СКИЯ
АВТОР ИЛЛЮСТРАЦИИ – АЛЛА ПОДГОРНАЯ
МИР ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ
Кровавое солнце навиcло над горизонтом, отражаясь в искрящемся снеге, делая его пурпурно-розовым. Вдали виднелись остатки гигантских деревьев, припорошенных снегом, руины величественных зданий и дворцов – остатки былого величия.
Айвен любил наблюдать этот пейзаж перед закатом. Пила и топор лежали немного в стороне.
Он остался последним на поверхности, даже наставники оста-вили его одного и спустились в душное подземелье. Сегодня много дров было выкопано из огромного сугроба и спущено вниз. Раньше Айвен не понимал – зачем наставникам требуется столько дров, но, как-то задумавшись, он забрёл в какой-то потайной коридор и обнаружил приоткрытую дверь.
Оглядевшись по сторонам, он заглянул в слабо освещённое факелами помещение.
То, что он увидел, поразило его воображение. Там стояли статуи, сделанные с наставников.
Скульптор удивительно точно передал их раскосые глаза, при-плюснутые носы и длинные косы, спускавшиеся с затылков. Но больше всего его поразило количество статуй, стоящих ровными рядами, ряды уходили вдаль во тьму грота.
Попятившись назад, он осторожно на цыпочках пошёл в своё помещение. Мысли о непонятных статуях не давали ему покоя. Кого он мог бы спросить?
Наставники отбили у ребят всякую охоту к расспросам. За неудачный вопрос можно было угодить в пыточную камеру. Любой вопрос вызывал у наставников приступ неописуемого гнева. Они буквально испепеляли своими чёрными глазами, этот взгляд не сулил ничего хорошего. Поделиться с кем-то из ребят не имело никакого смысла. Наставники всячески поощряли стукачество и ради куска мяса многие «стучали» на своих сверстников.
Никто не мог сказать ребятам – что хорошо, а что плохо. Боль- шинство из них не помнили о своих родителях. А кто помнил, дер- жал язык за зубами, если он у них ещё был.
Целый день они занимались заготовкой дров, а вечером их, измученных, гнали в капеллу отмаливать грехи. Но всё же в этом приюте Айвен чувтвовал себя немного поспокойнее.
Из прежнего приюта он сбежал.
Айвен вспомнил, как их учили драться на мечах. Мечи, хоть и были деревянными, но оставляли сильные кровоподтёки. Настав-ники поощряли сильных, что очень раздувало их без того раздутое эго. Из них готовили солдат, хотя и непонятно было – с кем они будут сражаться. Против наставников у них не было ни малейшего шанса, а других взрослых они никогда не видели. Разве что между собой. Да, между собой они дрались по любому поводу. Наставники никогда не вмешивались, наоборот, они всячески поощряли эти драки по поводу и без повода.
Единственное исключение было, когда нападали на их любим- чиков, кого они иногда забирали на ночь в свою келью. Только этим любимчикам было дано право всегда носить меч с собой, другие получали меч только на время тренировки.
И вот с одним из таких любимчиков однажды столкнулся Айвен. Айвен не отличался красотой, на его щеке был огромный шрам, который отталкивал его потенциальных насильников. Откуда у него этот шрам, он не помнил. Вообще он помнил себя с довольно позднего возраста. С того момента, когда он уже был в приюте.
Но свою стычку с Эриком он запомнил на всю жизнь. Это было во время ужина. Айвен сидел на длинной скамье и не заметил, как остальные ребята уже встали, он же сидел совсем на краю.
Наевшись, он встал, и скамейка взлетела вверх, так как на про- тивоположном конце сидел Эрик. Тот упал на спину и у него был довольно глупый вид, но он тут же вскочил и схватился за меч.
В зале все разразились дружным смехом, кто-то просто от комичности ситуации, кто-то из злорадства, ведь Эрика многие не любили.
Айвен подошёл и протянул руку Эрику: извини, мол, нечаяно. Тот выхватил меч и нанёс Айвену удар прямо по шраму. Дикая боль пронзила его. Не помня себя, он схватил скамейку и размозжил Эрику череп. Такого никто не ожидал, удар был настолько сильным и быстрым, что у Эрика не было никаких шансов. Айвен сам от себя такого не ожидал.
Тут же подскочил наставник, тот, у которого бывал Эрик, и схватил Авена за ухо и начал с яростью его трясти. Неизвестно чем бы всё это кончилось, если бы внезапно не возникла фигура настоятеля. Наставник тут же отпустил ухо Айвена и сложил руки у своей груди.
– Что плохого сделал тебе этот мальчик? – спросил настоятель. – Он честно выиграл эту схватку, почему ты схватил его за ухо? Или ты ещё больше хочешь обезобразить лучшего фехтовальщика школы?
Наставник побагровел, но против настоятеля не отважился ничего возразить.
– Пойдём, мальчик, со мной, – сказал настоятель и взял Айвена за руку.
Они долго шли по коридору, пока не подошли к двери, за которой был кабинет настоятеля.
Настоятель посадил Айвена на грубо сколоченный табурет. Сам же опустился в обшитое шкурами кресло. Он сидел долго молча, закрыв высокий лоб рукой. Через какое-то время он поднял на него свои чёрные пронзительные глаза.
– Значит, так, мальчик, житья здесь тебе больше не будет, я знаю Диего, он не отступится, пока не уничтожит тебя. Постоян-но заступаться за тебя я тоже не могу и не хочу. Конфликт с Диего и его бандой мне не нужен. Сегодня ночью я запру тебя в карцер рядом с выходом. Там очень холодно, но в полночь тебе откроют, дверь на поверхность будет тоже открыта. Иди на восток, под поваленным обгорелым деревом найдёшь мешок с провиантом. Оттуда иди строго на юг. Вас же обучали ориентироваться на местности?
Айвен молча кивнул.
– Так вот, путь тебе предстоит долгий – недели на три. Найдёшь. Думаю, ты всё же найдёшь огромную скалу, сложенную из огромных плит, вернее, две скалы, а между ними узкий проём. К одной из скал пристроена капелла. Так вот, вход в подземелье – через ту капеллу. Пойдёшь к настоятелю и скажешь, что у тебя было видение, что отныне ты хочешь служить Господу. Будешь готовить дрова, ухаживать за скотом, словом, что тебе прикажут. Ни слова о том, что здесь произошло, – настоятель потёр лоб, подумал и добавил: – Ах да, назовёшь себя Айвеном. Ты меня понял?
– Да, отче, – ответил Айвен. Наставник поднялся, отвёл его в карцер, закрыл тяжёлую дверь.
Добирался Айвен пять недель, но всё же он нашёл скалу с по-косившейся капеллой. Долго стучал. Ему наконец открыли. Первое помещение, куда он попал, был карцер, но после холода и голода наверху он ему показался даже уютным.
Постоянно приходил один из наставников и с пристрастием расспрашивал – откуда он взялся.
Переход из приюта в приют был довольно редким явлением. Своё прежнее имя Айвен забыл.
Была у него такая способность – забывать всё то, что таило для него опасность. Это лучший метод не выдать информацию даже под пытками.
Наконец его оставили в покое и послали вместе с другими детьми заготавливать дрова.
Вечером их посменно гнали в капеллу на богослужение. Церковь была довольно маленькой, дети сидели впритык друг к другу – так было теплее.
Настоятель, крупный высокий мужчина с раскосыми глазами, сурово глядящих из-под лохматых седых бровей, повторял всегда одну и ту же проповедь, так что дети уже наизусть знали её содер- жание. Он говорил: «Дети, не уподобляйтесь вашим телесным роди- телям – жутким грешникам и идолопоклонникам, которых настигла кара Господня. Радуйтесь, что вы попали в лоно церкви, где о вас пекутся ваши духовные отцы, и которая спасла вас от неминуемой гибели и мучений ада. Вы видели, сколько там, наверху, разрушен- ных храмов деревянным и каменным богам? Не спасли боги ваших телесных родителей от неминуемой кары Господней, сейчас они на- ходятся в Гиене огненной, и нет им никакого спасения. Амен».
Затем дети дружно пели «Амен», после чего выстраивались в очередь на исповедь.
Исповедь – это прямое приглашение к стукачеству. Потому как дети говорили не о своих грехах, а о грехах других детей. Поэтому и стукачи оставались незамеченными, потому как все были обяза- ны идти на этот обряд.
Айвен не любил исповедь. Он придумал себе короткий без-опасный текст, который наговаривал настоятелю на ушко.
Однажды, во время заготовки дров, к ним присоединилась не-большая группа наставников. Выглядели они довольно странно. То есть вид, одежда, всё было как у наставников, но глаза были какие-то мутные, с поволокой. Другие наставники учили их обращаться с топором и пилой. В ответ на указания они только мычали, в работе проявляли рвение, но были настолько неловки, что часто ранили самих себя. Дети недоумённо поглядывали на новых наставников, но спросить взрослых не решались, помня о их крутом нраве.
Потом группу новых наставников убрали, им просто дали другой участок работы, и Айвен часто слышал стук их топоров вдали.
Ночью Айвену приснился сон, как будто наставники дрались между собой на мечах, кроме того, у них были длинные копья, и они отрабатывали приёмы то с копьями, то с мечами.
Вот он проснулся. И действительно, откуда-то доносились при- глушённые гортанные крики и шум схватки. Айвен ещё хорошо помнил шум тренировки на мечах. Но зачем понадобилось настав- никам тренироваться, ведь они в совершенстве владели искусством ведения боя любым оружием? Затем раздался мерный топот сотен сапог – как будто кто-то обучал целую армию ходить строем.
