Вы здесь

Системный маркетинг на примере производителей одежды. Раздел 2. Анализ бизнеса (И. П. Пищук (Бородавко), 2018)

Раздел 2. Анализ бизнеса


Почему анализ бизнеса так важен в работе?

Ответ прост: если вы понимаете ваши сильные и слабые стороны, имеете представление о возможностях и угрозах внешней среды компании, четко владеете информацией о своей целевой аудитории, знаете, кто ваши конкуренты и что они делают на рынке, управляете цифровыми показателями воронки продаж, то вам будет несложно выстроить свою стратегию развития и занять свою нишу. А значит – вы получаете реальную возможность увеличивать продажи на регулярной основе. Хочется отметить, что анализировать бизнес можно и нужно независимо от того, начинающий ли вы предприниматель или работаете на рынке 10-15 лет. Ситуация постоянно меняется, и если вы держите руку на пульсе, то имеете возможность оперативно подстраивать свою работу под рыночные изменения, что позволяет максимально точно решать задачи клиентов и удовлетворять их потребности.

Давайте разбираться, как достичь роста продаж через анализ.

Существует несколько основных инструментов анализа бизнеса. К ним относятся:

– комплекс маркетинга 7P (многие знают его как маркетинг-микс 4P);

– SWOT– анализ;

– анализ конкурентов;

– определение целевой аудитории;

– воронка продаж.

Глава 1. Комплекс маркетинга 7P


Описание комплекса маркетинга 7P (рис. 4) позволяет вам получить базовое представление о маркетинге и тех процессах, которые происходят в вашей компании. Ранее комплекс представлял собой 4P, в настоящий момент уже известны 20P и более. По моему опыту, описание 7P вполне достаточно для работы компании.




Рисунок 4. Комплекс маркетинга 7P

Систематизация знаний о том, что происходит в компании, облегчает работу не только собственников и управленцев, но и сотрудников среднего звена, рабочих, а также партнеров и привлекаемых специалистов со стороны. В комплекс маркетинга 7P входят:

Product – Продукт. Товар или услуга, которые вы предлагаете рынку.

Price – Прайс, т.е. цена на ваш продукт (товар / услуга).

Place – Место. Территория, где осуществляется производство и продажа товара или услуги.

Promotion – Продвижение. Действия, которые совершает производитель товара или услуги, чтобы информировать потребителя и держать с ним обратную связь.

People – Люди. Все те, кто вовлечен в процесс, в том числе сотрудники компании, клиенты, поставщики.

Process – Процесс. Действия, которые обеспечивают производство товара/услуги, включая время от создания идеи до ее реализации и поступления товара на полки.

Physical Evidence – Физические доказательства. Физические подтверждения, говорящие о реализуемом товаре или услуге и его свойствах. Безусловно, реализуя некачественную продукцию, сохранить уровень лояльности клиентов будет очень сложно.

Когда вы сформулируете это для своей компании, то получите базовое описание бизнеса на одной или более страницах. Применяя этот инструмент в работе, вы можете использовать более общие параметры или, наоборот, максимально подробные, прописывая ассортиментную матрицу, отдельно цены с указанием системы скидок, определяя места проходимых процессов, описывая организационную структуру компании, все бизнес-процессы и приводя примеры имеющихся физических доказательств высокого качества вашей работы, например, отзывы, благодарственные письма, дипломы об участии в выставках, региональные награды и проч.


Ваши выводы


______________________________________________________________________


Для внедрения


______________________________________________________________________

Глава 2. SWOT – анализ


Что такое SWOT– анализ?

Второй инструмент, который мы разберем, – SWOT-анализ (рис. 5). SWOT-анализ – элемент стратегического планирования, инструмент анализа бизнеса, который отображает с точки зрения внутренних процессов бизнеса его сильные и слабые стороны, т.е. те составляющие работы компании, которые непосредственно влияют на деятельность. С точки зрения внешних факторов SWOT-анализ позволяет увидеть возможности и угрозы для бизнеса. Таким образом, и те, кто руководит бизнесом, и те, кто является наемным сотрудником, могут легко выстроить такой SWOT-анализ в рабочем режиме.




Рисунок 5. SWOT – анализ.

Мы рекомендуем для составления SWOT– анализа проводить мозговой штурм среди сотрудников компании, а не делать это единолично руководящему составу. Как говорится, одна голова хорошо, а две и более – лучше! Привлечение сторонних экспертов также возможно, но специалист «со стороны» наверняка потратит значительно больше времени, чтобы полноценно разобраться в сильных сторонах и слабостях вашей фирмы.

