Славные ребята
Если уж кому и не везло в жизни, так это небольшой рыбке ершу. Когда он был совсем маленьким, с ним не хотели играть другие рыбки. Особенно привередливыми были красавицы плотвички. Ершу это не нравилось, и он всячески вредил этим красавицам. Родители плотвичек частенько приходили на него с жалобами к родителям ерша.
– Ваш озорник, говорили они, – так напугал наших крошек так, что они едва не угодили на обед судаку, убегая, якобы, от щуки.
Потом выяснилось, что он постоянно колол своими колючками мальков других рыб. Теперь все стараются держаться от него в стороне. Родители наказывали непослушного ерша. Но им было невдомек, что мальки сами были виноваты. Они постоянно дразнили его, обзывали обидными словами. А все дело было в том, что в отличие от других мальков, ерш почти не рос. И это было главной его бедой. Даже плотвички обгоняли его в росте, хотя и росли медленнее остальных рыбок.
– Малыш, коротышка, козявка, – кричали они ему, – сначала подрасти, а уж потом приходи к нам на гуляние.
Дразнили его и за ужасные колючки, обзывая колючим уродом. Он обижался на всех и лез с ними в драку. Но всего обидней было слышать то, что он не нужен даже страшным рыбакам.
– Таких мелких рыбок, как ты, рыбаки выбрасывают в озеро, когда они попадаются им на крючок, – говорила самая противная плотвичка, – и для чего вообще ты вывелся на свет?
Такого оскорбления стерпеть он уже не мог. И ерш решил убежать из дома.
– Озеро большое, – думал он, найду для себя укромный уголок и буду там жить в полном одиночестве.
В одно прекрасное утро он так и сделал. Посмотрел на маму, которая готовила завтрак для всей большой семьи, махнул хвостиком на прощание и поплыл прочь от дома. Когда плыл по знакомым местам, чувствовал себя почти героем, но когда они кончились, страх стал поневоле в него закрадываться. Он даже хотел повернуть назад, но все же пересилил страх и поплыл дальше. Прошло еще немного времени. Ему ужасно захотелось есть.
– Надо было дома хорошенько подкрепиться, а уж потом бежать, куда глаза глядят, – ворчал он.
Недалеко от него проплыла огромная щука. Он метнулся в сторону и стал от нее удирать. Он плыл так быстро, что вскоре устал и остановился передохнуть. Оказалось, что за ним никто и не гнался. Но этот побег дорого ему стоил. Он заблудился. Ерш метнулся в одну сторону, потом в другую, но везде было чужое дно, незнакомые рыбки и какие-то другие водоросли.
– Ты кто такой? – кто-то спросил его.
Он обернулся. Сзади, слегка покачиваясь в воде, был абсолютно такой же ерш, как и он сам.
– Я никто, просто плаваю тут, – пролепетал ерш.
– Я тоже никто, – ответил незнакомец, – меня с братьями родители отправили в самостоятельную жизнь. Тебя тоже выгнали из дома?
– Нет, я заблудился, – ответил ерш.
– Какая разница, заблудился ты, или тебя выгнали, все одно. Свою жизнь когда-то надо начинать. Присоединяйся к нам, веселее будет жить. Ерш знал, что всех рыбок, когда они начинают подрастать, отправляют в самостоятельное плавание. Ему об этом намекали уже родители. Поэтому он сразу согласился.
– Поплыли к острову, там всегда много рыбаков, – предложил незнакомец, – полакомимся вкусной наживкой.
– Рыбаки нас поймают, – сказал ерш, – они зажарят нас на сковородке. Так мне папа говорил.
– Не переживай, я научу тебя стаскивать наживку с крючка, – успокоил его незнакомец.
Они поплыли к острову. Урок, по снятию наживки с крючка, прошел довольно быстро. Ерш был сообразительным, усвоил он эту науку сразу. И вот первый червяк оказался у него во рту. Снимая второго червяка, он потерял бдительность и оказался на крючке.
– Замучили эти ерши, – ругался рыбак, снимая его с крючка, – всю наживку им скормил.
Он снял с крючка и закинул ерша снова в озеро.
– Посмотрите, девочки, – тараторила незнакомая плотвичка, – опять рыбаки выбросили этого коротышку в озеро.
– Кому такой карлик нужен? – поддержала ее подружка.