Затем это стало продолжаться каждую ночь. Все дети спали, умаявшись от непосильного труда, и никто не слышал ночных тре- нировок.
Постепенно Айвен привык к ночному шуму и не обращал на него никакого внимания.
Но как-то под утро он услышал скрип отрывающихся ворот.
«Что-то рано», – подумал он, вскочил и начал одеваться. Почему-то коридоры были пусты, а ворота открыты настежь.
Мальчик вышел наружу, но и там никого не было. Затем он услышал тяжёлый топот сотен ног, с минуты на минуту они должны были выйти из подземелья.
Айвен на всякий случай спрятался за камнем, осторожно из-за него выглядывая.
Стройными рядами, ощетинившись копьями и держа факелы над головой, из ворот выходило войско. Лица людей были прикрыты капюшонами, но Айвен знал, что все они на одно лицо, как впрочем, и лица всех наставников и настоятелей. Войско двигалось навстречу восходящему солнцу.
Возвращаться в подземелье было опасно, и мальчик пошёл на место заготовки дров и спрятался там. К счастью, его отсутствие на утренней молитве никто не заметил, и Айвен незаметно присоединился позже к работающим ребятам.
Наставников стало заметно меньше, на их участке был только один, и тот, завернувшись в огромный тулуп, спал на подстилке из опилок. Ребята были предоставлены сами себе. Но всё же продолжали работать, зная о том, что среди них достаточно предателей, которые вечером доложат настоятелю поведение каждого за целый день.
Бежать ни у кого не хватало смелости. Да и куда бежать, когда кругом всё завалено снегом? К тому же все дети, исключая Айвена, не имели ни малейшего представления о том, что находится там, за ближайшим окружением приюта.
Айвена побаивались, он был неразговорчив, появился неиз- вестно откуда. И первое, что предприняли дети, так это то, что они попытались его избить. Но об этом многие из них пожалели. Айвен мастерски отбил атаку, а затем принялся избивать обидчиков поодиночке.
Ох и досталось им всем тогда, и если бы не вступился настоя- тель, то незвестно, чем бы всё это кончилось. С тех пор мало кто пытался вступить с ним в конфликт, а те, кто больше всех от него получил, стали набиваться к нему в друзья. Ведь им тоже хотелось научиться драться так, как дрался он. Так и возникла клика Айвена, которая держала в страхе всех остальных детей.
Подойдя к одному их своих друзей, Айвен сказал, чтобы присмо- трели за стукачами и что ему надо ненадолго отлучиться. Они тут же огранизовали заварушку, и Айвен смог незаметно исчезнуть.
Мальчик довольно хорошо изучил окружающию местность и довольно быстро обнаружил относительно недалеко девчачий приют. Он прятался в ближайших камнях и наблюдал как работают девочки. Само сознание того, что мир состоит не только из муж- ского пола, поднимало ему настроение. Общение мальчиков и девочек было строго запрещено наставниками и только во время больших религиозных празников им позволяли слышать девчачий хор или даже видеть их издалека.
Он уже пристроился на своём излюбленном месте и приготовился наблюдать, как внезапно кто-то напал на него сзади и закрыл ему гла- за. Одним махом Айвен скинул обидчика и хотел нанести удар, но его руки сразу опустились – на него смотрели прекрасные девичьи глаза.
– Что ты тут за нами подглядываешь? – спросила девочка, не- искусно изображая гнев, глаза её выдавали скорее любопытство и озорство.
– А ты кто такая, чтобы спрашивать? – буркнул оторопевший Айвен. Он первый раз был так близко с девчонкой и чувствовал себя скованно.
– Ну ладно, не дуйся. Меня зовут Эли, а тебя?
– Айвен, – промямлил мальчик, покрываясь густой краской.
– Давай отойдём немного подальше, а то нас могут обнаружить наставники, – сказала Эли.
Они пошли в руины какого-то строения. Так началась их дружба.
Встречались они как можно реже, чтобы не быть обнаруженными наставниками или кем-то из детей. Из рассказов Эли Айвен узнал о жизни девочек в приюте. Девочки подвергались насилию в приюте со стороны наставников, из-за этого девочки относились с презрением к мужскому полу. Настоятели всячески эту ненависть поддерживали и говорили что такова мужская природа и они, де-вочки, должны с этим смириться.
Однажды в их приют привели девочку, она была связана по рукам и ногам. Долгое время её держали в карцере и скорее всего пытали. Через какое-то время её пустили в спальню к остальным. Наставники объявили всем, что она ведьма и чтобы никто с ней не общался.
Она и сама ни с кем не разговаривала. Самые бойкие девочки всячески пытались её обидеть, чтобы выслужиться перед на-ставниками. Одна из них пыталась расцарапать ей лицо, но за неё вступилась Эли и отшвырнула нападавшую. С Эли связываться боя-лись, так как у неё были хорошие отношения с настоятелем.
С тех пор девочки подружились и со временем Алина, так звали девочку, рассказала ей историю своей жизни.
С её слов Эли узнала, что далеко на Юге есть поселения людей, что там нет никаких настоятелей и что настоятелей там называют захватчиками и клонами. Что там, на юге, живут взрослые белые мужчины и женщины. И что её выкрали клоны, когда она собирала грибы и отбилась от остальных. Но Алина просила Эли никому об этом не рассказывать, потому как если наставники узнают, что она проболталась, то её непременно убьют. Эли поклялась не расска- зывать девочкам эту историю.
– А почему ты мне рассказываешь Эли? – спросил Айвен, строго глядя на Эли.
– Айвен, пойми, я поклялась не рассказывать девочкам, но ты же мальчик.
– Хитрая ты, Эли, – улыбнулся Айвен.
– Я что-то сделала не так?
– Да нет, я вот просто думаю, можно ли тебе доверять?
Эли рассмеялась и сказала полусерьёзно, полушутя:
– Друзьям стоит доверять, врагам не советую.
Через какое-то время у детей возник план побега. Эли давно уже хотела сбежать, но не знала куда. Потом, когда познакомилась с Алиной, она уже знала куда, но девочкам бежать, не ориентируясь на местности, довольно сложно. И тут появился Айвен. Всё скла-дывалось как нельзя кстати.
Бежали они перед рассветом. Айвен поджидал девочек в раз-валинах того здания, где они обычно встречались с Эли.
Дети никогда не сбегали из приютов, к тому же мало кто из них был приспособлен к жизни на поверхности, да и наставников явно не хватало после ночных событий. Так что детям удалось довольно далеко пробраться на юг.
Алина всё никак не могла узнать местности, и дети стали впадать в уныние. Приюты на их пути больше не встречались, несколько раз они натыкались на отряды клонов, идущих на восток. Но каждый раз всё обходилось. Айвену даже удалось один раз утащить у них мешок с провизией. В каждом отряде присутствовал один настоящий наставник, который руководил.
Постепенно местнось менялась, всё реже встречался снег. Стали видны дороги, ведущие на юг. В лесах или, вернее сказать, в об- горелых их остатках дети находили грибы и ягоды.
Для Айвена это был настящий деликатес, ведь в приютах ничего, кроме мяса, он не пробовал.
Идти по дорогам было легче и веселее, но и опаснее, дороги использовали клоны.
Как-то, наевшись ягод, дети задремали на полянке, вдруг их разбудил топот многих ног.
Айвен вскочил на ноги, крикнул: «Бежим!» – и дети бросились в противоположную сторону.
Но было уже поздно, их заметили воины, погнались за ними. У измученных дорогой детей было мало шансов убежать от взрослых. Единственное, что им мешало, так это оружие, которое они не выпускали из рук, и латы, которые были на них надеты. Это давало детям некий шанс, но всё же расстояние неумолимо сокращалось.
Внезапно на дорогу выскочил белый мужчина с посохом в руке и перегородил дорогу воинам. Айвен остановился. Девчонки за-кричали: «Айвен, бежим!». Но Айвен только махнул им рукой. Он был поражён смелостью незнакомца, вставшего на пути десятерых хорошо обученных и вооружённых воинов. Что он сможет сделать со своей палкой против длинных копий, ведь он даже не достанет ни до одного воина, прежде чем тот насадит его на копьё?
Да и пробить латы палкой явно не реально. Но то ли от неожиданости, то ли по каким-то другим неведомым Айвену причинам – воины остановились, ощетинившись оружием.
Незнакомец стоял твёрдо, уперев посох себе в сапог. Он пристально смотрел на воинов, под его взглядом они как-то съёжи-лись, судорожно держа своё оружие.
Айвен видел, как побелели кисти их рук. Напряжение росло, а воины никак не решались сдвинуться с места. Затем как в трансе они начали стягивать с себя латы. Внезапно незнакомец выкрикнул:
«Меч!». И воины как по команде выхватили свои мечи и направили на наглеца. Следующая команда, которую выкрикнул незнакомец была: «Делай как я!», при этом он воткнул воображаемый меч в солнечное сплетение и выкрикнул: «ХА!». Воины повторили его движения с настоящими мечами и вонзили их себе в живот. «ХА!» – выкрикнул снова незнакомец и сместил воображаемый меч вправо и вниз. Воины со стеклянными глазами распороли себе животы. По-сле трёх выкриков «Ха!» воины вырезали себе в животе треугольник и вытащили свои мечи – вслед за ними выпали их внутренности. По- стояв одно мгновение, они рухнули навзничь. Один из последних воинов – явно их предводитель, собрав свои внутренности руками, попытался отползти в сторону. Но незнакомец выхватил меч у одного из умирающих и воткнул ему между лопаток, при этом он про- говорил: «Кто меч возьмёт, тот от меча и погибнет!».