Составлять SWOT-анализ не так сложно, как кажется. Его применение в работе позволяет увидеть огромное количество точек роста компании, реализовав которые можно вывести бизнес на новый уровень и улучшить сервис компании, а значит, и увеличить продажи.

Для проведения SWOT-анализа можно использовать классические офисные программы (word, excel), применять mind-карты (xmind.net) или просто делать это на бумаге.


Нарисуйте квадрат и разделите его на 4 равных части (см. рис. 6).

В левой верхней ячейке пишем заголовок «сильные стороны», в правой ячейке – «слабые стороны». В стороне помечаем, что верхний уровень касается внутренних сторон организации.

В нижней левой ячейке пишем заголовок «возможности», в нижней правой – «угрозы». Вне таблички помечаем, что нижняя строка относится к внешним факторам для организации, т.е. внешней среде.

Фиксируем тезисы в каждой ячейке.

Так, сильными сторонами организации могут быть информация о качестве товара, о цене, об условиях сотрудничества, о партнерских предложениях, высокая квалификация персонала, качество продукции, широкий ассортимент, наличие маркетинговой стратегии – все то, что связано с вашей компанией.

Теперь запишем, что касается слабых сторон вашей организации (это правая верхняя ячейка). Примером могут быть падающее качество продукции, отсутствие регламентов работы, плохой непродающий сайт, отсутствие акций для клиентов или программы лояльности и т.д.

Что касается внешней среды организации, то имеет смысл найти экспертные оценки по рынку в стране. Если таких исследований нет, следует провести более подробный анализ деятельности ваших конкурентов. Как лучше их анализировать, чтобы понять, в чем их плюсы и минусы, преимущества и недостатки, и в чем они могут составить вам угрозу, рассмотрим ниже.

Следующая ячейка SWOT-анализа – левая нижняя «возможности компании». Здесь можно говорить об изменении демографии в стране, об экономических улучшениях, об уходе с рынка сильнейших конкурентов и проч.

Последняя ячейка «угрозы» – внешние элементы, способные сыграть отрицательную роль при развитии вашего бизнеса. Например, изменение курса валюты, снижение покупательского спроса после кризиса, активизация конкурентов и т.д. (рис. 6).






Рисунок 6.ПримерSWOT-анализа российского производителя женской одежды (г. Москва)


Ваши выводы


______________________________________________________________________


Для внедрения


______________________________________________________________________

Глава 3. Анализ конкурентов


Третий инструмент, который мы активно применяем при анализе деятельности – изучение рынка и конкурентов. Основная задача – составить таблицу, позволяющую получить необходимую вам картину о рынке, где работает (или планирует работать) ваша компания, а заодно оценить место вашего бизнеса на нем. Следующая задача – делегировать ведение этой таблицы кому-то из ответственных подчиненных, кто будет заполнять ее на регулярной основе, в идеале – один раз в месяц.

Рекомендуется составить и заполнить таблицу следующей структуры – смотрим рисунок 7.




Рисунок 7. Шаблон таблицы для анализа конкурентов

Номер по порядку – просто порядковый номер в вашей таблице.

Название компании – в первой строке будет название вашей компании, а ниже – ваших конкурентов. Мы рекомендуем вносить конкурентов в соответствующие разделы: сильные, равные и слабые. Это позволит при проведении самого анализа ориентироваться на сильных и не допускать в своей деятельности приближения к слабым.

Сайт вашей компании, либо компании конкурентов.

Город, где физически находится компания.

Регион работы. Если компания работает на территории России, Белоруссии, странах СНГ, то это указывается здесь.

Ассортимент и УТП. Например, возьмем ассортимент компании Severdress (ученики первого потока тренинга «Системный маркетинг от А до Я») – верхняя мужская одежда и детская школьная форма. Это два достаточно разных направления, поэтому для полноты картины имеет смысл создать сразу две таблицы: одну – по конкурентам в сфере производителей верхней мужской одежды, а вторую – по производителям школьной формы. Если анализируемая компания занимается одним направлением, например, женской одеждой, то тогда здесь стоит указать список категорий товаров, например, верхняя одежда, блузы, жакеты, жилеты, платья, брюки и т.д. УТП – это уникальное торговое предложение, которое позволяет вам отстраиваться от конкурентов, а им от вас.

