Вы здесь

Сказка о Маленьком Дельфине, который никогда не видел снежинок. Стихи и сказки для детей. Необыкновенное путешествие Александрины, или Как Божья Коровка побывала на ёлке у ребят (Галина Мухина)

Необыкновенное путешествие Александрины, или Как Божья Коровка побывала на ёлке у ребят

1

Маленькая Божья Коровка родилась в чудесный летний день и проспала после рождения целых двенадцать часов. Она раскрыла глаза, расправила крылышки и немного покачалась на длинной травинке. Капелька росы соскользнула ей в лапки и умыла её.

– Где я нахожусь? Что это за цветные солнышки вокруг меня? Почему листья блестят?


Ответить ей было некому. Мама и папа ушли на работу, сёстры и братья разлетелись на учёбу или отправились на прогулку. Новорождённую с необычным отливом крылышек – розовым с голубым – оставили досыпать и дожидаться родных. И просчитались. Потому что малышка с редким именем Александрина11 проснулась и… отправилась путешествовать. Она была маленькой и не знала, что без разрешения взрослых отлучаться из дома нельзя. Даже если твой дом – сплетенный из травинок гамак и большой лопух, служащий навесом от дождя.


Перелетая со стебелька на веточку, с иван-чая на ромашку или василёк (это и были разноцветные солнышки), маленькая Божья Коровка все дальше и дальше уходила от родного уголка леса и все чаще ловила на себе любопытные и озадаченные взгляды. Шмели, стрекозы, паучки, грызуны, ящерицы с удивлением поглядывали на неё и, не говоря ни слова, улетали, убегали, уползали прочь.

«Что-то во мне, наверное, не так», – подумала малютка. Ей всё сильнее хотелось есть.


На ветвях раскидистого дуба Александрина заприметила «Лесной магазин» и с радостью устремилась туда. Продавец, важный Жук-Рогач, почтительно поприветствовал гостью и тоже воззрился на её крылышки.

– Простите, уваж-ж-жаемая, мне уж-ж-жасно неудобно задавать вопросы, касающиеся частной ж-ж-жизни, но откуда у вас такое одеяние? Все бож-ж-жьи коровки – красного цвета, лишь изредка встречаются ж-ж-жёлтые. А вот чтобы перламутровые – никогда!

– Одеяние? – переспросила юная покупательница. – Не знаю я, что такое одеяние. А перламутровой я родилась.

– До чего ж-же в торговом учрж-ж-ждении стало светло, – выспренно продолжал хозяин лавки. – Чудеса, да и только!

– Вообще-то я голодна, – напомнила визитёрша, – не могли бы вы чем-нибудь помочь, господин Жук?


– А деньги у вас есть? Да-да, как это не ж-ж-жестокосердно звучит, но нуж-ж-жны деньги. Что вы на меня так смотрите, милая? З-ждешняя валюта – семена сосновых шишек.

– Увы, денег у меня нет, – растерялась гостья, – я пока их не заработала.

– Ну, так заработайте, уваж-ж-жаемая, прямо сейчас, – милостиво предложил торговец. – Я как раз отправляюсь на склад за товаром, а там темно. Окаж-ж-жите содействие, сопроводите меня, пож-ж-жалуйста. Это не займёт много времени.


Вместе с продавцом они спустились по маленькой деревянной лесенке в дупло дуба. Помещение склада осветилось, будто туда ненароком заглянуло солнце. Запасы провизии12 поражали воображение своим разнообразием. Чего там только не было! Сушёные грибы, банки с земляничным и брусничным вареньем, маринованные листья салата, корешки каких-то невиданных растений, мешочки с кедровыми орешками, солёные грузди.


Наконец, оба выбрались наружу, нагруженные во все двенадцать лап. И Жук-Рогач не торопясь, бережно расставил лесные дары по полкам своего замечательного магазина.

Помощнице-осветителю он заплатил за работу дюжину13 семечек, и она тут же выкупила на них маковое зернышко и пустотелый жёлудь, на треть наполненный березовым соком.

2

Дни тянулись за днями. Блестящая бусинка летала по лесу в розово-голубом ореоле. Бывало, что весь день оставалась голодной. Устраивалась на ночлег где придётся. Иногда откликалась на приглашения знакомых обитателей подлеска14 переждать у них непогоду.


