Вы здесь

Скажи жизни «Да!». Как натуропатия может помочь при депрессии и других эмоциональных расстройствах. Глава вторая. Разные виды депрессий (Рената Равич)

Глава вторая

Разные виды депрессий

Симптомы депрессии очень сильно варьируются по форме и интенсивности, и не существует единой классификации депрессии, которая была бы общепризнанна психиатрами. Можно упомянуть лишь некоторые формы депрессии: чистая депрессия, депрессия, перемежающаяся с эйфорией (маниакально-депрессивный психоз), депрессия, физиологическая по происхождению, и депрессия, психологическая по происхождению. Депрессия может быть классифицирована, как тревожная, замедленная или враждебная.

При тревожной депрессии симптомы не слишком отличаются от симптомов, испытываемых при стрессе. Больной чувствует себя встревоженным, несчастным, боязливым: он расстроен, обеспокоен и напряжен. Он не может сидеть спокойно и заполняет свое время бессмысленной активностью. Он может опьянять себя работой, алкоголиками, наркотиками, ему хочется кричать. Звуки и люди раздражают его. Он может расплакаться без всякой видимой причины. У него могут появиться нервные привычки: тереть руки, ломать пальцы, теребить ухо, прочищать горло. Под маской беспокойства скрывается страх, который парализует и вызывает отвращение. Он предчувствует беду, в любой момент ожидает неприятностей. Воображаемая надвигающаяся опасность кажется реальной и заслуженной.

Замедленная депрессия проявляется в том, что больной чувствует себя безжизненным, апатичным, вялым. Его тело кажется ему безобразным, тяжелым и жирным. Он не может видеть себя и избегает смотреть на свое отражение в зеркале. Замедляется весь темп его жизни: речь, движения, мысли. Грустно заставить себя думать, мысли блуждают в тумане.

Симптомы враждебной депрессии включают ненависть к самому себе. Одновременно человека в состоянии депрессии обуревает раздражительность по отношению ко всем окружающим, особенно близким. Любой пустяк выводит такого человека из себя, ему хочется снять внутреннее напряжение, например, разбить что-нибудь. Не зря в Японии специально продаются дешевые сервизы для семейных ссор: там невероятно интенсивный и напряженный ритм жизни и люди зачастую «сбрасывают» напряжение дома. Кстати, вполне разумно: гораздо лучше разбить чашку, чем чью-то голову. Жаль, что у нас до этого не додумались.

Независимо от типа депрессии, есть симптомы, общие для всех форм. Больной человек чувствует себя одиноким и опустошенным, жизнь кажется совсем безнадежной. У него мало энергии и еще меньше стимула для деятельности. Он ненавидит себя и испытывает чувство вины. Изучение симптомов, характерных для депрессии среди пациентов, выявило следующие основные качества: гнев, тревожность, ухудшение познавательных способностей, чувство вины, ипохондрия (постоянное невротическое убеждение, что он болен), утрата энергии и нарушение сна. Гениально остроумное описание депрессии дано С. Прокофьевым в опере «Любовь к трем апельсинам», где за бедным принцем, страдающим депрессией (ипохондрией), бегает целый сомн врачей, а он жалуется на «боли в печени, боли в сердце» и т. д. Я бы лично всем депрессивным больным в первую очередь советовала посмотреть (и внимательно прислушаться к словам!) в изумительной постановке Питера Устинова оперу «Любовь к трем апельсинам»; уверяю вас, просмотр дает ярко выраженный психотерапевтический эффект.

Изучение депрессии в разных культурах показало, что чувство вины и суицидальные стремления (наклонность к самоубийству) – это симптомы «цивилизованных» стран. Они не сопровождают различные формы депрессии во всех культурах. Только несколько симптомов являются основными для человека в состоянии депрессии: пониженное настроение, соматические жалобы на различные боли, замедленная двигательная активность и общая пассивность. Голова полна печальных мыслей о будущем. Такой человек жалеет о прошлом, фактически не живет в настоящем и боится будущего. Для таких больных разговоры о «конце света», увы, популярные последнее время – буквально, бальзам для его израненной души.

Депрессивно настроенный человек меньше участвует во всяких действиях, связанных с приятными эмоциями, так как ему трудно найти положительное подкрепление и удовольствие для себя хоть в чем-нибудь. В состоянии депрессии человек меньше вступает в социальные контакты, где он может приобрести новых друзей. Он получает меньше удовлетворения от радостных моментов своей жизни. Депрессивно настроенный человек считает, что он сам всегда виноват при любых жизненных неудачах.

Несколько лет назад психиатры Холмс и Рай провели совместное обширное исследование на тему о стрессе. Hа основе данных, полученных ими при опросе 5.000 человек из Европы, США и Центральной Америки, они составили список 43 обычных стрессовых ситуаций и расположили их в том порядке, в каком они приносят наиболее сильную травму организму.

Примечание 2016 года. Учтите, этот список был составлен до осуществления ряда террористических атак во Франции и Бельгии; думаю, теперь главным, наверняка, будет страх перед угрозой терроризма.

На первом месте смерть супруга, на втором – развод, на последнем – стресс, возникающий при незначительных нарушениях закона. Важно отметить, что изменение привычек в питании является также стрессовым фактором. Помните, пожалуйста, что резкая перемена привычного рациона очень опасна! Приобретение новых привычек в еде должно быть постепенным.

Чем выше номер в таблице, приведенной ниже, тем серьезнее предстоящее заболевание, в том числе, депрессия. Вы можете сами проверить вероятность возникновения у вас реактивной депрессии на основании этой оценочной шкалы.

Диагностический тест

Оценочная шкала социальных изменений








Подчеркните Да, Нет в каждом жизненном событии, которое произошло с вами в течение последнего года. Подсчитайте все показатели со знаком Да. В соответствии с идеями Холмса и Рая, если общий показатель оценки 150 или меньше, то вероятность того, что вы серьезно заболеете (не обязательно только депрессией) в течение следующих двух лет, равна 37%; при показателях 151—299 – 50%, при показателях 300 и выше, вероятность заболеть равна 80%. Исследователи утверждают, что чем выше общий показатель, тем серьезнее болезнь, в том числе и депрессия. При цифрах выше этого может быть рак, инфаркт, психоз, попытки самоубийства и пр.

Смерть и развод, как вы видите, являются одними из самых суровых стрессов. 75% разведенных женщин и 67% разведенных мужчин страдают от депрессии, плохих социальных контактов, эмоциональной нестабильности; 6 месяцев до развода и 6 месяцев после развода – самые мучительные для них. Например, исследование, изучающие соотношение между поведением водителей и их семейным статусом, обнаружило драматическое усиление количества нарушений и автомобильных катастроф у водителей, находящихся в процессе развода.

Однако даже высокий показатель стрессовых изменений в жизни может не означать вероятность болезней, в том числе и реактивной депрессии, если заранее знать, как предохранять себя от этих стрессов и укрепить свою сопротивляемость. Помните, ваша диета (то, что вы ежедневно пьете и едите) и ваше питание (все процессы, использующие продукты, для усвоения), а также биологически активные добавки для роста, поддержания и восстановительных процессов в организме могут защитить вас от депрессии, поддержать ваше здоровье, как психическое, так и физическое и восстановить нарушенное эмоциональное равновесие.

Реактивная депрессия

Это самая простая для понимания депрессия, потому что она появляется после какой-либо серьезной потери того, что жизненно важно для человека: смерть близких, развод, разорение, увольнение, выход на пенсию и пр. – все зависит от системы ценностей данного человека. Для актрисы – это может быть разрыв контракта, для ребенка – переезд в другой город или переход в другую школу, для ученого – неудачный эксперимент или отсутствие признания, для женщины, прожившей с мужем 20 лет – его уход, для одинокой матери – отъезд сына на учебу в другой город, и пр. Отличительная черта этой формы депрессии – чувство потери. Психические свойства и чувство реальности остаются нетронутыми, а ощущение потери может быть связано с тайным чувством гнева по поводу этой потери.

Траур

Как вы могли заметить из указанного выше оценочного теста, самое сильное чувство потери может быть связано со смертью любимого человека. Симптомы депрессии и траура аналогичны, но при этом известно, что психически и физически здоровый человек испытывает чувство потери в связи с трауром в течение приблизительно около 9-ти месяцев. Если депрессия продолжается значительно дольше, то дело не только в чувстве траура. В каждом обществе существуют принятые нормы поведения и длительности траура. Более длительная депрессия может указывать на психические осложнения, менее длительная – может вызвать подозрительность других членов семьи. Часто истинные причины, вызывающие депрессию, могут быть совершенно непонятны непосвященным (например, скрытые конфликты в семье, неудачи в реализации своих творческих планов, потеря самоуважения). Но даже если есть реальная потеря, главное – реакция человека.

Некоторые психиатры считают, что большинство состояний депрессии связаны с потерей, реальной или воображаемой. По большей части возникающий вследствие этой потери гнев направляется человеком на самого себя – собственно, это и есть классический случай депрессии. Эта психологическая модель депрессии имеет определенную диагностическую ценность, но не для всех случаев. Бывают ситуации, когда потеря только кажущаяся и на самом деле не может быть подтверждена реальными событиями. В этом случае пациент, очевидно, страдает от другой формы депрессии.