Ценовая политика в относительных показателях: цены выше ваших, либо ниже. Если можете примерно оценить (в %), насколько выше, – обязательно это указывайте. Или укажите ценовой сегмент работы: низкий, средний минус, средний, средний плюс, премиум или люкс. Здесь можно поработать детальнее и объединить текущий столбец (ценовая политика) с предыдущим (ассортимент) и расписать минимальные, средние и максимальные цены для разных категорий товаров. Это позволит наглядно понимать, сколько стоят товары на рынке, и при регулярном ведении таблицы отслеживать динамику.

Пять преимуществ компании и пять недостатков. Какие пункты можно сюда включить? Вероятно, многие из вас не раз сталкивались с конкурентами. Проводящий анализ сотрудник, скорее всего, способен дать оценку качеству их продукции, ценам, вариантам и каналам продвижения, персоналу, сервису, а также уровню доверия клиентов. Все это, с точки зрения маркетинга, заключается в комплекс 7P (о нем мы говорили в прошлых разделах).

Стоит отдельно отметить, что преимуществ у компании бывает больше, но упомянуть следует минимум пять основных.

Фишки. Когда начинается анализ конкурентов, выясняются любопытные вещи. Например, необычная карточка товара на сайте или интересные акции, которые можно применять также и в вашей компании. Это может быть онлайн-консультант с неожиданными вопросами, которые способны заставить покупателя втянуться в общение. Или, например, особо выгодные условия сотрудничества или бонусы и «вкусности», предлагаемые новым или постоянным клиентам. Еще – возможность подписаться на рассылку, «всплывающие» окна, интересно оформленные баннеры или же нестандартное приветствие при звонке в компанию конкурента, когда вам отвечает не секретарь, а робот, который озвучивает «продающий» текст. Такие «фишки» в каждом бизнесе – абсолютно разные, и их стоит записывать в последнюю ячейку, особо обращая внимание на те, что можно применить и вам. Поверьте, стоит только начать следить за своей работой и конкурентами, анализировать и прорабатывать перспективы развития вашей компании, они сыграют вам на руку.

Таким образом, получается матрица (рис.7), способная отразить состояние рынка на сегодня.

Кстати, если количество фирм, способных попасть в тот или иной раздел ваших конкурентов, больше, чем пять, – не ленитесь заполнить таблицу максимально полно. Пять – это тот минимум, который необходимо зафиксировать и учесть. Все остальное, естественно, приветствуется, ведь это поможет получить более подробную информацию о вашей компании и той среде, где она работает.


Ваши выводы


______________________________________________________________________


Для внедрения


______________________________________________________________________

Глава 4. Определение целевой аудитории


Предпоследний пункт для проведения анализа деятельности компании – понимание, с какой именно целевой аудиторией (ЦА) вы работаете. Для начала нужно расписать существующие целевые группы и здесь же указать 30-50 «болей» ваших клиентов. «Боль» – это та потребность или сомнение, которые вам необходимо обработать. С точки зрения покупателя, это – все, что мешает ему при совершении покупки. Примерами «болей» могут быть:

– дороговизна стильных и современных вещей (одежды);

– одежда больших размеров немодная;

– высокие цены на товары;

– слабая известность бренда;

– в торговых центрах ширпотреб и завышенные цены;

– большое предложение синтетических тканей, а не натуральных;

– клиент боится подделки (если мы говорим о брендовых вещах) или низкого качества одежды;

– плохая фурнитура на одежде, молнии быстро выходят из строя;

– плохая посадка изделия по фигуре;

– изделие может «полинять», ткань выцвести после стирки;

– вещи не ноские – через пару месяцев можно выбрасывать;

– в интернет-магазине могут обмануть – придет не то, что заказал;

– плохие фотографии на сайте, невозможность рассмотреть товар подробно перед покупкой;

– на фотографии вещь красивая, а на самом деле непонятно, что придет в посылке;

– неудобно расположенные розничные магазины;

– вернут ли деньги за товар в случае возврата или брака и сколько этого нужно ждать;

– продавцы плохо обслуживают – не обращают внимания или наоборот назойливые и т.д.

Отметим, что прописать нужно не проблемы вашего конкретного бизнеса, а страхи ваших клиентов, которые могут ввергнуть их в ступор при желании купить что-либо у вас. Рекомендуется приложить максимум усилий, чтобы выявить эти страхи. Это позволит вам выстроить грамотным маркетинг, «закрывающий» эти боли и помогающий клиентам совершить покупку именно у вас, а не у конкурентов. И это, опять же, приведет к росту продаж в вашей компании.