Как-то поутру все в большой панике кинулись врассыпную с пронзительными криками:

– Хищная птица! Хищная птица!

Одна Александрина замешкалась, не зная, в какую сторону бежать или лететь, и замерла, точно пригвождённая к месту. Рядом, сотрясая могучую крону раскидистого вяза и сломав несколько веток, приземлилась, распахнув полуметровые крылья, огромная Пустельга.

Покосившись тёмно-коричневым глазом в жёлто-зелёном кружочке на сжавшуюся от волнения букашку и щёлкнув от нетерпения изогнутым клювом, хищница недружелюбно проклекотала:

– Смелая? Неужто не боишься?

– Бою-юсь…

– Ну, и зря. Я тебя есть не стану, – с пренебрежением сказала Пустельга. – Ты какая-то ненастоящая, стеклянная, что ли.

И вновь взметнулась ввысь, чтобы через мгновение, трепеща крыльями, ринуться стрелой к земле, выхватывая из травы зелёную гусеницу или длинноногую саранчу.


В другой раз Божья Коровка долго расспрашивала Кузнечика-почтальона о местах, где могут обитать сородичи. Ответственный работник лесной связи задумался и вначале попросил собеседницу посветить в сумке, чтобы быстрее и правильнее рассортировать корреспонденцию, а потом ответил, что в этой местности таких милых насекомых нет.

Правда, он слышал краем уха от Сороки-репортёра15, что краснокрылые живут неблизко, где-то в Ореховой роще, в восточной её части. К сожалению, Кузнечик в тех краях письмоносцем не служит и даже изредка там не бывает. Это вотчина16 телеграфиста Дятла.


Не раз и не два маленькая путешественница помогала заблудившимся в чаще птенцам и зверюшкам. Она включала сияние перламутровых фонариков в полную силу и вела потеряшек до самого дома, пока детёныши вновь не оказывались в объятиях родителей.

Однажды наша героиня сопроводила так к заячьей норе ускакавшего за бабочкой длинноухого непоседу. Зайчонок безутешно плакал и вздрагивал под кустом от каждого шороха. Если бы не протянутая лапка помощи, он, наверное, умер бы от страха. Но слабенький свет в ночи уверенно вывел попрыгунчика на знакомую тропинку.

А когда Зайчиха обняла найдёныша и с чувством сказала: «Какое счастье, что ты нашёлся, мой чудесный», в глазах Александрины блеснули слёзы, похожие на крохотные бриллианты…


Вот только дороги к собственному дому спасительница по-прежнему не знала.

3

Наступила осень. Холодные капли дождя скатывались по ветвям и со звоном падали на промерзающую землю. Покрылась инеем и слежалась хвойная подстилка. В роще стало прозрачнее, светлее и… неуютнее.

Закрылся до весны «Лесной магазин». Куда-то попрятались жучки, сверчки, лесные клопы, муравьи, солдатики и сороконожки. Александрина не находила старых знакомцев на привычных местах: возле корней деревьев, в зарослях боярышника, в трещинках почвы.


Озорной летний ветерок, ещё недавно так весело топорщивший её разноцветную одежонку, вдруг превратился в заматеревший вихрь, зло срывающий листву с дубов-исполинов и без сожаления ломающий целые ветви. Разбойник со свистом носился по прогалинам17.

Бедняжка больше не надеялась встретить своих родных и с тревогой наблюдала за приближением зимы. Едва держащийся на осинке пожухлый листочек, служивший ей кровом, вот-вот сорвётся и улетит в неведомую даль. Что тогда?


– Смотрите, какая блестящая пуговка! Нет, кнопка! Или ягодка… Ой, да это божья коровка, живая!

Смеющаяся девочка, одетая в тёплый костюм, шапку и шарф с красными оленями, с восторгом разглядывала мерцающую находку.

– А мы за ягодами… Теперь до весны не приедем. Давай с нами! В городе тепло, побываешь на ёлке.

4

Декабрьская стужа оказалась не такой страшной, как рисовало воображение. Благодаря Лиде, конечно. Девочка поселила свою питомицу в коробку из-под печенья, насыпала туда крошек. Иногда выносила жиличку погулять на застеклённый балкон.