Айвен остолбенел, такой развязки он никак не ожидал. К тому же он первый раз в своей сознательной жизни видел белого взрослого мужчину. Мужчина подошёл и положил свою руку на плечо Айвену: «Как тебя зовут, мальчик?».
Айвен молчал, он всё ещё не мог справиться с шоком. Тут под-скочила Алина и бросилась незнакомцу на шею:
– Мишель, дорогой Мишель, ты всё же нас нашёл!
Мишель подхватил девочку и начал её кружить.
– Ах, Алина! Алина, вот к чему приводит непослушание!
– Айвен, его зовут Айвен! – затараторила Алина. – Он помог нам выбраться из плена. А это – Эли, она всё организовала.
– Хорошо, дети, пошли домой, только просьба не отбиваться. Ты ведь теперь знаешь, Алина, чем это может обернуться?
Алина потупила взгляд.
– Прости, Мишель я так перед тобой виновата!
– Ну ладно, что было, то прошло, пошли, нам предстоит ещё долгий путь.
Айвен всё украдкой посматривал на Мишеля. Он был высокого роста, одет в длинную белую рубаху. Волосы спускались по плечам и было непонятно то ли они седые, то ли это был их естественный цвет. Особенно выделялись его голубые добрые глаза – это был та- кой контраст в сравнении с колкими чёрными глазами настоятелей.
– Мишель, – робко спросил Айвен, – можно тебе задать вопрос? Мишель широко улыбнулся, и от его улыбки какая-то тяжесть просто ушла с сердца мальчика. Это был первый взрослый мужчина, который так запросто позволял с собой разговаривать.
– Конечно, Айвен, спрашивай.
– Что означает та фраза, которую ты произнёс: «Кто меч возьмёт – от меча и погибнет»?
– Тебя учили биться на мечах? – вопросом на вопрос ответил Мишель.
– Да, я был в фехтовальной школе.
– Вас учили тому, что меч делает вас сильнее и что он даёт вам преимущество над противником? – продолжил Мишель.
– Да, этому и учили нас наставники.
– А как чувтвовали себя те, у которых в данный момент не было меча?
– Ну, наверное, незащищёнными, невооружёнными, – немного замялся Айвен.
– То-то и оно! Наставники доводили до вашего сознания две вещи. Первое, что вы с мечами сильны, и второе, что без меча вы беззащитны и разоружены, правильно?
– Выходит так, – согласился Айвен.
– И если у тебя в данный момент нет меча, то ты должен подчиняться тому, у кого этот меч есть.
– Да, по всему выходит так. Но когда мы столкнулись с Эриком, ему его меч не помог.
– Значит, ты плохо учился в школе наставников, – улыбаясь произнёс Мишель. – Если бы ты воспринял все тезисы, которые они вам внушали в явной и неявной форме, то должен был бы упасть на колени перед Эриком и просить о милости?
– Да, но я этого не сделал. Я просто огрел его скамейкой, на которой мы сидели, и его меч ему не помог.
– Значит, твоим наставникам не удалось тебя разоружить.
– Как можно меня разоружить, если у меня нет оружия?
– Твоё оружие находится здесь, – Мишель показал мальчику на его лоб, – здесь и здесь, – и он показал на грудь и живот, – Если это оружие у тебя вышло из строя, то никакое другое оружие тебе не поможет, оно создаст только иллюзию защищённости. Это было в твоём случае с Эриком. Если твоё внутреннее оружие в правильном состоянии, то всё в твоих руках. И не только в руках, даже твои мысли становятся оружием. Обучая вас фехтованию, эти «наставники» на самом деле разоружали вас с той целью, чтобы вы без- условно подчинялись их наставлениям. И если вы верите в то, что наличие оружия делает вас сильнее, то эту иллюзию разрушит тот, кто по-настоящему вооружён, и ещё, ко всему прочему, он умудрится использовать оружие нападавшего против него самого.
Айвен задумался. Слова Мишеля заставили его взглянуть совсем иначе на всё то, что с ним произошло. Не всегда учитель преследует те цели, которые предполагает ученик.
Через какое-то время они подошли к горе, которая по своим формам скорее напоминала полусферу. На её неприступной вер- шине располагался замок.
«Как они туда поднимаются?» – подумал Айвен.
Мишель постучал посохом по огромному валуну. Валун отка- тился в сторону, и за ним появился освещённый проём, в который они вошли.
Скала оказалась пустой внутри. Длинные коридоры освещались непонятным Айвену образом. Затем они зашли в большое помещение, в которых стояли длинные столы и скамьи.
«Тут они, наверное, едят» – подумал Айвен
С другого входа вошла группа взрослых мужчин и женщин – все в белых одеждах. Они сердечно поприветствовали Мишеля, затем обратились к детям.
– О, Алина, наконец-то ты вернулась и даже кого-то с собой привела.
– Да, – ответила Алина, – знакомьтесь – это Эли, а это – Айвен. Они единственные дети, которые достойны. С остальными мне так и не удалось наладить контакт.
– Так это всё было подстроено? – удивился Айвен.
– Что значит, подстроено? – ответила высокая статная жен- щина, – просто дети из нашей общины идут на такой подвиг. Они дают себя украсть, чтобы помочь тем детям, которые достойны лучшего. Бывает так, что дети возвращаются одни, не найдя ни одного ребёнка в приюте, до сознания которого можно было бы достучаться. Или ты не рад тому, что сюда попал?
Айвен смутился:
– Конечно я очень рад. И вы ответите мне на все мои вопросы?
Взрослые весело улыбнулись.
– Да, в этом мальчике духовный голод сильнее физического. Конечно, мы ответим на все вопросы, но для начала поешь.
В первый раз в своей жизни Айвен поел каши. Оказывается, пи- таться можно не только мясом. Да, он ел в лесу грибы и ягоды, но не мог себе представить, что этим можно было действительно наесться.
Затем их познакомили с другими детьми. Они были разного возраста, некоторые, как и Айвен, сбежали из приютов захватчиков. Некоторые не знали ничего о том мире, из которого вырвались Айвэн с Эли. Но все они учились у мастеров в школе Посвящения. И хоть многие из них достигли уже довольно высокого посвящения, на их поведении это никак не сказывалось, все были дружелюбны и готовы придти в любую минуту на помощь.
Айвен наслаждался каждой минутой, всё в этой школе достав-ляло ему удовольствие.
Дневные прогулки по горам в поисках целебных трав, послео- беденный покой, вечернее общение, где любой ребёнок мог задать вопрос мастеру и получить обстоятельный ответ.
Как-то Айвен задал вопрос: почему у самих мастеров нет детей?
Ему ответила Мара, женщина уже более преклонного возраста:
– Знаешь, Айвен, этот мир подстерегают такие потрясения… зло подняло свою голову и пытается поработить весь мир. Даже больше скажу, ему это удастся. Поэтому мы не хотим, чтобы наши дети были в порабощении у зла. Ведь через наших детей мы сами привязаны к этому миру и не сможем быть нейтральными к происходящему, как от нас этого требуют космические иерархии. Когда-нибудь ты это поймёшь.
Айвен промолчал, пытаясь запомнить каждое слово, но он не всё понял, о чём ему говорила мудрая женщина.
Прошло время, Айвен многому научился в школе Посвящения, он уже прошёл несколько ступеней, но вопросов становилось не меньше, наоборот, чем больше он знал, тем больше ему хотелось знать. Однажды Мишель повёл его в библиотеку, что находилась наверху в замке. Было уже темно, на небе ярко сияли звёзды.
– Айвен, – тихо начал Мишель, – как ты думаешь, может ли там, среди звёзд, существовать планета, похожая на нашу?
– Я думаю, что да, почему бы и нет…
– Я хочу предложить твоему вниманию книгу, она ответит тебе на многие вопросы. Она написана во времена прежней цивилиза- ции, и поэтому многие моменты могут быть тебе непонятны. Но я всегда буду рядом и готов ответить на любой вопрос. Эта книга о планете Ския, которая, как и мы, находится в безграничных про- сторах Вселенной. Он снял с полки свиток, накрученный на две ру- кояти, и вручил его Айвену. Айвен погрузился в чтение…
Ския.
Эта история произошла или, быть может, произойдёт, а может быть, она происходит здесь и сейчас где-то рядом или невыразимо далеко. Кто знает? Но где-то там, в просторах Вселенной, между большими и малыми звёздами, следует своей орбитой маленькая планета под названием Ския. Планета не отличалась ничем особенным, но было в ней нечто… а впрочем я расскажу вам эту историю, но выводы о прочитанном вы будете делать сами. Итак…
Планета населена людьми, но их жребий нельзя назвать завидным, так как население было порабощено. Но кто же были эти поработители? Если бы вы стали спрашивать жителей Скии, то услышали бы самые разнообразные ответы. Одни бы сказали, что это довольно успешный менеджмент планеты. Другие – что это неотъемлемая часть общества. Ну а третьи утверждали бы наверняка, что это – старшие братья человечества. Но лишь немногие имели бы смелость и честность назвать их поработителями и монстрами.
Никто не мог сказать точно, когда началось это порабощение и откуда взялись поработители. Человеческая память не любит сохранять память о своих неудачах и поражениях, но очень древние легенды говорили о том, что монстры существовали ещё до появления первых людей, что они очень помогли первым людям адаптироваться на Скии.
