БЫКОВ Ролан
БЫКОВ Ролан (актер: «Школа мужества» (1954; реалист), «Это начиналось так» (1956), «Шинель» (1960; главная роль – Акакий Акакиевич Башмачкин), «Я шагаю по Москве» (загипнотизированный в ЦПКиО), «Непридуманная история» (парень в спортзале на брусьях: «А если бы он вез патроны?») (оба – 1964), «Женитьба Бальзаминова» (бывший военный Лукьян Лукьянович Чебаков), т/ф «Вызываем огонь на себя» (полицай Терех) (оба – 1965), «Звонят, откройте дверь» (1966; главная роль – Олег Пономарев), «Айболит-66» (1967; главная роль – Бармалей), «Комиссар» (1967, 1987; главная роль – портной Ефим Магазаник), «Служили два товарища» (1968; главная роль – красноармеец Иван Карякин), «Андрей Рублев» (1966, 1971; скоморох), «Проверка на дорогах» (1971, 1987; главная роль – командир партизанского отряда Иван Егорович Локотков), т/ф «Большая перемена» (1973; рабочий нефтеперегонного завода Александр Трофимович Петрыкин), т/ф «Приключения Буратино» (кот Базилио), «Деревня Утка» (главная роль – Шишок) (оба – 1976), т/ф «12 стульев» (отец Федор), т/ф «Нос» (главная роль – коллежский асессор Ковалев) (оба – 1977), т/ф «По семейным обстоятельствам» (1978; горе-логопед), т/ф «Жил-был настройщик» (1980; главная роль – настройщик музыкальных инструментов Иван Иванович), «Душа» (1982; продюсер Альберт Леонидович), «Письма мертвого человека» (1987; главная роль), «Оно» (1989; главная роль – Фердыщенко), «Серые волки» (1991; главная роль – Никита Сергеевич Хрущев), «Ночь желтого быка» (1998) и др.; кинорежиссер: «Семь нянек» (1962), «Пропало лето» (1964), «Айболит-66» (1967), «Внимание, черепаха!» (1970), «Телеграмма» (1972), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975), т/ф «Нос» (1977), «Свадебный подарок» (1982), «Чучело» (1984); скончался 6 октября 1997 года на 69-м году жизни).
По словам сына Р. Быкова от первого брака Олега Быкова, «отец страдал болезнью, которая из поколения в поколение поражала наш род. Наверное, мы все умрем от нее. У него была опухоль на легких. Не знаю, может, и не следовало ему делать операцию. А может, стоило поехать в Германию, где такие операции делают лучше…».
Первые признаки ухудшения здоровья появились у Быкова в начале 1996 года. Тогда у него случился тяжелый приступ астмы, и во время лечения врачи обнаружили у него опухоль легкого. Ему сделали первую онкологическую операцию. Казалось, что все обошлось. Однако весной 1997 года рак снова дал о себе знать, и Быкова направили на повторную операцию в Центральную клиническую больницу. Несмотря на то что операция прошла вроде бы благополучно (так говорили врачи), Быков так и не поправился. В конце июля случился новый кризис, и Быкова вновь госпитализировали в ЦКБ. Находясь в больнице, он продолжал работать над своим последним фильмом «Портрет неизвестного солдата». Однако завершить его так и не успел.
Вспоминает П. Санаев: «К чести Ролана Антоновича, он настолько мужественно держался, что ощущения скорого конца не было до последнего дня. Он приглашал к себе в больницу людей, обсуждал проекты Фонда, работал за ноутбуком и то и дело тормошил врачей: «Когда же вы меня вылечите?»
За день до смерти Ролан записывал свои мысли на диктофон. Эту страшную запись, где голос уже трудно разобрать из-за шипения кислородной маски, мама хочет включить в будущий фильм…»
Похороны Р. Быкова состоялись 9 октября на Новодевичьем кладбище. Об этом событии писали все центральные газеты. Приведу лишь одну из этих статей, опубликованную в газете «Коммерсант-Дейли»:
«В Москве шесть церквей Космы и Дамиана. Та, в которой проходило отпевание, известна тем, что ее посещают бывшие прихожане отца Александра Меня. В небольшом храме напротив мэрии собралось сотни полторы человек – никаких официальных лиц, только родственники и близкие. Тем не менее перед входом выставили милицейские посты.
Настоятель храма отец Александр был близко знаком с Роланом Быковым, недавно крестил его. Ролан Быков говорил отцу Александру о своем желании снять фильм об апостоле Павле и сыграть в нем главную роль. Отец Александр рассказал и о том, что встречался накануне с патриархом Алексием II и тот «пообещал молиться за упокой души Ролана Быкова».
После службы отец Александр под руку проводил к машине вдову Ролана Быкова Елену Всеволодовну, и траурная процессия двинулась в Дом кино.
К полудню весь второй этаж Дома кино был заставлен венками: «Ролану Быкову от «Мосфильма», «от Академии образования», «от Михаила Жванецкого лично», «от «Русского золота», «От Сергея Лисовского», «от Президента Российской Федерации»… На одних венках было написано «Ролану Анатольевичу», на других «Ролану Антоновичу» – официальные организации сверялись с паспортными данными, друзья называли по-свойски.
Для деятелей искусства и официальных лиц, желающих проститься с Роланом Быковым, освободили центральную лестницу, остальных пропускали по боковым. По ней с букетами, корзинами и венками поднимались Александр Абдулов, Сергей Соловьев, Марлен Хуциев, Савва Кулиш, Михаил Ульянов, Сергей и Никита Михалковы, Владимир Этуш, Станислав Садальский, Михаил Козаков, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, Николай Сличенко, руководитель Департамента финансов Правительства РФ Александр Починок, министр культуры Владимир Егоров, вице-премьер по социальным вопросам Валентина Матвиенко. Ни премьер, ни Президент своим присутствием церемонию не почтили».