Вы здесь

Сказки от веселого Домовенка. Руководство «Как создать кукольный спектакль самому» (Ольга Кондрашова)

Руководство «Как создать кукольный спектакль самому»

Как создавать кукольные сказки

Процесс создания сказки на дому займет не один час или два, будьте готовы к этому. Создание кукольной сказки – длительный творческий процесс. В него вовлекаются все желающие, старшие дети, бабушки, дедушки, няни и гувернантки, по вашему желанию, конечно.

Во время процесса творения сказки вы и ваши помощники могут реализовать, различные качества: это и мастер, изготавливающий игрушки и реквизит, это и модельер-костюмер, это и артист и даже сам сказочник. Ведь человека ничто не удержит от желания самому написать сказку.

Начать можно с изготовления игрушек и реквизита, включая декорации, и перед вами большой простор для деятельности. Советую взяться за новое дело – самому сделать, например, тучу дождевую, дерево, или аленький цветочек. Такое занятие дает превосходную возможность, с одной стороны, окунуться в детские забавы и серьезности, а с другой стороны, вовлечь в увлекательный процесс ребенка, научить его претворять в жизнь пусть маленькие, но собственные уникальные идеи.

Создание сказочной реальности происходит само собой. Куклы, которые выполняют роли героев сказки, сами порождают сюжет. Это как в жизни: встречаются несколько людей, хочешь не хочешь, но между ними возникают взаимоотношения. Разница лишь в том, что в жизни то, какими будут эти отношения, решают люди, а в сказке – сказочник.

Как показывать кукольные сказки

Кукольные сказки могут показываться на столе одним или несколькими лицами. Сказочник (-и) находится рядом со столом. Куклы он держит не на пальцах, а руками, и, переставляя их по сцене, производит сказочное действо.

Совсем необязательно сказочнику прятаться под столом или за ширмой. Дети увидят, что происходит на самом деле. Они поймут, как можно играть в куклы «взаправду», как можно их оживлять. Это очаровывает и привлекает внимание зачастую даже больше, чем мультфильмы или обычные кукольные ширмовые спектакли.

Спектакль не может начаться без Зачина. Когда занавес еще закрывает сцену, происходит настрой зрителей на просмотр сказки, создается атмосфера чего-то необычного и волшебного. Звучит зачин, и зрители словно получают волшебный билет в сказочный мир.

Итак, «занавес открывается, сказка начинается!»

Дети на одном дыхании смотрят весь спектакль. Их родные мама или бабушка, а, может быть, даже папа, вдруг оказались настоящими сказочниками! «Я их очень люблю. Они лучшие родители на свете! И я тоже хочу уметь показывать сказку, как мама (или папа)».

«Занавес закрывается, сказка завершается!»

И все же нельзя резко оборвать или закончить сказку. Нужен так называемый Почин. Нужно поговорить о сказке, еще раз услышать отголоски увиденного и психологически комфортно выйти из нее в реальность дома и семьи.

Этапы создания кукольной сказки

1. Выбор сценария.

2. Подбор игрушек и реквизита.

3. Пошив занавеса. Подготовка костюмов и подложки для сцены.

4. Работа с текстом. 4.1. Распределение ролей. 4.2. Чтение сказки по ролям. 4.3. Разучивание текста.

5. Репетиция до готовности сказки по действиям, включая зачин и почин. Генеральная репетиция.

6. Показ спектакля.


1. Выбор сценария

Первое, с чего вы начнете создание кукольного спектакля, это выбор сценария. Как это сделать лучше всего.

1 способ. Каждый сценарий (у нас в книгах) содержит состав действующих персонажей – героев сказки. Ознакомьтесь со списком персонажей. Среди имеющихся в доме игрушек, наверняка, найдутся соответствующие персонажи. Если нет, посмотрите список героев другой пьесы, или пополните состав новыми игрушками (даже печатными и самодельными).

2 способ. Сценарий можно подобрать по содержанию. В начале каждого сценария вы найдете анонс – краткое содержание сказки. Какой сюжет вам больше по вкусу, тот и берите.

2. Подбор игрушек и реквизита

Тщательно изучите весь набор реквизита к выбранной сказке. Определите, чего у вас нет под рукой. Составьте список. Далее работайте с этим списком. Какую-то часть вы решите купить, а какую-то сделать своими руками.

Процесс подбора кукол для сказки в магазине может оказаться очень интересным и увлекательным. Поверьте, это хороший повод обратиться к своему ребенку как к главному консультанту и советчику. Ребенок не станет кричать, чтобы ему купили все подряд, а начнет поиск нужной игрушки. Доверьте это ему.

