Вы здесь

Система социального обеспечения. Курс лекций. 3. Система пенсионного обеспечения Республики Беларусь (Рахметолла Байтасов)

3. Система пенсионного обеспечения Республики Беларусь

3.1. Общая характеристика и проблемы пенсионной системы Республики Беларусь

В Беларуси право на пенсионное обеспечение имеет каждый нетрудоспособный член общества.

Существующая в Беларуси система пенсионного обеспечения всё ещё действует на распределительной основе. Такую пенсионную систему также называют солидарной. Она действует по принципу: работающий платит за пенсионера. Условно говоря, отчисления из зарплаты детей идут на выплату пенсий их родителям.

Вместе с тем вводятся и элементы накопительной системы. С 1 января 2013 г. досрочные пенсии начнут формироваться по накопительному принципу, то есть будут финансироваться за счёт целевых взносов работодателя. Размер пенсии будет зависеть от сформированной суммы и периода её получения. Причём речь идёт только об отрезке времени от возникновения права на раннюю пенсию до наступления пенсионного возраста.

Вопросы пенсионного обеспечения регулируются:

– Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. №1596-ХII «О пенсионном обеспечении»;

– Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. №9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»;

– Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. №2050-ХII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»;

– Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. №322-З «О профессиональном пенсионном страховании» и другими.

Пенсионное обеспечение государственных служащих в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. №204-З «О государственной службе в Республике Беларусь».

Государственное пенсионное обеспечение предоставляется лицам, постоянно проживающим в республике, независимо от гражданства. Согласно Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в Республике Беларусь назначаются следующие виды пенсий:

– трудовые (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой). Они финансируются за счёт страхового тарифа: 35% фонда оплаты труда для нанимателей и 1%, уплачиваемого работником;

– социальные пенсии (финансируются за счёт средств республиканского бюджета).

Финансирование расходов, связанных с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы.

Право на социальную пенсию имеют нетрудоспособные лица, которые не получают трудовую пенсию. Это инвалиды в возрасте до 18 лет; инвалиды I и II групп, в том числе с детства; дети-сироты (при отсутствии у умерших родителей трудового стажа); лица в возрасте старше пенсионного и другие.

Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины – по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Проблемы пенсионной системы Республики Беларусь:

изменились социально-экономические и демографические условия, в которых начинала функционировать национальная пенсионная система. Серьёзным долговременным фактором внешнего воздействия на пенсионную систему является постарение населения. В Беларуси доля лиц, достигших 65-летнего возраста в два раза выше критерия ООН, относящего население к старому. Население страны считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%, в Беларуси этот показатель составляет 14,6%. Это является следствием также резкого снижения рождаемости (в сравнении с 1990 годом более чем на треть).

В настоящее время почти 2,6 млн. граждан или 26,5% населения получает различные виды пенсий. На учёте в органах по труду и социальной защите состоит 2447 тыс. пенсионеров или каждый четвёртый житель республики.

Предполагается, что к 2025 году доля населения в возрасте старше пенсионного (55/60 лет) составит 28%. Общая доля получателей пенсий (включая пенсионеров по инвалидности и по случаю потери кормильца в возрасте ниже пенсионного) к тому времени может превысить 32%.

Возрастание нагрузки пенсионной системы, как известно, влечёт за собой увеличение расходов, и выполнение долговременных обязательств пенсионной системы на фоне таких тенденций станет проблематичным;

– деформация возрастной структуры общества сопровождается проблемами на рынке труда, в частности, снижением численности занятых в экономике (за период с 1990 года с 5,8 до 4,3 млн. человек);

высокий тариф взносов на пенсионное страхование. В Беларуси тариф взносов на пенсионное страхование не повышается уже почти полтора десятилетия. Поэтому может показаться, что самый простой путь к тому, чтобы обеспечить пенсионную систему необходимыми средствами и сохранить её финансовую стабильность на будущее, – повышение тарифа страховых взносов. Однако нынешний тариф взносов на пенсионное страхование, в сравнении с другими государствами, и без того один из самых высоких и ослабляет конкурентоспособность национальной экономики. Такая мера является нецелесообразной;

низкое качество управления пенсионной системой;

излишнее перераспределение сумм пенсий, т.е. отсутствие связи между размером взноса в пенсионную систему и размером получаемой пенсии. Это нивелирует уровень пенсий лицам, имевшим высокий заработок до выхода на пенсию. Так, средняя пенсия по возрасту по отношению к прошлой осовремененной заработной плате составляет 43%. При этом у лиц с относительно низким заработком пенсия составляет 60—80% их заработка, в то время как у лиц, имевших высокий доход, и, соответственно, уплачивавших больший объём взносов, пенсия (хотя и максимальная или близкая к ней) составляет лишь 15—20% заработка. Такой низкий коэффициент замещения прошлого заработка снижает мотивацию к «зарабатыванию» более высокой пенсии и уплате страховых взносов;

