Путешествие в сказку
Жила на свете одна Девочка, которая очень любила сказки. Ложась вечером спать, она придумывала какую-нибудь сказочную историю, в которой непременно сама участвовала.
Оставаясь дома одна, она любила представлять себя принцессой или Золушкой. Тогда розовый халат её бабушки превращался в нарядное бальное платье, серебряная фруктовая ваза в красивую шляпу, а их комната в дворцовую залу, где она танцевала на балу среди нарядных гостей.
И вот однажды, когда Девочка в очередной раз перед зеркалом приводила в порядок свой наряд из бабушкиного халата, она услыхала за спиной незнакомый голос.
– Добрый день, сударыня!
Девочка обернулась, не испугавшись и даже не очень удивившись, и увидела перед собой человека, одетого в старинное платье.
– Здравствуйте, – ответила она.
– Позвольте представиться: Главный министр сказочного Королевства, – церемонно поклонился человек. – Поверьте, сударыня, – продолжил он умоляющим тоном, – только отчаяние оправдывает мой дерзкий визит к Вам. Позвольте мне всё объяснить.
– Извольте, – тоном светской дамы ответила Девочка, сама себе удивляясь.
– Ах, как я был прав! Вы удивительно похожи на нашу принцессу, – воскликнул министр. – Так вот, сударыня, только что на моих глазах совершенно таинственно Её Высочество исчезла.
– Как же это?
– Она гуляла в саду, подошла к сливовому дереву, потянулась сорвать ягоду и пропала.
– Какой ужас!
– Я уверен, тут не обошлось без колдовства! А такие загадки по силам только Доброму Волшебнику. Я уже послал к нему гонца. Но он живёт далеко. И, пока о пропаже Её Высочества никому не известно, не могли бы Вы, сударыня, побыть у нас некоторое время вместо неё. Уверяю Вас, из-за вашего поразительного сходства никто не заметит подмены.
Вот это да! Побыть настоящей принцессой! Заманчиво, но немного страшно.
– А если принцесса никогда не найдётся?
– О, сударыня, Вам совершенно нечего опасаться. Во-первых, Добрый Волшебник человек сказочно мудрый и могущественный. Во-вторых, Вы же знаете, в сказочных историях все неприятности к всеобщему удовольствию заканчиваются благополучно.
– Хорошо, – согласилась Девочка. – А как мы попадём в ваше Королевство?
– Нет ничего проще, – обрадовался министр.
Он подвёл девочку к книжному шкафу и распахнул дверцы. Там, вместо полок с книгами, Девочка увидела длинный дворцовый коридор, по которому им навстречу шёл Король.
От неожиданности Девочка растерялась, а Король, по-видимому, и вправду ничего не заметил и, приняв её за свою дочь, спросил, куда она направляется.
– Мы гуляли в саду, Ваше Величество, – поспешил ответить министр.
– Да, погода прекрасная, – сказал Король и удалился.
День прошёл благополучно, а вечером Девочку отвели в спальню принцессы. Лежа под одеялом в огромной постели, она думала о своём приключении. Волнения прошедшего дня не давали заснуть.
С интересом разглядывая окружающее, она заметила на столе посреди спальни серебряную фруктовую вазу, точь-в-точь такую как у неё дома. И она была полна спелых душистых слив. Девочка вылезла из кровати, подошла к столу и взяла одну.
В это время скрипнула дверь. Девочка не знала, пристало ли принцессе по ночам есть сливы. Поэтому в одно мгновение снова оказалась под одеялом, а сливу спрятала под подушку.
В спальню вошла незнакомая старуха. Вид у неё был довольно зловещий, и шла она крадучись. Подойдя к вазе со сливами, она схватила самую большую и съела. И замерла, будто ожидая чего-то. Но ничего не произошло.
– Странно! – удивилась вслух старуха. – Должно быть, это была не она.
И схватила другую. Опять замерла, и опять ничего не произошло. Тогда старуха стала есть все сливы подряд.
Девочка, затаившись под одеялом, со страхом смотрела на происходящее, и тоже ждала чуда.
Когда ваза опустела, старуха вдруг скорчилась и схватилась за живот. Но это не было чудом. Всем известно, что живот непременно заболит, если съесть слишком много слив. А ваза была большая. Поэтому старуха убралась из спальни со всей возможной поспешностью.