Оставьте какую-то часть реквизита, чтобы сделать его своими руками. Выберите подходящий вам способ.

В сети Интернет найдите и распечатайте фигурки героев (цветные или черно-белые для раскрашивания).

Посетите мастер-класс по изготовлению игрушек.

Не забывайте использовать свои игрушки!

3. Роль занавеса. Подложка и костюмы

Занавес может быть любого фасона и размера. Каким вы его сделаете, таким он и будет. Занавес необходим. Он окаймляет представление, создает атмосферу предвкушения сказочного действа. Он как завеса, разделяющая реальную жизнь от сказочного бытия. Без занавеса не будет тайны, не будет трепетного ожидания. Кроме того, занавес сосредотачивает внимание непоседливых зрителей. А что там, за занавесом?

Итак, занавес готов. Теперь подумайте о том, что же положите на стол, т.е. на вашу сцену. Маленький совет, ткань, которую вы задействуете для этого, не должна быть очень цветастой. Лучше всего, чтобы она была однотонной, но не слишком темной. На ярких тканях разноцветные игрушки теряются. Используйте для подложки платок, либо ткань, из которой вы еще ничего не сшили, и она давно лежит на полке в шкафу.

Не забудьте про костюмы. Поищите в вашем гардеробе вышедшие из носки, но милые сердцу, вещи. Поколдуйте над ними, добавляя декоративные элементы, примерьте их в комбинации с другими вещами. И в одной из комбинаций вы получите желаемый образ.

4. Работа с текстом. Об артистизме

Остается самая малость – выучить текст. Чтобы было легче, прочитайте несколько раз вслух всю сказку по ролям. Следите за интонацией, за выражением, тональностью голоса. Информации об этом много, и при желании вы ее найдете. Отмечу главное. Не стесняйтесь своих близких, выкладывайте весь спектр своего голоса, своего темперамента, но не зашкаливайте. Одним словом, играйте! Будьте при этом искренним. Фальшь дети не терпят. В процессе не скольких репетиций текст запомнится.

5. Роль зачина-почина, кульминации в структуре сказки

Любая пьеса состоит из зачина, действия, кульминации и почина. Зачин обозначает начало сказки, но роль его гораздо серьезнее. Предназначение зачина – ввести ребенка (зрителя/слушателя) в иную реальность, в реальность сказки. И эта реальность не должна пересекаться с той, в которой живет малыш. «Где-то далеко-далеко… В тридевятом государстве, в тридесятом королевстве… Давным-давно… Это было тогда, когда еще твоя бабушка ходила под стол пешком…». Таково же предназначение и почина. Он делает то же, что и зачин, но с точностью наоборот, – он выводит ребенка из сказочной реальности.

При помощи зачина-почина ребенок должен понять и осознать, что все увиденное или услышанное происходило или могло происходить где-то и когда-то в другом пространстве и времени. Это сохранит его психику от излишних волнений и переживаний.

Что такое кульминация? Это самая главная часть сказки. В ней концентрируются и сходятся как в одной точке пространства все временные линии сказки, когда встречаются главные герои. Эта встреча призвана привести все сложности и трудности, возникшие в начале пути героев, к положительному знаменателю.

Помните, положительный или счастливый конец – это торжество добра и света. Это прокламация победы добра. И именно она вкладывает надежду на лучшее в душу ребенка на всю его дальнейшую жизнь. И он понимает, что несмотря ни на что добро одержит вверх над любым злом, над любыми страданиями.

6. Особенности языка сказки

Сказочный язык отличается от языка произведения любого другого жанра и стиля. Это действительно особенный язык, во многом символичный. Сказка содержит ряд реалий, встречающихся только в сказке, к ним относятся всевозможные предметы волшебства, как то палочка волшебная, моток ниток, позволяющий найти путь, молодильное яблоко, всевидящее зеркало и пр.

В русской народной сказке приняты повторы. Это устанавливает процесс протекания событий более жестко, что позволяет запомнить не только события, но и их последовательность. Повторы в сюжете помогут малышам усвоить сказку и позже самостоятельно пересказать или обыграть ее. Ведь гораздо легче не запоминать каждый раз все новые волшебные слова или действия, а повторить уже слышанное. Если сказка сохранится в памяти ребенка, значит, останутся и те моральные ценности, которые в ней обыгрываются.

Повествование русской сказки очень мягкое, неторопливое и наполнено гармоникой звучания. Эта гармоника успокаивает и уравновешивает эмоциональное состояние ребенка.