Положения
Положение о складе
Склад – отдельная структура, исполняющая только стандартные операции – разгрузка, приемка, размещение, хранение, учет, комплектация партий для отгрузок по заказам, подготовка к отгрузке, погрузка, экспедирование, а также вспомогательные операции по обеспечению жизнедеятельности склада – уборка, ремонт оборудования и помещения и т. д. В крупных складах существует транспортный отдел или экспедиция, организующие отгрузки. На складах имеются учетнорасчетный отдел, сторожевая и пожарная охрана.
Задачи. Прием, учет, хранение и отгрузка готовой продукции. Обеспечение условий для сохранности продукции, находящейся на хранении. Учет продукции, находящейся на хранении.
Основные функции склада.
Функции. Приемка поступающих товаров с проверкой по количеству и качеству. Подготовка претензий на поврежденные и некачественные товары, на недостачу их в получаемых париях. Рассортировка, комплектация, размещение товаров для хранения… Организация рационального хранения, внутренней транспортировки, упаковки и подготовки продукции к отправке потребителям. Определение потребности в транспортных средствах, механизированных погрузочных средствах, таре и рабочей силе для отгрузки продукции потребителям. Согласование условий поставок продукции по договорам со сторонними организациями. Контроль режимов и способов хранения готовой продукции. Ведение учета продукции на складе. Обеспечение сохранности продукции. Составление карточек, кладовых книг, описей, приходных и расходных накладных, ордеров по учету прихода, расхода, наличия, остатков продукции на складе. Организация приемки продукции сторонними организациями. Подготовка справок о состоянии запасов готовой продукции. Составление документации (актов, сведений, справок, переписки) о порче продукции. Учет выполнения заказов по отгрузке и разгрузке готовой продукции. Обеспечение высокого уровня механизации и автоматизации транспортно-складских операций, применения компьютерных систем и нормативных условий организации и охраны труда. Координация деятельности по закупке и продаже продукции с наличием свободных складских площадей. Составление отчетов о загрузке складских площадей. Разработка в установленном порядке расценок на хранение продукции сторонних организаций. Участие в рассмотрении поступающих на предприятие претензий покупателей. Обеспечение сохранности товаров от повреждений и хищений. Соблюдение системы хранения и организации запасов во избежание пересортицы, размещение товаров наиболее экономичным способом. Своевременная корректировка базы данных при изменении адресов хранения деталей. Подбор, упаковка и отгрузка товаров по заказам клиентов. Ведение оперативного и финансового учета движения товаров. Контроль изменений номенклатуры поставщиками. Предотвращение накопления неликвидов. Инвентаризация запасов, выборочная проверка соответствия фактического наличия данным компьютерного учета. Экспедирование получаемых и отгружаемых партий товаров. Обеспечение жизнедеятельности склада (ремонт помещений, тепло-водо-энергоснабжение и т. д.) Обеспечение эффективного планирования, адекватного имеющимся мощностям и рабочей силе. Обеспечение безопасности сотрудников, клиентов, машин, оборудования и собственности фирмы установлением жестких мер по технике безопасности и контролем их исполнения. Анализ результатов деятельности склада по установленным критериям. Эффективное использование объема склада, оптимизация оборудования склада, минимизация расходов, сокращение непродуктивных затрат времени. Подготовка аналитических материалов и прогнозов для выработки решений по управлению деятельностью предприятия.
Права. Склад готовой продукции имеет право: – требовать и получать от всех структурных подразделений предприятия сведения, необходимые для выполнения возложенных на склад задач; – не принимать на хранение брак, некомплектную продукцию; – давать разъяснения, рекомендации и указания по вопросам, входящим в компетенцию склада; – вносить предложения руководству предприятия о привлечении в соответствии с законодательством к материальной и дисциплинарной ответственности работников склада по результатам проверок; – проводить совещания и участвовать в совещаниях, проводимых на предприятии по вопросам реализации продукции. Заведующий складом вправе знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающихся складского хозяйства предприятия, а также вносить предложения о поощрении отличившихся работников и наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
Взаимоотношения. Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, склад готовой продукции самостоятельно взаимодействует с производственными подразделениями по вопросам получения: – готовой продукции по утвержденной номенклатуре; – документации о сдаче продукции; – данных о запасах продукции на производственных складах; – предложений по изменению сроков и графиков передачи продукции на склады готовой продукции. С производственно-диспетчерским отделом по вопросам получения: – планов производства или закупок продукции; – норма-тивно-плановых расчетов по определению норм запасов; – сведений о принятии и отгрузке продукции. С бухгалтерией по вопросам получения: – данных о движении продукции; – норм запасов продукции на складе; – норм естественной убыли; – итогов инвентаризации продукции; – документации складского учета; – отчетов об отгруженной контрагентам продукции; – сведений о состоянии запасов продукции на складе; – информации о затратах, произведенных на разгрузку и отгрузку продукции; – сведений о порче, повреждении, гибели продукции; – актов о списании продукции.
Положение об отделе логистики
Служба логистики понимается как организатор исполнения логистических процессов на предприятии, в том числе и процессов управления, наиболее целесообразным способом – с учетом научных и экономических обоснований и расчетов, здравого смысла, логики и интересов предприятия.
Формой организации логистического управления является матричная система управления. Преимущество такой организационной структуры заключается в интеграции двух или нескольких функций в рамках ответственности отдельного менеджера. Например, менеджер отвечает и за логистику, и за маркетинг товаров и подотчетен двум функциональным руководителям. Такие менеджеры могут иметь неограниченные полномочия и нести полную ответственность за удовлетворение нужд потребителей.
Предприятие в повседневной деятельности управляется на основе функциональной структуры управления. Однако для решения конкретных разовых проблем под руководством службы логистики на короткий срок создают матричные команды из служащих, выполняющих разные функции. Например, разработка многих логистических процессов и инструкций требует участия специалистов разных служб.
Цели. Организация деятельности предприятия в области логистики для достижения конкурентных преимуществ на рынке.
Задачи. Сбор, обработка и анализ организационной, технической и финансовой информации о деятельности российских и зарубежных организаций, работающих в сфере интересов предприятия. Планирование, организация, контроль и управление материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья, материалов и готовой продукции до потребителей в соответствии с их интересами и требованиями, а также обработка, анализ и хранение соответствующей информации. Обеспечение выполнения обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами. Разработка рекомендаций и предложений по организации деятельности соответствующих служб предприятия с целью оптимизации затрат при доведении материальных и информационных потоков от продавцов к покупателям. Осуществление контроля за товарными и информационными потоками с учетом комплексного подхода по схеме: «нужный товар – в необходимом количестве – необходимого качества – в нужное время – в нужное место с минимальными затратами». Осуществление организации, планирования и контроля внешнеэкономической деятельности организации на стадиях: – заключения договоров; – поставки продукции в соответствии с заключенными договорами; – таможенного оформления товаров; – ведения учета и отчетности на складах. Распределение обязанностей между работниками отдела осуществляется начальником отдела.
Функции. Проведение необходимых мероприятий по заключению договоров с иностранными и российскими партнерами (сбор информации, установление деловых контактов, разработка планов совместной работы). Разработка совместно с техническими и экономическими службами организации планов сотрудничества с отечественными и зарубежными предприятиями; контроль исполнения этих планов. Участие в подготовке материалов к заключению договоров с поставщиками и потребителями. Разработка мероприятий по реализации соглашений, достигнутых во время переговоров с российскими и зарубежными фирмами. Сбор, накопление и анализ информации по международному опыту в решении отдельных проблем в области логистической деятельности. Контроль выполнения поставщиками обязательств по заключенным договорам (сроки поставок, цены, количество, качество, номенклатура и т. п.). Организация, планирование и контроль в обеспечении деятельности складского хозяйства. Предъявление через юридический отдел претензий, штрафных санкций к заказчикам за нарушение условий заключенных договоров, установленного порядка размещения заказов.
Функции службы:
Участие в разработке стратегии развития предприятия. Разработка мер по развитию организационно – технических возможностей предприятия по организации, управлению и исполнению логистических операций. Постановка задач для развития информационной системы. Разработка и внедрение совместно с другими службами рациональных форм организации и методов выполнения бизнес-процессов, по совершенствованию документооборота, обработки информации, контроля прохождения документов, по применению технических средств управления. Участие в составлении положений о структурных подразделениях и должностных инструкций исполнителей и их корректировке по мере необходимости.
Оказание методической помощи структурным подразделениям в оптимизации бизнес-процессов и повышении их эффективности на отдельных рабочих местах, участках, в подразделениях, на предприятии. Изучение передового опыта в области логистики, разработка предложений по его использованию, содействие их внедрению. Разработка и внедрение методических и нормативных материалов по логистике для конкретных подразделений, функций и операций. Контроль применения разработанных методических и нормативных материалов. Участие в выборе базисных условий поставки и разработка транспортных условий контрактов.
Участие в выборе специализированных фирм – транспортных, экспедиторских, страховых и др. и заключение соответствующих соглашений. Организация выполнения вспомогательных операций по контрактам (упаковка, маркировка, таможенные операции, страхование и т. д.). Участие в выборе оптимальных маршрутов и способов доставки. Организация обеспечения координации и взаимодействия перевозчиков с другими субъектами логистической цепи (экспедирование, хранение, таможенные операции и т. д.). Организация страхования от рисков гибели или повреждения товара. Участие в составлении претензионной документации и ведение претензионных дел в части, касающейся логистики. Организация обработки транспортной и товаросопроводительной документации. Организация расчета и учета расходов, связанных с доставкой товара. Организация контроля движения товаров. Организация обеспечения удовлетворения требований заказчиков по качеству логистических операций. Организация осуществления страховых и таможенных операций. Обеспечение поддержания баланса между стоимостью и эффективностью операций.