Но всегда есть возможность помочь тем, кто переживает чувство траура: поговорить с ними, посоветовать гомеопатию, облегчающую симптомы траура: «игнацию» (ее даже называют иначе «похоронной травой», или стандартизированный экстракт зверобоя («джарсин-300» или «оптимакс»), применяемый при мягкой депрессии, качественные витамины, которые помогут людям, находящимся в тяжелой стрессовой ситуации, особенно если смерть близкого человека была внезапной, он погиб в аварии или был убит на войне. Главное – проявить человеческое участие, которое зачастую особенно важно для тех, кто остается один на один со своим горем. Во многих странах существуют специальные службы, различные благотворительные организации, телефоны доверия, занимающиеся психологической помощью людям, переживающим чувство траура. В таких трагических ситуациях для человека, испытывающего чувство потери, самое главное – найти новые жизненные ценности, которые помогут ему продержаться и обрести силы для дальнейшей жизни.

Маниакально-депрессивный психоз

Этот диагноз (учтите, его может поставить только врач – психиатр!), характеризуется чередованием состояний депрессии и возбуждения. Во время маниакальной стадии для человека характерны всплески дикой возбужденности, бесконтрольной буйной энергии, которая тратится обычно вхолостую, фантастическая и лихорадочная работоспособность, без всякого учета реального времени и ситуации. Такие пациенты страдают бессонницей, работают по 20 часов в сутки без еды и отдыха, их обуревают грандиозные (естественно, несбыточные) планы переустройства своих дел или – еще хуже – жизни всех окружающих их людей и по большей части, предпочтительно, – в мировом масштабе. Иногда период депрессии начинается резко, иногда – постепенно. Часто поведение пациента повторяется: те же слова и те же поступки, что и во время предыдущего приступа депрессии. Со временем члены семьи могут стать настолько тонкими наблюдателями, что они сами замечают начало приступа депрессии. Например, человек перестает спать, или же лихорадочно и без всякого смысла стремится куда-то бежать. Если удастся начать лечение в самом начале приступа, то можно избежать длительного и тяжелого периода депрессии.

Симптомом начала депрессии может случить любой пустяк. Например, женщина, обычно энергичная и прекрасная домохозяйка, всегда принимающая решения сама, без всякого совета с близкими, вдруг начинает назойливо спрашивать у мужа: «Что ты сегодня хочешь на обед?» Для домашних этот, казалось бы, банальный вопрос является сигналом, что у нее начинают замедляться процессы мышления, появляется нерешительность, которая постепенно развивается в тяжелую депрессию. Причем каждый раз начало приступа характеризуется именно этой фразой.

Или же обычно веселый, общительный человек, вдруг отказывается ужинать вместе с домашними и закрывается у себя в комнате. Особенно этот симптом опасен у подростков, если они регулярно стараются избегать общения в семье, в том числе и за столом. Если врач ставит диагноз: маниакально-депрессивный психоз, то постоянный контроль за таким пациентом и прием фармакологических препаратов обязателен.

Послеродовая депрессия

Такая форма депрессии иногда может наступить после родов. Молодая неопытная мать не только не может как следует заботиться о ребенке, но даже и за собой следить не в состоянии. Причины могут быть самые разные: нежелательный ребенок, материальные или семейные трудности, слишком юный возраст матери, страх взять на руки крохотного малыша, отсутствие элементарных знаний и навыков. О профилактике послеродовой депрессии надо было заботиться до родов, скорее, даже до наступления беременности и все время в период вынашивания ребенка! Наиболее вероятны биохимические сдвиги, вызванные тем, что женщина плохо заботилась о своем здоровье до и во время беременности, что вызвало резкий дефицит витаминов и микроэлементов. Особенно вреден для психики недостаток кальция, поскольку Природа так устроена, что ребенок, развиваясь в чреве женщины, буквально «высасывает» все, что ему необходимо, а матери остается все меньше. Симптомы могут варьироваться от пониженного настроения, когда мать с трудом заставляет себя выполнять обязанности по уходу за ребенком, до полной апатии и ухода в себя, когда женщина лежит лицом к стенке, заливаясь слезами, не в силах пальцем пошевелить. В таких случаях, если во время не исправить положение, следует особо решать вопрос о дальнейших беременностях, которые могут ухудшить состояние депрессии. В большинстве случаев восстановление нарушенного биохимического баланса, насыщение истощенного беременностью и грудным вскармливанием организма женщины натуральными витаминами и микроэлементами путем использования биологически активных добавок и правильного, регулярного питания позволяет справиться с послеродовой депрессией без фармакологических препаратов, последствия приема которых крайне нежелательны для новорожденного. В таких случаях особенно важны альтернативные методы помощи, не только биологически активные добавки, но и фитотерапия (например, пустырник форте, ново-пассид), гомеопатия (замечательно помогает «игнация»), а также высокоэффективные цветочные настои д-ра Э. Баха, восстанавливающие эмоциональное равновесие. Они абсолютно безвредны для новорожденного и для молодой матери, чего никак не скажешь о фармакологически активных лекарствах. Более подробно см. мою книгу «Письма к будущей матери. Как родить здорового ребенка», 3-е издание, 2016 (заказать электронный вариант можно на сайте http://www.litres.ru/renata-ravich/pisma-k-buduschey-materi).

Депрессия у детей и подростков

Те родители, у которых есть дети и подростки, должны с исключительным вниманием отнестись к информации, изложенной в этом разделе. К сожалению, большинство из нас, удручающе неграмотны, и мы часто пропускает момент, когда «плохое настроение» у ребенка превращается в неуправляемую депрессию. Помните, пожалуйста, что по числу самоубийств среди подростков Россия находится на первом месте в Европе. Именно поэтому депрессии у детей и подростков уделено такое пристальное внимание в моей книге «Скажи жизни «Да!» Дорогие родители дорогих подростков! Лучше прочитайте этот раздел несколько раз! Поймите, возможно, что трагедий, когда «благополучный» внешне спокойный подросток 13 лет тайком берет свою скрипочку и тихо бросается с 9 этажа вниз головой (увы, я знаю такой случай), можно было избежать, если бы родители более внимательно присматривались к своему ребенку, заранее знали современную ситуацию с депрессией у подростков в стране и делали хоть что-нибудь, чтобы уберечь свое бедное дитя!

Впервые депрессия может возникать у подростков, между 13 и 19 годами. Однако отмечались случаи, когда депрессию диагностировали даже у шестилетних детей. Чем она может быть вызвана? Есть ли рецепты профилактики депрессии у подростков? Как семья может помочь предотвратить эту трагедию? Что в наших силах?

В очень большой степени депрессия может быть вызвана нарушением биохимического баланса в детском организме. В доказательство того, к чему может привести такая разбалансировка в детском организме, позвольте привести отрывок из книги «Золотой памфлет» Центра биологии мозга Принстонского ун-та США). Д-р Аллан Котт, всемирно известный психиатр, специалист по ортомолекулярной психиатрии, пишет: «Скрытый голод по определенным минеральным солям может заставить детей есть необычные вещи, вызывающие отвращение у взрослых, с риском отравиться, поскольку таким детям не хватает некоторых питательных веществ. Так, недавно на прием в Центр биологии мозга пришла девочка пяти лет. Ее извращенный аппетит полностью прошел, когда ей провели курс терапии большими (мега) дозами биологически активных добавок к пище в виде витаминов, минеральных солей и макро- и микроэлементов и исправили диету на более полноценную.

Кэрол пришла в клинику 5 января 1976 г. Ее мать описала следующие странные симптомы: как только девочка стала есть самостоятельно, она начала есть совершенно несъедобные вещи. Мать пыталась найти объяснение у педиатра, но он сослался на то, что все дети суют в рот что попало. В ответ мать сказала: «Но она не просто сует их в рот, она жует и проглатывает». Ответ был стандартным для педиатра: «Вырастет и перестанет». Мать продолжала рассказывать, что, ползая, девочка лизала крышки от пустых консервных банок. Потом она стала есть свечи, над которыми прямо «дрожала от жадности». Хотя она заболевала от этого, но снова и снова ела эти «запретные плоды». Девочка ела карандаши всех цветов, мел и даже выковыривала грифели из простых карандашей. Она обожала косметику, особенно губную помаду, и съедала весь тюбик целиком. Когда девочка играла на улице, она ела глину и песок, причем у нее было такое же выражение удовольствия на лице, какое обычно бывает у ребенка, когда он ест мороженое. Она больше ела, чем играла в песок или делала куличики. К тому же, девочка ела спички, сигареты, бумагу. Она глотала все, что жевала».

Спектральный анализ минеральных веществ, содержащихся в волосах, показал, что у ребенка резко снижены нормы калия, кобальта, магния, цинка. В то же время нормы марганца, меди, железа и свинца были существенно завышены. Уровень свинца составлял 29 ррм (в норме 6—12 ррм), т. е был увеличен в несколько раз. Отравление свинцом – очень серьезная опасность! Учтите, такой спектальный анализ на микроэлементы по волосам можно сейчас сделать и в России ([битая ссылка] www.microelements.ru). Проверка на отравление тяжелыми металлами, в том числе и свинцом – один из самых важных и обязательных пунктов программы помощи детям, страдающим аутизмом!