действие системы учёта при определении размера трудовой пенсии периодов без уплаты страховых взносов (кредитных периодов) наравне с периодами их уплаты. Нашей пенсионной системе свойственны элементы материального поощрения и компенсаций не страхового характера в виде различных надбавок и повышений, зачёта в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов, и т.д.;

наличие более 20 оснований для более раннего выхода на пенсию (на 5—10 и более лет) – около 33% всех пенсионеров. При этом пенсионные льготы оплачиваются за счёт средств общей пенсионной системы, а большинство работодателей, имеющих рабочие места с особыми условиями труда, никакой дополнительной нагрузки по оплате льгот своим работникам не несут. Бесплатный характер досрочных пенсий ведёт к тому, что работодатели, как и работники—получатели льгот, – заинтересованы в том, чтобы фактические условия труда «подтянуть» под «вредные» с целью включения той или иной профессии в «льготный» список. В результате за период с 1990 года доля «досрочников» в общей численности «новых» пенсионеров по возрасту и за выслугу лет увеличилась более чем в три раза и в 2005 году составила 27,4%.

Вместе с тем, государство начало борьбу с этим явлением: с 1 января 2013 г. работодатели начнут платить целевые взносы на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на рабочих местах, признанных неблагоприятными в результате их оценки по результатам аттестации либо на основании определённых критериев;

ухудшение финансового состояния Фонда социальной защиты;

сохранение прежних возрастных критериев выхода на пенсию (55/60 лет). В советский период (при гораздо меньшем количестве пенсионеров, в том числе «досрочников») расходы пенсионной системы сдерживались довольно жёсткими правилами выплаты пенсий в период работы. В настоящее время они выплачиваются практически без ограничений вне зависимости от величины получаемой заработной платы.

В Беларуси продолжает работу 514 тыс. пенсионеров (21% получателей пенсий). Расходы на финансирование пенсий работающим пенсионерам составляют почти 20% средств пенсионного страхования, что ограничивает возможности для приемлемых пенсий тем, кто уже не в состоянии трудиться и живёт лишь на пенсию. Правда, далеко не все работающие пенсионеры имеют высокую заработную плату (в общей численности занятых наибольший удельный вес пенсионеров, продолжающих работу, в здравоохранении, образовании, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании).

3.2. Реформа пенсионного обеспечения в Республике Беларусь

Формально в Беларуси реформа пенсионной системы идёт с 1997 г., когда постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997 г. №349 была одобрена Концепция реформы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.

Основные цели пенсионной реформы, провозглашённые в Концепции реформы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь:

– реализация гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законом случаях;

– обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы;

– адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение её устойчивого развития на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

– повышение эффективности пенсионного обеспечения граждан путём рационализации и оптимизации условий предоставления и норм пенсионного обеспечения;

– приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствие с объёмом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума, а в перспективе – минимальным потребительским бюджетом пенсионера;

– совершенствование системы управления пенсионным обеспечением [1].

Реформирование пенсионной системы в соответствии с Концепцией проводится в три этапа. На первом этапе были проведены научные исследования и подготовлены прогнозно-аналитические материалы, необходимые для разработки элементов и направлений реформирования пенсионного законодательства. На втором этапе были подготовлены проекты изменений в законодательство о пенсионном обеспечении. На третьем этапе (этап реализации) должно быть завершено построение системы пенсионного обеспечения, основанного на страховых принципах и сбалансированности интересов субъектов правоотношений по социальному страхованию.

В настоящее время пенсионная реформа находится на стадии реализации. В стране введена трёхуровневая система, что является практически мировым стандартом. Первый уровень пенсионной системы составляют социальные пенсии, второй – трудовые (страховые) пенсии и третий – дополнительные негосударственные (добровольные) пенсии.

В соответствии с Концепцией право на получение социальной пенсии предоставляется всем неработающим нетрудоспособным гражданам независимо от наличия у них трудового (страхового) стажа. Размер пенсии увязывается с бюджетом прожиточного минимума пенсионера, степенью утраты им трудоспособности (фактической или условной). При этом пенсия должна быть по возможности достаточной для обеспечения прожиточного минимума, но не создающей условий для того, чтобы люди в период активной трудовой деятельности могли не заботиться о сбережениях на старость.

