Вы здесь

Сказки. День ничегонеделанья. Элиза-белоручка (Настасья Василькова, 2013)

День ничегонеделанья

Элиза-белоручка

В доме зажиточного крестьянина был праздник. Его жена родила дочь, которую назвали Элиза.

Мать не нарадовалась на Элизу. Она казалась ей самой красивой и доброй, и мать всячески оберегала дочь от тяжелой работы. Элиза же целыми днями любовалась в зеркале своим отражением, примеряла платья, которые ей шила мать, и причесывала свои длинные волосы.

Если бы строгий отец узнал, что его дочь растет белоручкой, он бы очень рассердился, но мать постоянно превозносила ее достоинства, и богатый крестьянин даже не подозревал, что их милая Элиза не умеет ни шить, ни готовить, ни убирать в доме.

Пролетело 17 зим и 17 лет. Элиза превратилась в красивую девушку. Слава о ее красоте и мнимом усердии в работе ушла далеко за пределы их деревни. К ней сваталось много завидных женихов, но больше всех по душе ей пришелся юный Фердинанд. Сыграли веселую свадьбу, и жених отвез молодую жену к себе в дом.

Вот собирается как-то Фердинанд в поле и говорит Элизе:

– Жена, я буду целый день трудиться на пахоте. Хочу, чтобы к моему возвращению ты приготовила мне ужин.

Сказал так и ушел в поле.

А бедная Элиза, которая в жизни ничего не делала сама, осталась в доме одна. Взяла она огромный кусок мяса, который еле-еле уместился в большой сковороде, и разожгла огонь. Поставив мясо на огонь, она решила хорошенько принарядиться к возвращению мужа.

Элиза примеряла то одно платье, то другое и совсем забыла об ужине. Когда же она, наконец, вернулась на кухню, то обнаружила, что мясо сильно подгорело.

Когда вернулся Фердинанд, Элизе ничего не оставалось делать, как подать ему блюдо с мясом, сверху покрытым толстой горелой коркой, а внутри сырым. Фердинанд побледнел, но ничего не сказал жене и отказался от ужина.

На следующий день молодой Фердинанд снова собрался в поле и говорит жене:

– Элиза, хочу, чтобы пока я буду трудиться в поле, ты прополола огород.

Сказал так и ушел.

Огород был такой большой, что бедной Элизе с непривычки казалось, что не имеет он ни края ни конца. Ей не хотелось снова огорчать мужа, и она трудилась целый день. Но то ли делала она это в первый раз, то ли бес попутал ее, но после ее работы в огороде остались одни сорняки, а все полезные растения валялись на заднем дворе среди сора.

Когда Фердинанд вернулся и увидел, что натворила Элиза, белее мела стал он, но снова ничего не сказал, и девушка поняла, что опять сделала все не так. Ей было очень горько: ведь ни смотря ни на что она так старалась угодить мужу.

На третий день Фердинанд снова собрался в поле и сказал:

– Хочу, Элиза, чтобы к моему возвращению ты прибрала в доме.

Элиза трудилась целый день, но и тут ничего хорошего у нее не вышло. Прибрав кое-как дом, она захотела украсить двор. Взяла она все глиняные горшки, что были в доме, и насадила их на колья ограды, окружавшей дом и огород. А чтобы держались они крепче, выбила у них донышки.

Вернулся Фердинанд с поля. Как увидел он работу жены, стал мрачнее ночи и говорит:

– Элиза, хоть и люблю я тебя, да с такой неумехой жить не желаю. Не хочу, чтобы родня и соседи засмеяли меня. Возвращайся в дом к родителям и не показывайся мне на глаза.

Горько заплакала Элиза и ушла из дому. Не могла она вернуться в родительский дом. Стыдно ей было показаться на глаза отцу-матери, да и Фердинанд запал ей в душу. Села она на камень на лесной поляне и призадумалась, не зная, что и делать.

Вдруг видит, птенец синицы вывалился из гнезда, а лисица хочет его съесть. Подняла Элиза камень и бросила в лису, той и след простыл. Взяла девушка птенца, взобралась на дерево и положила его в гнездо. Не успела она спуститься на землю, как к ней подлетела Синица и говорит ей человеческим голосом:

– Добрая ты девушка, спасла ты моего единственного сына. Проси за это что хочешь. Много злата и серебра могу дать я тебе.

– Не нужно мне ни злата, ни серебра. Хочу я вернуть своего мужа, молодого Фердинанда, которого очень люблю. Выгнал он меня из дома за то, что я никогда ничего не делала сама и не умею управляться с хозяйством, а жизнь без мужа мне не мила.

– Переоденься так, чтобы Фердинанд тебя не узнал, и иди к нему в дом в услужение, да ни о чем не волнуйся, а я уж тебе помогу.

Сделала Элиза все так, как сказала ей Синица. Надела она штаны и холщовую рубаху, подпоясалась бечевкой, а свои прекрасные волосы спрятала под шапку, которую надвинула почти на глаза. В таком виде ее не узнали бы даже родной отец с матерью. Пришла в дом к Фердинанду и поступила в услужение.

Трудно приходилось Элизе, ведь ей поручали всю черную работу. Поначалу у нее ничего не получалось, но Синичка прилетала и давала ей волшебное зернышко. Съев его, Элиза становилась как будто сильнее, и руки сами делали всю работу так, как надо. Постепенно она научилась всему и легко справлялась с любой работой. Вскоре ей уже не надо было ни волшебного зернышка, ни помощи Синицы.

Фердинанд же, довольный работой нового слуги, решил наградить его, подарив ему золотой. Велел он привести его в дом. Не знал он, что перед ним стоит не ловкий мальчишка, хорошо справляющийся с любой работой, а его жена, по которой он очень соскучился.

Одно только смутило Фердинанда. «Неужели глупый мальчишка не знает, что, когда входишь в дом, надо снимать шапку», – думал он, но не стал делать замечание, ценя трудолюбие и усердие. Только протянул он золотой, как в открытое окно влетела Синица и начала кружить в доме. Задела она своим крылом шапку слуги, та и слетела на пол.

Прекрасные волосы Элизы, которые она так долго скрывала под шапкой, рассыпались по плечам золотым дождем, и Фердинанд узнал свою молодую жену. Были они оба очень счастливы, и Фердинанд с почетом принял в дом свою милую Элизу, которая стала ему теперь еще дороже.