Лечение Кэрол началось с приема никотинамида (витамина В-3), пиридоксина (витамина В-6), витамина С, витамина В-12, нитрата магния, глюконата цинка, фолиевой кислоты – по два раза в день ежедневно, и один раз в день алгината натрия, натурального продукта, полученного из морской капусты и используемого для выведения тяжелых металлов из организма (все эти препараты сейчас доступны и в России). Когда девочку снова привели на прием через 3 месяца, в марте 1976 г, родители сказали, что, начиная с 4-ой недели после приема витаминов, Кэрол стала с удовольствием есть обычную пищу, и единственная несъедобная вещь, которую она съела за эти недели, была палочка для китайской еды. В следующий раз, когда родители приехали на консультацию, они сообщили, что девочка стала совсем другой. Ее застенчивость уменьшилась, депрессия практически прошла, у нее произошли определенные улучшения в физическом самочувствии: волосы стали блестящие и шелковистые, перестали сечься, цвет кожи поздоровел, щеки порозовели. Ее способность к обучению также улучшилась, и после занятий с репетитором в течение 4-х месяцев она прошла собеседование и поступила в хорошую школу.

Повторный анализ (обычно его делают через полгода) состава минеральных веществ в организме, проведенный по волосам, показал: медь уменьшилась до 3 ррм, количество железа – до 18 ррм, свинца снизилось с 29 ррм до 8 ррм, т.е. стало в пределах нормы. Марганец увеличился с 0,1 до 0,5 ррм, цинк – со 135 до 184 ррм. «Легкость, с которой удалось добиться таких результатов, никогда не переставала удивлять меня как психиатра», – подчеркивает д-р Аллан Котт. – Современное сельское хозяйство обеспечило превосходный соляной состав для домашнего скота, это не чистая поваренная соль, а целый набор минеральных веществ, в том числе и серы. Возможно, что нам необходим аналогичный состав минеральных солей для детей, которые – при их дефиците – едят, в частности, несъедобные вещи. Это необходимо знать каждой матери, врачу, учителю, всем, кто отвечает за здоровье и полноценное развитие детей».

Родители должны знать, чем надо кормить ребенка, чтобы предотвратить депрессию. Это можно скорректировать! Бетти Камен, известный натуропат и пропагандист здорового питания, приводит в своей книге «Камут» данные о питании американских школьников. Любой родитель, читающий эту книгу, может легко убедиться, что к детям, живущим в России, эти данные относятся абсолютно в такой же степени; тем более что за последние годы американский стиль «быстрого питания» (fast food) становится, к сожалению, крайне популярен среди нашей молодежи, со всеми вытекающими из этого печальными последствиями.

Дети и их пища

36% современных детей едят как минимум четыре разных типа «пустопорожней пищи» (так называемых перекусов типа чипсов, конфет, гамбургеров, сникерсов, кока-колы и прочей макулатуры.).

Пропуск полноценного домашнего завтрака приводит в результате к специфическим осложнениям в способности к обучению, в частности, к худшему усвоению материала, отсутствию концентрации внимания и пр. Внимание: мамы, пожалуйста, накормите своих детей перед школой!

16% школьников пятых классов вообще не завтракают.

Молочные (а не молочнокислые, как следовало бы!) продукты, самая аллергенная пища, которую мы потребляем, является важной составной частью диеты у 82,.7% подростков один или больше раз в день. И это при том, что почти половина людей не усваивает молока, которое образует большое количество слизи и ведет к возникновению насморка и кашля, а в более тяжелых случаях – к астме. (Примечание: натуральные молочнокислые продукты бифидок, биокефир, биолайф, биойогурты, мацони, ацидофилин и пр.) содержат живые молочнокислые (бифидо- и лакто-) бактерии, повышают иммунитет и улучшают пищеварение, но их, к сожалению, употребляют реже, чем молоко, хотя следовало бы наоборот).

Воспалительные заболевания желудочно-кишечного тракта – одни из наиболее серьезных хронических заболеваний, поражающих детей. В России средний возраст возникновения желудочно-кишечных заболеваний у детей – 7 лет, еще 20 лет назад был – 14 лет. При этом следует учесть, что среди теперешних детей практически у всех поголовно дисбактериоз, и соответственно, даже те витамины, которые они получают, гораздо хуже усваиваются, тем более что по большей части, эти витамины – синтетические.

А как насчет подростков?

А что, у подростков, вы думаете, дела обстоят лучше? Как мы знаем, подростковый период – период полового созревания, когда потребность во всех питательных веществах значительно возрастает. Обратите внимание на следующие данные:

Мясо, которое способствует кальциевому дефициту, и содержит канцерогенные факторы из окружающей среды, потребляет 66.3% подростков Примечание: помните, что для мясоедов нужно больше дополнительного кальция в виде молочнокислых продуктов и им необходимы биологически активные добавки к пище, содержащие кальций и D-3 в усвояемой форме.

77% подростков предпочитают есть бисквиты, сладости, и шоколад.

Только 44,2% подростков едят зеленые и корневые овощи 4 – 6 раз в неделю.

73,4% подростков питаются вне дома 4—6 раз в неделю и в основном едят так называемую «пищу быстрого приготовления» (fast food), в которой крайне мало ценных питательных веществ, а наоборот, много канцерогенных факторов, т. к. в большинстве это пережареные продукты.

Диетические привычки подростков, занимающихся спортом, приводят к тому, что они не получают энергии, необходимой для достижения наилучших результатов. Такое недостаточно полноценное и некачественное питание угрожает их здоровью и хорошему самочувствию.

У физически активных подростков энергетические требования гораздо выше, чем у тех, кто ведет сидячий образ жизни. К сожалению, интерес к питанию у них крайне редок, за исключением тех подростков, кто уделяет повышенное внимание своей внешности и/ или тех молодых спортсменов, которые хотят за счет более качественного питания улучшить свои спортивные достижения.

Молодые люди все больше привыкают постоянно жевать, грызть что-то на ходу, или, еще хуже, без передышки пить пиво! Не верите, понаблюдайте на улице – такое впечатление, что это новая молодежная мода – пиво пьют везде и всегда, в том числе и совсем юные девушки! Похоже, что для многих подростков регулярно есть полноценную пищу, в особенности, горячие домашние обеды, уже нереально. Это приводит к нежелательным последствиям, как с точки зрения питательной ценности беспорядочно поглощаемой пустопорожней пищи, так и с точки зрения социальных последствий, поскольку совместные трапезы, играющие важную психологическую роль в сплочении семьи, уходят в далекое прошлое.

Отделение подростковой медицины Детской клиники Гарвардской медицинской школы сообщает, что, согласно их фундаментальным исследованиям, постоянное сидение перед телевизором (и компьютером!) вызывает ожирение, все меньшие затраты энергии, слишком незначительную подвижность и сниженную физическую активность у детей и подростков. Можно подумать, что без таких весьма дорогостоящих исследований мы этого и так не знаем!

Национальный Институт Здоровья в Бетесте (штат Мэриленд, США) подтверждает, что и ожирение и повышенный уровень холестерина в крови у наших детей выше оптимального из-за неправильного питания и сниженной физической активности. Отрицательные последствия такого состояния скажутся на ухудшении здоровья у этих подростков, когда они станут взрослыми.

Известный английский шеф-повар Джейми Оливер вышел на тропу войны за здоровье современных детей с полномасштабной программой борьбы против ожирения, доказав своим примером, что и один в поле воин. Послушайте его замечательную лекцию о вреде современного безжизненного питания (fast food) https://tvrain.ru/teleshow/ted_dod/dzhejmi_oliver-400114/. Он поставил задачу обучить современного ребенка тому, что такое настоящая еда. Особенно впечатляет момент, когда он вываливает на сцену целую тележку сахара, показывая, сколько «чистого, белого, смертельного» продукта съедает за год современный городской ребенок в западных «цивилизованных» странах. Д. Оливер даже умудрился выиграть суд против …самого могущественного короля «быстрого питания» Макдональса! Представляете, он доказал в суде с цифрами и фактами в руках, что эта еда вредна для здоровья, ее есть нельзя (http://counterrev.ru/russkij-vzglyad/izvestnyj-povar-dzhejmi-oliver-vyig...). Д. Оливер пошел дальше, он проводит обучающие курсы здорового питания в школах, обучая подростком 10 блюдам, которые спасут их от смерти. Современные городские дети настолько привыкли к упакованной и рафинированной пище, что они не знают, как выглядит живой синий баклажан и белая цветная капуста.

Мишель Обама, первая леди США, вместе со школьниками ближайшей школы развела огород около Белого дома, а выращенные овощи и зелень поставляют в эти школы. В Интернете я читала историю про директора маленькой американской школы, который развел огород при школе и даже завел коз, чтобы поить детей ценным козьим молоком. К сожалению, я не помню его фамилии, но фото, как он тащит козу на школьный огород, и дети, большинство из которых и козу видит в первый раз, буквально умирают от хохота, врезалось мне в память. Его сделали национальным героем США, он даже орден получил!

А сколько у нас пропадает пустой земли! Зато я знаю реальную историю, как под Чимкентом директора школы К. А. Ергазина, отца моей подруги, в голодные послевоенные годы посадили на 5 лет только за то, что он раскопал пустырь и развел огород около школы. Благодаря выращенным овощам, которые использовались для приготовления бесплатных школьных обедов, этот мудрый и мужественный человек спас целую школу от голода. «Награда»: 5 лет советского концлагеря под Красноярском не заставила себя ждать! Самое потрясающее, что после концлагеря и «реабилитации» К. А. Ергазин опять вернулся в свою родную школу, снова стал директором, заново развел огород и спасал детей от голода. Дон Кихоты себе верны! Как поет замечательный Владимир Зельдин в роли вечного Дон Кихота:

Мечтать, пусть обманет мечта!