Операции:
• координирует технологический процесс (поступление товаров на склад, отгрузку товаров со склада, проведение погрузочно-разгрузочных операций, приемку-передачу товаров на склад, обеспечение необходимых режимов и условий их хранения на складе), оптимизирует процессы перемещения ресурсов и продукции внутри предприятия.
• управляет транспортировкой товаров, определяет перевозчика грузов, исходя из наиболее эффективных схем работы транспортных организаций и наиболее оптимальных видов транспорта, транспортных тарифов, технико-эксплутационных, экономических и стоимостных показателей перевозки.
• определяет методы и схемы оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов; обеспечивает заключение договоров на перевозку, транспортно-экспедиционное и иное обслуживание, связанное с транспортировкой грузов; разрабатывает планы перевозок;
• организует технологический процесс перевозки (передача грузов перевозчикам, контроль доставки грузов грузополучателям, координация погрузочно-разгрузочных работ);
• обеспечивает документооборот транспортно-технологического процесса;
• анализирует качество перевозки и своевременность доставки грузов.
• организует таможенное оформление и растаможивание товаров (выбирает виды таможенных режимов;
• обеспечивает составление и своевременное представление таможенной документации; обеспечивает таможенное декларирование и представление по требованию таможенных органов декларируемых товаров; определяет пункты растаможивания (на границе, на внутренней таможне);
• разрабатывает схемы минимизации затрат на растаможивание;
• осуществляет поиск механизмов льготного растаможивания;
• обеспечивает уплату таможенных платежей.
• обеспечивает страхование оборудования, товаров, сырья, материалов, грузов, ответственности перевозчиков;
• организует мероприятия по обеспечению сохранности грузов при транспортировке, продукции при хранении и внутреннем перемещении.
Разрабатывает и контролирует процессы приемки:
• повышение эффективности управления приемкой с помощью информационных технологий;
• расчет необходимого количества разгрузочных постов;
• расчет количества дней от момента заказа до поступления товаров;
• процесс приемки продукции по количеству;
• процесс приемки продукции в случае обнаружения недостачи или излишков;
• документы, заполняемые при приемке продукции на склад;
• сроки приемки продукции по количеству;
• процесс приемки продукции по качеству;
• процесс приемки продукции в случае обнаружения несоответствия продукции установленному качеству;
• нормативные документы, регламентирующие приемку товаров на склад;
• нормативные сроки приемки товаров по качеству.
Разрабатывает и контролирует процессы хранения:
• размещение;
• укладка;
• поддержание условий хранения;
• отбраковка по срокам хранения;
• отбраковка при случайном повреждении;
• отбраковка при ухудшении качества;
• естественная убыль;
• потери при повреждении тары (емкостей);
• хищения;
• списание;
• учет;
• инвентаризация.
Разрабатывает и контролирует процессы отгрузки:
• процесс отбора товаров с мест хранения;
• процесс комплектации партий в зоне комплектации и контроля;
• процесс контроля правильности отбора товаров для партий по количеству и качеству;
• процесс пополнения партий в случае недостачи или необходимости замены некачественных товаров;
• документы, заполняемые при отгрузке товаров;
• сроки отбора, комплектации, контроля и упаковки товаров для отгружаемых партий;
• процесс проверки товаров по качеству;
• нормативные документы, регламентирующие отгрузку;
• повышение эффективности управления снабжением с помощью информационных технологий;
• расчет необходимого количества погрузочных постов;
• расчет количества дней от момента заказа до погрузки.
К обязанностям службы также относится:
• выработка критериев для принятия решений о выборе экономичного или срочного вида транспорта (почта, автомобиль, железная дорога, речной, морской, авиатранспорт, курьер, DHL);
• расчет, учет и анализ затрат на перевозки, перевалки, погрузо-разгрузочные работы, управление, информационное обеспечение;
• постановка задач для компьютеризации процессов подготовки товаросопроводительной и расчетной документации, контроля прохождения отправленными грузами контрольных пунктов, пунктов перевалок, границ, учета и анализа получаемой информации.
• определение принципов подготовки планов и графиков работ, планов распределения рабочей силы и техники по объектам и срокам, включая согласование планов с режимом работы сторонних организаций, участвующих в процессах товародвижения;
• разработка планов, графиков, описаний последовательности операций, нормативов для бизнес-процессов и т. п.;
• постановка задач для компьютеризации планирования и диспетчеризации работ, анализа качества планирования.
Служба контролирует и пополняет базу данных и библиотеку следующей информации:
• порядок взаимодействия систем страхования грузов и ответственность перевозчиков;
• правила транспортного страхования грузов;
• порядок организации и осуществления многоступенчатых грузовых перевозок под таможенным контролем с использованием различных видов транспорта;
• порядок упрощения формальностей при таможенном оформлении и сопровождении международных грузовых перевозок в рамках деятельности международного экспедитора;
• порядок организации и осуществления международных автомобильных перевозок;
• порядок работы с бездокументными и невостребованными грузами;
• концепция единого информационного пространства участников международной грузовой перевозки;
• классификация опасных грузов;
• маркировка упаковки и транспортных средств;
• основные требования к хранению, транспортировке, погрузке и разгрузке опасных грузов;
• особенности перевозки опасных грузов;
• меры защиты при перевозке опасных грузов;
• международные нормативы и коды, регламентирующие перевозки опасных грузов;
• правила приемки товаров по количеству и качеству;
• правила отгрузки товаров;
• правила претензионной работы.
Права. Требовать от соответствующих служб предприятия предложения, рекомендации, материалы, отчеты, техническую и экономическую документацию о работе, связанной с иностранными и российскими фирмами, организациями и отдельными специалистами. Требовать от подразделений предприятия представления материалов (заявок, норм расхода и т. п.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела. В рамках, определяемых руководством и должностными инструкциями, представлять предприятие в контактах с российскими и иностранными организациями и фирмами, вести соответствующую переписку. Контролировать правильность организации хранения товаров (сырья, материалов) подразделениями организации, представлять руководству организации предложения о наложении взысканий на работников, допустивших нарушение установленных требований. Представлять в юридический отдел предприятия материалы с целью предъявления претензий к поставщикам, при нарушении обязательств по договорам. Требовать исполнения подразделениями предприятия предложений отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением.
Положение о службе закупок и управления запасами
Основные функции службы.
Закупки и управление запасами. Размещение заявок у поставщиков, работа с поставщиками по коммерческим вопросам. Организация приемки товаров по качеству. Подготовка претензий поставщикам по полученным партиям. Анализ движения запасов, контроль остатков и страхового запаса. Управление запасами на собственных складах с учетом анализа движения запасов, истории и тенденции развития продаж, объемов и номенклатуры крупных заказов, сроков поставок, колебаний спроса, сезона, мер по продвижению товаров, и т. д. Расчеты с поставщиками. Расследование причин неудовлетворения заказов поставщиками, аннуляции или задержки поставок. Формирование базы данных о поставщиках. Формирование базы данных о закупленных товарах. Распределение запасов по заявкам дилеров, субдилеров и агентов. Контроль удовлетворения спроса клиентов, анализ упущенных продаж, анализ спроса, прогноз потребности. Контроль рентабельности по каждому товару. Контроль неликвидов и принятие решений об их возврате поставщикам, реализации по сниженным ценам или списании на убытки. Подготовка аналитических материалов для выработки решений по управлению деятельностью. Повышение квалификации персонала.
Положение о службе реализации
Основные функции службы.
Реализация товаров подразделениям своего Предприятия и корпоративным клиентам. Формирование базы данных о потребителях – оптовых клиентах. Регистрация упущенных продаж и анализ причин. Консультирование заказчиков. Оформление счетов и товаросопроводительных документов. Контроль поступления платежей. Работа с заказчиками и поставщиками по удовлетворению претензий по количеству и качеству, по недопоставкам, по неудовлетворенным заявкам, оформление соответствующей документации. Контроль сроков рассмотрения претензий, контроль исполнения результатов рассмотрения. Контроль соотношения затрат и доходов. Развитие деятельности. Статистика продаж по каналам сбыта Статистика результатов деятельности по установленным критериям. Прогноз возможностей на предстоящий период. Разработка предложений по повышению конкурентоспособности предприятия. Подготовка аналитических материалов для выработки решений по управлению деятельностью. Повышение квалификации персонала.
Положение о службе хранения
Служба хранения выполняет:
• в части, завершающей приемку – размещение и укладку принятых товаров по местам хранения, их приходование;
• в части, обеспечивающей хранение – учет товаров, инвентаризацию, поддержание условий хранения, технологические операции (например, перелопачивание, проветривание, замену поврежденной упаковки и т. д.), контроль качества;
• в части, обеспечивающей отгрузку – отбор товаров по заказам на основании комплектовочных ведомостей, передачу отобранных товаров в зону отгрузки.
Если раскладка и отбор товаров происходит ежедневно, то операции раскладки и отбора поручают разным сотрудникам. Раскладкой занимаются кладовщики участков и их сотрудники, отбором – комплектовщики.