Право на трудовую (страховую) пенсию, условия пенсионного обеспечения и его нормы в соответствии с Концепцией должны быть увязаны с продолжительностью уплаты и объёмом страховых взносов. В число лиц, имеющих право на трудовую пенсию, вошли все работающие по найму, а также другие граждане, охваченные системой государственного пенсионного страхования.

Минимальный размер трудовой (страховой) пенсии увязывается с бюджетом прожиточного минимума пенсионера. Максимальный размер пенсии согласно Концепции предполагается определять путём установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы и на основе которого впоследствии исчисляются пенсии с учётом экономических возможностей пенсионного фонда.

Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к государственному. Оно может осуществляться страховыми компаниями или пенсионными фондами как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем, охватывающих работников отдельных организаций или занимающихся определённой деятельностью (например, лиц, работающих под воздействием вредных факторов производственной среды), так и личного добровольного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на своё дополнительное пенсионное обеспечение. Профессиональные пенсии обеспечиваются путём создания фондов социального страхования отдельных отраслей или организаций (на основании отраслевых тарифных соглашений или коллективных договоров).

В развитие указанного положения данной Концепции принят Закон №322-З «О профессиональном пенсионном страховании», вступивший в силу с 1 января 2009 г. В данном законодательном акте страховщиком по профессиональному пенсионному страхованию назван Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

18 марта 2012 г. подписан указ Президента РБ №136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан». Документом предусмотрено, что при продолжении работы без получения государственной пенсии по возрасту после приобретения права на неё, размер пенсии прогрессивно увеличивается. За первый год повышение составит 6% заработка, принимаемого для исчисления пенсии. За два года размер повышения составит 14% (повышение на 8% за второй год работы суммируется с повышением на 6% за первый год); за три года – 24% (14% за первых два года плюс 10% за третий год); за четыре года – 36% (24% за три года плюс 12% за четвёртый); за пятый и каждый последующий год предусматривается повышение размера пенсии на 14% заработка, которые также суммируются с процентами повышения, установленными за предшествующий период (за 5 лет – 50%, за 6 лет – 64%).

В соответствии с законодательством при исчислении пенсии в стаж наравне с работой, когда производится уплата взносов, включаются периоды иной деятельности, в течение которых взносы не уплачиваются (военная служба, учёба в дневной форме получения образования, уход за детьми, инвалидами I группы и престарелыми, достигшими 80-летнего возраста). При определении заработка такие периоды пропускаются.

С учётом того, что при исчислении пенсий каждый год стажа оценивается в процентах от заработка, а заработки у всех разные, то одинаковые по своему содержанию периоды имеют в пенсии разную стоимость. Указом установлена единая стоимость всех периодов без уплаты взносов при назначении пенсии и включение таких периодов при расчёте заработка.

3.3. Трудовая пенсия по возрасту

Пенсии по возрасту – это ежемесячные денежные выплаты, назначаемые гражданам по достижении ими пенсионного возраста, установленного законом, независимо от состояния трудоспособности, в том числе и трудоспособным лицам, при наличии у них трудового (страхового) стажа и выплачиваемые пожизненно из Фонда социальной защиты населения в размерах, зависящих от прежнего заработка или от величины страхового взноса.

Законом предусмотрено три вида пенсий по возрасту: а) на общих основаниях: б) при неполном трудовом стаже; в) на льготных основаниях (досрочные пенсии по возрасту).

Пенсия по возрасту на общих основаниях.

Для возникновения права на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях необходимо наличие трёх условий:

а) факта уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения (необходимо наличие не менее 5 лет стажа работы, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы);

б) достижения пенсионного возраста 63 и 58 лет (соответственно мужчинами и женщинами);

в) наличие общего трудового стажа у мужчин 25 лет и у женщин 20 лет.

При отсутствии стажа работы, необходимого для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначаются пенсии по возрасту при неполном стаже работы. Данные пенсии назначаются лицам, имеющим не менее 5 лет стажа работы, в период которой они подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы.

Досрочные пенсии по возрасту.

Действующее законодательство установило более 20 оснований для назначения пенсий на льготных основаниях. Эти пенсии назначаются на 5—10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

К числу льготных пенсий по возрасту относятся:

– пенсии, связанные с особыми условиями труда;

– пенсии, назначаемые в связи с состоянием здоровья;

– пенсии, которые назначаются в связи с семейным положением;

– пенсии, назначаемые лицам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

Льготные пенсии также назначаются и ввиду наличия других обстоятельств, предусмотренных законом. Назначение таких пенсий возможно и без сокращения трудового стажа, но при сокращении возраста, необходимого для ухода на пенсию.

Пенсии за работу с особыми условиями труда.