Бороться, когда побежден,

Искать непосильной задачи

И жить до скончанья времен…

Сражаться,

Когда все гадают и ждут

Выручая несчастных,

Что себя не спасут.

И пускай я погибну

В неравном бою,

Но пройду до конца я прямую

Дорогу свою.

Понимаете, детей с самого раннего детства надо учить тому, как правильно питаться и сохранять свое здоровье. Хотите понять, почему в Японии самое больше количество долгожителей? Посмотрите, как организован обед в современной японской школе. Это полноценный урок, который является частью тщательно продуманной образовательной программы: как выращивать, как готовить, как красиво и аккуратно есть, как экономить, как использовать остатки еды и пр. http://www.liveinternet.ru/users/4231626/post384228020. Посмотрите! Это просто фантастика! Дети в 5-а едят морковку, которую вырастили семиклассники на школьном участке, а салат – вырастили в 4-б. И всех надо поблагодарить и всем надо поклониться (поэтому, кстати, в Японии нет больных радикулитом). А ведь у японцев, скорей всего, 1 квадратный сантиметр на человека, а у нас —наверняка, не меньше 1-ого километра, а что толку!

Так что, уважаемые родители, постарайтесь дома обязательно кормить своих детей, особенно, подростков, полноценной пищей хотя бы утром и вечером. Детям крайне необходимы белки, обеспечивающие организм незаменимыми аминокислотами (молочнокислые продукты, творог, сыр, орехи, фасоль, горох, чечевица, соевые продукты, яйца, рыба, мясо), витамины А, группы В, С, Е, рыбий жир, кальций, йод и другие макро- и микроэлементы. Учтите, что усиленный рост и нарушение гормонального равновесия в период пубертата (полового созревания) вызывает усиленную потребность в адекватных дозах витаминов и минеральных солей, которые не удовлетворяются пустопорожней едой, наспех проглоченной в закусочных, или стандартными патентованными синтетическими витаминами и микроэлементами, обычно предлагаемыми в аптеках, так как они содержат слишком много меди. Прыщи, отсутствие менструаций (аменоррея), недоразвитые половые органы, депрессия в сочетании с чрезмерной агрессивностью могут отмечаться у подростков вследствие дефицита цинка, кальция и других жизненно важных веществ.

Потребности подростков в витаминах

(рекомендации Центра биологии мозга Принстонского ун-та, США)

Витамин С – до 1—2 граммов в день (желательно витамин С в форме ЭСТЕР С (не чисто синтетическая аскорбиновая кислота, а натуральный источник витамина С, который содержит биофлаваноиды, без которых на самом деле витамин С не усваивается как следует).

Витамин В-6 (в форме пиридоксина или пиридоксаль фосфата – достаточное количество, чтобы утром вспоминать свои сны (дозы дробить и увеличивать постепенно).

Комплекс микроэлементов, содержащих цинк и марганец.

Кальциевый комплекс, где кальций должен сочетаться с магнием, цинком, хромом, бором и витамином Д-3, желательно в хелатной форме, которая лучше всего усваивается.

Йодированная соль или таблетки прессованной морской капусты (kelp) или ламинарии.

Девочки, которые в подростковом периоде почти не едят мяса, должны принимать в день комплекс поливитаминов и микроэлементов, содержащих, в частности, железо, чтобы предотвратить анемию, и важный микроэлемент молибден, который может помочь контролировать чрезмерный рост костей в период полового созревания.

Высококвалифицированные специалисты в области профилактической медицины, начиная с дважды лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга, на идеях которого основана ортомолекулярная медицина, видят выход из сложившейся в настоящее время сложной ситуации с неполноценным питанием и плохой экологией в городских условиях в том, чтобы активно добавлять к пище детям и подросткам, а также взрослым (пожилым людям, в особенности) биологически активные добавки (БАД), сделанные с помощью самых современных высоких технологий из натуральных продуктов: шиповника, лимонов, из морских водорослей (спирулина, хлорелла), высушенного сока зеленого ячменя и пшеницы, маточного молочка, перги и других продуктов пчеловодства, растений, являющихся иммуномодуляторами, и т. д. Например, голодающих детей в Африке спасали от полного истощения и смерти, отпаивая их раствором высушенного сока спирулины и хлореллы – водорослей, содержащих незаменимые аминокислоты и полный спектр витаминов и микроэлементов, и питательным арахисовым маслом, содержащим аминокислоты и жиры.

В настоящее время 85% населения Америки использует в качестве дополнительного источника витаминов и макро- и микроэлементов биологически активные добавки: комплексы аминокислот и отдельные аминокислоты: триптофан, глицин и пр., витамины А, С и Е и селен, являющиеся антиоксидантами, препараты, восстанавливающие здоровую микрофлору, комплексы макро- и микроэлементов и пр. В России же БАД постоянно принимают, как мы уже упоминали, буквально единицы (3%). Особенно мало качественных добавок достается детям, хотя им-то как раз и нужно больше всего, и это при том, что наша экология чудовищна, особенно в промышленных зонах. Печальный результат – состояние здоровья детей и подростков – ужасающее.

Не пора ли и России активно подключиться к современной тенденции профилактической медицины?! Разве не лучше заранее вложить деньги в здоровье свое и своих детей, покупая БАД в превентивных целях, чем потом тратить в сто раз больше средств на лечение от болезней, вызванных недостатком заботы о себе?! «Будущее принадлежит медицине профилактической» подчеркивал еще в ХIX знаменитый русский хирург Николай Пирогов. Время пришло!

Особенно важно активно подключать БАД подросткам в период активного полового созревания. Ученые во всем мире сейчас также обязательно используют большие дозы витаминов и других питательных веществ в качестве дополнительного средства при лечении алкоголиков и наркоманов. Не лучше ли заранее в целях профилактики давать подросткам качественную полноценную пищу + биологически активные добавки?! Не дожидаясь, пока гром грянет?!

Одна из причин наркомании (увы, не единственная!) – годами накапливающийся у детей дефицит жизненно важных питательных веществ. Родители могут в самом деле помочь своих детям преодолеть трагический соблазн наркомании, если будут постоянно восполнять дефицит витаминов и микроэлементов с самого детства с помощью БАД. Конечно, это только один из четырех аспектов (есть еще эмоциональный, духовный и интеллектуальный аспекты) профилактики наркомании, но это-то – в наших силах!

Депрессия у детей и подростков – одна из главных причин самоубийств, как уже подчеркивалось выше. Депрессия может также привести к тому, что ребенка засасывают наркотики, бич современного общества. Для родителей жизненно важно своевременно распознать пугающие симптомы, чтобы помочь своему подростку. Депрессию у подростков нужно рассматривать, как мы уже подчеркивали выше, с точки зрения взаимодействия четырех аспектов здоровья, но для подростков – самые важные аспекты: эмоциональный и физический, в связи с бурным ростом и половым созреванием.

Депрессия и эмоциональные потребности подростков

Самое главное – это помочь подросткам в эмоциональном плане. Родителям надо понять принципиально важные вещи, о которых говорит в мало известной отечественному читателю книге «Как любить своего подростка» всемирно известный детский психиатр Росс Кэмпбелл. Другая его замечательная книги «Как на самом деле любить детей» была опубликована в 1990 г на русском языке и издана дважды тиражом 650 000 экземпляров в моем переводе (обе книги сейчас можно найти в Интернете). Д-р Росс Кэмпбелл считает, что эмоциональная помощь подросткам жизненна важна для их будущего. Он постоянно подчеркивает, что именно родители в первую очередь могут помочь подросткам справиться с депрессией.

Поймите, дорогие страдающие родители: подростки – эмоционально еще дети, находящиеся в переходном периоде своего развития! Это еще не настоящие взрослые, пусть и молодые. Их потребности, прежде всего, эмоциональные, все еще такие же, как и у более маленьких детей. Одна из наиболее распространенных ошибок родителей, учителей и других взрослых – это рассматривать подростков как полноправных взрослых членов общества. Многие люди, уполномоченные работать с подростками по долгу своей службы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. На самом деле подросткам необходимо, чтобы их любили безоговорочно и принимали такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были внимательны и ласковы, но при этом их уважали, принимали всерьез. Исключительно важно, чтобы сами подростки знали, что кто-то из взрослых действительно думает и беспокоится о них.

Взрослые, отдающие предпочтение приказному тону в своих отношениях с детьми (а не спокойным убеждения), родители, уверенные, что их требования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английских психологов сильно рискуют психическим здоровьем детей. В результате такого сурового воспитания дети становятся зажатым и замкнутыми, часто концентрируют все свое внимание только на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослой жизни они подвержены гораздо большему риску возникновения хронических заболеваний (в первую очередь, сердечно-сосудистых) по сравнению с теми детьми, которые росли в атмосфере дружелюбия, нежности и доверия. Так что, дорогие родители, не скупитесь на эмоциональную поддержку и нежность: будьте ласковы, дружелюбны и нежны со своими детьми, особенно, подростками. Согласитесь, что окружающая нас суровая действительность не дает детям особого повода для радости, оптимизма и уверенности в будущем.