Придя в себя, Девочка вспомнила про сливу, спрятанную под подушкой. Уж не её ли искала старуха? На вид такая же, как все. Что бы это значило?
Так ничего и не придумав, Девочка, наконец, заснула с мыслью, что завтра обо всём расскажет Главному министру.
На утро она проснулась поздно, потому что на улице лил сильный дождь. То ли из-за плохой погоды, то ли из-за страшного ночного приключения, ей очень захотелось домой. Она даже собралась заплакать, но отвлеклась, услыхав громкие и тревожные голоса за дверью.
«Наверное, опять что-нибудь случилось», – подумала Девочка, побыстрее оделась и осторожно выглянула из спальни.
По коридору в тревоге бегали слуги и придворные, спрашивая друг друга, не видал ли кто Главного министра, который не явился к Королю на утренний доклад.
«Он тоже исчез», – догадалась Девочка, и решила немедленно бежать домой.
За общей суетой никто не заметил, как она добралась до двери, через которую накануне вошла во дворец. Но, когда Девочка её открыла, оказалось, что та ведёт в сад. Неужели в спешке она перепутала? Нет, это была та самая дверь, за которой вчера находилась её комната. Тогда она решила бежать хоть куда-нибудь, пока её не хватились.
В саду было тихо и пустынно. Только дождь своим шелестом нарушал тишину. Казалось, будто в Королевстве, следом за принцессой и Главным министром, исчезли вообще все люди.
«Как же теперь я домой попаду»? – размышляла Девочка, и даже не замечала, что вымокла насквозь. Она шла по саду, пока не увидела сквозь деревья и дождь высокую стену, окружавшую Королевский замок, и, сторожевую башню. На самом верху башни она заметила окошко, из которого едва пробивался слабенький свет.
Бедной Девочке было так одиноко в пустынном саду, так холодно в мокром платье, что она решила – будь что будет, а она поднимется в башню. Внутри вела наверх винтовая лестница такая крутая, что у Девочки закружилась голова, но ей не терпелось скорее добраться туда, где можно согреться и обсохнуть. Больше она ни о чём не думала.
Лестница закончилась площадкой с распахнутой настежь дверью в маленькую каморку, тускло освещенную огнём очага и единственной свечой на столе у окна. На очаге что-то варилось в горшке, и постукивал крышкой кофейник. Аромат кофе напомнил Девочке бабушку, и то, что она сама голодна. Всё это придало ей смелости, и она переступила порог каморки.
– Можно мне войти? – спросила она.
Но ей никто не ответил. Только в тёмном углу послышалась возня. Обернувшись на шум, Девочка увидела большую клетку, в которой метался испуганный скворец.
– Ну что ты, скворушка, я не сделаю тебе ничего плохого, – попыталась она успокоить птицу.
Но та заметалась ещё больше. Тогда Девочка вышла обратно на площадку, и решила здесь подождать прихода хозяина.
Снизу кто-то поднимался, ступая медленно и тяжело. Перегнувшись через перила, Девочка к своему ужасу увидела старуху, приходившую ночью в спальню принцессы. Бежать было некуда, и она спряталась за распахнутой на площадку дверью. Охая и кряхтя, старуха протащилась мимо, не заметив её.
– Проклятые сливы, – проворчала она, и стала греметь посудой.
Дверь старуха не закрыла, и Девочка не могла незаметно выбраться из своего укрытия. Ни жива, ни мертва от страха, она прислушивалась к происходящему в каморке. Старуха, видимо, пила кофе, и это принесло ей облегчение, потому что она перестала охать и заговорила.
– Ну что, любезный, разузнали вы мой секрет? А прок-то невелик! – И она противно захихикала. – До Волшебника вам не добраться. Здесь искать вас никому в голову не придёт. Так и просидите в клетке свой век, если вас не слопает кошка.
Тут старуха опять заохала, поминая «проклятые сливы», выскочила вон, и заковыляла вниз по лестнице.
Шаги внизу стихли, можно было удирать. Но прежде Девочка забежала в каморку, схватила перепуганную птицу, и, прижимая скворца к груди, бросилась прочь из страшной башни.
Она бежала через пустынный сад пока в самом дальнем углу не наткнулась на разрушенный участок стены. Никем не замеченная, она выбралась наружу.
