Вы здесь

Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной. СЛОВО 26. О верности Богу, в среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) (Митрополит Ташкентский и...

СЛОВО 26

О верности Богу, в среду 2-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению)

Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.

Деян. 4, 20

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Христос воскресе!

Чудо Воскресения Господа нашего Иисуса Христа не могло не потрясти и не поразить тех людей, которые о нем узнали. В числе самых радостных и ликующих сторонников свершившегося необычайного события были верные последователи и ученики Христа – святые апостолы. Преисполненные Святого Духа, с благоговением и торжеством, решительно и дерзновенно несли они миру правду о христианском учении, исповедуя истинную веру. Сам факт Воскресения их Божественного Учителя служил ярчайшим и неопровержимым доказательством того, что все, что проповедано на земле Господом, есть духовная сокровищница, оставленная людям в назидание и помощь на пути спасения.

Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян. 4, 13–22) воочию представило нам беспомощность синедриона пред свершившейся правдой Божией. Как ни старались несправедливые, преисполненные зависти и корысти судьи приговорить к тягчайшему наказанию апостолов, у них ничего не получилось. Потому что даже ветхозаветное законодательство не могло наказать за сотворенное благое дело, за чудо исцеления от рождения не ходившего человека. Больше всего первосвященникам и книжникам хотелось заставить апостолов замолчать, чтобы пламенные и вдохновенные слова их не озаряли души других людей. Тем более, совершая чудесные действия, апостолы не присваивали себе славы, не возвеличивали собственные успехи, а чудотворили именем Господа, утверждая: … нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастить (Деян. 4, 12). Ученики Христовы говорили, что не они спасают, не их сила благодетельствует, а только Господь, только Божественным могуществом совершаются исцеления! Таким образом Бог выражает волю и благость Свою через святых угодников Божиих.

Рассуждения апостолов не могли не поразить членов синедриона еще и потому, что они знали происхождение этих людей и их образование. Между тем речь их была преисполнена многими познаниями, красива, смела, понятна и очень логична. Так могли говорить только люди в достаточной степени владевшие различными знаниями. И вожди иудейские, видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые… удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом; видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.

Да, эти простые люди в одночасье преобразились из обвиняемых в обвинителей, дерзновенно, но обоснованно призывавших к ответственности за совершенное страшное злодеяние весь синедрион.

Но когда же и где они могли так научиться?

Блаженный Феофилакт Болгарский, комментируя это место Деяний апостольских, пишет: «Возможно быть и неграмотным (некнижным) и непростым, и простым и небезграмотным; но тут совпадало то и другое (то есть и неграмотность, и простота). Поэтому (иудеи) и удивлялись, когда Петр и Иоанн говорили и ораторствовали».

Запретить им говорить правду, вещать Божественную истину можно было только пригрозив беспощадной расправой, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.

Но апостолы не устрашились угроз. Смерть ради Господа не представлялась им ужасной потерей, а виделась в новом свете только как приобретение. Всей душой желали они поскорее соединиться со своим Возлюбленным Учителем. Однако понимали, что этот час пока не настал, что Господь ждет от них непрестанного и трудолюбивого служения в деле благовестия здесь, на земле, в просвещении сердец и умов человеческих.

Наверное, заслуживает нашего внимания в услышанном чтении и исцеленный, бывший хромой человек, который ни на шаг не отходил от апостолов. Каким же образом оказался и он перед синедрионом? Возможно и по собственной воле, не желая расставаться с апостолами, но вероятнее всего по распоряжению властей, которые хотели услышать от него отречение и посрамление деяний апостольских, развенчивание совершенного чуда. Если бы этот человек засвидетельствовал, что никакого исцеления не было, можно было бы обвинить апостолов Петра и Иоанна в религиозном и политическом преступлении, нашелся бы повод для вынесения страшного приговора. То, чего члены синедриона всей душой жаждали, но все никак не могли найти. Однако синедрион ошибся в своих расчетах.

Исцеленный человек не только не предал апостолов, но, наоборот, выступил живым подтверждением силы Христовой. Он готов был принять за свою смелость любое наказание. Только в чем же мог упрекнуть его еще более посрамленный синедрион? Хорошо зная, что чудо исцеления хромого широко известно, вожди иудейские, тем не менее, в растерянности стали требовать от апостолов невозможного: … чтобы более не разгласилось это в народе. Что, спрашивается, и кому еще надо было разглашать, если весь Иерусалим и так гудел от сотворенного чуда?! Но, оказывается, даже не это было для членов синедриона важным. Они хотели, чтобы имя Господа Иисуса Христа вообще перестало звучать в устах иудейских. Потому: … призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить об имени Иисуса.

Разве могли святые апостолы подчиниться такому требованию?! Естественно, со всей решимостью и строгостью они заявили: Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога?