Слишком много подростков в наши дни чувствуют, что по сути никто из взрослых на самом деле не заботится о них, как следует. Вот вам реальный пример. В течение 14 лет я работала координатором в России и сопровождала в качестве добровольца-переводчика группы российских детей, выздоровевших от онкологии и приглашенных отдохнуть в необыкновенном Международном Лагере для онкологических детей в Барретстауне (Ирландия). Дети едут на отдых совершенно бесплатно со всех стран Европы, в том числе и из России (с 1997 года – 400 человек). Там разработана уникальная программа психотерапевтической реабилитации тяжело больных детей (www.barretstown.org). В 2002 году, я очередной раз ездила с онкологическими подростками из Москвы, и провела среди них опрос по поводу того, как они живут дома и как лагерь Барретстаун повлиял на их жизнь в дальнейшем. Ответы ребят об их жизни в России просто вызывают слезы отчаяния. Главный лейтмотив: «Россия не заботится о своем молодом поколении». «У нас всем плевать на детей». «На нас все кричат, нам все приказывают, нас никто не уважает». «Много алкоголиков и несчастных семей, в которым детям плохо». «Даже, если найдутся добрые люди, которые дадут денег, чтобы сделать такой Лагерь в России, все равно все разворуют». Подробнее о писхотерапевтической реабилитации онкологических подростков см. мою книгу «Гимн жизни: истории детей, победивших рак» М., 2014. (книгу можно бесплатно скачать на моем сайте www.naturecurative.com).

Слава богу, действительность оказалась более оптимистичной, чем думал этот разочарованный парнишка Антон! В 2012 году лагерь с аналогичной программой психотерапевтической реабилитации детей. переболевших онкологическими заболеваниями, был организован под Владимиром замечательных человеком М. А. Болдыревым; в настоящее время лагерь «Шередарь» успешно функционирует. Более того, сейчас строится еще один аналогичный лагерь под Липецком, под руководством Альбины Корневой, основавшей Некоммерческий благотворительный фонд «Дети и родители против рака» (http://www.deti-lipetska.ru). Так что творите добро из последних сил! Пожалейте наше будущее, будущее России!

Кстати, для очень многих людей, страдающих депрессией и не имеющих достойной цели в жизни есть прекрасный, реальный, вполне достижимый выход из их отчаянного положения: поехать строить такой Лагерь жизни для больных липецких детей или работать волонтером в уже действующимй лагереь Шередар под Владимиром (www.sheredar.ru). Уверяю вас, как только забъете первый гвоздь и распилите первое бревно, возьмете за руку ребенка, который страдал гораздо больше, чем вы, и нуждается в помощи, вашу депрессию как рукой снимет, а смысл жизни сам собой появится. Его и искать не надо, вот он, рядом, улыбающиеся мордашки выздоровевших детей! «Мы в ответе за тех. кого приручили» (Сент Ээкзюпери). Для волонтеров в России – море работы!

В результате неправильного поведения взрослых, у многих подростков возникают чувство собственной никчемности, бесполезности, низкой самооценки и самоуничижения. Это, естественно, приводит к депрессии. Современных подростков специалисты описывают как «апатичное поколение». Почему? Потому что многие подростки смотрят на себя отрицательно и чувствуют себя непонятыми, никому не нужными. Эта низкая самооценка – естественный печальный результат для ребенка, который не чувствует безоговорочной любви и нежной заботы с самого раннего детства. Знаете ли вы, что в США работа по профилактике алкоголизма начинается в начальных классах школы именно с занятий по повышению самооценки?! А у нас?!

Два наиболее пугающих результата этой апатии – депрессия и бунт против авторитетов. Апатичные подростки могут легко стать мишенью для нечистоплотных взрослых, которые используют молодежь для своих корыстных целей. Они легко подвержены тлетворному влиянию всяких авторитарных группировок, банд, сект, которые дают легкие ответы и абсолютно невыполнимые обещания. Но существуют пути, как предотвратить депрессию и апатию у наших подростков и как помочь и способствовать их здоровому, энергичному, продуктивному и творческому отношению к жизни.

Некоторым взрослым кажется: как бы хорошо (с их точки зрения!) они не выполняли свои обязанности родителей, их усилия дают ноль результата. Родители считают, что они практически не оказывают никакого влияния на своих подростков в этот опасный переходный период. Но на самом деле правда – как раз в обратном! Психологи подтверждают, что Дом, полный любви, теплый и дружеский Домашний Очаг, побеждает, гораздо чаще, чем нам кажется. Как вы, надеюсь, догадываетесь, полированная мебель, навороченная техника и ковры – это еще не настоящий семейный Очаг. Дом, в котором детей любят и где они чувствуют себя, как дома, куда они хотят вернуться каждый день, сильнее, чем любое другое внешнее влияние. Тепло домашнего Очага определяет, насколько счастлив и уравновешен подросток, насколько он чувствует себя в безопасности; как он относится к взрослым, сверстникам или детям другого возраста, насколько он уверен в себе, как он реагирует на новые или неожиданные ситуации. Несмотря на то, что в жизни подростка есть масса отвлекающих факторов, Дом имеет самое глубокое влияние на его жизнь.

Подросток может быть выше, сильнее, сообразительнее и даже умнее своих родителей или может превосходить их в других отношениях, например, прекрасно разбираться в технике или быть специалистом по компьютерам: учтите, что каждое следующее поколение развивается все быстрее. Но эмоционально он – все еще ребенок. У него по прежнему сильна потребность, чтобы родители любили и принимали его таким, какой он есть. До тех пор, пока подросток не почувствует бесценную поддержку безусловной любви и принятия его как личности со стороны родителей, он не станет настолько хорошим человеком, насколько это вообще возможно. Если подросток не чувствует любовь и уважение, он не будет стараться изо всех сил вести себя, чтобы продолжить достойно традиции предков. Без эмоциональной поддержки взрослых, подросток не сможет достигнуть своего наивысшего потенциала как личность.

Мало кому из современных подростков везет настолько, что они в самом деле чувствуют, будто их действительно любят и принимают такими, какие они есть сейчас. Конечно, теоретически верно, что большинство родителей испытывают глубокое чувство любви к своим подросткам. Но практика, реальная практика наших суровых будней так мало соответствует этой теории! Большинство родителей воображают, что они умеют передать эту любовь своим детям. На самом деле это и есть глубочайшая ошибка современных родителей.

Разрыв поколений и трагические судьбы миллионов наших соотечественников, лишенных семьи, погибших на войне и в сталинских конлагерях, их лишенные родительской любви и заботы дети, сами став родителями, зачастую просто не умеют передать и выразить свою искреннюю любовь к подросткам. Причина в том, что они не знают, как это сделать. Не верите, послушайте на улице, как женщины раздраженно разговаривают со своими детьми и как ласково – со своими собаками… Все дело в интонации!

Перечислить принципы удовлетворения эмоциональных потребностей подростков очень просто:

контакт «глаза в глаза»,

физический контакт,

пристальное внимание,

активное слушание,

дисциплина.

Но чтобы научиться этим простым правилам общения с подростками нужно потратить массу сил, энергии и времени. Стандартная причина, красной нитью пронизывающая все проблемы трудных подростков, истинная суть, резко усложняющая конфликтную ситуацию – это ощущение подростков, что родители не любят их и не заботятся о них так, как это самим детям надо. А детям надо просто, чтобы их любили без всяких условий!

Подростки – на самом деле, совершенно замечательные существа! Если они получают все, что им необходимо в эмоциональном плане, они способны откликаться максимально полнокровно и радостно. Да, эти ребята действительно способны испытывать наше терпение и выносливость, выматывая нас буквально до последней капли. Да, иногда мы в самом деле теряем хладнокровие и самообладание, выходим из себя, и чувствуем, что у нас просто нет того, что необходимо, чтобы удовлетворить их нужды. Иногда родительское отчаяние доводит до того, что хочется убежать, сдаться, признать свое полное поражение.

Но, дорогие родители, держитесь изо всех сил! Наша настойчивость стоит того! Потому что ни с чем не сравнимо чудо радости, когда вы убедитесь, что наши подростки начинают всесторонне развиваться, чтобы стать полноценными, приятными и активными взрослыми людьми. Но мы должны смотреть на вещи реалистически. Просто так, само собой это не происходит. Мы должны заплатить определенную цену.

Меньше всего мне хотелось бы, чтобы вас, мои милые родители, мучило чувство вины. Все мы совершаем ошибки. Точно так же, как не существует совершенных детей, точно также и нет идеальных родителей. Не позволяйте чувству вины, которое точит вас за прошлые ошибки, испортить все усилия, которые вы прилагаете для того, чтобы хорошо воспитать своих подростков.

Многие сложности, связанные с подростковым возрастом, можно смягчить или выправить, если постараться снять напряжение и скорректировать отношения родителей и детей. Но в первую очередь надо убедиться, что конфликты не вызваны или усилены неврологическими заболеваниями или физиологической депрессией. Эти медицинские аспекты обязательно следует выявить и устранить как можно быстрее и эффективнее. Это поможет лучше корректировать отношения родителей и подростков.

К сожалению, профилактика депрессии у взрослых и подростков возможна не во всех случаях. Если человек сделал все, что в его силах, чтобы преодолеть депрессию самостоятельно, но это ему не удалось, ему необходимо срочно искать квалифицированной помощи специалиста, не только ради самого себя, но и ради своей семьи. Когда сам родитель, страдающий депрессией даже в мягкой форме (не говоря о тяжелых случаях), не способен справиться с подростком, ему самому нужно помочь. Если один из родителей нездоров, от этого прежде всего пострадают отношения между родителем и ребенком, да и сам подросток будет мучиться.