Сразу за стеной начинался дремучий лес. Чем дальше от замка уходила беглянка, тем спокойней становился её шаг.
«Ну и попала я в историю, – думала она. – Так мечтала побывать в сказке, а теперь не знаю, как выбраться из неё».
Она вспомнила свои приключения со вчерашнего дня, и вдруг рассмеялась. Теперь они показались ей совсем не страшными. Такой у Девочки был характер – она не любила долго унывать, и была довольно отважна.
Лес её не пугал. Было только мокро и холодно, и очень хотелось есть. Скворец в её руках пригрелся и успокоился.
– Ничего, скворушка, – подбадривала она себя, – как-нибудь доберёмся. Надо только отыскать тропинку, и она обязательно куда-нибудь нас выведет.
Весь день пробирались беглецы по лесной чаще. Наступил вечер, стало темно, а лес всё не кончался, и тропинка не попадалась. Идти было трудно.
Высокая нехоженая трава на лесных полянах путала ноги, сучья и коряги в чаще цеплялись за платье, словно не хотели пускать дальше. Сколько раз, когда впереди мерцал свет, ей казалось, что лесу конец. Но это были всего лишь очередные лесные поляны, а за ними опять лесной мрак.
Девочка так устала, что не чувствовала ни страха, ни голода. Споткнувшись в темноте о поваленное дерево, она села передохнуть.
Дождь давно прекратился. По небу плыли высокие облака, за которыми пряталась луна, а в просветах мелькали звезды. Неожиданно луна выглянула из-за облака, и осветила тропинку, пробегавшую рядом.
– Ну, наконец, – воскликнула Девочка, – и побежала по этой тропинке в лесную чащу. Среди деревьев сверкнул огонёк, и тропинка привела её к маленькой избушке. Заглянув в окно, она увидела старую носатую бабку, хлопотавшую у печки.
«От одной старухи убежала, к другой прибежала, – подумала Девочка. – Ну да всё равно деваться мне некуда». И она постучала в окошко.
– Ну, Леший, – запричитала старуха, – чего ж в такую рань-то, у меня не готово ничего! – Стало ясно, что старуха ждёт гостей. – Заходи, коли пришёл, будешь помогать.
Девочка поднялась на крыльцо, толкнула дверь, и вошла в горницу. Увидев её, старуха от удивления едва не выронила горшок.
– Ты кто такая? Откуда взялась?
– Я, бабушка, из Королевского замка, в лесу заблудилась.
– Ишь ты! А знаешь, к кому пришла? Я ведь Баба Яга. Не страшно тебе?
– Что вы, бабушка, нисколечко. Давайте я Вам помогу.
Девочка из Королевского замка вела себя странно для принцессы, хоть и была очень на неё похожа. Старуху разбирало любопытство, но расспрашивать было некогда.
– Ну, ладно. Картошки начистить сумеешь? А то у меня тесто перестаивает, пора пирог делать, да плюшки вертеть.
– Я всё это умею. Я дома бабушке всегда помогала.
– Вот и славно, – ещё больше удивилась и обрадовалась Баба Яга. – Птицу-то свою вон туда посади.
Она кивнула в угол, где под потолком висела корзина, из которой выглядывала ворона, с любопытством рассматривая гостью.
Девочка посадила скворца в корзину, взяла ножик, и быстро начистила чугунок картошки. А Баба-яга взялась за пирог с капустой.
Пока картошка варилась, а пирог пёкся, Девочка по просьбе Бабы Яги слазила в подпол, и достала солёных грибочков и огурчиков.
Напоследок они накрутили сладких плюшек, и поставили их в печь. Всё было готово к приёму гостей, и Баба Яга была очень довольна.
– Теперь рассказывай, – потребовала она, усаживаясь на лавку. Девочка села рядом, и рассказала все свои приключения.
– Ну, вот что, – заключила Баба Яга, прослушав историю до конца, и поставив на стол перед Девочкой кружку молока и горяченькие, только что из печки, плюшки. – Поешь, да полезай на печку спать. Утро вечера мудренее.
Едва коснувшись подушки, Девочка заснула крепким сном.