Чтобы составить портрет целевой аудитории, рекомендуется сделать описание групп по нескольким признакам. Отметим, что описывать целевую аудиторию для разных форматов бизнеса стоит отдельно. Как минимум – это целевая аудитория для B2B (business to business), т.е. оптовые продажи и B2C (business to customer), т.е. розничные продажи. Шаблоны таблиц для описания ЦА представлены на рисунках 8 и 9.




Рисунок 8. Описание целевой аудитории для B2B (business to business), т.е. оптовые продажи




Рисунок 9. Описание целевой аудитории для B2C (business to customer), т.е. розничные продажи


Ваши выводы


______________________________________________________________________


Для внедрения


______________________________________________________________________

Глава 5. Воронка продаж


Воронка продаж – это базовый инструмент маркетинга по оцифровке бизнеса. Т.е. перевода всех показателей работы компании в цифры. Это позволяет понять, на каком уровне работы компании (привлечение, обслуживание, удержание или возврат клиентов) есть пробелы, и предпринять действия по их устранению.

Современные CRM-системы позволяют строить воронки продаж автоматически, не занимаясь ручным сбором данных. Но пока более распространенный метод ведения воронок – это excel. Давайте посмотрим, как грамотно составить воронку продаж, какие строки и столбцы она включает, и как ее заполнять. И самое главное – как ее анализировать, чтобы иметь возможность влиять на нее и увеличивать продажи.

Базовая воронка продаж (я называю это воронка «широкими мазками», т.е. укрупненная модель) имеет следующий формат (рис. 10). Обратите внимание, что показатели, которые мы считаем, также нужно рассматривать в контексте трех уровней работы с клиентами – привлечение, обслуживание, удержание и возврат клиентов.




Рисунок 10. Пример базовой воронки продаж

На уровне привлечения клиентов мы должны считать (обычно в штуках) тех, кто является нашими посетителями, потенциальными клиентами (вошли в торговый центр, ввели в поисковой системе Яндекс или Google оптовый запрос «платья от производителя» или розничный запрос «купить красное платье в пол»), и тех, кто заинтересовался предложением (зашли в наш шоу-рум, обратив внимание на вывеску, или посетили наш сайт: оптовый или розничный, увидев рекламу в интернете).

На уровне обслуживания клиентов мы должны обратить внимание и посчитать показатели по тем, кто оставил заявку (откликнулись на предложение продавца о помощи или выбрали что-то сами и пошли в примерочную, обратились через онлайн-консультант на сайте, оформили заказ через корзину, заказали обратный звонок и т.д.) и непосредственно купил.

На уровне удержания и возврата клиентов мы должны понимать, какое количество клиентов приходит к нам за повторными покупками (и здесь без ведения базы клиентов не обойтись), и сколько людей приходит к нам по рекомендации.

Кроме показателей в штуках, мы должны контролировать показатели в рублях: какова выручка за период по всем клиентам и отдельно по новым клиентам, какой у нас средний чек, сколько стоит ведение сайта и интернет-реклама, раздача листовок, услуги e-mail-маркетолога и прочие затраты, сколько получается цена привлечения нового клиента, какую итоговую прибыль мы получили за период и какую часть из этой прибыли принесли нам новые клиенты. И уже здесь мы начинаем видеть и понимать, какие более мелкие уровни воронки продаж у нас будут, исходя из бизнес-процессов нашей компании


Разберем конкретный пример

Компания занимается оптово-розничной продажей одежды на территории РФ. Поэтому сначала стоит разделить воронки на оптовую и розничную, т.к. они будут иметь разные уровни из-за разных бизнес-процессов. Это значит, что по опту и рознице мы будем вести две разные таблицы. Потом внутри каждой из этих воронок необходимо вести показатели для каждого инструмента маркетинга, который задействован, отдельно.

Что это значит? Например, у вас работает оптовый и розничный сайт, на них настроена контекстная реклама, SEO-оптимизация (размещение статей на сторонних ресурсах и внутренняя оптимизация сайта), работают социальные сети (SMM), вы участвуете в выставке 2 раза в год, а также делаете e-mail-рассылки два раза в месяц оптовым и розничным клиентам отдельно, раздаете листовки в торговом центре (ТЦ), где находится ваш магазин, в интернет-заказы вкладываете флаеры со скидкой на следующую покупку, плюс у вас идет реклама на региональном телевидении.