Положение о приемной комиссии
Если поступление товаров на склад предприятия является постоянным процессом – грузы поступают ежедневно небольшими объемами или еженедельными крупными партиями или ежемесячными количествами, требующими длительной приемки, то приказом по предприятию назначается постоянно действующая комиссия по приемке поступающих товаров и службы, обеспечивающие приемку – грузовая служба, лаборатория по проверке качества, служба оформления претензий и определяется порядок распределения техники и трудовых ресурсов. Если поступление товаров происходит периодически и постоянная приемная комиссия не требуется, то приказом по предприятию постоянные обязанности председателя приемной комиссии возлагаются на одного из руководителей, которому предоставляются полномочия назначать приемную комиссию по мере необходимости, привлекать обеспечивающие службы. В обоих случаях председателю приемной комиссии предоставляется право подписи документов, связанных с приемкой товаров, право привлекать сторонних специалистов или лаборатории для контроля качества, независимых экспертов и общественные организации. В обоих случаях назначение и состав приемной комиссии оформляются письменным приказом. В приказе отдельным пунктом указываются сотрудники, которым предоставлено право подписи приемных актов, протоколов проверки (анализа, тестирования) качества и претензий, для того, чтобы подписи этих членов комиссии имели законную силу для оприходования товаров или для предъявления претензий поставщикам и возможных арбитражных разбирательств.
Примерный состав приемной комиссии:
• председатель комиссии;
• товароведы;
• эксперты по качеству;
• работники для распаковки, перемещения, пересчета, взвешивания и т. д.;
• обработчики документации.
Председатель приемной комиссии организует выполнение следующих подготовительных работ:
• заблаговременное приглашение сторонних специалистов для контроля качества (если нет штатных), а также независимых экспертов в сложных и спорных случаях;
• подготовка оборудования для вскрытия тары, распаковки, анализов, тестирования или диагностики поступающих товаров;
• определение технологии и исполнителей приемки грузов от перевозчиков по количеству мест и весу, соответствия сопроводительной документации договору закупки, подготовки претензий перевозчикам;
• определение технологии и сроков приемки товаров, подготовки материалов для претензий поставщикам;
• планирование сроков, технических средств и рабочей силы для приемки товаров по количеству и качеству;
• определение мест и сроков временного размещения и хранения грузов для приемки по количеству и качеству;
• определение порядка передачи принятых товаров для размещения и хранения;
• планирование технических средств и рабочей силы для размещения принятых товаров по местам хранения немедленно после приемки.
При организации приемки по количеству предприятие-получатель обязано:
• создать для правильной и своевременной приемки продукции условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищений продукции;
• обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции, хорошо знали Инструкцию П-6, а также правила приемки продукции по количеству, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, другими нормативными актами и договором поставки данной продукции;
• обеспечить точное определение количества поступившей продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т. п.);
• систематически осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка продукции по количеству, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.
При организации приемки по качеству и комплектности предприятие-получатель обязано:
• создать условия для правильной и своевременной приемки продукции, при которых обеспечивалась бы ее сохранность и предотвращалась порча продукции, а также смешение с другой однородной продукцией;
• следить за исправностью средств испытания и измерения, которыми определяется качество продукции, а также за своевременностью проверки их в установленном порядке;
• обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции по качеству и комплектности, хорошо знали и строго соблюдали Инструкцию П-7, а также правила приемки продукции по качеству и комплектности, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, другими обязательными правилами;
• систематически осуществлять контроль работы лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству и комплектности, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.
Полномочия для приемки грузов от перевозчиков по количеству мест и весу обычно предоставляются экспедиторам, приемщикам груза, входящим в состав приемной комиссии, утвержденной приказом по предприятию и работающим совместно с грузовой службой.
Полномочия для приемки товаров от поставщиков по количеству предоставляются экспедиторам, товароведам, кладовщикам, включенным в состав приемной комиссии. В одних случаях приемкой целесообразнее заниматься представителям службы хранения (мелкий товар, дорогой товар, специфичный товар и т. п.), в других – экспедиторам (приемка товара на складе поставщика, лесоматериалы, металлопрокат, насыпные и наливные грузы и т. п.). Приемкой товаров от поставщиков по качеству всегда целесообразнее заниматься уполномоченным специалистам (товароведы, эксперты, специалисты по анализам и т. д.).
Положение о службе подготовки отправок
Если отправка товаров со склада предприятия является постоянным процессом – грузы отправляются ежедневно большими объемами, или еженедельными крупными партиями, или ежемесячными количествами, требующими длительной комплектации, то приказом по предприятию назначается постоянно действующие бригады или службы отборщиков, комплектовщиков, контролеров, упаковщиков обеспечивающие подготовку партий к отгрузке. В выполнении отгрузок участвуют следующие специалисты, группы специалистов и службы:
• кладовщики;
• начальники смен;
• диспетчеры;
• отборщики (комплектовщики);
• группа контролеров: товароведы, контролеры, лаборатория, служба испытаний, служба образцов и стандартов;
• группа оформления товаросопроводительной документации.
Эти бригады или службы передают полностью подготовленные партии грузов экспедиции, которая совместно с грузовой службой осуществляет отправку партий перевозчикам.
Положение о службе контроля
Контролеры по количеству проверяют количества товаров, поступившие от поставщиков, а также отобранные комплектовщиками для отправки. Контролеры по количеству – обычно сотрудники склада.
Контролеры по качеству проверяют качество поступивших или отобранных товаров по установленным правилам. Контролеры по качеству – чаще сотрудники отдела (лаборатории) качества.
После проверки партий контролерами дается разрешение на раскладку в зоне хранения или на комплектацию партий и упаковку.
Положение о службе упаковки
Служба упаковки может быть крупным цехом упаковки, если склад принадлежит производственному предприятию. На складах посредников собственно упаковка производится только при повреждении оригинальной упаковки или при переупаковке, если она предусмотрена. Основной работой является формирование и упаковка грузовых модулей и партий. В составе службы работают упаковщики, грузчики, технологи.
Служба упаковки решает следующие задачи:
• определение технических требований к упаковке и маркировке, обеспечивающих сохранность груза при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и складировании;[6]
• определение номенклатуры товаров, требующих упаковки, выбор и заказ соответствующих видов упаковки, закупка автоматизированных линий или станков для упаковки, материалов и инструментов для упаковки;
• определение грузовых модулей, выбор средств для формирования грузовых модулей: коробка, ящик, контейнер, мешок, поддон с обтягивающей лентой и защитной пленкой, и т. д. обеспечение бесперебойного снабжения материалами для формирования грузовых модулей;
• выбор вида тары, упаковки и маркировки при подготовке к отгрузке товара;
• обеспечение безопасности и сохранности товаров на складе и в пути;
• оценка влияния каждого элемента (тара, упаковка, маркировка) на общие издержки логистической системы;
• постановка задач для компьютеризации процессов контроля наличия упаковочных материалов и средств, учета и анализа изменений.
Положение об экспедиторской службе
Экспедиторская служба – посредник между складом и перевозчиками. Ее успешная работа возможна при хороших контактах с сотрудниками служб логистики, закупок, продаж и склада, с поставщиками, заказчиками, с перевозчиками. Этой службе необходима постоянно контролируемая база данных о транспортных предприятиях и их услугах, наличие диспетчеров по организации и контролю автомобильных, железнодорожных, морских и речных, а также авиационных и почтовых отправок, а при необходимости – своих экспедиторов на складах поставщиков. Когда интенсивность оборота товаров высока, загрузка разгрузочных и погрузочных мощностей склада должна быть тщательно спланирована, чтобы обеспечить достаточную пропускную способность и избегать завалов товаров в зонах приемки и отгрузки. Очевидно, что эта задача может быть решена лишь при четкой организации и удовлетворительном техническом обеспечении. Безусловно необходима высокая исполнительская дисциплина сотрудников всех служб, участвующих в разгрузке и приемке, а также в подготовке и отправке партий товаров. Основным критерием эффективного управления перевозками является отдача, полученная от затрат на перевозки.
Среди операций экспедиторской службы:
• составление графиков поступления грузов;
• заблаговременный заказ транспортных средств перевозчиков или резервирование собственных транспортных средств для доставки грузов из порта, с желдорстации, аэропорта;
• подготовка распоряжений о выделении места для разгрузки, бригад и техники для разгрузки;
• извещение приемной комиссии о дате готовности груза к приемке;
• проверка соответствия тары, упаковки и маркировки поступающих грузов.
Функции службы:
Организует выполнение доставки грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции, договором перевозки грузов и другими договорными обязательствами с грузовладельцем. Координирует взаимодействие всех участников обработки грузов. Составляет технологические и экономические обоснования транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов. Организует выполнение разгрузки и погрузки товаров, их перевозки. Организует фрахтование транспортных средств (автомобилей, вагонов, морских и речных судов, авиатранспорта), производит контроль за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, контейнеров, хладо-камер, бункеров и других помещений хранения. Обеспечивает отслеживание хода выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ, соблюдения сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов. Оформляет товарнотранспортные и другие сопроводительные документы на всех этапах реализации транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов, грузовые таможенные декларации и другие документы, необходимые для таможенной очистки грузов, в соответствии с установленными требованиями. Оформляет документы, связанные со страхованием грузов, коммерческие и другие акты в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств в поврежденном состоянии (порча и (или) недостача грузов и грузовых мест, поврежденные пломбы, пломбозапорные устройства или их отсутствие). Рассчитывает провозные платежи и сборы. Информирует склад о движении грузов. Производит в установленном порядке переадресовку грузов, организует реализацию невостребованных грузов, а также, при необходимости, работу по розыску грузов, транспортных средств.