А меж тем гости Бабы Яги стали собираться. Первым, конечно, пришел Леший, ближайший сосед. Затем раздался грохот, содрогнулась земля – это прискакал Кощей Бессмертный на своём железном коне. И тут небо закрыла громадная туча, из неё в землю ударила молния и оборотилась Змеем Горынычем.
И пошло у них пированье: попили-поели, песню затянули. А там и заплясали: Змей Горыныч ходил вприсядку и в дудку дудел. Кощей Бессмертный бил дроби и стучал ложками по своим доспехам, задавая ритм. А Леший и вприсядку ходил, и копытами дроби бил, показывая свою удаль.
К утру гости так уморились, что Змей Горыныч не смог взлететь, так и убрался ползком восвояси. Кощей Бессмертный раза три упал, прежде чем на коня своего взобрался. А Леший уснул прямо в горнице под лавкой.
Проводив гостей, Баба Яга разбудила Девочку.
– Отправляйся-ка в обратный путь, – говорит Баба Яга. – Надо у той старухи в башне забрать зеркальце, пока она ещё бед не натворила.
– Какое зеркальце?
– Волшебное, которое любого человека может превратить хоть в дерево, хоть в зайца – во что захочет тот, у кого оно в руках.
– Как же это?
– Просишь зеркальце показать, кого пожелаешь, чтобы подсмотреть за ним. А когда увидишь, что тот делает или замышляет что-то нехорошее, недозволенное, тут и вели ему превратиться, во что придумаешь.
– Страшно как!
– То-то и оно. Но тебе бояться нечего. Про тебя старуха не знает, так что на тебя в зеркальце смотреть не станет. Да и ты не с пустыми руками пойдёшь: вот от меня тебе шапка-невидимка, от Кощея Бессмертного стрела железная, и ещё горшочек с крышечкой – в нём молния от Змея Горыныча. Если в беду попадёшь, пусти стрелу или молнию, и они придут к тебе на выручку.
Собрала Баба Яга корзинку с едой, положила в неё подарки. Девочка посадила в корзину скворца, проверила, цела ли в кармане слива, которую она забрала из спальни принцессы, поблагодарила Бабу Ягу за помощь и отправилась в обратный путь.
Впереди катился клубочек, который должен был вывести Девочку к замку. Был уже полдень, когда на их пути встретилась лесная речушка. Солнце припекало, и Девочка решила немного передохнуть.
Она села на бревно, перекинутое с одного берега на другой, поставила рядом корзинку, опустила в воду усталые ноги, и только собралась ополоснуть лицо, как почувствовала, что кто-то дёрнул её за ногу и стащил в реку. Перед ней по пояс в воде сидел толстобрюхий дядька. Его борода и космы обросли зелёными водорослями.
– Теперь будешь жить у меня, – заявил Водяной, вылавливая намокшую пленницу и пристраивая её себе на коленку. – Будешь забавлять меня разговорами.
– Мне некогда, я вообще-то здесь случайно – говорит Девочка. – И спешу, у меня дело важное.
– Ну, вот про себя и начинай рассказ.
«Что делать? – думает Девочка. – И корзина на бревне осталась, неоткуда помощи ждать».
Делать нечего, стала она рассказывать. Водяной слушает, бороду свою поглаживает, косматой головой покачивает.
Вдруг небо закрыла чёрная туча, сверкнула молния, ударил гром, совсем рядом, и позади Девочки что-то тяжёлое плюхнулось в воду. Обернувшись, она увидела громадную ящерицу с тремя головами на трёх змеиных шеях.
– Здорово, зелёный! – молодецки гаркнула одна голова.
– Сам зелёный, – отвечал Водяной, раздосадованный бесцеремонным вторжением в его тишину и довольство. – Зачем пожаловал?
– Вежливо ты гостей встречаешь, нечего сказать! – резким скандальным голосом возмутилась вторая голова.
– А я тебя не звал.
– Верно, не звал, да я сам явился, – миролюбиво пробасила третья голова. – Отдай-ка мне пленницу твою по-хорошему.
– Ишь чего захотел, чудище ненасытное. Мало тебе своей добычи.
– Не отдашь добром, возьму силой, – прокричали три головы разом. – Выходи на поединок!
– А ты силой-то своей не хвастай. Ещё поглядим, чья возьмёт, – окончательно обозлился Водяной, поднимаясь во весь рост.