Так уж устроена человеческая психика: если невозможно дать отпор врагу, то необходимо наделить его какими-то симпатичными чертами, и это превращает подавление в приятное совместное проживание.
Так как монстры обладали магическими качествами, то и спорить с ними было очень затруднительно, и очень скоро была создана зависимость людей от монстров так, что без участия монстров любой шаг казался немыслимым. За свои услуги монстры требовали ни много ни мало – половину от того, что производили люди. Особенно любили монстры нечто, производимое людьми.
Это нечто трудно перевести на земной язык, но для простоты понимания, я назову ЭТО пирогами. Особенно охотно люди пекли эти пироги к праздникам, и не было на Скии ничего, чего бы монстры любили больше, чем эти пироги.
Некоторые мистики называли производство пирогов священым действием, приводящим к просветлению. Религиозные говорили, что это – заповедь высших сил или наказание. Тут уж мнения раз- делялись. Но некоторые их считали отбросами общества на Скии, называли это просто грабежом. Как бы там ни было, но за что бы ни брались люди, тут же появлялись монстры и хватали свою долю, поэтому с чьей-то лёгкой руки и прозвали этих монстров хапунами.
В скором времени хапунов стало на планете больше, чем людей. Человеческая цивилизация могла выдержать только определённое количество паразитов, но красная черта была пройдена, и империя хапунов трещала по швам. Близился полный развал. Иерархия хапунов вовремя распознала проблему и приняло меры к огромному недовольству в своих рядах. Многие хапуны просто взбунтовались против хапучего отдела кадров. Но великие хапуны знают, как подавлять недовольство как в своих рядах так и в человеческих, так что бунтарям ничего не оставалось делать, кроме как подчиниться великой хапучей воле и удалиться с планеты.
В конечном итоге отныне к каждому человеку был приставлен только один хапун.
И по рождению младенца в колыбели уже лежал хапун – его верный спутник и потягивал свою долю молока.
Среди людей находились такие смельчаки, которые пытались убить своего хапуна.
Это были отважные и сильные люди, всеми силами они нападали на хапунов, но те всегда умели использовать силы нападавшего против него же самого.
Исход боя был заранее предрешён. В итоге на земле лежал поверженный человек, над ним стоял хапун и повторял неизменно глумливую речь: «Вставай, глупец, нам не нужны трупы. Нам нужны рабы, иначе кто же нам будет печь пироги?».
Другие люди использовали другой подход к делу. Они не шли на открытый конфликт со своим хапуном. Они сводили приём пищи на минимум, занимаясь при этом медитацией и развитием личности. Их метод приносил свои плоды: хапуны приобретали спортивный подтянутый вид, в их методах хапанья появился стиль и утончённая культура. Но, в сущности, они оставались такими же хапунами, и жизнь человеческая не становилась от этого лучше.
Между тем появилась специальная литература на тему «Как победить своего хапуна». Так как победа становилась всё более иллюзорной, тема развивалась, и следующие книги носили уже более смягчённый характер. Например: «Хапун, проклятие или взаимовыгодное существование?». Данная литература тщательно изучалась и анализировалась хапунами: только после строгой цензуры и корректировки она попадала на рынок. В самом деле не могли же хапуны пустить всё на самотёк. Вдруг люди придумают действительно действенный метод! Этого нельзя было никак допустить.
В одном небольшом городке жил вместе со своими родителями маленький мальчик. Его звали Йоши. Хапун отца Йоши страшно любил спиртное. Все пироги, которые пёк отец Йоши, были обязательно с алкоголем. О своей матери Йоши и её хапуне мало что знал, так как она бывала редко дома. Единственный, с кем у Йоши был действительно хороший контакт, был дедушка. Это был старый закалённый в боях с хапунами ветеран и считался специалистом по борьбе с хапунами. Он прекрасно разбирался в соответствующей литературе, владел всеми тонкостями борьбы. Но, в конечном итоге, ему это мало что давало, ведь его хапун был таким же безобразно толстым и отвратительным, как и у всех прочих.
И всё же люди не сдавались. В разных местах образовывались очаги сопротивления. Всё это продолжалось до тех пор, пока Правительству хапунов не пришла блестящая Идея…
В один прекрасный день повсюду красовались красочные плакаты следующего содержания:
«Парти Века! Спешите! Хапуны приглашают! Всё бесплатно! Приносите ваши пироги! Остальное всё за нами!».
Это было просто удивительно, такого ещё не было за всю историю существования Скии.
Хапуны всегда брали и ничего не давали взамен, получить что-то от хапунов на халяву было просто сверхзаманчиво. Народ повалил сломя голову. Пошли и родители Йоши, сам же Йоши не пошёл, по-тому что его дедушке не здоровилось, и Йоши остался с ним дома.
Большое Парти началось, звучала музыка, затем последовали приветственные речи ведущих хапунов. В речах особенное внимание уделялось дружескому сосуществованию хапунов и людей. Особенно подчёркивался человеческий альтруизм и способность принести себя в жертву ради благородного дела хапунов. Человеческие качества возносились до небес, так что люди стали по-настоящему гордиться собой, и это усыпило их бдительность.
После многочисленных хвалебных речей был представлен новый напиток, якобы усиливающий человеческие качества, и каждый хапун проследил, чтобы его человек его выпил. Им не приходилось много стараться, люди пили и ели как никогда. Парти продолжалось далеко за полночь, вдруг один из людей заметил, что хапуны исчезли. Он взобрался на стол и стал кричать во всю глотку:
– Ребята! Хапуны ичезли! Ура! Мы победили хапунов!
Люди стали смотреть по сторонам и, действительно, ни одного хапуна поблизости. Раздались возгласы: «Давайте за Это выпьем!». Этот возглас встретил дружное одобрение, так Парти перешла в беспорядочную великую Попойку.
Отец Йоши вернулся под утро и с порога закричал:
– Йоши! Отец! Вы всё прозевали! Мы победили хапунов! Они исчезли!
Йоши вышел из комнаты, посмотрел на отца и сказал:
– Но, отец, твой хапун никуда от тебя не делся, вон он еле стоит, такой же безобразно пьяный, как и ты сам.
Отец начал озираться, шарить по углам, но хапуна не обнаружил. Тогда он ввалился в комнату дедушки и прошепелявил:
– Отец, ты тоже видишь моего хапуна?
Дедушка посмотрел на хапуна своего сына – тот стоял раскачиваясь, прижимая палец к своему клюву и подавал всяческие знаки, чтобы дедушка молчал и его не выдавал.
– Сын мой! – после некоторого молчания сказал дедушка, – твой хапун по-прежнему с тобой!
– Вы сговорились! – взревел отец. – Никто в городе не видит больше хапунов, только вы.
Он схватил Йоши за руку и потащил на улицу приговаривая:
– Пойдём спросим у прохожих, видит ли ещё кто-либо хапунов.
Они вышли на улицу и начали расспрашивать первых попадавшихся прохожих. Многие отвечали, что они ничего не видят, другие отвечали, что хапунов можно встретить только в сказках, остальные вообще не понимали, о чём их спрашивают.
Йоши тоже ничего не понимал. Глядя на его недоумённый вид, отец сказал:
– Хорошо, Йоши, ты не веришь прохожим, тогда пойдём к человеку, которому ты должен будешь поверить.
Взяв Йоши за руку, отец потащил его в направлении ратуши. Невзирая на протесты секретарши, они ввалились в кабинет Мэра. А там как раз шло заседание Городского Совета, все были просто ошарашены такой наглостью. Но отец Йоши был неумолим и весьма учтиво обратился к Мэру:
– Глубокоуважаемый Господин Мэр! Приносим наши извинения за столь бесцеремонное вторжение, но смею вас заверить, что мы Вас не задержим. У нас тут небольшая проблема. Дело в том, что моему сыну видятся какие-то хапуны или что-то в этом роде. Не могли бы Вы с высоты вашего Авторитета сказать мальчику, что никаких хапунов нет?
Мэр сидел в раскошном кресле и тупо наблюдал за Йоши, а за его спиной стоял огромный, жирный и на редкость безобразный хапун, который очень внимательно следил за происходящим. После некоторого молчания хапун произнёс:
– Молодой человек, хапуны существуют только в сказках и легендах нашего народа, что свидетельствует о богатой фантазии наших предков!
Мэр принял важный вид, строго посмотрел на Йоши и торжественно произнёс:
– Молодой человек, хапуны существуют только в сказках и ле- гендах нашего народа, что свидетельствует о богатой фантазии на- ших предков!
Йоши был в шоке, со слезами на глазах он закричал:
– Папа! Папа! Он же как попугай повторяет всё за своим хапуном!
Глаза Мэра округлились от ужаса, но хапун за его спиной очень спокойно признёс:
– Довольно типичное поведение для человека с психическими отклонениями. Очень жаль, что закон в данном случае проявляет чрезмерную мягкость, но я думаю, что такие люди должны быть изолированы от общества.
Лицо Мэра приняло грозный вид, хотя в глазах всё ещё прятался Страх, но всё же он дословно пересказал речь хапуна.
Отец Йоши торжествовал. Хотя он был абсолютно равнодушен к происходящему, но в данном случае покушались на его веру в то, что он не должен ни с кем больше делиться своим Вином и был готов бороться с каждым, кто эту Веру пытался разрушить.
Довольный собой, он отпустил Йоши и пошёл в ближайший Ка- бачок похмеляться. Йоши ничего не оставалось делать, как вернуться домой.