Сотрудники должны знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, относящиеся к транспортной и транспортно-экспедиционной деятельности; международные соглашения и конвенции по транспорту; подвижной состав видов транспорта; технологию и организацию транспортно-экспедиционного обслуживания; эксплуатационные возможности транспортных путей и терминальных систем; методы оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов с использованием логистических систем; организацию транспортной инфраструктуры (пропускные и провозные возможности дорог, морских, речных портов и пристаней, аэропортов, транспортных узлов); действующие системы тарифов, налогов, скидок и льгот на перевозки, таможенных и страховых платежей; методы определения стоимости доставки грузов; порядок заключения договоров, оформления товарно-сопроводительных, транспортноэкспедиционных платежных, страховых и претензионных документов; основы товароведения; правила перевозок на всех видах транспорта; правила и нормы экологии и безопасности движения на транспорте; основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации в части, необходимой для организации транспортноэкспедиционной деятельности.
Положение о претензионной службе
Претензионная служба решает следующие задачи:
• определение форм и правил подготовки актов приемки при недостачах или браке в полученных партиях, претензий по количеству и качеству;
• определение порядка подготовки и форм претензий получателей по количеству и качеству;
• организация учета претензий к перевозчикам, претензий по количеству и качеству товара, учета проверки, удовлетворения и анализа претензий;
• определение процесса обработки претензий, контроля ответов на них, контроля их удовлетворения;
• определение порядка работы с арбитражем в случае предъявления исков;
• определение порядка контроля расчетов по претензиям и решениям арбитража;
• определение методов анализа объема претензий, степени их удовлетворения для оценки качества товаров и работы склада или поставщиков в целях принятия решений о целесообразности деловых отношений с ними или работы с соответствующей группой товаров;
• постановка задач для компьютеризации процессов подготовки, учета и анализа претензий;
• операции по учету удовлетворения претензий.
Положение о диспетчерской службе
Для организации планирования и диспетчеризации работ необходимо выполнение следующих процессов и операций:
• определение принципов подготовки планов и графиков работ, планов распределения рабочей силы и техники по объектам и срокам, включая согласование планов с режимом работы сторонних организаций, участвующих в процессах товародвижения;
• разработка планов, графиков, описаний последовательности операций, нормативов для бизнес-процессов и т. п.
• постановка задач для компьютеризации планирования и диспетчеризации работ, анализа качества планирования;
• определение кратчайших маршрутов перемещения грузов при раскладке для хранения и отборе для отгрузки;
• разработка маршрутных карт, описаний последовательности операций и т. п.
• постановка задач для компьютеризации подготовки маршрутных карт, спецификаций для размещения товаров и спецификаций для отбора товаров с учетом маршрутных карт.
Функции службы:
Осуществляет оперативное регулирование деятельности подразделений в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями. Контролирует обеспеченность подразделений необходимыми материалами, оборудованием и погрузочно-разгрузочными средствами. Собирает и обрабатывает информацию на грузообразующих и грузополучающих объектах, пунктах погрузки и разгрузки о наличии грузов. Распределяет исполнителей по объектам работ. Осуществляет оперативный контроль за ходом складских и погрузочно-разгрузочных операций по установленным графикам. Ведет диспетчерский журнал, составляет отчетные рапорты и другую техническую документацию о ходе производства.
Положение о грузовой службе
Грузовые службы существуют у всех крупных предприятий, получающих и отправляющих грузы – промышленных, транспортных, заготовительных, добывающих, торговых и т. д.
Структура грузовой службы
Современные требования совершенствования логистики грузопотоков в целях сокращения сроков выполнения грузовых операций и расходов на них повысили значимость качества управления грузовыми службами, подготовки кадров для них, обеспечения их техническими средствами и оргтехникой. Грузовая служба предприятия может быть структурно отдельной, может входить в структуру транспортного отдела. Большие грузовые потоки требуют специализации подразделений, которые выполняют погрузочно-разгрузочные работы и перевозки внутри своего предприятия.
Грузовая служба выполняет следующие основные функции.
• контакты с отправителями и перевозчиками, определение даты поступления груза, необходимости дополнительных перевозок (например, от желдорстанции до склада и т. п.);
• определение необходимого состава бригад и машин для разгрузки и размещения груза;
• определение технологии разгрузки, приемки и размещения груза (обычная или новая при новом виде груза);
• оформление документов по приемке груза от перевозчиков, претензий к перевозчикам;
• контакты со складом и цехами, получение указаний на отправку грузов и партий для отгрузки;
• определение необходимого состава бригад и машин для погрузки;
• определение технологии погрузки (обычная или новая при новом виде груза);
• оформление документов и сдача грузов перевозчикам;
• составление графика работ;
• инструктаж исполнителей;
• производство работ;
• размещение товаров по местам хранения (для крупногабаритных и специальных грузов).
Обязанности груз-менеджера
Руководитель грузовой службы должен знать:
• технические условия погрузки и крепления, открепления и разгрузки грузов;
• правила транспортирования, упаковки и маркировки грузов;
• порядок и технологию взвешивания грузов, содержания и технического обслуживания весовых приборов;
• правила техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах;
• грузовую перевозочную и коммерческую документацию, правила ее хранения и оформления;
• правила перевозок грузов;
• основы планирования перевозок, организации труда и управления производством;
• правила охраны грузов в пути;
• инструкцию о порядке расследования и учета несчастных случаев, связанных с производством;
• основы трудового законодательства; положение о рабочем времени и времени отдыха работников предприятия.
Руководитель грузовой службы:
• определяет потребность в транспортных средствах под погрузку и заказывает их;
• контролирует соблюдение технических условий погрузки и крепления грузов, выполнение норм простоя транспортных средств под грузовыми операциями, правильность оформления грузовых перевозочных документов и учета погрузочно-разгрузочных работ, ведение претензионной работы;
• привлекает специалистов других структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено технологией операций);
• обеспечивает эффективное использование производственных площадей и погрузочно-разгрузочных средств;
• осуществляет руководство и оперативное планирование работы грузовой службы;
• обеспечивает выполнение планов погрузки, выгрузки грузов, сортировки, сохранность грузов и их своевременный вывоз;
• анализирует выполнение оперативного плана и основных показателей работы;
• разрабатывает в соответствии с сетевым планом формирования графики приема к перевозке контейнеров и мелких отправок по направлениям;
• участвует в разработке, пересмотре и контролирует выполнение технологического процесса;
• разрабатывает и внедряет мероприятия по сокращению простоя транспортных средств и обеспечению своевременного вывоза грузов;
• проводит необходимые мероприятия по предупреждению несохранности грузов при перевозке, погрузке, выгрузке;
• обеспечивает исправное содержание погрузочно-разгрузочных площадок и весовых приборов;
• принимает участие в контрольных перевесках, погрузках и выгрузках грузов;
• участвует в расследовании случаев травматизма, связанных с выполнением погрузочно-разгрузочных работ;
• организует и проводит работу по повышению уровня технических и экономических знаний работников грузовой службы;
• контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, выполнение ими должностных инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Положение о компьютеризации
Основные задачи:
– обеспечение компьютеризации документооборота, учетных, статистических, аналитических, финансовых операций, развитие компьютеризации для поддержания ее на уровне современных требований;
– использование современных компьютерных технологий;
– обеспечение работы с удаленными партнерами (дилерами и др.).
– привлечение авторитетных специализированных фирм для поставки программного обеспечения и оборудования;
– постановка задач для адаптации и развития купленной системы;
– внедрение программных продуктов;
– обучение персонала работе с программным обеспечением;
– обеспечение целостности баз данных;
– обеспечение архивации и сохранности информации, содержащейся в компьютерах на случай сбоев по техническим причинам;
– защита информации от несанкционированного доступа;
– обеспечение технической исправности оборудования.
Организационным и технологическим основанием для автоматизации являются корпоративные, отраслевые, национальные, международные стандарты, т. е. единые правила организации, технологии и управления, по которым живут все предприятия, задействованные в мировом логистическом процессе: и поставщики, и посредники, и потребители продукции. Используя их, Предприятие применяет критерии качества управления, требуемые стандартами, и получает серьезные конкурентные преимущества.
Эффективная складская логистика становится определяющим фактором, от которого во многом зависит конкурентоспособность Предприятия при работе с большим потоком разнообразных грузов. Логистическая исполнительная система сочетает в себе стандартные решения и высокую степень оптимизации логистических процессов.
Задачи развития компьютерной системы:
• автоматизировать все бизнес-процессы предприятия на базе единой системы, избежав при этом необходимости установки разрозненных программ;
• построить систему комплексного управления предприятием, начиная от управления продажами, обработкой заказов клиентов, складскими операциями, грузовыми операциями и заканчивая планированием и анализом финансовых результатов деятельности всех подразделений предприятия;
• объединить территориально-распределенные подразделения предприятия в единую информационную структуру;
• повысить эффективность работы сотрудников за счет обработки большего объема информации в сжатые сроки;
• улучшить качество обслуживания клиентов, предоставляя возможности для хранения истории работы с клиентами, а также для оперативного получения актуальной информации по состоянию обработки заказов клиентов, местонахождению грузов и транспортных средств;
• создать запас роста предприятия, обеспечив возможность быстрого расширения и донастройки корпоративной информационной системы по мере развития бизнеса;
• гибкость системы в настройке должна легко интегрировать систему с другими программами, используемыми подразделениями.