Льготы в пенсионном обеспечении по возрасту в зависимости от условий труда, установлены для большого круга лиц, занятых на работах с вредными и тяжёлыми условиями труда.

Право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда независимо от места последней работы имеют:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда – по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:

– мужчины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

– женщины – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах;

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжёлыми условиями труда, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год – за каждый полный год такой работы мужчинам и за каждые 9 месяцев такой работы женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжёлыми условиями труда, – по списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:

– мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев на указанных работах;

– женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжёлыми условиями труда, при наличии стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год – за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

в) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, – по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь (оператор кручения и вытяжки, ткач и др.), – по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

д) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

е) женщины, работающие животноводами животноводческих комплексов (операторами механизированных ферм), свиноводами (операторами свиноводческих комплексов и механизированных ферм), а также работающие доярками (операторами машинного доения), по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам:

– мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

– женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

Приравнивание отдельных пригородных маршрутов по условиям труда к городским перевозкам производится в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

з) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах:

– мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

– женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе.

Работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды, гранита и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин – при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет.

Пенсии, назначаемые в связи с состоянием здоровья.

В зависимости от состояния здоровья право на пенсию на льготных основаниях имеют три категории граждан: инвалиды войны; лица больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики; инвалиды с детства.

Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, имеют право на пенсию по возрасту:

– мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

– женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту:

– мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

– женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики имеют право на пенсию по возрасту:

– мужчины – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

– женщины – по достижении 40 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

Пенсии по возрасту на льготных основаниях в связи с семейным положением назначаются: многодетным матерям; родителям инвалидов с детства; матерям погибших военнослужащих.

Матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, предоставлено право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет.

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 16-летнего возраста, при стаже работы в организациях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачёта в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.

Матери, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, Это обстоятельство учитывается только в том случае, если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не использовала приобретённого ею права на пенсию по возрасту и отказалась от этого права в пользу отца, или не использовала право на пенсию по возрасту в связи с её смертью.

Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» предусмотрена возможность назначения пенсии:

– гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации. Им по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, в том числе на льготных условиях, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством возраста;

– безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель – досрочно, но не ранее чем за один год до установленного законодательством возраста.

Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами возраста, дающего право на пенсию, в том числе на льготных условиях, осуществляется за счёт средств государственного фонда содействия занятости

В соответствии со ст. 47 Закона от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» при ликвидации государственного органа, сокращении численности или штата работников пенсия по возрасту государственным служащим назначается и выплачивается досрочно в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Условия пенсионного обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Льготные условия назначения пенсий по возрасту предусмотрены Законом Республики Беларусь от 6 января 2009 г. №9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначаются со снижением возраста:

– принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году, – на 10 лет;

– принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986—1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) (кроме занятых в 10-километровой зоне), и участникам ликвидации других радиационных аварий, …, при условии наступления инвалидности независимо от её причины (кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства) – на 5 лет.

Гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий пенсии по возрасту назначаются:

– мужчинам – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

– женщинам – по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет.

Надбавки и повышения пенсий по возрасту

К пенсии по возрасту устанавливается надбавка на уход:

– инвалидам I группы – 100% минимального размера пенсии по возрасту;

– пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, а также другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий (МРЭК) или врачебно-консультационных комиссий (ВКК) в постоянной посторонней помощи, – 50% минимального размера пенсии по возрасту.

При наличии права на надбавку на уход по двум основаниям, надбавка начисляется по одному из них.

Указом президента РБ от 16.01.2012 г. №35 «О повышении пенсий» с 1 января 2012 г. не работающим пенсионерам, достигшим 75 лет установлена целевая надбавка 75% минимальной пенсии по возрасту, 80 лет – 100% минимальной пенсии по возрасту (в феврале 2012 г. это составляло 132540 и 176720 рублей, соответственно).

Инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50% минимального размера пенсии по возрасту.

Документы, которые необходимо представить заявителю для назначения пенсии по возрасту

При обращении за назначением пенсии заявитель предъявляет документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство (паспорт гражданина Республики Беларусь, справку установленной формы, выдаваемую органом внутренних дел по месту жительства в замен утерянного паспорта, вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства).

К заявлению о назначении пенсии по возрасту должны быть приложены:

– документы, подтверждающие стаж работы: трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, военный билет, документы об обучении в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре, справка о периоде получения пособия по безработице и т. д. (периоды, засчитываемые в стаж для назначения пенсии указаны в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»);

– справка о заработке за 19 лет подряд из последних 29 лет работы и с июля 1998 года по декабрь 2002 года (для граждан, оформляющих пенсию в 2013 году);

– страховое свидетельство государственного социального страхования (для лиц, работавших после 1 января 2003 года).