Придя домой, Йоши бросился на грудь деду и, всхлипывая, проговорил:
– Дедушка, я ничего не понимаю, неужели все ослепли за одну ночь? Или мы с тобой сошли с ума?
– Успокойся, мой мальчик, – сказал дедушка, поглаживая внука по голове. – Я догадываюсь, что случилось в эту ночь. Хапуны давали этой ночью Парти, правильно? Были все, кроме нас двоих? Я думаю, они подсунули людям Волшебный напиток, после которого те потеряли способность видеть хапунов. Мы с тобой остались дома, волшебный напиток не пили, поэтому мы эту способность сохранили.
– Выходит, – сказал рассеянно Йоши, – способность видеть хапунов сохранили только мы с тобой?
– Не думаю, – ответил старик, – наверняка есть и другие люди, но это единицы. Кто им поверит? Если они будут говорить про хапунов, их поднимут на смех или объявят сумасшедшими. Так что, если кто-то будет видеть хапунов, будет молчать. Поэтому послушай старика, и тебе я советую молчать, если не хочешь быть белой вороной, это может для тебя обернуться серьёзными неприятностями. Делай так, как будто ты их тоже не видишь.
– Но ведь это ужасно, дедушка! – продолжил Йоши. – Выходит, власть хапунов выросла во много раз? Нет, это – ужасный Мир! Я не хочу, я не могу в нём жить! Но, дедушка, ты всю свою жизнь посвятил борьбе с твоим хапуном, ты так много читал, неужели ты так и не нашёл хоть один действенный метод? Может, ты что-нибудь упустил? Или просто игнорировал?
– Нет, мой мальчик, я всё испробовал, за исключением, конечно, несерьёзных вещей.
– Несерьёзных? А что ты называешь несерьёзным?
– Ну как сказки, мифы, легенды всякие. Я изучал только научную литературу, ну, в крайнем случае, научно-популярную.
– И всё же, – не сдавался Йоши, – расскажи хоть одну легенду на тему борьбы с хапуном, так или иначе ты же должен был с ними столкнуться.
Старик задумался, какое-то время он сидел молча, погрузившись в свои мысли, потом он повеселел, подмигнул Йоши и с лукавой улыбкой сказал:
– Если быть честным, то я знаю только одну легенду, которую слышал ещё в детстве, она сидела у меня в голове и не давала покоя. Повзрослев я понял, что нельзя верить сказкам. Поэтому и искал для борьбы научную основу. Но теперь я стар и, видимо, мне суждено умереть, так и не освободившись от моего хапуна.
– Дедушка, миленький, расскажи! – попросил Йоши.
– Ну хорошо, – сказал дед, – если ты так просишь, тогда слушай… Где-то на свете есть страна Середины. Посреди этой страны есть Зелёный Лес. В Зелёном Лесу находится Серебряное Озеро. Там есть остров. На острове имеются Пещеры, и в этих пещерах водятся Огненные Львы. Так вот, согласно легенде, только они способны уничтожить хапуна, не повредив при этом человеку. Такова легенда, Йоши, больше я ничего сказать к этому не могу.
ПОИСК
Между тем, Йоши из маленького мальчик а превратился в молодого человека. Но легенда, рассказанная ему в детстве, не давала покоя. Постоянно его мысли возвращались к стране Середины и к пещере на острове посреди озера.
«Как туда попасть? И каким образом переправиться на остров?» – спрашивал он себя.
Конечно, это сказка, но где-то в глубине сознания он понимал, что в этой сказке заложен глубокий смысл, но какой? Йоши решил не тратить попусту время на рассуждения и отправиться на поиски. Да, на поиски, но в каком направлении? Он расспросил множество людей, но никто не смог дать ему вразумительного ответа.
Дело было в том, что представители каждой страны считали себя счастливыми обитателями страны Середины. Естественно, с этим были не согласны жители соседних стран, так как они свою страну считали страной Середины, а остальные страны считали второстепенными или попросту окраиной. Это служило почвой бесконечных конфликтов, которые перерастали в вооружённые столкновения.
Среди прочих государств были такие, жители которых занимались пропагандой своей страны. Всевозможными методами они приво- дили жителей соседних государств к мнению, что именно их страна является страной Середины. Их усилия давали свои плоды, в их стра- ну дейстительно приезжало огромное количество туристов, чтобы насладиться красотами страны Середины. Но никто из туристов не подозревал, что они следовали внедрённому в их сознание мнению.
Йоши также посетил одну из таких стран, но был страшно разо- чарован, так как хапуны этой страны показались ему более отвра- тительными, чем отечественные.
Что делать?
Значит, ему надо найти человека, как говорится, без роду-племени, но где его искать?
После долгих поисков и расспросов ему подсказали, что на горе Отрешённости живёт странный человек, которого звали Эвфем.
Итак, Йоши отправился на гору. Гора была довольно отвесной и высокой, карабкаться наверх было просто мучением. К прочим неудобствам прибавлялось бесконечное нытьё хапуна, который постоянно канючил. Он говорил: «Послушай, Йоши, ну зачем мы лезем на эту проклятую гору? Чтобы познакомиться с очередным сумасшедшим? Но сумасшедших достаточно в долине, по крайней мере, для разговора с ними не надо ломать шею». Йоши не обращал внимания на его стоны, он просто молча шёл вперёд.
Наконец, достиг вершины. Немного в стороне сидел на камне человек, который задумчиво смотрел вниз.
Поначалу Йоши немного растерялся, но потом собрался с духом и обратился к незнакомцу:
– Глубокоуважаемый господин Эвфем, вы бы не смогли…
– Стоп! – прервал Йоши незнакомец. – Если вы, молодой чело- век, ищете господ, то вы здесь не по адресу. Господа не взбираются на гору, им достаточно комфортно в долине. Они там строят холмы из глины для достижения своих высот. По окончании строительства они взбираются на вершину своего детища и кричат во всеуслышание: «Господа! Я построил эту Гору, с неё открывается прекрасная панорама, приходите и убедитесь сами!». И действительно, люди приходят, даже покупают права для пользования этим холмом. Затем они зовут следующих людей, чтобы и они насладились прекрасной панорамой. Люди восхищаются и не замечают, что их взгляд упирается в соседний холм. Но после смерти строителей Дождь и Солнце сделают своё дело, Холм оседает и покажется другим людям забавной кочкой. И на её месте следующий «Господин» построит свой холм. Я же живу на Горе, которую не строил, ведь она существовала задолго до моего рождения, и после моей смерти ничто не в силах её разрушить. Если бы я уподобился Господам долины и стал зазывать людей на свою Гору, они бы меня не услышали, так как я слишком далёк от них. Увидеть же меня они не могут по той простой причине, что они не замечают того, что находится выше их головы. Ты же, молодой человек, обратился ко мне на «Вы», этот обычай сохранили люди с тех времён, когда они ещё могли видеть хапунов. Поэтому, чтобы упростить форму обращения, вместо того, чтобы каждый раз говорить «Здравствуйте, Господин Икс! Здравствуйте, хапун Господина Икс!», они начали просто говорить «Вы». Но вы, молодой человек, видите моего хапуна?
– Нет, – смущённо ответил Йоши.
– Так вот, – продолжал незнакомец, – как обращаются к человеку, у которого нет хапуна?
– Я думаю, «Ты», – ещё больше смутился Йоши.
– Итак, что бы вы хотели от меня узнать, молодой человек?
– Почему вас, то есть тебя, называют Эвфем? – выпалил Йоши.
– Потому что моя мать находилась в пути и родила меня на гра- нице между двумя государствами. Поэтому и дали мне имя, что означает «не ведающий Родины».
– Да, но позже ведь какая-либо из стран стала твоей Родиной? – не унимался Йоши.
– Нет, я был всё время в пути, – ответил бездомный.
– Что же является целью твоего пути?
– Гора.
– Но если ты достиг своей горы?
– Тогда – следующая Гора.
– Но почему ты сидишь здесь, на этом камне?
– Я высматриваю с высоты этой Горы мой путь, ведь часто бы- вает так, что, проходя долину, я теряю мою цель из виду, и тогда мне приходится вновь возвращаться на предыдущую Гору.
– Как давно ты находишься в пути?
– Я не считаю ни дни ни Горы.
– О, как хотел бы я иметь столько мужества, Силы и Энергии, как ты. Но для пути у меня попросту не хватает энергии. Я чувствую себя просто бессильным.
– Посмотри вокруг, – да ты буквально плаваешь в океане энергии Планеты, энергии Солнца и Звёзд и при этом ты бессилен? Я тебе скажу, почему ты себя так чувствуешь. Всё дело в твоём хапуне, ведь хапуны по природе своей паразиты. Паразиты могут существовать только за счёт других существ. Для того чтобы получить твою энергию, он возбуждает в тебе чувства, лучше всего для этого подходит чувство жалости к самому себе. Таким образом, твой хапун получает энергию, предназначенную тебе. В итоге растёт твой хапун, и ты как человек скрываешься в его тени. После того как человек становится достаточно маленьким и с него становится нечего взять – хапун начинает сосать энергию с других людей.
– Тем сильнее я хотел бы от него избавиться, – отозвался Йоши. – Но для этого мне нужно достичь страны Середины, не мог бы ты указать туда путь?
– К сожалению, ничем не могу помочь, – ответил Эвфем.
– Как же так, – обиделся Йоши, – ты же избавился от своего хапуна, почему ты не хочешь мне помочь?
– Дело в том, – ответил Безродный, – что у каждого своя страна Середины и каждый сам должен найти дорогу туда.
