Вы здесь

Системный подход к становлению гражданственности в профессионально-образовательном пространстве вуза. Введение (И. С. Еремина, 2012)

Введение

В настоящее время в стране идет поиск потенциального возрождения России. Обязательными составляющими этого процесса являются осмысление социального опыта других наций и ориентация на собственные ресурсы, прежде всего на духовно-нравственное наследие нашего народа. От гражданской позиции молодежи, от ее социально-политической активности и духовно-нравственной ориентации во многом зависит судьба обновления российского общества. Но результаты научных исследований последних лет свидетельствуют о том, что у современной молодежи интересы часто укладываются в простую поведенческую модель, замыкающуюся целями приземленного прагматизма.

Высшие учебные заведения всегда являлись социокультурными центрами исторического процесса. Следуя этой исторической традиции, вузы обучают и воспитывают будущих специалистов, независимо от их профессиональной направленности, способными рассматривать свою профессиональную деятельность с общечеловеческой точки зрения, с позиции глобальных мировых социокультурных и технологических процессов, с позиций мирового сотрудничества и сближения народов и культур. Но, прежде всего, образовательное пространство высших учебных заведений должно быть насыщено национальными приоритетами: идеями патриотизма, высокой духовности, ценности труда и служения на благо Отечества.

Неслучайно Совет Европы объявил 2005 год Европейским годом гражданственности через образование. Таким образом, он желает привлечь внимание к тому, насколько важную роль на протяжении всей жизни играет образование, как формальное, так и неформальное, в развитии активной гражданственности и создании демократической культуры [149].

Становление гражданственности студентов в вузе происходит в условиях моделирования образовательной системы и управления взаимодействием ее составляющих (система обучения, система воспитания при изучении основ наук, профессионально-кадровая целостность), направленного на достижение целей интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального их развития. Освоение в образовательной системе вузе обучающимися опыта становления их субъектами интеллектуального, духовно-нравственного и профессионального саморазвития при изучении государственно-правовых дисциплин позволит применить его будущим бакалаврам и магистрам для самоуправления становлением их гражданственности.

Значительная часть молодежи, как отмечают многие исследователи (И. А. Зимняя, И. Я. Копылов, А. Г. Макеева, Н. Д. Никандров, Л. Е. Никитина, В. М. Пустовалов, Е. Л. Руднева, А. Н. Сергеев, В. Н. Согатовский, В. В. Фортунатов, Н. Е. Щуркова и другие), стремится в первую очередь только к росту личного благополучия, причем, что самое опасное, любой ценой. Телевидение, молодежные газеты и журналы, радиопередачи пропагандируют ярый индивидуализм, призывают жить только для удовлетворения сиюминутных, очень часто просто физиологических потребностей, используя других людей в качестве средства для достижения своих целей. Нередко такие понятия, как патриотизм, государственность, долг, честь, достоинство, дружба, верность, духовность, нравственность, осмеиваются и выставляются как нечто обветшалое, как тема для ерничанья над отсталостью так называемого совкового мышления и поведения.

Методологическую базу исследования составили концептуальные положения философии, психологии и педагогики, социологии. Они заключаются в противоречивости и единстве научного познания, основу чего составляет диалектическая интеграция и дифференциация знаний о влиянии общественных процессов на развитие теоретических основ обучения. В изучении и анализе педагогических явлений применялись исторический, культурологический, системный, аксиологический, социально-психологический и синергетический подходы.

Теоретическая значимость монографического исследования заключается в том, что принципиально по-новому рассмотрена и представлена сущность понятия гражданственности обучающейся молодежи, выделены факторы, влияющие на формирование гражданственности личности, разработаны педагогические условия ее развития в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение качества воспитательно-образовательного процесса в вузе на основе развития гражданственности обучающихся, для чего разработана педагогическая модель формирования гражданственности обучающейся молодежи, которая может быть использована в различных высших образовательных учреждениях.