А с приходом новогодних праздников Александрина принялась за работу. Она украшала ёлки везде, где бывала хозяйка: в детском саду, спортивной школе, танцевальной студии, в комнате лучшей подружки Алёны.

Благодаря ореолу, сотканному из лучей розового и голубого цвета, Божья Коровка не казалась миниатюрной и, что особенно нравилось детям, не сидела на месте, а путешествовала по хвойным зарослям, освещая пространство вокруг себя. От подножия ёлки, где стоял розовощёкий Дед Мороз, до самой макушки.

Попутно гостья знакомилась со слониками, пингвинами, петушками, поросятами, жирафами, много лет служившими украшениями и обладавшими обширными познаниями в области стихотворчества, песен, загадок, шуток, приветствий, разнообразных викторин18.

Правда, собеседники все, как один, сетовали19 на кратковременность новогодних торжеств и с опаской поглядывали на хозяев дома. Высчитывали день (обычно он совпадал с окончанием школьных каникул), когда все ёлочные игрушки, гирлянды, хлопушки, стеклянные бусы в очередной раз наглухо упакуют в большую коробку из-под чайного сервиза20 и задвинут подальше на антресоли21.

Не очень-то хотелось лежать в темноте долгие месяцы, но выбирать не приходилось. Следующий выход в свет намечался не ранее, чем через год. Обидно.

Один забавный Львёнок, покачивая хвостом с кисточкой, признался Александрине, что неплохо разбирается в бенгальских огнях22, рождественских свечах и разноцветных лампочках. Вот только живой перламутровый фонарик игрушечный царь зверей видит впервые.


На утренниках и карнавалах всегда было очень весело, задорно. Особенно занятные конкурсы проводились в Доме детского творчества. Мальчики и девочки разрисовывали карнавальные маски и мастерили поделки.

Однажды Лиде вручили специальный приз «За самую интересную новогоднюю ёлочную игрушку». Участники маскарада в костюмах Звездочёта, Пирата, Белоснежки, Кота в Сапогах, Робота, Аладдина, Волшебницы и Золушки обступили награждённую и долго приветствовали её, хлопая в ладоши. Лида стояла в центре зала возле нарядной ёлки, сложив ладони лодочкой, и сияла не меньше малютки Александрины.


В просторной московской квартире было и тепло, и сытно. Однако тоска по дому не проходила. А с первыми весенними деньками только усилилась.

5

В апреле вся семья впервые выехала на дачу. По просьбе дочки папа специально сделал небольшой крюк и подъехал к Ореховой роще с восточной стороны. Лида сняла перчатку, посадила на мизинчик крохотку и дрогнувшим голосом попрощалась:

– Ну, улетай же скорее, а то я сейчас расплачусь.

Александрина переползла на самый краешек ладони, в последний раз взглянула благодарно на девочку – и полетела.


Всё ближе и ближе можжевеловые кусты, стройные берёзки, привычная тишь и прохлада.

Но что это? Десятки похожих на неё букашек в красных платьицах и костюмчиках в чёрный горох окружили и завертели соплеменницу в радостном весеннем хороводе. Наиболее крупная и красивая из стайки божьих коровок – а это были именно они – отделилась от общей массы и взволнованно прошептала:

– Доченька моя нашлась! Доченька…


Ненаглядная пропажа, радужно сияя, мгновенно узнала маму, сестёр, братьев, отца, дяденек и тётенек, дедушек и бабушек, племянников, невесток и даже прадедушку. Александрина была так счастлива, что не находила слов для приветствия, лишь уткнулась в мамино плечо и едва слышно повторяла:

– Я здесь, я здесь…

– Как же ты жила без нас, милая внученька? – участливо спросил Дедушка.

– Как жила? Не знаю… Просто светила, и всё…


***

С тех пор Божья Коровка с родными не расставалась. А когда пришло время, у неё появились свои дети. Все они носили красные платья.


Девочки и мальчики вправе заметить: значит, героине сказочно повезло. Её необыкновенная внешность помогла ей выжить, а умение дарить свет привлекло друзей. Но ведь люди не способны на это.

Да, это так.

Но если человек добр и внимателен к окружающим, неравнодушен к чужой беде, искренен и честен, то о нём так и говорят: «Какой хороший, светлый человек!»


Светить – значит, помогать, любить, охранять, беречь.