Даже не само чудо волновало теперь членов синедриона, а имя Иисуса, силой Которого апостолы и объясняли удивившее всех исцеление. И, конечно же, они ни в коей мере не могли замолчать. По сему поводу, осуждая вождей иудейских, святитель Иоанн Златоуст восклицает: «Какое безумие! Зная, что Христос воскрес и имея в этом доказательство Его Божества, они надеялись своими кознями утаить славу Того, Кто не удержан был смертью. Что сравнится с этим безумием? И не удивляйся, что они опять замышляют дело несбыточное. Таково уж свойство злобы: она ни на что не смотрит, но везде бывает в замешательстве». Святые апостолы, не таясь и не скрывая своих намерений в дальнейшей проповеди христианского учения, решительно ответили на слова первосвященников: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали. И, даже несмотря на это заявление, синедрион, опасаясь волнений в народе, который с напряжением ждал решения, вынужден был отпустить апостолов, потому что все прославляли Бога за происшедшее. Тем более, что лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления. То есть в течение целой сознательной жизни, и тому было много свидетелей, страдающий хромотой мучился, не мог ходить, вынужден был просить милостыню, а вот, по молитвам апостолов, силою и славой воскресшего Господа, обрел благое здравие телесное и, самое главное, возрождение духовное. Потому что именно вера в Иисуса Христа, Который исцелил его, толкала этого человека на невиданные для него до сего времени подвиги, побуждала не бояться гонений со стороны властей и повсюду следовать за апостолами, подтверждая совершенное ими чудотворение. Так вера послужила для него источником добродетели, когда, даже под угрозой расправы и смертельной опасности, этот человек не ушел в сторону, хотя вполне мог бы, не спасовал, не отрекся от Господа и людей, восхваляющих Спасителя.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Каждое Апостольское чтение, звучащее во время Богослужения, предоставляется Святой Церковью для нашего вразумления и назидания. Вот и сегодня спросим себя, где бы мы оказались, если бы были тем исцеленным хромым: пошли бы домой, подальше от грозивших испытаний или смело следовали бы за апостолами, желая до конца разделить их участь?! Каждый сам знает свой ответ…

Истинная вера в Господа не только служит нам источником благочестивой и правильной жизни, но и определяет нашу верность Богу, силу христианской любви. Ведь к каждому из нас обращен глас Божий: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

Но всегда ли мы готовы распахнуть для Господа двери нашей души? Не заглушён ли слух наш греховными помыслами, страстями и искушениями? Не затворено ли сердце плотскими желаниями и стремлениями к мирскому, временному, тленному?

Святитель Тихон Задонский говорит: «Блажен человек, который верою обретет Царя Небесного и удостоится войти в святое общение с Ним. Такому будет Бог Богом его, крепостью его, опорой, прибежищем, избавителем, помощником, защитником и заступником. И с Богом приобретет он все остальное». Нам всем может быть доступно это блаженство, только надо поработать над собой, постараться обрести в Боге истинное утешение, радость, источник всех благ – земных и небесных. Потому что присутствие Божие определяет Царство Божие, неземное блаженство и главную цель человеческой жизни – обретение Бога, в общении и живом единении с Ним. Мы ведь помним, как псалмопевец Давид воспевал Создателя, находя в Нем истинное упокоение и отраду: Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек (Пс. 72, 25–26).

Если мы действительно возжелаем, чтобы Господь явил Себя в нас, к этому необходимо стремиться всей нашей жизнью, изучением слова Божия, Святого Евангелия, исполнением заповедей Божиих, непрестанным духовным деланием, преобразованием души. Ведь Спаситель наш Иисус Христос всегда с нами, среди нас. Его нет только для тех, кто не верит в Него и неразумением или злым волеизъявлением отвергает Божие присутствие. Для всех же других людей Господь сказал, обращаясь к ученикам Своим, апостолам: Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Неужели после этих слов Сына Божия еще у кого-то останутся сомнения в непреложности Божественных обетований и подлинности сказанного?! Даже спасение наше определяется возвращением общения с Богом, которое по известным причинам было нарушено нашими праотцами совершенным ими грехопадением.

Только нельзя усвоиться Христу, нельзя облечься во Христа и снискать в Нем упокоение, если сердце раболепствует страстям, а душу затуманивают грехи и пороки. Мы усваиваемся Богу Святым Крещением, но в теснейшее единение вступаем исключительно посредством искреннего и полного покаяния через величайшее Таинство Причащения Тела и Крови Господней. Святитель Василий Великий призывает всех христиан: «Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам. Станем богатыми в Нем, ибо и Он стал человеком для нас, Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее, обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой. Он снизошел, чтобы нам вознестись, был искушаем, чтобы нам победить, претерпел бесславие, чтобы нас прославить».

В Спасителе нашем – начало всякой жизни и воскресения. Если до глубины души усвоить себе эту истину, то в нас проявится не только вера, но и вся полнота христианского совершенства: да сподобимся делами, желаниями и помышлениями всегда подражать Вселюбящему нас Господу. Подражать Христу – значит следовать по пути спасения, имея пред глазами исключительный пример. Будем же достойно подражать Учителю, выполняя почтительный долг ученика. Вспомним, как писал апостол Иоанн о духовном единении с Господом: Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2, 6). И Сам Спаситель говорил: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12, 26), подразумевая, естественно, не физическое, непосредственное следование за Собой человека, а, по возможности, полное подражание Господу и Спасу нашему Иисусу Христу в Богоугодной, подвижнической и активной христианской жизни. Аминь.

Христос воскресе!