Часто современные родители испытывают серьезные трудности в воспитании своих детей. Давление на семью со стороны общества и государства усиливается с каждым днем. Что же удивляться, когда у замордованных трудной жизнью родителей, не хватает сил и энергии. В результате атмосфера в семье зачастую становится холодной и бессердечной, запутанной и полной пессимизма.

Увеличение количества разводов, экономические и финансовые кризисы, снижение качества образования, потеря доверия к власти, криминальная ситуация в стране, террористические угрозы – все это серьезно давит на эмоциональный настрой каждого из нас. И по мере того, как мы, родители, все больше страдаем от постоянно растущего физического, эмоционального и духовного напряжения, нам становится все труднее и сложнее как следует заботиться о наших подростках. Ребенок, особенно подросток, платит самую страшную цену в эти трудные времена. Надо честно признать, дети, подростки, больные и старики – самые уязвимые члены нашего общества. Именно они-то больше всего нуждаются в нашей безоговорочной любви, помощи и поддержке. Получают ли они ее? Вопрос, увы, остается открытым.

У большинства родителей на самом деле сугубо практическое представление о том, что важнее всего их ребенку – защита, жилище, еда, одежда, образование. А уж на эмоциональный контакт, участие, любовь по большей части нет ни времени, ни умения. Родители так выматываются, стараясь удовлетворять насущные потребности своих детей по мере своих сил и возможностей! При этом материальные потребности подростков все растут, а возможности родителей, к сожалению, уменьшаются с каждым днем. Хотя единственное, что вообще не стоит денег и что на самом деле больше всего на свете необходимо подросткам в трудную минуту депрессии, это безоговорочная, безусловная любовь.

Учтите: дети могут быть счастливы даже в скромном жилище, лишь бы им были рады, их любили и всегда ждали с теплой улыбкой и тарелкой ароматного горячего супа. Почаще вспоминайте знаменитый спектакль МХАТа по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица» (1905 г.), с которого многие поколения российской интеллигенции приобщали своих детей к культуре. Простые и вечные истины: дом, любовь, забота, преданность, дружба, взаимоподдержка, заботливые родители, свежий хлеб, домашняя еда, собака, кошка – вот что составляет суть Домашнего Очага. Конечно, продукты уже не такого качества, но все остальное еще важней, как раньше!

Представьте себе, всезнающие психологи доказали, что, отношения между супругами на самом деле более существенны, чем отношения между родителями и детьми. Ощущение безопасности у подростка и то, насколько глубокая эмоциональная связь устанавливается между родителями и детьми, в основном, зависят от того, насколько теплые и искренние человеческие отношения существуют между супругами. Так что, мои дорогие читатели, старайтесь сохранять, укреплять и улучшать отношения между супругами в семье! Именно эта эмоциональная связь является основой, без которой крайне сложно улучшить отношения с трудным подростком в положительную сторону.

Именно близкие люди могут помочь страдающему подростку обрести душу и укрепить дух, чтобы справиться с депрессией и найти свое место в мире. А для этого эмоциональные и духовные аспекты семейного круга здоровья должны ставиться во главу угла. Всем нам искренне хочется, чтобы в семье был мир и лад, здоровье и процветание, но надо осознать, что изменить мир можно, только изменяя самого себя. Ничего нельзя переделать в семье и в мире, если не начать с самого себя!

Но если мы научимся избавляться от всех наших прежних незавершенных эмоциональных и духовных проблем, в том числе и от болезней, про которые мы наивно думаем, что они нападают на нас, как «вор в ночи», тогда мы сами сможем обрести ощущение внутреннего мира и помочь своим подросткам жить в эмоциональном мире, душевном согласии и физическом здоровье.

Д-р Элизабет Кублер-Росс, всемирно известный психотерапевт, говорит: «Лично я надеюсь, что детей можно воспитывать так, что к тому времени, когда они станут подростками, у них уже будет раскрыт духовный квадрант. Я надеюсь, что уже в подростковом периоде они начнут понимать, куда они должны двигаться в своей жизни и как развиваться, какова их судьба и какую жизненную работу они предназначены выполнять. Они не должны без удержу потреблять и потреблять, кружа по жизни буквально до 30—40 лет в тщетных поисках смысла жизни, не находя того, что они должны были бы знать для того, чтобы выполнить свое собственное предназначение».

Вы только подумайте, насколько стойким душевно должен быть тот родитель, который в одиночку растит ребенка! Бывают ситуации, когда депрессия у матери-одиночки (или отца), может спровоцировать депрессию у подростка. Из-за отчаяния, отсутствия полноценной поддрежки, чувства неполноценности и неадекватности, состояния депрессии или по другим причинам одиноким родителям иногда трудно избегать отношения к подросткам, как к своим детям, и они общаются с ними, как со взрослыми. Такие родители стремятся быть «лучшими друзьями» (что называется, «свой в доску») со своими подростками вместо того, чтобы установить здоровые полноценные отношения «родителей и детей». Мы, взрослые, всегда ответственны за то, чтобы с достоинством встретить и помочь удовлетворить эмоциональные потребности наших подростков. Если мы нарушаем этот естественный порядок вещей, и сами стремимся к тому, чтобы дети эмоционально поддерживали и «подпитывали» нас своей жизненной энергией, мы травмируем их – и разрушаем наши отношения с ними.

Самая главная ответственность родителей – сделать все, что в наших силах, чтобы собственные дети чувствовали нашу искреннюю любовь. На втором месте в списке ответственностей родителей стоит стремление быть для детей авторитетом и с любовью помогать им стать дисциплинированными.

Безоговорочная любовь к подростку – самая эффективная профилактика депрессии

Любить значит не навязывать

свою волю своему товарищу,

но предлагать ему свою помощь.

И если он откажется,

гордиться тем,

что он справляется своими собственными силами.

Любить значит жить без страха и тревоги о завтрашнем дне.

Любить значит никогда не бояться штормовых ветров,

которые приносит жизнь:

потому что если вы закроете

каньоны от штормовых ветров и бурь,

вы никогда не увидите

истинной красоты каменных узоров каньона

Элизабет Кюблер-Росс
«Жить, пока не попрощаемся».

Мои дорогие родители! Очень внимательно прочитайте этот раздел, пока не поздно. Грустно напоминать, но, к сожалению, по количеству самоубийств среди детей и подростков Россия занимает первое место в Европе. Учитесь заново любить наших детей! Слово «любовь» настолько затрепано, что мало кто на самом деле представляет, как ее выразить в своих отношениях с подростками. Вдумайтесь в эти вечные слова: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (Новый Завет, Первое послание к Коринфянам, 13:4—7).

Эта мудрая и вечная истина – безусловная, безоговорочная любовь – и должна лежать в основе всех человеческих взаимоотношений. Конечно, это идеал, но мы должны стремиться к этому идеалу, если хотим, чтобы наши дети были здоровы не только физически, но и (что гораздо важнее!) эмоционально. Секрет, составляющий суть любви, очень прост: это должна быть любовь без всяких условий и оговорок. Любовь, которая не зависит от того, как ведет себя наш ребенок в данный момент, как поступает муж или жена, и как ведут себя близкие. Это очень легко сказать, и это невероятно трудно сделать! Этому нужно учиться всю жизнь! Попробуйте безоговорочно любить своего ребенка, в тот момент, когда он – маленький – порвал штаны (а у вас нет денег на новые), а – подросток – неожиданно уехал, не сообщив, куда, и месяц его нет, и вы с ума сходите от беспокойства, и т. д. Это очень трудно, но тем не менее, если вы хотите иметь хорошие отношения с вашими детьми, когда они вырастут, вы должны учиться вот этому главному фундаменту человеческих отношений: БЕЗУСЛОВНОЙ, БЕЗОГОВОРОЧНОЙ любви. Просто вы дарите эту любовь. Ваша любовь не зависит ни от каких условий, во всяком случае, по отношению к детям.

Д-р Росс Кэмпбелл, будучи опытным детским психиатром, постоянно подчеркивает: «Безусловная любовь – вот краеугольный камень, действительно надежный фундамент подлинных отношений с вашим подростком, потому что только безоговорочная любовь может предотвратить такие чувства, ведущие к осложнениям в отношениях (и как следствие, к депрессии у подростка), как обида, вина, страх или неуверенность, мучительное ощущение того, что ребенка не хотели».

Безусловная любовь означает, что вы любите подростка:

несмотря на то, как он выглядит сейчас;

несмотря на то, каковы его достоинства, дурные склонности или физические или психические недостатки;

несмотря на то, как он себя ведет сейчас.

Родители! Постоянно напоминайте себе, что:

подростки – это эмоционально еще дети, а не взрослые;

подростки стремятся действовать как все подростки, делая все наоборот;

по большей части в поведении подростков мало приятного, надо уж честно признаваться в этом;

если вы как следует выполняете свою роль родителей и любите своих детей, независимо от их неприглядного поведения в данный конкретный момент, они смогут стать более зрелыми личностями и отказаться от своего незрелого поведения.

Это вовсе не означает, что вам всегда нравится его поведение. Безусловная любовь – это ваша неизменная любовь к подростку, даже если вам омерзительно его поведение в эту самую секунду. Безусловная любовь – это идеал. Вы не можете любить подростка – или любого другого человека – все время без малейшей передышки. Но чем ближе вы к этой цели, тем большее удовлетворение и уверенность вы чувствуете. И ваш подросток будет более доволен и приятен в общении.