Необходимы возможности системы:
• идентификация товаров по внутреннему коду, штрихкоду, артикулу поставщика, матчкоду;
• поддержка серийных номеров;
• поддержка кодировки и наименований товаров поставщиков;
• поддержка торгового оборудования (принтеры/сканеры штрихкода, терминалы сбора данных);
• многообразие схем ценообразования, доставки, оплаты заказов и закупок;
• мониторинг товарных потоков от момента формирования заказа товара поставщику до отгрузки товара клиенту и выставления счета;
• мониторинг оплаты;
• поддержка полного цикла взаимоотношений с клиентами и поставщиками;
• автоматическое формирование закупок под заказы, на базе прогноза продаж, по нормам остатков;
• резервирование складских запасов и предстоящих закупок под заказы клиентов;
• автоматическое формирование рекламаций;
• автоматический импорт данных из прайслистов поставщиков в различных форматах;
• поддержка неограниченного количества единиц складского учета с правилами пересчета;
• инвентаризация с использованием терминалов сбора данных с автоматическим разнесением излишков и недостач;
• контроль сроков хранения до признания товара неликвидом;
• поддержка регулярных (повторяющихся) заявок и заказов;
• учет накладных расходов сборов, акцизов, транспортных расходов, амортизации тары;
• контроль и анализ оборачиваемости денежных средств в различных разрезах;
• планирование платежей;
• сквозной просмотр данных.
Управленческая подсистема должна включать:
• внешние инструменты построения отчетности:
• возможность получения и обработки финансовой информации с помощью любого иного инструмента формирования отчетов;
• табличные и моделирующие программные продукты.
• графические системы создания отчетности:
• интегрированный инструментарий для получения и обработки финансовой информации на высоком уровне обобщения или, напротив, для детального анализа процессов;
• графический пользовательский интерфейс для обеспечения графических построений по выбранным данным из модуля "финансовые отчеты".
Система должна управлять потоком снабжения сбыта путем интеграции в единый центр управления всех операций с поставщиками, подрядчиками и заказчиками Предприятия:
• формирование процесса снабжения сбыта в единый информационный поток на основе методологии MRP, обеспечивая динамическое балансирование производства, продаж и закупок;
• управление сквозным планированием снабжения сбыта, бартерными операциями, множественными взаимозачетами (включая расчеты с комиссионерами);
• автоматическое формирование входящих и исходящих платежей в графики оплаты и получение данных об оплате счетов и накладных;
• автоматические проводки по приходу материалов, отклонениям, возвратам, браку и рассогласованиям;
• поддержка различных товарных операций: приход со стороны, из производства, на комиссию, расход на сторону, в производство, на комиссию, возвраты, оформление порчи и брака, перевод в собственность и списание комиссии, составление актов рассогласования, комплектация/разукомплектация, инвентаризация и внутреннее перемещение;
• автоматический перевод количества материалов из одной единицы измерения в другую для каждого материала указываются основная единица измерения и сколько угодно дополнительных единиц, снабженных формулами перевода;
• поддержка формирования технологических карт и работы с ними для складов; технологические карты содержат компоненты, которые, в свою очередь, включают в себя элементы замены (взаимозаменяемые товарные позиции) с указанием приоритета использования;
• поддержка учета с автоматическим отслеживанием сроков хранения;
• возможности применения при расчете себестоимости товара методов “среднее", “скользящее среднее", “FIFO", “MinCost" и “MaxCost";
• распределение товара по партиям вручную;
• учет неотфактурованных поставок.
• возможность адаптации для торговли и для предоставления услуг.
Предупреждение о наступлении контролируемых событий:
• истощение товарных запасов ниже минимального уровня;
• наступление точки заказа;
• истечение срока хранения без реализации – неликвиды;
• отсутствие товара на складе;
• продажа отсутствующего товара;
• изменение статуса заказа;
• и другие.
Для эффективного управления необходима быстрая подготовка ключевых параметров, тенденции изменения которых показывают необходимость принятия управленческих решений, причем на экране тревожные тенденции выделяют ярким цветом, удовлетворительные показывают блеклым цветом.
Параметры контроля для управленческих решений руководства, которые должны появляться на экране монитора через минуту:
По операциям:
• тенденции изменения степени удовлетворения спроса – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• тенденции изменения доли авиапоставок (срочных поставок) в количестве заказов на пополнение склада – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• тенденции изменения объема запаса на складе по сумме – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• тенденции изменения объема неликвидов на складе по сумме – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• тенденции изменения доли регионального склада в прибыли и убытках всей компании – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• тенденции изменения объема продаж товаров на условную потребительскую единицу (например, на 1000 жителей обслуживаемого района) – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• тенденции изменения объема продаж по себестоимости – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• тенденции изменения объема валового дохода или прибыли – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом.
Возможности для управления приемкой
В компьютерной системе должна быть функция «подготовка склада к приемке и размещению товара». Информация о планируемой приемке в виде спецификаций товаров или их штрих-кодов вводится в систему и позволяет рассчитать и выполнить:
• распечатать этикетки на товар или паллеты;
• подготовить паллеты;
• привлечь дополнительные ресурсы (сотрудники, оборудование) для приемки товара;
• подготовить складские площади к размещению товара как в зоне приемки, так и в основной зоне хранения (например, компрессия склада или подпитка активной зоны).
В системе должны учитываться следующие основные операции, связанные с приемкой:
• спецификация товара, ожидаемого по договору;
• ввод уведомления об отгрузке;
• фиксирование информации о выставлении счета поставщиком;
• отслеживание этапов транспортировки груза,
• учет таможенных, транспортных и прочих затрат;
• приемка товара на склад, автоматический контроль соответствий с заказом на поставку и выставленным счетом;
• приемка товара по количеству, весу и другим параметрам с использованием технологии штрихового кодирования или без нее;
• внутренняя либо стандартная маркировка товара этикетками со штрих-кодом;
• оптимизация размещения товара внутри склада с использованием различных алгоритмов;
• внутрискладские перемещения;
• отслеживание возвратов и рекламаций.
Для управления процессами контроля качества товаров компьютерная система должна обеспечивать:
• возможность автоматической отправки на контроль качества заданного процента от количества товара при приеме его на склад;
• создание заданий на отправку товара на контроль качества;
• подтверждение отправки товара на контроль качества;
• возможность отбраковки поврежденного товара при приеме для списания или возврата;
• возможность приостановить размещение всей партии пришедшего товара (задержать в зоне приема) до окончания контроля качества ее части;
• списание товара, возврат поставщику, размещение проверенного товара на складе;
• отчеты о контроле качества товаров: об отправке на контроль, размещении на складе проверенного товара, возврате и списании товара.
Разработка графиков контроля состояния товаров, работ по перемещению (перелопачиванию, переворачиванию, проветриванию, просушиванию и т. п.) соответствующих товаров, контроля сроков хранения скоропортящихся товаров и т. д.
Система должна поддерживать любые документальные процедуры складского оприходования товаров.
Модуль системы «Приход» позволяет:
• составлять приходные накладные от поставщиков;
• импортировать приходные накладные от внутренних поставщиков;
• составлять возвратные накладные от клиентов;
• производить расчет приходных цен;
• составлять акты приемки товаров на склады;
• составлять накладные списания;
• составлять передаточные накладные.
• Модуль «Приход» ведет следующие журналы:
• журнал приходных накладных;
• журнал актов приемки товаров на склад;
• журнал накладных списания;
• журнал передаточных накладных.
Размещение
Формирование задания на размещение товара выполняется таким образом, чтобы его дальнейший отбор происходил наиболее оптимально. Обычно склад делится на области, в которых товар размещается в соответствии с ABC – классификацией или особенностями хранения (негабаритный товар, требования к температурному режиму, брак и т. д.).
Для каждого товара задаются индивидуальные приоритеты размещения:
• размещение товара в свободные ячейки;
• размещение товара в занятые ячейки к такому же товару;
• размещение товара в занятые ячейки к любому другому товару;
• закрепление определенной ячейки за конкретным товаром;
• другие приоритеты.
При размещении производится автоматический расчет заполнения складских объемов и складских площадей с использованием массогабаритных характеристик объектов хранения и допустимых условий их складирования (уровень штабелирования и т. п.). Исходя из этой информации, компьютерная система выбирает только те ячейки, куда этот товар физически можно разместить. Должна быть предусмотрена возможность формирования технологических маршрутов и технологических карт на выполнение размещения, возможность разработки вариантных резервных и обходных технологий для различных вариантов исполнения размещения.
Для размещения система выполняет:
• поиск оптимального места хранения для принятого товара (алгоритм размещения товара, учитывающий параметры хранения товара и ячеек);
• возможность указания пользователем предпочтительной зоны (ячейки) размещения для товара;
• генерация задания на размещение товаров на складе для хранения;
• формирование маршрутных карт для размещения прибывших грузов;
Подтверждение размещения товара:
• прямое размещение товара в заданную ячейку;
• отчет о принятых товарах.
Топология склада представляется в графическом виде: проходы, ряды, точное местоположение зон и мест хранения (положение ячейки на полке, полки – в стеллаже, стеллажа – на складе). Каждое место хранения имеет набор характеристик (тип, условия хранения, размеры, приписанный товар). Оптимизационные алгоритмы системы рассчитывают размещение товара, заполнение ячеек хранения, пополнение зон отбора. Оптимизация размещения выполняется с учетом оборачиваемости товара, удаленности от мест отгрузки, наличия аналогичного товара на складе и контроль степени заполнения мест хранения для уплотнения. Выполняется контроль сроков хранения товарных позиций, партионный учет, учет стоимости хранения и обработки груза. Должна контролироваться совместимость товаров на складе.
Например, нужно исключать возможность нахождения одного и того же товара с разными сроками годности в одной и той же ячейке для уменьшения вероятности ошибки при его отборе.