– Но ты же можешь хотя бы указать направление или дать какой-нибудь совет. Я понятия не имею, где её искать!
– Ты не нуждаешься в моих советах, ведь у тебя есть персональный проводник – лучше его никто не знает дороги.
Йоши недоумённо оглянулся, но, кроме своего хапуна, никого не увидел.
– Я не вижу никого, кроме моего хапуна, не он ли, случайно, покажет мне дорогу в страну Середины? – съязвил Йоши.
– Именно он.
– Ты, что, издеваешься? – возмущённо спросил Йоши. – Подсудимый сам поведёт меня к своему месту казни? Такого я себе не могу представить – как же это будет выглядеть?
– Всё очень просто, Йоши, – ответил Эвфем, – если твой хапун хочет налево, то ты иди направо. Если он хочет направо, то ты иди налево. Если он смеётся, то ты ищи повод для печали. Если он грустит, то ты найди в этом что-нибудь смешное. Если он ищет ссоры, то ты найди путь к миру. Ищет он мира, не доверяй ему в этом. Если он восхищён, тогда ищи ловушку. Станет он нерешительным, значит, ты на верном пути. Иди по нему и ты достигнешь страну Середины.
– Спасибо, – поблагодарил Йоши, – я понял тебя, Эвфем, прости мою несдержанность.
– Рад был тебе помочь, – отозвался Эвфем.
Тут они распрощались как настоящие друзья и каждый отправился своей дорогой.
СТРАНА СЕРЕДИНЫ
Итак, Йоши отправился в путь. Путь этот был не из лёгких, к разным трудностям в дороге добавилось яростное сопротивление хапуна. Он всячески изворачивался и придумывал всё новые хитрости. Но и Йоши был не лыком шит: хапуну становилось всё трудней его перехитрить. К тому же, Йоши не вступал в открытую борьбу. Он прекрасно понимал, что борьба только усилит хапуна.
Долго ли, коротко ли, но всё же они достигли страны Середины. Найти Зелёный Лес было несложно, так как зелёное сияние деревьев и запах листвы делали поиски лёгкими. Лес просто очаровал Йоши, даже его хапуну там понравилось. Но, по мере приближения к озеру, сопротивление хапуна заметно усилилось. Он перешёл на крик, который давил на виски:
– Глупец! Что ты там забыл? Хочешь искупаться? Мы оба погиб- нем в серебряных водах! Ты себе представить не можешь, какие опасности таит эта лужа!
На берегу он стал угрожать Йоши. Потом внезапно перешёл на лесть, а когда и это не помогло, пытался вызвать жалость.
Йоши не проявлял никакой реакции, спокойно начал раздеваться. Хапун был вне себя:
– Что ты делаешь? Одежда является твоей защитой, без неё ты просто смешон и беспомощен.
Но Йоши уже ничего не могло остановить, и он нырнул в серебряную бездну…
В этот миг он ощутил неслыханную свободу. Наконец-то замолкло беспрестанное ворчание хапуна, который остался на берегу. Ничто его больше не угнетало, ничто не скрадывало движений. Только он и тёплые объятия серебряной воды. Это было так здорово! Ни с чем не сравнимые чувства! Всё позабылось, даже то, кто он такой есть. Даже это стало не важно…
Как долго плыл Йоши, нельзя сказать, потому как он потерял ощущение времени и пространства. Потом юноша заметил в серебряном тумане очертания острова и поплыл к берегу. Остров состоял из трёх частей. Там были действительно пещеры, некоторые из них были замурованы, остальные были пусты. И ни намёка на львов или огонь. Всё же в одной из пещер Йоши обнаружил нечто. Вначале он принял это нечто за светлячка, но при более пристальном изучении можно было действительно принять это существо за крошечного льва. Свет существа слабо мерцал во мраке пещеры. Внезапно Йоши услышал совсем тихий шёпот. Сначала он принял его за свои собственные мысли, но это было не так. Свтлячок заговорил:
– Приветствую тебя, Йоши. Почему ты так печален?
– Я думал, что ты намного больше и сможешь освободить меня от моего хапуна. Но ты такой крохотный, и я боюсь, что тьма пещеры вот-вот поглотит тебя.
– Что ты называешь крохотным? Что для тебя является великим? Ты живёшь в мире обмана и сам являешься иллюзией. И при всём этом своими обманчивыми глазами думаешь распознать истинное значание вещей? Посмотри на звёзды. Не кажется ли тебе возможным достать их руками? Но ведь в действительности звёзды – это целые миры, которые тебе не дано понять твоим рассудком. Глядя на тучи, не кажутся ли они огромными драконами, готовыми поглотить Солнце? Но тучи приходят к тебе в виде крошечных капель, которые ты с лёгкостью сотрёшь с щеки, когда пройдёт дождь. Посмотри на искру. Разве она не мала? Но крошечная искра приводит в движение моторы, моторы двигают машины, а машины перемещают горы. Посмотри на сердце, оно крошечно в твоих глазах, но способно охватить Вселенную.
– Да, возможно, что я заблуждаюсь относительно некоторых вещей, но я хотел бы тебя спросить о другом. Неужели ты не мог бы немного вырасти? Может быть, мне испечь тебе пирогов? Ведь хапуны едят пироги, смотри, какими огромными они вырастают.
– Я не нуждаюсь ни в чём, что может предложить Мир теней, но если мы с тобой продолжим наше общение, то для диалога будет затрачена энергия, и эту энергию возместит мне вдвойне мой Отец – Звёздный Лев. Таким образом я начну расти. Итак, мой рост в твоих руках.
– Но где живёт твой отец, Звёздный Лев?
– Моего отца нельзя найти в этом Мире, но само существование этого Мира невозможно без участия Звёздного Льва. Мир же моего отца – это мир непреходящего, истинного Света.
– Ладно, раз мы уже говорим о Свете, то ответь мне, пожалуйста, на вопрос. Почему свет всегда мерцает, особенно перед тем, как он погаснет?
– Как ты думаешь, Йоши, может ли тьма победить Свет?
– Я не думаю, что тьма настолько агрессивна, чтобы бороться со Светом.
– И здесь ты ошибешься, Йоши. Тьма весьма агрессивна. Воины тьмы осаждают Свет, они теснят его со всех сторон. И вот первые ряды воинов тьмы переходят границу, разделяющую их. Но силой Света они освещены и превращены в воинов Света. И тогда бывшие воины тьмы возвращаются назад, чтобы нести Свет во тьму… Во тьме же они убиваемы своими бывшими соратниками. Но через их смерть освещаются их убийцы. И уже они обращаются назад, чтобы нести полученный свет дальше. Но так же повторяют судьбу своих предшественников… Так продолжается бесконечно. И всё это, как ты понимаешь, случается за пределами твоего восприятия. Ты же воспринимашь это как слабое мерцание света. Таким образом распространяется Свет, и тьма не может объять его.
Разве что Свет погаснет сам по себе.
– Да, с одной стороны, твой ответ меня просветил, с другой – его невозможно объять рассудком, как тьма не может объять свет.
– Это потому, что ты сам – смесь Тьмы и Света. Продукт их слияния и называется тенью.
– Так это значит, что я – человек Тени?
– Хорошо, что ты познал истину, потому как это является ос- новополагающим. Сумма же Познаний приводит к Зрелости. Зре- лость ведёт Тоску по дому. Тоска по дому – к Поиску. Поиск при- водит к Находке. Находка ведёт к Освещению. Освещение ведёт к Возвращению. А Возвращение к Свету.
– Мне кажутся знакомыми эти слова, я их уже где-то слышал…
– Может быть, но кто бы ни произнёс эти слова, наверняка был в пещере, подобной этой.
– Но если я, пусть даже частично, состою из Света, то почему сам не в силах освободиться от своего хапуна?
– Твой хапун является лишь верхушкой айсберга тех сил, кото-
рые тобой управляют и держат в своём плену.
– Но чем же они держат меня?
– Тебе внушается чувство, что ты чем-то обладаешь. Начинается всё с твоего рождения. Тебе кажется, что ты обладаешь родителями, но это иллюзия. И рано или поздно тебе придётся с ней расстаться. Позже тебе внушается иллюзия, что ты что-то знаешь, но и в этом тебя ждёт горькое разочарование. Потом ты захочешь обладать домом. И ты купишь чувство обладания домом. Но за чувства в мире теней приходится всегда дорого платить, и от твоих глаз скрывается конечная цена. Настанет день, и ты встретишь девушку, захочешь на ней жениться, чтобы приобрести чувство обладания женщиной. Так уж повелось в мире Теней, что мужчины женятся для того, чтобы иметь чувство обладания женщиной. А женщины, выходя замуж, приобретают чувство обладания мужем. Но это самообман и иллюзия, которую используют хапуны. Потом появляются дети, и разгорается подчас целая война из-за вопроса, кто же из родителей имеет больше прав на обладание ребёнком. Люди думают, что они обладают жизнью, но что значит жизнь тени? Короткое освещение перед грядущей ночью.
– Значит, выходит, что желание обладать – это цель, при помощи которой мой хапун меня порабощает? Так, значит, по-твоему, я не должен ничего иметь? Всё раздать и довольствоваться только необходимым? Знавал я таких людей, только свободными, я бы их не назвал, скорей даже наоборот.
– Как я уже сказал, ты живёшь в мире желаний и иллюзий. В мире Теней есть люди, которые много имеют, нейтрализуя чувство обладания. Они не дают себя поработить. Они очень легко приоберетают и так же легко отдают. Но есть и такие, которые имеют минимум, но за этот минимум они готовы драться не на жизнь, а на смерть. Это как у собак. Собаки, сидящие на цепи, намного злее, чем те, которые свободны. И чем короче цепь, тем она злее.