Если вы любите их только тогда, когда они радуют вас (а это и есть условная любовь), и выражаете свою любовь к ним только в эти минуты, дети не будут чувствовать, что их искренне и нежно любят. Это в свою очередь заставит их чувствовать себя неуверенно, нарушит их самооценку и исказит их представление о себе самом, приведет к депрессии и в самом деле помешает им развиваться, как следует, и становиться более взрослой и ответственной личностью. Тем самым вы отвечаете за их развитие и поведение в такой же степени, как и они сами.

Если вы любите их безоговорочно и безусловно, они будут себя хорошо и уверенно чувствовать в эмоциональном плане. Это позволит подросткам контролировать свое беспокойство и, соответственно, поведение, по мере того, как они растут и развиваются, становясь взрослыми.

Если вы любите своих подростков только тогда, когда они выполняют ваши требования и соответствуют вашим ожиданиям, у ребят появится комплекс неполноценности. Они начнут чувствовать себя некомпетентными, никуда не годными. Дети будут считать, что бессмысленно стараться изо всех своих слабых сил, потому что этим … (опустим детские эпитеты) «предкам» всего мало, им никогда не угодишь. Неуверенность, тревожность и низкая самооценка будут мучить и преследовать их; отсюда и депрессия. Постоянно будут возникать серьезные помехи, мешающие их полноценному эмоциональному развитию и поведению, соответствующему их возрасту. И опять, необходимо понять, что мы, родители, в равной степени отвечаем за их физическое, духовное и эмоциональное развитие. Будущее наших детей – подростков основано на этом надежном фундаменте безусловной и безоговорочной любви и уверенности, что они справятся со своим переходными трудностями, опираясь на этот фундамент.

Родители подростков знают, что этот переходный период – время «бури и натиска», время буйных неудержимых страстей. Подросток может с легкостью, буквально как на качелях, «перелетать» с детского состояния на взрослое, переходить от улыбки к слезам, от веселья к мрачности, от разумного поведения к совершенно нелогичному. Эти резкие перепады настроения могут меняться прямо на глазах, иногда в течение дня или даже часа. Эти взлеты и падения происходят неожиданно, непредсказуемо и довольно часто. Мало кто из родителей понимают, почему эти вспышки возникают.

В подростковые годы мальчишки и девчонки пытаются разрешить все конфликты, которые происходили с ними раньше, особенно в отношениях с родителями. Хотя подростки на самом деле не осознают этого желания, это внутреннее стремление настолько сильно в их душе, что окружающим кажется, будто подростки выбрали определенный путь действий, действуя только на зло взрослым.

Именно по этой причине, у подростков в возрасте от 12 до 15 лет происходят частые и необъяснимые перепады настроений. Буквально минуту назад подросток вел себя как совершенно зрелый человек, а сейчас это – настоящий несмышленыш, непослушный и неуправляемый малыш. Прежде чем угловатый подросток станет девушкой или юношей, спокойно и естественно отделится от родителей, превратившись в ответственного и независимого взрослого человека, он должен в прямом смысле расчистить завалы своего прошлого от проблем и конфликтов, в которые он вступал с разными людьми, особенно и в первую очередь с родителями.

Есть и другие личные характеристики, которые могут способствовать депрессии, например, ум. Чем вы умнее, тем больше вероятность того, что вы подвержены депрессии. Особенно умные дети, IQ (коэффициент интеллекта) которых выше 160, оказываются менее приспособленными и менее счастливыми, чем дети среднего интеллекта. Сознание того факта, что ты значительно превышаешь по интеллектуальному уровню своих сверстников, может вызвать чувства обособленности и одиночества. Кстати, у евреев, тысячелетиями оплодотворявших цивилизацию именно благодаря высокому интеллекту и талантам, депрессия считается чуть ли не национальной «привилегией».

70% студентов колледжей, по сообщениям из одного зарубежного обзора, испытывали в течение года, по меньшей мере, незначительную депрессию. Это может объясняться тем, что студенты впервые покидают теплый (что, увы, бывает не всегда!) родительский Дом и испытывают подсознательное чувство страха перед взрослой независимой жизнью.

Будьте очень внимательны, постоянно будьте начеку, милые родители! Если подросток не смотрит вам в глаза, не улыбается, не разговаривает, отказывается есть с вами за одним столом, грубит и дерзит, устраивает истерики по пустякам, запирается в своей комнате, не спит по ночам, никуда не ходит, не моется, не меняет одежду, – это может быть тревожным сигналом начала депрессии. Немедленно посоветуйтесь с специалистами: психологами и психиатрами! Не пренебрегайте помощью профессионалов!

Родители, помогите своему подростку!

Очень важно своевременно сделать анализ на микроэлементы по волосам, чтобы заранее знать, какие биологически активные вещества нужно добавить в рацион ребенка до того, как начинается трудный пубертатный период.

Начинайте давать подростку БАД, это не лекарства! Они не могут дать отрицательных побочных эффектов, если вы не превышаете рекомендуемые в аннотации дозы. Подберите качественные поливитамины специально по возрасту, проследите, чтобы в них обязательно находились витамины группы В; может подростку больше понравятся растворимые витамины. Обязательно подключите препараты, в которых есть кальций + магний + D-3. Кальций особенно важен, когда ребенок быстро растет. Его дефицит вызывает раздражительность, нервозность, бессоницу.

Я помню, как консультировала маму, у которой девочка 13 лет стала совершенно невыносимой, дерзила, грубила, запиралась в комнате, отказывалась буквально от любых контактов. Мы подобрали комплекс растворимых витаминов: растворимый витамин С (1000 мг) + растворимые поливитамины + растворимый препарат с кальцием и витамином Д-3, поскольку пить воду она соглашалась; добавили глицин форте и сертифицированный набор успокоительных трав, подходящий по возрасту. Через месяц (не ждите быстрых результатов!) мама позвонила в слезах с благодарностью: «Представляете, дочка обняла меня! Впервые за два года!» Так что будьте терпеливы.

Посоветуйтесь с гомеопатом, при соответствующих аптеках есть врачи-консультанты. Замечательно помогает игнация (я сама убедилась в ее эффективности). Используйте также цветочные настои д-ра Э. Баха, которые воздействуют на эмоциональную сферу, способствуя саморегуляции и успокоению нервной системы. Они действуют на еще более тонком информационном и энергетическом уровне, чем гомеопатия, прекрасно сочетаются с ней и завоевали свою популярность уже в 70 странах, хотя были созданы еще в 30-е годы. Наконец, они появились и в России, воспользуйтесь этим. Поскольку цветочные настои д-ра Э. Баха не имеют ни вкуса, ни цвета, ни запаха, их можно незаметно добавлять в соки или пищу, чтобы скорректировать эмоциональное состояние неуравновешенных подростков. Есть цветочные настои, которые могут помочь при чувстве разочарования или страха, при навязчивых мыслях (например, у девочек, стремящихся похудеть во что бы то ни стало); эти удивительные настои могут даже спасти жизнь, поскольку используются при сильной душевной боли и нивелируют склонность к самоубийству. Это – в самом деле энергетическая медицина будущего!

Что касается физического аспекта здоровья подростков, то родители должны тщательно следить, чтобы дома (в любое время суток!) ребенок всегда мог поесть, поскольку в это время аппетит у мальчишек активно растет. С другой стороны, девочки в это время «помешаны» на своей фигуре и могут перестать есть, считая себя «толстыми». Это крайне опасно, так как может вызвать депрессию, анемию и даже прекращение менструаций. В приложении даются рецепты оздоровительных коктейлей, которые могут помочь родителям укрепить здоровье своих детей и улучшить их эмоциональное и интеллектуальное здоровье.

Еда для подростков должна быть полноценной, с достаточным количеством белков. К сожалению, за пределами дома подростка ожидает множество соблазнов. Но будем надеяться, что дома его всегда ждет горячий обед и ласковая улыбка. Постарайтесь утром после вкусного завтрака в обязательном порядке с самого детства приучить своего любимого ребенка принимать необходимые ему витамины и микроэлементы, хотя бы в зимне-весенний период, когда большинство городских жителей испытывают авитаминоз. Пусть это станет привычкой на долгие годы. Проще всего подобрать качественные поливитамины специально для подростков. Обязательно убедитесь, что в них присутствуют витамины группы В, необходимые для укрепления нервной системы, а также препараты кальция, чтобы поддержать быстрый рост. Цветочная пыльца является одним из самых эффективных средств профилактики и лечения депрессии. Постарайтесь на ночь дать ему подростку 2таблетки экстракта валерианы или успокоительный травяной препарат (ново-пассид, пустырник форте, персен, формула сна и пр.) или гомеопатию или цветочные настои д-ра Э. Баха (что-то безвредное, что успокоит подростка) + ложку меда + комплекс кальция, поскольку он лучше всего усваивается ночью. Тем самым вы поможете своему любимому подростку легче справиться с периодом «бури и натиска». Чем раньше вы начнете приучать своих детей к тому, что витамины обязательны, тем быстрее это войдет у них в привычку, как чистка зубов.

Нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере, у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста: экзамены, переход в другую школу, первая любовь, конфликты в школе – для подростка все это крайне серьезно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте, пожалуйста, что жизнь современного ребенка – это «драма», как подчеркивал великий педагог Януш Корчак, а в нашей стране и сейчас во всем мире, особенно в горячих точках. – это зачастую и трагедия. Януш Корчак говорил: «Но и у взрослого много таких минут, когда ему тоскливо без матери, без отца, когда ему кажется, что только родители могли бы его выслушать, посоветовать, помочь, а если надо, то и простить и пожалеть. Значит, и взрослый может чувствовать себя сиротой». (Януш Корчак «Когда я снова стану маленьким»). Что же говорить о бедных брошенных детях, которым так не хватает тепла, внимания и простого человеческого участия! Согласитесь, что наш взрослый современный мир не слишком гостеприимен к подросткам, вступающим в жизнь!

Плохая успеваемость, задержка полового созревания или, наоборот, чрезмерно ранняя сексуальная активность, подростковая депрессия, склонность к правонарушениям, даже аллергические симптомы могут быть вызваны тем, что организм подростка физически не справляется с чрезмерными стрессами, истощающими внутренние резервы организма. Стрессовой ситуацией для подростка может быть первая любовь, потеря девственности, боязнь слишком рано забеременеть, ощущение паники при сексуальных покушениях лиц одного пола, отъезд из дома при поступлении в колледж или институт, жизнь в общежитии. Армия является невероятно сильным стрессовым фактором и может вызвать даже самоубийство у непривыкшего к стрессовым ситуациям и слишком заласканного маменькиного сынка. Не балуйте детей, готовьте их к с суровой жизни в безжалостном взрослом мире!

Многим взрослым трудно предсказать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Милые родители, постарайтесь как можно раньше выявить стрессовые ситуации в жизни своих детей. Постарайтесь, если возможно, обойти их или хотя бы сгладить стресс. Во всяком случае, мы всегда должны быть на стороне своих детей! Как говорила А. С. Гуревич, моя подруга, с которой мы вместе основывали клуб «Здоровая семья»: «Родители, как шкаф, всегда должны быть на месте». Уважаемые родители, будьте милосердны к своим подросткам, кто же их пожалеет, кроме нас!

Итак, еще раз перечислим рецепты профилактики депрессии у подростков. В моей книге «Копилка семейного здоровья» (http://www.litres.ru/renata-ravich/kopilka-semeynogo-zdorovya,) в главе «Любите… на здоровье!», где рассказывается о психологии взаимоотношений в семье, они расшифрованы более подробно. Это: контакт глаза в глаза, физический контакт, пристальное внимание, активное слушание, и только потом, наконец, дисциплина. Учитесь заново общаться с подростком, это совсем другое, чем с маленьким ребенком, читайте соответствующие книги., Разговаривайте с ним как можно чаще, будьте в курсе всех событий его жизни, приглашайте его друзей, ходите с ним в походы, играйте в футбол или бадминтон, развивайте его творческие интересы, стараясь не навязывать ему свои.

Очень полезно обратиться к психологу, чтобы заранее определить его профориентацию. Вкладывайте деньги в дополнительное образование подростка, чтобы он как можно раньше становился независимым и был готов к конкуренции в суровом мире взрослых. Обучение работе с компьютером также жизненно необходимо теперь, как раньше обучение грамоте. Любые новые навыки: печатать, фотографировать, снимать видео, делать сайты, пилить, строгать, красить, клеить обои, шить, вязать, рисовать, готовить (в том числе и мальчикам), карате, самооборона, танцы, велосипед, ролики, скейтборд – все это пригодится подростку. Главное, чтобы дети были как можно больше заняты и чтобы им были интересны эти занятия. Научиться водить машину подростку теперь надо, независимо от того, есть ли эта машина в доме, в том числе и девочке. Если нет машины, купите ему/ей велосипед, самокат, ролики, скейтборд, что там у них сейчас в моде. Учите их плавать, заниматься боксом, карате; теперь даже девочки играют в футбол. Да мало ли какие новые интересы появятся у наших подростков, которые, я надеюсь, внутренне и внешне более свободы, чем предыдущие поколения, замордованные советской системой! Чем больше они будут заняты, тем спокойнее вы будете за них. Депрессия зачастую может возникнуть у подростков в результате банальной скуки, когда им нечем себя занять. Так что лучше, чтобы у подростка не было слишком много свободного времени на пустые развлечения.

Помните:

каждое следующее поколение взрослеет раньше и стремление к независимой жизни у них тоже появляется раньше – и слава богу! Поощряйте это!;

подростку нужны деньги: пригласить девочку в кино, купить новый диск, сходить на дискотеку, да мало ли что (кстати, совсем не обязательно сразу думать о наркотиках). Но если он будет их зарабатывать, а не просто получать от родителей, то и отношение будет совсем другое. Так, опрос, проведенный среди нескольких сот ведущих менеджеров США показал, что 70% из них начинали с 14 лет работать летом в кафе Макдональдс. Они утверждали, что эта работа их приучила к дисциплине и порядку. Есть две замечательные книги, которые рекомендую обязательно изучить вместе с подростками: Хоаким де Посада «Не набрасывайтесь на мармелад» и Бодо Шефер «Пес по имени мани или азбука денег» (их можно найти в Интернете). Наше поколение не учили готовиться к финансовой независимости, а современным подросткам это совершенно необходимо. Летняя работа: пилить дрова, красить стены, помогать со строительством дома соседям, работать курьером, нянчить малышей и пр. – все это посильные и достойные занятия для подростков;

без преодоления трудностей подростку нельзя вырасти полноценной личностью Не скрывайте от своих детей сложностей и проблем взрослой жизни; обращайтесь к ним за помощью и советом (да, да! У них свежие и более гибкие мозги) в трудную минуту; рассказывайте о своей профессии, о своих делах на работе – вдруг заинтересуется.

Кстати, нынешние подростки куда большие реалисты, чем предыдущие поколения. И ничего в этом плохого нет! Уважайте мучительный процесс становления личности. А главное, любите подростка, радуйтесь каждому дню и часу, проведенному вместе. Помните, как говорят йоги: «ребенок – это гость в доме!»

Как помочь детям справиться с разлукой, разводом, потерей, смертью и вызванной этим депрессией

для успокоения – слушать тихую классическую музыку. Тревожность снижается медленно. Учтите, что страх темноты сохраняется на долгие годы, могут мучить ночные кошмары. Не закрывайте плотно дверь, если ребенок спит в отдельной комнате, оставляйте включенным ночник. Можно давать успокоительные травяные сборы: пустырник форте, валериану в таблетках, отвар мяты с медом. Обязательно подключите витаминный комплекс, содержащий витамин В-6;

1/3 детей становится в такой тревожной ситуации гиперактивными и агрессивными. Ребенок отрицает, что что-то серьезное произошло (ищет отца – в случае развода). Гиперактивность становится его формой бессознательного протеста. Поиск старых отношений, непоседливость, гиперактивность, попытка время от времени восстанавливать разрушенные связи. Наша стандартная реакция на потерю любимого существа – сначала вернуть его, потом – ругать. И это не зависит от того, реально ли восстановить потерю или нет; даже если потеря безнадежна, даже через длительное время. Обещание ребенка вести себя хорошо, если «все вернется на круги своя», – часть этого состояния;

сильные чувства обязательны. Нельзя говорить ребенку «не плачь!» Нужно дать процессу горя пройти, ребенок должен пережить потерю и принять ее. Нельзя слишком отвлекать и развлекать. Гнев и враждебность – неизбежны, их не надо сдерживать (показывать свой гнев, действовать в гневе). У детей может появиться ощущение (пусть ложное), что их предали, что их оставил, бросил тот, кому они доверяли. Их гнев выражается не только в депрессии, но и в забывчивости, фантазиях, потерях вещей и пр. В гневе у каждого ребенка своя зона проявления: рот (кусать), руки (рвать), ноги (ломать), ногти (грызть). Необходимо дать физический выход гневу. Горе циклично. Даты напоминают о пережитом;

потеря родителя или развод может нанести удар по чувству доверия и самооценке, вызывая чувство беспомощности и вины. Ребенок наивно считает, что родители разошлись из-за того, что он «плохо» себя вел. К сожалению, на ребенка больше обращают внимания, когда он ведет себя неправильно (с точки зрения близких) или учителей. Родители бессознательно «учат» ребенка, что быть отрицательным гораздо легче, чем положительным, тогда он чаще привлекает внимание окружающих. При потере у ребенка появляется чувство беспомощности, слабости, ненадежности. Надо стараться хвалить ребенка за положительные проявления характера и хорошее поведение, пусть в мелочах. Еще раз внимательно прочтите раздел про связь дисциплины со способами выражения своей любви к ребенку. Особенно тщательно соблюдать эти принципы должен тот родитель, который остался один с ребенком. Контакт глаза в глаза, физическое прикосновение, пристальное внимание, активное слушание и только потом требование дисциплины! Это позволит ребенку постепенно научиться самоконтролю.

Всякая большая потеря или утрата нарушает развитие самооценки у ребенка, и вызывает депрессию. При разводе ребенку необходимо попытаться спокойно объяснить, что происходит и почему родители расстаются. Важно всячески подчеркивать, что их отношение к ребенку не изменится. Главное, чтобы ребенок не испытывал чувства вины. Многие дети, особенно маленькие, у которых буквально весь мир рушится на глазах, винят себя и наивно думают, что развод произошел потому, что они плохо себя вели. Ребенок должен быть уверен в своем будущем. Поэтому родителям надо изо всех сил пытаться установить спокойные отношения, чтобы не рвать ребенка на части и дать ему время смириться с потерей прежнего мира в семье и помочь ему приспособиться к новым отношениям.

Конец ознакомительного фрагмента.