При графическом отображении состояния склада на монитор выводится:
• наглядное отображение заполнения ячеек товаром с разбивкой по подгруппам/ владельцам на карте области, созданной при построении топологии склада;
• отчет о загруженности области склада (по ячейкам, в процентах от общего объема ячейки);
• отчет о загруженности области склада по владельцам товара;
• отчет о загруженности области склада по товарам /подгруппам товаров;
• автоматическое обновление и печать графических отчетов.
Для обеспечения логистического управления главным образом для оперативных целей необходимы следующие базы данных.
База данных ожидаемых поставок закупленных товаров. Записи должны поддерживаться для каждого товара, отображая законтрактованные количества, товары в пути, контрактные условия и записи о поставках в соответствии со сроками, оговоренными с поставщиками. Эта информация используется для прогнозирования потребности в рабочей силе и механизмах для разгрузки и приемки товаров.
База данных состояния производственных процессов разгрузки и приемки. Она содержит информацию о сроках выполнения, завершенных и оставшихся операциях.
Необходимость использования этих баз данных обеспечивает большую эффективность и большую точность в выполнении всей совокупности логистических функций, поскольку персонал, использующий специальные данные, будет лучше обучен и получит большие возможности для оптимального управления логистической системой в целом.
Использование этих баз данных необходимо для обеспечения интеграции:
• планирования логистических операций приемки с планированием деятельности всего предприятия;
• операций по логистике приемки с другими операциями, осуществляемыми предприятием;
• информационных технологий, используемых в области логистики, с информационными технологиями всего предприятия;
• информационных технологий с компаниями-партнерами.
Для обработки возвратов товаров и тары поставщикам необходимо:
• полное отслеживание возвратов по поставщикам и товарам;
• деление возвратов на кондиционные и некондиционные товары;
• возможность установки обязательной авторизации возврата товаров;
• отражение принятых возвратов в системе взаиморасчетов с данным поставщиком;
• возможность назначать товарам признак "не подлежит возврату".
Возможности для управления хранением
Компьютерная система в части управления хранением должна обеспечивать:
• контроль процесса приемки и отбора, товарных остатков и другой информации, необходимой для эффективной работы;
• систему верификации операций для оценки качества работы сотрудников, менеджеров, агентов и дилеров;
• поддержку стандартов автоматизации документооборота это означает, что реализуют полную систему электронного документооборота, контролируют соответствие действий персонала бизнес правилам предприятия и напоминают о необходимости выполнения тех или иных операций;
• наглядное графическое отображение заполнения ячеек товаром с разбивкой по подгруппам/ владельцам на карте области, созданной при построении топологии склада;
• подготовку отчета о загруженности области склада (по ячейкам, в процентах от общего объема ячейки);
• подготовку отчета о загруженности области склада по владельцам товара (в общественных складах);
• подготовку отчета о загруженности области склада по товарам /подгруппам товаров;
• сопровождение единиц измерения;
• сопровождение номенклатуры товаров (группы, подгруппы);
• возможность расширения информации о свойствах товаров при помощи использования дополнительных атрибутов;
• сопровождение ячеек (типы и классы ячеек, создание, редактирование, поиск ячеек);
• подготовку отчета о наличии товара на складе;
• подготовку отчета о перемещении товара по складу;
• подготовку отчета о приеме товара на склад;
• подготовку отчета об инвентаризации и коррекции товарных запасов;
• подготовку отчета о партионном учете размещения товаров на складских местах.
• подготовку отчета о выявленнной пересортице, недостаче;
• выполнение коррекции товарных остатков (с указанием причины);
• возможность определения точного времени хранения партий товаров и их частей и расчета стоимости хранения по средневзвешенным расценкам;
• партионный учет затрат на хранение и партионный учет внутрискладских операций;
• неограниченное число участков хранения;
• определение видов статистики, необходимой для анализа, видов анализа, необходимых для принятия управленческих решений.
Базы данных, необходимые для управления хранением
БД состояния товарных запасов и размещения по единицам хранения на складах. Она должна показывать имеющиеся в наличии, свободные, включенные в заказ и отправленные изделия. Запись содержит критические параметры, используемые в правилах принятия решения о восполнении производственных запасов. Когда ЛИС управляет логистической системой в целом, состояние запасов и их размещение может быть вспомогательной записью в главном файле размещения единиц хранения на складе, для облегчения внутрискладских перемещений. Товары в пути являются дополнительной частью файла о состоянии запасов.
БД состояния производственных процессов. БД выполняемых заданий содержит текущее состояние любого товара или заказа. Она содержит информацию о завершенных операциях, сроках выполнения, числе выполненных операций и оставшихся операциях.
БД требуемых для процесса операций и товаров. Эти записи называют файлами маршрутизации, или перечнем операций и ведомостью товаров (комплектовочным графиком). Файлы операций должны содержать ожидаемые или стандартные сроки исполнения процесса, а ведомость товаров должна содержать количества всех товаров для данного процесса (исполнения заказа). Этот файл необходим для разбиения заказов на потребности в товарах и загрузку персонала и оборудования.
БД активности спроса на товары. Эта БД накапливает данные о спросе на товары в зависимости от периода времени и размещения. Она используется для анализа спроса и для периодической проверки прогнозов для управления запасами.
Возможности для управления обработкой заказов
Обработка полученных заказов должна включать следующие операции:
• проверка кредитоспособности заказчика;
• проверка доступности запасов;
• подтверждение приема заказов;
• модификация заказов;
• обсчет заказов;
• оповещение клиентов о состоянии заказов;
• детализация цен и ценовых скидок;
• оформление договоров (спецификаций) на продажу; • выделение запасов под заказы.
Подготовка заказов к обработке
Самый трудоемкий для поставщика способ обработки заказов начинается с получения телефонного или письменного заказа в произвольной форме. Оператор поставщика вынужден переводить заказ в форму, приемлемую для обработки и ввода в компьютер, теряя на этом массу времени. Современная практика предусматривает несколько методов оптимизации процесса обработки заказов.
Первый метод организации обработки заказов в кратчайшие сроки состоит во вводе в компьютер заказов, подготовленных на специальных бланках – формах, содержащих всю необходимую для обработки информацию в виде специальных кодов. Логистический подход к обработке заявок начинается с разработки формы заявки, которую должен направлять заказчик. Форма должна заполняться им и проверяться оператором поставщика перед вводом в компьютер для обработки.
Форма предусматривает все данные, необходимые для обработки заявок, например:
• код заказчика;
• код категории заказа (срочный, с недельным сроком поставки, с месячным сроком поставки и т. д.);
• код группы товаров;
• код (номер, артикул) товара;
• количество товара;
• код пункта назначения;
• код вида транспорта;
• код упаковки;
• и т. д.
Чтобы на основании этих данных компьютер мог обработать заказ, в системе должны быть разработаны справочники:
• коды заказчиков;
• коды категории заказов (срочный, с недельным сроком поставки, с месячным сроком поставки и т. д.);
• коды группы товаров;
• коды (номер, артикул) товара;
• коды пунктов назначения;
• коды видов транспорта;
• коды упаковки;
• коды условий сделок;
• коды условий поставок;
• коды приоритетов;
• коды особенностей обработки и др.;
• коды условий работы с заказчиками: цен, скидок, порядка платежей;
• и т. д.
На предприятии должны быть разработаны:
• инструкция по заполнению формы заказа для заказчиков и операторов;
• техническое задание для автоматизации операций проверки заказов на правильность номеров (артикулов) и наименований товаров, проверки заказов по наличию товаров на складе, распределения наличных товаров между заказчиками, фиксирования неудовлетворенных количеств (отложенное исполнение) и включение их в обработку при поступлении товаров, резервирование подтвержденных количеств до поступления платежей и др.
Второй метод организации обработки заказов основан на одном из принципов реинжиниринга, который гласит: «Клиент процесса должен выполнять этот процесс». Западные поставщики добиваются того, чтобы заказчики представляли заказы на поставку товаров в формате, который обеспечивает быстрый ввод их в компьютер. Подробный бланк заказа и формат для электронной формы заказа разрабатывают поставщики, обязывает заказчика его применять специальным условием контракта. Тем самым поставщики снимают с себя кропотливую работу операторов по приведению произвольных заявок клиентов в формат, необходимый компьютеру и по вводу заказов в компьютер. Для складов с большой номенклатурой этот объем работ весьма значителен.
Третий метод организации обработки заявок основан на другом принципе реинжиниринга, который рекомендует: Обращайтесь с партнерами так, будто они являются частью вашего предприятия. Следующим шагом в сокращении потерь времени на обработку заявок и устранения ошибок в них является замена заявок постоянных заказчиков их электронными отчетами о наличии запасов товаров на складе. Поставщики анализируют остаток и расход товаров на складах заказчиков и направляют им предложения на поставку тоже в электронной форме. Получив подтверждение и корректировку предложений, поставщики отгружают товары. Например, региональные склады запасных частей компании “Volkswagen" ежемесячно сообщают логистическому центру компьютеру компании о наличии деталей на складе, о продаже за последние один, пять и пятнадцать месяцев. На основе этих данных поставщик рассчитывает потребность на соответствующий период и направляет предложение о поставке. Региональный склад обязательно корректирует его с учетом факторов рынка, не предусмотренных программами компьютера, и подтверждает отгрузку. Такой метод подготовки заявок вообще устраняет участие людей в обработке заявок у поставщиков. Тем самым соблюдается еще один принцип реинжиниринга: Как можно меньше людей должно быть вовлечено в процесс.