Росту он оказался громадного, не меньше Змея Горыныча. Стали они друг против друга и угрожающе засопели. Змей Горыныч раскрыл все три свои пасти и оттуда полыхнул огонь. А Водяной надул щеки и выпустил изо рта огромный фонтан воды. Вода закипела, повалил дым и пар.
«Ну, – думает Девочка, – надо удирать».
Вылезла из воды, подхватила корзинку, и побежала вслед за клубочком, который покатился быстро-быстро.
Отбежала Девочка далеко от места битвы, остановилась дух перевести, и задумалась: случайно ли Змей Горыныч к реке прилетел или ей на выручку? Как же он мог узнать, что ей помощь требуется? Посмотрела она на горшочек, где молния была спрятана, и видит – нет крышечки.
– Молодец, скворушка, выручил, – догадалась Девочка.
Достала она еду из корзинки, сама поела, скворца накормила, и пошли они дальше. А дело уж к вечеру. Скоро стемнеет, и клубочка не увидишь. Надо где-то на ночь остановиться. Увидала она большой развесистый дуб, и решила забраться на него и там переночевать. Сказано – сделано.
Забралась повыше, корзину на ветке пристроила, поудобнее уселась, и попыталась заснуть. Но не так это просто: и холодно, и неудобно. Только под утро задремала. И сквозь сон слышит, будто, голоса. Открыла глаза и ахнула: внизу под дубом собрались разбойники и свои разбойничьи дела обсуждают.
Затаилась Девочка, ждёт, когда разбойники уйдут. И надо же такому случиться. Зачесался у неё нос, и чихнуть смерть как захотелось. Крепилась она, крепилась, да и чихнула. Негромко, может, разбойники и не услыхали бы. Но, на беду, свалился у неё с ноги башмак и прямо одному разбойнику на макушку. Поглядел тот наверх, и, конечно, увидел Девочку.
– Посмотрите, братцы, кто на дубе сидит.
– Вот это удача! – закричали разбойники. – Славный выкуп за неё получим. А ну-ка, спускайтесь к нам, Ваше Высочество.
«Ну что за напасть! – думает Девочка. – Так я никогда до места не доберусь».
И тут вспомнила она про стрелу Кощея Бессмертного, достала её и бросила посильнее. Полетела стрела. А Девочка, делать нечего, взяла корзину и полезла вниз. Спускается, не торопится, надеется на помощь скорую. Спрыгнула на землю.
Разбойник ей башмак подает. Стала она башмак надевать, и едва устояла на ногах: задрожала земля, послышался тяжелый дробный стук. Через лес неслись железные всадники на железных конях, а впереди сам Кощей Бессмертный в золотом шлеме и доспехах.
Разбойники с криком разбежались, кто куда, всадники поскакали вдогонку. А Кощей Бессмертный подхватил Девочку, посадил на коня впереди себя и понёсся дальше, только ветер в ушах свистит.
В один миг очутились они у стены замка, где раньше был пролом, теперь заложенный новеньким кирпичом. Размахнулся Кощей, метнул копьё и пробил новую дыру. Ссадил Девочку с коня и умчался, будто его и не было.
Села Девочка на край пролома перевести дух и подумать. И было над чем. Целых два дня прошло с тех пор, как она ушла из замка. Что там произошло за это время? А как пробраться в башню и стащить у старухи волшебное зеркальце?
Тут она вспомнила про шапку-невидимку, которая сейчас была очень кстати. Посмотрев в корзину, девочка обнаружила, что скворец пропал.
Рядом тревожно застрекотала сорока, и послышались приближающиеся шаги. Поскорее натянув на голову шапку-невидимку, Девочка спрыгнула со стены, отошла в сторонку и стала наблюдать.
На ветке соседнего дерева она увидела сороку, поднявшую тревогу, а рядом с ней скворца. Казалось, что они о чем-то переговариваются. А к пролому подошли двое каменщиков.
– Вот тебе раз! – воскликнул один из них, показывая на пролом. – Кладка даже не успела высохнуть. Говорю тебе, здесь дело не чисто. Пропал Главный министр, с ним Её Высочество. Теперь вот стена! Сама обрушиться не могла, только вчера на совесть заложили. Неспроста всё это. Я боюсь!
Конец ознакомительного фрагмента.