В необходимых случаях представляются:

– документы, подтверждающие стаж, дающий право на пенсию за работу с особыми условиями труда (справки установленной формы);

– при назначении пенсии многодетным матерям – документы о рождении детей и воспитании их до 8-летнего (16-летнего) возраста;

– документы, подтверждающие, что ребёнок заявителя признавался инвалидом с детства или ребёнком-инвалидом, и о воспитании его не менее 8 лет в период до его совершеннолетия;

– при назначении пенсии матерям военнослужащих – документ о смерти военнослужащего и о причинной связи смерти с исполнением обязанностей военной службы, а также документ, подтверждающий родственные отношения с умершим (если это не усматривается из документа о смерти);

– при назначении пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» – документы, подтверждающие, что заявитель имеет право на назначение пенсии по возрасту досрочно;

– документы, удостоверяющие право заявителя на надбавку и (или) повышение пенсии;

– документ, содержащий сведения о составе семьи, выданный организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или сельским (поселковым) Советом депутатов (для решения вопроса о признании заявителя одиноким);

– документы о присвоении почётного звания «Мать-героиня».

3.4. Механизм исчисления пенсий по возрасту

Размер трудовой пенсии соизмеряется с трудовым вкладом гражданина. Для этого исчисляется его средний заработок и стаж работы. Основной размер пенсии по возрасту составляет 55% к среднемесячному заработку пенсионера, определённого с учётом ст. 56 Закона «О пенсионном обеспечении». В Законе «О пенсионном обеспечении» минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере 25% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждённого Правительством Республики Беларусь за два последних квартала.

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата 20% средней зарплаты в республике.

Сверх 55% начисляется 1% заработка за каждый полный год работы сверх 25 лет мужчинам и 20 лет – женщинам. Увеличение производится в пределах 20% заработка (минимального размера пенсии). Кроме того, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста и имеющим 25-летний трудовой стаж, и женщинам, достигшим 55 лет и при стаже работы 20 лет, размер пенсии по возрасту увеличивается на 1% заработка, но не менее чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту за каждые полные два месяца работы, прошедшие со дня возникновения права на пенсию до дня обращения за её назначением.

Пенсии исчисляются в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией. При этом заработок не свыше 130% средней заработной платы рабочих и служащих в пределах 10% указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10%в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10%. Заработок от 130 до 400% средней заработной платы рабочих и служащих учитывается в размере 10%.

Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20%, а лицам, длительное время занятым па подземных и открытых горных работах, – в размере 30%). Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

Начиная с 1 января 2000 г. ежегодно при назначении пенсии увеличивается на один год 5-летний период, за который учитывается заработок для исчисления пенсии, а также 15-летний период, из которого он избирается лицом, обратившимся за пенсией, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы в Фонд социальной защиты населения. В тех случаях, когда лицо проработало менее установленного периода, заработок для исчисления пенсии определяется за фактически отработанные календарные месяцы.

Для корректировки среднемесячного фактического заработка определяется индивидуальными коэффициент заработка пенсионера путём соотнесения ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы рабочих и служащих в республике в тех же месяцах.

Корректировка среднемесячного фактического заработка производится путём умножения величины средней заработной платы рабочих и служащих в республике на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Справка о размере заработка выдаётся работодателем за периоды работы до 1 января 2000 г. на основании персонифицированного учёта. Форма справки о заработке утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Для исчисления пенсии в заработок включаются все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении. В заработок для исчисления пенсии включаются за соответствующие периоды пособие по временной нетрудоспособности либо сохранявшийся за работником средний заработок.

Лицам, подлежащим государственному социальному страхованию, при условии уплаты страховых взносов для исчисления пенсии учитываются суммы, принятые для определения взносов в Фонд социальной защиты.

Натуральные выплаты учитываются исходя из средней цены реализации соответствующей продукции за отчётный период.

Исчисление пенсии при неполном стаже работы и некоторым категориям граждан

При неполном стаже работы пенсии назначаются в размере, исчисленном пропорционально имеющемуся стажу.

При исчислении пенсии при неполном стаже работы сначала определяется соответствующая полная пенсия. Далее эта пенсия делится на число месяцев требуемого полного стажа работы. Полученная сумма умножается на число месяцев имеющегося фактического стажа работы. В этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается. Пенсия при неполном стаже назначается пропорционально имеющемуся стажу, исходя из минимального размера пенсии, но во всех случаях не менее пенсии, установленной для соответствующей категории нетрудоспособных.

Конец ознакомительного фрагмента.