Дифференциация заказов
Концепция Lean Manufacturing[7] рассматривает предприятие как открытую систему, важной особенностью которой являются отношения с партнерами. Целесообразно настраивать их на необходимость предварительных заказов.
Логистический подход к работе с заказами клиентов предусматривает дифференцирование и кодирование заказов для обработки с учетом специфических особенностей заказчиков, заказов и включенных в них товаров, для последующей статистики, анализа и оптимизации.
Кодирование по особенностям обработки, предоставляемым скидкам и срокам исполнения:
Код (01) Очень срочные заказы. Заказы, имеющие внеочередной порядок обработки. Приоритет обработки заказа – первый. Обработка по наличию на складе и срочная отгрузка. Способ отгрузки – авиа или авто.
Код (02) Срочные заказы. Согласно установленным договорами с заказчиками правилам ежедневными (срочными) заказами считаются заказы, которые не должны быть крупными, поступающие поставщику до 11 часов того дня, в который требуется их отгрузка. Комплектация этих заказов начинается немедленно после обработки, а отгрузка – с 14–15 часов, когда вернется разъехавшийся рано утром транспорт. По заказам, поступающим поставщику с 11 часов до 18 часов дня, комплектация выполняется ночью, а отгрузка осуществляется утром следующего дня. Приоритет обработки заказа – второй. Выполняются из наличия на складе. Для покрытия возможной нехватки запаса у дилеров в ближайшем будущем или покрытия дилером невыполненной заявки потребителей.
Код (03) Обычные заказы. Обычными заказами считаются заказы, которые не должны быть мелкими, поступающие поставщику в течение рабочего дня, комплектация выполняется в течение 1–2 дней, а отгрузка осуществляется не позднее 3-го дня с даты поступления заказа. Иногда оговаривается, что отгружаются еженедельные партии по четвергам. Для регулярного пополнения запасов у клиентов. Рекомендуется размещать заказы в согласованные даты, чтобы сбалансировать загрузку склада. Выполняются из регулярного запаса на складе. Способ отгрузки: ж\д или авто.
Код (04) Месячные заказы. Месячными заказами считаются заказы, которые содержат заранее согласованный перечень товаров на длительный срок; они не должны быть мелкими и срочными. Месячные заказы имеют согласованный график поставок (ежемесячные партии в 1-ю неделю месяца и т. п.). Для ежемесячного пополнения запасов у клиентов. Рекомендуется размещать месячные заказы в согласованные даты, чтобы сбалансировать загрузку склада. Выполняются из регулярного запаса на складе. Способ отгрузки: ж\д.
Код (05) Пробные заказы на новые товары. Такими заказами считаются заказы, которые:
• допускают вариабельность дат отгрузок, адресов доставки и количеств;
• являются предварительными и требуют подтверждения поставщика;
• являются планируемыми и требуют подтверждения заказчика.
• Пробные заказы не должны быть мелкими и срочными. Способ отгрузки: ж\д или авто.
Код (Об) Первичные заказы новых клиентов. Такими заказами считаются заказы, которые являются твердыми, но:
• отгрузка по ним осуществляется после специальной команды, поступающей от коммерческой службы после поступления платежа или его гарантии, поступления какойлибо необходимой информации (готовность судна к погрузке, дата подачи вагонов или автотранспорта и т. п.)
• разрешена отсрочка исполнения по просьбе заказчика или поставщика;
• отгрузка по ним заявлена или целесообразна только одновременно с другими заказами (сборный вагон или состав в одном направлении разным заказчикам и т. п.).
Возможно указание приоритетов заказов и выполнение соответствующего резервирования. Заказы не должны быть мелкими и срочными. Способ отгрузки: ж\д или авто, по указанию заказчика.
Код (07) Заказы на впервые продвигаемые поставщиком на рынок товары. Это проекты спецификаций товаров к возможным договорам. Они составляются коммерческой службой и обрабатываются как заказы с соответствующими признаками. Товары резервируются на сроки действия предложений. После того, как коммерческое предложение станет реальным договором, его спецификация корректируется в соответствии с изменениями при заключении договора и обрабатывается как реальный заказ соответствующего типа. Контролируются начальная и конечная даты срока действия предложения с автоматическим переводом в модуль "формирование коммерческих предложений" с функциями ввода и корректировки. Принципы размещения и выполнения сообщаются дилерам, когда поставщик объявляет продвижение товаров.
Код (08) Коммерческие предложения без обязательств. Это спецификации свободных предложений «на перспективу». Обработка ведется без резервирования количеств и сроков. Если такое предложение будет принято заказчиком, оно обрабатывается как новая заявка.
Код (08) Заказы, вид которых определяет приемщик. Это заказы, не подпадающие под вышеперечисленные категории. Приемщик заказов вводит все необходимые параметры по резервированию и распределению запасов, условиям платежей и пр. Это могут быть внутренние заказы, заказы с нестандартными условиями и т. п.
Встречается также и разделение заказов на перечисленные ниже виды.
Типовые заказы:
• заранее согласованный перечень товаров;
• запрос предыдущих заявок заказчика и истории продаж.
Будущие заказы:
• вариабельность дат отгрузок, адресов доставки и количеств;
• планируемые заказы;
• предварительные заказы, требующие подтверждения.
Отложенные заказы:
• разрешение отсрочки по заказчику, товару и складу;
• полное стоимостное отслеживание и отчетность;
• возможность указания приоритетов отложенных заказов и выполнения соответствующего резервирования.
Для поддержания запаса товаров постоянного спроса по номенклатуре в целях исключения перебоев в удовлетворении заказов и создания страхового запаса каждого товара необходимо обеспечить:
• обработку заказов потребителей не по всему наличию товаров, а по половине или другой доле – остальное должно быть резервом для приоритетных клиентов;
• специальный контроль и признаки распределения запаса для каждого товара обработка разрешена по всему наличию, по половине наличия, по четверти наличия, не разрешена при наличии минимального запаса и т. д.
• каждому заказчику присвоить код важности в обработке заявок, например, официальные дилеры – 1, приоритетные клиенты – 2, собственный магазин дистрибьютора (если есть)– 3, прочие – 4, именно в такой последовательности.
Необходимо обеспечить возможность настройки заказов и строк заказов при обработке на:
• неоднократные отгрузки;
• несколько дат отгрузки и доставки, по нескольким адресам, с различными инструкциями;
• разные методы отгрузки;
• разные исходные склады хранения товаров.
Важно приучить заказчиков к предварительным заказам, не требующим срочности отгрузок. Зарубежные поставщики стимулируют предварительные заказы клиентов дополнительными скидками, например: на срочные заказы дополнительной скидки нет, на заказы с поставкой в течение 3 дней скидка 1 %, с поставкой в течение недели -3%, с поставкой в течение месяца – 5 %; предварительные заказы обеспечивают ритмичную работу склада без оплаты сверхурочных. Более того, многие поставщики не предоставляют скидки в зависимости от объемов заказов, а только скидки в зависимости от предварительности заказов. Клиенты, желая получить наибольшие скидки, вынуждены прогнозировать спрос и готовить предварительные заказы – квартальные и полугодовые.
Возможности для управления отгрузками
Компьютерная система должна обеспечивать следующие возможности:
• возможность устанавливать различные методы обработки заказа непосредственно после ввода;
• расстановка заказов по приоритетам заказчиков; • приоритеты на уровне отложенных заказов;
• приоритеты товаров;
• подтверждение и резервирование запасов в интерактивном или пакетном режиме;
• подтверждение и резервирование товаров при вводе заказа;
• просмотр, подтверждение и резервирование товаров на уровне нескольких складов одновременно;
• подтверждение, основанное на доступности по дате;
• возможность отслеживать и автоматически обновлять время поступления от поставщиков;
• подтверждение запасов по будущим заказам;
• установка разного времени резервирования на разных складах.
Файл заказов обрабатывается в несколько этапов:
Проверка артикулов (каталожных номеров) товаров в заказах на соответствие имеющимся в базе данных с выводом спецификации тех товаров, номера которых неизвестны компьютеру. Эти спецификации поступают товароведам для проверки, корректировки, выявления и обобщения спроса на новые товары, не хранимые на складе. Сверка заказов со справочниками приоритетов и других признаков и сортировка заказов с целью первоочередной обработки срочных заказов, заказов приоритетных клиентов, заказов на скоропортящиеся товары и т. д. Компьютер проверяет “ненормальные" заказываемые количества. Во избежание обработки неверного заказа система предусматривает поиск “ненормальных" количеств заказанных по ошибке или опечатке деталей по специальному алгоритму и дает правильное предложение количеств в таких случаях. Система проверяет среднемесячный спрос на соответствующую деталь и отмечает как “ненормальное" количество, превышающее спрос в 3 и более раз. В случае заказа “ненормальных" количеств не быстро оборачивающихся товаров они могут быть поставлены после подтверждения заказчика.
Распределение запасов
Технологией многих нынешних компьютерных программ предусмотрено, что обработка заказов производится компьютером по мере поступления, причем все заказы находятся в равном положении и при нехватке количества товаров они достанутся заказчику, чья заявка поступила раньше. Это значит, что и собственные дилеры, и приоритетные клиенты, и любые сторонние заказчики равны в правах. Такая политика не только не способствует поддержке дилеров, о которой должен заботиться дистрибьютор, но и препятствует улучшению его имиджа и развитию продаж.
Система должна распределять наличный запас по поступающим заказам по специальной логике, использующей факторы приоритета, такие, как тип заказа, дата его получения, ожидаемая дата готовности к отгрузке или график отхода судов, состояние платежа и др. Необходима расстановка заказов по приоритетам заказчиков, приоритетам на уровне отложенных заказов, приоритетам товаров.