Далее мы смотрим: за привлечение клиентов в опте отвечает контекстная реклама, SEO, e-mail-маркетинг и выставка. А для розничной воронки продаж у вас настроены также контекстная реклама, SEO и e-mail-маркетинг, плюс SMM (например, у вас работают Instagram и Facebook), раздача листовок в ТЦ, флаеры на следующую покупку, реклама на ТВ.

Исходя из таких данных, у вас должно получиться две таблицы, как на рисунках 11 (оптовая воронка продаж) и 12 (розничная воронка продаж).






Рисунок 11. Оптовая воронка продаж






Рисунок 12. Розничная воронка продаж

После построения самих воронок в соответствии с вашим бизнес-процессом дело остается за двумя фактами – заполнять воронки и анализировать их. Нет смысла одного без другого. Голые цифры без анализа только констатируют вам факт того или иного события, но к увеличению продаж не приведут.

Поэтому рекомендую поручить одному из сотрудников отдела продаж или маркетологу плюс сотруднику отдела продаж заниматься заполнением воронки еженедельно в 9-10 часов утра в понедельник. На основании внесенных данных отчитываться руководителю и проводить анализ работы прошлой недели.

При внедрении нового инструмента маркетинга в работу лучше вести учет показателей на ежедневной основе. Т.е. утром следующего дня за отчетным. А если речь идет о значительных бюджетах, например, на интернет-рекламу, то начинать стоит с ежечасного отслеживания динамики. Это позволит избежать форс-мажоров и лишних трат денег, если вдруг есть какие-то ошибки при внедрении инструмента маркетинга в работу.

Анализ воронки продаж

После того, как вы получили данные, следует их проанализировать. Анализ нужно проводить построчно, т.е. от одного уровня воронки к другому, а позже (когда появится статистика за 2 и более недель) по периодам, т.е. по столбцам, один относительно другого.

На что стоит обратить внимание: смотрите на цифры и экспертно оценивайте их рациональность:

– Если ваша реклама показалась 15 000 человек, а на сайт вошло 150, то конверсия (эффективность, CTR) составит 150 ÷ 15 000 = 0,01 (это равно 1%), что является очень низким показателем. Значит, вы должны проверить настройку рекламы и задать вопрос директологам (тем, кто настраивает и ведет интернет-рекламу) или маркетологам, почему так происходит и как это исправить. Т.е. для вас это сигнал, что есть проблемы на уровне привлечения клиентов.

– Если вы раздали 2 000 листовок, а с них к вам в магазин пришло 2 человека, то конверсия будет 2 ÷ 2 000 = 0,001 (это 0,1%). Это тоже слишком мало. Значит, нужно посмотреть, правильно ли составлена ваша листовка, достаточно ли заманчивое на ней размещено предложение, кто и когда ее раздает, используется ли скрипт при работе промоутера и как выглядит сам промоутер. Т.е. опять вопрос на уровне привлечения клиентов.

– Если к вам в магазин вошло 100 человек, из них продавец предложил помощь 100 и 80 откликнулось, то конверсия составит 80 ÷ 100 = 0,8 (это 80%), из всех вошедших 70 человек пошло в примерочную (70 ÷ 100 = 0,7 или 70%) и 50 (т.е. 50 ÷ 100 = 0,5 или 50%) купило продукцию в вашем шоу-руме, то я могу вас поздравить с блестящей работой продавцов и отличной коллекцией, которая устраивает вашу целевую аудиторию по качеству, посадке, соответствию трендам и прочим критериям. Т.е. для вас это сигнал, что на уровне обслуживания клиентов у вас все в порядке и здесь можно только заниматься «усилением сильного».

– Если из 100 отправленных e-mail-сообщений тем, кто купил у нас продукцию на сайте, было открыто 10 и не совершено ни одной покупки, то конверсия в открытие получается 10% (т.е. 10 ÷ 100 = 0,1), а в продажу 0%. Это значит, что уровень возврата клиентов через e-mail-маркетинг не работает и нужно срочно искать пути решения этой задачи.

Таким образом, вы должны проанализировать каждую строчку по каждому отдельному инструменту в вашей работе за неделю, а потом сравнить с показателями по таким же инструментам относительно предыдущих периодов, сделать выводы и откорректировать стратегический маркетинговый план и оперативную деятельность по маркетингу и продажам.


Ваши выводы


______________________________________________________________________


Для внедрения