графике третью, самую нижнюю кривую, которая уже в три раза меньше первоначальной кривой золотодобычи.

Для наших исследований подойдет любая из этих двух кривых, или любая произвольная кривая, описывающая темпы роста добычи золота. Важно, чтобы в процессе производства товарного продукта принимала участие определенная часть населения страны, не относящаяся к привилегированному классу – половина населения, треть, четверть, десятая часть и т. д. Нормы выработки при этом могут быть любыми, нам даже не обязательно знать ни количество продукта, вырабатываемого одним рабочим, ни единицу измерения этого продукта.

И, в любом случае, мы также легко определим количество незанятых производительным трудом министров.


Общую численность представителей привилегированного класса (число неработающих) мы будем определять, сравнивая график роста численности населения с графиком увеличения производства товарного продукта.

Любая из наших кривых (кривая, уменьшенная вдвое, втрое или в произвольное число раз) совпадет с верхней сплошной кривой на рис. 3.1, если вся кривая будет умножена на некое, неизвестное пока, число (значение кривой в каждой точке должно быть увеличено, соответственно, вдвое, втрое или в неизвестное число раз).


Поэтому, метод вычисления этого множителя будет достаточно прост. Это будет такое число, при умножении на которое кривая производства товарного продукта будет отстоять от графика роста численности населения на одинаковую величину в любой момент времени. Эта величина и будет равна количеству представителей привилегированного класса.

В рассмотренном нами примере графики будут различаться на единицу. Если бы у нас было два незанятых производительным трудом министра, графики отличались бы на две единицы и т. д.


Предложенный метод выявления численности неработающей группы лиц есть всего лишь простое следствие сделанного нами предположения о неизменном количестве наших министров.

Нам пока неизвестно, как ведет себя привилегированный класс в реальном обществе, процессы общественного развития в котором, безусловно, не слишком просты для детального описания на количественном уровне. Численность эксплуататоров вовсе не обязательно является постоянной величиной. Но можно попытаться приблизиться к описанию процесса изменения (или сохранения) численности данной группы, вводя некие, соответствующие тем или иным моделям, базовые реперные линии, которые помогут нам сориентироваться в сложных и непонятных на первый взгляд процессах развития общества.

Не исключено, что реальные статистические данные совпадут с тем или иным теоретическим сценарием, либо займут промежуточное место между какими-либо теоретическими статистическими кривыми, и, следовательно, возможные пределы изменения реальных величин будут, таким образом, существенно ограничены.

Подобным образом мы уже действовали ранее при описании демографических общественных моделей, выявляя некоторые статистические закономерности.


Достаточно прост для описания еще один частный случай – когда численность привилегированного класса есть постоянная часть от общей численности населения страны (одна треть, одна десятая часть и т.п.). На практике такой сценарий достаточно легко выявить – при умножении кривой производства продукта на некий множитель эта кривая в точности совпадет с графиком увеличения численности населения.

Однако, в таком сценарии развития общества практически невозможно, опираясь на изложенную выше методологию, установить численность привилегированной группы лиц, поскольку разница между демографической кривой и кривой товарного производства полностью отсутствует.

Правда, за все время наших статистических изысканий автору так и не пришлось столкнуться с подобной ситуацией. Причина здесь, видимо, в том, что общество, где количество руководителей растет в точном соответствии с ростом населения, есть идеальное с экономической точки зрения общество, и государства с подобной общественной системой социального устройства в настоящую историческую эпоху в природе не встречаются.