Последовательность обработки заказа:
новый заказ +невыполненный заказ – слияние – решение о приоритете распределения – решение по ожидаемому сроку отгрузки или графику отхода судов – распределение запаса – перечень принятых к исполнению (для отгрузки) + перечень отсутствующих в наличии (для заказа поставщикам)
Количества, распределенные в конкретный заказ, не могут быть “переброшены" в другой.
Резервирование запасов
Система должна обеспечивать:
• подтверждение и резервирование запасов в интерактивном или пакетном режиме;
• подтверждение и резервирование товаров при вводе заказа;
• просмотр, подтверждение и резервирование товаров на уровне нескольких складов одновременно;
• подтверждение, основанное на доступности по дате;
• возможность отслеживать и автоматически обновлять время поступления от поставщиков;
• подтверждение запасов по будущим заказам;
• установка разного времени резервирования на разных складах;
• гибкие временные интервалы для оптимизации склада и отгрузок.
Управление позициями заказов
В практике часто возникает необходимость задержки исполнения заказов по разным причинам – ожидание платежа, ожидание недостающего товара для комплекта, ожидание нужного рейса самолета или судна и т. п. Поэтому необходима возможность управления задержками, специальные коды причин задержки и коды этапов, на которых задерживается исполнение заказа – до отбора, до упаковки или до отгрузки.
Поэтому необходимы:
• разные категории задержки отгрузки и их отслеживание; • возможность задерживать весь заказ или отдельные позиции;
• возможность устанавливать предел кредита заказчику, основанная на просроченной или ожидающей оплаты дебиторской задолженности, до и после приема и подтверждения заказов;
• возможности задержки заказов, зависимые и не зависимые от кредитов;
• поддержка списка причин задержания для объяснения заказчику;
• контроль кредита в режиме реального времени и авторизация поставки сверх кредита;
• поддержка сообщений о кредитоспособности; • возможность частичного и выборочного освобождения после задержания;
• возможность пароля для группы пользователей, обладающих правом вести операции с кредитами;
• отслеживание аннулированных заказов.
Кроме того, необходима возможность настройки заказов и строк заказов на:
• неоднократные отгрузки;
• несколько дат отгрузки и доставки, по нескольким адресам, с различными инструкциями;
• разные методы отгрузки;
• разные исходные склады хранения товаров.
Увязка со складскими операциями
Необходима возможность подготовки накладных на отгрузку, предусматривающая:
• гибкий выбор момента печати;
• возможности по сортировке строк;
• возможность редактировать количества товаров к отгрузке с отражением в выставляемом счете;
• разделение между различными складами;
• инструкции для опасных или хрупких товаров.
Управление заданиями персоналу Необходимо обеспечение возможностей:
• поддержка распределения заданий между рабочими склада: размещения, перемещения, отбора, пересчета товара, пополнения зон отбора (при наличии модуля автоматического пополнения зон отбора), контроля качества (при наличии модуля контроля качества);
• распределение заданий между рабочими оптимальным образом с учетом топологии склада, прав этого пользователя, приоритетов заданий и местонахождения пользователя на складе;
• возможность пропустить задание и получить следующее; • возможность подтверждение задания путем сканирования штрих кодов товара и ячеек;
• получение отчета о трудовых затратах (производительности) каждого рабочего;
• просмотр операций, выполненных данным рабочим. Сортировка и упаковка товара Система должна обеспечивать:
• управление зонами сортировки и упаковки;
• возможность осуществления консолидации и упаковки товара во время его подготовки к отправке;
• поддержка двухуровневой упаковки (коробка/контейнер); • возможность предварительного планирования распределения товара по коробкам и контейнерам;
• создание и подтверждение заданий на сортировку и упаковку;
• печать упаковочных листов, маркировка штрих кодами коробок/контейнеров;
• возможность осуществления распаковки коробок/контейнеров;
• отгрузка коробок и контейнеров со склада;
• отчет об упакованных товарах.
Обработка возвратов
• полное отслеживание возвратов по заказчикам и товарам; • деление возвратов на кондиционные и некондиционные товары;
• возможность установки обязательной авторизации приема товаров по возвратам;
• отражение принятых возвратов в системе взаиморасчетов с данным заказчиком;
• возможность обязательной регистрации, подтверждения и утверждения перед открытием кредита;
• возможность назначать товарам признак "не подлежит возврату".
Дополнительные возможности
• отслеживание партий, серийных и т. п. номеров на протяжении всего цикла нахождения товаров на складе; • возможность срочной отгрузки товаров по заказам с ускоренным оформлением и оплатой наличными;
• мощные средства просмотра и поиска информации по заказам, отгрузкам, счетам и возвратам;
• возможность формировать наборы товаров в процессе продажи (по ходу) с полными возможностями ценообразования и функциональной полнотой;
• определение параметров контроля качества обработки заказов, компьютеризации процессов контроля.
Необходимость аналитических программ для управления.
Опыта руководителей недостаточно, необходимо отслеживание тенденций во всех процессах, чтобы принимать своевременные решения.
Некоторые параметры контроля для управленческих решений высшего руководства:
• тенденции изменения степени удовлетворения спроса на товары – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• тенденции изменения доли срочных поставок (это негативный показатель) в количестве заказов на пополнение склада – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• тенденции изменения объема неликвидов на складе по сумме – график ежемесячной динамики в сравнении с заданием и прошлым годом;
• и другие.
БД знаний для логистического управления
БД знаний ведутся для обеспечения логистического управления главным образом для оперативных целей, а не для непосредственного обслуживания экономических расчетов.
БД состояния производственных процессов. БД выполняемых заданий содержит текущее состояние любого товара или заказа. Она содержит информацию о завершенных операциях, сроках выполнения, числе выполненных операций и оставшихся операциях.
БД требуемых для процесса операций и товаров. Эти записи называют файлами маршрутизации, или перечнем операций и ведомостью товаров (комплектовочным графиком). Файлы операций должны содержать ожидаемые или стандартные сроки исполнения процесса, а ведомость товаров должна содержать количества всех товаров для данного процесса (исполнения заказа). Этот файл необходим для разбиения заказов на потребности в товарах и загрузку персонала и оборудования.
БД стоимости перевозки и маршрутов. Эта БД издержек используется для оценки экономической эффективности перевозки грузов.
БД объема работ и портфель заказов. Эта БД содержит оценку будущих запасов и потребности во времени обработки, свойственных имеющимся в наличии заказам; текущую работу и прогноз спроса. Она является основой для контроля обязательств перед покупателями, а также основой для планирования использования рабочей силы и оборудования.
Положение об адаптации работников предприятия
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует адаптацию руководителей, специалистов и рабочих, вновь трудоустроившихся в Предприятие, а также работников, переведенных внутри Предприятия на другую должность (место работы).
1.2. Адаптация к рабочему месту – это комплексный процесс профессиональной и социальной ориентации работника по отношению к должности (рабочему месту), профессии, коллективу, организации.
1.3. Адаптация работников Предприятия имеет целью взаимное приспособление работника и Предприятия, основанное на планомерном изучении работником профессиональных знаний и навыков, понимании социальных и организационно-экономических условий труда, приобщении к корпоративным ценностям Предприятия.
1.4. Продолжительность адаптационного периода по времени совпадает со сроком испытания, если таковой при заключении трудового договора соглашением сторон устанавливается работнику (ст. 70 ТК РФ).
1.5. Функция управления адаптацией работников Предприятия возлагается на отдел профессионального развития персонала.
2. Виды адаптации
2.1. Различают два вида адаптации: первичную и вторичную.
2.2. Первичная адаптация – для лиц, вновь принятых на работу в Предприятие. Адаптационный период для данной категории работников предусматривается в течение всего испытательного срока.
2.3. Вторичная адаптация – для работников Предприятия, перемещенных внутри организационной структуры из одного структурного подразделения в другое. В этом случае адаптация проводится в течение одного месяца.
3. Порядок проведения адаптации
3.1. Для надлежащей организации процесса адаптации вновь принятому работнику из числа персонала структурного подразделения по представлению руководителя этого подразделения, согласованному с отделом профессионального развития персонала, приказом по Предприятию назначается наставник. В задачи наставника входит профессиональное обучение, содействующее социальной адаптации вновь принятого работника.
3.2. Наставникам, осуществляющим руководство адаптацией вновь принятых работников, устанавливается доплата за наставничество в соответствии с Положением об оплате и стимулировании труда.
3.3. Наставником, отделом профессионального развития персонала и адаптируемым составляется индивидуальная программа адаптационного периода, которая утверждается заместителем генерального директора по персоналу.
3.4. Индивидуальная программа формируется из конкретных мероприятий и содержит два направления: профессиональную и социально-организационную адаптацию.
3.5. Профессиональная адаптация включает освоение профессиональных навыков, а также формирование профессионально необходимых качеств личности.
3.6. Социально-организационная адаптация включает усвоение роли и статуса занимаемой должности (рабочего места) и места подразделения в общей организационной структуре Предприятия, приспособление к ближайшему социальному окружению в коллективе, к стилю работы руководителей и сотрудников, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе.
Социально-психологическая адаптация работников, переведенных на нижестоящие должности внутри Предприятия, требует особого внимания и курирования со стороны руководителя подразделения, куда переведен работник, и специалистов отдела профессионального развития персонала. Решение о сохранении работника в Предприятии ставит задачу обеспечения удовлетворенности и подразделения, и работника состоявшимся назначением.
Конец ознакомительного фрагмента.