– Не значит ли это, что, если я сумею нейтрализовать в себе жажду к обладанию, то я стану свободен?
– Конечно, до полной свободы ещё далеко, но это был бы первый шаг. Но сейчас иди, ты не можешь здесь всегда находиться. Мир Теней зовёт тебя, ведь ты ещё не свободен…
РАБСТВО И СВОБОДА?
Как Йоши снова попал на берег Серебряного Озера, он уже не помнил. Там его ожидал хапун. Он тут же накинулся на Йоши:
– Ты стал просто невозможным, ты вообще не слушаешь того, что я тебе говорю.
– Кто ты такой, чтобы я тебя во всём слушал?
– Я для тебя просто всё, без меня ты не сможешь существовать. Кроме того, я намного старше тебя, и ты далеко не первый человек, которого я курирую. Можешь мне поверить, я пережил многих людей, но ты – самый глупый из всех. Многие из твоих предшественников слышали о стране Середины, но никто не осмеливался сюда прийти. Ну, разве что некоторые исключения, но и у них не хватило духу нырнуть в воду. Ты же в своей глупости превзошёл всех. Я не хотел тебе говорить, ну да ладно, ты себе просто предСтавить не можешь, какие силы таятся в этой Серебряной луже. Они способны вывести из равновесия всю существующую систему. Если я доложу о твоей выходке моему вышестоящему начальству, то тебе придётся туго.
– Если ты будешь жаловаться, это будет значить, что ты плохо со мной работал, и тебе же влетит от твоего начальства. Поэтому ябедничать тебе не резон.
– Ты смотри какой! Сразу видно – моя школа, не зря я потратил на тебя столько сил. Я провёл с тобой уйму времени, жаль, что ты не обо всём помнишь. Но ничего, я напомню тебе сейчас. Когда ты был совсем ещё малюткой, ты лежал в колыбели и корчился от голода. Кто поднял шум и кричал, пока нас не накормили? Я, твой хапун! Без меня твоя мать о тебе забыла бы. Ты подрос. Кто требовал для тебя игры и игрушки? Я, твой хапун! Пойдём дальше: ты подрос и учился в школе, помнишь, мы стояли в школьной сто- ловой, и перед нами была огромная очередь? Кто начал работать локтями, пока мы не оказались в первых рядах? Это был Я! Твой хапун! Кто для тебя всё пробивал? Без меня ты абсолютный нуль, ничтожество, не способное себя обеспечить!
– Но и тихие младенцы получают своё молоко, скромные дети получают игрушки, ты делаешь себя значимее, чем ты есть на самом деле.
После некоторой паузы хапун продолжал:
– Йоши, ты наверняка хочешь когда-нибудь завести подружку. Поверь мне, Йоши, девушки дарят своё внимание только парням с сильными хапунами. Их интересуют только сильные, пробивные мужики. К мальчикам без сильного хапуна они не проявляют ни малейшего интереса.
– Да, это так и есть. Девушка, у которой её истинная натура скрывается в тени хапуна, ищет такого же парня. Потому как подобное притягивает подобное. Но я не хочу подружку по твоему вкусу.
– Хорошо, Йоши, вижу, что ты не дурак и не слеп. Ты видишь ясно истинное положение вещей. Поэтому оглянись внимательно, оглянись вокруг: ты не можешь не заметить, что вся власть, всё влияние на Скии в руках хапунов. Роль людей сведена к минимуму. Человеческие качества ты можешь встретить только в беллетристике, в кино и в прочем бреде, который люди называют культурой. Реальная же жизнь диктуется нашими качествами, качествами хапунов. Истинный Человек! Ха! Куда же они спрятались? Я не вижу ни одного, и, если где-то пару штук завалялось, то они точно не делают погоду на Скии. Ты же, Йоши, наверняка хочешь богатства, власти, почёта и некоторой стабильности. Всё это – собственность хапунов и тех, кто им служит. Мы же не делимся этим с теми, кто не с нами. Ведь тот, кто не с нами, тот против нас.
– И всё же, истинный Человек мне важнее всего того, что ты можешь мне предложить. Я долго наблюдал за вами, вы действи- тельно очень быстро даёте, но так же быстро, в одно мгновение, можете отнять. Вы используете богатство как приманку для че- ловека. После порабощения он становится игрушкой, не более того. Но чего бы он ни достиг при вашей помощи, ему приходится, рано или поздно, опять начинать всё с нуля. Может, вам и забавно играть в эти игры, но с меня хватит!
– Хорошо, это твой выбор и твоё право, но с этого момента твоя жизнь не будет похожа на игру, это я тебе обещаю. Посмотрим, как ты без меня обойдёшься, ты ведь без меня не сможешь жить! Ты ещё не раз будешь ко мне обращаться.
Йоши ничего не ответил, он просто продолжил свой путь.
И действительно, всё усложнилось. Внешне он пытался ничем не отличаться от толпы, но все чувствовали в нём чужака. Эти чувства шли не от людей, а от их хапунов. Некоторые пытались оказать на него давление, сами не отдавая себе отчёта, почему им этого хотелось. Другие же пробовали использовать его в своих целях, потому что от Йоши шло нечто располагающее. «Слабый хапун имеет свои недостатки», – думал он иногда.
Наблюдая за богатыми людьми, Йоши замечал, как они с лёг- костью обращались со своими деньгами. Но это было только на первый взгляд, потому как обычно богатство достигалось по́том и кровью, и для этого им приходилось служить либо своему хапуну, либо хапунам других людей. Впрочем, между первым и вторым не было почти никакой разницы. Потерять же богатство можно было различными способами. В первом случае – это отказ от своего ха- пуна, второй – недостаточное внимание к чужим хапунам. Так или иначе, богатство находилось в постоянной опасности.
И если желание обладать было цепью, приковывающей людей к Империи хапунов, то страх был бичом в их руках. Буквально все были подгоняемы страхом. Богатые – страхом потерять своё бо- гатство. Бедные – страхом, что не получат завтра свой кусок хлеба. Властелины – страхом потерять свою власть или страхом перед теми, кто имел большую власть. Кроме всего этого, для каждого человека у его хапуна были свои особые крючки.
Некоторые люди знали об этом, другие же их не замечали или не хотели замечать.
Империя хапунов так организовала человеческую жизнь, что практически ни на что не хватало времени. Люди занимались ты- сячами вещей, но только не самими собой. И даже в так называе- мое свободное время они занимались либо своим хапуном, либо хапунами других.
Иногда Йоши хотелось разбудить людей, крикнув: «Люди, где вы? Проснитесь!». Но попытки кого-то встряхнуть всегда кончались плачевно. Кроме того, это всегда вызывало поток агрессии, злобы и непонимания. «Нет, это ничего не принесёт, – думал Йоши. – Кроме того, я сам ещё не свободен и не имею права кого-то освобождать».
Так он стал пассивным наблюдателем. Попытки проанализировать человеческую жизнь приводили всегда к печальным результатам. Существовало огромное количество законов, всевозможных договоров, сделок, пактов. Но почти везде хапуны были в выигрыше. Люди же, так или иначе, – всегда в проигрыше. Как- будто вся Ския существовала только для хапунов. Попытки получить на возникающие вопросы хоть какие-то ответы, натыкались на откровенную ложь, грубый обман или вымогательство. Наконец Йоши пришёл к выводу: ответов на его вопросы просто не существуют в этом мире. Единственное, что ему оставалось, так это опять дорога к острову.
ЗВЁЗДНЫЙ МИР
Идти знакомым путём всегда легче. Долго ли, коротко ли, Йоши опять оказался наедине с Огненным Львом. Тот заметно вырос – его сияние освещало половину пещеры. Но всё же он был ещё достаточно мал, по крайней мере, так казалось Йоши.
– Приветствую тебя, Йоши! – произнёс дружелюбно Лев: у тебя опять возникли вопросы или что-то другое на этот раз привело тебя сюда?
– Приветствую тебя, милый Лев! У меня накопилось столько вопросов, на которые, как я подозреваю, не найти ответы в мире Теней. Ты единственный из тех, кого я знаю, кто не принадлежит этому миру. Ты знаешь, я много наблюдал за людьми; среди них было немало хороших людей, которые пытались творить добро. Но, несмотря на все их усилия, они не могут всё- таки достичь истинного добра. В чём здесь причина? Мешают при этом их хапуны? Может, они недостаточно стараются? Может, истинное Добро лишь химера, за которой они гоняются, и не существует на самом деле?
– Во-первых, Йоши, не пытайся всё списать на хапунов, всё то- бой описанное имеет другие, более глубокие причины. В нашем последнем разговоре мы установили, что люди на Скии являются продуктом слияния света и тьмы, то есть тенью. Поэтому всё, что ни делает человек, отбрасывает свою тень. Если человек стремится к приобретению, то тенью имущества является расточительство. Если он любит, то его любовь отбрасывает тень, и эта тень называется ненависть. Стремится человек к справедливости – тенью его справедливости становится несправедливость. Даже в попытке человека освещать предметы и явления сказывается его природа, поэтому его освещение всегда одностороннее и наводит больше тени, чем ясности. И всё потому, что он сам является тенью. Но что же такое тень? – спросишь ты. Тень – это эффект одностороннего освещения. Поэтому все человеческие поступки односторонне и отбрасывают тень.