И ерш сильно обиделся и на этих плотвичек, и на рыбаков, которые сначала ловят ершей, а потом бросают их опять в озеро.
– Ну, погодите, – погрозил он всем сразу, – вы еще пожалеете, что снова выпустили меня в озеро.
И начались неприятности у рыбаков с того дня. Ерш так умудрялся стягивать с рыбацких крючков наживку, что они, отсидев полдня на берегу с удочкой, уходили с пустыми куканами домой.
– Ничего не понимаю, – возмущался один рыбак, – насаживаю наживку не первый год, сижу и караулю поплавок. Вытаскиваю удочку, крючок пустой. Кто умудряется так ловко стащить червяка, ума не приложу?
– И не говори, – возмущался другой рыбак, – на этом месте я всегда что-то да ловил. Я столько подкормки сюда перетаскал, а толку никакого. Перестала рыба клевать, хоть плачь.
– У меня тоже сомнения стали появляться, – говорил третий рыбак, – подхожу к озеру, рыба играет. Ну, думаю, будет клев сегодня хороший, наловлю рыбки. Закидываю удочки, рыба играть перестает, клева нет никакого. Не завелась ли в озере какая-то нечистая сила, которая рыбу от удочек отгоняет?
А ерш собрал вокруг себя таких же ершей и стали они всячески вредить рыбакам. То наживку с крючков стянут, а то рыб отгонят от тех мест, где рыбаки с удочками пристроились. Доставалось и плотвичкам. Соберутся они в укромном местечке, чтобы танцульки свои устроить, а ерши налетят всей толпой и замутят так воду, что тина со дна до самого верха поднимется. Уплывут ерши, а плотвички вынуждены себя в порядок приводить. А как иначе? Они же хотят лучше всех рыб выглядеть. А как будешь лучше всех смотреться, если тина покрыла серебристые бока этих модниц? И пропали танцульки.
Время шло. Ерш как-то незаметно повзрослел. Шалить ему уже совсем не хотелось. И он решил оставить своих товарищей. В один прекрасный вечер он поплыл прочь от этих мест.
– Озеро большое, – подумал он, – найду себе тихий уголок, где и проведу остатки своей жизни.
И он вспомнил места своего детства. Как было там хорошо и привольно. Даже вредные плотвички там были значительно лучше, чем в других местах. А какие вкусные были червяки, которыми кормила его мама? И от этих воспоминаний ему стало очень хорошо и немного грустно. Как бы найти эти места? И тут произошло то, чего он никак не ожидал. На его пути оказалась рыбацкая сеть, в которую он так нелепо угодил. Ерш трепыхнулся, но это ему не помогло.
– Ничего, – подумал он, – скоро сеть вытянут, а меня снова бросят в озеро.
И действительно, почти сразу начали рыбаки вытаскивать сеть из воды.
– Ребята, смотрите, сколько ершей попалось, – крикнул один рыбак.
– Верно, – подтвердил второй, – отличная уха у нас сегодня получится.
Ерш почувствовал, что его начали вытаскивать из сети. Он жадно хватал жабрами земной воздух и ждал, когда его бросят в озеро. Но его бросили в ведро, где были уже другие рыбы. Дышать в ведре ему было не просто, но он готов был еще немного потерпеть. Должны же были эти люди бросить его в озеро?
Потом из ведра вытащили всех рыб, кроме ершей, и куда-то унесли. Через какое-то время воду из ведра вместе с ершами вылили на траву. Один из рыбаков собрал рыбок в ковшик.
– Вася смотри, какой замечательный ерш! – сказал рыбак, который держал ковшик в руке.
– О ком это они? – подумал ерш.
Тот, которого назвали Васей, подошел и взял из ковша ерша.
– Действительно, такого ерша не всегда увидишь, – произнес Вася, – красавец, даже жалко его в котел опускать.
– Это же обо мне! – едва не воскликнул ерш.
Еще никто и нигде не называл его красавцем.
– Ладно вам рыб рассматривать, уху варить пора, – проворчал один из рыбаков.
– Они славные ребята, эти рыбаки, – подумал ерш, – зачем я только им вредил?
Это были последние его мысли. В какой-то миг он почувствовал на себе жар кипящей воды, но это было так недолго, что он не успел даже испугаться. А уха у рыбаков в этот вечер была действительно замечательной.