Вы здесь

Сказочки-выручалочки. Непослушка (Андрей Кедрин)

Непослушка

Нежелание подчиняться взрослым – среди детей явление весьма частое. Причин для такого поведения может быть несколько – так же, как и в случаях с капризами. Особняком стоят случаи, когда в основе детских проступков лежат мелкие на первый взгляд ошибки взрослых. Мы привыкли говорить запретами. «Не лезь», «не трогай», «не сломай» и тому подобные фразы на иную детскую голову сыплются десятками ежедневно. При этом довольно часто воспитатели добиваются лишь диаметрально противоположного эффекта. Все дело в том, что ребенок оказывается в сложной ситуации: у него есть информация о том, чего ему делать нельзя. Однако взрослый не снабдил его сведениями о том, что делать можно. Мы порой думаем, что ребенок сам найдет себе занятие, – и это верно, но только в случае, если он уже умеет развлекать себя. В противном случае он будет экспериментировать с окружающим миром, особенно с хрупкими и опасными предметами обстановки, а в итоге основную долю его словарного запаса составят бесконечные «нельзя». Поэтому вопрос послушания – стратегический и зависит от того, как построено общение в семье. А сказка может прийти на помощь, если требуется показать ребенку, что некоторые из запретов действительно важны. А также позволит подчеркнуть отношение родителей к своему чаду.


«В одном большом городе жила-была одна девочка. Ходила в детский сад, играла, рисовала, лепила из пластилина, платья красивые примеряла. По вечерам семья собиралась вместе, все пили чай с вареньем и рассказывали, что нового произошло за день. А потом девочку укладывали спать и читали ей на ночь сказки про принцесс и заколдованные королевства. И все было хорошо, пока однажды во время прогулки девочка не обнаружила на дорожке камешек Непослушания. Он был очень красивый – весь такой яркий, переливающийся разными цветами, просто сам в руки просился. И решила девочка взять его с собой, чтобы дома сохранить. Вот только с тех пор стали хуже дела дома. Девочка то спать вовремя не пойдет, то мультики решит посмотреть, и никак ее не увести от экрана. А потом и руки перестала мыть и за стол со всеми садиться. Возьмет что-нибудь повкуснее, съест, пока играет. Или вообще в кровати жует, вместо того чтобы спать. Специально все это делала, потому что стало ей казаться, будто родители ну очень уж неправильно все делают. То одно запрещают, то другое, а девочка хочет все по-своему делать. И вот не слушается она ни родителей, ни бабушку с дедушкой. Пусть неудобно есть и играть, пусть спать плохо оттого, что крошки всю ночь щекочутся, зато – все по-своему получается. И не замечает девочка, что камешек день ото дня все больше и тяжелее становится. Он уже и в кармане не помещается, девочке его на полочку положить пришлось. Да скоро и полочка упала – не выдержала такой тяжести. Покатился камешек Непослушания по полу да прямо под ноги девочке. Оступилась она и чуть не упала, да мама рядом была, вовремя подхватила. А потом помогла умыться и за стол усадила. И удивилась девочка тому, как повеселела после умывания. А уж как удобно оказалось за столом кушать, а не как она, по-своему, пыталась. Поужинала семья, а потом родители решили помочь дочке переложить ее камешек. Да только как подошли к нему, так и увидели, что он снова стал маленький-маленький, с горошину размером. Да и вообще, поняла девочка, что это раньше он ей красивым казался. А на самом деле невзрачный он какой-то, как те крошки под одеялом. Взяла она совок веник, смела камешек да и мусор выбросила. И с тех пор в семье дела снова на лад пошли».