– Но, милый Лев, всё на Скии отбрасывает тень: дома, деревья, люди. Неужели всё должно исчезнуть для утверждения Царства Света?
– Странная идея! Кто тебе её подбросил? Как уже было сказано, тень – это только эффект от одностороннего освещения. Данный эффект наблюдается лишь в пространствах с единственным источником света.
– Да, но даже в самый солнечный день тени неизбежны.
– Это происходит потому, что ты живёшь в мире с одним солнцем.
– А разве существуют миры с несколькими солнцами?
– Представь себе мир, в котором одно солнце над твоей головой, другое светит тебе слева, третье – справа. Под тобой тоже солнце, да ты же окружен миллионами солнц. Но и это ещё не всё, ты сам излучаешь свет, потому как ты сам – яркая звезда. Смог ли бы ты при всём этом представить тень?
– Это просто фантастика, но мне довольно сложно представить себя яркой звездой. Неужели это могло быть со мной? Но если даже допустить мысль, что это было на самом деле, то куда делось моё сияние?
– Нет, Йоши, это был не ты, который со мной сейчас разговари- вает. Но это была звезда, которая дремлет в глубине твоей души. К сожалению, звезда эта давно погасла, но её остаточный жар при- вёл тебя сюда.
– Но почему звезда эта погасла? Может быть, её погасили? И почему остался остаточный жар, если звезда эта давно погасла?
– О, это длинная и очень печальная история, но эта история бросает истинный свет в мир теней. Но мир теней не переносит истинного Света. Ты же, Йоши, являешься частью мира теней, и тебе она может тоже не понравиться.
– Несмотря ни на что, я желаю услышать эту историю, но для начала объясни, пожалуйста, что такое истинный Свет?
– Это свет высшего порядка. Для существ низшего порядка этот свет невидим. Как впрочем, и всё, относящееся к высшему порядку. Поясню это тебе понятным примером. В песке моря жили морские черви. Они жили и умирали в этом песке, и для них, кроме песка, ничего не существовало. Мир выше песка для них не существовал, ведь у них не было глаз. В водах над песком плавали рыбы. По шуршанию песка они определяли местонахождение червей, откапывали и пожирали их. Несмотря на неверие червей в существование рыб, они находили свой конец в их желудках.
Над морем кружили птицы. Они прекрасно видели через прозрачную воду передвижение рыб. Когда рыбы достаточно близко приближались к поверхности воды, те вылавливали и пожирали их. Но рыбы и не подозревали о существовании птиц, так как рыбий глаз не способен видеть в воздухе. На этом примере можно понять, что для существ низшего порядка высший невидим. Но существа высшего порядка видят все низшие порядки насквозь. Человек тени стоит на низшей ступени космического мироустройства. Он может только предполагать о существовании высших порядков или хотя бы верить в их существование. Люди бывают умней червей. Истинный Свет, как и звезда, дремлющая в твоей душе, нисходит из высшего порядка. Поэтому они невидимы для тебя. Истинный Свет пронизывает всё мироздание, не исключая мир теней. Но существа из мира теней не могут его видеть. Они в состоянии лишь заметить следствия действий, производимых высшим Светом.
– Итак, сколько же миропорядков существуют ещё надо мною? И как так получилось, что звезда из высшего порядка скатилась в этот мир?
– Ты любознателен, Йоши, и это очень хорошо, ведь это каче- ство твоей звезды. Но к твоему вопросу… Всего существуют семь миропорядков. Ты живёшь в седьмом, то есть низшем. Над этим порядком существуют ещё шесть.
– Милый Лев, расскажи, пожалуйста, о звёздном мире. Мне не терпится узнать, почему погасла моя звезда.
– Хорошо, Йоши, представь себе группу звёзд. Все звёзды имели свободную волю, все излучали истинный Свет. Звёзды имели две основные способности. Они могли отдавать и получать свет. Также они были частью звёздной системы, которая требовала большей отдачи света, чем его получения. Идеальное соотношение между отдачей и получением было названо Жизнью. Маленькие группы звёзд, работая друг с другом, образовывали члены. Члены, в свою очередь, образовывали тело. Таким образом возникла огромная звёздная система, которую назвали Большой Звёздный Человек. В этой системе было три центра, из которых производилась координация всей системы. Центры, в свою очередь, образовывали Люди Света – существа более высокого, чем звёзды, миропорядка. В своём нормальном состоянии они были невидимы для звёзд. Но при желании они могли уменьшить своё сияние и тогда становились видимыми.
– Почему же от звёзд требовалось больше того, что они получали, разве это справедливо? Почему звёзды должны были довольствоваться крохами от того, что они заслуживали?
– Йоши, твой организм состоит из миллиардов клеток, и каждая производит энергию в гораздо больших количествах, чем она сама нуждается. Если бы это было не так, то ты был бы не в состоянии двигаться, думать и даже дышать. Вообрази, что некоторые из твоих клеток прекратят производить энергию, мало того, они образуют сообщество паразитирующих клеток. К этому сообществу присоединится ещё большее количество клеток. Образуется опухоль. При такой ситуации, как ты думаешь, сколько тебе ещё останется жить?
– Да, я знаю эту болезнь, многие мои родственники и знакомые умерли от этой страшной болезни. Я понял тебя, мой Лев. Ты хочешь сказать, что со звёздами произошло нечто подобное? Расскажи, что же было дальше.
– От избытка света, производимого звёздами, образовалась троичная сила, которую назвали Любовь. Эта сила имеет три аспекта. Первый аспект назван образующим. Он образовывал звездные системы; что же, кроме силы любви, сможет звёзды со свободной волей держать вместе? Второй – гармонизирующий. Он устранял трения между звёздами и отвечал за их мирное сосуществование, ведь без любви гармония просто немыслима. Третий – стабилизирующий. Он отвечал за общую стабильность системы, без силы любви любая система – карточный домик.
– Но это же скучно. Ты рассказываешь о любви так, как будто объясняешь физику. Для меня любовь – прежде всего романтика, а не сухие физические законы.
– Хорошо, возьмём пример из так называемой романтики. Прекрасная девушка влюбилась в очаровательного юношу. Юно- ша разделял её чувства, он просто не представлял без неё свою дальнейшую жизнь, и казалось, что их любви хватит на целую вечность. Так они образовали пару. Это первый аспект Любви. Образующий. Но они были из разных семей и обладали различными характерами. Тут им на помощь пришла сила второго аспекта и внесла гармонию в их отношения. Потом в их маленькой семье появились дети. Из любви к своим родителям они слушались их во всём; так образовалась маленькая иерархия с родителями во главе. Тут проявился третий аспект любви – стабилизирующий. В звёздной системе для каждого аспекта был заложен отдельный накопительный отсек, в котором скапливался избыточный свет. Работу этих отсеков можно сравнить с работой банка. Производила звезда требуемое количество света и при определённом накоплении получала свои дивиденды, следствием этого был рост. Не производила звезда достаточное количество света – с неё взимался дефицит. Следствием этого было уменьшение звезды. Также была установлена последовательность: сначала заполнялся накопительный отсек первого аспекта, потом второго и затем третьего. Но в некоторых системах были обнаружены звёзды, которые не производили достаточного количества света: после взыскивания дефицита наступила опасность потухания данной звезды.
Таким образом были рождены время и смерть.
– Что значит смерть? Что это вообще такое? Или время? Разве его не было раньше?
– Абсолютная смерть – это полное разрушение определённой системы. Функционирует система безукоризненно, тогда разрушение не предвидится. Пошли сбои в работе системы, предвидится её разрушение или смерть, как тебе угодно. Сумма же разрушительных процессов между началом сбоев в системе и её разрушением называется время. Всё, что функционирует безукоризненно, без предпосылок для смерти, существует вне времени.
– Ты опять говоришь техническим языком. Поясни, пожалуйста, на примере.
– Хорошо, представь себе дом, в котором начался пожар. Это – начало его времени. Сначала загорится деревянный пол, потом загорится лестница. Затем огонь перекинется на несущие балки и, когда они перегорят, рухнет крыша. Кажется, что судьба дома предрешена. Но дом этот стоял на хорошем счету в Банке Судеб, потому как был родным углом для людей, поэтому скоро приехала пожарная машина, и пожар был потушен.
– Это значит, что время дома остановлено?
– Нет, просто дом перешёл из одного времени в другое. Когда-нибудь он сгниёт и будет снесён, но это уже другое время, и процессы в нём длятся намного дольше. Обрати внимание, по протекающим процессам ты всегда в состоянии определить, как долго ещё этот дом просуществует. Или возьмём другой пример: дерево. Предположим, ты ботаник и точно знаешь, сколько процессов должно произойти между семечком и плодоносящим деревом. Ты также можешь примерно определить продолжительность его жизни до того времени, пока оно сгниёт. Но дерево это не принесло плодов в своё время и тем самым заработало минус в Банке Судеб. И вместо лет, отпущенных для гниения, было спилено садовником, как не приносящее пользы. Итак, дерево перешло из одного времени в другое, и процесс спиливания длится короче медленного гниения.
– Итак, милый Лев, ты хочешь сказать, что каждый объект в мире теней, будь он одушевлённый или нет, живёт в своём собственном времени? И находится в таком временном варианте, который совпадает с его состоянием? В таком случае у меня вопрос: как давно существует мир теней?
– Для определения времени необходимо знать его начало и его конец. В противном случае возможно лишь определение некоторых закономерностей и не более того. Ошибка людей заключается в том, что они исходят из ложного представления о линейно-поступательном продвижении во времени.
Конец ознакомительного фрагмента.